В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции главы своей территории и функций руководителя системы исполнительной власти и служить руководством к политике федеральных органов исполнительной власти России. 2 ответa от юристов на вопрос «Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус.». В России губернаторов назначают или выбирают в зависимости от региона.
Путин подписал указы о назначении врио губернаторов пяти регионов
Назначение выборов губернатора Назначение выборов губернаторов – это процедура установления даты голосования, проводимого с целью замещения поста высшего. В настоящее время в России прямой порядок избрания губернаторов применяется в 75 из 89 российских регионов. Будут избраны главы 21 региона, в том числе в Москве и Подмосковье, голосование за мэра и губернатора.
Законодательные основы выборов глав субъектов РФ
В России скоро не станет губернаторов | Импорт в РФ надо вытеснять за счет рыночной конкуренции — Путин Новости. |
Введен новый порядок назначения губернаторов | ГАРАНТ.РУ | Соответственно, президенты назначали только членов Единой России на такие высокие должности. |
Назначать или выбирать? | Политком.РУ | В случае отрешения от должности такой губернатор не сможет в течение 5 лет занять аналогичную должность ни в одном из регионов страны, сообщает телеканал "Россия 24". |
Волкова Е.А., Правовой статус губернатора в системе государственной власти, NovaInfo 94, с.207-212 | После второго и третьего чтения для губернаторов будет снят запрет на нахождение в должности более двух сроков подряд. |
Сроки для губернаторов и прочие новации: в России переорганизуют власть
Новые главы пяти регионов: что известно о назначенных Путиным врио губернаторов // Новости НТВ | 2 ответa от юристов на вопрос «Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус.». |
Как снимают и назначают губернаторов | Политинформатор | На переизбрание пойдут губернаторы «волны-2019», многие из которых, в том числе петербургский градоначальник Александр Беглов, в первый раз предпочли баллотироваться в порядке самовыдвижения, а не от «Единой России» (ЕР). |
Субъектам прописали новые полномочия | Однако, в России президенту просто нереально нести ответственность за действия более чем 80 губернаторов. |
Вы точно человек? | Иначе говоря, от судей ждали решения о том, имеет ли президент России Владимир Путин право назначать губернаторов. |
Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус.
Такой ритуал возник после того, как в Ханты-Мансийском округе жители вышли на митинг в защиту уволенного губернатора Филипенко. После этого губернаторов-тяжеловесов заставили «просить о непереназначении». Несколько лет спустя, когда в России вернули выборы губернаторов, появился другой ритуал. Те губернаторы, кто был до этого назначенцем, досрочно проходили через прямые выборы. Для этого приходилось устраивать довольно странную процедуру: губернаторы подавали в отставку и просили переназначить их временно исполняющими обязанности, чтобы участвовать в выборах. Они приходили к президенту, под камеры рассказывали о своих успехах, после чего президент давал им благословение на выборы. Теперь этот ритуал уйдет в прошлое: губернаторов-назначенцев больше не осталось, и просить о досрочных выборах смысла нет.
На смену приходит другой ритуал, когда президент увольняет предыдущего губернатора и назначает вместо него нового врио. Такое бывало и раньше, но теперь именно этот вариант будет основным. И вот тут-то и начинается интересное. Первые массовые отставки губернаторов прошли в России весной 2017 года. Все они проходили по одинаковому сценарию.
Николай Иванович Хмельницкий, занимавший в 1829-1837 годах пост смоленского губернатора, был известным русским драматургом. А будучи губернатором, стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: занимал либеральную позицию в конфликтах крестьян и помещиков, был терпим к раскольникам, поощрял благотворительность. Однако хозяйственные дела в губернии он запустил, за что впоследствии и пострадал… Известный англоман пушкинского времени Николай Иванович Кривцов, приятель Пушкина и адресат нескольких его стихов, был тульским 1823 — 1824 , воронежским 1824 — 1826 и нижегородским 1827 губернатором. Последний губернатор Олонецкой губернии Александр Фёдорович Шидловский он занимал этот пост в 1916-1917 годах был известным ученым-краеведом. Он основал Архангельское общество по изучению Русского Севера, организовал несколько научных экспедиций, в том числе на Печору. Среди петербургских генерал-губернаторов были прославленный полководец Михаил Илларионович Кутузов в 1801 — 1802 годах и внук генералиссимуса Суворова — Александр Аркадьевич Суворов в 1861 — 1866 годах. Поэт Тютчев в одном из своих стихов назвал последнего «гуманным внуком воинственного деда»… Достойно вошел в историю генерал-губернатор Восточной Сибири в 1849-1861 годах Николай Николаевич Муравьев-Амурский, вернувший России Амур, уступленный Китаю еще в конце XVII века. Заметный след на генерал-губернаторском поприще оставила группа генералов-«кавказцев». Среди них — Александр Иванович Барятинский, друг императора Александра II, наместник на Кавказе и главнокомандующий армией, которая нанесла решительное поражение Шамилю. Нередко работа в губернаторской должности служила ступенькой в карьере на пути к посту премьер-министра. Самый яркий пример — Петр Аркадьевич Столыпин. Будущий премьер до этого в разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, затем — Гродненского и Саратовского губернатора. Губернаторы во главе области Институт губернаторства вернулся в нашу страну после радикальных государственных изменений в 1991 году. В современной России губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации края, области, автономного округа, города , возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации. С 1991 года по 1995 год губернаторы назначались Президентом России. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов России в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года губернаторы назначались законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона. Первым губернатором сначала — главой администрации Ленинградской области стал в октябре 1991 года Александр Семенович Беляков, занимавший этот пост до ноября 1996 года. Первым избранным губернатором Ленинградской области стал в ноябре 1996 года Вадим Анатольевич Густов. На выборах в сентябре 1999 года губернатором был избран Валерий Павлович Сердюков, 21 сентября 2003 года он был переизбран на второй срок.
Какие другие положения в него включены? Зачем они нужны? Соответствующий законопроект в первом чтении рассмотрит 9 ноября Госдума. Среди прочих изменений : срок главы региона предлагают ограничить пятью годами, при этом президент будет иметь право снять главу субъекта с поста или объявить ему выговор. Все эти возможности в том или ином виде есть и сейчас, интересной остается только поправка о «двух сроках подряд». Зачем нужно переименование должности, непонятно, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: — Снятие ограничений на губернаторские сроки, казалось бы, вполне логично и вытекает из такой консервации, которая происходит в том числе на федеральном уровне, где ротация многих чиновников отсутствует или идет медленно. С другой стороны, не сказать, что это приносит счастье всем губернаторам.
Если в отношении губернаторов федеральный Центр устанавливает новые правила назначения, то в отношении мэров введена новая процедура "удаления в отставку". Она подробно описывается изменениях в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступивших в силу 24 мая 2009 года. Инициатива может исходить как от самих народных избранников, так и от губернатора. При этом участие главы региона в процедуре снятия мэра предполагается в любом случае - в законе сказано, что "рассмотрение инициативы депутатов об "удалении" мэра в отставку должно проходить с учетом мнения губернатора". Есть три основания для отставки: "действия или бездействие" мэра, в результате которых образовалась задолженность по долговым или бюджетным обязательствам; неудовлетворительная оценка деятельности в течение двух лет; невыполнение обязанностей более трех месяцев.
Российские губернаторы один за другим присягают Путину
Законодатели республик, краев и областей, где до принятия закона "Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" пребывание на посту главы региона ограничивалось двумя сроками, получили право самостоятельно решать, как следует исчислять срок губернаторства. Отмена прямых выборов в РФ В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября того же года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в городе Беслане Северная Осетия. Глава государства заявил о необходимости укрепления вертикали власти в целях борьбы с терроризмом и предложил перейти от системы прямых выборов губернаторов к их утверждению законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ. Как в России проходил единый день голосования в 2023 году 11 декабря 2004 года Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ вступили в силу 15 декабря того же года , которыми ввел новый порядок назначения губернаторов: главу региона по представлению президента утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение обязанностей и другое. В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона не менее трех могли только партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ. Последние прямые губернаторские выборы прошли в январе - феврале 2005 года в два тура в Ненецком автономном округе.
Возврат прямых выборов 22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил вернуть прямые выборы глав регионов. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня того же года.
Суть новшества состоит в значительном повышении роли политических партий в этом процессе. Партия, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов на выборах в законодательный представительный орган субъекта, получает право выдвигать кандидатов на должность главы субъекта РФ и предлагать их на утверждение президенту. Партия должна учитывать авторитет и деловую репутацию кандидатур, опыт их публичной государственной и общественной деятельности и результаты консультаций с президентом. Устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора ранее - 90 дней. При этом консультации с президентом РФ проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ ранее - 100 дней. Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней ранее - не более 30 дней со дня их внесения.
Региональное законодательство может останавливать обязательность, периодичность и сроки проведения выборов губернатора, при условии, что эти строки обеспечивают соблюдение срока его полномочий. Федеральным законодательством устанавливается единый день голосования на выборах глав регионов. Таким днём выступает второе воскресенье сентября того года, в котором истекает срок полномочий действующего губернатора региона. В том случае если истечение срока полномочий действующего губернатора региона приходится на год, когда проводятся выборы в Государственную Думу, день голосования по выборам губернаторов совпадает с днём голосования по выборам в Государственную Думу. При совпадении второго воскресенья сентября с нерабочим праздничным днем или перенесённым на него нерабочим праздничным днем назначение выборов переносится на третье воскресенье сентября. Назначение выборов губернатора возлагается на орган управление регионом представительного характера, то есть на региональную думу, парламент и так далее. Принятие решения о назначении выборов губернатора должно быть осуществлено в пределах от 100 до 90 дней до момента голосования. Данное решение подлежит обязательной публикации через средства массовой информации в течение 5 дней с момента его принятия. Законодательство допускает возможность осуществления прямых и непрямых выборов губернаторов. В первом случае избрание губернатора осуществляется населением региона, во втором — представительным органом государственного управления регионального уровня.
Порядок осуществления выборов губернатора определяется региональным законодательством. Независимо от выбранного способа избрания губернатора сроки назначения выборов не меняются. Период с момента принятия решения о назначении выборов губернатора до самих выборов используется для выдвижения кандидата на должность губернатора, формирования избирательного фонда кандидата, проведения агитационной кампании, ознакомления населения с избирательной программой и так далее. К участию в выборах губернатора не допускаются лица, замещающие этот пост два срока подряд. Срок полномочий губернатора определяется региональным законодательством. Возраст кандидатов на должность губернатора должен превышать 30 лет. Особый порядок назначения выборов губернатора Законодательство предусматривает порядок действий в том случае, если орган регионального управления представительного характера не выполнил свои обязательства по назначению выборов губернатора. В этом случае право на принятие решения относительно назначения выборов губернатора переходит к иным органам. В частности, при несвоевременном назначении выборов представительным органом регионального управления решение о назначении выборов губернатора принимается избирательной комиссией. В этом случае законодательство обычно предусматривает сокращение срока назначения выборов, конкретный срок предусматривается региональным законодательством, например, он может составлять 80 дней до момента голосования.
Решение избирательной комиссии относительно назначения выборов губернатора подлежит обязательной публикации в течение 7 дней с момента истечения срока официальной публикации решения относительно назначения выборов в обычном порядке. В том случае, если избирательная комиссия региона также не выполняет свои обязанности или по каким-то причинам избирательная комиссия в регионе отсутствует, обязанность по назначению выборов губернаторов переходит к суду, который определяет срок проведения выборов по заявлениям избирателей. За судебными органами остаётся право возложения ответственности за назначение выборов губернаторов на Центральную избирательную комиссию России или временно сформированную избирательную комиссию региона. Назначение досрочных выборов губернаторов При определённых обстоятельствах губернатор можно досрочно прекратить исполнение своих полномочий. Причинами досрочного прекращения полномочий губернатора региона могут являться: смерть данного должностного лица; заявление губернатора о сложении с себя полномочий; отрешение губернатора от должности Президентом России в связи с недоверием; отрешение губернатора от должности в связи с ненадлежащим исполнением его обязанностей; признание губернатора в судебном порядке недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность; признание губернатора в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении губернатора; при выезде губернатора региона на постоянное место жительства в другое государство; при утрате губернатором региона российского гражданства или приобретении гражданства другого государства, а также получении вида на жительство в другом государстве. При досрочном прекращении полномочий действующего губернатора региона назначение досрочных выборов осуществляется в сроки, предусмотренные законодательством и достаточные для подготовки выборов.
Целью моратория была заявлена стабилизация политической ситуации в стране на период экономических реформ. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением.
В итоге в апреле 1993 года были проведены прямые выборы глав регионов в Красноярском крае и Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Омской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года. Однако после выхода указа к главе государства поступили обращения от нескольких руководителей российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее декабря 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. Последним регионом, где глава администрации был назначен указом президента РФ, стала Кемеровская область: из-за обострения там социально-политической обстановки 1 июля 1997 года Борис Ельцин снял с поста руководителя администрации Михаила Кислюка и назначил на его место Амана Тулеева в октябре 1997 года в области прошли прямые выборы. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики. Закон о принципах организации власти субъектов РФ лишил глав регионов права избираться более двух сроков подряд.
Однако в 2001 году в него была внесена поправка, которая предлагала вести отсчет губернаторского срока с момента принятия закона. Отсчет пребывания в должности губернаторов стал вестись с октября 1999 года.
Глава 3. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации
Возраст кандидатов на должность губернатора должен превышать 30 лет. Особый порядок назначения выборов губернатора Законодательство предусматривает порядок действий в том случае, если орган регионального управления представительного характера не выполнил свои обязательства по назначению выборов губернатора. В этом случае право на принятие решения относительно назначения выборов губернатора переходит к иным органам. В частности, при несвоевременном назначении выборов представительным органом регионального управления решение о назначении выборов губернатора принимается избирательной комиссией. В этом случае законодательство обычно предусматривает сокращение срока назначения выборов, конкретный срок предусматривается региональным законодательством, например, он может составлять 80 дней до момента голосования. Решение избирательной комиссии относительно назначения выборов губернатора подлежит обязательной публикации в течение 7 дней с момента истечения срока официальной публикации решения относительно назначения выборов в обычном порядке.
Благородный лозунг и многочисленные партийные флаги держали члены ЛДПР и Партии жизни, стоявшие за мощным милицейским кордоном. Участники митингов и пикетов, имеющие депутатские мандаты, прямо с манифестаций отправились в Государственную Думу, где им предстояло в первом чтении рассмотреть внесенный президентом законопроект. Журналисты, наблюдавшие за ходом заседания, ожидали если не сенсаций, то уж точно острых дебатов.
Но поначалу все было тихо и мирно. Перед народными избранниками выступил новый полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин. Он объяснил депутатам, для чего нужны поправки в законодательство. Во-первых, чтобы укрепить все структуры исполнительной власти перед возможными террористическими актами. Во-вторых, чтобы обеспечить единство государственной власти в стране и последовательное развитие федерализма. Основные новации сводятся к следующему: кандидатуру губернатора будет предлагать президент, Законодательное собрание субъекта РФ получит 14 дней на ее рассмотрение и одобрение. А если, паче чаяния, этого не произойдет и собрание дважды эту кандидатуру отклонит, президент отправит законодателей в отставку. По большому счету, считает Александр Косопкин, все граждане будут участвовать в назначении губернатора, поскольку именно они выбирают депутатов в региональные органы законодательной власти закручено лихо, но мы-то знаем, что народные избранники далеко не всегда выражают волю народа.
Депутаты же напрямую поучаствуют в выборах первого руководителя субъекта РФ понятно, как — в роли статистов, ибо несогласие для них может обернуться роспуском местной Думы. Таким образом, по сути дела, президент будет сам назначать губернаторов и сам же отрешать их от власти в том случае, если те утратят доверие гаранта Конституции РФ. Хотя инициатором отрешения может стать и местное Законодательное собрание. Это и неудивительно, ведь Гришин — представитель «Единой России» и по определению не может выступать против того, что одобрено партией и фракцией.
Принятие решения о назначении выборов губернатора должно быть осуществлено в пределах от 100 до 90 дней до момента голосования. Данное решение подлежит обязательной публикации через средства массовой информации в течение 5 дней с момента его принятия. Законодательство допускает возможность осуществления прямых и непрямых выборов губернаторов.
В первом случае избрание губернатора осуществляется населением региона, во втором — представительным органом государственного управления регионального уровня. Порядок осуществления выборов губернатора определяется региональным законодательством. Независимо от выбранного способа избрания губернатора сроки назначения выборов не меняются. Период с момента принятия решения о назначении выборов губернатора до самих выборов используется для выдвижения кандидата на должность губернатора, формирования избирательного фонда кандидата, проведения агитационной кампании, ознакомления населения с избирательной программой и так далее. К участию в выборах губернатора не допускаются лица, замещающие этот пост два срока подряд. Срок полномочий губернатора определяется региональным законодательством. Возраст кандидатов на должность губернатора должен превышать 30 лет.
Особый порядок назначения выборов губернатора Законодательство предусматривает порядок действий в том случае, если орган регионального управления представительного характера не выполнил свои обязательства по назначению выборов губернатора. В этом случае право на принятие решения относительно назначения выборов губернатора переходит к иным органам. В частности, при несвоевременном назначении выборов представительным органом регионального управления решение о назначении выборов губернатора принимается избирательной комиссией. В этом случае законодательство обычно предусматривает сокращение срока назначения выборов, конкретный срок предусматривается региональным законодательством, например, он может составлять 80 дней до момента голосования. Решение избирательной комиссии относительно назначения выборов губернатора подлежит обязательной публикации в течение 7 дней с момента истечения срока официальной публикации решения относительно назначения выборов в обычном порядке. В том случае, если избирательная комиссия региона также не выполняет свои обязанности или по каким-то причинам избирательная комиссия в регионе отсутствует, обязанность по назначению выборов губернаторов переходит к суду, который определяет срок проведения выборов по заявлениям избирателей. За судебными органами остаётся право возложения ответственности за назначение выборов губернаторов на Центральную избирательную комиссию России или временно сформированную избирательную комиссию региона.
Назначение досрочных выборов губернаторов При определённых обстоятельствах губернатор можно досрочно прекратить исполнение своих полномочий. Причинами досрочного прекращения полномочий губернатора региона могут являться: смерть данного должностного лица; заявление губернатора о сложении с себя полномочий; отрешение губернатора от должности Президентом России в связи с недоверием; отрешение губернатора от должности в связи с ненадлежащим исполнением его обязанностей; признание губернатора в судебном порядке недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность; признание губернатора в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении губернатора; при выезде губернатора региона на постоянное место жительства в другое государство; при утрате губернатором региона российского гражданства или приобретении гражданства другого государства, а также получении вида на жительство в другом государстве. При досрочном прекращении полномочий действующего губернатора региона назначение досрочных выборов осуществляется в сроки, предусмотренные законодательством и достаточные для подготовки выборов. Если сроки на подготовку выборов губернатора соответствуют срокам, установленным законодательством, то выборы могут быть назначены на ближайшее второе воскресенье сентября. Если эта дата не позволяет провести полноценную подготовку к выборам губернатора, день голосования переносится на следующий год. Решение относительно назначения досрочных выборов губернатора региона подлежит официальной публикации в средствах массовой информации в течение 5 дней с момента его принятия. Законодательство допускает возможность сокращения срока подготовки досрочных выборов губернатора, но не более чем на треть.
В России назначают губернаторов или выбирают? Как по факту?
При этом президент РФ в этом году провел встречу с 11 из 19 действующих глав субъектов, которым предстоит участие в ЕДГ-2024 на прямых и непрямых выборах. С восемью из них Путин встретился уже после президентской кампании. Подобные встречи практически всегда являются сигналом о поддержке губернатора и одобрения их персонального участия в предстоящих плановых региональных выборах», — пояснили авторы доклада.
Субъектам прописали новые полномочия
Правительство РФ не поддерживает законопроект депутатов КПРФ о возможности избирать глав во всех субъектах страны только путем волеизъявления граждан — через прямые выборы. До «новогодних» назначений президент по новому порядку успел назначить глав двух регионов: астраханский губернатор Александр Жилкин свой пост сохранил, а в Свердловской области Эдуарда Росселя сменил Александр Мишарин. В отставку уйдет кировский губернатор Игорь Васильев, "дорогу молодым" решил уступить томский губернатор Сергей Жвачкин, рязанский губернатор Сергей Любимов также сообщил, что не будет выдвигаться на следующий срок.
Инструкция: как стать губернатором
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко призвал не гадать, кто из глав регионов может перейти в правительство, потому что это, по его мнению, бессмысленно: «Схема в голове у одного человека, и нам сейчас гадать абсолютно никакого смысла нет». Минченко считает, что «наиболее устойчиво» в кабмине выглядят позиции Марата Хуснуллина, Дениса Мантурова, Александра Новака, а также министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева. Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорит, что главы регионов могут быть назначены министрами в новом кабмине. Кто нам больше нужен — хороший губернатор или средний министр? Все-таки это немножко разные профессии», — добавляет эксперт. Журавлев допускает, что «кто-то из молодых и энергичных» губернаторов может «пойти на федеральный уровень».
Целью этой координационной деятельности является обеспечение последовательной государственной политики в тех секторах и областях, где это предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В то же время руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются независимыми на своей территории, и федеральные власти не имеют права вмешиваться в свою оперативную деятельность, осуществляемую в пределах их юрисдикции. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации управляют комитетами секторов и секторов, созданных на уровне субъектов Федерации министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, отделы и т. Руководители этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности руководителем исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют те, которые отвечают за совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Их руководители назначаются компетентным федеральным министром по согласованию с руководителем исполнительного органа субъекта РФ. Эти «общие» подразделения имеют двойное подчинение: вертикальное функциональное подчинение центральному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему общее методологическое руководство, и горизонтальное линейное подчинение руководителю исполнительной власти члена Российской Федерации. Ввиду исключительной компетенции субъекта Федерации они создают органы исполнительной власти со специальными полномочиями, которые подчиняются исключительно исполнительному органу субъекта Федерации и не входят в систему исполнительного органа Российской Федерации. Таким образом, в субъектах Российской Федерации система исполнительных органов разделена. Некоторые из них относятся к общероссийской вертикали и системе органов субъектов Федерации, другая часть органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации структурно выведена из рамок единственной исполнительной власти России, коллегиального органа, Правительства Российской Федерации, используется. Губернатор имеет право использовать украшение с символами региона — лентой и подвеской на торжественной церемонии. Губернатор региона обладает иммунитетом в соответствии с федеральным законом. При осуществлении своих полномочий губернатор края обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и другие законы региона, а также исполнение указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Изучив федеральный закон «Об общих принципах организации законодательной власти представителей и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», следует отметить, что губернатор обладает обширными полномочиями и является ключевой фигурой в системе исполнительной власти Российской Федерации, Во-первых, он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с государственными органами государственной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Если и они не будут одобрены, президент проводит консультации с представителями политической партии и регионального законодательного органа, после чего партия вновь вносит 3 кандидатуры. Консультации проводятся до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Указ вступает в силу со дня вступления в силу ФЗ от 5 апреля 2009 г.
Закон предусматривает, что название законодательного органа субъекта федерации не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти. Законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» внесли в Государственную Думу Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников. Документ направлен на улучшение организации публичной власти в российских регионах и реализацию положения Конституции России о единой системе публичной власти.
Инструкция: как стать губернатором
Updated 3 октября 2022,, 03:00. Стало известно, когда Путин назначит губернаторов присоединенных к России регионов. Избранные и назначенные губернаторы в равной пропорции сохраняют должность по истечении первого срока. Главная Новости В России. Закон гласит: губернаторов и президентов республик назначает Президент РФ. Сейчас губернатор не может быть избран на должность руководителя региона больше двух сроков подряд.
Как назначают губернаторов в России
Губернаторы не из Единой России. Есть ли такие? | Политические аналитики обратили внимание, что назначение на должности федеральных министров губернаторов Владимира Якушева (Тюменская область) и Дмитрия Кобылкина (ЯНАО) в 2018 году подтверждают возможность подобного сценария. |
Что-то пошло не так? Отменят ли в России выборы губернаторов | Текст научной работы на тему ««Назначение» губернаторов в России: итоги эксперимента». |
Кто такой губернатор? | Порядок назначения губернаторов в России. |
Губернаторов начальник?
В России в 2023 году предстоит избрать глав 20 регионов, в том числе и губернатора Алтайского края. Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по рекомендации Президента России.
Обсуждение (16)
- Главы субъектов России — Русский эксперт
- Порядок назначения губернаторов в России и назначения губернаторов в 2018 году
- Глава 3. Закон N 414-ФЗ от 21.12.2021
- Законопроект о едином именовании глав регионов и сроке их службы прошел в Думе I чтение
- Губернаторов могут переименовать в глав регионов: первое чтение законопроекта
Губернаторы не из Единой России. Есть ли такие?
А Конституция позволяет ему приостанавливать действие нормативных актов, изданных региональной исполнительной властью, если они противоречат федеральному законодательству. И уж тем более так было при президенте Путине. Потому что обычно начальником должностного лица считается тот, кто его назначает и может отправить в отставку. Но весной 2008 года, когда Владимир Путин готовился пересесть из Кремля в Белый дом, он внес изменения в свой же указ, определяющий порядок представления губернаторами ежегодных отчетов о своей деятельности. Раньше отчеты направлялись в комиссию при президенте, а теперь — в Правительство РФ. Одни наблюдатели сразу усмотрели в этом шаге попытку перераспределить полномочия между президентом и премьером и поставить губернаторов под контроль главы правительства. Но другие наблюдатели напоминали, что по Конституции премьер-министр возглавляет исполнительную власть в стране, а губернаторы — главы исполнительной власти регионов, то есть встроены в ту же систему. Кроме того, закон обязывает региональные власти выполнять не только указы президента и федеральные законы, но и постановления правительства. А за деньгами куда они идут? В правительство! Так что на вопрос о том, кому подчиняются губернаторы и кто имеет право ими командовать, однозначного ответа дать нельзя.
Особенно сейчас, когда у власти две головы.
Действующему же премьеру прочат место в ЦБ. В своей главной речи перед законодателями и высшими должностными лицами Федерального собрания России 29 февраля, которая представляла собой его предвыборный манифест, президент изложил долгосрочные планы до 2030 года», — пишет Bloomberg.
Независимая оценка В российском истеблишменте сейчас также идут активные разговоры о грядущей ротации административных элит, почти все сходятся во мнении, что изменения будут, однако какие, точно сказать не берется никто, — президент любит удивлять. Но, уже кадровая. Сам факт того, что президент Путин за четыре дня дважды говорит о кабмине, сигнализирует об актуальности кейса», — считает профессор ВШЭ Марат Баширов.
В телеграм-каналах еще в феврале появилась информация, что вероятным вариантом кадровой перестановки считается переход части команды нынешнего политического блока из администрации президента в правительство нацпроекты, Минкульт, Минпросвещения. Наиболее вероятные изменения произойдут в социально-экономическом и военно-промышленном блоках. Результаты их работы и текущая деятельность неоднократно подвергалась публичной критике со стороны президента РФ, а в послании ФС наибольшие изменения предложены именно в этих сферах.
Вероятно образование новых функциональных управленческих комплексов по принципу кураторства национальных проектов. Аналитический центр получит статус надведомственного планово-контролирующего органа с широкими полномочиями. Кроме того, ожидаются перемены в губернаторском корпусе.
Так, даются разные оценки по поводу политических перспектив губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова возобновились угасшие год назад слухи относительно губернаторских амбиций Андрея Турчака. Среди губернаторов с невысокими шансами на то, чтобы остаться, чаще всего называют Радия Хабирова Башкортостан и Владимира Владимирова Ставропольский край. Социолог, политический аналитик, эксперт по региональной политике Андрей Шалимов выделил 5 тенденций будущих кадровых перестановок.
Первая касается передачи позиций во власти по наследственному принципу. Ожидается, что в новом составе правительства РФ и на других ключевых федеральных должностях будет не менее 5-7 представителей так называемых «детей элиты». Вторым трендом он называет уход тех, кто давно занимал высокие должности во власти.
Третьим — повышения для старожилов, так как «кто-то должен обеспечивать преемственность». Четвертым — сохранение ряда должностей для представителей сильной элитарной группы в правительстве за аппаратные успехи.
В Москве полпредов часто обходили, их мнение игнорировали, составляли другие списки, в результате чего губернаторами становились люди, о которых полпреды узнавали последними.
Таким способом «большая» администрация демонстрировала верховенство над своими территориальными подразделениями в федеральных округах. Институт публичных консультаций с партиями и общественными движениями, которые должны были проводить полпреды в регионах, превратился в формальность. Списки участников консультаций нередко фильтровали, а обсуждение превращали в восхваление единственно правильной кандидатуры.
Хотя надо признать, что были и случаи резкой критики предлагаемых кандидатов в процессе консультаций. Впрочем, вместо него потом бурятам предложили… вице-губернатора Томской области. Нарушались и нормы обязательной альтернативности при формировании списка претендентов: далеко не всегда становилась известной хотя бы одна альтернативная кандидатура.
Либо возникала аналогия с подставными кандидатами на выборах: альтернативу представляли чиновники, которые заведомо ни на что не претендовали, вроде главных федеральных инспекторов, которых об этом просили полпреды, или сотрудников региональных администраций. Вообще альтернативный список почти всегда оказывался формальностью, поскольку всем был известен и понятен главный кандидат. На смену управляемым выборам пришло еще более управляемое выдвижение основного кандидата, едва прикрытое альтернативным списком, придуманным в общем то с благой целью — дать президенту право выбора.
Но поскольку сам президент был включен в эту игру, он выбирал, конечно, не в последний момент, и не из поданного ему на стол списка, а на предшествующем этапе неформальных консультаций. Немало вопросов возникло и к аккуратности действий федеральной власти. Были случаи, когда срывались сроки внесения кандидатур в законодательные собрания.
Затянулось, например, назначение губернатора Иркутской области в 2005 г. Это — явный признак ситуации, когда теневые согласования продлевались из-за конфликта интересов, и В. Путин долгое время затруднялся принять решение.
Кроме того, странное впечатление производит внесенная в законодательство норма, позволяющая партии, выигравшей выборы в региональную легислатуру, стать еще одним субъектом, предлагающим президенту кандидата в губернаторы. Замысел, конечно, хороший, демократичный. Однако, после всех обсуждений этой поправки и всей громкой рекламы данная норма использовалась всего один раз, при назначении президента Адыгеи, а сейчас о ней почти забыли.
На практике ведь понятно, что речь идет о праве «Единой России». А кто принимает решение назвать ее кандидата в губернаторы? Региональное отделение?
Федеральное партийное руководство? Или же «беспартийная» администрация президента? Без последней дело, конечно, не обходится, а это значит, что самостоятельной роли партия в процессе назначения не играет, и ей просто иногда дают право публично озвучить кремлевского кандидата.
Нечто подобное мы видели и на президентских выборах, когда четыре партии дружно провозгласили Д. Медведева своим кандидатом. Но роль самой партии при назначении губернатора остается номинальной.
Базовую процедуру назначения в связи с истечением срока полномочий прошли 20 ныне действующих региональных лидеров, а всего она использовалась в 22 регионах одного из этих губернаторов — в Иркутской области - потом поменяли, а в другом случае был ликвидирован сам субъект федерации — Агинский Бурятский АО. Показательно, что эта процедура чаще использовалась для изменений в губернаторском корпусе. Из 20 указанных случаев в 11 были назначены новые, а в девяти остались прежние губернаторы.
Центр получил возможность таким способом инициировать кадровую ротацию в губернаторском корпусе, поскольку, конечно, намерений всем доверять и всех переназначать у В. Путина не было. Хотя среди тех, кто благополучно прошел переназначение таким способом, было немало «безальтернативных» губернаторов, которым просто не было нужды торопиться и ставить вопрос о доверии до истечения срока своих полномочий Р.
Абрамович, А. Филипенко, Ю. Но в целом более сложный характер базовой процедуры предопределил ее неприятный результат для инкумбентов.
Немного изменил состав губернаторского корпуса процесс создания новых субъектов федераций, который продвигали президентская администрация и полпреды. В большинстве случаев объединение субъектов могли записать себе в заслугу действующие губернаторы крупных регионов, на основе которых оно проводилось. Поэтому О.
Чиркунов, А. Хлопонин и Р. Гениатулин получили назначение в новых, укрупненных регионах, но вот на Камчатке произошла замена, и бывший коммунист М.
Машковцев уступил место «человеку из Петербурга» А. Характерной чертой региональной политики, которую проводит наш федеральный центр, является причудливое сочетание решительности и осторожности. Часто возникает ощущение, что решительность эта применяется тогда, когда нужна осторожность, и наоборот.
Это — явный признак отчуждения центра от регионов, незнания и непонимания в точных деталях тех процессов, которые происходят «внизу». Или же решительный шаг, вроде отмены губернаторских выборов, компенсируется осторожностью при внедрении самой новой практики. Например, российские президенты традиционно не любят принимать жесткие решения об увольнении губернаторов.
Они опасаются, что смещение губернатора, пользующегося «по определению» влиянием и популярностью, пусть и небольшими, может привести к обострению региональных конфликтов и снижению рейтинга власти, как таковой. Поэтому, получив право отстранять губернаторов от должности, В. Путин использовал его крайне редко, хотя оно казалось бы позволяло ему смелее обновлять региональные элиты, отсекая самых одиозных.
Это право вошло в арсенал российской региональной политики, как орудие устрашения, о существовании которого всем время от времени напоминают, но которое используют в самых крайних и самых безопасных для главы государства случаях. Первым примером «операции на кроликах» стало отстранение В. Путиным от должности губернатора Корякского АО В.
Губернатора, заметим, выборного: В. Путин давал понять, что настали новые времена, и всенародно избранные губернаторы не смогут «отсидеться» за спинами своих избирателей, ссылаясь на их поддержку. Корякский АО — один из самых периферийных и проблемных регионов, а губернатор там действительно утратил поддержку и упустил социально-экономическую ситуацию.
Потерял должность и выборный губернатор Ненецкого АО А. Баринов, попавший под суд. Но интереснее пример Амурской области, где В.
Путин по сути изменил свое первоначальное решение. Сначала он выразил доверие губернатору Л. Короткову и назначил его на новый срок, а потом отстранил от должности.
И здесь резкий шаг был совершенно безопасен для президента, поскольку бывший журналист Л. Коротков явно не справился с управлением и утратил поддержку в регионе. В скобках, однако, приходится оставлять вопрос, почему же он был назначен, да еще обойдя негативно к нему настроенного полпреда К.
Пуликовского и добившись доверия лично от В. Путина, который потом, вероятно, об этом пожалел. Но так или иначе, центральная власть опасается ставить «прямое» увольнение губернаторов на поток, демонстрируя нерешительность и прибегая вместо этого к сложным теневым процедурам фактического отстранения неугодных.
Как результат, в практику назначения губернаторов прочно вошли добровольно-принудительные отставки, в которые уходили сами региональные лидеры, но, конечно, не по своей воле. И тогда уже центр без всяких опасений назначал на их место нужных ему людей. Именно так при полпреде Д.
Козаке «ушли» опытных кавказских «аксакалов» — президента Северной Осетии А. Дзасохова и главу Дагестана М. Именно так президент фактически дезавуировал свое доверие самарскому губернатору К.
Титову, который сначала чудом добился назначения, а через некоторое время ему пришлось уйти в отставку. Отказались от власти не без соответствующего сигнала из Кремля новгородский губернатор М. Прусак и ставропольский А.
Черногоров, а также иркутский губернатор А. Тишанин, судьба которого аналогична судьбе Л. Короткова сначала выигранное в тяжелом бою назначение, а затем разочарование центра и отставка.
С помощью подобных политико-технологических «операций» Кремль расчищал пространство для назначения новых губернаторов, не желая и не рискуя прямо ставить вопрос об их увольнении и превращая ротацию губернаторского корпуса в очередную византийскую интригу. Последний выборный цикл стал еще одним благоприятным поводом, поскольку появился новый способ отправить губернаторов в почетную отставку. Тактика «паровозов», возглавляющих списки «Единой России», приобрела свою «византийскую» составляющую, и еще до выборов многим намекали, что их «попросят» не отказываться от мандатов.
Жертвой этой политики стал ярославский губернатор А. А его смоленский коллега В. Маслов, возглавлявший список «Единой России» на выборах в областную думу, был отправлен в Совет Федерации.
Итак, для ротации губернаторского корпуса Кремлем был использован широкий спектр способов. Чаще всего неугодным губернаторам просто давали доработать до конца срока. Второй по частоте процедурой замены губернаторов стала добровольно-принудительная отставка.
В редких случаях использовались увольнение, перевод на другую должность и отказ в доверии. Заметим, что крайне редкой оказалась «положительная» перспектива — перевод в центр на сопоставимую по статусу или более солидную должность. Губернаторский пост так и не стал в России трамплином для блестящей федеральной карьеры, и назначение С.
Собянина главой президентской администрации было исключением, а не правилом. Менять или не менять? Сценарий смены статуса действующих губернаторов остается гораздо более распространенным, чем замена губернаторов в связи с введением новой модели.
Другими словами, решительный отказ от выборов компенсирован консервативной практикой назначений, которая предполагает, конечно, сменяемость элит, но весьма умеренную. Подобный подход, когда смена модели сочетается с сохранением порядка отношений в элитах, типичен для российской политики. Он отражает, во-первых, более высокую роль неформальных практик и внутриэлитных согласований в сравнении с формальными, прозрачными процедурами.
И, во-вторых, свидетельствует о страхе властвующих элит перед появлением системной внутриэлитной оппозиции, играющей на протестных настроениях и раскалывающей единство правящего класса. Поэтому Кремль не усердствует со сменой власти в регионах, иной раз соглашаясь оставлять в должности одиозных и сомнительных людей по принципу «как бы чего не вышло». В сфере региональной политики было уже немало аналогов, когда, например, федеральный закон ввел ограничения на количество сроков пребывания губернаторов у власти таким образом, чтобы действующие губернаторы смогли избраться на третий и даже четвертый сроки.
Или когда недавно был введен ценз оседлости для членов Совета Федерации, дающий возможность остаться на своих местах действующим сенаторам-«варягам». Подобные «хитрости» характеризуют процесс формирования и консолидации постсоветской элиты, очень разношерстной по своему происхождению, и понимание центром сложности и важности управления этим процессом, чтобы создать «забетонированный», единый правящий класс, способный оставаться у власти «всерьез и надолго». Возвращаясь к нашим губернаторам, приведем некоторую статистику.
При первых назначениях в 76 субъектах федерации, где эта процедура применялась включая три ныне ликвидированных автономных округа , смена губернатора случилась только в 22 случаях, а в 54 остались у власти инкумбенты. Из 54 счастливчиков 41 поставил вопрос о доверии, 10 прошли базовую процедуру, а еще три были назначены при создании новых субъектов федерации. Среди 21 «несчастного» 12 лишились власти с истечением срока своих полномочий, пятеро ушли в отставку, двое были уволены, один натолкнулся на президентское недоверие, еще один не дождался назначения при создании нового субъекта федерации кроме того, еще один губернатор погиб.
К настоящему времени в ряде регионов уже прошли повторные назначения, а число самих регионов сократилось. В связи с повторными назначениями расстановка сил начала меняться не в пользу инкумбентов, хотя и не столь радикально. Из 73 регионов, где прошли назначения, сейчас в 45 работают прежние губернаторы, а в 28 — новые с учетом Иркутской области, где назначен врио.
Среди 45 губернаторов, переживших процесс назначения, 33 остались у власти, удостоившись президентского доверия, девять прошли базовую процедуру, а три были назначены в связи с созданием новых субъектов федерации. Из 26 губернаторов, потерявших должность 11 «дождались» истечения срока своих полномочий, восемь подали в отставку, двое были уволены, двое «сосланы» в Федеральное Собрание по одному в каждую из палат , один получил назначение при создании нового субъекта федерации и еще один, всем хорошо известный губернатор реально отправился в центр на повышение а еще в двух регионах губернаторы погибли. В положении «хуже губернаторского» сейчас оказались 10 региональных лидеров, которые, казалось бы, должны быть счастливы тем, что получили мандат доверия непосредственно от граждан.
Но в новой системе отношений они, конечно, занимают маргинальное положение и очень желали бы из него выйти. В основном это просто те губернаторы, которым не удалось пролоббировать свое досрочное переназначение, и некоторые из которых с большой вероятностью лишатся должностей. Переход к назначению перевел формирование губернаторского корпуса из публичной сферы в сферу кремлевской кадровой политики.
Выше много было сказано о недостатках самой процедуры и «маленьких» хитростях в ее применении. Но системные проблемы вскрылись и в самой кадровой политике. С самого начала было понятно, что «скамейка запасных» в регионах, где губернаторы на протяжении ряда лет планомерно избавлялись от конкурентов, очень мала.
И что нет в России инкубатора подготовленных кадров на эти должности, чем пользовались и пользуются действующие руководители. Это обусловило консервативный характер кадровой политики В. Путина, когда смена статуса и обретенная таким способом губернаторская лояльность были важнее, чем вливание «свежей крови».
В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, в которых не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов указанных муниципальных образований. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и или глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и или глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата. Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения. Депутат представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа муниципального района.
Депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, может поддержать кандидата только как депутат представительного органа городского округа с внутригородским делением.
Инструкция: как стать губернатором
«Губернатор Оренбургской области Денис Паслер на своем посту ежедневно проводит мероприятия, посвященные борьбе с последствиями паводков. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по рекомендации Президента России. Назначение губернаторов. Кто назначает губернатора. В Российской Федерации с 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов Российской Федерации, с 2005 г. они назначаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению президента России. расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. Правительство РФ не поддерживает законопроект депутатов КПРФ о возможности избирать глав во всех субъектах страны только путем волеизъявления граждан — через прямые выборы.