– Семейное образование может быть только у инвалидов, которые не могут посещать школу, а здоровые дети пусть учатся в учреждении со всеми другими детьми, – добавляет она. Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.
Обучаем детей дома - за и против
1. Семейное обучение и самообразование. Если ребёнок находится на семейном образовании, он имеет право пользоваться школьной библиотекой и бесплатно получать учебники и учебные пособия в рамках государственного образовательного стандарта. В чём плюсы обучения на дому? Семейное обучение становится всё более популярным – рассказывает, что это такое, и помогает разобраться в плюсах и минусах такого образования.
Плюсы и минусы семейного обучения
Это важный документ, который в будущем защитит вас и вашего ребенка от проблем. В документе обычно прописываются условия прохождения аттестаций, права и обязанности обеих сторон, в частности: график экзаменов, контрольных работ; перечень предметов и тем, по которым будут проводиться аттестации; формы экзамена по каждому предмету тест, контрольная, реферат, устный ответ и т. Также в договор об аттестациях вы сами можете добавить условия, которые кажутся для вас значимыми. Например, можете перенести дату аттестации на удобное для вас время. Заявление на возмещение затрат Если ребенок будет проходить аттестации в школах в Свердловской, Ульяновской областях или в Пермском крае, то его родители могут рассчитывать на компенсацию за семейное образование.
В зависимости от региона определяется, кто выплачивает компенсацию — образовательная организация, к которой прикреплен ребенок, или органы управления образования. Например, в Свердловской области заявление на возмещение затрат на семейное обучение подается в школу. Также родителей могут попросить заключить договор, где будет прописан размер компенсации и порядок ее выплаты. Такой документ для домашнего обучения является более полным, ведь в нём чётко определены права и обязанности родителей и организации, которая будет ее выплачивать.
Фото из открытых источников интернета Почему родители делают выбор в пользу семейного образования: состояние здоровья ребенка; образ жизни семьи например, родители часто переезжают, много путешествуют и не хотят привязываться к школе ; личные обстоятельства например, религиозные убеждения семьи ; частые пропуски занятий например, из-за спортивных соревнований или съемок в фильмах ; буллинг; высокие умственные способности ребенка дети-вундеркинды часто опережают школьную программу, поэтому нуждаются в индивидуальном подходе. Почему известные звезды и блогеры переводят детей на семейное обучение Семейное обучение сегодня поддерживают многие звезды и блогеры. Некоторые семьи переводят детей на семейное обучение из-за комплекса разных причин. Так, например, в январе этого года известные блогеры, супруги и многодетные родители Сергей и Надежда Ким перевели на семейное обучение троих младших детей.
Отчасти такое решение было вызвано переездом семьи в прошлом году в новый загородный дом. На транспортировку детей в школу и обратно стало уходить много времени, дети вынуждены были вставать в 6 утра, потом целый час проводить в машине в пробках… Кроме того, родители были недовольны качеством школьного образования. Фото с сайта changeonelife. Например, делая домашние задания с младшими сыновьями, заметили, что нам приходится заново объяснять пройденный в школе материал, — рассказывает Сергей Ким.
Средняя дочь Сергея и Надежды восьмиклассница Вероника сама изъявила желание учиться на дому. Девочка хорошо учится и даже была старостой в классе. Среди других причин перевода детей на семейное образование Сергей и Надежда Ким назвали эмоциональное состояние детей, стрессы, а также буллинг среди одноклассников. Мы же не уехали в лес, не живем вдали от цивилизации.
Сергей и Надежда подчеркивают, что ничего не имеют против традиционной формы школьного образования. Просто на данный момент обстоятельства сложились так, что им удобна данная форма получения образования.
Одной из главных причин отказа от домашнего обучения многи еназывают именно эту: учить детей дома — это просто тяжелая работа. Планирование, преподавание и оценивание знаний по нескольким предметам даже если вы ативно пользуетесь онлайн-занятиями, готовыми программами или помощью репетиторов требует времени и усилий. Если вы работаете дома, это двойная нагрузка, если дома есть еще и младшие дети, требующие внимания — тройная.
Неудивительно, что у вас остается гораздо меньше «своего» времени и тем более личного пространства , если все домочадцы большую часть дня проводят дома вместе. Упущенные возможности Несмотря на гибкость домашнего обучения, иногда оно и правда ограничивает возможности развития детей. Например, школа может предложить больше факультативов, бесплатных кружков , там разнообразнее и лучше лабораторное оборудование, больше и доступнее библиотека. Если ваш ребенок хочет заниматься предметами, которые вы не можете преподавать дома сами, придется искать альтернативы — кружки, репетиторов. То же самое относится и к социальным взаимодействиям, которые нельзя обеспечить в семье: общение с одноклассниками и учителями, повседневная командная работа, внешкольные мероприятия.
Важно будет найти компанию по интересам, организовывать встречи с ровесниками. Столкновение с предубеждениями У домашнего обучения двойственная репутация, и, к сожалению, вокруг него и людей, которые его выбирают, есть много мифов и стереотипов.
Я не верю в Бога потому, что я биолог. А я сначала почему-то не верю в Бога, а дальше, если я изначально решил, что Бога нет, то я Его нигде и не обнаруживаю в научном исследовании. Евгений Ковалев: — Да, да. А если говорить про химию, то есть тоже поле... Никто не говорит, что здесь все гладко, что мы все можем разложить. Я просто считаю, что если человек хочет серьезно познать, то это тема для многолетнего исследования внутреннего исследования. Причем, вы правильно сказали, сначала какая-то позиция принимается, потом я ее доказываю. Если ты ищешь, то ты честно ищи, принимай то и другое, это равноправные аргументы.
Есть та же теория по химии — космическая теория прохождения элементов. Константин Мацан: — Что это за теория? Евгений Ковалев: — Есть некая теория, которая объясняет, какие химические элементы зародились изначально, по спектральному анализу звезд, по спектральному анализу космических тел, комет изучается состав химических элементов, по периоду полураспада изучается возраст элемента. У каждого элемента есть свой период полураспада, он может существовать какое-то определенное время, потом превращается в другой химический элемент. Это уже радиофизика или радиохимия называется направление. Здесь вопрос о том, насколько можем доверять этому методу исследования. Насколько этот метод совершенен, насколько в нем все идеально? И тут сразу одно, другое цепляется, поэтому тут тоже нет такой уверенности, что это точка и это истина. Константин Мацан: — А нужно ли в принципе, как вам кажется, пытаться через какие-то научные данные, будь это данные физики, химии, биологии или геологии, как бы оправдать библейский текст. Нужно ли пытаться показать, что есть библейский текст и ничто, если мы посмотрим на данные биологии или химии под таким углом, ничто не будет ему противоречить.
Не получается ли тогда, что мы сомневаемся в библейском тексте изначально, но его оправдываем, и тем самым его принижаем. Или, грубо говоря, религия про то, зачем существует мир, в чем смысл жизни, наука про то, как мир устроен. И это не взаимоисключающие плоскости, а взаимодополняющие пути познания мира. Евгений Ковалев: — И да и нет, тут сложно. С одной стороны, мы не можем Библию считать просто историческим документом. Я не силен в этом именно понимании библейских текстов, но, слушая радио ВЕРА, я вспоминаю много передач, где одна из... Константин Мацан: — Да, археологическое. У нас есть программа «Тайны Библии», где этому все посвящено. Евгений Ковалев: — Тут можно сказать, что да, Библия об одном, а наука о другом. А потом оказывается, что они сходятся где-то.
В этом все и дело, что наука тоже развивается, и будет развиваться, и какие-то точки ставить здесь вообще нельзя. Есть такой принцип в методологии научного познания, что чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем. И соответственно, это открывает новые вопросы, в том числе и касаемо... Я помню, был один мастер-класс учителя физики, что такое точка. Он пытался дойти, что есть точка. Он приблизил до квантов, а там оказалась не точка, там линия. Потом, а может точка в макромире, а ее тоже нет в макромире. То есть вообще все не так просто, как кажется на самом деле. Невозможно, как хотят, есть такое выражение «Бога за бороду ухватить», а не получается у науки это сделать. Поэтому это противостояние, искусственное, как мне кажется, и будет.
Константин Мацан: — Мы вернемся к нашему разговору после небольшой паузы. Не переключайтесь, мы скоро вернемся. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Теперь хочу вас про этот Центр семейного образования спросить, потому что в самом этом выражении — Центр семейного образования «Русская классическая школа» — в комментарии нуждается каждое слово. Что такое семейное образование? В чем особенность русской школы и классической школы? Все эти три элемента нуждаются в комментарии. Евгений Ковалев: — Хорошо. У нас такое интересное название нашего центра.
Во-первых, почему Центр семейного образования? Мы занимаемся поддержкой тех детей, которые выбрали семейную форму обучения. Согласно федеральному закону об образовании одной из форм получения образования у нас в настоящее время является семейная форма. В чем она заключается? Родители пишут заявление в территориальный орган по образованию. Там указывают, что они берут ответственность за образование ребенка на себя. По факту ребенок в школу не ходит, он занимается дома. Может родитель сам учить, может нанимать ему, как раньше до революции были гувернантки, или нанятые педагоги, как сейчас называют их, репетиторы. А в конце года этот ребенок проходит аттестацию в общеобразовательной школе, тем самым подтверждая, что он программу осваивает. Потому что школа в свободное совсем плавание не имеет право ребенка отпустить, документ он должен потом получить государственного образца.
Поэтому у нас такое название, почему семейного образования центр. Теперь Русская классическая школа, это все в одной спайке.
Больше свободного времени. Уроки дома занимают столько же времени, как и в школе.
Но время, проведенное вне уроков дома можно потратить на более полезные вещи. Отсутствие проблем с учителями. Нередко родители отмечают, что особенности сложившихся отношений с преподавателями могут стать причиной нежелания учиться или осваивать конкретные предметы. К тому же, предвзятое отношение со стороны учителей иногда портит и их отношения с родителями.
Возможность быстрее закончить школу. Если ребенок успешно и быстро осваивает программу, то можно легко сдать выпускные экзамены экстерном и поступить в ВУЗ. Родители всегда имеют возможность контролировать процесс питания и состояние здоровья. Но наряду с преимуществами, такое обучение имеет и ряд недостатков: Отсутствие коллектива.
Для умения жить в социуме необходимо общение со сверстниками, как и для того, чтобы учиться работать в команде. Необходимость постоянного присутствия родителей.
Российские семьи назвали плюсы и минусы обучения детей на дому
Его родители сознательно принимают такое решение, заявляют о том, что образование он будет получать методом, который выбирает сама семья. При этом у него также в итоге появится аттестат о среднем образовании. Есть много причин для того, чтобы перейти на семейное обучение. Среди них: Низкое качество преподавания в школе. По разным причинам родители могут быть им недовольны. Высокий уровень развития ребенка. В средней школе ему будет скучно, а потенциал развить не получится. Большой упор на профессиональные занятия. К примеру, если ученик занимается спортом или музыкой, ему часто просто не удается посещать школу в обычном ритме. Частые переезды. В таком случае школьнику, оказывается, очень непросто адаптироваться к новым учебным заведениям.
Все родители могут перевести ребенка на семейное обучение. Для этого нужно будет официальным способом уведомить органы местного самоуправления. Далее выбирается школа, в которой будут проводиться обязательные промежуточные аттестации и начинается учебный процесс. Реальных преимуществ у семейного образования много. К ним относятся такие, как: Ребенок получает полноценную школьную подготовку и часто превосходит сверстников по успеваемости. Обучение проводится очень гибко, что позволяет подбирать оптимальный график для каждого. Такой формат доступен всем без исключения, в отличие от надомного обучения. Родители сами выбирают педагогов, так что могут быть уверенными в результате. Темп будет комфортным для ребенка, а учителя проявят максимум внимания к его сильным сторонам. Важный минус семейного обучения — здесь должна быть установлена четкая дисциплина, контролироваться как сам процесс, так и промежуточные результаты, которых удается достигать.
Не стоит забывать и про вопрос социализации. Важно, чтобы ребенок общался со сверстниками в рамках посещения различных кружков или других подобных активностей.
Постепенно введение всеобщего обучения всеобуча стало устранять практику семейного образования. В 1918 году в было принято положение о Единой трудовой школе РСФСР [1] , которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8—17 лет [2]. Постановление от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» ввело повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет [3]. На дому могли обучаться только дети-инвалиды, которые должны были быть прикреплены к ближайшей школе, учителям которой было необходимо навещать этих детей для проведения занятий и аттестаций от имени школы [4]. Только в 1992 году принятие федерального закона 10.
В законе было разрешено родителям «дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее полное общее образование в семье». Видными теоретиками семейного образования можно назвать австрийского философа Ивана Иллича «Освобождение от школы» и американца Джона Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь учителя». Особенности[ править править код ] Из года в год популярность семейного образования в России растёт геометрически. По данным Минпросвещения России, в 2018-19 учебном году число детей на семейном образовании составило более 25 тыс. Впрочем, по результатам исследования EdCrunch , на начало 2019 года в России около 100 000 детей, которые находятся на семейной форме образования [8].
Минусы семейного обучения Недостатков у семейного обучения тоже хватает. Многим родителям сложно организовать качественный учебный процесс дома. Не хватает сил, времени и знаний, как правильно это сделать. В итоге учеба проходит бессистемно, а знания не дотягивают до ФГОС. Детям тоже сложно поддерживать дисциплину и сохранять мотивацию в обучении. Особенно если нет строгого контроля. Дети меньше общаются со сверстниками. Если нет других занятий, кроме учебы, у ребенка появляются проблемы с социализацией. Семейное обучение пока является редкостью, поэтому таких учеников многие критикуют. Родственники и учителя могут осуждать решение родителей и считать, что образование в семье хуже школьного. Пошаговая инструкция, как перейти на семейное обучение Перейти на семейное обучение довольно просто. Семье не потребуется собирать справки и заключения врачей, чтобы получить разрешение на перевод.
В нашем случае, если бы Манюня осталась в школе, пришлось бы бросить все кружки, а их было жалко. Экономия времени на учебу. Да, дома мы занимаемся по 3-5 часов ежедневно, иногда и больше. Но это меньше, чем даже просто длительность рабочего дня в школе, а еще же и уроки надо делать было. Сейчас — всё укладывается в это время и остается достаточно для кружков, секций, игр и прогулок. Польза для здоровья. Исключаются травмы физического и психологического плана. Никто не будет выкидывать школьные туфли девочки в ведро для мусора, стоящее в туалетной комнате для мальчиков. Никто не толкнёт на лестнице, не уронит крышку парты на голову. На кинет баскетбольным мячом в голову несколько раз подряд. И не будет толкать на парты так, что всё тело становится полосатым. Ребенку не станет плохо на перемене от шума и духоты.
Правильные понятия
- Что такое семейное образование и как на него перейти?
- Пять важных фактов о семейном образовании
- Рекомендуем
- Плюсы и минусы семейного обучения
Библиотека
- Семейное образование – что это? Отличие от домашнего обучения и возможные риски.
- Курсы валюты:
- Российские семьи назвали плюсы и минусы обучения детей на дому
- Обучаем детей дома - за и против
- Семейное обучение — почему трудно учить ребенка самому? Людмила Петрановская | Правмир
- Рекомендуем
"Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения
– Когда семья только первый год выбирает семейное образование, обучение в доме очень похоже на школьное обучение, но с той лишь разницей, что ребёнку там не задают домашнее задание. Закон о семейном образовании в России. Многие родители, которые выбрали семейное образование, выступают именно за их изучение, а не предложенными Министерством образования вариантами ФГОС. На практике оказывается, что изучать семь полезных искусств полезно и нужно.
Плюсы и минусы семейного обучения
Можно выбрать то, что будет ребенку интересно, а значит, с большей долей вероятности, будет им усвоено хорошо и надолго. Достаточное время на посещение кружков и секций. Школа довлеет, если ребенок ходит в школу, то от части кружков, скорее всего, придется отказаться. В нашем случае, если бы Манюня осталась в школе, пришлось бы бросить все кружки, а их было жалко. Экономия времени на учебу. Да, дома мы занимаемся по 3-5 часов ежедневно, иногда и больше.
Но это меньше, чем даже просто длительность рабочего дня в школе, а еще же и уроки надо делать было. Сейчас — всё укладывается в это время и остается достаточно для кружков, секций, игр и прогулок. Польза для здоровья. Исключаются травмы физического и психологического плана. Никто не будет выкидывать школьные туфли девочки в ведро для мусора, стоящее в туалетной комнате для мальчиков.
Никто не толкнёт на лестнице, не уронит крышку парты на голову.
Для умения жить в социуме необходимо общение со сверстниками, как и для того, чтобы учиться работать в команде. Необходимость постоянного присутствия родителей. В раннем возрасте это действительно важно, а вот начиная со школьной скамьи чадо должно учиться самостоятельности и решению поточных вопросов и проблем. К тому же, взрослые должны понимать, что их затраты времени на обучение будут совсем немалыми. Еще один психологический момент. В дальнейшем такому ребенку может быть сложно привыкнуть к тому, что он равен с другими в коллективе и смириться с тем, что отношение не будет особенным. Отсутствие необходимости отстаивать свое мнение. Сложности с переходом в небольших населенных пунктах, где ознакомление руководства учебного заведения с концепцией и всеми нюансами может занять много времени. Как происходит процесс перехода?
Для начала нужно внимательно ознакомиться с законодательной базой. Для этого можно найти соответствующие законы и рекомендации в Интернете, либо обратиться в отдел образования по месту жительства, где ответят на все интересующие вопросы. Что касается времени, то сделать это можно в любой момент и в любом классе, подав заявление о переходе и отчислении.
Они потихоньку вздыхают, проводя параллели со сверстниками и размышляя о своей нелегкой учительской доле. Иметь дело с коллективом из современных подростков — и впрямь, требует от педагога недюжинного терпения и напряжения сил. Домашнее обучение: ответы на все популярные вопросы О том, как войти в реку Что побуждает маму и папу начать учить детей вне школы? Семейное образование объединяет разных родителей. Дома обучают детей приверженцы свободного воспитания и те, кто убежден: школа размывает консервативные ценности. Семейное образование — это и творчество, и твердость устоев одновременно.
К нему естественным образом приходит тот, кто с сомнением относится к общественному мейнстриму. Сбережение детства и незаформализованный подход к развитию ребенка — вот главные ориентиры и цели. Как в эту реку вошел я лично? Вспоминаю середину 1990-х и единственный, исключительный на то время пример в Петербурге борьбы за право самостоятельно учить детей. Моя близкая знакомая Валентина Петрова, мать пятерых детей, поставила целью добиться от ближайшей школы и руководства департамента образования разрешения на семейное обучение. И добилась, заставив себя уважать и выучив всех своих ребятишек на «отлично»! А знаете, что значит дружная семья? Это — когда ты заходишь в дом, и все сразу собираются к гостю в прихожую. Один предлагает домашние тапочки, другой отправляется ставить чай и накрывать на стол.
Семья Петровых всегда выделялась своим дружным нравом. Светлые детские лица, живость в характерах, взаимопомощь. Поневоле я стал задумываться. Перед глазами были примеры других православных семей, в которых родители, казалось бы, также хотели воспитать детей правильно, но слишком уж много времени каждый находился вне дома и был занят своим: старшие — на работе, а дети — на уроках. Сегодня я могу сказать с уверенностью: школьная среда конкурирует с семьёй за душу ребёнка. Хотим мы того или нет, между ними происходит как бы перетаскивание каната, невидимое, но вполне ощутимое. Тем, кому дороги семейные ценности, семейное обучение определенно стоит попробовать! Читайте также: Школьный учитель про учебу дома: что нужно знать, прежде чем решаться Педагогом быть обязан Если линейно перенести рамку общеобразовательной школы на жизнь ученика-экстерна и его родителя, может показаться, что школа на дому — удел высоколобых умников и экспериментаторов, нечто вроде человека-оркестра или синхрофазотрона своими руками. Воображение рисует изнурительный марафон, в ходе которого родитель с частотой одного раза в сорок пять минут меняет обличья, от преподавания рисования до интегрального счисления и от ОБЖ до особенностей экономической географии государств Юго-Восточной Азии.
Это ошибочное мнение. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. Желание и собранность при этом требуются больше, чем особые дарования. Первый вопрос, обращаемый к нам: «Вы с женой, наверное, педагоги? Хотя, дело не в этом. Выучить детей на «отлично» может родитель, не имеющий высшего образования. А уж курс начальных классов осилит с ребенком практически каждый. Педагогический навык естественен для пап и мам. Любой из родителей для своих детей — природный учитель и педагог.
Особенно теперь дистанционное образование перестает быть экзотикой.
Кроме этого, один из родителей при домашнем обучении не работает, а следовательно, не получает зарплату, что отражается на общем доходе семьи. В итоге самостоятельное обучение по общей стоимости может оказаться значительно выше, чем в обычной школе, но в этом случае Вы получите уровень знаний, превосходящий средний школьный уровень. Виды домашнего образования Надомное обучение При таком подходе ребенку составляют индивидуальный план обучения школьные педагоги: учителя приходят на дом и читают предметы согласно графику.
Этот вид образования обычно назначается при наличии медицинских показаний. Экстернат Ребенок изучает школьную программу либо самостоятельно, либо с помощью родителей. Обучение происходит в удобном для него темпе и режиме. Такая методика предполагает самостоятельный контроль сдачи экзаменов, к примеру, ребенок может освоить двухлетнюю программу за один год и вырваться вперед своих сверстников по развитию.
Самостоятельное обучение В данном случае ребенок сам выбирает стиль обучения, родители не принимают в этом никакого участия. Этот вариант применяется для учеников старших классов, которые самостоятельны и достаточно ответственны для этого. Все виды домашнего обучения подразумевают обязательное посещение ребенком школы минимум два раза в год для сдачи экзаменов. После сдачи всех необходимых экзаменов школа выдает аттестат о среднем образовании.
В заключение: Перед принятием решения о переводе ребенка на домашнее образование убедитесь, что этот шаг Вами достаточно продуман. А если остаются еще какие-то сомнения, посоветуйтесь с опытными преподавателями, сводите своего ребенка к психологу и примите во внимание его мнение.
Больше плюсов!
- «Семейное образование: плюсы и минусы». Евгений Ковалёв
- "Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения - МК
- Семейное образование шестиклашки: наш опыт
- Плюсы домашнего обучения
Плюсы и минусы семейного образования
Плюсы и минусы домашнего обучения | вариант семейного обучения ребенка с 5 класса(сейчас заканчиваем 4-й).Плюсов конечно много,но ведь и минусы выбрал для своего ребенка такой вариант-расскажите плиз как проходит образование дома в действительности?какие вы видите минусы и плюсы? |
Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы | Семейное образование получило распространение в США в середине ХХ века. Его стали практиковать прежде всего в христианских семьях, после того как в государственных школах была отменена общая молитва перед обучением и взят курс на «светскую школу». |
Домашнее или семейное обучение: в чем разница, плюсы и минусы ✅ Блог | #школа #образование #обучениеПоддержать меня и канал можно на карту Тинь koff 5213 2439 9598 9157 Молитва и земной поклон за благодетелей! |
Семейное образование шестиклашки: наш опыт
Формально семейный класс не является школой, хотя может быть устроен по ее образу и подобию — постоянное помещение, приходящие учителя, оценки, контрольные, домашние задания. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. Плюсы и минусы семейной формы обучения.
Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
Домашнее или надомное обучение - это форма, при которой ребенок вынужден заниматься дома. Поводом может стать серьезное заболевание или необходимость проходить лечение, реабилитацию. В таком случае ученика посещают школьные учителя или организуется дистанционное обучение, чтобы ребенок получил необходимый и предусмотренный программой объем знаний. При этом обязательна аттестация, по итогам которой ребенок переводится из класса в класс и получает допуск к ОГЭ. Варианты обучения на дому В России учеба возможна как в стенах школы, так и вне их. Во втором случае мы говорим о надомном или семейном образовании.
Все эти варианты обучения описаны в статьях федерального закона. Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка. В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе.
Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома. Надомное обучение - это вынужденная мера.
Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя. В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства. Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения. Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут. Как правило, надомно обучаются дети с ограничением физических возможностей, а также ребята, проходящие лечение в больницах.
Завершается процесс обучения сдачей выпускных экзаменов и получением аттестата о среднем или основном общем образовании. Если есть желание и возможности, ребенок -"надомник" может посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия в школе, а также обязательно сдает все промежуточные и итоговые экзамены. Школа обязана обеспечить такого ученика всеми необходимыми пособиями и книгами. Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах. Об аналогичном преимуществе мы говорим и в случае длительной болезни, реабилитации.
Тогда школьник не отстанет от программы и не потеряет интерес к знаниям. Впрочем, домашнее обучение имеет свои минусы.
Ребенку проще совмещать учебу с тренировками и занятиями в секциях, а родителям не приходится снимать ученика с уроков, чтобы пойти к врачу. Семья может выбирать лучших преподавателей, пробовать разные методики и форматы занятий. Например, математикой заниматься с репетитором, а английский язык изучать в онлайн-школе. Ребенок обучается в спокойной обстановке и испытывает меньше стресса. Никто не делает ему замечаний, если он сидит, раскинувшись в кресле, или рисует на полях в тетради. Родители экономят деньги на покупке школьной формы и регулярных сборах на нужды класса. А еще можно не ходить на собрания и не сидеть в родительских чатах. Минусы семейного обучения Недостатков у семейного обучения тоже хватает.
Многим родителям сложно организовать качественный учебный процесс дома. Не хватает сил, времени и знаний, как правильно это сделать. В итоге учеба проходит бессистемно, а знания не дотягивают до ФГОС. Детям тоже сложно поддерживать дисциплину и сохранять мотивацию в обучении.
Когда сын перешел в четвертый класс я отдала его в обычную школу , поняла, что для него важна оценка учителя — она его стимулировала. В этом плане с меня упала большая нагрузка, потому что учителем должна быть не мама. Фигура учителя — это фигура наставника. Но здесь возникает другой вопрос: насколько вам повезет с учителем? Мы отдаем ребенка в школу и в редком случае знаем, кому. К сожалению, в России родители не могут познакомиться заранее с людьми, которые будут находиться с их детьми. А ведь роль учителя в самоопределении и интересе ребенка к предмету огромна. У нас не было проблем с социализацией ребенка — он сам по себе общительный, плюс есть бассейн, хор. Вдобавок у моих друзей есть дети-ровесники. Не отбить интерес сына к учебе было одним из моих мотивов — в школе это происходит чаще всего. Мы видим радостных первоклассников, которые ко второму классу уже мечтают из школы слинять. Когда я начинала учить своего ребенка на домашнем, у меня был последний год декретного отпуска, потом я вышла на работу преподавателем с гибким графиком. Если уж учить ребенка, для мамы это должно быть очень важно и для этого должны быть ресурсы — и время, и силы. После опыта с семейным образованием я поняла, что я преподаватель для взрослых людей. Учить детей — совсем другое. В какой-то момент я осознала, что сделала для ребенка все что могла, а дальше — давай сам. Евгения Иванова доцент, преподаватель Поволжского государственного технического университета Программы и методики Старший сын проучился первый класс в обычной школе. Внешне все было хорошо. Нам попалась добрая и адекватная учительница, которая хорошо к нему относилась. В классе было немного учеников, да и нагрузка была небольшая, но к середине года мы с ним очень устали. Учиться в школе ему оказалось не очень интересно. В школе не было чего-то такого, ради чего стоит рано вставать и проводить в ней довольно много времени. Его утомляли бесконечные организационные моменты. Он мне говорил: «Мам, я не понимаю, почему они не слушаются, ведь столько времени пропадает». На переменах он тоже не мог расслабиться. Учителя говорят: «не бегай» и «не кричи». Одноклассники, наоборот, провоцируют нарушать эти правила. Любимым предметом стала физкультура — потому что это как раз то, чем я не могла с ним заниматься в то время у меня была новорожденная дочка. По всем остальным предметам он был одним из лучших, но ему было просто неинтересно. Я тоже устала, так как привыкла строить расписание семьи сама, исходя из возможностей и потребностей всех ее членов, а здесь пришлось быть зависимой от расписания школы, то есть фактически перестроить жизнь всей семьи под потребности одного ребенка. Поэтому наше решение уйти на семейное обучение поддержал даже мой муж, хотя именно он настаивал, чтобы мы сначала попробовали «как все», но, видя наше состояние к концу года, признал, что в данный момент семейное обучение для нас проще и эффективнее. Сложностей при переходе не было — задали пару вопросов о причинах, и нас спокойно перевели, мы не первые и не последние в нашем районе, кто принял такое решение. Мы не придерживаемся какой-то программы на 100 процентов, используем разные разработки из «Русской классической школы», системы Жохова, из современной «Перспективы», из других систем. Есть список умений и навыков, которые ребенок должен освоить к концу учебного года, на них и ориентируемся. Чаще всего пользуемся старыми советскими учебниками, они есть в сети и кажутся мне наиболее логичными. Однако и в те учебники, которые предлагает школа, тоже заглядываем — сверяемся. Мне кажется, одна программа, пускай даже самая лучшая, несколько ограничивает многообразие подходов в освоении материала. Дети занимаются три-четыре дня в неделю, по утрам, после разминки и завтрака. Думаю, что в старших классах можно заниматься и меньше — или модульно, — но начальная школа — это навыки, которые теряются, если не заниматься постоянно. Со старшим довольно много занимались «на ходу» — в машине, пока куда-то едем: повторяли английский, устный счет, правила русского языка. Как сейчас будет с двумя, пока не знаю. Возможно, какие-то вещи буду просить старшего делать со вторым, заодно и ему закрепление знаний — всегда запоминаешь лучше, если сам объяснишь кому-то. В прошлом году сын проходил аттестацию один раз в конце года, в школе, очно. Учительница опрашивала, проводила тесты, диктанты, мы показывали поделки и рисунки, проекты, которые делали для предмета «Окружающий мир», беседовали с учителем по английскому языку. В принципе, все прошло удачно, ребенок не стеснялся, отвечал довольно уверенно, но в этом году я хочу все же сдавать аттестации два раза в год — слишком большой объем приходится проверять единовременно, это тяжело для ребенка. Как распорядиться свободным временем Не могу сказать, что перевод на семейное обучение дал толчок к какому-то невероятному интересу к обучению. Все-таки учеба в начальной школе — это выработка навыков чтение, письмо, счет , а получение навыка — занятие довольно скучное, чего уж там. Хорошо, что исчезла необходимость надевать неудобную одежду, рано вставать, в любую погоду идти в школу, сидеть в душном классе и прочее, что в итоге и составляло общее негативное впечатление. Дома мы занимаемся, ориентируясь на природные ритмы зимой встаем позже, весной раньше , дети проводят перемены на свежем воздухе мы живем в своем доме и в активном движении. По ходу обучения можем отвлекаться на возникающие вопросы. Я всегда поддерживаю интерес ребенка, мы можем, скажем, отвлечься и поискать видео или статьи по теме, которую изучаем. В общем, учеба как была, так и осталась определенной работой, обязанностью детей. Но я надеюсь, что благоприятные условия для исполнения этой обязанности позволят в дальнейшем проявиться интересу. Из минусов обучения на дому могу назвать отсутствие опыта публичных выступлений и командной работы. Не всегда есть возможность участвовать в олимпиадах, ребенок не нарабатывает себе репутацию. У детей освободилось много времени — его мы заполняем кружками и секциями. Так, в прошлом году ходили в бассейн по утрам, а в обед ездили на занятия «Игры с глиной». Вряд ли они влезли бы в наше расписание, учись сын в школе. На этот год расписание кружков еще не сформировано, обязательно оставим дзюдо два-три раза в неделю и естественнонаучный кружок раз в неделю. Остальное пока под вопросом. Дети хотят музыкальные занятия, глину, робототехнику, но кому-то придется поумерить аппетиты. В целом я не сторонник того, чтобы забивать все свободное время кружками, секциями или учебой. Мне нравится, что дети много и качественно гуляют, играют на свежем воздухе, изучают окружающий мир. Сейчас, например, ловят всяких насекомых, читают про них в энциклопедиях и интернете, зарисовывают и записывают свои наблюдения. Осенью мы часто ездим в лес — и за грибами, и просто погулять, причем среди недели.
Но может оказаться, что в школе есть учитель, который увлечёт каким-то предметом, а родитель не может этим предметом увлечь. Если ребёнок увлечён и если у родителя есть интерес, то, безусловно, семейное образование эффективнее. Другой аспект — умение рассуждать и спорить. Если дети на семейном образовании могут ещё провести какие-то аналогии или найти различия в описании женщин в стихах Некрасова и Пушкина, то школьные дети не могут, даже те, кто учатся в гуманитарной гимназии. Школьная программа — это ознакомление с одной из общепринятых точек зрения. Даже академическая наука признаёт разные точки зрения. И дети на семейном образовании знают об этом, а дети, обучающиеся в школе, знают одну точку зрения и думают, что существует только она. В школе есть вбивание того, что то, что мы изучаем, — абсолютная истина. Мне кажется, это минус школы по сравнению с семейным образованием. Семейные ценности — По тому, как вы всё описали, семейное обучение в первую очередь увеличивает нагрузку и на родителей. Получается, они учатся вместе с ребёнком? С другой стороны, оно даёт и достаточно много свобод, потому что утрачивается одно звено. В одном случае, если дать ребёнку хорошее образование, родитель участвует в процессе, и без этого, наверное, нельзя до старших классов. В семейном образовании функция, которую берёт на себя школа, перекладывается на родителей. В семейном обучении результат зависит от вклада родителей, он значимее и больше греет душу. Нагрузка бесспорно увеличивается. Более того, я считаю, что семейное образование должно подходить семье. Не может подходить семейное образование ребёнку, если родителю оно вообще никак.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам например, встать возле парты при звонке. Возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе. Можно освоить школьную программу менее чем за 10 лет и сдать экзамены экстерном. Обучение носит централизованный характер-в центре внимания только ваш ребенок, без отвлечений на других сверстников. Возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции. Кроме того, они смогут определять его питание, ведь в школьной столовой, как правило, выбора не дают.
Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников. Минусы : Ребенок будет чувствовать себя отчужденно, ему будет скучно, особенно если он до этого посещал детский сад, был в коллективе. Не будет иметь возможности проявить лидерские качества, навыки коммуникации могут быть сведены к нулю, ребенок должен уметь общаться, находить общий язык с ребятами разного возраста и разных социальных групп. Обучение влияет и на характер. Может вырасти эгоист.
Вначале я сказала классному руководителю дочери о том, что, если нас не допустят к учебе, мы готовы перейти на семейную форму обучения. Мне казалось, что мое предложение будет воспринято агрессивно, но учительница посоветовала не спешить, а поговорить с директором. На мой вопрос, могут ли допустить моего ребенка к учебе без манту и рентгена, директор сочувственно рассказала мне, что буквально за день до меня к ней приходили из тубдиспансера и ругали ее, как девчонку, за то, что она разрешает таким детям учиться, и угрожали подать на нее в суд. И тут же директор предложила нам перейти на семейное образование, как оказалось, даже не общаясь с нашим классным руководителем и не зная о том, что мы уже настроены на эту форму обучения. Приготовленные мною аргументы и убедительные фразы в пользу нашего ухода из школы так и остались невостребованными.
Школьники, но без школы Наша дочь перешла на семейное образование во второй четверти 6 класса и осталась прикрепленной к школе, в которой училась. Помимо того, что она числится в этом учебном заведении, не посещая его каждый день, она осталась и в том классе, в котором училась и у того же классного руководителя. Нам сказали, что отличается наше положение от других детей тем, мы не посещаем школу каждый день, обучаясь дома. Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены.
Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки. Опыта образования среднего звена ни у директора, ни у преподавателей не было и мы стали первопроходцами в этом деле. Организация времени и распорядок дня Часто от родителей, чьи дети учились дома, я слышала, что четкого графика уроков и распорядка дня у них нет, и каким-то образом все замечательно складывается: все всё успевают, у всех всё получается. Первое время мне казалось, что у нас должно сложиться все точно так же.
Однако меня ждало разочарование: моя дочь была уже не в начальной школе и некоторые предметы были достаточно сложными и требовали серьезного подхода, в то же время в ее 12 лет она еще не созрела для того, чтобы почувствовать на себе ответственность за самообразование. Мы пришли к тому, что распорядок дня нам просто необходим, ведь помимо школьных предметов моя дочь посещает художественную школу и несколько кружков. Началось медленное втягивание в процесс учебы. Моя шестиклассница, привыкшая быть подгоняемой рамками расписания школ и кружков, буквально терялась во времени. В итоге, предметы растягивались, не осваивались, дочь начала отставать от темпа ее одноклассников, с которыми мы шли по одной программе.
Минусы большие и маленькие Постоянный контроль Самым сложным моментом в семейном образовании для меня стала необходимость постоянно контролировать дочь. В силу ее темперамента, с самого юного возраста она была склонна «улетать», задумываясь о чем-то во время любых занятий. Теперь мне представилась возможность возвращать мою дочь «на землю», как это делали преподаватели, и напоминать о том, что задачка написана в книге, а не в окне. Как только я расслаблялась и переставала проверять, чем занята моя дочь, наши уроки шли где-то мимо нас. Со временем я поняла, что этот постоянный контроль изматывает меня.
Это стало просто громадным минусом нашего семейного образования. Бесконечные нотации, внушения, уговоры заставляли меня нервничать и порой тихо ненавидеть нашу форму обучения.
По итогам 2023 года в России не закрыты сотни учительских вакансий Среди плюсов семейного обучения Александра Калинина выделила свободу передвижения. Оно подойдет для тех, кто часто переезжает с места на место или живет в другой стране, где нет подходящих русскоязычных школ.
Еще один положительный аспект — возможность учиться по индивидуальной программе. Также это удобное расписание, контроль качества образования и комфортная обстановка. Родители сами вместе с детьми определяют подходящий график и стиль обучения, что особенно удобно для семей, где оба родителя работают удаленно или по нестандартному графику, считает Калинина. Среди минусов эксперт указала необходимость организовывать всё самостоятельно.
Хотя родителям с такими детьми сложнее приходится, чем с послушным ребенком улыбается. Минусы домашнего образования отражаются, в основном, на родителях улыбается. Для мамы домашнее обучение становится второй работой — фактически это работа директора мини-школы. Надо найти педагогов, организовать учебный процесс и логистику если необходимы поездки , много времени проводить с детьми. С каждым годом детей на домашнем обучении в России становится все больше.
Сейчас их количество достигло 100 000 человек. В чем отличие семейного обучения и заочного? Закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагает следующие формы получения образования: очное — обычная школа; очно-заочное — часть предметов ребенок может изучать в школе, а часть — сдавать экзамены; заочное в том числе дистанционное ; семейное образование и самообразование — обучение не по программе школы, а как захочется родителям. Отличие заочного обучения и семейного в том, что в первом случае ребенок четко придерживается программы школы, а при семейном образовании — учится тому, что более правильным считают родители. Получается, что при семейной форме обучения ребенок останется без аттестата?
Ребенок может сдать итоговые экзамены экстерном. Просто при такой форме обучения нет четкого следования плану школы. Когда необходимо сдавать экзамены? Можно сдавать по ходу учебного года текущий контроль по плану школы и быть прикрепленным учеником к конкретному классу. В этом случае вы имеете право получать консультации учителей.
А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы. Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование? Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями. Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле. Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет.
Также может не подойти вариант обучения дома детям-общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность. В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками? Как проходит социализация? Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива.
Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут.