Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Вот несколько. Павел Бажов в молодости, фото 1911 г.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
В 1933 году по ложному доносу Бажов исключен из партии. Семья Бажовых живёт очень бедно, спасаясь натуральным хозяйством. В самые трудные дни жена Бажова вынуждена обменять на муку обручальные кольца. Супруги Бажовы прожили вместе душа в душу 40 лет. Валентина Александровна в свою очередь говорила что любила мужа в последний день его жизни так же сильно, как в день свадьбы.
Родители Бажова Павла Петровича. Семья п. Бажов биография для детей 4 класса. Павел Петрович Бажов образование. ФИО Бажова. Павел Петрович Бажов презентация.
П П Бажов автобиография. Жизнь и творчество п п Бажова. Бажов интересные факты из жизни и творчества. Интересные факты о жизни и творчестве Бажова. Где жил Бажов писатель. Бажов биография Малахитовая шкатулка. Малахитовая шкатулка интересные факты. Факты о Малахитовой шкатулке. Сообщение про Павла Бажова. Бажов презентация.
Бажов дом на улице Чапаева. Бажов в доме на улице Чапаева сад. Дом писателя п. Музей п. Музей Бажова Екатеринбург. Мемориальный дом-музей п. Место рождения Бажова. П П Бажов и его сказы. Знаменитые люди Урала Павел Петрович Бажов проект 3 класс. Семья Павла Петровича Бажова.
П П Бажов семья. Павел Петрович Бажов родители. Край Павла Петровича Бажова. Павел Петрович Бажов детство. Бажов Петр Петрович презентация 5 класс. Сообщение про п п Бажова. Краткая биография Бажова 5. П Бажов годы жизни. Сообщение о Павле Бажове. Доклад про Бажова.
Сообщение сказы Бажова. Доклад п п Бажов. Мать Бажова Павла Петровича. Биография Бажова родители. Павел Бажов отец. Бажов Павел Петрович биография кратко. Бажов Павел Петрович биография для детей. Краткая биография п Бажова. Сообщение о Бажове 4 класс краткое биография. Небольшая биография Бажова.
Биография п Бажова.
Этот мужчина нес собственное высокое звание депутата с достоинством и честью. Исключение из партии Впервые Павла Бажова исключили из партии в 1933 году. Через несколько месяцев данное исключение было заменено строгим выговором, который сняли с уже известного на то время писателя только в 1940 году. Причиной тому была несвоевременная выдача Бажову партийного билета в революционные времена. Второе исключение Павла Петровича Бажова из партии приходилось на 1937 год, это произошло из-за доноса М.
Причиной в этот раз стала документальная книга «Формирование на ходу», написанная этим писателем. Последние годы жизни В 1949 году писатель Бажов праздновал своё 70-летие. В этот торжественный день собралось очень много людей. Там присутствовали не только родственники и близкие друзья писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко оценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилейный вечер этого писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов тогда сильно удивился и растрогался таким почтением людей к его творчеству.
Он искренне был рад принять поздравления и подарки от всех, кто пришёл его поздравить в этот праздничный день. К большому сожалению, в следующем году писатель умер. Учреждение премии имени Павла Бажова В 1999 году впервые была учреждена премия имени Павла Бажова, которую вручали авторам, писавшим произведения на уральскую тематику. Среди получивших данную премию был и писатель Алексей Иванов с его шокирующей публику и нашумевшей книгой «Ебург». Семья После того как Павел Петрович приобрел работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек.
Несмотря на бедность родительской семьи, сумел получить в Екатеринбурге духовное образование.
Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Бажов очень любил детей. В этом браке у Ариадны и Тимура родился сын, назвали которого Егор. Он стал затем важным политическим деятелем.
Творчество
- 12 интересных фактов из жизни Бажова: удивительные истории о писателе и его творчестве
- Бажов в деталях
- Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
- К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
- Интересные факты о Павле Петровиче Бажове
Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?
Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей. Интересный факт 2017-05-26 07:47:14. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Интересные факты о Павле Петровиче Бажове.
Интересные факты о Бажове
В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник». Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник».
Бажов в деталях
Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов.
Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации.
В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал.
Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т.
Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина».
Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован.
Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным.
Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией.
Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга.
В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел.
Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву. Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар? И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля.
Его пугало то, что придётся уехать в Пермь, оторвавшись на большее расстояние от родных. Склонности к духовной деятельности он также не чувствовал. Павел больше разделял революционные взгляды, поэтому решил на этом остановить своё образование.
В пору своего студенчества он читал запрещённую революционную литературу, интересовался философией и трудами Дарвина. Это определило его дальнейшую судьбу. Преподавательская деятельность Попробовав поступить в светский университет, потерпел крах. Это подвигло Павла заняться преподаванием. Фактором, повлиявшим на это решение, была мать, потерявшая зрение и оставшаяся одна после смерти отца. Ей требовалась помощь, в том числе и финансовая поддержка. Павел Бажов на фото стоит слева с коллегами-педагогами Сначала молодой человек занялся репетиторством. Его заработок формировался и с написания статей в газеты. Впоследствии этот человек проработал учителем в общей сложности около 20 лет. Путь преподавателя родного языка был начат в деревне Шайдуриха, что находилась недалеко то города Невьянска.
Затем трудился в духовном училище Камышлова, а впоследствии занимался в епархиальном учебном заведении для девочек, находящимся в Екатеринбурге. Как учитель был внимательным и добрым, это способствовало обожанию его учениц. Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учащихся. На протяжении этого времени Бажов не прекращал собирательство уральских оборотов речи, цитат, загадок, фольклора и сказов. Отправляя учеников на летние каникулы, им давалось задание узнавать и записывать всё, что с этим связанно. Всю информацию учитель тщательно фиксировал. Впоследствии, став одним из известнейших фольклористов своего времени, он провёл огромную работу на этом поприще, самостоятельно выискивая интересные слова, пословицы и поговорки. Собранные и использование в произведениях диалектические обороты можно найти только в современных словарях. Революция в России и ее отражение в жизни писателя Будучи заядлым революционером, Бажов состоял в партии эсеров. После переворота ему предложили пост председателя комиссариата посещения.
Порядочность, энергичность и забота о людях — качества, быстро толкавшие карьеру в гору. Вскоре он стал работать в исполнительном комитете. Спустя некоторое время трудился литературным редактором газет «Известия» и «Советская власть». Творчество П. Бажова В 20-х годах прошлого XIX в. В большом городе Бажов работал в местах печатных изданиях. Спустя 4 года Бажов выпустил свой первый сборник, он оказался очень популярным среди читателей.
Духовная полоса учеба в семинарии , полоса гражданской войны, крах с книгой о строительстве Бумкомбината, работа советским цензором… Уже в новом веке, к очередному юбилею писателя в Екатеринбурге был снят телефильм, авторы которого утверждают, что в 1930-е годы Бажов попал в опалу только из-за доносов одного свердловского «писателя», который мстил Павлу Петровичу из идейных побуждений. На самом деле, это далеко не соответствует действительности. Той сложной, драматической действительности. Итак, пройдемся по тайным бажовским полосам… «... Приехали на старый вокзал в Пермь. Стрельба со всех сторон. Мы окружены. Выскочил на обледенелую площадку. Меня кто-то прикладом. Темно, не разбираю, где я, нащупал бутылочную бомбу. Повели нас на Ленскую улицу... Событие быстро получило тогда название «пермская катастрофа». Бажов попал в переделку, будучи редактором красноармейской «Окопной правды». Но на рассвете следующего дня ему чудом удалось бежать, когда из тюрьмы повели «в расход» очередную группу пленных. Об этом неизвестном «визите» писателя в Пермь, а также о некоторых других замалчивавшихся ранее фактах из биографии писателя я попросил рассказать многолетнего члена ученого совета Екатеринбургского мемориального дома-музея П. Бажова Нину Викторовну Кузнецову. Она всю жизнь посвятила изучению творчества Павла Петровича. А впервые встретилась с ним в июле 1947 года, еще в студенчестве, когда писала диплом. Свою первую бажовскую работу. Так что интересно: самые «темные», самые драматичные полосы связаны именно с Пермью. Посмотрите сами. И «полоса» гражданской войны для писателя рухнула из-за репрессий в период «культа личности». Дом-музей П. Бажова в Екатеринбурге Духовная «полоса» Действительно, почти не исследованной остается «духовная полоса» жизни знаменитого сказителя. Объяснение можно найти простое: в зрелые годы его пугала семинария... Уже в юности наш бурсак тянулся к литературному труду. Чем он занимался в те годы? Как он сам позже вспоминал, - «мелким репортажем в пермских газетах, корректурой». Жилось семинаристу непросто, он вынужден был прирабатывать. Позднее появится «Чипонев», что означало: «читатель поневоле», так он подписывался чаще всего под библиографическими заметками... Кузнецова справедливо ожидала от пермских краеведов продолжения исследования. Мне также было известно несколько бажовских псевдонимов: П. Деревенский, П. Осинцев по девичьей фамилии своей матери , Днев, Огнев. Иногда он подписывался инициалами: П. Егор Колдунков - с таким псевдонимом-синонимом вышла его ранняя повесть «Зеленая кобылка». Конечно, это еще не все, изучение газетных публикаций Бажова нужно продолжить. Что касается неиспользованности темы религии, то в этом моя собеседница и права, и нет. Мало кто знает, что Бажовым был, например, записана полубыль-полулегенда про «водолазов». Очень страшная «сказочка»... Прочитать ее можно на сайте «Ураловед». Водолазами называли священников, которых взбунтовавшиеся уральские крестьяне например, в ходе «картофельных бунтов» протаскивали за волосы подо льдом замерзшей реки, или окунали в колодец, добиваясь от них правды. А правда нужна была такая: где та царская бумага с «золотыми строчками», по которой мужикам послабление будет причем есть разные варианты требований крестьян... Картофельные бунты начались в 1841 году в ряде волостей Осинского уезда. Крестьяне отказывались проводить общественные посадки картофеля, видя в них форму барщины на помещика, которому их, якобы, продали. Губернатор И. Огарев выезжал с воинской командой на место беспорядков, как пишет историк В. Мухин, губернатору удалось путем личного убеждения прекратить волнения, однако 20 наиболее упорных крестьян были подвергнуты «полицейскому исправлению, то есть, порке. Порядок был восстановлен, беспорядки прекратились, чтобы... И ведь дело-то происходило не в годы гражданской войны, когда священство избивали, уничтожали, топили в Каме десятками, - а в середине «спокойного» XIX века. Первый раз история о «водолазах» была опубликована В. Бирюковым со ссылкой на Бажова в сборнике дореволюционного фольклора Урала в 1936 г. От составителя есть там любопытное примечание про то, что тов.
Когда к власти пришли большевики, Бажов вошел в состав отряда «Красных орлов», которые преследователи как священников, так и простых верующих людей. Ряд своих произведений Павел Бажов издал под псевдонимом «Колдунков». К слову, в детстве он имел именно такое прозвище. Настоящее признание писателю принесли такие произведения, как «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка» и «Хозяйка медной горы». В честь Бажова был назван теплоход, курсирующий по Волге. Современники утверждали, что Павел Бажов любил проводить свой отдых в окружении детей, с которыми ему удавалось быстро находить общий язык. Бажов дважды избрался депутатом Верховного Совета.
Бажов интересно
Интересный факт 2017-05-26 07:47:14. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Бажовы по-товарищески делились молоком с нуждающимися. Попал в плен и совершил побег Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из Коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в ее рядах. В это время как раз были репрессии, и те люди уже были врагами народа. Соответственно, получалось, что он писал не о том, о чем нужно. Его исключили, а потом восстановили в партии, — рассказала историк. В годы Гражданской войны Бажов добровольно вступил в отряд «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности. Он шел на войну не для того, чтобы убивать попов, а для того, чтобы дать лучшие условия людям, которые не имели никаких прав, из среды которых он вышел. С детства он видел крайнюю бедность и несправедливость. У представителей его среды было крайне мало шансов как-то улучшить свою жизнь. Ему вынесли смертный приговор, но он смог сбежать из тюрьмы в тайгу. В 1919 году, получив первую тайную весточку от отца, извещавшего, где он находится и как его можно разыскать, моя мать, не прислушиваясь к охам и ахам родных, только выйдя из больницы и похоронив сына, собрала трех своих детей — восьмилетнюю Ольгу, семилетнюю Елену и трехлетнего Алексея — и отправилась в дорогу, не зная точно, где находится отец и жив ли он.
Только к шестидесяти добился того, чтобы его услышали Павел Бажов смог стать известным писателем только в 60 лет. На вопрос, почему так поздно, ответила его дочь: — Наверное, потому, что большая часть его жизни протекала в бурное время трех революций, свидетелем и участником которых он был. Он не стоял в стороне от жизни страны: был добровольцем Красной армии, партизаном, революционером-подпольщиком, журналистом первого советского призыва, общественным деятелем.
Но хочется верить, что театр, литература, Бажов — это навсегда. Человек сам выбирает, когда ему идти в театр, когда брать книгу, когда читать Бажова, а когда — Прилепина или Улицкую. Возможно, желание перечесть какой-нибудь бажовский сказ возникло и у тех, кто смотрел эти видеоролики. Всем известна формула Аполлона Григорьева: Пушкин — наше все. Бажов, может, это не все наше уральское, но без Бажова Урал представить уже нельзя. Как нельзя представить уральца, незнакомого с Бажовым, даже если человек никогда не открывал «Малахитовую шкатулку».
Этот человек проезжает по улице имени писателя, ходит мимо памятника Бажову и дома-музея Бажова. Он видит на афишах названия бажовских произведений, замечает, как бажовские строчки так или иначе обыгрываются создателями сувенирной продукции. Бажов нас притягивает, потому что он знает об Урале все, он объясняет нам нас именно как уральцев. Мы живем в космополитическом мире, это данность, нравится нам она или нет. Премьеры американских фильмов у нас идут в тот же день, что и на родине создателей этих лент. Мы носим те же одежды, что весь мир, потребляем примерно одни и те же продукты. Но в этой большой планетарной деревне очень хочется ощущать свою индивидуальность. А индивидуальность — и человеку, и местности, и времени — даруется прежде всего художником. Бажов — уралец во всем: в выборе тем, сюжетов, героев, ситуаций, но главное, он уралец в языке.
Действие сказов Бажова связано с уральскими горами, но парадокс в том, что он вместе с героями устремляется не вверх, в горы, а в гору, в недра. Его персонажи живут в рудничных поселках, работают в шахте, в забое, возвращаются оттуда — и становятся крестьянами. У жителя Урала связь с землей многожильная, глубинная в буквальном смысле слова. А это очень важно для Бажова. Но Бажов заговорил не просто о человеке труда, не только о работнике, который зарабатывает на жизнь себе и своим близким. Для писателя принципиально важно, что работа, труд требуют профессионализма. Его герои взыскуют мастерства, потому-то горщик Данила и назван мастером.
Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда.
Лев Кассиль. Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах». В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница.
В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
В произведениях Павла Петровича прослеживается политическая линия. В качестве героев он использовал реальных людей, а не только горных духов. Сказочник, описывающий уральские просторы, богатые на природные недра, затрагивал темы времен крепостного права и более позднего периода.
Персонажи Бажова получили вторую жизнь в произведениях зарубежных авторов. Вопреки доносам недоброжелателей, его несколько исключали из коммунистической партии и восстанавливали. К любой работе подходил со всей ответственностью, был добросовестным гражданином.
Был назначен на должность комиссариата по просвещению. Влюбился в свою бывшую ученицу, с которой создал крепкую многодетную семью. Павел Бажов воспитывал с супругой семерых детей.
Избирался депутатом Верховного Совета. Не отказался от творчества по причине упавшего зрения, продолжал собирать необычный фольклор. Связан родственными узами с Тимуром Гайдаром через младшую дочь Ариадну, вышедшую замуж за сына знаменитого писателя Аркадия Гайдара.
Совместный наследник семейной пары впоследствии зарекомендовал себя на государственном посту, где провел ряд важных экономических реформ. На Урале установлены памятники, посвященные Бажову. В столице имеется улица, названная в честь писателя и фонтан «Каменный цветок».
Защитник обиженных и оскорбленных, он выступал в поддержку Беллы Дижур, детской писательницы и матери Эрнста Неизвестного. Он противостоял исключению ее из писательского Союза. В благодарность за оказанную поддержку, Эрнст Неизвестный принимал участие в конкурсе памятников, которые хотели установить на могиле Бажова.