Новости валентин ковальчук историк

В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку.  «Сегодня мы в день полного освобождения Ленинграда от немецко-фашисткой блокады отдаем дань памяти выдающемуся ученому, крупному военному историку, заслуженному деятелю науки Валентину Михайловичу Ковальчуку. Член ПКО РГО – ОИАК края В.Н. Ковальчук во время проведения лекции.

Ковальчук В.М.. Книги онлайн

На фото Валентин Ковальчук. В Ленинградском отделении института истории историк возглавил группу исследователей, занимавшихся анализом боевых действий под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. В Петербурге открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку. Ее разместили в здании института истории РАН на Петрозаводской улице. Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и достигает 800 тысяч. Историк и исследователь Валентин Ковальчук боролся за историческую правду, благодаря его трудам миру стали известны факты о Великой Отечественной войне.

В Петербурге ушел из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук

Он изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде — цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до его исследований. Это доказал суд. В Ленинграде погибло более миллиона человек», — отметил губернатор.

Военный, награждённый орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Одним из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — отметил губернатор.

Решение увековечить память о выдающемся историке, установив мемориальную доску на здании института, в котором Валентин Михайлович проработал более сорока лет, в 2013 году принял Учёный совет Санкт-Петербургского института истории РАН. В своём выступлении на заседании, посвящённом памяти Валентина Михайловича Ковальчука, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил огромную значимость научных трудов Валентина Михайловича для отечественной истории. Его исследования о количестве жертв блокады в своё время стали прорывными и не теряют актуальности на сегодняшний день. На фото: Сергей Нарышкин Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что Валентин Михайлович Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что учёный должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается. Казалось бы, человек, который занимается фундаментальной наукой, руководит коллективами, он вместе с тем находил время и просматривал учебники истории для старших классов, более того, делал свои замечания и живо это обсуждал со своими коллегами в институте. Он переживал за воспитание детей в школе, особенно военно-патриотическое воспитание, поскольку был капитаном I ранга, полковником. Человек, который получил блестящее образование в Ленинградском государственном университете, выдающийся учёный, он держал в поле зрения всё то, что происходит в общеобразовательной школе», — подчеркнул Министр.

Валентин Михайлович выбирает непроторенные пути — изучение истории битвы за Ленинград, блокады, Дороги жизни… Именно он стоял у истоков научного изучения этих вопросов, решение которых стало смыслом его жизни. Много сил уделил Валентин Ковальчук глубокому и всестороннему изучению Дороги жизни. За книгу «Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады. Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг. Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий. На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются. И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй. Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами». Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В.

«В Петербурге открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку»

Основные труды: «Непокоренный Ленинград» 1970 и др. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. Ленинград 1941-1944» 2005. Составитель и редактор ряда сборников, в том числе «900 героических дней» 1966 , «Оборона Ленинграда. Воспоминания и дневники участников» 1968 , «Ленинградская эпопея: организация обороны и населения города» 1995 , «Страна - Ленинграду. В 1965 году в декабрьском номере журнала «Вопросы истории» совместно с Г.

Соболевым опубликовал небольшую статью «Ленинградский «реквием», в которой впервые обосновал новые, более масштабные данные о смертности жителей Ленинграда в годы блокады. Награжден тремя орденами.

Даже если Валентин Михайлович был очень занят, тем не менее он всегда брал трубку, и разговор начинался. Разговаривали они по-военному четко, сразу же озвучивая тему, и не отклонялись от нее. При этом чувствовалось по интонации, с какой искренней симпатией и уважением относились они друг к другу.

Точно так же вел себя Гранин, когда ему звонил Ковальчук. Однажды я стал свидетелем этому. Я видел, как Даниил Александрович искренне обрадовался звонку питерского историка. У него даже голос потеплел, а с лица не сходила улыбка. Когда разговор закончился, Гранин посоветовал мне познакомиться с книгами Ковальчука и был обрадован, узнав о нашем творческом сотрудничестве.

Удивительно, но с Ковальчуком у нас никогда не было споров. Были дискуссии. Споры чаще всего порождают взаимные упреки, после чего собеседники нередко долго обижаются друг на друга. У нас такого не было. Валентин Михайлович всегда оставался на редкость деликатным человеком.

Он обязательно выслушивал собеседника до конца, затем аргументированно мог возразить, но никогда не делал этого в резкой форме. Я не помню случая, чтобы он обиделся на мои замечания, касавшиеся оценки его произведений. А замечания или пожелания, естественно, возникали, как у каждого человека, занимающегося аналогичной исторической темой. Но сора из избы мы старались не выносить. Мы обсуждали материал, дискутировали о нем и, чаще всего, приходили к общему выводу.

Председатель РИО добавил, что вечером в Ленинградской области откроют мемориальный комплекс мирным гражданам Советского Союза, ставшим жертвами геноцида со стороны немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. В церемонии участвовал и президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Открытие памятной доски прошло в день 80-й годовщины со дня полного снятия блокады Ленинграда, длившейся почти 900 дней.

После окончания Великой Отечественной войны вернулся в Ленинград и начал преподавать в Военно-морской академии. В 1954 году защитил диссертацию «Защита морских коммуникаций осаждённого Севастополя», став кандидатом военно-морских наук. Работал на должностях от младшего до главного научного сотрудника , был заведующим Отделом истории советского общества ныне — Отдел истории современной России.

За книгу «Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. В 1978—1983 годах преподавал на историческом факультете Ленинградского государственного университета. За исследование истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени 2006 и памятной медалью Правительства Санкт-Петербурга, нагрудным знаком «Участник Дороги жизни» награда Совета ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии. Ответственный редактор четырёхтомника «В тылу врага» о партизанском движении в Ленинградской области.

Открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку

Дмитрий Павлов, во время войны контролировавший обеспечение продовольствием Ленинграда и ленинградского фронта, даже отправил секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову письмо с просьбой запретить публикацию новых цифр. А кому это выгодно? И власти прислушались. Жукова», — вспоминает Геннадий Соболев, указывая, что в оригинальном издании мемуаров Жукова как раз подтверждается цифра 800 тыс. Но была ли их позиция ревизионизмом? Конечно, нет, потому что те цифры, которые были предоставлены в Нюрнберге, опирались именно на списки погибших. А Ковальчук и Соболев пошли по иному пути: они просто стали считать те данные, которые были доступны, — это количество жителей на начало блокады, количество эвакуированных, количество выданных карточек, — объяснил «Известиям» Никита Ломагин, доктор исторических наук, профессор, один из учеников и коллега Валентина Михайловича. От Севастополя до Ленинграда Тема потерь во время блокады долго оставалась политизированной. Выходу первых исследований помешало Ленинградское дело — волна судебных процессов против руководства города в конце 1940-х — начале 1950-х. Но и спустя десятилетие требовалось немало смелости и упорства, чтобы решиться всерьез заняться исследованием этой сложнейшей темы.

Валентин Ковальчук в детстве собирался стать летчиком, но не прошел медкомиссию. После школы он поступил на исторический факультет Ленинградского университета и окончил его в 1939 году. А вскоре началась Вторая мировая. Вместо аспирантуры родного вуза Валентин Михайлович пошел в адъюнктуру Военно-морской академии, а после начала Великой Отечественной стал преподавать в Черноморском высшем военно-морском училище в Севастополе. Дальше было назначение в Главный морской штаб, работа над хроникой боевых действий Черноморского флота, создание архива ВМФ периода войны… Параллельно с научной работой он нес и военное дежурство на флагманском командном пункте наркома ВМФ адмирала Кузнецова. Войну Ковальчук закончил в звании полковника, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и двадцатью различными медалями. После Победы он возвращается в Ленинград и становится сотрудником Военно-морской академии имени Ворошилова, в 1954-м защищает кандидатскую диссертацию по теме «Защита морских коммуникаций осажденного Севастополя». А в начале 1960-х его допускают к засекреченным ранее документам о блокаде — и Валентин Михайлович, опираясь на уже имевшийся опыт, начал анализировать новые данные и создавать на их основе картину тех трагических событий. Уникальность его в том, что он и современник изучаемых событий, и исследователь.

Как участник Великой Отечественной войны, он хорошо понимал эпоху и то, как события отражались в документах и свидетельствах, и именно при нём и с его активным участием началось собирание этих материалов, — отметил в беседе с «Известиями» Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН. И это было только началом.

И их вдумчивое обсуждение на заседании ученого совета. В свое время ему удалось убедительно доказать, что кол-во жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальной цифры», — рассказал председатель исторического общества Сергей Нарышкин. Восстановление исторической справедливости, это то, чем всю жизнь занимался ученый Валентин Ковальчук.

Этому он посвятил все свои труды. Главный из которых о самом драматическом периоде истории родного города. Сейчас в это трудно сейчас поверить, но до середины 60-х годов тема блокады почти не поднималась в отечественной исторической науке. Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города. Музей блокады обороны в Соляном переулке начали создавать в 1943 году, когда город еще стягивало кольцо вражеской осады.

Здесь собирали оружие, наше и трофейное, а также дневники, письма и вещи ленинградцев. Большая часть коллекции уничтожили в конце 40-х годов, после так называемого «Ленинградского дела». Музей тоже попал под репрессии. Из 36 с половиной тысяч экспонатов осталось всего несколько десятков. Память о блокадных событиях стали предавать забвению.

Возродили экспозицию, посвященную подвигу ленинградцев, только в 1989 году.

Однажды я стал свидетелем этому. Я видел, как Даниил Александрович искренне обрадовался звонку питерского историка. У него даже голос потеплел, а с лица не сходила улыбка. Когда разговор закончился, Гранин посоветовал мне познакомиться с книгами Ковальчука и был обрадован, узнав о нашем творческом сотрудничестве. Удивительно, но с Ковальчуком у нас никогда не было споров.

Были дискуссии. Споры чаще всего порождают взаимные упреки, после чего собеседники нередко долго обижаются друг на друга. У нас такого не было. Валентин Михайлович всегда оставался на редкость деликатным человеком. Он обязательно выслушивал собеседника до конца, затем аргументированно мог возразить, но никогда не делал этого в резкой форме. Я не помню случая, чтобы он обиделся на мои замечания, касавшиеся оценки его произведений.

А замечания или пожелания, естественно, возникали, как у каждого человека, занимающегося аналогичной исторической темой. Но сора из избы мы старались не выносить. Мы обсуждали материал, дискутировали о нем и, чаще всего, приходили к общему выводу. Так это было, например, при обсуждении его книги «900 дней блокады. Ленинград 1941—1944», вышедшей в издательстве «Дмитрий Булавин» в 2005 году. Честно скажу, давно не получал такого удовлетворения от знакомства с хорошей и нужной книгой.

Хотя вначале, когда взял ее в руки, она показалась мне перегруженной цифрами и написанной казенным языком.

В Ленинградском отделении института истории он возглавил группу исследователей, какие занимались разбором боевых деяний под Ленинградом. Ради этого полковник Ковальчук оборвал военную карьеру и ретировался с должности завкафедрой в Военно-Морской академии. Он стал простым меньшим научным сотрудником и потерял военных льгот. Давай, будто бы сам город жительствовал, и роль Сталина или роль фокуса, она была обессилена. Впоследствии всё было засекречено безотносительно.

И нелегко представить, зачем папа этим занялся», — поделился сын историка и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Сообразно официальным послевоенным настоящим, от голода, немочей и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по лозунгу, мобилизации в армии, и у них вышло, что таковских жертв было, верно, не менее 800 тыс. Ковальчук опубликовал эти настоящие в научной статье в журнале «Спросы истории».

Дороги жизни: какой путь прошел главный исследователь блокады Ленинграда

Вспоминая Ковальчука. Уходящие в вечность В здании Санкт Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице торжественно открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку.
Борцу за историческую правду Ковальчуку открыли мемориальную доску В Петербурге появилась мемориальная доска, посвященная советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку — специалисту по истории обороны и блокады Ленинграда.

Памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку торжественно открыли в Петербурге

В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие памятной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Мемориальная доска выдающемуся советскому и российскому историку Валентину Ковальчуку торжественно открыта в здании Санкт‑Петербургского института истории РАН на Петрозаводской улице, в котором он работал более 50 лет. В Санкт‑Петербургском институте истории РАН 27 января открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Валентин Ковальчук был одним из тех участников Великой Отечественной, кто впоследствии стал ее историком. Причем историком, не боявшимся даже самой тяжелой правды. Валентин Михайлович Ковальчук родился 22 июля 1916 г. в Петрограде. 27 января 2024 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку.

На Петроградской стороне появилась памятная доска отцу братьев Ковальчуков

Текст научной работы на тему «Выдающийся историк обороны Ленинграда (к 95-летию со дня рождения Валентина Михайловича Ковальчука)». Смотрите видео онлайн «В Петербурге открыли мемориальную доску историку блокады Валентину Ковальчуку» на канале «Пятый канал НОВОСТИ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 28 января 2024 года в 9:30, длительностью 00:08:52, на видеохостинге RUTUBE. Именно Валентин Ковальчук стал главным, самым авторитетным исследователем этой темы.

Читать следующую

  • В Петербурге открыли памятную доску выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку
  • В Петербурге увековечили память историка блокады Валентина Ковальчука - МК Санкт-Петербург
  • Читать также
  • Содержание
  • Ссылок за год

Скончался историк, специалист по блокаде Ленинграда Валентин Ковальчук

Именно Ковальчук первым поведал еще об одной, менее известной ледовой трассе — Дороге Победы. Своими трудами он добился уважения не только в среде историков. Писатель Даниил Гранин, автор «Блокадной книги» — одного из главных трудов о ленинградской трагедии — считал Ковальчука порядочным человеком. Это, конечно, подвиг — остаться порядочным человеком, пребывать в этом качестве. Это превосходное, понимаете, определяющее в жизни человека», — отзывался он. Осада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года 872 дня и унесла жизни более 1 млн человек. Прорвать кольцо нацистов, стянувшееся вокруг города, удалось с шестой попытки благодаря операции «Искра». Единственным способом доставить продукты в осажденный город была Дорога жизни, проложенная по льду Ладоги. Ранее в этот день президент России Владимир Путин почтил память жертв блокады Ленинграда на Пискаревском кладбище и возложил цветы к монументу «Рубежный камень» на Невском пятачке.

До этого, 25 января, российский лидер в своем приветствии участникам и гостям международного слета потомков победителей «Внуки Победы. Ленинград» заявил, что память о подвиге освобождения Ленинграда от блокады священна.

Награжден тремя орденами. Лауреат литературной премии имени маршала Советского Союза Л. Ковальчуку была открыта мемориальная доска. Умер 4 октября 2013 года.

Похоронен на Казанском кладбище в Пушкине. Вы можете поделиться информацией:.

Напомним, Валентин Михайлович Ковальчук 22 июля 1916 — 4 октября 2013 — крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы. Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 200 научных работ, а также фундаментальных научных трудов, в числе которых — один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», «Ленинградский реквием в соавторстве с Г. Читайте также.

Под руководством Ковальчука вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Михайлович доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч.

Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука. По последним данным, закреплённым судебным решением, число жертв блокады превышает миллион человек. Ковальчуку в Санкт-Петербургском институте истории РАН 27 января 2024 года состоялась церемония открытия мемориальной доски В.

В Петербурге открыли мемориальную доску историку блокады Валентину Ковальчуку

Работницы изготавливают снаряды в цеху одного из ленинградских заводов (Фото: РИА Новости). Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и достигает 800 тысяч. На фото Валентин Ковальчук. В Ленинградском отделении института истории историк возглавил группу исследователей, занимавшихся анализом боевых действий под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Валентин Михайлович Ковальчук (22 июля 1916 — 4 октября 2013) — историк, доктор исторических наук (1976). Полковник. Заслуженный деятель науки РФ.

Ковальчук В.М.. Книги онлайн

Был рекомендован в аспирантуру. Однако, «по мандатным данным и показателям успеваемости» получив звание старшего лейтенанта, направлен в адъюнктуру на командный факультет Военно-морской академии имени К. Более двадцати лет, включая годы Великой Отечественной войны, В. Ковальчук служил в разных должностях в учебных подразделениях и институтах военно-морского флота, был историографом Морского генерального штаба.

В 1960 году, после обращения из Академии наук СССР, демобилизован в звании полковника и принят научным сотрудником в группу истории советского общества Ленинградского отделения Института истории Академии наук.

Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг. Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий. На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются. И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй.

Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами».

Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного.

Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов. Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И. Пироженко, помощника машиниста В.

Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал. Люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Другой состав отправился из Ленинграда на Большую землю. Его вёл паровоз Эм 721-83, которым управлял старший машинист П. Теперь в Ленинград регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это даётся.

Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По решению Президента России музей остался на старом месте в Соляном переулке, хотя были другие предложения. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», - отметил Александр Беглов.

Отечественный историк признан крупнейшим специалистом по истории обороны и блокады Ленинграда. Выдающийся ученый посвятил этой теме более полувека. Под руководством ученого вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», а также пятый том «Очерков истории Ленинграда», который посвящён военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды.

Видимо, и я был ему интересен, так как наши встречи в его квартире стали регулярными и не проходили бесследно. В новых его книгах я находил темы, которые мы до этого обсуждали. В первую очередь его интересовали мои разработки, касавшиеся действий немецких войск под Ленинградом. Валентину Михайловичу, как человеку, ориентированному на все новое, что появлялось в печати, интересно было узнать, о чем писал бывший противник в своих мемуарах. Здесь я оказался ему полезен как переводчик с немецкого языка. Первое мое посещение в 2005 году квартиры Валентина Михайловича на Васильевском острове запомнилось не столько содержанием нашей с ним беседы, а тем, что он достал и вручил мне комнатные тапочки. Они были абсолютно новые, еще в целлофане. Ковальчук вручил мне их со словами: «Они теперь ваши, будут стоять отдельно от других».

Это был знак уважения питерского интеллигента к своему гостю. Так я это тогда воспринял, так считаю и по сей день. Валентину Михайловичу было уже около 80 лет, у него имелись серьезные проблемы с ногами, передвигался он с помощью ходунков, тем не менее обходился без посторонней помощи. В этот день он предложил мне побеседовать с ним за ужином. Видимо, ему хотелось больше узнать о только что вышедшей моей книге «По обе стороны блокадного кольца». Пока готовилась форель, привезенная ему с Карельского перешейка, я просматривал одну из его статей. Валентин Михайлович в это время хозяйничал на кухне, решительно отвергая мои попытки помочь ему. Еще толком не зная собеседника как историка, я уже начал проникаться уважением к нему как к человеку.

Я не знал, с чем связывать знаки его внимания ко мне. Уже позднее понял, что Валентин Михайлович так вел себя со всеми, кто был ему симпатичен.

Память об учёном. В Петербурге увековечили имя историка блокады Ковальчука

Член ПКО РГО – ОИАК края В.Н. Ковальчук во время проведения лекции. Ведущие отечественные и зарубежные историки отмечали тот значительный вклад, который Валентин Михайлович внес в изучение блокады и боев за Ленинград. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Историк и исследователь Валентин Ковальчук боролся за историческую правду, благодаря его трудам миру стали известны факты о Великой Отечественной войне, блокаде в Ленинграде и новейшей истории России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий