Леонида отправили на Калининский фронт, где он был зачислен в роту пешей разведки и почти сразу же сумел проявить себя в бою, благодаря чему довольно быстро дослужился до сержанта. В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссёра. Провалив экзамены в ГИТИС, Гайдай успешно поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где и учился с 1949-го по 1955 Леонида ГайдаяРежиссерский путь Леонида Гайдая начался сразу после окончания ВГИКа в 1955 году. Комедии Л – Самые лучшие и интересные новости по теме: Artist, Леонид Гайдай, актер на развлекательном портале В 1956 году вышел первый фильм Гайдая – «Долгий путь».
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Фильмы Леонида Гайдая не просто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда. Лучшие фильмы режиссера Гайдая и факты со съемок РЕН ТВ 30 января 2024. В субботу, 4 февраля весь день в эфире Первого канала фильмы Леонида Гайдая. Леонид Гайдай. Легенды мирового кино. Секреты последнего фильма Гайдая – абсурдистская комедия о русских в США, которую Трамп разрешил снимать в своем казино. – Гайдай приклеил в конце фильма кадры атомного взрыва – тут весь худсовет сошёл с ума, начал кричать: что это такое.
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
В «Деловых людях» усатого тоже можно заметить. Это один из примеров тех картин, которые советские режиссеры снимали с иностранными коллегами. Гайдай снял «За спичками» вместе с финном Ристо Орко. По сути, «За спичками» — всё тот же любимый комедийный Гайдай, но в контексте Финляндии. Это история про то, как в доме героя Ихалайнена закончились спички и теперь он не может сварить себе кофе, любимый финнами напиток. Потом Ихалайнен Евгений Леонов встречает старого приятеля, они вспоминают прошлое, выпивают… В общем, в тихой деревне закручивается история, которую сложно представить себе даже в Москве. Леонид Гайдай на съемках фильма «За спичками» Источник: Kinopisk. Но вряд ли вы почувствуете разницу.
Финны в Петербурге, петербуржцы в Хельсинки — это знакомая история для всех, кто жил в тех краях в Советском Союзе. Сегодня, конечно, такое представить совсем сложно — от этого комедия становится и документом эпохи, правда, немного тоскливым. Но если приглядеться к его юмору, тут он ни сдал ни шагу. Тем не менее «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — работа, раскритикованная за неактуальность и старомодность. Не знаем, насколько вам интересно будет смотреть сегодня этот фильм, но здесь есть над чем подумать. Кроме интересной роли Дмитрия Харатьяна а это, пожалуй, еще не самые звездные годы его карьеры , Гайдай развенчивает стереотипы взаимоотношений между Россией и США. Он высмеивает всё, что может: мафию, КГБ, советскую тиранию.
Эту картину Гайдая называют «последним хлопком» по советской цензуре. Леонид Гайдай, 1992 В начале 90-х Гайдай, которого уже смотрели просто потому, что это Гайдай, показал постсоветскому человеку, что ни в России, ни в США нет идеальной жизни — везде есть своим проблемы. История, которая закручивается вокруг важных переговоров двух держав, напоминает о том, как важно дружить. Конечно, «На Дерибасовской…» — продукт перестройки и эпохи 90-х и действительно может показаться неактуальным. Но значит ли это, что в нынешней эпохе дружить уж совсем невозможно?
Отпала охота сопереживать Иванушке-дурачку с оглоблей-непобедимкой, ни малейшего экстаза не вызывает Ришар. А супергерой 60-х — простак — дурилка картонная — повсеместно уступает экран ироничным профессионалам. Непонятно, чем вообще может рассмешить Гайдай в ту пору, когда запас трюков во всем мире иссяк и эксцентрика окончательно не надоела только французам». В один из моментов съемок Гайдай остановил работу и покинул площадку без причин. Евгений Новицкий, который в серии ЖЗЛ написал книгу о Гайдае, говорил , что если бы о нем появилась монография, то там был бы разбор «двух гениальных коротышек, трех блестящих кинокомедий, двух отличных экранизаций и такого же числа полуудач, неудач и просто никаких фильмов».
По словам Татьяны Беляковской, Гайдаю нравился фильм «На Дерибасовской хорошая погода…»: «Многие не любят этот фильм, а сам Гайдай считал его своей лучшей работой со времен «Бриллиантовой руки». Сценарист Аркадий Инин рассказывал , что в комедию не вкладывалось режиссерской идеи политического противостояния: «Все, что было в Америке хорошо, ему нравилось, и никакой идеологической подоплеки в фильме у него не было: Гайдай не считал, что американские капиталисты — это сволочи или молодцы. Он был человеком неприхотливым в быту и во всем! Это было, что называется, Гайдаю на закуску после «Явы». Жена Нина Гребешкова соглашалась , что Гайдай был абсолютно советским человеком: «Но он ненавидел чиновников, которые глумились над людьми, показывая свою власть. Очень радовался перестройке, но о Горбачеве повторял: «Много говорит — делать надо». И добавлял: «Но он же совсем один». А в 1993-м больной с высокой температурой собрался идти на митинг демократов на Тверскую. Я его, конечно, не пустила. Вместо митинга мы поехали в Кунцевскую больницу, и умер Леня в прямом смысле слова у меня на руках — от тромбоза легких».
Мягков объяснял сложности: «На грим уходило часов по шесть-восемь.
А вот эпизод со скелетом — чистая импровизация. На восьмом дубле Юрий Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями скелета, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным. Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре. Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме. Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник". Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева.
В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне! Не имевшая профессионального опыта Варлей, по мнению режиссера, не справлялась с процессом закадровой записи голоса. Сама Варлей признавалась, что во время премьерного показа "Кавказской пленницы" в Доме кино она была разочарована озвучкой: "Я смотрела на себя на экране, говорящую совсем не юным голосом и поющую чужим, взрослым, с вибрато в припевах, голосом, и мне становилось плохо, потому что я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино". Но не только Варлей сталкивалась с трудностями во время съемок "Кавказской пленницы". Были они и у заядлого трезвенника Георгия Вицина. Дело в том, что за каждый придуманный актерами комедийный трюк Гайдай выдавал гонорар — бутылку шампанского. Все, конечно, очень старались. Юрий Никулин, к примеру, организовал трюк в эпизоде, где его герой лежит под одеялом и запросто чешет пятерней свою пятку: для этого понадобилось спрятать под одеялом человека, страдающего дварфизмом карликовостью. Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию.
В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Георгий Вицин — одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много. Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо! У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария. Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой.
Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке. Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская.
Изначально планировалось, что фильм будет состоять из двух частей — «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие», но в итоге вторая часть сценария была отвергнута. В пятёрку лидеров вошла ещё одна успешная экранизация, осуществлённая Леонидом Гайдаем, — «Не может быть!
Фильм базируется на трёх произведениях Михаила Зощенко — «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадьба». Изначально планировалось, что действие в ленте развернётся в 1970-х, но руководство «Мосфильма» не одобрило такой скачок во времени, побоявшись, что сатира слишком явно укажет на проблемы советской действительности. Тогда Гайдай вернул героев фильма в 1930-е. Изначально режиссёр утвердил Александра Белявского, но позже принял решение, что ярче в этом образе смотрится Арчил Гомиашвили. А вот озвучивал героя Юрий Саранцев — голос самого Гомиашвили можно услышать лишь в нескольких эпизодах.
«Гайдай, дайте огласить весь список!»
Почему фильмы Леонида Гайдая смотрят до сих пор и как он повлиял на кинематограф | С 24 по 30 января иркутский Дом Кино бесплатно покажет работы режиссера Леонида Гайдая. |
Видео: почему комедии Гайдая будут смотреть и через 100 лет | Знаменитости с фото и видео | Леонид гайдай на съемках фильма «Деловые люди». |
В соцсетях выбрали лучшие фильмы Леонида Гайдая | В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. |
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре | Кинотеатр "Гайдай" | Лучший кинотеатр г. Свободный | Афиша на неделю. |
Бриллиантовый режиссер. Невеселые повороты судьбы Леонида Гайдая
Какие фильмы Гайдая запретили и почему режиссера в СССР внесли в черный список? | Подвиг летчика Андрея Зеленко, премьера фильма "12 стульев" Леонида Гайдая, "Уманская резня". |
Леонид Гайдай гений эксцентрической комедии | Русский след | Пройдет он в музыкальном сопровождении оркестра композитора Александра Зацепина, поскольку Леонид Гайдай навеки породнен с музыкой, прозвучавшей в его фильмах. |
100-летие Леонида Гайдая отметит «Мосфильм. Золотая коллекция» 29.01.2023 | Кинотеатр "Гайдай" | Лучший кинотеатр г. Свободный | Афиша на неделю. |
День рождения Леонида Гайдая (30.01.2023) | Смотреть бесплатно видео пользователя Владимир Мошаров в социальной сети Мой Мир. |
Пес Барбос и необычный кросс
- Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
- Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет - МК
- Детство и молодость
- Сын каторжанина
- Читайте также:
- Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
Леонид Гайдай - биография, новости, личная жизнь
Отдельная часть экспозиции посвящена легендарным гайдаевским фильмам – от режиссёрского дебюта фильма "Долгий путь" до последней работы Леонида Гайдая – российско-американской кинокомедии "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Вы вряд ли сможете вспомнить фильма Леонида Гайдая без хотя бы одного кадра с котом: такая небольшая страсть была у режиссера. А с учётом жанрового своеобразия и того факта, что комедии Леонида Иовича разобрали на цитаты, которые превратились в почти что народные поговорки, можно сделать однозначный вывод: фильмы Гайдая — это наше всё! Премьера советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого режиссером Леонидом Гайдаем, состоялась 23 июля 1965 года. В Иркутске на экспозиции, посвященной 100-летию со дня рождения советского кинорежиссера Леонида Гайдая, покажут костюм режиссера.
ГАЙДАЙ ЛЕОНИД
Снялся в 50 фильмах. И «Бриллиантовая рука» среди них — не единственный фильма Гайдая. У Леонида Гайдая есть и малоизвестные работы. Одна из них — драма «Трижды воскресший», вышедшая в 1960 году. Фильм рассказывает о буксирном пароходе «Орленок», который в годы Октябрьской революции перевозил красноармейцев, а в годы Великой Отечественной войны детей и раненых солдат. В нем сыграли многие будущие звезды советского кино, как например Надежда Румянцева, которая чуть позже сыграет главную роль в «Девчатах». Снялся в этом фильме и Алексей Крыченков, родившийся в Верхней Салде в 1942 году. Сыграл десятки ролей в театре и в кино. И между прочим, в «Девчатах» его тоже можно увидеть. Помните самого молодого лесоруба из бригады Ильи Ковригина — того, который кричал «Яичница горит! Его-то как раз и сыграл Крыченков.
Еще одна малоизвестная работа Леонида Гайдая — короткометражная комедия 1958 года «Жених с того света». Это история о бюрократической ошибке, из-за которой живого человека стали считать умершим.
Окончив полковое училище, он отправился сражаться на фронт под Москвой.
Получил орден «За боевые заслуги» и стал командиром отделения. В 1943-м Леонид подорвался на мине: из-за полученной инвалидности его комиссовали в Иркутск. Начало карьеры в кино Дома он отучился на актера в секции при местном театре и начал играть на сцене.
Амбициозный артист вскоре приехал в столицу и начал учиться режиссуре во ВГИКе. Когда он уже заканчивал обучение, дарование приметил режиссер Борис Барнет и дал ему одну из ведущих ролей в комедии «Ляна» 1955 , также юноша практиковался и в постановке картины. С середины 50-х Гайдай трудился как режиссер на «Мосфильме».
Дебютную работу «Долгий путь» он поставил на основе рассказов Владимира Короленко. Его картина «Жених с того света» была сильно цензурирована и обрезана. Не получила признания и киноповесть «Трижды воскресший».
Фильмография Леонида Гайдая Молодой творец тяжело переживал неудачи, провалы подкосили его, он отчаялся и покинул столицу. В Иркутске мужчина однажды наткнулся на фельетон в стихах «Пес Барбос» Степана Олейника и уже в 1961 году выпустил короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс». Воодушевленный фурором этой картины, в 1962 он поставил другой короткий метр — «Самогонщики».
Фотовыставка к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая Фотовыставка к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая Страстной бульвар Пушкинская В 2023 году в России отмечают 100-летний юбилей гениального советского и российского комедиографа Леонида Иовича Гайдая. Иркутска и киноконцерном "Мосфильм" подготовили фотовыставку, которая будет эспонироваться на Страстном бульваре с 26 августа, а её открытие станет центральным событием Ночи кино. Часть уникальных фотоматериалов была предоставлена из личного архива семьи Леонида Гайдая. Отдельная часть экспозиции посвящена легендарным гайдаевским фильмам — от режиссёрского дебюта фильма "Долгий путь" до последней работы Леонида Гайдая — российско-американской кинокомедии "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди".
Кинокартины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» находились на верхние позиции кинопроката, фразы из этих фильмов знают и цитирует многие поколения. Чем известен Леонид Гайдай, что он сделал для кинематографа и при чем тут Сибирь — в материале altapress. Наталья Варлей на съемках фильма "Кавказская пленница" timeallnews. Его фильмы многие годы находились в десятке лучших кинокомедий по опросам зрителей, говорится на сайте leonid-gaidai. Гайдай снимал эксцентрические комедии, для которых было свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом направлении.
По словам кинокритика Валерия Кичина, такие творческие приемы, как захватывающие трюки, жесткий монтаж и темп, делают фильмы Гайдая востребованными до сих пор. Это искусство, которое ведет свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это гэги, это маски, то, чего кино наше сейчас абсолютно лишилось. Тоска по этому приводит сегодня зрителей к фильмам Гайдая, я думаю, они еще долго будут жить", цитирует Кичина radiovesti.
Бои с цензурой и актерской профнепригодностью
- Первый неудачный опыт Леонида Гайдая
- Главные новости
- Почему фильмы Леонида Гайдая смотрят до сих пор и как он повлиял на кинематограф
- Знаменитые фильмы Леонида Гайдая
- Леонид Гайдай гений эксцентрической комедии | Русский след
- Леонид Гайдай: фильмы и сериалы с участием режиссёра — фильмография
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
Как рождались любимые фильмы. Ко дню рождения Леонида Гайдая | Режиссер Леонид Гайдай и актер Борислав Брондуков (справа) во время съемок комедийного фильма «Спортлото-82». |
Мастер комедийной оттепели: в чем особенности авторского стиля в фильмах Леонида Гайдая | Почему Леонид Гайдай был в черном списке советских режиссеров и едва не лишился работы навсегда. |
Жизнь Гайдая была не комедией
Режиссер Леонид Гайдай во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга», 1977 год. Леонид ГАЙДАЙ Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года. Леонида отправили на Калининский фронт, где он был зачислен в роту пешей разведки и почти сразу же сумел проявить себя в бою, благодаря чему довольно быстро дослужился до сержанта.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
Оскорбленный Барбос вырывает из подпольного агрегата змеевик и пускается наутек. Самогонщики бросаются в погоню, которая приводит их прямиком в милицию. Полнометражные фильмы Долгий путь 1956 За попытку убить своего начальника станционный смотритель ссылается в Сибирь. Однажды генерал требует от Кругликова поехать в качестве свата к невесте, оказавшейся возлюбленной подчиненного. В ответ он стреляет в зарвавшегося чиновника и оказывается за решеткой.
Ссыльный живет в глухом сибирском поселении, куда неожиданно привозят партию политических заключенных. В толпе пересыльных герой узнает любимую девушку. У разлученной пары есть несколько минут на свидание. Затем Раю отправляют дальше по этапу.
Трижды воскресший 1960 В строящемся приволжском городке стоит на приколе старенький буксир со славной историей. В гражданскую войну он возит добровольцев бить белогвардейцев. В Великую Отечественную «Орленок» служит для эвакуации раненых и детей. Нынешние комсомольцы используют судно в качестве музея, где ведется вахта, и хранятся добытые экспонаты.
Случайно в городе оказывается комсомольская делегация, доставляющая подарки для строителей гидроэлектростанции. В окрестностях еще отсутствует железнодорожное сообщение, и руководительница заблудившейся группы предлагает местному активу возродить героическое суденышко для путешествия по Волге. Деловые люди 1962 Три не связанные сюжетом новеллы, экранизирующие рассказы О. По пути лошадь одного из компаньонов ломает ногу и приятели скачут вдвоем на оставшейся.
Поняв, что Боливар не выдержит пары наездников, его владелец расправляется со спутником и забирает его долю. Но приступ радикулита не дает воришке завершить кражу. Оба героя оказываются друзьями по несчастью, страдая одним недугом, что становится поводом для дружбы. Но маленький сорванец превращается в настоящий кошмар для похитителей.
Операция «Ы» и другие приключения Шурика 1965 Три самостоятельные новеллы, не связанные сюжетной линией, но объединенные главным персонажем, чудаковатым и находчивым студентом. Он отбывает наказание на стройке, где подрабатывает жертва инцидента. Осужденного назначают в подручные к пострадавшему в драке. Уязвленный нарушитель объявляет войну наставнику, используя строительные материалы и технику.
Но сообразительный противник побеждает злоумышленника и наказывает необычным образом. Он следует за спутницей повсюду и даже попадает к ней домой. Парочка совершенно не замечает окружающих и друг дружку. После экзаменационного испытания они знакомятся официально и пытаются вспомнить, что их связывает.
Но афера срывается по роковой случайности.
Отучившись, молодой человек стал работать по профессии и играл роли на сцене Иркутского драмтеатра. Поначалу это были эпизодические персонажи, но вскоре начинающему актеру предложили сыграть в постановке «Молодая гвардия» по роману А. В постановке Гайдаю досталась роль Ивана Земнухова — одного из ключевых персонажей. Спектакль долго обсуждался в местных газетах, а Леониду стали предлагать все больше интересных образов. Леонид Гайдай Проработав в сибирском театре два года, Гайдай решил отправиться в столицу, чтобы стать студентом театрального института. Во втором учебном заведении парень экзамены провалил, зато ВГИК принял его с распростертыми объятиями.
У Гайдая была привычка — он любил подшучивать над однокурсниками и учителями. Не все понимали юмор, поэтому студента отчислили после первой же сессии. Однако, Леониду удалось восстановиться, и совсем скоро он попал на обучение к Григорию Александров у. Кинематограф Еще в студенческие годы Леонид Иович начал подрабатывать на киностудии: помогал режиссеру, выполнял различные поручения руководства. А в 1955-м в актерской биографии Гайдая произошло яркое событие: ему досталась одна из главных ролей в фильме «Ляна» режиссера Бориса Барнета. Леонид Гайдай в фильме «Ляна» На киностудию «Мосфильм» молодой человек попал благодаря именитому режиссеру Ивану Пырьеву. Там родилась его дебютная картина «Долгий путь», основой для сценария которой стали рассказы В.
Фильм показали Михаилу Ромму, который очень заинтересовался талантом начинающего режиссера. В тот период Ромм добился разрешения открыть на территории «Мосфильма» свою студию, куда он и пригласил работать Гайдая. Было решено снимать комедию, и Леонид немедля приступил к творческому процессу. В 1958 году на экраны вышла комедийная лента «Жених с того света», главных персонажей в которой сыграли Георгий Вицин и Ростислав Плятт. Кадр из фильма Леонида Гайдая «Долгий путь» Картина высмеивала бюрократию, которой обросли советские номенклатурные работники. Это не понравилось «большим людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В итоге из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны.
Как позже вспоминал однокурсник Гайдая — Иван Фролов, режиссер очень переживал случившееся и даже зарекался больше никогда не снимать комедии. Иван Пырьев посоветовал Леониду Иовичу снять что-нибудь патриотическое. Так в 1960 году появилась картина «Трижды воскресший» — экранизация произведения «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Это был настоящий кинематографический провал: зрители и критики приняли картину негативно, и Гайдай вполне мог лишиться профессии. Несмотря на хорошие отношения с директором «Мосфильма» Пырьевым, Леонида практически отстранили от съемок фильмов. После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь. В Иркутске он отдыхал, общался с родственниками и много читал.
Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий. Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Это была короткометражка — лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут. Кадр из фильма «Пес Барбос» Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями — «Самогонщики». Гайдай вновь был и режиссером, и сценаристом картины. Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм». Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей. Он решил снять комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди.
Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переделал сюжет, добавив третий рассказ, в котором вновь появились персонажи его короткометражных фильмов Трус, Балбес и Бывалый.
Харатьян после событий 1991 года впервые оказался в США. В фильме он сам исполнил песню «Хелло, Америка» и удивлялся людям на Брайтон-Бич, которые грызли семечки и матерились по-русски.
Часть съемок проходила в казино «Тадж-Махал», которым владел Дональд Трамп. По воспоминаниям Харатьяна, Трамп сам хотел сняться в фильме, но Гайдай отказал: «Он позволил нашей группе снимать там целых три дня абсолютно бесплатно. Видимо, уже тогда понимал, что надо дружить с нашей страной. В качестве бонуса он попросил Гайдая дать ему эпизодическую роль в нашей ленте.
Леонид Гайдай создавал комедию, но не смеялся на съемочной площадке. Об этом говорила художник по костюмам Татьяна Беляковская, которая работала с ним на двух последних фильмах: «Даже если все вокруг буквально угорали от смеха. Максимум, что он себе позволял, — легкую улыбку, такая жесткая у него была концентрация на работе». В одном из эпизодов два полицейских выгоняют из казино сумасшедшего мужчину, который сломал игровой автомат.
Эту роль исполнил сам Гайдай. Харатьян вспоминал о нем: «Кстати, он был жутко азартным человеком, обожал игровые автоматы — сколько времени и денег просаживал в «одноруком бандите»! Совершенно терял голову». Михаил Вашуков, который сыграл роль одного из агентов КГБ, рассказывал об особенностях съемок: «Однажды во время съемочного перерыва на Старом Арбате мы достали с Бандуриным гармошку и гитару, стали играть куплеты и частушки, и люди набросали нам полный футляр от гитары денег, которые мы потом подарили уборщице.
Она была в восторге». Гайдай любил «На Дерибасовской хорошая погода…», но фильм подвергся критике: «Мы свое отхохотали» Гайдай — один из главных режиссеров в российской истории.
Гребешкова: «У Лени было воспаление легких — они наполнялись жидкостью, ему делали откачку. Я ночевала в больнице.
Раз в три-четыре дня уезжала домой, ночью стирала пижамы — Леня очень потел — и утром ехала к нему. Постепенно он стал поправляться. В один из вечеров 19 ноября. Было шесть часов, а ужин в половине седьмого.
Леня читал газету, потом спрашивает: «Какая у нас почва на даче? А где грядки, — отличная земля». Но в этом году снега не было, они же вымерзнут». Понимаете… ничто не предвещало беды.
И вдруг он закашлялся. А у Лени была аритмия сердечная. И я все время боялась, как бы не случился инфаркт. Я подбежала к нему: «Не напрягайся, откашляйся».
Знаменитые фильмы Леонида Гайдая
Корифей подарил жителям Советов непревзойденные комедийные произведения «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» , «Бриллиантовая рука» и другие. Творения кинохудожника остаются вне времени, их ежегодно пересматривают зрители. По окончании ссылки он не вернулся назад, а устроился работать железнодорожником. Вскоре он воссоединился с возлюбленной и пара сыграла свадьбу. Родились трое детей: сын Александр, дочь Августа и младший ребенок Леонид, родившийся 30 января 1923 года. С появлением младшенького семейство уехало в Читу, а после — в Иркутск, где Леня начал получать школьное образование.
Ребенок тянулся к знаниям, любил чтение, но и похулиганить был не прочь. Участвовал в музыкальном коллективе при местном ДК, играл на балалайке. Когда началась ВОВ, Гайдай заканчивал школу. Юнец рвался защищать Родину, но его пока не брали из-за малых лет. Тогда он начал трудиться разнорабочим в местном драмтеатре, где пересмотрел все постановки.
В 1942-м его призвали в армию. На службе в Монголии солдат заботился об армейских скакунах и объезжал их.
И вот так я снимался полуголым. Впоследствии девушки подходили и говорили: «А вам волосы на груди наклеивали или это ваши?
Была такая шутка», — вспоминал актер. Кстати, в знаменитой сцене с падением Семена Семеновича, поскользнувшегося на арбузной корке, снимался Каневский. Юрий Никулин, хоть и был артистом цирка , никак не мог упасть точно перед стационарной камерой, и его ноги постоянно оказывались за кадром. Гайдай начинал злиться.
И Каневский решил подменить коллегу: надел его брюки и с первого дубля рухнул, как надо и где надо. Так что в этой сцене «нижнюю половину Никулина» играл Каневский. А верхнюю — уже он сам… Ранее 5-tv.
Шедевры Леонида Гайдая являют собой сгусток народной смеховой реакции на окружающий несовершенный мир, на исторические события и персоналии, на бытовые и принципиальные конфликты и коллизии. Эксцентричный юмор Гайдая не так прост, как может показаться неискушённому зрителю. Он носит бурлескный характер: это пародийные, гротескные карикатуры на серьёзные сюжеты и мотивы. А ведь самые известные мировые шедевры, как «Дон Кихот», задуманы и исполнены в жанре пародии.
Как известно, «Дон Кихот» — это пародия на рыцарские романы, чрезвычайно популярные во времена Сервантеса. К примеру, ряд исследователей убедительно показывают, что, скажем, в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай цитирует и пародирует картину Эйзенштейна «Иван Грозный». Об этом свидетельствуют ремарки в режиссёрском сценарии, а также «скопированные» из фильма Эйзенштейна мизансцены и жесты актёров. Неповторимой отличительной чертой режиссёрского почерка Гайдая исследователи называют также и то, что отдельные, не связанные друг с другом трюки, вставные эпизоды, которые могут показаться случайными, играют не меньшую роль, чем основное действие фильма.
Именно они придают комедиям глубину, ненарочитую спонтанность и художественную достоверность. Комедии Гайдая — не просто собрание анекдотов, несуразностей и лицедейских приёмов, которыми нас нередко потчуют нынешние эстрадные «комики». Гайдаевские фильмы наполнены многочисленными смысловыми и культурными пластами и подтекстами, которые не всегда просто обнаружить. К примеру, в фильме «Иван Васильевич…» Жорж Милославский звонит из уличной телефонной будки и называет добавочный номер — «три шестьдесят две», что в 1960-е годы вызывало взрыв хохота в зрительном зале, потому что в то время это была цена бутылки водки.
А цены в магазинах были едиными во всей стране. Нынешняя аудитория может и не отреагировать на подобную шутку, не заметить её. Исследователи культуры и кино продолжают пристально изучать творчество Гайдая, находя в нём всё новые глубины и высоты. Так, искусствовед Е.
Сальникова утверждает, что «смех в фильмах Леонида Гайдая, как и в архаической культуре, является частью стихии жизнеутверждения». По мнению культуролога А. Теперь мы хорошо понимаем, что смех — оружие отнюдь не безопасное. Ныне в эфире даже федеральных телеканалов — тьма дельцов от юмора, их нередко тупые шутки ниже пояса не возвышают, а унижают слушателя и зрителя.
Смех же в исполнении настоящего художника, каким был Гайдай, — это волшебный кристалл, превращающий обыденную реальность в искромётный аттракцион, который не просто развлекает. Бурлескный смех Гайдая развивает, возвышает зрителя, будит его фантазию и мысль. Бесконечно талантливый, светлый и искромётный юмор Леонида Гайдая сопровождает каждого русского человека от школьной доски до самой старости. Его непревзойдённые кинокомедии делают нашу жизнь ярче и веселее.
В 1970-х режиссер снова обратился к литературе, но на этот раз к родной. Так появляется еще один бриллиант в коллекции Леонида Гайдая: знаменитая комедия «12 стульев». Гайдай признан классиком комедийного жанра. Верной музой режиссера стала его жена, Нина Гребешкова. Последними работами великого Леонида Гайдая стали перестроечные картины «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», где главную роль играл Дмитрий Харатьян. Легендарный режиссер являлся весьма консервативен в подборе актерского состава. Большинство артистов снимались у него не один раз. Великий деятель культуры, стоявший у истоков русского кинематографа, Леонид Гайдай скончался 19 ноября 1993 года в городе Москва в результате тромбоэмболии легочной артерии.
Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.