Новости операция искра 1943

К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Расстоновка сил под Ленинградом, январь 1943.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло. Когда мы говорим, что Ленинград обеспечивал себя сам, то, конечно, лукавим. Город прочно зависел от поставок извне, нуждался в боеприпасах крупных калибров, бронетехнике, танках. В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать.

Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный.

Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться. Давайте остановимся на этом чуть подробнее?

И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. А если мы затронем более ранний период — 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать — Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа?

Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую — из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь.

Разорвано проклятое кольцо! Ты сжала руки, ты глубоко дышишь, в сияющих слезах твое лицо. Мы тоже плачем, тоже плачем, мама, и не стыдимся слез своих: теплей в сердцах у нас, бесслезных и упрямых, не плакавших в прошедшем феврале. Да будут слезы эти как молитва. А на врагов — расплавленным свинцом пускай падут они в минуты битвы за всё, за всех, задушенных кольцом.

За девочек, по-старчески печальных, у булочных стоявших, у дверей, за трупы их в пикейных одеяльцах, за страшное молчанье матерей... Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года. Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось. И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу.

К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти. На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток.

Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли. Не только профессиональные зодчие, но и десятки офицеров из действующей армии присылали на этот конкурс свои эскизы. В те дни о прорыве блокады ежедневно рапортовало не только Совинформбюро, но и Лондонское радио. Приведем слова, по которым можно судить о тогдашнем отношении союзников к сражавшейся России: Слово «Ленинград» сейчас на устах у всех. Какой замечательный успех!

Русские проявили сверхчеловеческий героизм.

В этих условиях Ставкой был разработан план новой операции, который получил название «Искра». На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут.

На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. После этого последовали пятидневные ожесточённые бои. Немцы упорно сопротивлялись, дрались за каждый клок земли.

Немецкий полковник Х. Всех раненых тащили за собой, несколько батарей, располагавшихся в этом районе, оставили взорванные орудия, прочее тяжелое оружие было также потеряно. Русские постоянно бросали новые силы к месту прорыва, поэтому шедшие за передовыми отрядами подразделения, гренадеры, истребители танков 96-й дивизии, орудийные расчеты 227-й пехотной дивизии и все остальные, находившиеся еще в котле, вынуждены были вновь отвоевывать те же самые участки местности.

Весь ужас той ночи навсегда останется в памяти всех участников того прорыва». Воспоминания старшего лейтенанта Василия Федоровича Кондрашева, который в этот день, 18 января, «сгреб», как он выразился, фашистского капитана: «Вбегаю в дом, вижу: сидит за столом офицер, зажав руками виски. На столе перед ним — револьвер.

Он встал, поднял руки... И объяснил мне так: был им получен приказ от фашистского командования немедленно отступить с остатками батальона.

Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad. В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера.

Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны.

У противника не оставалось уже на этом участке фронта серьезных сил, даже за счет переброски подкреплений. Советского наступления он в любом случае сдержать уже не мог. И очень важной, потому что без прорыва блокады о стабильном положении Ленинграда говорить не приходилось. Впервые за все время войны Ленинградский фронт сумел окружить серьезные силы противника, заперев его в Шлиссельбурге. В ночь с 17 на 18 января немцы попытались прорваться из окружения через 5-й Рабочий поселок. Они выходили несколькими колоннами. Как минимум одна была разгромлена полностью, остальные частично просочились. В немецких документах фиксируется очень большое количество пропавших без вести. Для немцев эта ситуация была катастрофой. Их предыдущий опыт говорил о том, что в любом случае окруженные продержаться до того момента, пока к ним не пробьют коридор снабжения. Так они продержались в окружении, например, в 1942 году в Демянском котле под Старой Руссой. Здесь не получилось... Это так? Этого в ходе январских боев достичь не удалось. И практически весь 1943 год шли бои за Синявинские высоты - ключ ко Мге. Бои за них начались еще 15 января в ходе «Искры». И, после того как блокада была прорвана, они продолжались. Согласно советской историографии, конец операции «Искра» - 30 января или 1 февраля. Это не так. Очень активные бои продолжались до конца февраля. Но успехов почти не было, кроме только того, что немцев выбили из 8-й ГРЭС. Есть еще один эпизод, который вообще почти не освещается в нашей историографии. Дело в том, что 2-я Ударная армия Волховского фронта в январе-феврале 1943 года попыталась обойти Синявинские высоты возле «Рощи Круглая». В результате образовался значительный выступ. Немцы в марте 1943 года, опасаясь, что для нас он станет плацдармом для наступления, отбили его обратно и спрямили линию фронта. Отбиваться у нас сил не было: некоторые дивизии за время январских-февральских боев потеряли больше двух своих составов... Только в сентябре врага удалось выбить с части западных склонов высот. То место, где сегодня находится мемориал «Синявинские высоты», у немцев называлось «обрыв» - откуда их как раз сбросили в сентябре 1943-го. С остальных высот противник ушел только в январе 1944 года, опасаясь окружения. Подарок от Красной армии Последние годы ознаменовались настоящим бумом блокадных дневников. Как правило, их авторов уже нет в живых, дети и внуки извлекают из домашних архивов пожелтевшие ветхие тетрадки с порой полустертыми записями. Но редко какой еще исторический документ может так точно донести подлинные эмоции времени! И что еще удивительно: оказывается, очень многие горожане, которые прежде никогда не имели привычки к дневниковым записям, стали их вести именно в блокаду. Причем исключительно для себя, «в стол», совершенно не рассчитывая на то, что их страницы будут когда-то доступны широкой публике. Наверное, кто-то понимал значимость момента, а кто-то был просто не уверен в том, что переживет тяжелейшее время, и хотел таким образом оставить память о себе. Сегодня мы подобрали записи из некоторых дневников, датированные 18 января 1943 года. Все побежали на фабричный двор слушать громкоговоритель... Радость была так велика, что многие плакали. Я впервые поняла, как плачут от радости... На работу шли веселые и счастливые. В цеху то и дело собирались в кучки, обсуждали события... Жаль, не могут порадоваться со мной мои погибшие ребята. Так много счастья, и почти не с кем разделить! Думали, немцы от злости забросают нас бомбами, но они притихли. Видно, находятся в шоке». Галина Зимницкая, школьница, работник фабрики им. Микояна «Ура, ура, ура!! Вчера в «Последний час» объявили прорыв блокады Ленинграда.

Как высекали «Искру» и спасали Ленинград Прорыв блокады — событие, которое вполне можно считать вторым рождением Северной столицы И сегодня уже трудно представить, что операция «Искра» которая стала еще и одной из самых значимых побед Красной Армии на Северо-Западе с начала войны изначально числилась второстепенной в планах Ставки верховного главнокомандования. Два варианта Главной же задачей в 1943 году для руководства страны было уничтожение таких основных немецких группировок, как армии «Юг» и «Центр». На то были крайне веские причины, и поэтому все усилия ставка направила именно на это. Что же касается Ленинграда, то он в основном должен был рассчитывать на собственные силы. И в декабре 1942 года командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров представил в Москве два варианта возможных действий, чтобы облегчить положение задыхающегося в тисках блокады города. При этом, согласно первому плану, возможность прорыва окружения не рассматривалась. Одну из Кобоны до станции Ладожское озеро уже к тому времени начали строить на деревянных сваях, вбитых в дно озера, а вторую — узкоколейку — только еще собирались проложить прямо по льду». Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград. А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден. Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов.

Все танки, установленные на площади рядом с музеем, участвовали в боях и подняты со дна Невы. Каждый год в этот день, здесь, на берегу, который с огромным трудом удалось освободить от противника, проходит торжественный, и можно сказать, праздничный митинг. Ведь прорыв блокадного кольца для жителей осажденного города стал настоящим праздником. Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области: «Прорыв блокады Ленинграда достался невероятными усилиями, тяжелыми потерями. Все блокадники вспоминают это день как праздник со слезами на глазах. Люди выходили на улицу, обнимались, целовались, кричали ура.

Операция 'Искра'

В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско-Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. Стратегическая наступательная Операция "Искра" в 1943.

Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда

Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года. Операция «Искра» стала первым шагом к спасению города на Неве. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы

Слава храбрым и отважным воинам, не знающим страха в борьбе! Смело идите в бой, товарищи! Помните: вам вверены жизнь и свобода Ленинграда! Пусть победа над врагом овеет неувядаемой славой ваши боевые знамена! В бой, в беспощадный бой с врагом, мужественные воины! Неделю шли упорные кровопролитные бои. В сражениях отличилась 136-я дивизия генерал-майора Николая Симоняка. Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы. В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения. А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда!

Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее. Бойцы ползли по глубокому снегу. Путь им преградил пулеметный огонь с высоты, которую красноармейцы называли Подснежником. Молодцов не растерялся, с тыла подполз к немецкой огневой точке и попытался забросать дзот гранатами. Тщетно: немцы продолжали обстрел. Тогда Молодцов бросился своим телом на вражеский пулемет, приняв огонь на себя. Его товарищи бросились в атаку и захватили батарею. Вскоре его подвиг повторил командир пятой роты 533-го полка 128-й стрелковой дивизии старший лейтенант Яков Богдан.

Их встретил огонь зениток. Ил-2, которым управлял летчик Иван Пантелеев, загорелся. Пламя подбиралось к кабине, но пилот вместе со стрелком Петром Сологубовым продолжали атаковать вражеские позиции. Они хладнокровно сбросили по целям все снаряды, а потом Пантелеев направил пылающий Ил-2 в гущу вражеских машин. Вместе с бойцами Орлов заставил замолчать огневую точку гитлеровцев. Его не остановило ранение. После боя Орлова нашли на огневой позиции вражеского пулемета. Он и мертвый не выпускал из рук оружия.

Авиационную поддержку войскам Ленинградского и Волховского фронтов осуществляли соответственно 13-я командующий — генерал-полковник авиации С. Рыбальченко и 14-я командующий — генерал-лейтенант авиации И. Журавлёв воздушные армии, кроме того, артиллерийскую поддержку оказывали корабли Ладожской военной флотилии и Балтийского флота. В общей сложности в операции «Искра» участвовали более 302 тысяч бойцов и командиров, около 4900 орудий и миномётов, более 600 танков, более 800 самолётов. На данном участке против советских войск действовала 18-я армия командующий — генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север». На шлиссельбургско-синявинском выступе было сосредоточено до 5 дивизий ещё 4 — в оперативном резерве , около 700 орудий и миномётов, до 50 танков и штурмовых орудий. Авиационную поддержку немецким войскам оказывали части 1-го воздушного флота командующий — генерал-полковник А. За почти полтора года пребывания в этих местах части вермахта превратили выступ в укреплённый район, насчитывающий множество опорных пунктов и узлов обороны, линий противотанковых и противопехотных заграждений, минных полей. Командование группы армий «Север» использовало для обороны болотистую и холмистую местность, а также применяло захваченную во время предыдущих неудачных операций Красной Армии боевую технику и вооружение. Всё пространство перед линией фронта простреливалось с нескольких точек. В совокупности эти факторы делали оборону вермахта исключительно трудно преодолимой. Общая численность немецких войск на начало операции составляла на данном участке около 60 тысяч человек, 700 орудий и миномётов, 50 танков и самоходок, 200 самолётов. Подготовка к операции Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 — начала января 1943 года. Все задействованные части были пополнены личным составом, боевой техникой, вооружением, боеприпасами. Привлечённые части инженерных войск построили большое количество колонных путей и мостов для переброски подкреплений. Большое внимание было уделено обучению военнослужащих, проводились командно-штабные игры. Активно производилась воздушная разведка с аэрофотосъёмкой, что позволило максимально уточнить карты. Чтобы противник не обнаружил приготовления советских войск, был разработан целый комплекс мер секретности.

Как только угроза прохождения состава устранялась, они давали сигнал к дальнейшему движению поезда. Ленинградские предприятия стали производить продукцию по планам мирного времени, на прилавках магазинов стали появляться даже шоколад и конфеты. Интересный факт: после прорыва блокады в январе 1943 года из Ярославской области в Ленинград привезли четыре вагона дымчатых кошек. На них была возложена миссия: отвоевать город у крыс. Кошки стали отгонять грызунов от складов и магазинов, что сильно улучшило продовольственную и санитарную обстановку в городе. Окончательно же с крысиной проблемой расправилась «сибирская дивизия» в составе 5000 котов, которая уже в 1945 году прибыла в Ленинград из Тюмени, Иркутска и Омска и других зауральских городов. Силы Красной армии Окончательный прорыв блокады Ленинграда и разгром группы армий «Север» должны были осуществить войска Ленинградского и Волховского фронтов, а также 2-го Прибалтийского фронта армии Маркиана Попова. Кроме того, к операции «Январский гром» были привлечены силы Краснознаменного Балтийского флота и Авиации дальнего действия под началом маршала авиации Александра Голованова. Ленинградский фронт оборонял Ораниенбаумский плацдарм, позиции вокруг Ленинграда от Финского залива до Невы,и вдоль южного побережья Ладожского озера от Московской Дубровки до Гонтовой Липки. В состав Ленинградского фронта входили 2-я ударная армия, 42-я и 67-я армии и 13-я воздушная армия. Всего в войска Ленинградского фронта входило 30 стрелковых дивизий, 3 стрелковые и 4 танковые бригады, 3 укрепрайона и другие соединения общей численностью более 417 тыс.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операцию спланировал Георгий Константинович Жуков после успеха первым в ходе войны стал маршалом Советского Союза. По нему в кратчайшие сроки советские инженеры провели временную железнодорожную ветку для снабжения города всем необходимым. В тяжелых зимних условиях под обстрелами и в мороз буквально за 17 суток была проложена полноценная железнодорожная ветка от станции Поляны до Шлиссельбурга. За время эксплуатации дороги свыше 15 тыс. На Дворцовой площади было воссоздано историческое фото: рядом с аркой Главного штаба установлен танк КВ-1 из музея «Битва за Ленинград» им. Историю боевой машины поведала выставка из фотохроники военных лет и фоторабот по восстановлению КВ-1 до ходового состояния. Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Корреспондент портала «История. РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было.

Операция 'Искра'

В результате операции "Искра", 18 января 1943 года советские войска совершили прорыв блокадного кольца. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. 18 января 1943 года на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части Ленинградского фронта соединились с войска Волховского фронта. В результате операции "Искра", 18 января 1943 года советские войска совершили прорыв блокадного кольца. Согласно архивным материалам, в ходе операции «Искра» с 12 по 18 января были ликвидированы более 13 тысяч фашистов. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала.

Операция «Искра»: когда Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда

Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда. 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началась операция «Искра». Подвиг января 1943-го вспоминают там, где проходила тяжелейшая операция «Искра» — на берегу Невы, у музея-диорамы рядом с Синявинскими высотами. ударил «Январский гром». Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий