Так 2 февраля воспитанники старшей группы №4 познакомились с диапроектором и просмотрели диафильм "Приключения Незнайки". Сегодня углубимся ещё дальше в наше детство и вспомним такую вещь как диафильмы. Вот именно в 19 веке диафильмы и появились – ближе к концу столетия, вместе с электричеством и фотографией.
Волшебный фонарь нового времени
- Что такое диафильмы времен СССР и всё о них
- Диафильм | это... Что такое Диафильм?
- Практикум «Диафильмы — новое старое искусство», ЦБС Красносельского района
- Диафильмы - главное развлечение детей в СССР: интересные факты о "комиксах" прошлых лет
РЕПРИНТЫ. Переизданные диафильмы на плёнке Кодак
Представьте, практически на каждый день года нам удалось подобрать релевантный диафильм — праздники, дни рождения писателей, поэтов, художников, ученых — все это так или иначе нашло отражение на пленках! Новое виртуальное пространство будет включать в себя более 4500 диафильмов студии «Диафильм», историю студии, интерактивную галерею диапроекторов, оригиналы работ художников. Уникальная коллекция будет собрана для детей, школьников, профессионалов, а также для семейного просмотра. Илья Гавришин: Контент музея рассчитан на посетителей всех возрастов. Для детей в коллекции будет представлено более 400 сказок народов мира и России, действие которых происходит более чем в 90 географических локациях. Их можно будет выбрать, вращая интерактивный глобус. Для школьников — более 700 обучающих и развивающих диафильмов, сделанных по заказу Министерства просвещения СССР, охватывающих более 30 школьных предметов и распределенных по уровням начальной, средней и старшей школы. Кто помогал специалистам РГДБ? Илья Гавришин: Такая широта охвата и глубина изучения вопроса стали возможны благодаря поддержке проекта учредителем — Министерством культуры РФ.
Предметы рядом - для понимания размера. Студия "Диафильм" за все время существования 1935-2009 выпустила около 18 тысяч разных диафильмов. Тут, впрочем, надо как-то учесть, что их специально рисовали поярче, в расчете на последующее искажения при фотопечати. К сожалению, из-за проблем с правами диафильмы так и лежат в музее, сделать с ними что-то затруднительно, да и мало кому нужно. Социального запроса нет, диафильмы ассоциируются не с шикарными иллюстрациями которых никто и не видел , а с устаревшими второстепенными атрибутами: покрасневшие пленки, запах, простыня и колесико. Хотя и здесь есть хорошие новости: порядка ста диафильмов из частных коллекций все же были изданы в книгах, пусть в основном не целиком и абы как. Художники не иллюстрировали эти книги, это все иллюстрации для диафильмов: Упс, только "Чиполлино" Мигунова тут лишний, он как раз не сохранился - для книги отсканировали выцветшую пленку, даже не стали с восстановлением цветом заморачиваться, так и печатают с характерной краснотой.
Кадры любимых диафильмов мы помнили наизусть, но хотелось пересматривать их снова и снова. Немного повзрослев, мы сами устраивали личный домашний «кинотеатр» для родителей и своих друзей.
В какой-то момент в нашей жизни появились компьютеры. Диафильмам стало сложно тягаться с новым ярким мультимедийным цифровым миром и они тихонько ушли в тень — заняли своё место в пыльной коробке на антресолях. Школы и институты остались позади, наши компьютеры становились быстрее. Мы всё больше погружались во взрослый мир и трудовую деятельность. Постепенно привыкали к задачам, трудозатратам, релизам, совещаниям и другим неотъемлемым деталям айтишного ландшафта. В какой-то момент в нашу жизнь вошли и презентации, став привычным элементом нашего корпоративного мира. Я побывал в роли слушателя на многочисленных выступлениях и докладах с презентациями. Немалое количество презентаций я подготовил и провёл самостоятельно. И всё это время меня не оставляло сомнение: что-то мы делаем не так!
Что-то очень простое и понятное, что лежит на поверхности, что нам давно известно, но мы успели основательно позабыть. Как это часто бывает, мимолётное воспоминание в нужный момент поставило всё на свои места. Картина прояснилась, пазл сложился, и в голове вспыхнула простая и ясная мысль: «Презентации — это диафильмы». Вооружившись этим утверждением, я сформулировал несколько несложных правил, которые, как мне кажется, помогут сделать презентации лучше. Спешу поделиться этими правилами с вами. Заставка студии «Диафильм». Большинство диафильмов в нашей стране выпускались студией «Диафильм». Она просуществовала до 1993 года Зачем писать, если можно нарисовать Что из себя представляет классический слайд современной презентации? Текст, много текста.
Если текста нет, то весь слайд занимает какая-нибудь схема со множеством подписанных элементов и связей. А как выглядит обычный кадр старого диафильма? Картинка и небольшой поясняющий текст внизу — белыми буквами на чёрном фоне. По сути там было написано то, что должен читать рассказчик. Для удобства его размещали в нижней части кадра. Целевая аудитория зачастую читать ещё не умела, поэтому он особо не мешал и в общем-то был необязателен. Содержание кадра обычно было понятно и без него. В некоторых диафильмах этого текста вообще не было — они снабжались или специальной книжечкой, или грампластинкой с записанным голосом рассказчика — такой своеобразный аудиогид. Зрители диафильма прежде всего разглядывали картинку — красочную, интересную, оригинальную, со множеством деталей.
Зрители современной презентации вынуждены читать многострочные тексты. Со множеством мелких букв. Причём, читать приходится параллельно с докладчиком. Но зрители читают «про себя», а докладчик вслух. Первое обычно получается быстрее, чем второе: все уже всё прочли и скучают, а докладчик продолжает монотонно излагать пункт за пунктом. Я сам так делал, пока до меня не дошла одна простая истина: читать доклад со слайда — это то же самое, что читать доклад по бумажке — не спортивно. После этого я постоянно и последовательно стараюсь изгнать текст со слайдов своих презентаций. Иногда это получается лучше, иногда хуже. Идеал, к которому я стремлюсь — это слайды в виде картинок.
Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению. Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое диафильм, увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм — это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности. Диафильм — это еще и времяпрепровождение, организованное ручным передвижением кадров, чтением подписей вслух и коллективным рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте.
Диафильмы — неотъемлемая часть советского быта и культуры. Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса. Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это была белая стена или простыня. Диапроектор ФД-2 В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства. А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим просматривать изображения с помощью недорогого оборудования типа «волшебный фонарь» устройство для проекции изображений. Волшебный фонарь Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше кинематографа и даже фотографии.
Говорят и показывают
Сампо-Лопаренок для кубинцев Как сын провинциального священника вошел в историю мировой науки Диафильм прочно обосновался в советском детстве. В интернете можно найти даже такое толкование сна: «Просмотр диафильмов снится к встрече с друзьями детства». Диафильм сама баночка с пленкой стоил от 60 копеек до рубля с небольшим. Для того чтобы показывать кино, требовался большой проектор и большой экран, а диафильм можно было смотреть в домашних условиях, — рассказывает «Известиям» главный хранитель фонда диафильмов Музея кино Ольга Шин. В выворотке белый текст на темном фоне. В Музее кино хранится более 500 эскизов-оригиналов к диафильмам. Почему диафильмы стоили недорого? К слову, со временем пленка портится, цвета тускнеют, но краски эскиза не блекнут, и новый диафильм можно напечатать в любой момент. Студия «Диафильм», 1975 год.
От пленки к книге Работа над каждым кадром занимает немало времени: пленки могут быть серьезно повреждены. Пусть и не за один день, но изображение полностью восстанавливается. Распознавание позволяет искать их не только по автору и названию, но и по отдельным фразам или именам персонажей.
Сейчас на сайте более 1500 диафильмов, а в реестре — 5000 наименований. Каждый день на нашу страницу заходят тысячи пользователей. Он развивает воображение, интерес к обучению и чтению.
Диафильмы — художественные и документальные, развлекательные и обу чающие — они основаны на лучших произведениях мировой литературы и созданы выдающимися художниками. И это отличный повод собраться вместе всей семьей. Получить доступ к ним можно после простой регистрации.
В прошлом году было зафиксировано 149 000 посещений ресурса и более миллиона электронных книговыдач.
Отсюда следовало, что все выстроенные ранее соображения о возможных последствиях удара опираются на такие данные, которые в этом случае неприменимы… Анализируя стиль представления критически важного материала, Комиссия пришла к следующему заключению: «В руководстве администрации могли читать этот PowerPoint-слайд и не осознавать, что он описывает ситуацию, угрожающую жизням людей». Комиссия специально посвятила этому вопросу целую страницу отчёта, остро критикуя сформировавшуюся в Агентстве культуру, которая повсеместно подменила строгий технический анализ поверхностными PowerPoint-презентациями. PowerPoint тут, конечно, не виноват. Всё дело в методах его использования. Мне не удалось вспомнить ни одного диафильма даже учебного , в котором кадр содержал бы какой-нибудь список. Наверняка такие найдутся, но их ничтожно мало.
Я не провожу доклады по проблемам проектирования космических кораблей, но всё же моя главная цель — донести до слушателей информацию. И чтобы она не затерялась в многострочном тексте на экране, я стараюсь соблюдать правило 3. Боливар не выдержит двоих Кстати, насчёт перенасыщения слайдов информацией. В диафильмах строго соблюдался принцип: один кадр — одна идея. Длина диафильмов обычно составляла от 30 до 50 кадров. Этого вполне хватало для того, чтобы последовательно рассказать интересную историю, не перегружая каждый кадр информацией. Теперь в наших презентациях количество слайдов вообще не ограничено.
Нет никакого смысла стремиться впихнуть на слайд максимум информации. Тут я задумался, почему же в моих ранних презентациях этот принцип часто не соблюдался. Всё встало на свои места, когда я вспомнил, как защищал диплом. Тогда уже появились компьютерные проекторы, но они были не так распространены, как сейчас. Поэтому я ещё защищал диплом по старинке — с плакатами, развешанными на стене аудитории. Плакаты я сначала рисовал в одном из первых Corel Draw, а потом распечатывал с файлов в полиграфическом центре. Аудитории были небольшими, а на плакатах надо было разместить схемы, целые системы формул и уравнений, графики, скриншоты разработанного приложения у меня это был эмулятор-тренажёр судна на подводных крыльях.
Всё это было важно для доклада, потому что составляло суть работы и показывало её результаты. Вот и приходилось втискивать в каждый плакат максимум информации. Оттуда, наверное, и пошла у меня привычка перенасыщать слайды. Сейчас я всеми силами стараюсь эту привычку искоренить. Теперь у меня будет дополнительный помощник в продвижении к этой цели — диафильмы, где каждый кадр содержал ровно одну красочную картинку. Но тут главное не переусердствовать. Появление любого нового слайда — это всегда повод задуматься: «А нужен ли он тут вообще?
Если слайд не несёт в себе никакой новой информации, не помогает сделать презентацию лучше, то его можно смело выкидывать. Тут опять на сцену выходят диафильмы, авторы которых умудрялись вместить сюжет огромных приключенческих романов в несколько десятков ярких и насыщенных кадров. Помните эти баночки? Они были жестяными или пластмассовыми. Изображение: Wikimedia Commons Существовал ещё один вид диафильмов — учебные. В основном они создавались для поддержки процесса школьного обучения, хотя иногда можно было встретить диафильмы на очень экзотические темы — обучать можно разному, и везде требуются наглядные методические материалы. Но в большинстве случаев правила организации и оформления информации там были такие же, как и в детских лентах.
Презентация настоящего профессионала Оттуда же, из академического прошлого, со всяких научных конференций пошла и другая моя привычка — излишняя серьёзность в изложении материала. Мне тогда по неопытности казалось, что доклад по теме моей будущей диссертации — не тема для шуток. Зато теперь я понимаю, что даже на какой-нибудь пафосной конференции можно было бы отступить от этого правила. А уж в нынешних презентациях для коллег — тем более не надо изображать из себя «серьёзного суперпрофи».
Развитие воображения, образного и логического мышления, креативности и эмоциональной сферы. Современные мультфильмы чаще всего предлагают детям готовые истории со множеством спецэффектов, не оставляя простора для фантазии. Ребенку легче перейти с диафильма на книгу, чем с мультфильма на книгу, ведь диафильм — это та же книга, но с более крупными иллюстрациями.
Совместный семейный досуг. Просмотр диафильмов — прекрасная возможность провести время с семьей. Можно останавливаться на одном кадре, обсуждать увиденное, придумывать собственный вариант — так ребенок сможет почувствовать себя соавтором сказки. Ребенок приобретет еще один полезный коммуникативный навык — умение слушать.
Вперед в прошлое
- Вперед в прошлое
- История с диафильмом - Православный журнал «Фома»
- Слайды из детства. Где и как посмотреть старые диафильмы
- Кадры из детства: зачем современному ребенку советские диафильмы - | Счастливые родители
РЕПРИНТЫ. Переизданные диафильмы на плёнке Кодак
Диафильм представлял собой 35-мм фотоплёнку с последовательностью кадров размером 18×24 мм, которую просматривали с помощью специального прибора — фильмоскопа. В 1930 году в столице была организована студия «Диафильм», которая стала выпускать сначала черно-белые, а потом и цветные диафильмы. То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов¹².
Почему диафильмы до сих пор актуальны (а не какое-то старьё)
То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов¹². Одноклассники совместно с Госфильмофондом решили воскресить формат диафильмов и дать любимым плёночным историям вторую жизнь. Я сегодня ночью вместо секса объясняла, кто такие пионеры и что такое диафильм». приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм), серия неподвижных чёрно-белых или цветных фотографич. изображений на киноплёнке, объединённых общей темой. В 1993 году студия «Диафильм» перестала выпускать профильную продукцию, и вскоре «слайд-шоу» вышло из употребления, однако интерес к нему полностью не исчез.
В мире диафильмов
Ведь никакой суперсовременный гаджет не заменит того общения и той теплоты, которые дарит чудо под названием «диафильм». Ренессанс «экранного шоу» В Советском Союзе «экранное шоу» было доступным развлечением. Демонстрация сказок и литературных произведений носила образовательно-учебный характер, титры развивали навыки чтения. Диафильмы и диапозитивы широко применялись в учебных заведениях. В настоящее время диафильмы выпускают в России и Венгрии, правда, в нашей стране — это перепечатки старых плёнок и, увы, они более низкого качества, чем оригиналы. К выпуску диапроекторов приступили в Китае, а в Белоруссии производство полуавтоматов «Пеленг-500» даже не прерывалось! Сейчас такой диапроектор «Экран», как у меня, продают в интернете за полторы тысячи рублей Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа.
Негативы были не мои и порезать их на куски не представлялось никакой возможности. В конце концов, мне сделали через знакомых, на одной фирме, как говорят «по блату», несколько кадров. Просить каждый раз, когда тебе необходимо - сами понимаете. Получив тогда, что хотел, потерял к этому интерес. Но, видимо, ничего не бывает просто так. Помогая, как-то, перегонять 35мм документальные киноплёнки на видео, взял с монтажного стола несколько кусков пленки и посмотрел на просвет.
Что такое диафильм? Как устроен диапроектор? Как выглядел весь цикл производства диафильма?
Ни одна страна в мире не могла сравниться с СССР по количеству производимых диафильмов: государство это всячески поддерживало, стоимость и проектора и слайдов была не высокая, поэтому диафильмы стали самой популярной и доступной частью досуга советских граждан. В США и Европе тоже выпускали диафильмы, но интереса у граждан не вызывали. К началу 90-х годов популярность диафильмов пошла на спад и у нас, стала появляться различная видеотехника и к диафильмам потеряли интерес. Но, оказывается, в наше время диафильмы снова обретают популярность. На просторах интернета можно приобрести как советские диафильмы, так и диапроекторы, спрос достаточно большой, благодаря коллекционерам и просто желающим поностальгировать. Стали появляться компании, которые перевыпускают старые диафильмы на новой пленке, картинки очень яркие и красивые. Также в интернете в свободном доступе совершенно бесплатно можно найти оцифрованные советские диафильмы и смотреть их с помощью современных проекторов с флешки. Что касается именно диапроекторов, то сейчас их выпускают в Китае и в России, но советские пленки к ним не подходят, необходимо приобретать диафильмы, которые выпускает эта же компания на специальных картриджах. Они идут еще и с озвучкой. Кстати, психологи отмечают пользу от просмотра диафильмов, они не портят зрение, не вредят психике детей и помогают приобщить их к чтению. Зачем диафильмы в современном мире? Во первых, это интересное и необычное совместное времяпрепровождение с ребенком. Вы создаете атмосферу волшебства и сами ею управляете, диафильмы можно рассматривать не спеша, обсуждать сюжет, объяснить незнакомые слова ребенку. Они развивают воображение, креативность, логическое мышление, память. Малыши учатся читать, развивается грамотность, ребенок учиться выражать свою мысль. Диафильмы могут быть полезны родителям, которые хотят приучить ребенка к чтению, потому что с них ребенку легче перейти на книги, чем с мультфильмов. Мультфильмы — это пассивное времяпрепровождение для ребенка, а вот диафильмы заставляют читать, узнавать новые слова и вместе с родителями разбираться в их значении. Диафильмы это лишь способ разнообразить досуг, это не значит, что нужно отказываться от мультфильмов. Малышам, которые еще не умеют читать, слайды читают взрослые, детки тем временем внимательно следят за сюжетом, фантазируют и додумывают что-то свое.
Экскурсии от местных жителей
- Диафильм — Википедия
- Книга на пленке: как диафильмы снова входят в моду | Статьи | Известия
- От мракобесия до советской пропаганды: история диафильма
- Консультация для родителей «Что такое диафильм?»
- диафильм — Викисловарь
- Как это работает?
Каталог Студия Диафильм
Типичный диафильм состоял из 30-40 слайдов с подписями. По-научному слайды называются «диапозитивами», отсюда и слово «диафильм», где греческая приставка «диа-» означает «через, сквозь», а фильм он и в Африке фильм. Сегодня диафильмы стали музейной редкостью и предметом интереса коллекционеров, наряду с грампластинками и катушечными магнитофонами.
Диафильм — что это такое? Определение, значение, перевод Диафильм это набор слайдов на прозрачной плёнке, который в XX веке заменял собой презентацию PowerPoint. Плёнка вставлялась в специальный прибор с лампой, а изображения со слайдов проецировались на белый экран на стене.
Титры крупным шрифтом в помощь тем, кто учится читать. Но самое ценное, конечно, время, что дети и родители могут провести вместе. Есть сайты, где оцифрованные пленки представлены в большом ассортименте. Выбираешь полноэкранный режим — и смотришь. Да еще с озвучкой… — По объему информации это, конечно, то же самое. Но нет волшебства, атмосферы и, главное, общения. К слову, психологи, которые также среди постоянных покупателей диафильмов, нередко выбирают пленки вовсе без титров выпускались с синхронизированными грампластинками. Объясняют, что так дети смогут придумывать свои истории, развивать воображение… Сам же Владимир тоже попал под магию «волшебного фонаря» еще в детстве, а во второй раз лет 7 назад, когда вспомнил, как сильно ему нравился диафильм «На ладьях в тридевятое царство». Искал больше года и за это время приобрел около 500 других пленок и фильмоскоп. А потом более мощный диапроектор, уже для дочери, которая захотела подготовить несколько презентаций на уроки по истории и географии с наборами старых слайдов… Всего в коллекции минчанина уже около 30 таких приборов. И заканчивая профессиональным «Пеленгом» производства рогачевского завода «Диапроектор». И то, что здесь, как и на всех подобных заводах, будет закрытое и открытое производство, предполагалось изначально. Предназначался для демонстрации слайдов даже в незатемненных аудиториях.
Стоимость советского диафильма, традиционно продававшегося без фонограммы, в 1970—1980-е годы составляла 30 копеек за цветной и 20 копеек за чёрно-белый варианты. Большинство зарубежных диафильмов в обязательном порядке снабжалось звуком на грампластинке, а позднее — на компакт-кассете. Такая фонограмма содержала низкочастотные сигналы в местах смены кадра, запускавшие механизм протяжки автоматических фильмоскопов. В СССР технология синхронизации показа и звукового сопровождения так и не была освоена, поэтому лишь единичные фильмы комплектовались грампластинками. При этом смена кадров диафильма производилась вручную, а звукоряд составлялся так, чтобы точная синхронизация не требовалась. Кроме промышленного производства диафильмов было доступно их самостоятельное изготовление при помощи полуформатных фотоаппаратов , размер кадрового окна которых совпадает с форматом диафильмов [4]. При этом использовались обращаемые цветные или чёрно-белые фотоплёнки. В этом случае делались репродукции рисунков, снабжённых подписями, или прямая съёмка сюжетов по готовому сценарию. В последнем случае диафильм получался без титров.
Значение слова «диафильм»
По-научному слайды называются «диапозитивами», отсюда и слово «диафильм», где греческая приставка «диа-» означает «через, сквозь», а фильм он и в Африке фильм. Сегодня диафильмы стали музейной редкостью и предметом интереса коллекционеров, наряду с грампластинками и катушечными магнитофонами.
Если в дореволюционной России такие проекторы использовались с развлекательной и образовательной целью, то после революции диапроектор служил еще и формой агитации и пропаганды, которую можно было распространять в отдаленных уголках Советского союза. В 1930 году в Москве образовалась студия «Диафильм», и началось массовое производство советских диафильмов. Выпускали сказки народов мира, стихи, рассказы для детей, диафильмы по мотивам мультфильмов и кино и образовательные слайды. Популярность диафильмы получили только в 70-х годах, когда появились компактные модели диапроекторов для дома, таких как «Светлячок», «Сказка», «Экран».
Они были доступны для покупки и стали своеобразной альтернативой телевизору. В качестве авторов в студии «Диафильм» работали самые лучшие писатели советской литературы: Алексей Толстой, Самуил Маршак, Корней Чуковский и другие. А любимые произведения авторов превращались в яркие и красивые иллюстрации благодаря известным советским художникам и карикатуристам. На самом деле, создание слайдов к диафильму это непростая работа и отдельный вид искусства. Художнику необходимо было уместить весь сюжет сказки или рассказа на 30—40 слайдов, иллюстрации должны быть последовательными, яркими и привлекающими внимание. Каждый рисунок должен рассказывать о героях произведения не меньше, чем текст на слайде.
Студия «Диафильм» выпускала около 400 произведений на пленке в год, часто одно и то же произведение выпускалось несколько раз, но с иллюстрациями разных художников. Особое внимание хочется уделить иллюстраторам, которые трудились над рисунками для диафильмов. На мой взгляд, именно советские иллюстрации самые добрые и светлые, дарят чувство теплоты и полностью погружают в сказочную атмосферу. Петр Петрович Репкин известный художник-постановщик мультфильмов, а также иллюстратор к таким диафильмам, как «Рики-Тики-Тави», «Зайка-зазнайка», «Два жадных медвежонка». На его счету порядка 200 диафильмов, а его лесные звери самые узнаваемые и милые сердцу, каждый со своим характером и настроением. Самый известный диафильм, который проиллюстрировал Сутеев — «Приключения Пифа» по произведению Григория Остера.
Анатолий Савченко часто работал в паре с иллюстратором Борисом Степанцевым, известные диафильмы в их исполнении — «Малыш и Карлсон», «Маленькая баба Яга», «Телефон». Образ Буратино, героя сказки А. Толстого для диафильма, придумал художник Леонид Владимирский.
Дарья Киселёва, сотрудник музея «Невская застава»: "Мы посчитали, что диафильм , можно назвать предтече кинематографа. Это - часть истории развития нашего кинематографа.
И попробовать показать детям, что такой медиаформат, может быть интересен и сегодня, потому что, с сегодняшним разнообразием различной продукции: и дисков, и флэшек, и прочих носителей, уже забываются вот такие вещи". Чтобы посетители смогли полностью погрузиться в сказочную атмосферу прошлого, организаторы подготовили небольшую выставку фильмоскопов. Вот, этот, например, здесь самый древний экспонат — он был выпущен в 50-е годы 20-го века с очень хорошей оптикой. А этот аппарат считается самым массовым. Широкое распространение он получил благодаря своей цене.
Такой диапроектор стоил всего 2 рубля, 50 копеек. И был практически в каждой советской семье. Раиса Шляхова, сотрудник Центральной районной библиотеки им. Соболева: "Всё - действующее, все можно потрогать, включить, посмотреть. Здесь богатое поле для фантазии, и сами диафильмы - они часто снимались по книгам, то есть иллюстраторы книжные работали над диафильмами, там были титры и очень связаны они с книгой.
Мы представляем так же книжную коллекцию, по которым были сняты диафильмы".
Да еще с озвучкой… — По объему информации это, конечно, то же самое. Но нет волшебства, атмосферы и, главное, общения.
К слову, психологи, которые также среди постоянных покупателей диафильмов, нередко выбирают пленки вовсе без титров выпускались с синхронизированными грампластинками. Объясняют, что так дети смогут придумывать свои истории, развивать воображение… Сам же Владимир тоже попал под магию «волшебного фонаря» еще в детстве, а во второй раз лет 7 назад, когда вспомнил, как сильно ему нравился диафильм «На ладьях в тридевятое царство». Искал больше года и за это время приобрел около 500 других пленок и фильмоскоп.
А потом более мощный диапроектор, уже для дочери, которая захотела подготовить несколько презентаций на уроки по истории и географии с наборами старых слайдов… Всего в коллекции минчанина уже около 30 таких приборов. И заканчивая профессиональным «Пеленгом» производства рогачевского завода «Диапроектор». И то, что здесь, как и на всех подобных заводах, будет закрытое и открытое производство, предполагалось изначально.
Предназначался для демонстрации слайдов даже в незатемненных аудиториях. А вот с линзами была проблема. Сначала кустарным способом.
Тогда я, в то время главный технолог, предложил обрабатывать «асферику» на станках с программным управлением. И требования по качеству к ней предъявлялись такие же.
Каталог Студия Диафильм
Звуковые диафильмы представляют собой комплект, состоящий из цветной или черно-белой копии диафильма и звукового сопровождения, записанного на грампластинку или магнитную ленту. То же название «Диафильм» носила студия, основанная в Москве в 1930 году и занимавшаяся созданием и тиражированием таких фильмов¹². В 1993 году студия «Диафильм» перестала выпускать профильную продукцию, и вскоре «слайд-шоу» вышло из употребления, однако интерес к нему полностью не исчез.