Новости советский тыл

В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов. В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося.

Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре

Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. С начала войны и до октября 1941 года было перебазировано в тыл не менее 65% предприятий военно-промышленного комплекса. Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

В выходной день достаточно было предупредить человека за короткий срок, чтобы вызвать его на работу, которая могла продолжаться до шестнадцати часов. Мало кто мог выдержать такой изматывающий, безжалостный график. Усталость повышала вероятность несчастных случаев, ослабляла способность сопротивляться инфекциям, делала выздоровление после болезни или травмы более продолжительным и в сочетании с недостатком пищи вела к повышенной заболеваемости и смертности на почве истощения. Помимо долгих смен, рабочие, жаловались участники профсоюза рабочих промышленности вооружения СССР, занимались огородом, носили дрова, заботились о детях и других иждивенцах и проходили большие расстояния, каждый день идя на предприятие и возвращаясь обратно. В отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий, кипяченой воды и мыла респираторные, желудочно-кишечные и кожные инфекции моментально распространялись в переполненных общежитиях и землянках. По оценкам большинства промышленных наркоматов, время, потерянное рабочими из-за распространения кожных заболеваний, по сравнению с 1940 годом увеличилось на 50—100 процентов. В большинстве случаев речь шла о бактериальных инфекциях: фурункулезе, пиодермии, карбункуле и роже, — но причиной некоторых были и паразиты, наиболее распространенное из таких заболеваний — чесотка. При плохой гигиене, нехватке защитной одежды, мыла, элементарных средств для оказания первой помощи и антисептиков самая безобидная и незначительная травма — царапина, порез, трещина на коже — рисковала быстро перерасти в серьезную болезнь. В 1942—1944 годах на Горьковском автомобильном заводе ГАЗе ежегодно примерно каждый пятый рабочий страдал достаточно серьезным кожным заболеванием, чтобы не выходить на работу, причем в среднем каждый из них болел по девять-десять дней.

Но так обстояло дело не только на ГАЗе. Горьковский станкозавод терял из-за кожных заболеваний почти вдвое больше дней, чем ГАЗ. В ряде отраслей рабочие контактировали с чрезвычайно едкими эмульсиями, используемыми для смазки или охлаждения оборудования и вызывавшими химические ожоги, а если их регулярно не фильтровали, то и создававшими питательную среду для бактерий. Повсеместно недоставало чистых бинтов для перевязки, поэтому раны либо не обрабатывали, либо рабочие перевязывали их грязными тряпками. Антисептика в целом считалась новым словом в медицине. За один только месяц пришлось обработать более чем 3000 таких ран. Некоторые наблюдательные заводские врачи отметили тесную связь между кожными заболеваниями и серьезным истощением — позднее в ходе научных исследований питания эта догадка подтвердилась. Когда человек не получал жиров, белка и цинка, даже неглубокие ранки заживали долго, а риск заражения увеличивался.

Опаснее всего было работать в таких отраслях, как добыча угля, черная металлургия, машиностроение и химическое производство. В 1943 году на угольных шахтах Кузбасса зафиксировали один несчастный случай на каждых шестерых рабочих, а на химических заводах — один на каждые двенадцать человек в 1942 году и один на каждые тринадцать в 1943-м. Среди несчастных случаев было много серьезных, даже со смертельным исходом. Среднестатистическое происшествие выводило рабочего из строя в Кузбассе на двенадцать рабочих дней, на химических комбинатах — на четырнадцать, на ГАЗе — на четырнадцать с половиной, что почти вдвое превышало число дней, которые ГАЗ терял из-за несчастных случаев в предшествующие войне месяцы.

Дмитрий Лысков: Это, конечно, огромнейший пласт. Алексей Юрьевич… Евгений Спицын: Я прошу прощения.

Дмитрий Лысков: Да, прошу вас, конечно. Евгений Спицын: У меня у отца его отец а мой дед, соответственно , он в Сокольниках здесь работал на минометном заводе. Был создан специальный Наркомат минометного вооружения, возглавил его генерал-полковник Паршин. И вот они создавали там знаменитые "Катюши". Он дважды просился на фронт, и ему под угрозой расстрела вообще запретили впредь даже заикаться об этом. Дмитрий Лысков: И, кстати сказать, это отдельная трагедия людей, которые работали на предприятиях, которые просились на фронт, но их не отпускали.

Они чувствовали, естественно, вину перед теми, кто сражался на фронте. Но они тоже делали совершенно несравнимое дело. Евгений Спицын: Ну, это были высококлассные инженеры, которые… Кстати, его старший сын погиб на фронте в Сталинградской битве 20 ноября 42-го года, на второй день Сталинградского наступления. И воевал он в войсках 5-й гвардейской танковой армии, генерал-полковник Романенко, и похоронен там, на хуторе Блиновский. Ну, это я так… Извините. Личное воспоминание.

Дмитрий Лысков: Нет, огромное спасибо вам за эти воспоминания. Алексей Юрьевич, вы снимали документальный фильм, посвященный эвакуации. Понятно, что наркомов было найти проще. А вот героев для вашего фильма просто ли было найти? Алексей Ханютин: Ой, это была целая эпопея. На самом деле мы снимали этот фильм 10 лет назад, и тогда еще очень многие непосредственные свидетели и участники этого процесса были живы.

К сожалению, наркомы и высшее руководство к тому времени уже ушли из этой жизни. Но были те, кто стояли у станков. Были те, кто эвакуировались из Москвы и Ленинграда, из Украины. То есть на самом деле свидетелей живых было очень много. Сейчас, к сожалению, они уходят. Это уходящая натура.

И конечно, я рад, что нам удалось снять этих людей и их свидетельства, которые будут представлять некую объективную ценность и помимо нашего фильма. Дмитрий Лысков: Что больше всего поразило? Наверняка был какой-то факт, который зацепил настолько, что до сих пор остался в памяти? Алексей Ханютин: Вы знаете, это огромная панорама. Поразило, наверное, то, что люди рассказывают какое-то огромное количество всяких ужасов про то, как голодали, про то, как обокрали, как утянули карточки, про то, как еле выжили, а "все-таки люди тогда были добрее". Вот это какая-то очень интересная аберрация, свойственная человеческой памяти, когда объективная картина часто бывает драматическая, трагическая и вообще ужасная, но что-то заставляет вспоминать с какой-то теплотой.

Наверное, каждый отдельный случай, когда кто-то вернул эти карточки, кто-то обогрел или кто-то помог — они на этом фоне воспринимались, так сказать, очень ярко. А Оливер Стоун в одном из своих фильмов назвал эвакуацию промышленности "второй индустриализацией Сталина". Вот как такие оценки, с точки зрения современной исторической науки? Михаил Мухин: Ну, про "вторую индустриализацию" не скажу. Это, по-моему, на мой взгляд, очень натянуто. А то, что событие, которое выиграло войну — да, согласен.

Именно вот таким нестандартным ходом — ходом, который в Берлине никто предусмотреть не смог, — в общем-то, в значительной степени Советский Союз… Не могу сказать "выиграл войну", но скажем так: в первые недели войны Советский Союз войну едва не проиграл, ситуация на фронте действительно была катастрофической. Но вот таким нестандартным ходом Советский Союз, по крайней мере, отодвинул неизбежное поражение. Это дало Советскому Союзу шанс на то, чтобы выиграть в дальнейшем. И надо сказать, что именно экономическая победа, которая была обеспечена эвакуацией, и обеспечила победу Советского Союза в целом. Видите ли, некоторое время тому назад было очень модно рассуждать, что Советский Союз победил, завалив неприятеля трупами. Так вот, я хотел бы подчеркнуть, что Советский Союз победил, завалив неприятеля сталью, свинцом и взрывчаткой.

Советский Союз произвел больше самолетов, чем Рейх. Советский Союз произвел больше танков, чем Рейх. И так далее, и так далее, и так далее. И вот за счет этого победили. Дмитрий Лысков: В современных войнах не воюет население, а воюет оружие. Это справедливо.

Михаил Мухин: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на один очень важный момент. Это была победа, с точки зрения классической геоэкономики, практически невозможная, потому что на 1940 год Рейх с учетом присоединенных и поставленных под его контроль государств производил приблизительно в 2,5 раза больше стали, выплавлял приблизительно в 3,5, а может, даже в 4 раза больше алюминия, производил приблизительно в 2,5 раза больше электроэнергии. То есть, с точки зрения классической геоэкономики, Советский Союз войну уже проиграл. Тем не менее он ее выиграл, и именно экономически. Дмитрий Лысков: Господа, я прошу прощения. Давайте сейчас посмотрим небольшую справку, чем же все-таки была эвакуация промышленности, и продолжим нашу дискуссию.

На рубеже 30-х и 40-х годов из аграрной страны СССР превращается в мощную индустриальную державу. Только в период с 1938 по 1941 годы было пущено в строй около 3 тысяч новых крупных заводов и фабрик. При этом в местах предприятий-гигантов в разных районах страны строятся средние по величине предприятия-дублеры. Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы.

Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств. Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза. Евгений Юрьевич, а почему такое распределение?

Советская республика всегда была в кольце врагов. Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику. Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее.

Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее. И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место. То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было.

То, что мы бы выводили заводы на восток? Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет.

Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства. И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты.

Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало. Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить.

Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были. Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет.

Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно.

И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были.

Дмитрий Лысков: Они существовали? Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой.

Уже в сентябре началась блокада Ленинграда. Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода.

Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы.

Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да. Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения.

Так, заместитель председателя правительства Забайкальского края Николай Захаров, принимавший участие в специальной военной операции, поблагодарил «Народный фронт», руководство ЗабЖД и волонтёров, деятельно участвующих в приближении победы. Забайкальская железная дорога более двух лет с самого начала специальной военной операции активно участвует в формировании и отправке гуманитарных грузов, подготовке автомобильной техники. Наши добровольцы занимаются изготовлением палаток, тактических носилок, окопных свечей, маскировочных сетей, шьют вещи для бойцов. И эта работа будет продолжаться.

Был увеличен выпуск товаров, по многим показателям удалось превзойти довоенный уровень промышленной продукции. Главной причиной экономического рывка был, безусловно, трудовой и моральный подвиг народа. Большой вклад в развитие техники внесли советские ученые. Туполев, С. Королев и другие выдающиеся инженеры-конструкторы в годы войны разрабатывали новейшую технику и вооружение для советской армии. К концу войны советская техника уже превосходит немецкую по многим параметрам. Важно упомянуть и поставки союзников в СССР по ленд-лизу. Союзники англичане, американцы поставляли нам вооружение, автомобили, средства связи, продукты питания. Государственная политика часто была чрезвычайно жесткой, но все же тяжелейшая задача первых лет войны была решена: СССР был готов воевать и готов победить. Социальная политика Как уже упоминалось выше, условия труда для населения ужесточились. Помимо этого, в тылу проводилась военная подготовка населения. Граждане тыла должны были научиться хотя бы минимальным правилам обороны и взаимодействия в условиях войны. В годы войны продолжились репрессии. Командующий Западного фронта Д. Павлов был расстрелян в 1941 году «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти». Практиковалось насильственное переселение народов. Например, были переселены немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары. Культура В военные годы изменилось отношение власти к церкви. В сентябре 1943 г. Патриархом избран митрополит Сергий. Патриарх объявил войну священной, его поддержал лидер советских мусульман, объявивший фашистам джихад. Не могла не отозваться на такое страшное событие, как война, и культура.

«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны)

Героизм тружеников тыла Все достижения экономики в военные годы опирались на самоотверженный труд советских людей. Женщины и подростки работали в тяжелых условиях, проявляли необычайные стойкость и упорство, не жалели сил и здоровья. Советские люди массово записывались в ополчение, сдавали кровь, жертвовали деньги и материальные ценности на нужды оборонной промышленности. Девушки, не достигшие совершеннолетия, скрывали свой возраст, чтобы пойти медсестрами на фронт. Все для фронта, все для победы над врагом! В те годы это был не просто лозунг, придуманный властью, а настоящий закон жизни для большинства рабочих и служащих. Советский тыл в годы Отечественной войны представлен был в основном женщинами и подростками, которые становились к станку вместо мужчин, а в 1943 году широко развернулось движение молодежи за выполнение и перевыполнение плана. Социальная и национальная политика Мобилизацию подлежали миллионы советских граждан, а в тылу развернулось масштабное обучение военному и медицинскому делу. Все предприятия были переведены на военное положение. Установлен одиннадцатичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя, отпуска отменялись, а сверхурочные работы стали обязательными. В годы войны продолжались аресты и репрессии.

Солдаты и офицеры, попавшие в плен, объявлялись изменниками, а их семьи лишались гос. В самом начале немецкого наступления подозреваемые в контрреволюционной деятельности или осужденные подлежали расстрелу на месте. С началом войны значительно оживились и национальные движения, которые добивались независимости республик. Подобная антисоветская деятельность некоторых граждан стала причиной ужесточения национальной политики. Репрессированы были немцы Поволжья, крымские татары, чеченцы, балкарцы, понтийские греки. В Сибирь сослали более 50 тыс.

Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Продолжение следует. Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Сбор данных продолжается. Масштабы показывают, насколько тяжело было людям достигать Победу в тылу. Это подвиг наших земляков, которым мы, конечно, должны гордиться. От души благодарю всю область, всех, кто работал и работает над сбором данных.

Издание будет интересно не только историкам, политологам и культурологам, но и широкой аудитории, сохраняющей память о войне 1941—1945 гг. Почитать об этом подробнее можно тут Ok Подписка на рассылку Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости Подписаться Вы успешно подписались!

Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134

Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было.

В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить".

Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да. Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года.

По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году. Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года".

При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения.

В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит?

Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение.

Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали.

И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела.

Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению.

Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила?

Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было.

Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем. Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода.

Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать.

Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин. А потом, в октябре, был создан еще один комитет — уже Комитет по эвакуации, который возглавил Анастас Иванович Микоян, зампред Совета народных комиссар и член Политбюро ЦК.

И он саккумулировал вот эти структуры, которые потом полностью отвечали за эвакуацию промышленности. У нас очень часто забывают вот о чем, когда говорят о партийных комитетах: реальной эвакуацией на восток занимались не партийные комитеты, а управления внутренних дел НКВД СССР на местах под руководством Лаврентия Павлович Берии. Михаил Мухин: Вы знаете, мне бы хотелось обратить внимание на два момента… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, паника, наверное, все-таки была вначале? А когда удалось установить порядок?

Михаил Мухин: Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие понимали, в каких условиях это проводилось. Я приведу, но я хорошо понимаю, что это, как говорил Ленин, "игра фактов". Можно приводить и такие факты, и такие факты. Ну, вот такой наглядный пример… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, мы как раз собрались, чтобы разобраться.

И факты, я думаю, здесь абсолютно не лишние. Так совпало, что хронологически начало эвакуации совпало с прорывом в западные предместья города авангарда группы армий "Юг". То есть с первого дня эвакуации производственная площадка оказалась в зоне досягаемости не только артиллерийского, но и минометного огня неприятеля. Поэтому часть рабочих с кувалдами наперевес, извините, демонтировали станки и волокли их на вокзал, а другая часть рабочих расхватала винтовки и побежала в предместье останавливать немецких мотоциклистов.

И в этой ситуации я не удивлюсь, что они там забыли не только левый сапог, но там много чего можно было забыть. А вообще, когда мы говорим… Понимаете, здесь очень трудно сказать "да" или сказать "нет". Здесь было и то, и другое. Если мы скажем, что управление без системы партийных органов было бы потеряно — это правда, оно было бы потеряно, потому что партийная система являлась главной системой управления Советским Союзом.

Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме. Но в то же время, когда мы говорим, что у нас была гениальная система управления, надо учитывать, что она работала очень по-разному. Я приведу конкретный факт.

В материалах Куйбышевского обкома партии до 19 июля вообще не встречается слово "война". Поэтому 19 июля ЦК ВКП б издает специальное постановление, в котором он говорит, что отдельные, скажем так, обкомы до сих пор не осознали, что страна находится в состоянии войны, что над страной нависла угроза, поэтому ведут себя как-то, скажем так, неправильно. То есть этот вопрос решался на уровне ЦК. Скажем так, руководил ли процессом эвакуации и вообще управлением советской промышленностью аппарат партийного управления?

Да, руководил. Работал ли он, как часы? Нет, не работал. Это был очень сложный, очень непростой процесс.

Но в целом, подводя итог, надо сказать, что, в общем-то, результат был скорее положительный. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, вот чтобы было понятно. Мы сейчас слышали, как эвакуировался запорожский завод: действительно, часть рабочих с винтовками отбивается, а часть кувалдами разбирает станки. Но ведь, понимаете, многие… Булат Нигматулин: Даже фильм был на основе этих материалов.

Евгений Спицын: Да, Матвеев снял фильм "Особо важное задание". Булат Нигматулин: "Особо важное задание", Матвеев. Там генерал-майор. Был главный инженер, а потом директор этого завода.

Дмитрий Лысков: Может быть, вы попробуете дать представление и мне, и нашим зрителям, что это с точки зрения технической? Как это? Вот есть завод, к которому подведены все коммуникации, в котором налажено производство. Как его можно снять, погрузить и вывезти?

Что это? Евгений Спицын: Платформы подгоняли. Примерно 1360 крупных заводов, а всего 2600 этих заводов промышленных. Крупные заводы, средние заводы были вывезены.

Евгений Спицын: Причем Куманев сказал, что эти цифры очень условные, их надо уточнять. Булат Нигматулин: Да, еще многие без документов вывозились, вот как раз когда уже окружение было или потеря завода, территория завода захвачена уже противником. Обращаю внимание, что платформы подводили. Приказ был.

Местные органы власти, включая партийные, вопросы решали. Решали же, они же давали приказ. Просто так рабочие не собирали бы кувалдой. Евгений Спицын: Конечно.

Булат Нигматулин: Директор завода работал, партком работал. Так же нельзя. Это такое количество! Часы решали, сутки решали.

А ведь было сказано… Дмитрий Лысков: Нет, если я не ошибаюсь… Булат Нигматулин: Это значит, что без управления… Дмитрий Лысков: Ну, не может же стихийно завод переехать, я согласен. Нужно управление. Булат Нигматулин: Стихийно невозможно это сделать. Булат Нигматулин: Дальше.

Конечно, заводы были подчинены наркоматам. У каждого наркомата, будем считать, с начала войны были программы, развертывали планы эвакуации — из точки "А" в точку "Б". Не были же брошены эшелоны. Это же надо понять.

Представьте себе — за полгода было 1,5 миллиона вагонов, 30 тысяч эшелонов железнодорожных. Дмитрий Лысков: А ведь навстречу шли эшелоны, которые шли на фронт. Булат Нигматулин: Эти эшелоны шли навстречу. Были пробки.

Ведь надо было почти 2,5 миллиона человек перевезти с востока, с мест мобилизации на фронты, в районы военных действий. И это все смогли сделать. Я хочу сказать, что вот у нас было 700 тысяч станков на начало войны. Мы 100 тысяч станков потеряли.

Мы потеряли достаточно… Не так много, кстати. Немцы говорили… Мы не так много потеряли паровозов, вагонов. Евгений Спицын: Да у немцев все время своя статистика. Булат Нигматулин: Проблема была, кстати, у них.

По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин. Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд. Установка стелы - дань памяти нашим землякам. Мы никогда не забудем их трудовые и военные заслуги во имя будущего нашей Родины.

Сергей Кондратьев, генеральный директор АО "Новосибирский механический завод "Искра": - Установка памятной стелы - необходимое и своевременное увековечивание подлинного трудового героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной войны. В глубоком тылу, в тяжелых, порой экстремальных условиях, днем и ночью руками сибиряков ковалась Великая Победа. Память об этом подвиге должна жить в сердцах поколений. Новосибирский механический завод "Искра" стал одним из предприятий, рождение которому дал именно трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны. В нашем музее мы храним имена заводчан тех лет и документы, являющиеся свидетельством их героического труда.

Они внесли огромный вклад в достижение победы над фашизмом, обеспечив бесперебойное производство необходимой фронту продукции.

Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу. В тяжелейших условиях они растили и убирали хлеб, строили заводы, выпускали снаряды, танки, самолеты, одевали наших солдат и офицеров, перестраивали науку на военные нужды. Люди нашей страны были едины в своем стремлении — выжить, победить и восстановить разрушенное фашистами. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла.

Назад 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района Сегодня 16 июня 2022 свой 100 летний юбилей празднует замечательный человек Гималева Назиба, ветеран Великой Отечественной войны - труженик тыла. Назиба родилась в деревне Уразьметьево Октябрьского района Пермской области. В многодетной семье, в которой воспитывались 7 детей.

Деревенская жизнь легкой никогда не была и поэтому детвора рано привыкла к тому, что труд и помощь старшим это само собой разумеющееся.

Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность

Тыл – это половина победы, и даже больше все, что нужно было фронту для разгрома врага.
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны.
Трудовая доблесть тылового города Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу.

"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов

Книга 1. Общие проблемы – На большом документальном материале показано огромное значение советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне. Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне.

Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945

Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью.

Комментарии

  • Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература
  • «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»
  • Всё для Победы
  • Тыл оказывает поддержку фронту
  • Подвиг советского тыла
  • ФОТОХРОНИКА ПОБЕДЫ

Главный снабженец всех фронтов

Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.

Люди нашей страны были едины в своем стремлении — выжить, победить и восстановить разрушенное фашистами. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. На ней представлена литература общего характера, раскрывающая роль тыла в Великой Отечественной войне, книги и журнальные статьи о детях и подростках, которым довелось работать в военные годы, о тяжести труда, упавшей на женские плечи. Наш читатель найдет на выставке литературу о перестройке экономики, эвакуации заводов, о роли науки в разработке нового оружия в годы великой войны 1941 — 1945 годов. Раздел «Наш край прифронтовой» раскрывает тему вклада наших земляков в победу над фашистской Германией.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны.

Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях.

К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 10 млн т. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т. Дорожные войска построили и восстановили ок.

Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность

«Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу.

Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134

Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» показано влияние военного времени на судьбы крестьянства, его борьба за обеспечение страны продовольствием, героическое сопротивление захватчикам на оккупированной гитлеровскими войсками территории. Представлена статистика о динамике колхозного населения, о развитии земледелия и животноводства, о распределении колхозной продукции. Издание основано на систематизированном документальном материале. Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А. Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета. Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне. От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий.

В издании Г. Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны. Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я. Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами. В книге Героя Советского Союза П. Михайлова «После заката — взлет» рассказывается о боевых действиях летчиков транспортной авиации. Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине. Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива.

Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве.

С учетом возрастания угрозы войны все большее значение уделялось созданию современных видов вооружения и военной техники, способных дать отпор агрессорам в случае их нападения. В кратчайшие сроки были созданы авиационное, тракторное машиностроение, в том числе Сталинградский, Харьковский, Ленинградский тракторный заводы, автомобильное и судостроительное производства, составившие основу оборонной промышленности. Одновременно были построены новые и реконструированы старые заводы по производству артиллерийского и стрелкового вооружения, боеприпасов. В результате проведенной коллективизации сельского хозяйства СССР возрос уровень товарного производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, предпринятые советским правительством меры по развитию народного хозяйства позволили выдержать не только нападение на нашу страну крупнейшей на тот момент армии мира, но и тяжелейшие испытания ужасной войны и, в конце концов, обеспечить победу над фашистской Германией и ее союзниками. В силу того, что, во-первых, был нарушен Пакт о взаимном ненападении между Германией и СССР, во-вторых, только с 1 сентября 1939 года введена всеобщая воинская обязанность и по ряду других причин, в первые месяцы войны Красная Армия претерпела неудачи. Летом 1941 года враг оккупировал основные западные районы страны. С момента нападения перед советским правительством встала труднейшая задача срочного перевода всех отраслей народного хозяйства на военные рельсы и обеспечения действующей армии современной военной продукцией в условиях резко снизившихся производственных мощностей. С первых дней войны руководство страны приняло за основу главный военный принцип управления — единоначалие. В самый критичный период существования государства для управления экономикой и армией был сформирован единый орган — Государственный комитет обороны — структура, постоянно державшая в поле зрения все вопросы жизни и деятельности страны, подчинявшая их решению главной задачи — достижению победы над врагом.

Избранный председателем Государственного комитета обороны И. Сталин наряду с этим возглавил Народный комиссариат обороны СССР, стал Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, а с учетом того, что он до начала войны был генеральным секретарем ЦК ВКП б и председателем Совета народных комиссаров СССР, то концентрация власти и ответственности была сосредоточена практически в руках одного человека. Это позволило успешно осуществлять руководство фронтом, тылом, а также внешней политикой. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. За время войны Государственным комитетом обороны ГКО было принято почти 10 тысяч постановлений, из которых три четверти касались вопросов функционирования экономики и организации военного производства, то есть тыла страны. Но еще до создания ГКО был принят ряд стратегических решений для принятия мер по отражению агрессии.

Так, 24 июня 1941 года при СНК СССР был создан Совет по эвакуации — для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей на восток страны — Урал и за его пределы, в районы, недостижимые для врага. Лозунг «Все для фронта — все для Победы! За 1941—1942 годы из прифронтовых районов вглубь страны были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 1,5 тыс. Труженики тыла, зачастую на пустом месте, собирали эвакуированное оборудование и незамедлительно приступали к выпуску продукции для фронта, работали, не покладая рук, в условиях голода и холода, на пределе возможностей человека. Масштаб проведенной народом СССР работы сопоставим с подвигами советских солдат в крупнейших операциях Великой Отечественной войны. Военная промышленность страны, достигшая к осени 1942 года значительного развития, не только увеличивала выпуск вооружения и военной техники, но и благодаря неустанному труду советских ученых и конструкторов осваивала выпуск новых средств вооруженной борьбы.

Ценой титанических усилий советского народа были решены сложнейшие задачи по увеличению мощностей угольной, металлургической и других видов промышленности, наращивание сырьевой и продовольственной баз на востоке страны. В невиданном объеме и размахе раскрывалось мужество советского народа! Созданная в ходе Великой Отечественной войны советская военная экономика сумела превысить мощь и мобильность фашистской Германии. После войны немецкие военачальники признавали, что одной из главных их ошибок была недооценка возможностей советского народного хозяйства. За эти годы тяжелейших испытаний, имея по сравнению с нацистской Германией в 3 раза меньше металла и в 4 раза меньше угля, труженики советского тыла произвели в 2 раза больше самолетов, почти в 1,5 раза больше снарядов, бомб и мин, чем промышленность третьего рейха. Особо следует отметить огромный вклад в укрепление оборонной мощи страны советских женщин.

Миллионам женщин пришлось овладеть профессиями, которые всегда считались исконно мужскими, и не согнуться под тяжестью всех выпавших на них невзгод. Именно они вынесли на своих плечах основные тяготы труда в тылу страны. С 1941 по 1945 год количество женщин, овладевших профессией токаря, увеличилось в 2 раза, слесаря — в 3 раза, водителя — в 8 раз. Даже такой тяжелой мужской профессией, как шахтер, женщины овладели вполне успешно. В Кузбассе в 1941 году при потере Донецкого угольного бассейна шахтерами работали более 40 тысяч женщин, а в самом тяжелом для региона 1942 году — более 60 тысяч. Женщины в тылу Объективности ради необходимо отметить, что некоторую роль в материальном обеспечении издержек страны сыграли союзнические поставки.

Эшелон с танками. Курская дуга Главным связующим звеном между экономикой страны и действующей армией был Тыл Вооруженных Сил СССР, являющийся его составной частью, который выполнял задачи по доведению до войск и поддержанию в исправном состоянии вооружения и военной техники, обеспечению продовольствием, боеприпасами, горючим и другими необходимыми для ведения боевых действий материальными средствами. К сожалению, к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии не существовало единой централизованной системы тылового обеспечения. Структуры центральных органов управления тылом были подчинены шести различным начальствующим субъектам Народного комиссариата обороны СССР и других ведомств: - Главное автобронетанковое управление непосредственно подчинялось Народному комиссару обороны СССР Маршалу Советского Союза С. Тимошенко; - Главное интендантское управление управления продовольственного, обозно-вещевого снабжения и квартирного довольствия , Санитарное и Ветеринарное управления — первому заместителю Народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза С. Буденному; - Управления устройства тыла, военных сообщений, горюче-смазочных материалов, автодорожный отдел — начальнику Генерального штаба Красной Армии генералу армии Г.

Кулику; - Главное управление строительства аэродромов и Главное управление шоссейных дорог находились в подчинении Народного комиссариата внутренних дел; - Особый железнодорожный корпус подчинялся Народному комиссариату путей сообщения. Уже первые дни войны выявили неэффективность их работы и неуправляемость разрозненными обеспечивающими структурами, что отразилось как на снабжении войск, так и на эвакуации раненых.

Называются имена и других героев труда. Искренний настрой тружеников тыла на героическую работу выразил Нурулла Базетов: «Только тогда отойду от печи отдыхать, когда скажут: "Базетов, война кончилась, Родина наша свободна от фашистов, бери отпуск! Отражена в плакате традиция военных лет, когда накануне нового года уральцы отправляли Верховному Главнокомандующему И.

Сталину новогодние рапорты и клятвы, в которых отчитывались за сделанное для фронта и брали обязательства на грядущий трудовой год. Обозначены и два крупнейших города Среднего Урала. Ведь еще летом 1941 г. Клятва уральцев крепка! Бумага, клеевая краска; трафарет.

Большую силу воздействия в военные годы имели плакаты-клятвы и плакаты-рапорты, напрямую обращавшиеся к Верховному Главнокомандующему и главе ГКО И. Сталину, культ и авторитет которого был непререкаем. Клятвенные обещания трудовых коллективов печатали в прессе, озвучивали на радио, зачитывали на митингах, издавали отдельными листовками и распространяли по заводским цехам, партактивам и профсоюзным организациям. С нерадивых работников коллектив вполне мог спросить: «Так ты не выполняешь обещание данное товарищу Сталину?! За выполнением четко сформулированных клятв и обещаний следили не только активисты, но и руководство предприятий, и вышестоящие органы.

Вслед за эвакуированными заводами на Средний Урал прибыли народные комиссариаты различных отраслей промышленности, главки, стремившиеся напрямую воздействовать на работу подведомственных предприятий. В 1941-1942 гг. Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая… Художник Ляхин Г. Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны. Автор плаката — известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы.

Наследие 03 июля 2020 «Все для фронта, все для победы! Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Все для победы! До войны Советский Союз значительно уступал Германии по промышленному производству и техническому обеспечению. К тому же Германия контролировала материальные ресурсы значительной части континентальной Европы. Однако и Советский Союз имел некоторые преимущества: наличие огромной территории, богатые природные ресурсы, трудолюбивый и патриотично настроенный народ.

Чтобы воспользоваться этими преимуществами, руководству страны надо было перестроить экономику для работы в условиях военного времени.

Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл

1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет. Новости. Благодаря самоотверженности советского человека, экономика страны была в короткие сроки перестроена для обеспечения советской армии всем необходимым. Новости. Благодаря самоотверженности советского человека, экономика страны была в короткие сроки перестроена для обеспечения советской армии всем необходимым. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий