Сжигание чучела Масленицы. В языческие времена сжигание чучела и удобрение земли ее пеплом было мистическим ритуалом, который якобы мог повлиять на плодородие земли.
Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело
При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Гостей угощали блинами тоже для этого — для задабривания душ умерших.
Почему принято сжигать на Масленицу чучело? Еще одна известная традиция — сжигание чучела. Это то, что пришло к нам с языческих времен.
В понимании древних славян зима символизировала смерть, и предки дали ей имя Мара. Это было сложное для всех время не только для человека : природа замирала, приходила в упадок. Предки считали, что хороводы помогут прогнать зиму Фото: pixabay.
И люди хотели как можно быстрее прогнать ее. Для этого они делали чучело, обряжали его в рваные вещи, и сжигали на костре. Считалось, что «горящая Мара» это символ победы света и жизни над холодом и смертью.
Пепел, оставшийся после сжигания чучела, развеивали, стараясь призвать оттепель. Интересно: в старину в костре сжигали не только само чучело, но еще и старые ненужные вещи, не используемую утварь.
А в Ленинградской области один из депутатов выпустил памятку, рекомендующую не сжигать чучела Обамы и не наносить ущерб престижу страны. Предлагаю посмотреть, что в этом году люди жгли в праздничных весенних кострах! Вот что они написали в пресс-релизе после акции: «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома. Произведения Генри Миллера — архетип разлагающегося западного мира с его торжеством блуда и упадком семейных ценностей.
Чучело было олицетворением «ветхого человека», который подлежал уничтожению. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Часто Масленицей называли просто груду мусора: детям отдавали старые веники-голяки, лапти — они сваливали это в кучу, а в прощёный день всё сжигалось. Иногда делались маленькие чучела-куклы для домашнего хранения до следующего года. Стоит ли считать эту традицию языческой, тоже неочевидно. Скажем, в Греции делают куколку, удивительно похожую на нашу масленичную, которая носит название «Госпожа Пост», и хранят её до конца поста. Наконец, блины. Традиционная русская Масленица предполагала употребление блинов из гречневой муки: скажем, известный публицист и издатель XVIII века Новиков посылает своим домашним гречневую муку с соответствующей припиской как раз к празднику. Такие блины, во-первых, имеют сероватый цвет, во-вторых, не жарились, а пеклись в русской печи, так как они толстые и небольшие, как лепешки: их невозможно переворачивать. Разумеется, гречневые блины совсем не похожи на солнце и вся символика блин—солнце—Масленица в связи с вышесказанным не выдерживает критики. Наконец, даже гречневые блины не были самым важным угощением на Масленицу. Дело в том, что блины в XIX веке — это русский фаст-фуд, фигуры блинщиков встречаются на масленичных гуляниях ничуть не чаще, чем на любой ярмарке. Символом Масленицы были такие позабытые сегодня угощения, как сдобные орешки, сдобная пряженая выпечка наподобие «хвороста» , перепечи и тому подобное. Неудивительно, что ни Домострой, ни «Книга яств во весь год в стол подаваемых» не упоминают блины в качестве традиционного масленичного кушанья, зато те же орешки, хворост и творожная смесь там перечислены. Масленица в Измайловском Кремле. Его легче готовить, что в советское время имело решающее значение. Кроме того, он хорошо вписывался в общую «солярную» идею. Её открытие принадлежит не советам, а тому же Афанасьеву, который вдруг сообщает, что блин на Руси — символ солнца без ссылок, заметим. Потом Куприн в своем популярном романе «Юнкера», опубликованном в 1933 году, пишет о «солнечном» значении блина. И вот уже академик Рыбаков провозглашает: «Давно уже известно, что блин — символ солнца». При этом на картинке рядом изображаются светлые пшеничные немецкие блины. Русские же блины — всегда тёмные. И если уж с чем-то их и связывать, то нельзя не отметить, что появляются они в первую очередь как поминальная еда в первую Вселенскую родительскую субботу как раз накануне Масленицы. Наконец, последнее. Народы, которые приняли христианство от русских, — те же карелы, вепсы, сету, — заимствовали вместе с ним и Масленицу в череде других церковных празднеств. При этом они сохраняли родной язык при совершении религиозных обрядов и служб, а вот название «Масленица» заимствовали без перевода из русского. И что же они говорят о масленичных кострах этнографам? И жгли их вовсе не для того, чтобы открыть дорогу «весёлой беспечной весне», как может показаться, исходя из идеологии праздника образца 1958 года. Логика была совсем обратная: горка — признак безделья, отсутствия работы. Накануне Масленицы хозяйки день и ночь трудились, чтобы потом кататься и веселиться, не принимаясь за труды до первого дня поста. И горки разрушались, сжигались как раз в последний день Масленицы, в Прощёное воскресенье, чтобы показать: время безделья прошло, пора приступать к посту — времени особого христианского сосредоточения и усиленного труда. Противоположность двух мотивов «сжигания» предметов — на русскую и советскую Масленицу — красноречиво говорит и о колоссальной разнице между двумя традициями.
Этнограф Добровольская: обряд с сожжением чучела Масленицы не был общенациональным до 20 века
Празднование Масленицы продолжалось целую неделю, а главным его событием становилось сжигание чучела. Правда, это не совсем чучело, а традиционная для русской культуры кукла-мотанка, только на Масленицу ее делали действительно большой. Ритуала сжигания народ всегда ждал с особым нетерпением, поскольку считалось, что все, сгоревшее в этом костре, переродиться из пепла в новое и лучшее. Поэтому люди бросали в пламя старую непригодную одежду, сломанные вещи и прочее. Они верили, что все это вернется к ним в совершенно другой, обновленной форме.
Само же по себе, чучело Масленицы символизировало достаток и плодородие что в те времена, по сути, было одним и тем же.
Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника. Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости.
Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве.
В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень...
Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу.
К слову, в некоторых славянских племен была традиция не сжигать, а хоронить чучело зимы в специально вырытой яме за пределами села или города.
Что и зачем сжигают на Масленицу вместе с чучелом Наши предки для того, чтобы нарядить чучело зимы, собирали ненужную, старую и испорченную одежду у всех жителей населенного пункта. И сколько бы не набралось хлама, весь он оказывался надетым на соломенную куклу. А испорченные и ненужные в хозяйстве вещи, которые хорошо горят, люди попросту приносили и бросали в костер к чучелу, а затем присоединялись к народным гуляниям.
Поэтому перечень того, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом, практически ничем не ограничен, ведь по традиции, в огонь можно бросать любые ненужные и старые вещи. В некоторых селах была традиция, помимо одного большого чучела зимы, делать много маленьких соломенных куколок. Эти куколки обматывали старыми тряпками и пачкали дегтем.
Практически каждая семья приходила на площадь, где проводился обряд сожжения чучела зимы, со своей куклой, и хозяйка дома бросала ее в общий костер. Сожжение вместе с чучелом зимы хлама — к благополучию Смысл обряда сожжения хлама вместе с чучелом зимы прост. Он заключается в избавлении от всего ненужного, старого и испорченного и в ритуальном очищении.
Как Жар-Птица возрождается из огня, так и изобилие и достаток в домах людей должны восстановиться с приходом весны.
Дед Мороз, Снегурка, Баба Яга — все это реальные персонажи древне-славянского язычества. Особенно интересна Баба Яга. Избушка на курьих ножках — это традиционный небольшой сруб на столбе, куда помещали прах умершего или самого умершего перед сжиганием. Баба Яга — это живой мертвец, она лежит в таком срубе и через нее можно попасть в навь — мир мертвых.
Как сделать чучело по правилам?
- Читайте также
- Зачем делают чучело
- Содержание статьи
- Понемногу - обо всем
- Почему принято сжигать на Масленицу чучело?
Зачем на Масленицу сжигают чучело
Чучело Масленицы «спаслось» от сожжения, попав в музейную экспозицию (Российский этнографический музей). Сегодня расскажем кратко историю праздника Масленица, узнаем, почему принято есть блины и что символизирует чучело, которое сжигают в последний день празднования. Обычай сжигать чучело на Масленицу появился в давние времена. Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной в злаках.
Ольга Ляпаева: «Если не сжечь чучело и не съесть блин, то зима не кончится»
Мясные блюда в эту неделю уже исключаются из рациона, а сыр, масло, молоко, яйца, рыба - ещё присутствуют на столе у православных христиан. Дело в том, что успех христианской миссии на русской земле был обусловлен тем, что Православная Церковь не начала с того, что стала ломать старые языческие устои. Православие стало наполнять старые формы новым евангельским содержанием. Русская Православная Церковь относится к масленичной неделе как к напоминанию о том, что людям предстоит период духовного сосредоточения, а пока можно погулять, повеселиться, потому что Великий пост своим уставом ограничивает все развлекательные моменты. Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства. Смешений традиций Как уже говорилось, Масленица изначально праздник народный, даже языческий. Считалось, что она представляла ритуал проводов зимы - и действительно, на Руси издревле отмечали смену времён года. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь ей, устраивали гулянья на Масленицу. Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции. Но не все знают, что изначально каждый день недели праздника был наделён священным смыслом и наполнен разными ритуалами, которые необходимо было выполнять, чтобы будущее сулило благополучие, процветание и успех во всех деловых и хозяйственных начинаниях.
Понедельник — «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений, выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших. Кроме того в этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне.
Но в древние времена связывались масленичные гуляния с переходом от зимы к весне и были своеобразным новым годом земледельцев. Потому и многие обряды праздника связаны с привлечением удачного урожая.
Сожжение чучела — это выражение идеи обновления и возрождения через гибель. Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс.
В начале 60-х появились «проводы русской зимы», и лишь к концу 60-х опять появилась Масленица. Она обязательно сопровождалась митингом с соответствующей политработой, и лишь потом начиналось представление, куда, действительно, включили язычество, но в виде «фольклора».
Дед Мороз, Снегурка, Баба Яга — все это реальные персонажи древне-славянского язычества. Особенно интересна Баба Яга.
В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сырной неделей. Он продолжается целых семь дней и включает массу всевозможных обрядов и традиций. Сюда входят народные гуляния, выпекание румяных блинов, родственные и дружеские посиделки.
Масленица 2023: почему на Масленицу сжигают чучело?
Потом это название сменили на «Проводы зимы», наконец, на «Проводы русской зимы». Традиционное название «Масленица» тогда не употреблялось, потому что ещё живы были те, кто мог сказать, как и почему на самом деле праздновали Масленицу до революции. В Масленицу привносятся элементы новогоднего праздника: возникает Снегурочка, с ней — мотивы костра и сжигания чучела, в то же время исчезает икра как слишком дорогая и появляется шашлык как деликатес, доступный лишь в большой праздник, когда следует потратиться тем, кто обычно себе такого не позволяет. Постсоветская Масленица не рефлексирует над своим прошлым и подменой традиции. Бум изображений масленичных гуляний, пришедшийся на 2000-е годы, сохраняет за ними все атрибуты, предписанные методичками времён СССР. На них всегда блины, чучело, столбы, на которые залезают, чтобы забрать какой-то приз, и т. Отдельные картины даже не брезгуют «обнажёнкой»: якобы на Масленицу купались в проруби смешивая одну традицию с другой — крещенских купаний. Строго говоря, на Масленицу могли искупать в проруби, но определённого человека — победителя в битве за снежную крепость или символически всю его команду «купали» в снегу. Наконец, на постсоветских картинах гуляний массово появляются медведи.
Без блинов и чучела Давайте разберёмся с самыми яркими атрибутами советской Масленицы. Празднование масленицы в Суздале. Если мы проанализируем корпус масленичных песен, обнаружим, что там встречаются самые разные мотивы: горы как места действия этнографы подтверждают, что Масленицу устраивали на горе — чтобы было видно из соседних деревень , противостояния посту, величания молодожёнов, корения неженатых, мотив пути, дороги, прощения и т. Но там, как я уже говорил, вообще не упоминается весна и отсутствует солнце — не только как сквозной мотив, объект поклонения, но и как объект интереса. Неудивительно, что изображения Масленицы до 1958 года никак не раскрывают «солнечную» тему. Во-вторых, чучело. Впервые мы видим его на картине Васнецова 1920 года, что само по себе интересно: до этого мы не найдём изображения горящего чучела на Масленицу. Более того, Васнецов пишет свою картину не с натуры, а располагая её в некоем гипотетическом древнерусском пространстве: то ли у стен древнего Новгорода, то ли ещё где.
Заметим, что в Новгородской области, согласно этнографическим исследованиям, чучел на Масленице не было вовсе, их не делали, не сжигали и т. Когда мы стали картографировать, где исторические свидетельства о чучелах также отсутствуют, выяснилось, что легче отметить регионы, где они есть — столь их мало. Но даже если где-то оно встречалось, то выглядело совсем не так, как сейчас: информанты подчёркивали его ветхость, скабрезный вид, грязное одеяние. Чучело было олицетворением «ветхого человека», который подлежал уничтожению. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Часто Масленицей называли просто груду мусора: детям отдавали старые веники-голяки, лапти — они сваливали это в кучу, а в прощёный день всё сжигалось. Иногда делались маленькие чучела-куклы для домашнего хранения до следующего года. Стоит ли считать эту традицию языческой, тоже неочевидно.
Скажем, в Греции делают куколку, удивительно похожую на нашу масленичную, которая носит название «Госпожа Пост», и хранят её до конца поста. Наконец, блины. Традиционная русская Масленица предполагала употребление блинов из гречневой муки: скажем, известный публицист и издатель XVIII века Новиков посылает своим домашним гречневую муку с соответствующей припиской как раз к празднику. Такие блины, во-первых, имеют сероватый цвет, во-вторых, не жарились, а пеклись в русской печи, так как они толстые и небольшие, как лепешки: их невозможно переворачивать. Разумеется, гречневые блины совсем не похожи на солнце и вся символика блин—солнце—Масленица в связи с вышесказанным не выдерживает критики. Наконец, даже гречневые блины не были самым важным угощением на Масленицу. Дело в том, что блины в XIX веке — это русский фаст-фуд, фигуры блинщиков встречаются на масленичных гуляниях ничуть не чаще, чем на любой ярмарке.
Как проходит обряд Что нового готовит "Сибирская Масленица" и кто станет ее хедлайнером В этом году на площадке построят огромный снежный городок и позовут настоящих каскадеров Традиция требует перед сожжением носить чучело зимы по улицам населенного пункта так, чтобы его смогли увидеть все жители.
Наши предки, неся куклу Мораны, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами. Разумеется, никто не плакал и не голосил на этих символических проводах, а наоборот, все члены процессии громко смеялись и пели веселые песни. Так как главное, для чего сжигают чучело — проститься с зимой и ненастьями, важно, чтобы эта кукла хорошо горела.
Масленичная среда отличалась богатыми столами.
В этот день мать жены печёт блины и угощает ими зятя. Считается, что чем обильнее были блюда на её столе, тем больше тёща благоволила к мужу своей дочери. Кроме этого, повсюду появлялись торговые палатки, где продавались горячие сбитни напитки из воды, мёда и пряностей , калёные орехи и медовые пряники. Четверг — «Разгул».
Его ещё называют началом широкой Масленицы. Именно в этот день проходили жаркие кулачные бои, кулачки. Начинались катания на санях, прыжки через костёр, берущие своё начало из Древней Руси. В этот день оставляли все домашние дела и веселились.
Хозяйственные и бытовые работы запрещались. Разгульный четверг способствовал выплеску накопившегося за зиму негатива. Пятница — «Тёщины вечерки». В этот день, наоборот, мать дочери сама наведывается в дом к зятю, и тот также должен накормить её блинами.
Званая тёща обязана была прислать с вечера всё необходимое для блинов: сковороду, половник и пр. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и становилось поводом для вечной вражды между ним и тещей.
Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей. Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после.
Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной.
Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну.
Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела
В последний день Масленицы принято сжигать чучело, а пепел от костра развеять над полями. Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. А вот чего точно не следует делать, так это грешить: упиваться, объедаться и участвовать в откровенных языческих действах, таких, как сжигание чучела. Что и зачем сжигают на Масленицу вместе с чучелом. Почему принято сжигать на Масленицу чучело?
Что такое Масленица?
- Зачем на масленицу сжигают чучело
- Ольга Ляпаева: "Если не сжечь чучело и не съесть блин, то зима не кончится" | Нижегородская правда
- Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело
- Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?
Чучело Масленицы
В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела». Далее Н. Соснина замечает, что особенного внимания заслуживает тот факт, что такие действия производили, как правило, степенные, уважаемые в деревне люди, знатоки традиций и ритуала праздника. Масленичный разгул, видимо, не ограничивался только лишь демонстрацией «срамных» мест. Чем Масленица хуже других праздников?! Интересный материал мы находим в книге В. Проппа «Русские аграрные праздники». Говоря об утехах на русальной неделе и на святках, непревзойдённый знаток народной жизни приводит слова из «Стоглава»: «…сходятся мужи и жёны и девицы на ночное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на пляски и на скакания и на богомерзкие дела, и бывает отроком осквернение и девам растление…».
Здесь же В. Пропп замечает, что это отнюдь не есть национальная особенность. Так, по словам пуританского писателя XVI в. Стаббса, из девушек, которые в праздничную ночь уходят на гулянья, едва ли третья часть возвращается домой, не потеряв невинности. Но вернёмся в Россию, на праздники, где главным фигурантом является кукла. Обращу ваше внимание, уважаемый читатель, ещё на ряд относящихся к половой проблематике обстоятельств. Исследователями давно было подмечено, что изготовителями обрядовых кукол, как правило, были молодые женщины и девушки.
Интересно, что в помещении, где готовились куклы, могли находиться и дети. Эта, казалось бы, мелочь поможет нам в дальнейшем понять первоначальное назначение кукол, превратившихся затем в Масленицу и её аналоги, задействованные на других праздниках. Далее, на большинстве «кукольных» праздников нетрудно заметить одну общую особенность в поведении парней. Парни, что в общем-то естественно, бегают за девушками, пытаются ущипнуть, поймать или обнять их. Но не только девушки представляются им желанной добычей. Почему-то целью парней зачастую является и овладение куклой. Для разрывания на части.
Возьмём на заметку и эту «мелочь». Масленица — праздник всех жителей деревни. Но главными её действующими лицами всегда были молодожёны, а точнее, те, кто женился в последнее полугодие. Как связана Масленица с заключением брака? И этот вопрос не останется у нас без ответа. Наконец, как мне представляется, нельзя обойти вниманием и эротизм самого соломенного изделия. При изготовлении куклы мастерицы стремились наделить её гипертрофированно большими грудями, набивая по максимуму пеньковые очёсы в тряпичные мешочки.
Для чего чучелу, предназначенному для уничтожения, нужны выдающиеся половые отличия? Как и на предыдущие, на этот вопрос ответ мы будем искать в глубинах истории. Наш путь лежит в прошлое, отстоящее от нашего времени на многие тысячелетия. Вы уже догадались, уважаемый читатель, на какой аспект жизнедеятельности древнего, первобытного общества нам следует обратить своё внимание? Безусловно, на брачный. Ведь современные народные праздники, с их разгульностью, послаблениями, подвижками моральных устоев, в конечном счёте восходят к первобытному обряду соединения полов и поэтому несут на себе его отпечаток это, между прочим, не секрет для этнографической науки и истории первобытности. Именно поэтому я вычленил из Масленицы её эротический, половой компонент.
Может быть, в древнем соединении полов найдётся место и для сжигания соломенной куклы? Причём, для сжигания, представлявшего собой в то время, если можно так выразиться, некую технологическую деталь, лишь потом превратившуюся в обычай, снабжённый объяснениями, обусловленными новыми историческими реалиями. И вот что важно. Обычай — это не нечто придуманное для украшения жизни. Это сама жизнь в её прошлом, это законсервированный образ жизни минувших эпох. Следовательно, наша задача упрощается. Мы должны искать объяснение заинтересовавшего нас феномена не в головах людей, не в сознании, а в укладе жизни, в общественном бытии.
Нам остаётся только перенестись в далёкое прошлое и посмотреть на обряд брачевания наших первобытных предков. Род был единственной формой устройства общества на протяжении большей части человеческой истории. Усилиями членов рода производились необходимые для его существования вещи, строились жилища, заготовлялись запасы. Однако всё это составляло лишь одну «половинку» общественного производства. Другой «половинкой» является производство потомства, деторождение. Но женщины рода не рожали детей от сородичей-мужчин.
Празднование Масленицы продолжалось целую неделю, а главным его событием становилось сжигание чучела.
Правда, это не совсем чучело, а традиционная для русской культуры кукла-мотанка, только на Масленицу ее делали действительно большой. Ритуала сжигания народ всегда ждал с особым нетерпением, поскольку считалось, что все, сгоревшее в этом костре, переродиться из пепла в новое и лучшее. Поэтому люди бросали в пламя старую непригодную одежду, сломанные вещи и прочее. Они верили, что все это вернется к ним в совершенно другой, обновленной форме. Само же по себе, чучело Масленицы символизировало достаток и плодородие что в те времена, по сути, было одним и тем же.
Дело в том, что успех христианской миссии на русской земле был обусловлен тем, что Православная Церковь не начала с того, что стала ломать старые языческие устои. Православие стало наполнять старые формы новым евангельским содержанием. Русская Православная Церковь относится к масленичной неделе как к напоминанию о том, что людям предстоит период духовного сосредоточения, а пока можно погулять, повеселиться, потому что Великий пост своим уставом ограничивает все развлекательные моменты. Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства. Смешений традиций Как уже говорилось, Масленица изначально праздник народный, даже языческий. Считалось, что она представляла ритуал проводов зимы - и действительно, на Руси издревле отмечали смену времён года. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь ей, устраивали гулянья на Масленицу. Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции. Но не все знают, что изначально каждый день недели праздника был наделён священным смыслом и наполнен разными ритуалами, которые необходимо было выполнять, чтобы будущее сулило благополучие, процветание и успех во всех деловых и хозяйственных начинаниях. Понедельник — «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений, выпекали первый праздничный блин. Его, традиционно, отдавали беднякам — за помин душ усопших. Кроме того в этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе.
Поля пеплом больше никто не удобряет, но привычка сжигать на Масленицу символы всего плохого осталась. В этом году в качестве первых претендентов на сожжение оказались местные и мировые политики. В Ярославле, например, хотели сжечь чучела городских чиновников, понадеявшись, что с уходом зимы «уйдут и эти чинуши с их плохими дорогами, платными парковками, развалом коммунальной и социальной инфраструктуры». Но сжигать чиновников ярославцам запретили, и тогда чучела просто вываляли в грязи.
Культ Ярилы
- Почему на Масленицу сжигают чучело
- Чучело масленицы: сжигать или не сжигать? Зачем сжигают чучело масленицы
- Что происходит во время Масленицы?
- Зачем наши предки сжигали чучело, которое наряжали?
- Правила сжигания Масленицы
- Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу
Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?
Традиции Масленицы. Масленичная неделя. Что нельзя делать на масленичной неделе. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. "Причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви на земле". Зачем на Масленицу сжигают чучело. Ещё один символ праздника — соломенная кукла, которую в конце недели сжигают на костре. Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя.
Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело
Чучело Масленицы тоже сжигают не просто так: костер символизирует жар земли, пробуждающейся ото сна, а чучело — холодную зиму, лишенную своей власти. Сжигая зиму на костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай. 321774_size4 Масленичная неделя невозможна без главного персонажа – чучела, которое сжигают в самый последний день Масленицы. Откуда пришла Масленица? 5. Сжигать чучело не означает проводить зиму. Почему принято сжигать на Масленицу чучело?
Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи
Сжигать чучело Масленицы — обычай, который восходит к народному обряду начала нового годового цикла. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков.