Между Арменией и Азербайджаном в очередной раз произошел вооруженный конфликт.
«Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. Происшествия - 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные
Боевые действия в Нагорном Карабахе (иногда называемые Третьей карабахской войной, также именуемая в Азербайджане Контртеррористическая операция). Думаю, конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится годами, если не будет оказано мощное давление и страны не подпишут мирный договор. Это значит, что пограничники Армении и Азербайджана в состоянии обеспечивать ее охрану Никол Пашинян премьер-министр Армении. Оценивая перспективы нынешнего конфликта между Арменией и Азербайджаном, известный политолог Евгений Сатановский считает, что несмотря на непримиримую позицию обеих сторон, у них есть шанс для примирения.
Ситуация между Арменией и Азербайджаном становится все горячее
Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид.
Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение.
Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40.
Две страны так и не смогли договориться о том, где проходит граница между ними, и демаркация еще не началась. Для этой цели были использованы советские карты разных лет. Правительство Армении обвинило Азербайджан в попытке захвата своей территории, сославшись на инциденты, когда азербайджанские военные продвинулись на несколько километров вглубь Армении. Азербайджанская сторона, имеющая военное преимущество, опровергла эти обвинения.
Лачинский коридор был спорным вопросом для пограничников с обеих сторон, и премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что работа по определению местонахождения пограничников продолжается.
Есть сведения, что иранская армия уже навела через неё понтонные мосты, соединяющие иранскую и армянскую стороны. То есть ВС Ирана демонстрируют полную готовность вступить в войну на стороне Армении. Если это произойдёт Штатам ничего не останется, как — поддержать Азербайджан. Впрочем, США любят ловить рыбку в мутной воде. Новый вооруженный конфликт близ российских и иранских границ для них, что бальзам на душу. Вашингтона осознаёт, что Армения станет сговорчивее под гром канонады и легче пойдёт на все условия, продиктованные «Белым домом». Война в регионе не выгодна России и Ирану.
Первая сейчас уходит в сторону от процессов, происходящих в Закавказье, второй — пытается посредничать в переговорах между Баку и Ереваном, чтобы не допустить вспышки военного противостояния между ними. В этом деле Тегерану мощно противодействует Израиль, для которого Иран является экзистенциальным врагом.
И это далеко не лишенное смысла заявление. Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси. Через восстановленный что пока в будущем Мегринский железнодорожный участок планируется запустить систему перекрёстного транспортного сообщения между несколькими сопредельными государствами, среди которых — сама Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. Более того, «Перекрёсток мира» связал бы сразу несколько акваторий — Каспийское, Средиземное, Чёрное моря и Персидский залив.
Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории. В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией». Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора. Так, согласно мартовскому опросу International Republican Institute, далеко не всё армянское общество стремится и даже едва ли морально готово подписывать что-либо с Азербайджаном. Между тем общественное мнение в нашем случае игнорировать никак нельзя. В преамбуле действующей редакции Конституции Армении покамест формально пусть и косвенно закреплена её позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха или Арцаха.
Таким образом, для подписания мирного договора с Баку Пашиняну придётся ни много ни мало принять новую конституцию, а также пересмотреть целый ряд уточняющих нормативно-правовых актов, на чём категорически настаивают в Баку. Но как принять новую конституцию при том общественном мнении и настрое к Азербайджану и Турции, которое есть сегодня у значительной части армянского общества? Удастся ли Пашиняну убедить соотечественников принять новый Основной закон на референдуме в столь сжатые сроки?
«Огромная трагедия»: Путин сделал новое заявление о конфликте Азербайджана и Армении
Этим они продемонстрировали Азербайджану готовность своего вмешательства в конфликт, в случае попытки оккупировать южные районы Армении. Напомним, что у Ирана есть налаженное производство беспилотников, которые они активно продавали России. И благодаря им, боевая мощь их армии весьма ощутима. Другим игроком в этой игре может выступить Турция, которая фактически объединила свою армию с Азербайджаном возможно это одна из причин его агрессии. И нужно заметить, что Турецкая армия тоже имеет производство беспилотников, включая знаменитые Байрактры, и по силе превосходит Иранскую. Гуманитарная катастрофа в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике Важным фактором стало то, что обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе происходит на фоне кризиса, спровоцированного блокировкой спорных территорий Нагорного Карабаха. А это отдельная история, когда с 12 декабря 2022 года началась блокада непризнанной Нагорно-Карабахской Республики НКР. Тогда десятки людей, называющие себя «экоактивистами» перекрыли трассу Степанакерт - Горис недалеко от города Шуши, тем самым заблокировав Лачинский коридор, который был единственной дорогой, связывающей республику с Арменией.
По неподтверждённой информации, этих якобы активистов 4,5 месяца тайно поддерживало спонсировало отрицавшее наличие блокады руководство Азербайджана. Элиты Азербайджана уверяли, что дорога полностью открыта для гуманитарных миссий, и одновременно обвиняли российских миротворцев в полном закрытии этого жизненно важного коридора. Начиная с 15 июня население НКР оказались в полной блокаде.
Приход Пашиняна и наша недостаточно зубастая линия поведения, когда дело касается Азербайджана и Турции… Все это вместе взятое теперь дает всходы. Прежде всего, надо заботиться о своей чести. Мы поручились за то, что Лачинский коридор будет под нашим контролем...
Добейтесь того, чтобы это так и было! Кроме того, обеспокоенность Москвы ранее вызвали армяно-американские учения на территории Армении, которые начались 11 сентября. Тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что учения на территории Армении вызывали настороженность в Кремле. По его словам, российские власти будут глубоко анализировать этот факт и следить за развитием ситуации. По его словам, задача НАТО — это «выдавить из региона русских». Этот вопрос противоречит логике.
Турция — это условный "смотрящий" от НАТО в регионе.
Согласно сообщению, поджоги зафиксированы 23 сентября около 19:35 по местному времени техническими средствами наблюдения азербайджанской армии. В Нагорном Карабахе проживают преимущественно этнические армяне, которые на протяжении нескольких десятилетий контролировали этот регион при поддержке правительства в Ереване. Спустя сутки была достигнута договоренность о приостановлении военных действий, армянские вооруженные формирования согласились сложить оружие, оставить боевые позиции и воинские посты и полностью разоружиться. В результате военной операции, по всей видимости, погибли сотни людей, сотни были ранены.
Мы надеемся, что механизм будет использован, не только ОДКБ, мы также обратились к РФ и надеемся на двусторонние механизмы. Еще мы обратились в Совбез ООН о том, что это грубое нарушение устава, оно продолжается с мая 2021 года. По словам руководителя центра исследований Южного Кавказа Фархада Мамедова, есть информация, что стороны договорились о прекращении огня, но такие договоренности, отмечает он, не всегда соблюдаются сторонами. Ожидалась встреча в рамках ШОС в Самарканде, потому что и президент Алиев, и премьер Пашинян принимают участие в этом саммите наряду с президентом Путиным. Была активность ЕС, российская активность. Президент Путин говорил по телефону с Ильхамом Алиевым после брюссельской встречи, потом была очная встреча российского президента с Пашиняном. То есть было много надежд на то, что наконец-то в мирной повестке между Азербайджаном и Арменией появится хотя бы одно или два решения. Потому что дискуссий, обсуждений много, а решений нет. Возникает вероятность возобновления серьезных боевых действий.
Боевые действия в этом районе укладываются в концепцию, которая обсуждалась экспертами и суть которой состоит в том, чтобы создать вдоль границ России горячие точки, чтобы вынудить Россию рассредоточивать силы и помешать рассредоточивать силы на Украине. Член политсовета партии «Процветающая Армения», экс-депутат армянского парламента Арман Абовян назвал обострение конфликта на границе «вполне ожидаемой реакцией турецко-азербайджанского тандема на ситуацию, которая сложилась на Украине ». Цель номер один — краткосрочное открытие второго фронта для России.
«Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха. Он заявил, что «Азербайджан не собирается уходить с тех участков границы Армении, которые оказались под его контролем после вооруженного конфликта в 1990-х годах». Происшествия - 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Конфликт между Азербайджаном и Армением искусственно разжигают, чтобы втянуть Россию в новое военное противостояние или обвинить в несостоятельности и бездействии по отношению к членам ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности, куда входит Армения). Похоже, их участием в событиях во многом и объясняется нынешнее обострение отношений между Арменией и Азербайджаном, которые за три года так и не смогли продвинуться на пути полного урегулирования. Оценивая перспективы нынешнего конфликта между Арменией и Азербайджаном, известный политолог Евгений Сатановский считает, что несмотря на непримиримую позицию обеих сторон, у них есть шанс для примирения.
«Огромная трагедия»: Путин сделал новое заявление о конфликте Азербайджана и Армении
Во время очередного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2020 году Баку удалось получить немалую часть территории Арцаха. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам.