Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку.
Лирическая опера в двух действиях
- «Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
- «Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
- Опера Р. Щедрина «Левша». Первая премьера на новой сцене Мариинки
- Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре
Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. легендарной балерине Майе Плисецкой. Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь».
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Родион Щедрин Самую первую оперу Щедрина – «Не только любовь» (1961) – в Мариинском поставили последней. Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. Новости. Календарь. Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь".
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей. Действие происходит в советском колхозе после Великой Отечественной войны и повествует о взаимоотношениях жителей села и трудном сельском быте. Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании.
Варвара уже готова подчиниться своему чувству, хотя у Володи есть юная невеста Наташа — ее партию исполняет нежная и женственная Мария Макеева, обладательница очень красивого сопрано. Впрочем, здесь каждый солист демонстрирует великолепные вокальные качества. Родион Щедрин написал для певцов выразительнейшие партии, в которых речитативность предельно сплетена с мелодизмом. Композитор, следуя традициям Даргомыжского и Мусоргского, предъявляет эталонный музыкальный язык, который свойствен лучшим образцам академической музыкальной драмы ХХ века, не теряющей связи с классической оперой. Певцы здесь именно поют, а не рвут связки скачками на резкие интервалы, как этого часто требуют современные композиторы, которые не любят ни певцов, ни слушателей. Щедрин любит и тех и других.
И потому даже самая неискушенная публика готова ответить ему тем же. Отдельная история — хоровые сцены. Хоры у Щедрина всегда завораживающе прекрасны. Здесь они просто запредельно небесные, ангельские. Считается, что опера построена на частушках и что партитура имеет некие фольклорные корни. Вряд ли это так. Народность важна для этой оперы, не в этническом аспекте, а скорее, в мифологическом. Знаменитые частушки из второго акта он весь построен на развернутой стилизованной кадрили никакой «фольклорности» в себе не несут.
Только в Песне с наибольшей полнотой композитор раскрыл всю глубину этого образа, нарисовав незабываемый портрет обездоленной в любви простой русской женщины: Начало Песни — печальный лирический двутактный распев, ограниченный ходами на терцию и кварту. Прозвучав в ля миноре, зачин без изменения повторяется терцией ниже — в фа миноре. Неизменный повтор первой фразы, где каждый звук соответствует слогу, придает мелодии повествовательный характер, напоминая доверительный рассказ о чем-то глубоко сокровенном. Поэтому секундовая интонация, подчеркнутая неожиданным ходом на октаву вверх и оттенком forte, воспринимается как всплеск отчаяния, крик души. В эту кульминационную фразу композитор вносит тонкую выразительную деталь: в то время, как голос пропевает слова «все цветы» на звуки фа-ми-фа, в оркестре у скрипок звуки ми и фа «застревают», образуя щемящую малую секунду.
Это придает напеву оттенок боли и страдания в последующих куплетах диссонантное звучание образуют флейты, гобои, трубы. Как отголосок на piano звучит следующая фраза с теми же словами. Смягчает звучание и замена острого хода на секунду терцовым мелодическим оборотом. В роли Варвары Васильевны — Л. Захаренко Нисходящее прерывистое движение, pianissimo в последнем двутакте наполняют мелодию какой-то скрытой тревогой, подобно затухающим раскатам так внезапно прозвучавшего грозового удара.
Сопоставление двух контрастных элементов лейтмотива—диатоники и хроматических интонаций — послужит основой дальнейшего развития этой темы. В Песне четыре куплета, в каждом мелодия остается неизменной во втором и четвертом несколько изменены концовки , оркестровая же партия каждый раз звучит по-иному. Заканчивается Песня словами как бы про себя: «Одни слова ласковые у меня в ушах. Одни глаза синие в моих глазах». Песню-исповедь резко сменяют плясовые частушки Варвары Васильевны с веселым шуточным текстом.
Но после песни они звучат как смех сквозь слезы, как пляска отчаяния, подобно «Трепаку» Мусоргского из цикла «Песни и пляски смерти». Особую остроту мелодии припева, с которого начинаются частушки, придает предпоследний выдержанный звук си-бекар в фа миноре это вводный звук к доминанте : Как и Песня, частушки написаны в куплетно-вариационной форме. В последнем, пятом куплете Варвара Васильевна срывает маску веселья. И слова, и музыка вновь возвращают нас к трагизму положения героини: поступенный подъем синкопированной мелодии с неизменно нарастающей динамикой от р до FF звучит как неистовое признание своего горького одиночества: Быстрый темп, четкий ритм, остро диссонирующее аккордовое сопровождение «подхлестывают» движение и еще больше подчеркивают остроту и отчаянность пляски в свой темпераментный, полный огня танец Варвара Васильевна увлекает и Володю. В момент кульминации на уменьшенном трезвучии tutti оркестра Варвара Васильевна, не в силах справиться со своим волнением, внезапно обрывает танец и уходит.
И тут же мгновенно звучит вездесущая частушка: «У моего милого рубашка цвета синего, да новый галстук и часы, да ставил домик для красы. Да он поставил, подрубил, да и другую полюбил!. Кульминация в развитии образа Варвары Васильевны приходится на финал второго действия. С трудом сдерживаемые чувства вырываются, наконец, наружу. Композитор дает свободу их широкому разливу.
Тематическую основу сцены и здесь составляет лейтмотив Варвары Васильевны. В начале сцены влюбленная женщина одна. С нежностью она вновь вспоминает слова Володи, его голубые глаза. Очень медленно, чуть слышно звучит ее лейтмотив. Застывший аккорд на ррр у деревянных духовых и виолончелей с едва ощутимым движением первых скрипок передает состояние очарованного оцепенения.
Внезапно характер музыки меняется: из тени, дерева неожиданно появляется Володя Гаврилов. Adagio сменяется бурным Allegro inguieto быстро, беспокойно, тревожно. Зычно и громогласно, на FFF, об этом возвещают медные духовые и струнные. Вся последующая сцена подводит к кульминации. Композитор как бы взрывает размеренный по ритму, затаенный в своей скорби лейтмотив Варвары Васильевны.
Лирическую, но властно-настойчивую мелодию Володи сопровождает беспокойное движение струнных, тревожные синкопы деревянных духовых: А отдельные, обрывочные фразы основного лейтмотива, пробегая у различных инструментов, напоминают вскипающие пенные гребешки разбушевавшихся волн морской стихии: В кульминации сцены поцелуй лейтмотив героини звучит в новом варианте: в темпе Sostenuto appassionato сдержанно, страстно тема проходит на едином дыхании. Композитор, по существу, вычленяет из лейтмотива лишь одну секундовую интонацию. Чередуясь с широкими, размашистыми интервалами, она придает теме новое обличие. Уверенно и страстно мелодия излагается на fortissimo. Унисон деревянных и струнных поддерживает зычный голос трубы.
Начиная с синкопированного высокого звука, тема неуклонно движется по восходящей линии. Пунктированный ритм мелодии придает ее звучанию энергичность и решительность, подчеркивая напряженность происходящих событий. Варвара Васильевна во власти любви! В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум.
Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ.
А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям». Читать далее.
Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"
Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь". Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти. И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь».
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ
"Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. Как вспоминал сам Щедрин о своей ранней опере «Не только любовь», написанной в 1961 году и посвященной Майе Плисецкой, постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». К раннему периоду творчества относится и опера «Не только любовь», которую Щедрин закончил в 1961 году.
Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь"
Фото: spbopera. Для режиссера Юрия Александрова центральной темой спектакля является любовь, вечная и актуальная, независимо от того, в какой обстановке изображается. Щедрин присутствовал на премьере и вспоминал о разочаровывающем спектакле 1961 года, где постановка получилась провальной, потому что создатели боялись элементов эротики.
Подробнее Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия политики в отношении обработки персональных данных в Администрации г. Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных файлов cookie , в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс. Метрика» и «Google Analytics», IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве тип, производитель, модель ; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные в целях определения посещаемости сайта.
Декорации к спектаклю создает Максим Обрезков, костюмы — Мария Данилова. Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра — подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом.
В любовном треугольнике из председателя колхоза Варвары Васильевны, городского пижона-одуванчика Володи Гаврилова признающего не без самоиронии «Какой же я мужчина! Я - Володя... В мрачной и внешне властной командирше Варваре, держащей в ежовых рукавицах разваливающийся колхоз, обнаруживалась беспомощная женщина, сходящая с ума от нелюбви, ею же самой и вызванной.
Это блестяще удалось сыграть и проинтонировать меццо-сопрано Екатерине Сергеевой с ее страстной натурой. Володя, персонаж тенора Александра Трофимова, был одет по последней моде, щеголял снисходительными фразочками, от которых будто исходил аромат одеколона. Режиссер на славу поработал с оперными певцами над диалогами, преодолев их слабое звено - разговорную речь в опере немало небольших разговорных сцен , насытив ее смыслом и отлично слушавшейся интонацией. Запомнилась и работа хора, который благодаря хормейстеру Павлу Теплову и строгому режиссерскому рисунку выглядел как интересный многоликий персонаж. Финальный «кадр», решенный в жанре коллективной фотографии, и вовсе стал эмблемой спектакля. Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook Поделиться.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Гергиев посвятил трансляцию всем поклонникам Московского Пасхального фестиваля. Мы часто туда приезжаем, почти ежегодно, и этот город с великими музыкальными традициями всегда тепло встречает наши выступления. Сегодня мы посвящаем трансляцию исполнения силами Мариинского театра ранней оперы Родиона Константиновича Щедрина "Не только любовь", а также его блестящего Второго фортепианного концерта с великолепным солистом Денисом Мацуевым всем любителям классической музыки, но в первую очередь зрителям Казани, куда мы обязательно еще приедем», — отметил дирижер. Видеозапись концертного исполнения оперы «Не только любовь» проводилась в 2016 году, когда это сочинение впервые прозвучало в Мариинском театре.
В советские шестидесятые идея оказалась утопической. Сразу после премьеры руководство главного театра страны, заметив сатирический подтекст, тут же заменило неловкую «Не только любовь» на беспроигрышную « Травиату ».
Судьба оперы неразрывно связана с Московским камерным музыкальным театром Бориса Покровского. Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. В столицу спектакль привезли в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» — и в конце октября история про Варвару Васильевну была представлена в версии Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Остроумный шедевр давно не ставили в Москве, в том числе и поэтому питерский спектакль вызвал большой ажиотаж.
В Петербурге на премьере постановки в 2014 году присутствовали сам автор Родион Щедрин и Майя Плисецкая ей была посвящена опера. Супруги единодушно назвали эту постановку лучшей из всех. Режиссёр Юрий Александров, комментируя спектакль, неоднократно заявлял о своём стремлении на первый план вывести музыку. Но разве она у Щедрина не всегда первостепенна? Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали.
К тому же действия назвали картинами, поэтому их количество от авторских трёх сократилось до двух. Действительно, именно музыка спасала, но не оправдывала скучные и наивные мизансцены, отсутствие логики и ясности в рисунках актёрских ролей.
Опера в свое время стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. К примеру, после премьеры оперы в Большом театре предполагались еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата». Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина, была преждевременной. Сам композитор видел причину провала в том, что его произведение опередило свое время.
Успех спектакля оказался впечатляющим: авторам спектакля удалось в полной мере раскрыть все грани этого шедевра оперного искусства ХХ века. Опера ХХ века как правило с трудом находит путь к сердцам публики. Все потому, что путь музыки к сердцу лежит через… уши. А обычные, ленивые уши вечно просят мелодизма Верди или Чайковского. И все же стоит иногда побороть стереотипы и вслушаться в те великие интонации, которые рождены талантом современного композитора. Впрочем, «современность» партитуры «Не только любовь» весьма относительна: она написана в 1961 году на либретто Василия Катаняна мужа Лили Брик , которое основано на рассказах писателя — деревенщика Сергея Антонова, известного по сценарию культовой советской мелодрамы «Дело было в Пенькове». Однако музыка Щедрина вовсе не похожа на песню Кирилла Молчанова «Парней так много холостых, а я люблю женатого…». Стилистика этого композитора — совершенно иная, особая, ярко-индивидуальная. Масштабность и подробная проработка драматургии соединяется с потрясающим чувством времени, идеальной расстановкой кульминаций. Как в хорошем голливудском фильме ты ни на минуту не расслабляешься и следуешь за непрерывно развивающейся композиторской мыслью. И, конечно, огромная заслуга в этом принадлежит маэстро Коробову, который уверенно и вдохновенно ведет за собой оркестр, хор, солистов и зрителей, не давая отвлечься. Сюжет оперы на первый взгляд кажется вполне бытовым. Но лишь на первый. Новое поколение мужчин, на месте выкошенных войной, еще не взросло.
Статьи | Премьера
Главная идея оперы - нравственность. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства. В опере Александрова всё гармонично и очень музыкально. Персонажи живописны и пластически индивидуальны. Такую яркую и подвижную оперу псковичи приняли с большой теплотой.
Неизменными при этом остаются свойства музыки, обусловленные личными качествами автора, а он — энергичен, легок на подъем, прост в общении и обаятелен.
На концерте прозвучат сочинения, написанные в течение 50-ти лет — с 1960-х по 2000-е годы. Самое раннее из них — сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Будет исполнен и созданный в те же годы искрящийся концерт для оркестра «Озорные частушки», в восторге от которого в числе многих был Леонард Бернстайн.
Партитура содержит все оркестровые краски: от эпических и мощно экспрессивных в сцене морской бури, до тончайшей лирики в финале оперы. От дворцовой английской галантности, в которой можно различить интонации Генделя, и русского царского двора, до грустного народного напева «Реченька Тулица, ты чего хмуришься». Вообще тема Тульской губернии имеет для Щедрина особое значение. Ведь его родословная связана с этим краем: дед композитора был священником в городе Алексин Тульской губернии.
Вероятно, этот факт биографии композитора был одной из причин его интереса к этому сюжету. А как тонко Щедрин обыграл сцену «куйки аглицкой блохи на русский лад». Прозрачный звон треугольников становится лейттемой оперы почти на манер мотива ковки меча в «Зигфриде» Вагнера. Финальные сцены оперы, где Левша умирает, трагически щемящи, проникают в глубины души и пробирают до мурашек. В них хор поёт: «Святый Боже, Святый Крепкий. Помилуй нас». Или почти Иисусову молитву: «Сыне Божий, помилуй нас».
Традиционно для Щедрина, велика в партитуре партия хора, выписанная и исполненная блестяще хормейстер Андрей Петренко. Очень интересны и сами вокальные партии, и качество их исполнения. Наличие в одной труппе одновременно такого числа превосходных певцов и точность их попадания в образы просто поражает. В первую очередь, это, конечно, тенор Андрей Попов в заглавной партии.
Ее оформляли великие художники, за пультом стоял Светланов дирижер и композитор Евгений Светланов — прим. Т-и , пела Архипова оперная певица Ирина Архипова — прим. Т-и , но, видимо, время не пришло для этой истории. Это история о простой русской женщине, председателе колхоза, которая тащит на себе огромный воз — вот этих мужиков несвежих, и которая позволила себе полюбить, позволила себе стать на секунду женщиной», — рассказал Александров.
Он посвятил ей эту оперу, и когда она провалилась, они были просто ошарашены», — добавил спикер. Вот, я решился это сделать премьера состоялась в марте 2014 года — прим.
Опера Не только любовь
Достигнув весьма почтенного возраста, он обратился к Лолите Набокова». Теперь все оперы Родиона Щедрина поставлены на сцене Мариинского театра. Режиссер Слава Даубнерова, работающая на стыке театра и перформанса, подошла к произведению с собственной феминистской концепцией обвинителя главного действующего лица этой истории — Гумберта Гумберта. Что же касается постановки, то ожидающие скандала и эротических впечатлений будут разочарованы.
Конечно, сюжет этой оперы особенно требователен к певцам — как к типажам оных, так и к их раскованному артистизму. Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет. Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры.
Я люблю, чтобы слова были понятны и никто не убедит меня, что они не важны. Трудно судить, чья это заслуга в большей степени — композитора или дирижера — но русский текст в СПБ Опера мне был непонятен. А итальянский текст «Травиаты» в Мариинке на следующий день был отлично слышен. Значит можно. Неприятно удивил третий акт, в котором почти все время поет главная героиня. Казалось бы, режиссер-постановщик Юрий Александров добавил секса сколько хотел, никакой обком не помешал. Но, если сопрано пищит весь акт, соревнуясь со скрипками, и ни слова в этом пищании не понять, то даже имитация полового акта на сцене не спасает.
Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса.
В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»
Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку. Новости. Календарь. В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь».