Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. Это означает, что темпы роста взаимозависимости национальных хозяйств стали значительно опережать внутриэкономический рост даже в самых динамично развивавшихся странах и регионах планеты. прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик.
Что такое открытая экономика. Объясняем простыми словами
Все страны мира в той или иной степени включены в систему международного разделения труда. Совокупность всех этих факторов определяет различные виды специализации стран: естественную — на основе различий в природно-климатических условиях; межотраслевую предметную , порождаемую индустриализацией производства; вызванную современной НТР внутриотраслевую подетальную специализацию на производстве отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Специализация страны на производстве той или иной продукции ведет к повышению эффективности использования ее ресурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности. Одновременно с международной специализацией происходит кооперирование производства — объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе. Углубление международного разделения труда и процесс кооперирования производства привели к развитию устойчивых экономических связей между странами, выходу процесса воспроизводства за рамки национальных границ. Интернационализация хозяйственной жизни, порожденная НТР, во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства, которое объединяет сегодня более 180 стран. На базе международного разделения труда между странами возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран. Необходимое условие включения страны в систему международных экономических отношений — это открытость ее экономики — возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в международном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства сложной, современной, наукоемкой продукции, тем больше, соответственно, открытость экономики. Противоположностью открытой экономики является автаркия от греч. Исторический опыт показывает, что закрытость экономики, стремление во всем «опираться на собственные силы» ведут к изоляционизму, снижению эффективности производства, падению уровня жизни в таких странах.
Глобализация мировой экономики: главные направления, риски. Глобализация — экономическая взаимозависимость стран в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами и услугами, мировых потоков рабочей силы, капитала и технологии. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции государств.
Хотя некоторые ученые назвали тасадайцев мистификацией, многие другие вз-рят, что племя, может быть, действительно является последней группой на Земле, проживающей в фактической изоляции. Менее красочным примером будет Албания, которая находилась почти в полной изоляции с конца второй мировой войны и до смерти диктатора Энвера Ходжи в 1985 г. Несомненно, для обоих обществ ценой их независимости стало отсуг-ствие у них той продукции, которую они не могли производить сами. В большинстве стран государственная политика направлена на достижение преимуществ от независимости без слишком заметного ухудшения положения потребителей. Так, Китай и Индия всегда более настойчиво стремились к экономической независимости, чем Бразилия и Мексика, но с различными результатами в разные периоды времени. Крупные страны обычно меньше зависят от внешней торговли, чем небольшие, но даже в крупных странах потребители могут пострадать из-за политики, направленной на достижение большей независимости.
Тяжесть лишений, несомненно, будет зависеть от типа продукции: ликвидация импорта кофе или чая в США вызовет, вероятно, меньше трудностей, чем прекращение иностранных закупок некоторых важный металлов, например марганца, кобальта или хрома. Б промежуточном положении находятся товары, которые можно производить внутри страны, но за более высокую цену. Ни одна страна сейчас не стремится к полной независимости, но большинство старается так сформировать структуру своей внешней торговли, чтобы в минимальной степени подвергаться опасности иностранного контроля над спросом и предложением. Взаимозависимость Одним из путей снижения незащищенности от перемен за рубежом является взаимозависимость interdependence , то есть развитие торговых связей на основе взаимный потребностей. Франция и Германия, например, обладают в высшей степени взаимосвязанными экономиками. Каждая зависит почти в равной мере от другой как торгового партнера и, таким образом, маловероятно, чтобы одна из них сократила поставки или размер рынка, так как другая сторона немедленно отреагирует.
Государство остается самым крупным предпринимателем, инвестором, покупателем, продавцом, кредитором и должником. В российской экономике роль государства необходима также для контроля за процессами трансформации.
В корпоративном секторе наблюдается сложная структура разного рода объединений: холдингов, финансово-промышленных групп, вертикально и горизонтально интегрированных компаний, демонстрирующих объективный процесс концентрации и централизации капитала. Однако процесс корпоративизации экономики с позиций национальных интересов носит противоречивый характер. Основу современного производства составляют крупные и крупнейшие структуры, склон- ные к монополизму, а конкуренция между ними является олигополистической. Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т. Антимонопольная политика страны недостаточно эффективна, так как не имеет прочных традиций в российской действительности, где на протяжении десятилетий преобладали крупные предприятия монопольного типа. Дело осложняется условиями и способами формирования предпринимательства на первых этапах трансформации. Государство и сегодня продолжает испытывать на себе давление корпоративного сектора экономики.
Об этом свидетельствует явление, которое иногда именуется как приватизация государственной власти. Суть его состоит в том, что государственные органы разного уровня подпадают под влияние тех или иных бизнес-структур, что означает обретение крупным бизнесом не только экономической, но и политической власти. Это негативно воздействует на остальных участников рынка. По оценкам экспертов Всемирного банка, они в среднем получают вдвое больше льгот, чем среднее предприятие той выборки, которая стала предметом их анализа. Такие неформальные по своей сути отношения бизнеса и государства нетерпимы с точки зрения национальных интересов. В последнее время все чаще выдвигаются требования об усилении социальной ответственности бизнеса. Это способствовало бы нормализации социальной ситуации в обществе. Но такие призывы не всегда получают адекватный отклик.
Тем не менее некоторые изменения во взаимоотношениях государства и бизнеса все-таки обозначились, появились положительные тенденции. Наблюдается ослабление спекулятивного сектора и постепенный рост промышленных предприятий, расширение реального сектора экономики. Предпринимаются попытки отдалить олигархов от непосредственного управления экономической политикой. Это открывает определенные предпосылки для упорядочения предпринимательских экономических интересов. Процесс вовлечения интересов крупного бизнеса в систему национального экономического интереса еще далек от завершения. Так, продол- жающийся отток капитала сдерживает процесс диверсификации производства в соответствии с общественными потребностями и, в целом, — повышение эффективности производства. Поэтому в современных условиях стоит задача налаживания взаимодействия государства и бизнеса. Диапазон такого взаимодействия должен простираться от совершенствования институциональных условий функционирования корпораций до государственной поддержки тех из них, что следуют в своей практике национальным интересам.
Общая линия должна состоять в налаживании партнерских отношений с бизнесом, преодолении конфликтных ситуаций. Здесь видятся два взаимосвязанных аспекта. Первый — формулирование национальных финансово-экономических интересов и превращение государства в основной субъект данных интересов. Второй — реализация на этой основе стратегии согласования интересов различных групп общества. Исходя из реальной практики можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности: 1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются, главным образом, результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ. Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц.
Корпоративный уровень согласования интересов определяется развитием внутрикорпоративных норм, традиций и установок.
Процесс возрастающего дробления производства среди все большего числа стран. Глобальные цепочки стоимости связывают географически дисперсные стадии в единую отрасль. Они помогают осознать сущность сдвигов в торговле и производстве, взаимозависимость экономик, понять, в какой степени конкурентоспособность экспорта связана с эффективным выбором затрат, а также доступностью конечных производителей и потребителей за рубежом. Специализация стран на целях и функциях бизнеса в большей степени, чем на производстве определенных товаров. Хотя многие эксперты и политики до сих пор полагают, что товары и услуги производятся внутри страны и конкурируют с зарубежными товарами, на самом деле все возрастающая доля товаров и услуг носит глобальный характер, а страны конкурируют между собой за место и определенную роль в цепочках добавленной стоимости. Концепция цепочек стоимости, таким образом, устраняет разрыв между политикой и реалиями бизнеса.
Роль производственных сетей, глобальных покупателей и глобальных поставщиков. Анализ цепочек добавленной стоимости позволяет выявить компании и экономические субъекты, которые контролируют и координируют экономическую активность в производственных сетях. Понимание особенностей функционирования управленческих структур необходимо для оценки влияния экономической политики на деятельность компаний и размещение производства. Концепция глобальных цепочек стоимости зародилась еще в 1970-е годы. Сюда могут быть отнесены работы по проблемам «товарных цепочек» [2]. Основная идея этих работ заключалась в попытках проследить трансформацию всего набора исходных затрат материалов и продуктов и превращение их в конечный продукт потребления. Позже глобальные торговые цепочки прослеживались на примере швейных изделий, начиная от сырья и материалов хлопок, шерсть, синтетические волокна и кончая финальным продуктом одеждой [3].
В 2000-х годах произошла трансформация концепции глобальных товарных цепочек в концепцию глобальных цепочек добавленной стоимости [4]. Вторая концепция пытается определить важнейшие факторы организации глобальных отраслей, предлагает теоретическое обоснование и практические инструменты для анализа цепочек добавленной стоимости и различных типов управления ими [5]. В зарубежной экономической литературе проводится четкое разграничение между цепочками, инициируемыми производителями и покупателями. Глобальные цепочки, инициированные производителями, как правило, сосредоточены в наукоемких отраслях, таких как полупроводниковая промышленность и фармацевтика. Поскольку эти отрасли отличаются использованием новейших технологий и большими объемами затрат на НИОКР, ведущие компании этих отраслей занимают высшие этажи в цепочках и стараются контролировать процесс проектирования и большую часть производственных операций, разбросанных в различных странах мира. В цепочках, инициированных покупателями, производство контролируется ретейлерами и держателями брендов; оно может быть полностью отдано на аутсорсинг, а акцент делается на маркетинге и продажах. Именно таким образом организованы глобальные цепочки добавленной стоимости с низкими потребностями в капитале и квалифицированной рабочей силе например, производство одежды.
Аутсорсинг и процесс дробления производства не является принципиально новым явлением. Шведский экономист Бертиль Олин еще в 1933 г. Однако современные глобальные цепочки стоимости, несомненно, сформировались в результате влияния технологических изменений на процесс фрагментации производства, что было невозможно ранее. Главным фактором ускорения процесса дробления производства стало существенное снижение торговых издержек. К последним относится весь спектр издержек, возникающих во время движения товара или услуги от места производства до конечного потребителя. В товарном производстве торговые издержки включают в себя транспортные и портовые издержки, фрахт и издержки страхования, тарифы и пошлины, нетарифные издержки, наценки импортеров, оптовой и розничной торговли. В сфере услуг транспортные издержки вытесняются коммуникационными.
Другая важная часть издержек связана с тем, что географически разбросанные стадии цепочек добавленной стоимости должны координироваться и управляться в постоянном режиме. Прогресс информационных технологий позволил эффективно координировать и мониторить все стадии, расположенные на большом удалении друг от друга. Транспортные и коммуникационные издержки снизились прежде всего за счет технологий контейнерных перевозок и Интернета, обеспечивших возможность бесперебойного движения товаров и услуг. Однако не только благодаря этому. Важную роль сыграли также процессы либерализации торговли и инвестиций, институциональные реформы в ключевых транспортных и инфраструктурных секторах, повысившие эффективность всех отраслевых цепочек стоимости.
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
В конце XIX в. Это дополняется свободой предпринимательства. В качестве основных признаков МЭО могут быть названы следующие. В-четвертых, так же как и национальные рынки, мировой рынок и МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. В-седьмых, МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. В-восьмых, МЭО подвержены монополизации. Наконец, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой, эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений — международной экономической интеграции. С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции — обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов естественных и обретенных.
Предпочтения здесь не заданы: характер и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально, после Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов энергоносителей, металлургических мощностей и т. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция — логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя "встраивается" в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
Это означает, что ее внутренний спрос и предложение достаточно высокие, чтобы не зависеть от внешней торговли. Открытая экономика имеет свои преимущества и недостатки.
С одной стороны, граждане таких стран имеют больше возможностей в выборе товаров и услуг, инвестировании своих сбережений за пределами страны. С другой — взаимозависимость открытых экономик и, соответственно, высокая вероятность возникновения дополнительных рисков. Факт По данным Всемирного банка за 2020 год, лидерами по открытости экономики стали небольшие государства. Преимущественно офшорные зоны. Юлиана Соловьёва, к.
Сырье производится в одном, исследования в другом, сборка в другом и маркетинг во многих других. Однако экономическая взаимозависимость определяет не только возможность обмена. Динамика глобализованного потребления также имела решающее значение, что привело к тому, что у всех стран мира появились новые и похожие потребности. Информационные технологии являются отличным примером этого: новая привычка глобального потребления, которая мобилизует экономическую динамику по всей планете.
Феномен, при котором все страны становятся потребителями не только продуктов, но и услуг, которые производятся исключительно небольшим числом бизнес-групп.. Тысячи людей покупают услуги каждый день через Интернет. Услуги, которые не платят таможенные налоги, услуги, которые передают деньги с одной стороны границы на другую без контроля или вмешательства со стороны национальных властей. Положительные эффекты Эффекты экономической взаимозависимости различны для каждой страны в зависимости от того, что она производит и что потребляет.. Однако в целом можно утверждать, что наиболее развитые страны ощущают большие выгоды от экономической взаимозависимости с менее развитыми странами.. Это связано с тем, что менее развитые страны, как правило, предлагают свою продукцию по более низкой цене, что приводит к снижению прибыли и, следовательно, снижению доходов работников и снижению экономического развития страны.. Однако можно сказать, что любые взаимосвязи взаимозависимости способствуют экономическому развитию любой страны. Это работает как для развитых, так и для развивающихся стран. Даже в менее развитых странах наличие стабильного покупателя данного товара гарантирует определенную экономическую стабильность..
Негативные эффекты Экономическая взаимозависимость также подразумевает негативные последствия для всех стран, которые участвуют в отношениях. Во-первых, суверенитет стран находится под угрозой, так как компании-покупатели приобретают большую политическую власть. Это означает, что национальная автономия сокращается, чтобы удовлетворить пожелания экономических групп, которые заинтересованы в экономике страны..
Этот решающий фактор нынешних международных экономических отношений отмечают многие исследователи в разных странах. С одной стороны, развиваются процессы анархии это касается, прежде всего, валютно-финансовой системы , с другой стороны, усиливаются тенденции к олигархии: это заметно на концентрации промышленности и финансов, формировании технологических союзов между отдельными фирмами. В результате такого развития образуются огромные корпорации, не знающие границ. Существует еще одна проблема, связанная с отмеченной общей тенденцией к глобализации мировой экономики, которая тоже требует к себе пристального внимания.
Речь идет о сложном взаимовлиянии и взаимодействии двух процессов. С одной стороны, происходит глобализация рынков, а с другой - образование региональных экономических блоков. Нет ли противоречия между этими двумя тенденциями? Не грозит ли их параллельное развитие в конечном счете экономической войной между мощными региональными группами? Эти тенденции необходимо изучать и учитывать. Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это произошло в 90-е гг.
Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорациями в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так оно приводит к закрытию или прозябанию многих национальных компаний, которые ранее могли рассматривать рынок своей страны как свою крепость, где им грозила конкуренция только со стороны других национальных фирм. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке. Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности транснациональных банков. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам.
Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия
Основными факторами, определяющими экономическую взаимозависимость стран в современном мире, являются близость уровней экономического развития и уровня рыночной зрелости стран, которые интегрируются; географическая близость, наличие общей границы и. Национальная экономическая безопасность – защищенность экономики от внутренних и внешних факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса производства и уменьшают уровень жизни. Вследствие этого в качестве важной цели глобализации сегодня выступает лишение национальных государств автономии с точки зрения ведения экономической политики, что означает необходимость толковать национальный суверенитет как уже изжитую категорию. В результате формируются отношения взаимозависимости, а в отдельных случаях – зависимости, что актуализирует проблему экономической безопасности, как национальной, так и международной.
Эффект взаимозависимости стран проявляется
Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. Взаимодействие и взаимозависимость национальных экономик. Рубрика. Международные отношения и мировая экономика. Экономическая взаимозависимость стран — прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик.
Ответы на тесты по теме Экономика
Ведь ни для кого не секрет, что соблюдение стандартов качества и разработка изделий новых поколений, обладающих потребительскими качествами на уровне высших мировых стандартов, представляют для российских предприятий серьезные трудности в традиционных для России и СССР отраслях промышленности. Расширение российского рынка на страны СНГ, восстановление традиционных связей не способствуют ускорению и облегчению этих процессов — это лишь может содействовать накоплению ресурсов для дальнейшего качественного технологического рывка. Зато тесные связи с рынками Европы, использование европейских стандартов качества пусть и таким «внешне инициированным» способом все же помогут российским предприятиям приступить к созданию продукции нового поколения в области автопрома, авиапрома, электроники и т. При этом нельзя забывать о двух обстоятельствах. Во-первых, сказанное не относится к основному и традиционному направлению сотрудничества России и Европы — экспорту-импорту энергоносителей. Россия рассматривает это направление сотрудничества, доказавшее взаимную выгоду, как важнейший источник собственного благосостояния и накопления ресурсов для решения масштабных задач страны — перспективных и ближайших.
На этом пути должен действовать принцип взаимодополняемости России и Европы. В то же время для сотрудничества в более высокотехнологичных областях может сработать принцип взаимного сближения, а зачастую и уподобления. Хочется особо подчеркнуть, что это изменения, которые должны произойти не только у нас, но и у наших европейских партнеров. Под гармонизацией законодательства недопустимо понимать односторонний переход России к применению норм европейского права. Наша правовая система — часть российской государственности, а ОЕЭП не предусматривает ни полного, ни ассоциированного членства России в ЕС.
Мы уже унифицируем экономическую жизнь с учетом европейских стандартов, и впоследствии нам будет намного проще расширить общее экономическое пространство на западном направлении. Но нефтегазовый экспорт имеет слишком важное значение для страны, чтобы Россия не стремилась к достижению особых договоренностей с ЕС по этим вопросам. Во-вторых, инициировать развитие извне следует чрезвычайно аккуратно, с тем чтобы, не тормозя процессов качественного роста, сократить до минимума те возможные негативные социальные последствия в переходный период, о которых говорилось выше. Для этого правительство использует постепенное введение в действие законов и нормативных актов, государственную поддержку мероприятий, от которых зависит конкурентоспособность товаров и услуг на европейском рынке да и сама возможность продвижения в Европу , и в конечном итоге «государственное лоббирование» интересов российских производителей в ЕС. Это — все та же социальная составляющая.
Ведь расширенное пространство подразумевает приход не только инвесторов, но и конкурентов. Значит, образование экономического пространства должно сопровождаться созданием пространства социального, то есть учетом интересов менее развитых регионов, построением системы социального обеспечения, учреждением целевых фондов поддержки, формированием целой инфраструктуры снижения социальных издержек. Все это требует средств, причем немалых. Степень рисков здесь зависит от нашей способности обеспечить требуемые темпы структурной реформы. С одной стороны, приход инвесторов предоставит необходимые для нее капиталовложения.
С другой — национальная экономика может не выдержать роста конкуренции в случае, если структурные преобразования начнут отставать особенно это важно для европейского направления. Поэтому единое пространство нужно создавать по мере вызревания каждого его элемента в реальной ткани хозяйственной жизни — шаг за шагом, исходя не из политических устремлений, а из экономической целесообразности. Очевидно, что создание такого пространства — задача и приоритет не одной только России. Россия не может и не будет никому навязывать свои планы; она не намерена осуществлять экспансию на чужих территориях. Единое пространство возможно только как продукт осознанного взаимного интереса или, точнее, баланса интересов.
Формат данной статьи не позволяет проанализировать основания, по которым та или иная страна является нашим потенциальным партнером по общему пространству. Надо лишь отметить, что этот анализ должен учитывать сложное и уникальное для каждой страны переплетение политических, экономических, правовых, исторических, культурных и цивилизационных факторов. Курс на взаимное экономическое сближение является официальной политикой как России, так и этих государств. Пространство СНГ — это сфера наших стратегических интересов. В свою очередь, Россия является зоной национальных интересов государств Содружества.
Россия заинтересована в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ, потому что взаимозависимость процессов нашего развития очевидна. Инфраструктура здесь изначально создавалась как единая. Для многих товаров этих стран рынки соседей были и остаются практически единственным рынком. Между тем процесс формирования Единого экономического пространства Россия — СНГ столкнулся с рядом объективных проблем. Прежде всего не до конца преодолены последствия тяжелого системного кризиса.
Он был вызван искусственным разрывом сформировавшихся в советский период хозяйственных связей, который усугублялся трудностями периода перехода к рыночной экономике, межнациональными и межэтническими конфликтами. Совместные усилия государств СНГ по воссозданию общего пространства на новой основе хотя и были предприняты практически сразу после оформления их государственной независимости, но носили противоречивый характер. В результате накопленное количество перекрестных договоренностей не перешло в качество экономического взаимодействия. Все очевиднее наши неработающие «активы», проблемные «пассивы» и издержки. Мы принимаем эту критику.
Но все же совершенно ясно, что мы движемся по пути интеграции. Это и есть один из важнейших «активов» этих двух организаций, которые не позволили центробежным силам окончательно растащить нас в стороны и помогли сохранить видение интеграционной перспективы. Изначально в документах, подписанных в 1993—1994 годах, прежде всего в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться по «линейному» сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело в 1995-м к учреждению Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в конце 1999 года было сформировано ЕврАзЭС. Правильность решения о создании «таможенной пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли.
При этом Россия совсем не обязательно смогла бы занять свою торговую нишу на рынках третьих стран — там нас никто не ждал и не ждет.
Это приведет к тому, что: Кривая предложения пиломатериалов сдвинется вверх и влево Кривая спроса на пиломатерилы сдвинется вверх и вправо Кривая предложения пиломатериалов сдвинется вниз и вправо Кривая спроса на пиломатериалы сдвинется вниз и влево Структура управления, при которой хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления, называется … функциональной.
По мнению В. Как отмечает Р.
По мнению Ю. Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Приведем некоторые из них. Именно поэтому таможенные границы между участниками объединения сохраняются [9].
Для отдельной отрасли и отдельной страны этот показатель свидетельствует о числе производственных стадий, которые должны пройти продукт или услуга по пути к конечному потребителю. Значения этого показателя для ряда развитых и развивающихся стран представлены на рис. Расстояние до конечного потребителя для ряда стран, 2009 г. Как видим, в развивающихся странах расстояние до конечного потребителя существенно больше, чем в развитых, что свидетельствует об их преимущественной специализации на производстве первичных или промежуточных товаров. Теперь подробнее рассмотрим глобальные цепочки добавленной стоимости в некоторых отраслях. Агробизнес Отрасли агробизнеса все больше выстраиваются вокруг цепочек, возглавляемых пищевыми компаниями и ретейлерами. Например, супермаркеты, работая как с экспортерами, так и с импортерами, стараются контролировать весь процесс производства включая выращивание и сбор сельскохозяйственной продукции. Они ставят цель обеспечить соответствие пищевых продуктов стандартам качества и безопасности вдоль всей глобальной цепочки добавленной стоимости, что требует вертикальной координации. Практически во всех странах население поменяло свои модели потребления в сторону повышения качества и безопасности пищевых продуктов [14]. Одновременно прямые иностранные инвестиции и либерализация торговли открыли новые возможности для компаний по реорганизации своих цепочек стоимости.
Все большее число компаний организуют глобальные поставки пищевых продуктов и связывают мелких производителей в развитых и развивающихся странах с потребителями по всему миру [15]. На продуктовом уровне данные табл. Таблица 1. В год производится около 350 тыс. Пищевая компания «Ferrero International S. Некоторые промежуточные товары такие как упаковка и обезжиренное молоко выпускаются в странах производства, в основном же ингредиенты получают от международных поставщиков. При этом «Нутелла» продается по всему миру через торговые представительства, число которых не ограничивается представленным в табл. Основные центры производства сосредоточены поблизости от рынков сбыта, где спрос на «Нутеллу» особенно высок Европа, Северная Америка, Южная Америка и Австралия. В Центральной и Восточной Азии заводов пока нет, поскольку там этот продукт не очень популярен зато большим спросом пользуется другой продукт компании «Ferrero» — конфеты «Ferrero Rocher». Так, в агробизнесе США наиболее протяженные цепочки добавленной стоимости существуют в производстве упакованного мяса и других готовых мясных изделий [16].
В сельском хозяйстве и пищевой промышленности стоимостные цепочки носят отчетливый глобальный характер прежде всего в небольших странах Люксембург, Сингапур. В Китае же сформировалась другая модель — большая часть промежуточных продуктов, используемых на различных производственных стадиях, производится внутри страны. Сельскохозяйственные цепочки добавленной стоимости во Вьетнаме и Бразилии отличаются исключительно высокой долей экспорта. В сельскохозяйственных цепочках Китая и Индии значение экспорта примерно одинаково. Однако Индия производит товары, которые практически сразу поступают конечному потребителю индекс расстояния до конечного потребителя составляет 1,4 , в то время как в Китае сельскохозяйственные цепочки значительно протяженнее индекс 2,6 , а страна производит большое количество промежуточных товаров, используемых в агробизнесе других стран. В России индекс протяженности цепочек агробизнеса ниже, чем в Индии, и составляет 1,3. Высокий индекс участия в глобальных цепочках стоимости зафиксирован у Голландии и Новой Зеландии. Малайзия и Китай имеют отчетливую специализацию на производстве товаров в восходящих звеньях таких цепочек, а Камбоджа, Мексика и Литва специализируются на переработке импортных пищевых и сельскохозяйственных продуктов. Химическая промышленность Большое число производимых продуктов конечных и промежуточных , а также используемых производственных процессов обеспечивает химической промышленности большее, чем в других отраслях, разнообразие глобальных цепочек добавленной стоимости. В табл.
Нефть и газ основное химическое сырье трансформируется в нефтехимию, производство базовых химикатов, специальных химикатов и активных ингредиентов. Химической промышленностью производится сырье и промежуточные продукты для многих других отраслей промышленности.
Ответы на тесты по теме Экономика
Они означают возникновение всесторонней взаимозависимости национальных экономик, участие в международном разделении труда, работу на мировой рынок. Поскольку экономическая взаимозависимость может восприниматься по-разному в зависимости от масштаба и контекста, для измерения степени взаимозависимости между странами и внутри них используются различные методы. С другой стороны, одним из основных компонентов финансиализации является рост взаимозависимости финансовых систем стран мира, что, в свою очередь, означает снижение устойчивости национальных экономик, особенно их реальных секторов. Поскольку экономическая взаимозависимость может восприниматься по-разному в зависимости от масштаба и контекста, для измерения степени взаимозависимости между странами и внутри них используются различные методы. Они означают возникновение всесторонней взаимозависимости национальных экономик, участие в международном разделении труда, работу на мировой рынок. Кроме того, появляется возможность учета глобальных рисков, связанных с функционированием глобальных цепочек добавленной стоимости (в силу взаимозависимости национальных экономик через них могут передаваться макроэкономические шоки).
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
Взаимозависимость национальных экономик означает, что: Anonymous Quiz. Сегодня национальная внешнеэкономическая и экономическая политика в целом не может не ощущать на себе воздействия внешних факторов, связанных с сильной взаимозависимостью государств. В ходе усиления взаимозависимости национальных экономик, развития и усложнения мирохозяйственных связей само понятие "открытая экономика" меняется.