Как лишенный сана протоиерей Головин открыл частный «скит» под боком колыбели ислама в Татарстане. Отец Николай и матушка Анна Шушкановы восстанавливают Благовещенскую церковь в Лузском районе. — По рассказам очевидцев, на похороны отца Андрея Немыкина не пришел ни один священнослужитель. Протоиерей дмитрий кувырталов последние новости.
Возрождение храма. Репортаж из Лальска, где семья священника восстанавливает Благовещенскую церковь
Вот откуда все возможности, сила, большие нужные люди, монастырь, стройки и прочее». Дело его не пропадет. Всё, что он начал и не закончил, как, например, храм на привокзальной площади в Иванове, будет продолжаться, насколько нам даст сил Господь. Мы обязательно закончим, достроим всё в память об отце Амвросии, как памятник ему. Он же всегда говорил: «Не я, а Господь заботится о вас. И сама Матерь Божия, игуменья нашего монастыря, тоже. Не бойтесь, всё будет хорошо». Если он имеет дерзновение быть сейчас пред Богом, то он монастырь свой не оставит. Всё как было, всё так и останется, и батюшка тоже.
Ведь у монахов, особенно между духовным чадом и духовным отцом, есть непрерывная связь, которую невозможно прервать никаким событием или смертью. А наш монастырь состоит весь из духовных его чад. Поэтому у нас у всех есть эта связь с ним. Он всех нас слышит, молится за нас, а сейчас особенно. Поэтому для нас ничего не изменилось. Батюшка по-прежнему с нами, не телом теперь, но душой точно. Мы в это верим. Задать вопрос.
И как убийства бывают намеренные и ненамеренные, так и самоубийства бывают таковые. Лишивший сам себя жизни тем самым перестает быть живым членом Церкви, а потому Церковь не может подвергнуть его одному из наказаний, установленных для живых ее членов. Наказанию подлежит и покушение на самоубийство, как говорит одно из правил Патриарха Никифора, согласно которому двенадцатилетней епитимии подлежит тот, кто покушался на самоубийство, но неудачно. Относительно самоубийцы, лишившего себя жизни в припадке безумия, в бессознательном состоянии, раз таковой не ответствен за свои поступки, Церковь разрешает священнику молиться за упокой души его, если, впрочем, он этого достоин». Более того, это тяжкое преступление, как нравственный порок, не упоминается и среди множества ветхозаветных наставлений, регламентирующих жизнь избранного народа.
По мысли священномученика Философа Орнатского, это потому, что данное преступление не просто грех, а «слишком страшный, противоестественный, посягающий на права Самого Бога грех, священным писателям казавшийся даже невозможным и невероятным». Так, преподобный Исидор Пелусиот, современник святителя Тимофея Александрийского, писал: «…Насильно разлучающий душу с телом и предающий себя или удавлению, или закланию, будет ли прощен? Таковых древние и после смерти признавали проклятыми и бесславными, даже руку самоубийцы, отрубив, погребали отдельно и вдали от прочего тела, почитая непристойным, как послужившей убийству, воздавать ей ту же с остальным телом честь. Если же рука и по смерти подвергаема была наказанию людьми, то, получит ли какое помилование душа, подвигнувшая и руку»? Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент.
В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения. Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть, в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела Правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов Гал.
А теперь обратимся к рассуждениям святых отцов и учителей нашей Церкви и, прежде всего, приведем мысли святителя Филарета, митрополита Московского. Он, как выдающийся иерарх, богослов, проповедник, церковный и государственный деятель, обладал особым даром и тактом выражать подлинно православное понимание богословских, общецерковных и литургических вопросов. В одном из писем, адресованных наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподобному Антонию Радонежскому, святитель приводит свои рассуждения о возможности поминовения на проскомидии людей, по человеческому суду «во аде держимых». По всей видимости, речь шла об усопших великих грешниках, не принесших Богу покаяния в своих грехах. Для нас же интересно мнение святителя о молитве за людей, «о которых Церковь не позволила ни пения, ни Жертвы».
К этому разряду относятся самоубийцы. Это хорошо и смиренно, потому что не знаем жребия отшедших, не берем ни о ком осуждающей мысли, что он во аде, и не дерзновенно просим. В молитвах Пятидесятницы имеем свидетельство, что Господь сподобляет приимати молитвенные очищения о иже во аде держимых. Но, может быть, Церковь имела особенную мысль: сию, многое дерзновение заключающую молитву отнести к особенному важному дню, а не предоставлять всякому человеку и времени. Вот о чем хотелось мне справиться.
Один из Римских пап случайно вспомнив о добродетелях одного языческого императора, молился о нем; и имел откровение, что молитва его не отвержена, но чтоб он не приносил таких дерзновенных молитв. Помню верно, что я сие читал, но не помню, о ком и в какой книге. Бог бесконечен в милосердии, но нам повелено знать свою меру. Между держимыми во аде есть такие, о которых Церковь не позволила ни пения, ни Жертвы. Мы не затворяем их во аде, но повинуемся Церкви.
И не безопаснее ли с точностью держаться в пределах сего повиновения? Анализируя письма другого святителя, епископа Феофана Затворника, видно, что и ему неоднократно приходилось давать ответы родственникам, самовольно лишившего себя жизни. Правда, в этих письмах мы не находим чего-либо нового и выдающегося. Святитель строго держится канонических постановлений, но, нам думается, все же, не лишним привести здесь его ответы, поскольку они излагаются им замечательно просто, убедительно и доступно для понимания каждого. Кроме того, в них можно увидеть, как мудрый святитель для умиротворения мятущейся совести вопрошающих старается предложить из сокровищницы своего сердца и некоторую долю христианского утешения в их скорби.
Церковь не велит, как же сыны и дщери будут молиться? Но тут проглядывает покушение доказать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога… Довольно ограничиться жалением о них, предавая участь их безмерному милосердию Божию… Мысль, что можно молиться о тех, кои удостоены церковных похорон, опирается на предположении, что разрешившие церковное погребение не признали убийцу убившим себя сознательно» 4, с. В другом месте по тому же вопросу святитель пишет: — «Какой ужас! Одиннадцать лет и удавленник! Что могло довести его до сего?
Поминать ли? Как дело любви, отчего бы не поминать? Сам Бог, впрочем, лучше всех нас знает все, могущее умалить вину, и извинит и помилует, если правда не помешает милости… Нам же всего безопаснее предавать все в руки Божии. Мне, впрочем, всегда думалось и думается, что частно, в своей молитве можно поминать и таковых» 15, с. Внимательно анализируя ответы святителя Феофана, можно увидеть с какой осторожностью он относился даже к келейной частной молитве за самоубийцу.
Хотя в обоих письмах и усматривается согласие на такую молитву, но одновременно есть и замечание, что в этом «проглядывает покушение доказать, что мы милосерднее Церкви и Самого Бога». Такая осторожность оправдывается тяжестью самого греха. Совершая смертный грех отчаяния, самоубийца восстает на своего Творца, попирает благость, всеправедность, Промысл Бога и власть Его над жизнью человека. Осторожное отношение к молитве требуется и по другой причине.
Священник восстанавливает старинную церковь в умирающем воронежском селе Я запрокидываю голову и закрываю глаза, чтобы не потерять опору. Бездна проглатывает, затягивая до капли в крохотную точку там, наверху, под сводом холодного камня. Над ним — с другой стороны, на улице — из золочёной луковки в небо уходит крест. Купол храма. Взгляд в бесконечность.
Фото: Филонов Игорь Это шедевр архитектурной музыки: купол храма не покоится на каменном цилиндре — «барабане», а вырастает сразу из плоской «крыши» — четверика. Но ощущения действительно невероятные. Захватывает дух… Наши с отцом Рустиком голоса гулко отлетают вверх, в каменный омут. Луковка с крестом и белый терем рядом — основание будущей колокольни — появились тут несколько лет назад. Когда в 2017-м глава Воронежской митрополии Сергий направил молодого иерея Рустика Кононова настоятелем в эту в семилукскую деревню Вознесенка — в местном храме не было ничего. Только коробка из древнего красного кирпича — с земляным полом и дырой в нём, разрытой чёрными копателями, и с забитыми картонками глазницами окон. Пустые круги у основания купола — всё, что осталось от фресок, выложенных из разноцветных камней. Мародёры даже туда умудрились забраться. Местные старожилы рассказывают, на них были изображения евангелистов — очень красивые.
Теперь тут не просто пол, а умный пол — тёплый. И пластиковые окна. Дивный иконостас, а в алтаре — своя, «именная», икона Вознесения Господня, написанная именно для этого храма монахом Троице-Сергиевой лавры. Теперь тут даже своя крохотная святыня — кусочек камня, обагрённого кровью страстотерпца Василиска Команского, семь веков назад пострадавшего за христианство. Камень с каплями крови святого Василиска Команского храму принесла в дар экскурсовод из Воронежа, сопровождавшая паломников в абхазское село Команы — там, по преданию, похоронен святой. Фото: Филонов Игорь — О чём ему можно молиться? Отец Рустик горячится: «Это неправильное представление, что каждому святому молятся о чём-то определённом! Так можно скатиться в язычество. Любому святому можно посылать молитву о чём угодно.
Но в первую очередь о том, чтобы дал силы на борьбу с грехом. То есть не о физическом здоровье — как привыкли, — а о духовном». Я перевожу взгляд с камня из-под пяты святого на человека рядом. Сейчас вы со мной согласитесь: чудеса в жизни совершаются обычными людьми. Отец Рустик улыбается: «Священники — почти как военные: куда направит архиерей — там и несут службу». Местный фольклор хранит присказку, что первая церковь — деревянная — в здешних краях появилась ещё лет 400 назад, только погибла она в пожаре. И лишь в начале XIX века некая здешняя помещица Маслова изволила сделать богоугодное дело — построить завидной красоты каменный храм в память о Вознесении Господнем. Годом его рождения считается 1823-й. Тогда же деревню переименовали в его честь.
Ещё спустя 40 лет в храме переделали трапезную и колокольню. Но в самых страшных барских снах не могла привидеться его мученическая судьба. Через несколько десятков лет, в 1917-м, православная жемчужина станет жертвой молоха истории. И лишь спустя век забвения и страданий начнётся её рукотворное воскресение. Так выглядела жемчужина православной культуры, пока за её возрождение не взялись добрые люди. Фото: Филонов Игорь — В советское время храм разорили и использовали как склад и зернохранилище, — объясняет настоятель отец Рустик. В годы Великой Отечественной село находилось под фашистской оккупацией, и гитлеровцы развернули в храме свой госпиталь. Умерших солдат немцы хоронили здесь же, прямо у стен. Сейчас этих могил тут уже нет — после войны тела вывезли в Германию… Храм в Вознесенке официально признан памятником культуры и находится под охраной государства...
По Вознесенке ходит легенда, якобы есть там даже могила дочери первого настоятеля. Что до самого настоятеля, то говорят, будто покоился он в нескольких метрах напротив алтаря, в годы безбожия захоронение осквернили, с тела священника стырили богатые облачения, а само тело бросили на улице, но оно таинственно исчезло. Да, такое пророчество страшных потрясений... Однако где он на самом деле — неизвестно. Здесь, например, миниатюра из библейской притчи о молитве мытаря и фарисея. Фото: Филонов Игорь Фрески, выложенные из цветных камешков, мародёры уничтожили.
Все наши скорби, все наши болезни, все наши печали разбиваются о камень, а камень — это Христос.
Я вспоминаю военное время. Незабываем случай, когда Господь ниспослал Свое спасение на нас 200 или 300 человек было , собравшихся в подвале завода. Была страшная немецкая бомбежка. Но какая была молитва, вы бы слышали эту молитву, этот вопль! Иконы держали вверху, над головами. Постились, даже воды не пили, в том числе малые дети. Давали обеты: женщины обещали не ходить на высоких каблуках и на танцы, не краситься.
А после войны все это забыли… Но тогда, видно, спасла нас молитва детей. Вот что значит любовь Господня к падшему человеку! А ведь на войне погибли 27 миллионов — и это их любовь спасла нас. Как Господь говорит, «нет больше той любви, когда человек полагает душу за други своя». Не только на фронте погибали — деревни были сожжены, люди рассеяны. Но они несли веру.
«В больницу иду как на эшафот — ремиссия или снова рак?» Священник Валерий Духанин
Батюшка мне сказал: «Поживите у нас». Сказал ходить на службы. Мы стояли на коленях. Очень много народа, в храм зайти было невозможно.
Я стояла на улице на коленях. И внезапно почувствовала, что на уровне копчика у меня внутри будто загорелся шар. Моя подруга Ирина стояла со мной рядом.
Я ее попросила: посмотри, что там, сзади у меня, как на солнце горит. Она попробовала дотронуться и говорит: «У тебя там как кипятком ошпарено». А я чувствую, что этот шар словно катается внутри: к почке, потом обратно, к тому месту, где была почка.
А когда мы вставали с коленей, то эта боль ушла в левую ногу. И словно через пятку вышла. Потом я пришла к батюшке Ипполиту, он сидит улыбающийся, радостный и говорит: «Ну все, теперь все страшное позади.
Больше ничего не будет». Прошло тридцать лет. Я жива.
Врач им сказала, что я бессилен, нужно ложиться в стационар, еще проколоть. И вот в понедельник одни должны были ложиться, но кто-то им подсказал, что можно поехать в Рыльский монастырь. И вот, зашли они к отцу Ипполиту, он встал и три раза мальчика с головы до ног перекрестил и сказал: «В больницу не ложись, СПИДа у тебя нет».
Когда вышли от батюшки, ко мне подошла возмущенная мама мальчика и говорит: «У него сколько лет берут анализы, мы анонимно сдаем, у него… он уже в тяжелом состоянии, у него уже необратимые процессы идут. Что, зачем мы время потратили? Нам в понедельник в больницу ложиться».
Они поехали в понедельник ложиться в больницу. У них взяли экспресс-анализ. Вышли и сказали: а с чем вы?
Они говорят: со СПИДом, у нас направление. Они говорят: да нет у вас СПИДа. Мама стала тоже возмущаться, говорить: как это, нету.
Мы его два года анонимно лечим. Вот, решились на больницу. Ну, они как-то решили еще один анализ сдать.
Сдали еще один и говорят: нет у него СПИДа. И потом мальчик приезжал через несколько месяцев, я не помню, с мамой или с папой. Батюшка оставил его пожить в монастыре и благословил поступать в медицинский институт.
И по горению остальных свечей узнаёшь огонь той свечи, от которой они зажглись. Так я узнал отца Ипполита. Увидел его в людях, которые знали его близко.
И это поразительное открытие: оказывается, фаворский свет преображения может лежать на лицах долго, всю жизнь, если хранить в сердце человека, который этот свет на тебя однажды вылил». Митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов: «Если нужно назвать человека, который являлся образом кротости, то это был отец Ипполит. С этой его огромной бородой, завязанной на узелочек.
Когда мы произносили «отец Ипполит», то понимали, что этот человек, который имеет абсолютно искреннюю любовь, смирение, - все то, о чем говорит апостол Павел, когда поминает о дарах духовных». Он — настоящий русский человек. А русский человек - это трудолюбивый, спокойный человек, который ищет духовной жизни.
Ищет честной жизни. Ищет добра. Ищет уважения к людям».
Он имел дар видеть человеческую душу. Его советы и слова сбывались, были глубоко духовны. Он приводил людей к покаянию, вере.
Поэтому о нем сохраняется благодарная память, и с каждым годом все больше и больше людей приезжают у нему на могилку». Мы приехали служить в храм, в котором батюшка был настоятелем. И вот эта улыбка, которой он встретил нас, открытость пред Богом и способность вместить Бога — вот она встретила нас.
Многие из них в годы советской власти прошли тюрьмы и лагеря. Издание богато иллюстрировано фотографиями и документами, хранящимися в личном архиве автора. Верстку осуществила дизайнер Татьяна Быстрякова.
По словам батюшки Николая, в православной церкви нет четких учений о том, что происходит с душой после 40-го дня после смерти. Тем не менее, молитвы за усопших играют важную роль в христианстве. Особое значение имеют дни поминовения, когда верующие молятся за умерших и стремятся очистить их души. Священнослужитель отметил, что пока человек жив, он как бы пребывает во сне, не осознавая своих грехов.
Батюшка готовил духовное войско. Не иначе. Старец видел, у кого на лбу светятся «золотые крестики». Помогал подготовиться к духовным испытаниям. Десятки автобусов поехали в Рыльск при его жизни. С чем только не шли к батюшке. Господь поставил его принимать на себя человеческое горе. Страшно представить, но старец Ипполит знал про людей всё. Господь открывал ему тайники человеческого сердца. Это был крест батюшки. Он видел, какие страдания ждут человека впереди. И понимал, что оградить от беды не сможет — только будет молиться за него. Отец Ипполит скрывал свою прозорливость. Никому не навязывал свои советы. Молчал, пока не спросят. Он мечтал уйти в затвор. Но батюшка понимал, как русскому человеку нужней земной помощник. Тот, который выслушает. Поплачет вместе с ним. Помолится за него. Он всегда помнил, как его — послушника Сергия — в келье Глинской пустыни исцелил духовник Андроник Лукаш. Как молодому человеку тогда было плохо от невообразимой температуры, как он задыхался от кашля. И что испытала его душа, когда Господь явил чудо и он исцелённым вышел из кельи на третий день… Печоры. Признавался: «Я не умею говорить». Он любил дело и труд. Учил: «отец, все книги написаны, надо делать! Этот луг необычный. Его называют — лужок ангелов. Святая русская земля. Здесь выкорчевывали не просто корни из земли, а собственные страсти, так глубоко засевшие в душе. Жили в Рыльске очень бедно. Есть картошка? Месяц едим картошку. Прислали машину гречки — значит всё будет из гречки. Рыбка только на большие церковные праздники. Зато на столе всегда было много монастырского хлеба. Старец говорил: «В хлебе сила! Старец кормил всех, кто приезжал в монастырь. Сначала трапезная, потом дела. С главой преподобного Силуана Афонского Особая любовь батюшки — коровы. Он скупал их у местных. Даже не смотрел на состояние живности. Люди приводили в монастырь полудохлую скотину. А старец всё равно платил им выше базарной цены. Это тайная добродетель. Скрытое милосердие. На что им деток кормить? И семью содержать? Это была такая помощь рублём от старца. А ещё — умягчение злых сердец. Местные хотели обхитрить батюшку, подсунуть больную корову. Отец Ипполит всё прекрасно понимал.
Погибший на СВО протоиерей Васильев "бутылкой минералки крестил шестерых"
Митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием предоставлен комментарий в интервью порталу «ТОП Тверь» о том, что такое душа и почему принято произносить. Священник Иван Липатов рассказал о том, души каких людей могут воссоединится после смерти. У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский. Отец Борис сердечно благодарит всех, кто откликнулся на его бедственное состояние и помог! Отец Николай Гурьянов, псково-печерские старцы и радость послушания.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Протоиерей Димитрий Ходов Протоиерей Димитрий Ходов. Отец Димитрий преставился в 2021-м, на 81-м году жизни, прослужив в монастыре почти всю свою священническую жизнь. Батюшка десантная душа. Дмитрий Лик. 2022 русская авторская песня. Как удержаться от того, чтобы не излить свою душу пред Отцом Небесным и не возвестить Ему печали сердца своего? Священник Иван Липатов рассказал о том, души каких людей могут воссоединится после смерти. Отец Рустик признаётся: только в старинных храмах по-настоящему чувствуется единение с Богом, и «душа ввысь устремляется». Митрополит Кашинский и Тверской Амфросий объяснил верующим понятие души.
«Даже если в храм никто не придёт, я буду совершать службу»
Батюшка-Душа. @batushka_dusha. Как Господь говорит, «нет больше той любви, когда человек полагает душу за други своя». Как Господь говорит, «нет больше той любви, когда человек полагает душу за други своя». По сообщению сотрудника информационного отдела Хабаровской епархии Юлии Шутовой, батюшка, не взирая на страшные ранения.