Новости московское восстание при иване грозном

Царевич Дмитрий Иванович, младший сын Ивана Грозного и последний представитель мужской линии московской династии Рюриковичей, погиб в Угличе 15 мая 1591 года, ему было 8 лет. волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. Портрет Ивана Грозного, 1672 год.

Мифы об Иоанне IV Грозном Новгородский погром 1570

Обвиняя Глинских в колдовстве и поджогах, толпа начала громить их дома, а дядя Ивана Грозного, Юрий Глинский, был и вовсе убит. После расправы толпа двинулась на подмосковное село Воробьёво, где находился царь с женой и родственниками. Так как 17-летний Иван Грозный не ожидал неприятностей, у него не было значительной охраны, и он сам вышел на переговоры с восставшими. Ему удалось успокоить толпу, пообещав отправить в отставку воеводу Михаила Глинского, и после этого события Московского восстания 1547 постепенно пошли на спад. Это было довольно рискованно — выходить к бунтовщикам лично, но выбора у царя не было, так как в противном случае толпа грозилась убить его самого. Итоги и последствия Московского восстания 1547 По итогам московского восстания его зачинщики были арестованы и казнены Массовые погромы. Разграблению подверглась в основном недвижимость Глинских, уцелевшая во время пожара.

А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре!

Такие они милые, такие вдохновленные! А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите. А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает? Какие филигранные передачи, какое мастерство, ну что вы! Ну а там всё скроется под этим мощным «Христос Воскресе! Ну и всё. И потом жди его, этого поста, чтобы вообще эту тему можно было поднять.

Просто скучно! Давайте мы тут послушаем, поразмышляем: какая была замечательная проповедь! Столько примеров, столько потрясающих выводов! Вы знаете, как это было выдержанно в стиле гомилетики: вступление, основная часть, итог, финал и выводы.

Он истерично набросился на бояр, обвинив их в хаосе и обвинив в заговоре.

Бурное событие московского восстания 1547 года означает, что эти события вызвали трансформацию в Иване, когда он осознал, что его правление хрупко и что его положению угрожают беспорядки и внутренние конфликты. Проведенные реформы и изменения Иван осуществил несколько реформ для поддержания стабильности и контроля, что привело к некоторым из самых значительных и действенных решений за все время его правления: Утверждение власти над боярами: Иван IV объявил бояр ответственными, таким образом стратегически обозначив свою власть над ними. Улучшение инфраструктуры Москвы: Извлекая уроки из разрушений, причиненных пожаром, Иван сосредоточился на восстановлении Москвы, вкладывая значительные средства в городское развитие и фортификацию. Продолжение следует… Уроки, которые извлек Иван IV После пожара и последующего восстания Иван IV извлек несколько суровых, но необходимых уроков, которые эффективно повлияли на ход его правления и будущее России. Важность сильной внутренней политики Ужасы пожара и восстания подчеркнули важность сильной внутренней политики для Ивана IV.

Он понимал, что неспособность установить контроль и поддерживать порядок внутри страны может легко привести к хаосу и восстанию. Восстание было явным показателем разочарования народа, и Иван понимал, что для предотвращения подобных событий в будущем ему необходимо повысить устойчивость инфраструктуры и администрации. Создание эффективного руководящего органа: инцидент заявил о необходимости авторитетного руководящего органа, способного управлять кризисными ситуациями. Участие общественности в разработке политики: Отсутствие общественного доверия, приведшее к восстанию, подчеркнуло необходимость политики, ставящей во главу угла общественное благосостояние и вовлекающей их в процесс принятия решений. Восстания: угроза монархии Восстание стало суровым напоминанием о постоянной угрозе, с которой монархия сталкивается со стороны своего народа.

Иван узнал, что пренебрежение общественными чувствами может спровоцировать восстание, поставив под угрозу положение правителя и стабильность монархии.

Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А. Курбский, М.

Воротынский, Н. Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И. Висковатый также пополнил ряды Рады. И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы.

Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ. Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. Он активно выступал за серьезное укрепление основ Российского государства в интересах отдельной группы населения — консолидирующегося служилого дворянства. Дальнейшие государственные преобразования Особым этапом в ходе эволюции государственного и политического развития России считается создание первого сословно-представительного законосовещательного института — Земского собора, который был созван в Москве в феврале 1549 г. В его составе были Боярская дума, "Освященный собор", собранный из высших иерархов Русской православной церкви, и земские люди, представлявшие различные слои населения и различные местности государства.

Почему не вспыхивало народных восстаний в правление Ивана Грозного

Московское восстание представляло собой, как и другие подобного типа восстания в Средние века, «примитивный бунт». Реформы Ивана Грозного. После смерти Ивана Грозного освоение южных окраин Московской Руси продолжалось. Московский князь Иван Калита, давний соперник тверских князей, поспешил воспользоваться восстанием, чтобы утвердить свое господство. Иван вступил в союз с Золотой Ордой и вызвался помочь восстановить власть монголов над Тверью.

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства

Чиновники центрального аппарата контролировали регионы, это были современным языком - министры. А по-старому ведомства назывались - приказы. На местах там стояли дьяки, умышленно, в противовес боярам, из неродовитых, но образованных людей. Так знать лишилась своего представления на территориях необъятной Руси, приказы напрямую исполняли волю царя. И когда система отладилась, Избранная Рада перестала быть для Ивана Грозного необходимостью, государство было во власти самодержца всея Руси, зачем посредники.

В 1560 году Избранная Рада перестала существовать. Бей своих, чтоб чужие боялись Опричнина - от древнерусского слова "опричь", что значит - "особый". Нечто обособленное. Так назвал Иван Грозный земли в стране и улицы в Москве, которые записал в своё личное полное пользование, они были не под государственной властью.

Так назывался удел царя с особой территорией, войском и государственным аппаратом. И так же назвали систему чрезвычайных внутриполитических мер царя Ивана Грозного в 1565—1572 годах ради укрепления самодержавия путём борьбы с боярско-княжеской оппозицией. Опричнина применяла казни, репрессии, земельные конфискации. Земские служилые люди в 1566 году обратились к царю с требованием об отмене опричного режима.

Дворяне потребовали немедленного упразднения этих порядков из-за нестерпимых бесчинств опричников. В акции приняли участие более 300 знатных людей, среди которых были бояре-придворные, одним словом - сливки общества. Иван Грозный не только с гневом отклонил ходатайство, но и кинул земских за решётку полномочиями, данными как раз указом об опричнине.

В соборах и церквах шли службы, и верующие сновали туда и сюда, сдерживая обычную поспешность и суетливость. В торговых рядах, в лавках и мастерских торговцы и ремесленники изготовляли и сбывали разнообразные товары. В Кремле и других местах, около церквей, на площадях, улицах и перекрестках ходили и сидели прямо на земле или снегу многочисленные нищие, убогие люди. Немало было в Москве людей, живших «черной работой», — батраков, ярыжек, казаков, а также множество калек, больных, питавшихся мирским подаянием, «ходя меж двор», «бога ради скитаясь». Многие из них умирали голодной смертью, замерзали на улицах, не найдя места, «где главы подклонить». В годы неурожаев, пожаров и эпидемий бедствия этой массы бездомных, обездоленных людей достигали трагических размеров.

Они погибали тысячами, десятками тысяч. Специально выделенные люди собирали по Москве «умерших… на пути, от глада изгибших» и вывозили за город. Но иногда, в годы особенно тяжких бедствий, некому и это было делать. В 1571 г. Приезжие «долго розвозили» покойников во все стороны из опустевшей столицы. Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы. Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе.

Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль. Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна. Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева. Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них.

Затем выгорел Китай-город. Пламя бушевало весь день, утихло только вечером. В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди.

По дороге от перебежчиков с русской стороны он узнал новости о том, что в Москве остался лишь малочисленный гарнизон, а все войска переброшены на фронт Ливонской войны. Кроме ценных сведений, перебежчики обещали провести крымско-татарское войско через тайные речные броды и вывести прямиком к незащищенной столице. Недолго думая, хан принял предложение, ведь взятие Москвы развязывало бы ему руки и делало мечту о новой Орде вполне осязаемой. До сих пор не ясна настоящая роль этих перебежчиков.

Возможно, изначально их целью было заманить татар в западню, однако Девлет Гирей смог обойти стоящее у Оки крупное московское войско во главе с Иваном Бельским и двинулся на столицу. Узнав об этом, русский воевода поспешил наперерез татарам, однако встретить их смог только у стен города. В завязавшейся жестокой сечи воевода получил тяжелое ранение, а впоследствии задохнулся в собственном доме во время пожара. Сам Иван Грозный, узнав о приближении хана, бежал в Ростов. Поскольку никаких средств вести осаду у Девлет Гирея не было, зато в избытке имелись сведения о приближающемся русском войске, он приказал поджечь предместья Москвы. Огонь в считанные минуты охватил деревянные постройки. Пожар 24 мая 1571 года считается одним из самых сильных столичных пожаров. По свидетельствам очевидцев, огонь уничтожил город буквально в считанные часы, поскольку погода стояла сухая и ветреная.

В огне гибли не только местные жители и наводнившие Москву беженцы, но и сами татары, грабившие церкви и усадьбы. В северной части города, еще не охваченной пожаром, образовалась ужасная давка, где погиб московский воевода Никита Шуйский. Единственным уцелевшим местом был каменный Кремль, где и смогли спастись уцелевшие жители.

Жители города состязались в силе, ловкости и выносливости во время праздничных гуляний, ярмарок или по выходным дням.

Москвичи любили исполнять акробатические трюки и прыжки, они фехтовали на шпагах и пиках, метали различные предметы на дальность и устраивали забеги на скорость. Особенно излюбленным занятием для горожан было закаливание: москвичи купались в холодных водоемах, обливались водой после бани или обтирались снегом, стоя прямо на улице, чему немало удивлялись иностранные гости. Но некоторые горожане умели хорошую физическую форму: стреляли из лука, владели саблей и знали, как удержаться в седле. Важным явлением в жизни средневековой Москвы была охота за дикими зверями, которую устраивали в окрестностях города.

Охота была уделом обеспеченных людей. Как правило, знать устраивала охоту на кабанов, медведей, лосей и более мелких животных, а иногда отправлялась на соколиную охоту, во время которой для ловли добычи привлекались прирученные хищные птицы. Транспортная инфраструктура В XVI в. Основным способом передвижения москвичей оставался гужевой транспорт, то есть такой транспорт, в котором в качестве тяги выступала сила животных.

Москвичи использовали силу лошадей. Лошадей впрягали летом — в телеги, а зимой — в сани. У богатых горожан были свой двор с лошадьми и телегами, у москвичей среднего достатка было их куда меньше, а бедные москвичи были вынуждены передвигаться пешком или просить довести их до пункта назначения за отдельную плату. Упряжки с лошадьми можно было увидеть на основных магистралях города: улицам Никитская, Покровка, Ильинка, Варварка и многим другим.

По маленьким улочкам было очень трудно передвигаться, ведь они были не более 10 м в ширину. Никакого другого способа передвижения по суше в те годы не существовало Основной водной артерией города оставалась Москва-река. Именно по этой реке сплавлялись крупнейшие суда, как Русского царства, так и зарубежных гостей. Корабли того времени были парусными или гребными, а их скорость передвижения при этом была совсем невелика.

Военная инфраструктура За время правления Ивана Грозного Русское царство участвовало сразу в нескольких войнах и походах. Постоянные военные конфликты вынуждали власть совершенствовать обороноспособность страны. Главным событием того времени можно считать организацию регулярной армии — стрелецкого войска. Царь издал специальный указ, по которому 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе и в случае необходимости сразу же отправиться на войну.

Для содержания воинов был введен новый налог для горожан. Стрелецкое войско было основой регулярной армии Российского государства, в то время как остальные её части например, дворянская конница формировались только во время угрозы войны. В 1556 г. Иван Грозный издал указ, согласно которому помещики должны были являться на службу в полной экипировке, с оружием, провизией и, главное — они должны были предоставить по одному воину с каждых 50-ти десятин своей земли.

При этом служба становилась наследственной. Городские власти были озабочены организацией охраны столицы от вражеских набегов. В любое время суток Москва охранялась посадскими людьми, для которых это было сторожевой повинностью. Статус и символика Во второй половине XVI в.

Москва была столицей Российского царства. В ней проживало много людей — ремесленников, торговцев, купцов и бояр. В годы правления Ивана Грозного Москва приобрела новый статус. Москва перестала быть столицей Московского княжества и стала главным городом Российского государства.

В годы правления Фёдора Иоанновича произошло одно из важнейших событий в религиозной истории города. В 1589 г. Столица мыслилась «третьим Римом» после Рима, павшего от рук варваров и Константинополя, не выдержавшего турецкого нашествия оба города считались самыми главными в истории христианской религии. Учреждение патриаршества в Москве придало особый статус этому городу.

На них был изображен так называемый «всадник-змееборец» в дальнейшем эту чеканку посчитали иллюстрацией битвы Георгия Победоносца со змеем или драконом — символом языческой веры, а самого святого — покровителем города. Эту фигуру отождествляли с личностью царя. Также московские цари скрепляли самые важные документы печатью, на которой был изображен двуглавый орёл — один из самых древних символов в истории человечества. Органы управления Во второй половине XVI в.

Москва являлась столицей Российского государства, во главе которого находился царь. Он единолично правил страной и принимал важнейшие политические решения. Его власть была ни чем не ограничена, и лишь в некоторых случаях он обращался к ближайшим советникам из числа приближенных ему бояр: так, в 1549 г. Иван Грозный осуществил ряд реформ, опираясь на мнение «Избранной Рады» — временно действующей группы лиц, состоящей из митрополита, княжеской знати и боярства.

В Москве, как в столице, действовала приказная система, решения которой распространялись на всё государство. Приказы — это органы власти, в ведении которых были либо какие-то определённые сферы например, существовал Печатный приказ , либо территориальные области например, Казанский приказ. В эпоху Ивана Грозного насчитывалось около 20 приказов некоторые из них были временными , которые были официально закреплены в Судебнике 1550 г. Городское население так называемые «посадские люди» пользовались особыми правами и даже участвовали в самоуправлении.

Во главе горожан стояли так называемые «большие наместники», которые отвечали за порядок в городе и вершили суд, и «третные наместники», которые ведали частью городских пошлин. Главным средоточием власти помимо высшей царской власти являлся Земский собор: этот собор проходил на Земском дворе сейчас это место, на котором расположен Государственный исторический музей. Земский собор судил провинившихся, разбирал случаи незаконной продажи вина и пива, разрешал частные случаи нарушения дисциплины и прочее. Законодательство Законодательство Москвы периода правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора касалось самых разных областей жизни общества.

Многие из законов той эпохи распространялись не только на столицу, но и на все государство. Самым крупным сводом законов этого периода был «Судебник». Этот документ был принят на Земском соборе в 1549 г. Другой важнейший документ эпохи — это «Стоглав».

Он определял некоторые церковные порядки, обличал расточительство духовенства, запрещал даже мирянам стричь бороды и т. В эпоху Ивана Грозного были приняты законы, определяющие порядок комплектования армии, проведения местного суда и многие другие акты. Долгие столетия город сгорал в них дотла, ведь многие постройки были сооружены из простого дерева и разрушались за считанные минуты. При Иване IV Грозном было решено, что эффективным способом борьбы с пожарами должно стать каменное и кирпичное строительство.

Для этого им был учрежден Каменный приказ. Этот приказ отвечал за изготовление стройматериалов, их подвоз к месту постройки и организацию рабочей силы. И действительно, во второй половине XVI в. Успенский собор Московского Кремля Конечно, строительство из более прочных материалов не вытеснило более дешевое, деревянное.

Как и прежде, на месте сгоревших зданий выстраивались новые: так, в деревянных домах жили купцы, которых Иван Грозный перевёл из посадов в Китай-город, стрелецкое войско, многие представители знати, да и сам царь в 1565 г. В западной части города относительно Никитской улицы располагались монастыри, церкви, дворы бояр и знати. Восточная часть города была более бедной, но от этого не менее густо населенной: в ней проживали торговцы и ремесленники. Гражданское общество.

Идеология Репин И. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Иван IV Грозный был очень жестким правителем, который стремился к неограниченной власти во всем государстве. На протяжении десятилетий он боролся с боярами и князьями за это право и для того, чтобы быть более уверенным в своих силах разрабатывал собственные представления о характере царской власти. Иван Грозный считал, что власть самодержца которым он себя и считал имеет божественное происхождение, и поэтому не должна быть никем и ничем не ограничена.

Среди ближайшего окружения царя встречались такие люди, как князь Андрей Курбский и известный публицист своего времени Иван Пересветов. Пересветов критиковал взгляды Ивана Грозного и считал более верным создать такое управление, во главе которого стоял не только царь и верные ему слуги из числа дворян — «воинники». Князь Курбский предлагал царю править в согласии со всеми сословиями не только дворянством, но еще духовенством и крестьянством , которые бы могли высказываться по тому или иному вопросу на специальном собрании. Иван IV не прислушивался к чужим идеям и считал, что мог чинить любой произвол в том числе и самый кровавый , за что его и прозвали «Грозным».

Такая политика не оставляла места для внимания к нуждам и интересам простых горожан. Войны Икона «Благословенно воинство Небесного царя» в честь победы над Казанью в 1552 г. Фёдор Иоаннович также воевал со шведами. Войны с Астраханским и Казанским ханствами были затеяны Иваном Грозным с целью присоединения этих территорий к российскому государству.

Для царя это было особенно важно, потому что эти земли были осколками некогда могущественной Золотой Орды — так жестоко разорившей русские княжества. Русские цари не раз пытались подчинить себе Казанское ханство, жители которого совершали грабительские набеги на Московское государство. Однако окончательное присоединение этих земель произошло лишь в 1552 г. После взятия Казани царь решил завоевать соседнее Астраханское ханство.

В силу слабости местных властей город Астрахань был взят без боя в 1556 г. Таким образом, Ивану Грозному удалось уничтожить последние государства, некогда входившие в состав Золотой Орды, а также получить выход к Каспийскому морю и горам Кавказа. Другое направление внешней политики российского царства — северо-западное. Иван Грозный долгое время воевал с прибалтийскими государствами за право более выгодных условий провоза московских товаров в европейские государства.

Эта война, названная «Ливонской», была поистине затяжной и вовлекла в боевые действия не только Ливонию территории современной Латвии и Эстонии , но также Швецию и Данию. К сожалению, итоги этой войны были неутешительны для Московского царства: оно было разорено и вынуждено покинуть северо-западные территории. Последующая вслед за Ливонской войной русско-шведская война 1590-1595 гг. Образование Литовченко А.

Москва являлась не только политическим и религиозным центром, но в эпоху правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора, но и тем местом, где можно было получить образование. В течение долгого времени образованным человеком считался тот, кто владел грамотой: умел читать и писать. В Средневековье крупнейшими центрами образования оставались монастыри. В них хранились древние рукописи.

Представители духовенства переписывали книги и обучали грамоте некоторых представителей городского населения, из которых получались профессиональные чтецы, певцы и писцы. Книги, по которым можно было научиться читать, чаще всего являлись богослужебными евангелия, служебники, молитвословы, сборники церковных песнопений и т. В Москве, как культурном центре страны, работал специальный Посольский приказ. Этот приказ занимался переводами книг с немецкого, латинского, польского, турецкого и татарского языков.

Обучение иностранным языкам было особенно важным, ведь город часто посещали зарубежные гости.

450 лет назад крымские татары разорили Москву

Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts. Московское восстание 1584 г. носило сложный характер. Венчание Ивана Грозного на царство. Московское восстание 1547 г. и в самом Пскове. Венчание Ивана Грозного на царство. Московское восстание 1547 г. В период правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора Московское царство участвовало сразу в нескольких войнах.

Главный позор Ивана Грозного: почему царь бросил Россию на произвол судьбы в 1571

Непосредственным поводом к выступлению стал огромный пожар 21 июня, когда сгорел Кремль Московский, большая часть посада и погибло ок. Волнения, начавшиеся сразу после пожара, привели к ослаблению гос. Воробьёве, обострилось соперничество дворцовых группировок. Кульминацией восстания были события 26—29 июня. Глинский один из руководителей пр-ва , разгромлены дворы Глинских повстанцы считали их виновниками пожара и др. Однако в ходе переговоров с помощью обещаний царю и его окружению удалось уговорить повстанцев вернуться в Москву.

Московское восстание 1547, антифеодальное городское восстание в Русском государстве. Причиной М. Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя.

Война в Ливонии постепенно истощала военный потенциал Руси. Защищавшие степную границу полки приходилось отзывать на западное направление. Этим решил воспользоваться крымский хан Девлет-Гирей. Уже к концу 1570 года он склонялся к тому, чтобы прервать дипломатические контакты с Иваном Грозным. Хан планировал, используя текущие сложности Руси, добиться передачи Казани и Астрахани. И русский царь демонстрировал намерение пойти на уступки, прощупывая при этом варианты воздействия на Девлет-Гирея. Одновременно Иван Грозный дал распоряжение реорганизовать сторожевую службу. Боясь утратить авторитет среди ногайских мурз и других союзников, подвергаясь давлению казанской партии при своем дворе, крымский хан не имел иного выхода, как только предпринять большой поход на Москву. Одним решительным ударом он мог разрубить запутавшийся до предела клубок дипломатических интриг. Не стал царь и задерживаться с отправкой своего гонца в Крым, рассчитывая продолжением дипломатической переписки оттянуть наступление «момента истины». Но, надеясь на возможность дипломатического урегулирования конфликта, в Москве все же осознавали, что вероятность неприятельского вторжения все равно остается весьма высокой. Поэтому в русской столице интенсивно готовились к новой, весенне-летней кампании 1571 года». Против неприятеля готовилось выступить земское войско ополчение и опричники — личная гвардия Ивана Грозного, вошедшая в историю своей жестокостью внутри державы, но, как показало нашествие Девлет-Гирея, не слишком боеспособная и духовитая против татар, вместе с которыми шли ногайцы и черкесы. На пути к Москве степнякам предстояло преодолеть две линии русской обороны. Общая численность рати разнится в разных источниках от 6 до 50 тыс. Немецкие авторы писали о 40-тысячном русском войске. Сам Девлет-Гирей сообщал, что под стенами Москвы его встретила русская рать в составе 30 тыс. Войско крымского хана также оценивалось современниками примерно в 40 тыс. То есть, силы противников были примерно равны. При этом крымские татары имели неоспоримое превосходство в коннице, а русские — в артиллерии. Разгул террора привел к появлению перебежчиков. В кампании 1571 года их было множество. Весной из опричных полков к хану бежал галичанин Башуй Сумароков. Он настойчиво советовал татарам идти прямо к Москве: «Против-де, тебя хана в собранье людей нет». Другой перебежчик из опричнины заявил: «Царь хочет идти в Серпухов славы для, стати ему против татар некем».

Когда в ханстве был наведен порядок, остро встал вопрос о взаимоотношениях с северо-восточным соседом — Русским царством. На его престоле тогда восседал Иван Васильевич, позднее с легкой руки Татищева получивший прозвище Грозный. Несмотря на свой молодой возраст, правитель Руси также был человеком неуемных амбиций. О многом говорит тот факт, что он в 17 лет принял титул «царь», тем самым поставив себя не только в один ряд с императором Священной Римской империи, но и великими деятелями прошлого. Причем новоявленный царь имел интересы как на Западе, так и на Востоке. К 1559 году русские войска разбили Ливонский орден и смогли выйти к Балтийскому морю, что вызвало переполох и беспокойство во всех окрестных странах. Несколькими годами ранее Иван Грозный успешно завершил кампании по присоединению Казанского и Астраханского ханств, которые, как и Крымское ханство, являлись осколками Золотой Орды. Такое развитие событий совершенно не устраивало Девлет Гирея, который хотел видеть на престолах Казани и Астрахани своих ставленников и, как считает историк-медиевист Наталия Басовская, мечтал о возрождении Золотой Орды. Себя он считал продолжателем дела Батыя и хотел объединить все осколки былой татарской империи. В 1552 году хан пытался своим набегом на южные рубежи Руси сорвать поход Грозного на Казань, однако потерпел поражение под Тулой и был вынужден отступить в Крым. В этом походе под началом крымского хана помимо татар были присланные Сулейманов янычары, а также турецкая артиллерия, без чего в дальнейшем не обходился ни один поход на Русь. В следующий раз крымские и русские войска сошлись в битве у села Судбищи в 1555 году, где воевода Иван Шереметьев смог остановить очередной набег. Турки и крымчане, потеряв огромное количество войска убитыми, вновь были вынуждены отступить. Тогда погибли и два сына Девлет Гирея: калга наследник Ахмед и Хаджи. Следующие 15 лет южная граница Руси регулярно подвергалась набегам крымских татар, которые не ставили себе иной цели, кроме грабежа и захвата ясыря, то есть пленных.

Народные движения в XVII в.

Неудача московского восстания отражала слабость городов центра. Лучше всего московское восстание «людей посадских» описал Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского». В целом, Иван Грозный сыграл важную роль в формировании и укреплении Российского государства. Московское восстание при иване 4. Московское восстание 1547 г. Причины Московского Восстания 1547 года. Восстание при иване 4. Иван Грозный пожар в Москве 1547.

Московская резня 1611 г. Как впервые была сказана фраза «шапками закидаем»

Духовенство было занято церковными делами, а представители немногочисленного высшего слоя проводили дни на «государевой службе». Москвичи успевали не только работать, но и отдыхать! Одной из главных особенностей столицы был обязательный послеобеденный сон, в который погружался весь город. В этот момент закрывались торговые лавки и затихала деловая купеческая жизнь. В Москве устраивались шумные ярмарки и празднества, на которые съезжались жители соседних городов. Такие ярмарки сопровождались песнями, плясками и всеобщим весельем.

На центральных площадях и улицах угощали блинами, мёдом и квасом. В праздничные дни в Москве можно было увидеть выступления скоморохов, уличный кукольный театр или поучаствовать в традиционных спортивных соревнованиях перетягивании каната, стрельбе из лука, состязании в беге и многом другом. Спорт В средневековой Москве были распространены разнообразные физические упражнение и игры на свежем воздухе. Жители города состязались в силе, ловкости и выносливости во время праздничных гуляний, ярмарок или по выходным дням. Москвичи любили исполнять акробатические трюки и прыжки, они фехтовали на шпагах и пиках, метали различные предметы на дальность и устраивали забеги на скорость.

Особенно излюбленным занятием для горожан было закаливание: москвичи купались в холодных водоемах, обливались водой после бани или обтирались снегом, стоя прямо на улице, чему немало удивлялись иностранные гости. Но некоторые горожане умели хорошую физическую форму: стреляли из лука, владели саблей и знали, как удержаться в седле. Важным явлением в жизни средневековой Москвы была охота за дикими зверями, которую устраивали в окрестностях города. Охота была уделом обеспеченных людей. Как правило, знать устраивала охоту на кабанов, медведей, лосей и более мелких животных, а иногда отправлялась на соколиную охоту, во время которой для ловли добычи привлекались прирученные хищные птицы.

Транспортная инфраструктура В XVI в. Основным способом передвижения москвичей оставался гужевой транспорт, то есть такой транспорт, в котором в качестве тяги выступала сила животных. Москвичи использовали силу лошадей. Лошадей впрягали летом — в телеги, а зимой — в сани. У богатых горожан были свой двор с лошадьми и телегами, у москвичей среднего достатка было их куда меньше, а бедные москвичи были вынуждены передвигаться пешком или просить довести их до пункта назначения за отдельную плату.

Упряжки с лошадьми можно было увидеть на основных магистралях города: улицам Никитская, Покровка, Ильинка, Варварка и многим другим. По маленьким улочкам было очень трудно передвигаться, ведь они были не более 10 м в ширину. Никакого другого способа передвижения по суше в те годы не существовало Основной водной артерией города оставалась Москва-река. Именно по этой реке сплавлялись крупнейшие суда, как Русского царства, так и зарубежных гостей. Корабли того времени были парусными или гребными, а их скорость передвижения при этом была совсем невелика.

Военная инфраструктура За время правления Ивана Грозного Русское царство участвовало сразу в нескольких войнах и походах. Постоянные военные конфликты вынуждали власть совершенствовать обороноспособность страны. Главным событием того времени можно считать организацию регулярной армии — стрелецкого войска. Царь издал специальный указ, по которому 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе и в случае необходимости сразу же отправиться на войну. Для содержания воинов был введен новый налог для горожан.

Стрелецкое войско было основой регулярной армии Российского государства, в то время как остальные её части например, дворянская конница формировались только во время угрозы войны. В 1556 г. Иван Грозный издал указ, согласно которому помещики должны были являться на службу в полной экипировке, с оружием, провизией и, главное — они должны были предоставить по одному воину с каждых 50-ти десятин своей земли. При этом служба становилась наследственной. Городские власти были озабочены организацией охраны столицы от вражеских набегов.

В любое время суток Москва охранялась посадскими людьми, для которых это было сторожевой повинностью. Статус и символика Во второй половине XVI в. Москва была столицей Российского царства. В ней проживало много людей — ремесленников, торговцев, купцов и бояр. В годы правления Ивана Грозного Москва приобрела новый статус.

Москва перестала быть столицей Московского княжества и стала главным городом Российского государства. В годы правления Фёдора Иоанновича произошло одно из важнейших событий в религиозной истории города. В 1589 г. Столица мыслилась «третьим Римом» после Рима, павшего от рук варваров и Константинополя, не выдержавшего турецкого нашествия оба города считались самыми главными в истории христианской религии. Учреждение патриаршества в Москве придало особый статус этому городу.

На них был изображен так называемый «всадник-змееборец» в дальнейшем эту чеканку посчитали иллюстрацией битвы Георгия Победоносца со змеем или драконом — символом языческой веры, а самого святого — покровителем города. Эту фигуру отождествляли с личностью царя. Также московские цари скрепляли самые важные документы печатью, на которой был изображен двуглавый орёл — один из самых древних символов в истории человечества. Органы управления Во второй половине XVI в. Москва являлась столицей Российского государства, во главе которого находился царь.

Он единолично правил страной и принимал важнейшие политические решения. Его власть была ни чем не ограничена, и лишь в некоторых случаях он обращался к ближайшим советникам из числа приближенных ему бояр: так, в 1549 г. Иван Грозный осуществил ряд реформ, опираясь на мнение «Избранной Рады» — временно действующей группы лиц, состоящей из митрополита, княжеской знати и боярства. В Москве, как в столице, действовала приказная система, решения которой распространялись на всё государство. Приказы — это органы власти, в ведении которых были либо какие-то определённые сферы например, существовал Печатный приказ , либо территориальные области например, Казанский приказ.

В эпоху Ивана Грозного насчитывалось около 20 приказов некоторые из них были временными , которые были официально закреплены в Судебнике 1550 г. Городское население так называемые «посадские люди» пользовались особыми правами и даже участвовали в самоуправлении. Во главе горожан стояли так называемые «большие наместники», которые отвечали за порядок в городе и вершили суд, и «третные наместники», которые ведали частью городских пошлин. Главным средоточием власти помимо высшей царской власти являлся Земский собор: этот собор проходил на Земском дворе сейчас это место, на котором расположен Государственный исторический музей. Земский собор судил провинившихся, разбирал случаи незаконной продажи вина и пива, разрешал частные случаи нарушения дисциплины и прочее.

Законодательство Законодательство Москвы периода правления Ивана IV Грозного и его сына Фёдора касалось самых разных областей жизни общества. Многие из законов той эпохи распространялись не только на столицу, но и на все государство. Самым крупным сводом законов этого периода был «Судебник». Этот документ был принят на Земском соборе в 1549 г. Другой важнейший документ эпохи — это «Стоглав».

Он определял некоторые церковные порядки, обличал расточительство духовенства, запрещал даже мирянам стричь бороды и т. В эпоху Ивана Грозного были приняты законы, определяющие порядок комплектования армии, проведения местного суда и многие другие акты. Долгие столетия город сгорал в них дотла, ведь многие постройки были сооружены из простого дерева и разрушались за считанные минуты. При Иване IV Грозном было решено, что эффективным способом борьбы с пожарами должно стать каменное и кирпичное строительство. Для этого им был учрежден Каменный приказ.

Этот приказ отвечал за изготовление стройматериалов, их подвоз к месту постройки и организацию рабочей силы. И действительно, во второй половине XVI в. Успенский собор Московского Кремля Конечно, строительство из более прочных материалов не вытеснило более дешевое, деревянное. Как и прежде, на месте сгоревших зданий выстраивались новые: так, в деревянных домах жили купцы, которых Иван Грозный перевёл из посадов в Китай-город, стрелецкое войско, многие представители знати, да и сам царь в 1565 г. В западной части города относительно Никитской улицы располагались монастыри, церкви, дворы бояр и знати.

Восточная часть города была более бедной, но от этого не менее густо населенной: в ней проживали торговцы и ремесленники. Гражданское общество. Идеология Репин И. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года Иван IV Грозный был очень жестким правителем, который стремился к неограниченной власти во всем государстве. На протяжении десятилетий он боролся с боярами и князьями за это право и для того, чтобы быть более уверенным в своих силах разрабатывал собственные представления о характере царской власти.

Иван Грозный считал, что власть самодержца которым он себя и считал имеет божественное происхождение, и поэтому не должна быть никем и ничем не ограничена. Среди ближайшего окружения царя встречались такие люди, как князь Андрей Курбский и известный публицист своего времени Иван Пересветов. Пересветов критиковал взгляды Ивана Грозного и считал более верным создать такое управление, во главе которого стоял не только царь и верные ему слуги из числа дворян — «воинники». Князь Курбский предлагал царю править в согласии со всеми сословиями не только дворянством, но еще духовенством и крестьянством , которые бы могли высказываться по тому или иному вопросу на специальном собрании. Иван IV не прислушивался к чужим идеям и считал, что мог чинить любой произвол в том числе и самый кровавый , за что его и прозвали «Грозным».

Такая политика не оставляла места для внимания к нуждам и интересам простых горожан. Войны Икона «Благословенно воинство Небесного царя» в честь победы над Казанью в 1552 г. Фёдор Иоаннович также воевал со шведами. Войны с Астраханским и Казанским ханствами были затеяны Иваном Грозным с целью присоединения этих территорий к российскому государству. Для царя это было особенно важно, потому что эти земли были осколками некогда могущественной Золотой Орды — так жестоко разорившей русские княжества.

Русские цари не раз пытались подчинить себе Казанское ханство, жители которого совершали грабительские набеги на Московское государство. Однако окончательное присоединение этих земель произошло лишь в 1552 г. После взятия Казани царь решил завоевать соседнее Астраханское ханство. В силу слабости местных властей город Астрахань был взят без боя в 1556 г. Таким образом, Ивану Грозному удалось уничтожить последние государства, некогда входившие в состав Золотой Орды, а также получить выход к Каспийскому морю и горам Кавказа.

Другое направление внешней политики российского царства — северо-западное. Иван Грозный долгое время воевал с прибалтийскими государствами за право более выгодных условий провоза московских товаров в европейские государства. Эта война, названная «Ливонской», была поистине затяжной и вовлекла в боевые действия не только Ливонию территории современной Латвии и Эстонии , но также Швецию и Данию. К сожалению, итоги этой войны были неутешительны для Московского царства: оно было разорено и вынуждено покинуть северо-западные территории. Последующая вслед за Ливонской войной русско-шведская война 1590-1595 гг.

Образование Литовченко А.

Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи — то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни.

Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью.

Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью.

И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось?

А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще.

Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю. Только честно.

Первые восстания в Москве произошли еще в апреле, но бояре быстро нашли «виновных», представили их царю и казнили по его же указу. Ряд исследователей этого периода называют причиной бунта недовольство части московского боярства усилением позиций Глинских. Объективно же, восстание 1547 года в Москве стало кульминацией системного социально-политического кризиса 30-40 годов XVI века, когда государством управляли различные боярские группировки , пользуясь малолетством царя.

В это время: наблюдалось ослабление власти монарха и падение его авторитета; происходило усиление власти боярства, которое искало лишь собственной выгоды и не заботилось о благосостоянии страны. Отсутствие политической стабильности привело к росту социальных противоречий: служилое дворянство было недовольно боярским правлением; посадские люди купцы и ремесленники — необоснованным и не систематизированным ростом налогов последний раз налоги собирались на «венчание» Ивана Васильевича на царство и на его свадьбу, и они были очень высокими, что вызвало недовольство москвичей ; крестьяне — злоупотреблением со стоны наместников; все социальные группы, кроме боярства — неэффективностью работы центральных органов управления. Даже «венчание» Ивана Васильевича на царство, санкционированное митрополитом Макарием и проведенное 16 января 1547 года не исправило ситуацию. Участники В советской историографии, придерживающейся идей «классовой борьбы», отмечалось, что движущей силой московского восстания стали средние и низшие социальные слои: посадские люди, ремесленники и купцы, а также крестьяне из близлежащих деревень и сел. Если кратко, то это действительно так, но современные историки считают, что за ними стояли служилые люди крупных боярский родов, выступавшие в роли подстрекателей.

Второй тезис можно считать более верным только потому, что посадские люди не выдвигали каких-либо требований, отражавших их социальную классовую принадлежность. Ход событий 21 июня в Москве начался «великий пожар». Распространению огня способствовала «сухая буря» с сильным ветром и молниями. Она закончилась ближе к вечеру, а ночью стали затухать и пожары. По оценкам историков за время пожара погибло около четырех тысяч человек, двадцать пять тысяч дворов и двести пятьдесят церквей было уничтожено огнем.

В 1571 году Иван Грозный перестал доверять опричнику. Вероятнее всего, виной этому стали внутренние интриги. Казнён в 1571 году в Александровской слободе. Генрих Штаден 1542 —? Сын бюргера из немецкого города Ален Служил в Ливонии в качестве разнорабочего и наёмника. Перебрался в Россию в 1564 году, где сначала был зачислен в Посольский приказ, а затем и в опричнину.

Принимал участие в походе на Новгород. После разграбления Москвы крымчаками некоторое время занимался промыслами в Поморье. В 1576 году уехал в Голландию. Оставил записки о своём пребывании в Московии, которые стали важным иностранным источником об эпохе опричнины. Символы опричников Самыми известными символами, связанными с опричниками, стали собачьи головы и мётлы, привязанные к лошадям. Немецкие наёмники и дипломаты, оставившие воспоминания о своём пребывании в России, объясняли значение этих атрибутов довольно приземлённо и рационально.

Так, Иоганн Таубе и Элерт Крузе считали, что таким образом опричники показывали, что они «кусают, как собаки, а затем выметают всё лишнее из страны». Такое объяснение символики в целом признаётся современными исследователями. Такое простое объяснение, тем не менее, оставляет довольно широкие возможности для построения других гипотез. Они связаны как с христианской, так и восточнославянской языческой системой образов. Собака в этих системах — существо противоречивое, связанное с нечистой силой. В этом смысле пёсьи головы делали из опричников людей, имеющих какое-то отношение к потустороннему миру.

В европейской мифологии встречаются кинокефалы — люди с собачьими головами. В живописной христианской традиции они были активными участниками Апокалипсиса. Так, отрезанные пёсьи головы могли быть отсылкой к Страшному Суду. Такой же эффект имел и цвет одежд опричников, перемещавшихся на вороных конях. Чёрные одеяния также отсылали к нечистым силам. Аналогично можно объяснить и символику метлы.

Этот предмет в мифологии восточных славян имел особую сакральную роль. Наделённые сверхъестественной энергией, они имели непосредственное отношение к потустороннему миру и являлись средством очищения от скверны. В этой связи можно говорить и о другом образе опричника — он становился солдатом небесного воинства, обитающим в преисподней. Главной целью существования такого ратника становилось наказание грешников. Конечно, все описанные параллели относятся лишь к теориям, которые формулируют исследователи в наши дни. Однако очевидно, что рациональное объяснение немецких протестантов, оказавшихся волею судеб в чуждом для себя культурном пространстве, не может быть исчерпывающим.

Система образов, культурная память, наследие язычества, смешанное с церковной не только канонической литературой, могли оказать серьёзное влияние на Ивана Грозного, который придумывал внешние атрибуты опричников. Смыслы считывали и другие люди, сталкивавшиеся с опричным террором. Именно на них была направлена система образов «военно-монашеского ордена». Её главной целью становилось распространение ужаса и одновременно доказательство правого дела «слуг государевых», очищавших Россию от грешников и предателей. Опричное войско С введением опричнины Иван Грозный создал и отдельный воинский корпус, свою личную гвардию, фактически — отряд телохранителей, который и стал главным носителем монополии на насилие в новых политических условиях. Создание войска началось уже в 1565 года, в первый набор вошли 1000 человек — князей, бояр и детей боярских.

Согласно сообщениям иностранцев, в этот год опричников было в два раза меньше. Зачислявшиеся в войско новобранцы были обязаны произнести следующую клятву: «Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, молодым князьям и великой княгине, и не молчать о всём дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя и великого князя, его государства, молодых князей и царицы». Одним из главных условий приёма на службу было отсутствие связей с «запятнавшими» свою репутацию боярскими родами. Предназначением опричного войска являлась охрана государя и участие в походах. С течением времени численность войска увеличивалась. По подсчётам современных исследователей, в печально известном походе Ивана Грозного на Великий Новгород участвовали около 4500 «государевых слуг».

Максимальная численность войска за всё время существования опричнины достигала 6 тыс. Среди них существовал особый корпус, не превышавший тысячи опричников — они выполняли личные поручения царя. Помимо обладателей пёсьих голов и мётел в опричных войсках существовали и отряды стрельцов — это были земские войска, попавшие на территорию опричнины после перераспределения земель. Для многих незначительных родов служба в опричном войске могла стать социальным лифтом. Часто на эту службу поступали целыми семьями — царь, удостоверившись в высоких способностях опричника, мог способствовать зачислению и его родственников. Из всего опричного войска лишь несколько сотен человек, особо приближённых к царю и выполнявших его поручения, оказались напрямую причастными к репрессиям против аристократии.

Остальные же служили так, как это было ещё в прежнее время. Исключением становились карательные экспедиции например, против Великого Новгорода. При этом в столкновении с иноземным врагом опричники зачастую терпели поражения. Самый яркий пример — набег на Россию крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. Опричные силы попросту не оказали сопротивления кочевникам, внезапно напавшим на страну и достигшим Москвы. Столица России подверглась разорению.

В 1572 году в битве при Молодях опричные полки приняли участие в столкновении с противником, хоть и не играли решающей роли в сражении. Основные события опричнины Опричнина была введена особым царским указом в 1565 году. В последующие месяцы началось отторжение земель земщины в личное пользование монарха для содержания аппарата «военно-монашеского ордена» и стартовал набор в его личную гвардию «государевых людей». Отъём земель коснулся 6,5 тыс. Тогда же начались и первые преследования. От репрессий пострадал князь Дмитрий Оболенский-Телепнёв насильно пострижен в монахи.

Другим же повезло меньше — они расстались с жизнью.

Московское восстание - фото сборник

Московское восстание 1547 года отличается своей жестокостью и серьезными разрушениями, которым подверглась столица в результате пожаров и массовых беспорядков. Московское восстание 1611. Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году». Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Главная» Новости» Восстание в Москве г. Требования восставших к Ивану Грозному.

Хованщина: "своя игра" князя Ивана Хованского

Московское восстание при иване 4. Московское восстание 1547 г. Причины Московского Восстания 1547 года. Московское восстание (1547) — «Восстание в Москве в 1547 году». Московская хованщина — еще один трагический символ нехитрой манипуляции, благодаря которой невинные простолюдины оказываются жертвами власти.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий