Новости кгб история

КГБ СССР сегодня — Штирлиц близок к оригиналу: кто скрывался за образами киноразведчиков. В годы Великой Отечественной войны будущий председатель КГБ СССР воевал под Сталинградом, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра. Сразу после августовского путча главой КГБ был назначен либерально настроенный генерал-лейтенант Вадим Бакатин. Первым заместителем председателя КГБ Литвы был Станислав Александрович Цаплин, который прекрасно знал всю подноготную.

Одна из секретнейших спецслужб: пять вопросов о КГБ СССР

Шифр на основе нот помог скрыть от КГБ секретную информацию. Мифы об истории Славян в которые мы верим. 12:51. Что, если бы вы стали Сёгуном на один день? Однако в дело вмешался белорусский КГБ, раскрывший планы Киева. Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. На вопросы EADaily отвечает начальник Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенант Николай Леонов. Шифр на основе нот помог скрыть от КГБ секретную информацию.

«В республиканских органах КГБ были люди, которые хотели распада Союза»

Для получения более объективного представления о этом явлении применительно к органам КГБ СССР (1954–1991 гг.), следует учитывать следующие обстоятельства. В КГБ Белоруссии рассказали о попытках Запада подорвать отношения республики с Россией. Здесь-то, в нескольких сотнях метров от Кремля и здания КГБ, произошел один из наиболее «шумных» террористических актов в истории СССР.

Сегодня в России политическая власть принадлежит ФСБ, преемнице КГБ

История КГБ. Карта сайта.

Март 1990 года. Вадим Бакатин берет самоотвод во время обсуждения кандидатур на пост президента СССР во время третьего внеочередного Съезда народных депутатов. В спецслужбах с начала его назначения воспринимали отрицательно. Его откровенно не любили — но не саботировали: все таки дисциплину в КГБ никто не отменял. Бакатина многие в системе проклинают. Все позорное в истории КГБ тех лет скидывают на него.

Его приход из партноменклатуры в органы был отрицательным фактом. Одна из причин - он «не чекист». Историк спецслужб, писатель Александр Колпакиди. Он выступал за децентрализацию и деидеологизацию главной советской спецслужбы. И за ее открытость. Тогда в руководстве страны появилась группа людей — Горбачев, Яковлев и тот же Бакатин, - которые не понимали реалий окружающего мира. И не вполне осознавали, насколько конкуренция между странами жесткая, насколько геополитические интересы противоречивы. Бакатин и Ко выступали в роли кота Леопольда — ребята, давайте жить дружно.

Исходя из «правильного видения мира», думая, что нас в том мире ждут и нас там отведено свое, уважительное место — они профукали страну. Важно, что ими сделано. Он инициировал сдачу позиций наших спецслужб. Именно он передал американскому послу в Москве Страуссу техническую документацию, где раскрывалась установка и использование сверхсекретных подслушивающих устройств в здании посольства США. Там элементы звукопроводящей системы были замурованы прямо в кирпичах.

Агеева и В. Грушко, заместителя председателя КГБ В. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. Плеханова и его и заместителя В. Прилукова [42]. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. Степашин [45]. Под руководством В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление правительственная связь и криптография и 16-е управление радиоэлектронная разведка и криптография выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР , который стал подчиняться непосредственно президенту СССР [46]. При этом сохранялось прямое взаимодействие с союзным КГБ [50]. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам» [47]. Согласно п. Правовая основа деятельности и подчинённость[ править править код ] Удостоверение младшего офицера КГБ СССР, дающее право хранения и ношения огнестрельного оружия В отличие от других органов государственного управления СССР, Комитет государственной безопасности был партийно-государственным учреждением [56] — по своему юридическому статусу КГБ являлся органом государственного управления и, в то же время, находился в непосредственном подчинении высших органов коммунистической партии — Центрального комитета КПСС и его Политбюро. Последнее было закреплено в положении о КГБ , что с юридической точки зрения обусловило «сращивание КПСС и органов государственной безопасности» и сделало КГБ «вооружённой силой партии, физически и политически охранявшей власть КПСС, позволявшей партии осуществлять эффективный и жёсткий контроль над обществом» [57]. В дополнение к этим документам, самими органами безопасности за время их существования было выпущено свыше трёх тысяч подзаконных ведомственных актов [58]. К началу 1991 года общее количество нормативных актов , регламентировавших деятельность КГБ, составляло свыше пяти тысяч документов различного уровня [59]. Однако этот массив документов, по признанию самого руководства КГБ, не был органически увязан с общесоюзным законодательством; отсутствовало полное соответствие и строгая подчинённость союзным законам правовых норм, которыми руководствовался Комитет государственной безопасности и его местные органы [58]. Согласно этому положению, Комитет государственной безопасности провозглашался «политическим органом», осуществляющим мероприятия Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР «по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов, а также по охране государственной границы СССР». При этом непосредственное руководство и контроль КГБ являлись прерогативой Центрального Комитета КПСС , в то время как Совету Министров отводилась более скромная управленческая роль: заслушивание отчётов о деятельности КГБ, назначение заместителей его председателя, утверждение структуры и штатной численности комитета, утверждение членов коллегии — всё по согласованию с ЦК КПСС. Помимо осуществления традиционных для спецслужб функций в частности, охраны государственной границы, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом и проч. Закон об органах государственной безопасности[ править править код ] Попытка вывести Комитет государственной безопасности из-под контроля коммунистической партии и целиком подчинить его деятельность органам государственной власти и управления была предпринята в последний год существования Советского Союза. Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели. Принятию закона об органах государственной безопасности предшествовала и последовала дискуссия противников и сторонников реформирования КГБ. За принятие закона выступали С. Ахромеев , Ю. Голик, И. Лаптев , Р. Медведев , В. Ярин и другие. По мнению сторонников закон позволял регламентировать деятельность органов государственной безопасности; поставить её под контроль объединений граждан и средств массовой информации; а также «отмести всякого рода домыслы, которые существуют вокруг КГБ». Против принятия законопроекта выступили депутаты О. Калмыков и А. Последний считал законопроект слишком абстрактным. Журналист газеты « Известия » Ю. Феофанов назвал проект закона «густым набором прав без четкой ответственности». Правозащитник Ю. Орлов заявил о том, что принятие нового закона об органах государственной безопасности «подтверждает, что КГБ стоит твердо на прежних сталинских позициях и в этом законе легализовано вмешательство во все решительно дела граждан» [61]. Бакатина , закон о КГБ являлся «осколком прошлого» и «формально и фактически не действовал» с момента своего принятия до реорганизации органов госбезопасности в октябре 1991 года [47]. Предполагалось разработать и принять отдельные законы для регулирования новых органов безопасности. Однако новые документы приняты не были — 26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Взаимоотношения КГБ и КПСС[ править править код ] Несмотря на то, что формально Комитет государственной безопасности был наделён правами союзно-республиканского министерства и осуществлял свою деятельность под эгидой Совета Министров СССР — вначале в качестве ведомства при правительстве , а затем в качестве центрального органа государственного управления — фактическое руководство КГБ осуществлялось высшими органами коммунистической партии Советского Союза в лице секретариата ЦК КПСС и Политбюро. Председатель КГБ по должности входил в Политбюро. С момента своего образования вплоть до 16 мая 1991 года — за полгода до упразднения — КГБ фактически был выведен из-под контроля советского правительства [57] [ нет в источнике ]. Отдельные исследователи высказывают мнение, что высшее руководство СССР через КГБ и его агентуру сознательно осуществляло деятельность, направленную на распад страны [63] Партийный контроль[ править править код ] Значок 70 лет Комсомолу КГБ Вмешательство коммунистической партии в деятельность органов государственной власти и управления было обыденным явлением в Советском Союзе. Вместе с тем, ни один из государственных органов СССР не подвергался такой же степени вмешательства в свою деятельность со стороны КПСС , как органы безопасности, являвшиеся инструментом защиты интересов коммунистической партии. Показательно, что в официальном девизе КГБ того времени «Верность партии — Верность Родине», означал что служение партии это служение Советской Родине. Анализ положения о КГБ, партийных документов и материалов органов госбезопасности, проведённый Комиссией Президиума Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году, пролил свет на степень контроля КГБ со стороны правящей партии. Центральный комитет КПСС имел право наложения запрета на публикацию приказов председателя КГБ, которые затрагивали важные, с точки зрения руководства партии, вопросы агентурно-оперативной и следственной работы, что противоречило статьям 10, 12 и 13 Положения о прокурорском надзоре в СССР 1955 года, которые предусматривали прокурорский контроль соответствия нормативных актов, издаваемых ведомствами, Конституции и законам СССР, союзных и автономных республик, постановлениям союзного и республиканских правительств. В рамках правоохранительной деятельности КГБ, органам безопасности запрещалось собирать компрометирующие материалы на представителей партийной, советской и профсоюзной номенклатуры , что вывело из-под контроля правоохранительных органов лиц, обладавших распорядительными, контролирующими и хозяйственными полномочиями, и положило начало зарождению в их среде организованной преступности [64]. В функции органов госбезопасности неизменно входили охрана и обслуживание высших руководителей партии в том числе во время их нахождения на отдыхе , обеспечение безопасности крупных партийных мероприятий съездов, пленумов, совещаний , обеспечение высших партийных органов техническими средствами и шифросвязью. Для этого в структурах КГБ существовали специальные подразделения, работа и инвентарь которых оплачивались из государственного, а не из партийного бюджета. Согласно положению о КГБ, на него также возлагалась охрана руководителей советского правительства. В то же время, анализ приказов КГБ показывает тенденцию к передаче охранных и обслуживающих функций по отношению к собственно государственным структурам в ведение органов внутренних дел , являющаяся свидетельством того, что охрана и обслуживание партийных деятелей и объектов были для КГБ приоритетными. В ряде приказов по охранным и обслуживающим мероприятиям упоминаются только руководители партии.

Наследие 03 декабря 2020 Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ Одним из краеугольных камней в деятельности Комитета государственной безопасности Юрий Андропов считал аналитическую работу. Группу возглавил генерал Тихон Бескровный. В 1966 году подразделение было переименовано в Группу референтов при председателе КГБ.

100 - летний юбилей!. От ВЧК до ФСБ: история органов госбезопасности СССР и России.

Однако уже в июле 1941 г. В 1951 г. Игнатьева, до тех пор, пока не было в 1953 г. Руководство комитетом в 1958 г. Шелелину, в 1961 г. Семичастному, в 1967 Ю. Андропову, в 1982 г, в период с мая по декабрь председателем стал В. Федорчук, в конце 1982 г.

Чебриков, с 1988 до середины 1991 г. Крючков, В. Бакатин — последний, кто возглавил комитет в августе-ноябре 1991 г.

В обязанности НКГБ входило защищать от покушений советских политических деятелей и правительство. Народный комиссариат внутренних дел отвечал за государственную безопасность. Министерством госбезопасности руководил Виктор Семенович Абакумов. Комитет государственной безопасности Данный комитет был создан в результате разделения на спецслужбы Министерства госбезопасности.

Также в обязанности входило рассекречивание агентов, которые пытались получить информацию закрытого доступа. Комитет вел борьбу с бандитами, правонарушителями и противниками Советского правительства. За диссидентами следили, а потом проводили с ними профилактические беседы и заставляли выезжать из страны. Значок КГБ Многих выселяли за пределы столицы за продвижение не коммунистической идеологии, измене родины. Были случаи, когда гражданам запрещали покидать страну. Также людей помещали в психиатрические больницы, привлекали к уголовной ответственности. Под присмотром были писатели, художники и остальные представители искусства и науки.

Руководителем спецслужбы являлся Иван Александрович Серов. После этого начала существовать Федеральная служба разведки. Рейтинг автора.

Выжженная пустыня, где даже кактусы предпочитают расти вглубь, никому не нужна. И тут стратеги встали перед неприятным вопросом: в результате глобальной войны все, на что угрохана несусветная уйма миллиардов в разноцветных валютах, сгорит в считанные дни, если не часы. А дальше?

Тут вплотную встает вопрос — кто станет организовывать борьбу на местах? Кто сможет возглавить сопротивление, вести диверсионную войну, зачинать и развивать партизанское движение? Откуда взять тех уникальных, штучных специалистов, которым все это окажется по силам?! С другой стороны, даже малые, но организованные диверсионные группы нарушали вражеские коммуникации и наносили противнику огромный ущерб, заставляя оттягивать части с фронта и значительно уменьшать военные перевозки. Там, где партизанами руководили умело — эффект был налицо. Весь послевоенный период представлял собой нескончаемую череду локальных конфликтов: здесь не было линии фронта и тылов, противник мог появиться отовсюду. Война Франции в Алжире и Индокитае Вьетнам , национально-освободительные войны в Африке, победа Фиделя Кастро на Кубе — все это демонстрировало высочайшую актуальность диверсионной деятельности и партизанской борьбы.

И с каждым новым локальным конфликтом роль специалистов тайной войны лишь возрастала. Здесь проходили специальную подготовку непревзойденные диверсанты генерала Судоплатова; эту школу закончил блестящий разведчик и истребитель немецких генералов за время работы во вражеском тылу им лично уничтожено 11 генералов и чиновников оккупационной администрации генеральского уровня обер-лейтенант Пауль Зиберт — Николай Кузнецов. Особое внимание уделялось преподавателям, кураторам и руководству КУОС. Именно от них в будущем зависела булатная закалка молодых оперативников, каждому из которых предстояло стать непревзойденной индивидуальной боевой единицей. Универсально подготовленным, физически, психологически и интеллектуально, обладающим концентрированным запасом уникальных навыков и знаний командиром диверсионной группы, способным в кратчайшее время создать вокруг себя партизанский отряд. И не просто создать — обучить, сплотить и превратить в грозную силу, разрушающую вражеский тыл. При этом свою диверсионную группу Ботяну удалось вывести без потерь.

Человек уникальных знаний и умений, даже в возрасте сильно за восемьдесят, Майор Вихрь в тире КУОС любил пострелять из парабеллума и обычно выбивал 39 из 40 очков! Не каждому молодому бойцу удавалось повторить его результат. Этому уникальному, прошедшему через кромешный ад войны человеку сейчас за 100 лет, но во многом он еще даст фору молодым! В 2007 году Ботян получил давно заслуженное звание Героя России. Строго говоря, его представили к званию Героя Советского Союза еще за диверсию в Овруче, но ни тогда, ни после спасения Кракова он так и не получил Звезду Героя. Того представляли к этому званию аж 19 раз! Но так до конца его жизни, а умер он на 101-м, и не наградили.

Впрочем, теперь у «бога диверсий» есть другая звезда — его именем названа одна из звезд в созвездии Льва. Да и на Земле в последние годы он преподавал в настоящем созвездии величайших специалистов своего дела. Курсанты «объекта Балашиха» учились в обстановке строжайшей секретности.

Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; Защита жизни и здоровья граждан; Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке. Мы используем только современное оборудование и технологии, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности для наших клиентов. Мы ценим каждого клиента и готовы предоставить индивидуальный подход к решению каждой задачи.

Одна из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире — КГБ СССР

Следственное управление КГБ закончило предварительное расследование уголовного дела в отношении топ-менеджеров ОАО «Белгазпромбанк». После вступления в должность председателя КГБ в 1967 году Юрий Андропов сразу приступил к реформированию аналитических структур. ядерный шпионаж и двойные агенты. – С черного хода пробрался в историю МВД и КГБ строитель по образованию некто Вадим Бакатин, который своими распоряжениями оказал разрушительное воздействие на упомянутые. Сразу после августовского путча главой КГБ был назначен либерально настроенный генерал-лейтенант Вадим Бакатин. 3 декабря 1991 г., КГБ на основании подписанного Президентом СССР М.С. Горбачевым Законом "О реорганизации органов государственной безопасности" был упразднен.

Одна из самых могущественных и эффективных спецслужб в мире — КГБ СССР

Его вывоз начался при Юрии Андропове! Куда шли тонны золота, на чьих счетах оседали? Как только последний ящик золота пересек границу и был приготовлен для будущей приватизации, начался августовский путч. Да, был, но с единственной целью - лично контролировать, чтобы у них ничего не получилось. Хроника путча показывает, что все действия Крючкова были направлены именно на его саботаж. Закончился путч стандартной операцией по устранению кадров, его готовивших, - «менеджеров» среднего звена. Прошло еще немного времени, и большинство олигархов ельцинского призыва были бесцеремонно вышвырнуты подальше от кормушки.

К приходу Юрия Андропова на Лубянку в 1967 году внутри ведомства созрело мнение, что стране следует пойти на сближение с Западом, а реальная власть должна находиться в руках спецслужб. Для выполнения злодейского плана нужно было нейтрализовать армию и дискредитировать компартию. Именно Юрий Владимирович заметил в бойком ставропольце тот антисоветский настрой, в каком недавно Михаил Сергеевич признался: «... Это Андропов позволил возглавить региональные управления КГБ национальным представителям. И как результат - повсюду началась клановая грызня за власть.

Один за другим стажироваться за границу полетели дети местной элиты и теневиков - будущие муфтии и козикалоны. Тогда же втайне от всех начали готовить кадры новой России.

Поэтому кубинская модель сильно окрашена элементами социалистического характера. Чего стоит только формула «мы не собираемся строить коммунизм», но «мы и не собираемся цементировать капитализм с его пороками».

Поэтому кубинцы запрещают в конституции излишнюю концентрацию собственности в руках одного юридического или физического лица. То есть появление монополий исключается. Есть лимиты. Разрешается всякая собственность — государственная, кооперативная и частная.

Куба предлагает нечто похожее на китайский образец. Тенденция устройства социально-экономической модели такова, что распределение национального богатства будет происходить в интересах всего народа. Николай Леонов — социалист? То, что дает Господь или Природа, не может быть частной собственностью.

Если будем дальше идти по данному пути, то и воздух станет частной собственностью. Будем каждому выдавать по баллону воздуха. Все, что получено от Бога на нашей грешной Земле земля, воды, недра , должно принадлежать всему обществу, которое имеет право сдавать ресурсы в аренду на определенных условиях, не разрушая естественную среду, на которой создано государство и народ. Например, одна треть территории Новой Зеландии — заповедник.

Какая мудрая страна! Она сохраняет среду, унаследованную от Бога. Осложняется она только факторами, которых следует избегать при информационно-аналитической работе. В первую очередь, люди, которые берут на себя информационно-аналитическую и прогностическую деятельность, должны быть независимы от властной структуры, заказывающей исследования.

Если вы начинаете работать под диктовку чью-то, например, банка или политической партии, то будете не исследователем, а рабом, связанным по рукам и ногам. Потому что будете подгонять исследование под чьи-то заранее сформулированные ориентиры. Почему я согласился возглавить аналитическую службу в нашей структуре? Решающей была моя встреча с Юрием Владимировичем Андроповым в 1973 году, который приехал в Ясенево, чтобы назначить начальника Аналитического управления разведки КГБ.

С 1971 года я работал заместителем начальника управления. На тот момент я уже защитил докторскую диссертацию в гражданском вузе. Ему был отведен специальный кабинет, куда приглашали по очереди. В кабинете были еще Владимир Крючков и другие руководители разведки.

Тогда Андропов предложил мне возглавить аналитическое управление разведки. Сначала я отказался, сославшись на слабую подготовку, чтобы взять на себя такую ношу. Предложил трех кандидатов на должность из числа знакомых мне офицеров этой службы, положительно их охарактеризовав. На что Андропов сказал, что данные предложения уже рассмотрены и все-таки остановились на моей кандидатуре.

Вы редко пользуетесь дисциплинарно-офицерскими командными мерами», — предупредил меня заранее Андропов. Я сказал, что являюсь сторонником консультативного решения вопросов. Ведь в моем распоряжении был штаб: у меня было пять заместителей, секретарь парткома, руководитель по кадрам. Мы принимали решения коллективно, после тщательного рассмотрения всех деталей.

Короче говоря, мне было сказано возглавить управление. Принцип у нас в разведке был такой: ничего не проси, ни от чего не отказывайся. Я спросил Андропова, какие у меня будут основные задачи. И тут он сформулировал: «Главная Ваша задача — не поддакивать мне.

То, что я знаю, мне известно и без Вас. Вы же — управление целое, имеете доступ к огромному запасу информации, которую получаете из всех источников, — разведка, посольства, дешифровка, перехват радиопередач. Вы должны формулировать независимую точку зрения, докладывать их мне и в ЦК, не глядя на существующие мнения». Это прозвучало как гром среди ясного неба.

Я воспринял это как свободу действий и сказал, что будем стремиться к такой работе. В противном случае управление теряло свой смысл. Если отобрать у информационно-аналитического бюро свободу, оно превратится в информационно-пропагандистское. Это как у пчелы отнять жало — она погибнет или превратится в гермафродита.

Как сейчас происходит: вместо анализа и детального разбора вопросов все заполняется информационным навалом, который всегда ведет к катастрофам. Ведь что такое нацизм в Германии? Это информационный, психологический навал на нацию, который организовывался структурой, созданной после 1933 года. Она подавила очень развитую и современную нацию, заставила ее мыслить как солдатская шеренга.

У них нет возможности думать и выбрать лучший вариант, солдаты идут в штыковой бой. Если вы хотите избежать ошибок, то должны иметь аналитическую структуру, которая поможет выбрать лучший вариант. Благодаря постулату Андропова «не поддакивайте мне» я просидел в кресле руководителя аналитического управления с 1973 года до гибели СССР. Доминантой в моей жизни осталось стремление к информационно-аналитическому рассмотрению тех проблем, которые стоят перед государством.

Независимость от работодателя. Это первое условие. Второе — управление потоками информации. Мы живем в безбрежном море информации, в которой дряни больше, чем жемчужин.

Проработав всю жизнь в информационно-аналитической сфере, я с трудом представляю, как люди, не имеющие специальной подготовки и заостренности, разбираются в жутком селевом потоке, который разрушает все кругом, несет обломки домов, деревьев, остатки кораблей — всё в кучу. Для нашего подразделения главным было определить основные фундаментальные течения в информационных потоках, чтобы отвлекаться от постороннего. То есть — процеживание информации: надо браться только за крупные события, на все просто не хватит энергии. Занимаясь внешней политикой и разведкой, нашей первостепенной задачей было определить, насколько правильно и честно работают наши датчики информации.

Аналитическая структура должна строиться на основе здоровых кирпичей — хорошей информации. Вы не должны заглатывать все, что попадется в сети. Каждый раз, тем более когда поступает сенсационная информация, не надо дергаться и докладывать ЦК. Остановитесь и перепроверьте.

Как перепроверить? Управление состояло из сотен офицеров, которые вели все каналы поступления информации. Люди, которые профессионально занимаются этим делом, они знают, как правило, источники информации. Предположим, агент работает в ЦРУ или в другом ведомстве.

Наш человек следит за потоком этого источника в течение нескольких месяцев или лет, знает его почерк, знает, когда и в чем он ошибся. Потому что анализ информации a posteriori в последующем позволяет установить, насколько добросовестно работает агент. Бывали люди, которые становились агентами, давали согласие, но поставляли «озелененную» информацию. То есть сочиняли ее.

Липует, как тогда говорили. Мы также имели право запрашивать информацию у любого другого источника, если закралось сомнение в достоверности информации или документа. И через 3 дня получали ответ на запрос с пояснением, почему информация достоверная или с дурным душком. Есть люди, которые дают абсолютно достоверную информацию.

Например, документ принес из Госдепартамента. А у нас еще 4 или 5 агентов, которые дают подобную информацию, но в других ракурсах. Мы берем документ, подвергаем анализу все другое и говорим: «Братцы, у вас там врут в каком-то случае». Даем нашим разведчикам за рубежом ориентировку, что товарищ там-то врет или не знает.

Были еще дешифровки из посольств и МИД. То есть мы имели в руках эталон. Вне зависимости от того, работает он за деньги или на идейной основе. Вопросы ставим такие, что он вынужден либо раскрыться, либо вскрыть свою пустоту.

Приемов проверки много. Каждого нового источника наше информационно-аналитическое управление подвергало проверке. Тогда он поступает в строй. Часто мы сразу отбрасывали людей, которые поставляли нам шелуху и совершенно очевидно работали только на получение денег.

Наибольшая трудность возникала в оценке научно-технологической информации. В политике, экономике и в военных делах мы легко управлялись. А вот, если американцы нам подбрасывали документацию научно-технического характера, тут мы не могли сами оценить — это липа или не липа. Направляли в соответствующие министерства и ведомства, которые давали заключение.

Например, когда дело касалось космических аппаратов или мини-шатлов. Могут еще прислать бутылку краски, которая сокращает трение корпуса корабля с водой. Тут они нас частенько обманывали, я знаю улыбается. Но мы не виноваты, поскольку заранее говорили, что не знаем, и предлагали государственным структурами самостоятельно оценить, сколько стоит, если надо заплатить за данную информацию.

Основа правильной аналитической работы — тщательно следить за агентурным аппаратом, который поставляет вам информацию. Чтобы они работали честно. И тогда вы сможете судить, опираясь на твердую почву. Кстати, нам часто подбрасывали ложную информацию, но мы не попадались на нее из-за того, что в управлении работали грамотные ребята.

Вбросы информации, как правило, происходили в случаях, когда разжигались межгосударственные конфликты. Вот Украина и Россия сегодня. Посмотрите, какое количество дерьма подбрасывается, чтобы разжигать вражду. Они будут все делать, чтобы распалять нас.

Главное — разобрать. В моей жизни был очень тяжелый случай, когда нам приходилось вести сражение по вопросу о наших взаимоотношениях с Китаем. Идеологические противоречия с Пекином начались сразу после развенчания культа личности Иосифа Сталина. Начиная с 1960 года со стороны Китая и с нашей стороны партии «ястребов» раздувался конфликт.

Выдвигались жуткие проекты «атомной кастрации» КНР — нанести удары по атомным проектам Китая, которые только начинали строиться. Мы, информационно-аналитическое управление внешней разведки, принадлежали к «голубям». Когда люди говорят неправильные вещи — они либо дураки, либо предатели. С дураком понятно.

А вот предатель может руководствоваться шкурными или карьерными интересами, он говорит вещи, которые расходятся с интересами государства. Люди на уровне маршалов СССР предлагали такие вещи. Маршалы Виктор Куликов и Дмитрий Устинов. Когда у нас проблемы возникали на каждом шагу и есть было нечего, предлагали строить огромные долгосрочные сооружения.

Идея БАМа родилась так. Идея постройки второй оборонительной дороги вдоль китайской границы. Предполагалось потратить десятки миллиардов долларов. В нашем управлении мы, конечно, обомлели.

Мы понимали, что это невозможно, непосильно по экономическим причинам — противопоставлять себя всему миру. Когда мы доигрались до столкновений на острове Даманский по идиотской причине. Стоило только дипломатам сесть за стол переговоров и все решить. Но ведь мы-то воевали, били тяжелыми артиллерийскими снарядами по территории Китая.

Это привело к 1972 году, когда Киссинджерприехал в Китай и прорвал линию. А что мы получили? Кукиш с маслом. Это была дичайшая ошибка, противостояние с Китаем — бессмыслица.

Мы говорили начальству, что у Китая интересы в другой области. Они в древности построили Великую китайскую стену, чтобы защититься от севера. У китайцев все обращено на юг — этнически, по языку и миграционно. Им не нужна наша сибирская дыра.

А мы в упор кричали, что собираемся отражать китайское нашествие. Вот и результат. У нас фронт — Европа и Америка, у китайцев — Юг и Тихий океан. Мы с удовольствием воспринимали опыт Китая в области создания ядерного оружия.

Поддерживали их тезис разумной достаточности. СССР же наклепал до 50 тысяч ядерных боеприпасов. Потом только сократили до 11 тысяч, потом 7 тысяч и теперь уже 3 тысячи. Я лично подсчитывал.

Это же колоссальные средства. Когда меня спрашивают, почему СССР рухнул? Да потому, что он кишки надорвал себе на этой гонке вооружений. А мы, идиоты, в нее втянулись.

Китай не пошел по этому пути. Они создали 600 стартов — и хватит. Все равно никто не тронет ядерную державу. Поэтому никто и не трогает Израиль.

Но мы-то надорвали и гражданское производство, благосостояние граждан, село. Мы сами себя сожрали и выбросили на помойку в результате всех этих соглашений о ракетах меньшей и средней дальности. Кому они вообще нужны, если у вас есть арсеналы стратегических наступательных вооружений?

Но зато с того момента и до самого конца существования Советского Союза органы госбезопасности назывались именно так, в полном соответствии со своей задачей — обеспечением безопасности государства, прежде всего политической и контрразведывательной. Неслучайно система персональных званий, установленных для сотрудников этого главка, была совершенно особой: фактически они на две ступени обгоняли армейские звания, поэтому сержант госбезопасности был равен лейтенанту РККА, а майор госбезопасности — полковнику. Хотя в структуру наркомата входила, скажем, и советская милиция, которая до создания союзного наркомата внутренних дел была частью ОГПУ и вместе с ним влилась в новую государственную структуру. Более того, мало кто помнит, что в НКВД того времени входили, например, не только милиция и госбезопасность, но и пограничные, внутренние и конвойные войска, управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений ГУЛАГ и пожарная охрана, но даже такие экзотические для этой структуры подразделения, как главное управление мер и весов и главное управление государственной съемки и картографии! Долго такой многопрофильный наркомат существовать не мог: посторонние функции, как бы ни хотелось иного руководству НКВД, отвлекали от обеспечения госбезопасности. Поэтому 3 февраля 1941 года Совнарком сделал то, что следовало сделать давным-давно: разделил один наркомат на два, выделив самостоятельный Наркомат государственной безопасности. Так впервые в советской истории появилась самостоятельная структура, которая имела в своем названии слова «государственная безопасность» и подчинялась напрямую правительству, а не другому наркомату. Но через два года, когда Красная Армия начала неотвратимое наступление на запад, встал вопрос о том, кто будет обеспечивать госбезопасность на освобожденных территориях СССР и стран Восточной Европы. Он быстро усилил свое министерство, отобрав у МВД пограничников, милицию и внутренние войска. Взамен, правда, пришлось отдать внешнюю разведку: бывшее Первое главное управление вошло в структуру так называемого Комитета информации при Совмине СССР. После ареста Виктора Абакумова в МГБ вернули внешнюю разведку, а смерть Иосифа Сталина привела к появлению последнего суперминистерства внутренних дел и госбезопасности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий