Новости декабрь святки

В Нижнем Новгороде праздновали святки на территории музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор». В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12. Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». Он совпадает со Святками — первыми 12 днями после Рождества Христова [3].

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

Главная» Новости» Святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося на 7 января запятые в предложениях. ИА AmurMedia со ссылкой на (18+) рассказывает, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения. У православных христиан 7 января начались Рождественские святки. С первой звезды в канун Рождества Христова и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. Главная» Новости региона» У православных начались 12 дней Святок.

Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника

Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день 14 января , названный так в память о святом Василии Великом. Церковные правила «Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные», — говорится в книге священника Григория Дьяченко « Праздничный отдых христианина » 1900. Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы». Святочные гуляния Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу.

Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».

Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости. Если к вам пришли колядовать или щедровать, обязательно пустите ряженых на порог, угостите чем-то вкусным можно конфетами и мандаринами и если есть возможность, дайте немного денег. Гадания на святки Еще один сохранившийся со времен дохристианской Руси обычай - это гадать на святки. Святочные дни считались наиболее благоприятным для гадания временем, поскольку стиралась граница между миром реальным и потусторонним, то есть можно было просить помощь у духов, чтобы узнать свою судьбу. В основном гадали на то, будет ли хорошим будущий урожай, ожидает ли человека долгая жизнь или смерть, а также на суженого - будущего мужа. Церковь считает гадания грехом.

Скупым доставались другие обещания. Их пугали неурожаем, нищетой, болезнями.

Иногда в колядках звучали и откровенные угрозы. Что нужно сделать в Рождественские святки Фото: Екатерина Иванова. RU Наши предки считали, что Рождественские святки могут круто изменить жизнь. Разумеется, если все сделать правильно. Поскольку святки начинаются сразу после сочельника, одним из главных блюд считалась кутья, которую ели после появления первой звезды. Это служило залогом счастливой и безбедной жизни весь следующий год. В святки было принято делать обереги, которые должны были защитить семью от злых духов и земных врагов. От темной силы также спасались крестиками, которые рисовали на окнах или дверях углем. Сны в Рождественские святки считались вещими. Поэтому их старались запомнить, но не спешили рассказывать, иначе могут не сбыться.

В старину 14 января в избы и дома заходили посевальщики. Им полагалось разбросать зерно по дому, а хозяевам — собрать все до крупинки и весной посадить в землю. Наши предки считали, что после этого урожай будет очень хорошим. На Руси во время Рождественских святок гадали и снимали порчу. После этого можно было рассчитывать на хорошую и спокойную жизнь. Считалось, что в период Рождественских святок можно избавиться от болезни и вылечить близких людей.

В стакан с водой опустить золотое кольцо, поставить на ночь на мороз балкон или морозильная камера в холодильнике тоже подойдут. Если на замерзшей воде появились бугорки, значит, у вас будут мальчики, а если ямки, то девочки. На зеркалах Лучше проводить гадание в полночь. Стол накрыть чистой белой или черной скатертью.

Два зеркала, большое и маленькое, нужно расположить напротив. По бокам зажечь две свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах, и появился зеркальный «коридор». Далее произнести: «Суженый мой, ряженый, покажись мне». Увидев символ или лицо, надо быстро сказать: «Чур, сего места! На горящей бумаге Напишите имя любимого человека на бумажке, загадайте желание, связанное с ним. Затем положите ее на блюдце и подожгите. Если бумага сгорит до конца, желание сбудется. По тени Придумать вопрос и сосредоточиться на нем.

Православные отмечают Святки

Русские красавицы не могли отказать себе в удовольствии ворожить и загадывать желания в ночь на Рождество. Ведь считалось, что именно в эти волшебные дни можно приоткрыть завесу будущего и узнать имя, возраст и социальный статус суженого. Завершались Святки приготовлениями к Крещению — во льду водоема делали прорубь в виде креста и декорировали ее узорами, высеченными на льду. Народные приметы и поверья Хмурое небо и снегопад на Крещение говорит, что урожай будет богатым. Ясная погода предвещает обратное. Если каша, сваренная в канун Старого Нового года, удалась, семью ждут удача и достаток. Обилие звезд в ночь с 13 на 14 января — предвестник изобильного года. Незамужним девушкам и парням запрещается сидеть на углу во время праздничных застолий — иначе им никогда не вступить в брак.

Если в Сочельник идет снег — быть хорошему урожаю.

Молодые люди познакомились с исконно русскими обрядами проведения святочных недель. Приняли участие в старинных народных играх, исполнили колядки. Самые смелые участники праздника погадали на исполнение заветного желания.

Гадали в основном на подручных материалах — блюдах, свечах, зеркалах и поленьях. Гадание на полене на суженого. В темноте или спиной к дровенику гадающие, обычно девушки, брали полено наугад.

Гладкое полено означало, что муж попадается хороший, бревно с трещинами сулило сердитого супруга, полено с множество сучков — дурного избранника. Подблюдное гадание на будущее. Гадающие складывали в блюдо украшения, а затем накрывали его полотенцем.

Блюдо с предметами нужно было трясти под песенки-наговоры, в которых говорилось и о любви, и о надвигающихся бедах, и о деньгах. Когда песенка останавливалась, из блюда наугад доставали один предмет. Хозяину этой вещи и сулили то, о чем говорилось в песне.

Чего нельзя делать на Святки Хоть Святки и считаются днями разгула и веселья, определенных правил и даже запретов стоит придерживаться, чтобы не навлечь на себя беду. Вот что не советуют делать в святочные дни: Заключать брак. Есть народная примета, что союз, заключенный в святочные дни, в итоге окажется неудачным.

У православных тоже есть запрет на венчание в дни Святок — церковь даже может отказать венчающимся в проведении обряда. Гневаться и сквернословить.

В православном христианстве на время святок выпадает три важных праздника: Рождество, Обрезание Господне и Крещение. Каждый из них предписывает соблюдение определенных правил, в том числе посещение церкви и вознесение молитв за родных и близких. Традиция колядовать и щедровать на Святки тоже сохранилась. Колядуют обычно на Рождество, славя младенца Иисуса, а щедруют на Старый Новый год, то есть 13 января, с пожеланиями благополучия и радости. Если к вам пришли колядовать или щедровать, обязательно пустите ряженых на порог, угостите чем-то вкусным можно конфетами и мандаринами и если есть возможность, дайте немного денег. Гадания на святки Еще один сохранившийся со времен дохристианской Руси обычай - это гадать на святки.

Святочные дни считались наиболее благоприятным для гадания временем, поскольку стиралась граница между миром реальным и потусторонним, то есть можно было просить помощь у духов, чтобы узнать свою судьбу.

Святки на приходах Королёвского благочиния

Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала - Новости «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного.
24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки Святки празднуют с 6 по 18 января 2023 года.
Как на Руси отмечали святки — 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения -Новости Сургута 12 дней святок символизировали 12 месяцев года.

Популярное

  • Русский союз - Новость: Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
  • Святки: история и традиции праздника
  • А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки
  • Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса январь 2023

Святки в русской деревне XIII–XVIII веков

Святки в 2024 году — когда отмечают, история, традиции. Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. 6 светлых — светлое полуколо года. Православная церковь 25 декабря чтит память святого Спиридона-Тримифунтского, который жил в 3–4 веке на Кипре. Время от Святок до масленицы считается лучшим для заключения браков», – записывает Елена Резанова.

А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки

Издревле Христиане празднуют рождение Иисуса в течение двух недель, однако отношение религии к святкам остается неоднозначным из-за языческих традиций их празднования, укоренившихся в народе. На Руси в святочное время молодые люди собирались в компании, переодевались в зверей и мифических персонажей и шли колядовать по деревне. Заходя в каждый дом, где горел свет, они пели песни, кричалки, прославляя хозяев, и просили после этого угощений. Согласно другому святочному обычаю люди собирались всей семьей по вечерам, звали гостей и принимались рассказывать сказки да загадывать загадки.

Приглашаем вас 8 декабря 2022 г. Святки — самое мистическое время в году, знаменующее собой переход от старого года к новому, олицетворяющее древнюю идею торжества света над тьмой, добра над злом.

На семинаре мы раскроем смысл событий святочного периода, поговорим об его тайнах, о содержании и значении проводимых обрядов, об особенностях святочного поведения, а также о праздничной кухне в период зимних праздников.

Журналисты разобрались, как отмечали Святки и что это за праздник. Также сообщается, какие процессы в эти дни можно и нельзя делать. Что это за праздник и как Святки отмечают?

Дело в том, что Святки продолжаются не один день. Со старославянского название праздника переводится как святые или праздничные дни. Церковь еще с давних времен начала праздновать Святки. Праздник длился несколько дней начиная от появления «первой звезды» в канун Рождества и до Крещенского освящения воды.

Соответственно, начинались Святки 6 января, а завершались перед Крещением, то есть 18 января.

Это поясняет портал boooh. Святки начинаются 6 января в канун Рождества, на Коляду, с момента восхождения на небе первой звезды и заканчиваются 18 января в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды.

Исторические факты Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок.

Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» — традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение.

Близкие понятия

  • Читайте также:
  • Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово
  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • 12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций

24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки

Как на Руси отмечали святки — 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова.
Святки-колядки. Тематический день в Чеховке 14 января в библиотеке-филиале № 12 имени А. П. Чехова прошел тематический день «Колядки матушки-зимы».
Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний Существуют разная информация: по одной из версий святки длятся с 6-17 января, по другой Святки проходят во время от Рождества до Крещения (12 дней после Рождества).
Святки: необычные традиции 12 дней с Рождества до Крещения Православная церковь 25 декабря чтит память святого Спиридона-Тримифунтского, который жил в 3–4 веке на Кипре.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

читайте на ФедералПресс. Начинались святки с Николина дня 19 декабря и завершались Крещением 19 января. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. Святки – 12 январских дней от Рождества до Крещения – особое время в церковном календаре.

А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки

Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда содержащие мясо и яйца. Рождество 13 января. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы — дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать колядовать.

Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей.

Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне.

Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование.

При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями.

Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов.

Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу.

Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями.

Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы.

В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию.

Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.

Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями.

Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали.

Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг.

В световом "коридоре" в зеркале должен был показаться суженый. Гадать таким образом решались не все, потому что считали зеркало порталом в потусторонний мир, из которого в мир земной могли якобы прийти злые духи. Кельты или Николай I: откуда взялась елка Еще одна традиция, еще более распространенная чем гадания - украшать елки. По одной из версий, ввел ее Николай I.

По другой версии, прийти она могла от кельтов еще до принятия христианства. Кельты высоко ценили вечнозеленые деревья и верили в их жизненную силу. Потому в самую длинную ночь в году - 22 декабря - люди ходили в лес и наряжали самую большую ель, чтобы задобрить духов леса, а летом получить хороший урожай. Наряжали елки яблоками, орешками и свечками.

Потом елку стали украшать игрушками и гирляндами. Кстати, раньше в Туле елки покупали в кофейнях и кондитерских, потому что продавались они только там. Самым главным во время праздников считались подарки. В 19 веке добрые слова туляки записывали вот на таких открытках: Иисус и Ирод - "в одном лице" Неотъемлемой частью Святок был кукольный театр.

На вертепе сверху представляли божественных персонажей - Иисуса и волхвов, а снизу - царство Ирода. Управляли ими один единственный кукловод. Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями. Все это сопровождалось музыкой.

Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы.

Фактически существует 4 точки зрения на продолжительность Святок: I. Часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет.

В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12.

Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?

Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул.

А в конце всего мероприятия гости могли загадать желание с валенком в руках. Прошептать в него своё желание - и оно непременно сбудется. Татьяна Зубрий, гость музея: «Очень душевная атмосфера, я много лет живу в городе, но сама родом из деревни. Здесь очень теплая атмосфера, напоминающая ту атмосферу, что окружала меня в детстве». Такие необычные интерактивные экскурсии проходят в Семёнове в «Доме Семёна-ложкаря» каждый день, а в Святки и накануне Рождества они обретают особенное настроение.

Чтобы добрые улыбки, Смех, веселье были в нем! Святки — особый праздник для всех православных верующих. Эти две праздничные недели — время для радости, веселья и отдыха.

В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий