В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест». В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале.
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». МОСКВА, 7 июн — РИА Новости. В Музее Москвы 8 июня откроется выставка "Без берегов, посвященная 65-летию моряка и художника Александра Пономарева, сообщает учреждение культуры. детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. Картины художника Александр Пономарёв. Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах.
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды
Пожаловаться В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом.
Послушать рассказ художника можно в новом выпуске подкаста «С искусством на Т», а в Инженерном корпусе Третьяковской галереи - увидеть макеты работ, о которых шла речь.
Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарёва всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а через 15 лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. По материалам Третьяковской галереи.
Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу. Пронзительные сакральные звуки, которые извлекают ветра Тихого океана из «Карильона Тихого», карильона стихий в бухте Завойко, напоминают обо всех, кто не вернулся из Океана! Александр Пономарёв.
Картины художника Александр Пономарёв
Именно Максим предоставил материалы, которые российская археологическая экспедиция Института востоковедения Российской академии наук в течение пятнадцати лет добывала на плато Гиза: это тексты в гробницах, различные поучения. Данные тексты дали возможность еще раз обернуть петлю времени, петлю уробороса и вспомнить простых людей, которые жили несколько тысяч лет назад. Это удивительно, что через столько лет мы, как они и хотели, вспоминаем их имена, они присутствуют на керамическом панно. То есть корабль времени кружится между солнечным царством и царством ночным: система кровообращения останавливается, а душа продолжает жить. В пресс-релизе указаны три страны: Россия, Новая Зеландия и Египет. Как шло проектирование и производство? Сначала художник придумывает идею, образ, концепцию, потом делается очень много рисунков, описаний, архитектурных чертежей. Из тумана сознания нужно превратить все это хотя бы в какие-то приблизительные конструкции. А для этого нужна большая команда профессионалов. Вместе мы думаем об установке конструкции, ее эксплуатации, надежности, специальных технологиях, находим тех людей, которые помогут это воплотить.
Для меня такой командой стала московская галерея Surface Art Lab. Создание инсталляции действительно велось в трех странах. В Новой Зеландии считали нагрузки на специальных программах, в Египте, в Александрии, изготавливали металлические конструкции по нашим чертежами. В России мы вместе с галереей Surface Lab Art и ее директором Ахметом Кагировым проектировали панно, которое находится в основании: компоновали тексты, делали рисунки, увеличивали до невероятных размеров.
В 2002 году Пономарев с помощью четырех военных судов и дымовых шашек заставил исчезнуть остров Седловатый в Баренцевом море с глаз и карт на полчаса. В 2004-м году художник изготовил инсталляцию «Летучий Голландец» — поднял со дна реки Клязьмы огромный ржавый корабль, подвесил его в воздухе и прикрепил к нему крылья с размахом 9 метров и сконструировал специальное устройство, посредством которого можно управлять этим «воздушным судном». Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале.
Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Александр Пономарев.
Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника.
Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций.
Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога.
Александр Пономарёв — художник проекта. Это его формат и алгоритм реализации художественного замысла, синтезирующего рафинированный стиль рисунка с гигантскими формами объектов и инсталляций с их выразительной материальностью, фактурой и скрежетом механизмов. Дилеммы — где кончается искусство и начинается нечто иное — для Пономарёва не существует.
Всё иное, понимаемое под реальностью, от искусства неотделимо и сопряжено с ним, вписано в его мореходные карты и прочую геолокацию.
Форма поиска
- Агентство городских новостей «Москва» - Фотобанк
- Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
- В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым | АиФ Томск
- Партнеры АПКМ
- В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым
- Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте — РТ на русском
Выберите вариант:
- Александр Пономарев. «Я безумен только в норд-норд-вест» - Третьяковская галерея
- Правила комментирования
- Монологи. Александр Пономарев
- Выберите вариант:
«Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
Известный российский художник, идеолог и комиссар Антарктической биеннале Александр Пономарёв рассказывает «Архсовету» о проекте Инсталляции в Ледяной пещере парка «Зарядье», которую он создал вместе с архитектором Алексеем Козырем. Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года. Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры.
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Картины художника Александр Пономарёв. 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды. Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Издание предназначено для ознакомления с творчеством известного российского художника Александра Пономарева, которого нередко называют «современным маринистом».
Разделы сайта
- Первая Антарктическая биеннале
- Александр Пономарев
- Александр Пономарев. «Я безумен только в норд-норд-вест» - Третьяковская галерея
- Журнал Международная жизнь - Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
- «Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
- Навигация по записям
«Честно рисовал перестроечную вакханалию»: в Казани открылась выставка Наркиса Пономарева
С искусством на Т | Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Переосмысление военно-морской биографии позволило Пономареву вернуться в море уже в качестве художника. |
В Томске состоится встреча с известным российским художником Пономаревым | "Проект основан на перформансе, который художник провел в Арктике и стал в момент его представления так называемым "витрувианским человеком" (рисунок да Винчи и пояснения к нему считаются каноническими пропорциями, а Пономарев в названии своего проекта обыграл. |
Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест" | | Свои работы представит Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. |
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству. Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. В 2014 году Александр Пономарев участвовал в параллельной программе 5-й Биеннале современного искусства в Марракеше, представив публике проект «Голос в пустыне». Александр Пономарев (1957 г.р.) – моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды. «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры.
Адмирал современного искусства: Александр Пономарев в Музее Москвы
Искусство Александра Пономарёва в мировоззренческом плане всегда выходит за рамки. Оно междисциплинарно по определению. Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла. Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала.
Иногда Пономарёв ставит на паузу, погружаясь в нечто созерцательное, в рисование с натуры, воспроизводя особое состояние, близкое поэтической цезуре, имеющей особое значение и смысл в организации общего строя.
Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама. Песок пересыпается примерно 30 минут. Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам.
Ведущая: Елена Минская. Видеооператор: Никита Вертлин.
А я лишил ее этого.
Таким образом я как бы возвратил художникам художническое. Когда эта лодка проделала путь в Северном Ледовитом океане, там остался условный след — я назвал его «Северный путь Леонардо». А потом уже начал строить флот добрых подводных лодок для защиты интересов арт-сообщества. Это же под трибунал можно попасть. Это мальчишки, когда-то из бумаги сделавшие кораблик или самолетик. C ними иногда легче разговаривать, чем с кураторами: потому как деятели искусства — люди снобские, каждый создает свою зону, которую надо огородить. А моряки совсем другие. К тому же когда я затевал свой проект, на дворе стояли 90-е — флот был в плачевном состоянии. Я думал, если у нас нет возможности кому-нибудь пригрозить, то мы их напугаем или обрушим их восприятие. Вот они увидят раскрашенную подводную лодку, обалдеют и скажут: «Ну, русские!
До сих пор балдеют. Кстати, у многих адмиралов, которые уже в отставку ушли, дома висят фотографии моей первой подводной лодки. А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый. Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля. Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется.
Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается. Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное.
Alexander Ponomarev
Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве". Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию.