Масленица 2021: традиции и обряды празднования. В 2021 году праздновать Масленицу начнут в понедельник 8 марта, а закончат в воскресенье 14 марта. Это неделя перед Великим постом, символизирующая проводы зимы и встречу весны. Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как «честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица». Масленичные музыкальные игры. Игры и забавы на Масленицу очень шумные и активные, и очень этому способствуют быстрые веселые мелодии.
Игры на Масленицу на улице для всех возрастов
для массового гуляния. рассказывает о самых интересных традиционных забавах на Масленицу. день весеннего равноденствия.
Символы в организации праздника Масленица
- Сообщить об опечатке
- Как весело отпраздновать Масленицу с детьми: игры, поделки и история праздника
- Подвижные игры на свежем воздухе
- Игры на Масленицу на улице для детей: 20 интересных - смотреть видео (видео)
- Игры на улице
В какие традиционные игры можно сыграть на Масленице
В этот день устраивают весёлые игры, а ещё много гуляют на свежем воздухе, катаются на каруселях и санях. Как отмечают Масленицу в среду? Среда Масленой недели — Лакомка, когда нужно потчевать гостей блинами собственного приготовления. В этот день нужно встречать гостей, потчевать их блинами и другими угощениями. Много веков назад на Лакомку наши предки устраивали кулачные бои и проводили конные соревнования. Что делают в четверг на Масленицу? Четверг Масленицы — Разгуляй — день, когда начинаются широкие гулянья.
В этот день нужно прекратить все работы по дому, так как принято веселиться, водить хороводы и петь песни, а ещё играть в снежки, разводить костры и прыгать через огонь и, конечно, объедаться блинами. Что делают в 5 день Масленицы? Пятница в Масленицу — Тёщины вечёрки. По старинной традиции в этот день зятья приглашают в дом тёщ и угощают блинчиками. Что интересно, пекут угощения не мужчины, а их жёны. Неженатым парням в масленичную пятницу можно заняться поиском любимой девушки, чтобы обзавестись потенциальной тёщей.
Что делают на шестой день Масленицы? В масленичную субботу, которую называют Золовкиными посиделками, невестка приглашает к себе сестёр и других родственниц мужа, поит чаем и угощает блинами. В первый выходной Масленицы гостям принято дарить небольшие подарки. Что делают в воскресенье Масленицы? В воскресенье Масленицы во время народных гуляний сжигают чучело, а ещё просят прощения у родных, потому что в православной традиции этот день, предваряющий начало Великого поста, называют Прощёным. На седьмой день блинной недели нужно обязательно сжечь чучело, а ещё попросить прощения у родных и близких людей за размолвки, которые случались у вас за прошедший год.
Но принцип тот же - завязываем глаза, берём палку и бьём. Бить по горшку надо сверху вниз. Побеждает тот, кому удалось разбить горшок за фиксированное число попыток обычно за три. Вместо горшка можно взять боксёрскую грушу или мешок, набитый песком, соломой, опилками. Побеждает тот, кто попал по мешку палкой глаза завязаны. Поиграем с верёвкой Празднование Масленицы не обходится без разнообразных игр с верёвками. Самые распространённые - перетягивание каната, разнообразные варианты прыжков через верёвку и игра под названием "удочка".
Суть этой игры примерно как в анекдоте "карусель-карусель - кто успел, тот присел", только надо, наоборот, подпрыгивать. Ведущий берёт длинную 3-5 метров верёвку за один конец ко второму концу привязан груз, например мешочек с песком и раскручивает вокруг себя. Остальные прыгают вверх и в стороны, чтобы верёвка их не задела. Тот, кому не удалось избежать касания верёвкой, выбывает из круга. Побеждает тот, кто остался последним в круге. И наконец огонь. Сжигание чучела зимы на Масленицу Кульминация праздника - сожжение чучела, символическое прощание с зимой.
Традиционное чучело имело следующие черты: это обрядовая кукла, как правило, в человеческий рост, с узнаваемым женским обликом. Изготавливали такое чучело из тряпок и соломы, одевали в старую одежду. Традиция сжигать чучело на Масленицу изначально связана со славянской богиней смерти Мореной. Живому человеку запрещено было смотреть в глаза богине, поэтому у традиционного чучела глаза нарисованы закрытыми, или же лицо не нарисовано вовсе. Раньше изготовление чучела было обязательным коллективным творчеством. В некоторых регионах материалы для него собирали со всех дворов деревни, каждая семья должна была что-то дать для масленичного чучела, хоть клок соломы - это считалось хорошей приметой. Во многих регионах России кроме одного общего большого чучела делали маленькие обрядовые куклы из тряпок и соломы.
Такие маленькие куколки были частью традиций масленичной недели и потом становились личными или семейными оберегами.
Первый добежавший получает приз. Рекомендовано для использования на уроках ОПК. На заставке фрагмент фото LoneGuard.
Упавшая на землю шапка — признак победы. В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие: бить по шапке. Игра «Перетягивание ступнями». Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину. Игра «Кто останется в круге»? Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться — выходит из игры. Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника. На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы. Хоровод «Во саду ли, в огороде». Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни: «Во саду ли, в огороде Девица гуляла, У ней русая коса, Лента голубая. Ух, ух, уха — ха — все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются. Что вы, что вы, что вы, что вы». Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше: «Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Лицом круглоличка. Ух, ух, уха — ха — все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой. Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха — ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу. Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы — тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость. Игра «Ручеёк». Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку. Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Золотые Ворота. Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее.
Традиционные игры русских на Масленицу
Классический конкурс для всех возрастов, который можно проводить и на улице в Масленицу. Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица (первые три дня, когда традиционно можно было заниматься хозяйственными работами) и Широкая Масленица (последние четыре, когда все работы прекращались). Катание с горки на масленичных гуляньях. /. По традиции Масленичная неделя начинается за неделю до Великого Поста и за 56 дней до Пасхи.
Игры на Масленицу на улице для детей: 20 интересных
Зеленина , могли быть передвинуты также на Чистый четверг последней недели поста. Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869.
В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В.
Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35].
Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36].
Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.
Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43].
Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы.
В четверг начиналась широкая Масленица. С этого дня и до следующего понедельника нельзя было заниматься бытовыми делами. Все должны были гулять и веселиться: молодые люди прыгали через костёр, водили хороводы, распевали частушки. Детвора делилась на две команды. Одна защищала снежную крепость, которую строили ещё с понедельника, другая — её осаждала. Василий Суриков, «Взятие снежного городка», 1891 год. Кулачные бои устраивали тоже в четверг.
Состязание носило ритуальный подтекст борьбы зимы с весной, зла с добром. Оно проводилось с соблюдением правил: бились до первой крови, упавших не трогали, в рукавицы запрещалось подкладывать предметы. После боя мирились и шли в трактир. Фёдор Солнцев, «Кулачный бой», 1836 год. Пятый день — «Тёщины вечеринки». В пятницу наставала очередь тёщи наведаться в дом к зятю. Ранним утром он присылал за ней зватых.
В завершении праздника по традиции было сожжено чучело, символизирующее прощание с «Зимой» и приход «Весны». На площади Владыкинского сельского дома культуры прошло театрализованное представление «Прощай, Зимушка-зима! Владыкино — Конева А. Также в нём приняли участие сказочные персонажи Леший краевед-любитель — Карасёв А. Владыкино — Ширшова М. Чествуя Масленицу, все присутствующие водили хороводы, пели частушки, состязались командами в русских народных играх, мерились силушкой богатырской. Жители села могли не только сфотографироваться с настоящим русским дровяным самоваром, но и угоститься вкусным горячим чаем с баранками и главным символом праздника — блинами. Проводы зимы увенчались символическим сожжением чучела, как знака окончания зимы и встречи весны. В Васильевском сельском клубе совместно с библиотекарем Васильевской сельской библиотеки при материальной поддержке индивидуальных предпринимателей Ефимоновой О. Н, Захаровой Е. Мероприятие прошло шумно, весело, под народные мелодии. Гостей угощали вкусными горячими блинами. Провожали зиму с хороводами, играми, народными забавами, плясками, песнями, частушками. В селе Макарово состоялся праздник «Широкая масленица». Мероприятие получилось весёлым, разнообразным и очень красочным. Работники библиотеки и Дома культуры подготовили интересную программу с театрализацией и конкурсами. Был накрыт богатый стол с самоварами, блинами с икрой, мёдом, вареньем и сметаной. Многие односельчане пришли на праздник наряженные в русские сарафаны и платки, что так же создавало общую праздничную атмосферу. В проведении праздника участие приняли все организации, находящиеся на территории села. Еланская сельская библиотека совместно с сельским домом культуры провели проводы зимы «Масленица! Широкая, разгульная! Все гости праздника с энтузиазмом участвовали в конкурсах, играх, пели частушки и народные песни. Юноши поднимали гирю, перетягивали канат, поднимались на столб. Затем всех угощали блинами с вареньем и сметаной и чаем.
Считалось, что чем дальше сумеешь прокатиться, тем больше в жизни будет счастья. Обязательным атрибутом праздника были качели — катание тоже имело свой символический смысл. Чем выше сумеешь подняться, тем лучше будет урожай в новом году. Это день праздничных гуляний, демонстрации лучших нарядов и обязательное угощение блинами. Их пекли в каждом доме, хозяйки хвалились своим кулинарным мастерством. Обязательно ходили в гости и звали гостей к себе, не забывали угощать нищих и стариков. Помимо блинов, на стол подавали традиционные оладьи, пирожки со всевозможными начинками. Среди любимых блюд праздника были рыбные расстегаи и другие виды выпечки. Продолжались народные гуляния, массовые катания на санях, всюду звучало пение и смех. Одной из широко распространенных традиций стало катание на санях вокруг деревни, причем катались обязательно «по солнышку» — по часовой стрелке. Еще одной массовой народной забавой была оборона и взятие снежной крепости, в ней принимало участие все взрослое население. Зять отправлялся к теще на блины, а она старалась как можно лучше встретить и угостить его. В этот день отправлялись в гости к родне, а невестки обязательно приглашали в гости сестер мужа с семьями. Прощеное воскресенье — одна из традиций православной церкви. В последний день перед началом Великого поста следовало обязательно попросить прощения у родных и близких, а также самому простить все обиды. В церкви проводилась специальная служба, а в деревнях и городах устраивали проводы Масленицы. Этот обряд чаще всего сопровождался ритуальным сжиганием чучела или его похоронами.
Сценарий игровой программы на Масленицу на улице для детей
- Игры на Масленицу - Православный журнал «Фома»
- Календарь масленицы до 2030 г
- Игры на Масленицу для взрослых и детей
- Катание на санях и с горок на Масленицу
- Игры на Масленицу: идеи для детей и взрослых
Как весело отпраздновать Масленицу с детьми: игры, поделки и история праздника
В ряде мест традиция требовала, чтобы парень катал одну и ту же девушку не более трёх раз. Обычно девушки выстраивались около горы, ожидая приглашения прокатиться, после которого молодые люди поднимались на её вершину. Скатываясь на маленьких саночках, парень усаживал девушку себе на колени, а она обнимала его за шею, при этом он демонстрировал своё умение управлять санками: проехать плавно и не перевернуться. Взятие снежного городка. При катании компаниями наиболее часто использовали большие сани. Особым удальством считалось запрыгнуть в сани, когда те уже скатывались с горы. Группа молодёжи каталась на ногах «юзом» или «юром», то есть цепочкой, обхватив друг друга руками. Такие катания были испытанием не только личных качеств, но и умения человека действовать в коллективе. Катания на Масленицу принимали невиданный размах; недаром в некоторых местах Масленицу называли «катальным заговеньем».
В этих катаниях — съездках — принимало участие население всей округи. Начинались они с середины дня. Катались одним рядом или несколькими, вдоль или вокруг поселения, обычно центрального, а также между поселениями или на ярмарках. Молодёжь готовилась к этим выездам заранее. Девушки и парни одевались в лучшее: меховые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны из дорогих тканей и шали, новые валенки. Девушки непременно белили и румянили лица. Парни готовили к выезду лучшие расписные или резные сани, застилали их коврами или меховыми накидками, начищали конскую сбрую, вытаскивали лучшие дуги — тяжёлые, раззолоченные, раскрашенные, кроме того, чистили и украшали лошадей.
При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину. Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги.
Кто не сумеет удержаться — выходит из игры. Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника. На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы. Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни: «Во саду ли, в огороде Девица гуляла, У ней русая коса, Лента голубая. Ух, ух, уха — ха — все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются. Что вы, что вы, что вы, что вы».
Примерно в это время «хозяин леса» пробуждается от спячки и выходит из берлоги. Чтобы отдать почести Велесу, мужчины танцевали особые «медвежьи» танцы, используя для этого специально изготовленные костюмы. Женщинам нельзя было участвовать в ритуальном действе, но у них была другая задача — они пекли комы — особые круглые хлебцы из разных сортов муки. Комы ставили на праздничный стол, но главное их назначение было культовым. Выпечку приносили в дар Велесу, для чего относили их в леса. Там на больших пнях накрывали столы, чтобы олицетворение божества — медведь, мог выйти из леса и полакомиться. Считалось, что если звери благосклонно примут дары, то весь год не будут губить скотину и разрушать пасеки. Хорошо всем известная поговорка: «Первый блин — комом» связана именно с этим ритуалом. Правда выглядела она раньше как «Первый блин — комам», то есть медведям. Пока угощение не будет отнесено в лес, никто не приступал к поеданию блинов — это означало бы грубое оскорбление «хозяина». Но перед этим, на самой заре первого дня Масленицы, славяне шли с песнями на перекрестки дорог и возвышенности, чтобы рассыпать там зерно. Это угощение предназначалось для нечистой силы, которая по древнему поверью могла превращаться в сорок. Птицы должны были склевать подношение и на протяжении всех праздничных дней нечисть не вредила людям. В славянских городах и деревнях Масленица считалась самым сытным праздником. Ни одно торжество не предполагало такого обилия угощений. Столы выставляли на улице, и они ломились от разных яств. Пироги, булки, печенье, закуски, мед, кисель, квас — все это было второстепенными блюдами, так как на всех столах царили блины.
Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем. Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели. Также в обязательную программу входили лазанье за призами на столбы, кулачные бои, катание на больших качелях. Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались. Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона. Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты. Многие отождествляли христианских святых с языческими и перестраивали капища на церкви. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса.
Масленица - проводы зимы: традиции, игры и конкурсы
Масленица: что за праздник и как его отмечать. день весеннего равноденствия. Масленичная неделя подходит к концу. Один из самых веселых праздников традиционно отмечают народными гуляниями, которые пройдут по всей стране. Масленичная неделя подходит к концу. Один из самых веселых праздников традиционно отмечают народными гуляниями, которые пройдут по всей стране. Кустодиев Масленица. Немалая часть масленичных традиций на самом деле посвящена и поминанию умерших.
Игры и конкурсы на Масленицу для всех возрастов
Теги: масленичная неделя, масленица история, масленица для взрослых, история масленицы, игры на масленицу. Чучело Масленицы — огромную соломенную бабу — в начале Масленой недели встречали с величальными песнями, возили в санях, катали с горок. Кульминацией праздника стало традиционное масленичное угощение блинами. На масленичную неделю приостанавливались всякие работы и крестьяне разъезжались по базарам, закупали продовольствие к празднику и обновки. Конкурсами, играми и забавами традиционно так отмечают масленичную неделю. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом.
Традиционные игры русских на Масленицу
Организаторам нужно подготовить настоящий снежный лабиринт. Сначала его план чертят на бумаге. Если не получается придумать запутанную схему, готовые варианты легко можно найти в журналах с головоломками. Далее из снега выстраиваются стены лабиринта согласно выбранной схеме.
Чтобы не запутаться при строительстве, следует заранее прочертить ногой или палкой очертания конструкции. Если времени на подготовку мало, а на земле есть слой снега хотя бы 10 см, можно просто протоптать дорожки лабиринта. Игроки должны пройти лабиринт от начала до конца.
Побеждает тот, кто сумеет преодолеть его быстрее всего. Задания для этого уличного конкурса на Масленицу можно усложнять, делая его интересным для всех возрастов: ставить по дороге флажки, которые нужно собирать; запускать в лабиринт командами; делать в лабиринтах «двери» обозначать их черточками , открыть которые можно только путем решения загадки. Если Масленицу планируется праздновать в частном доме в регионе, где выпало много снега, лабиринт можно сделать фундаментальным, из настоящих снежных кирпичиков.
В качестве формы для кирпичиков подойдет любой прямоугольный ящик. Для скрепления кирпичей следует использовать воду: она быстро застывает и образовывает лед. Такой лабиринт простоит очень долго, хоть весь остаток зимнего сезона, и будет радовать глаз.
Кто устоит на санях Еще одно развлечение на санях, которое понравится и детям, и взрослым. Выполнить его нужно в парах ребенок-взрослый, либо в парах девушка-парень. Один участник мини-команды встает на сани, а другой тянет его.
Нужно пройти расстояние до финиша так, чтобы стоящий на санях не упал. Помимо этого, засекается и время, за которое игроки проходят путь. Побеждает та пара, в которой ездок не упал с саней и которая пришла раньше всех остальных.
Чтобы игра была безопасной, нужно выбирать широкие площадки с толстым слоем снега. Он смягчит падение. Также нужно убедиться, что под снегом нет опасного мусора.
Лучше, если данный уличный конкурс на Масленицу для всех возрастов будет проводиться в хорошо знакомом месте. Города Все собравшиеся на праздник делятся на две группы — города. Можно назвать их существующими городами Тула, Воронеж, Москва и т.
Правила игры: На площадке, длина которой должна быть минимум 20 метров, в разных концах очерчиваются «города».
Это подтверждает и само меню праздника, в котором преобладают изделия из коровьего молока и муки. Для описания праздника Масленицы используется преимущественно "пищевая" терминология. Ее названия - Объедуха, Обжорница, Блинница, Блиноедка, Сырная неделя, Прожорная неделя - напоминают о том, что главный ритуал этого магического периода - это сплошное столование. Смысл названия в том, что праздничный день - "пустой" от трудов, когда время должно остановиться, а время приема пищи в отличие от будней не ограничено строгими рамками". Многие ученые считают, что магические мотивы масленичного обжорства - во-первых, плодородие: люди хотели таким образом вызвать обильный урожай. Второй тайный смысл - опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными. Первое место на масленице занимали блины, которых, как писал в XIX веке исследователь Иван Божерянов, "обычай позволял есть до пересыта" и вообще следовать пословице: "Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду". К масленичным блюдам в разных регионах относили также пряники, пироги, орехи, молочные продукты и блюда из творога. Но наряду с этим запрещалось употреблять в пищу "рогатых, крылатых, рылатых и носатых животных, исключая рыб-водоплавок, икры, нежно-розовой семги".
Это указывает на еще один важный момент. Масленицу называют также Мясопустной неделей, что напоминает о ее близости к Великому посту - при всем обилии масленичного стола на нем уже не было мяса. Здесь исследователи проводят параллель с европейским карнавалом, название которого трактуется как "прощание с говядиной" - carnis-vale лат. Остатки не сладки Обычай требовал, чтобы еды на Масленицу приготавливалось с запасом - больше, чем могли съесть, а обращение с излишками тоже строго регламентировалось народной традицией. В Прощеное воскресенье масленичные блины бросали в костер, на котором сжигали чучело зимы. Это тоже был способ поминовения усопших - в древние времена Зима на масленичном костре олицетворяла славянскую богиню смерти Морену поэтому ее обязательно изображали с закрытыми глазами, чтобы живые не могли встречаться с ней взглядом. Оставшаяся от Масленицы пища считалась в последующие дни "поганой", и даже самые бедные крестьяне старались ее не есть. Доедать блины можно было только в первый понедельник Великого поста, который называли "тужилками" от слова - тужить, то есть скучать, печалиться. В этот день женщины тщательно убирали дом от остатков жира, масла и других следов масленичной трапезы, а мужчинам позволялось опохмелиться и сходить в баню. Наступало трудное время поста, когда ничего скоромного, то есть мясного и жирного, есть не разрешалось.
Традиции изготовления блинов Блин - одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Однако на Масленицу производство блинов требовало не только кулинарного мастерства, но и соблюдения определенных правил. О том, что "опару для блинов стряпухи приготовляют с особыми обрядами", писал в XIX веке Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": Одни опару готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц. Здесь они причитывают: "месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взглянь в окошко, подуй на опару", от этого будто блины бывают белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речку, колодезь или озеро, когда появятся звезды Исследователь подчеркивал, что "приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних", потому что "малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу". Таинственность, с которой готовились блины, подчеркивает то, что наши предки наделяли их магическими свойствами. Первое, с чем ассоциируется горячий золотистый блин, особенно во время проводов зимы, - это солнце. Но солярной символикой значение этого блюда не ограничивается.
Катание в упряжке на Масленицу также давало возможность молодым людям познакомиться друг с другом для дальнейшего создания семьи.
Ледяные горки на Масленицу делали специально и практически на каждой улице. Съезжали с горок на самых разных приспособлениях: на салазках небольшие сани на корзинках, заранее облитых водой и замороженных на корёжках замороженных досках на чунках ручные сани Сегодня масленичные катания и на лошадях, и с гор по-прежнему популярны и являются неотъемлемой частью Блинной недели. Медведь на Руси ассоциировался с богом Велесом - одним из главных богов в славянском пантеоне. Бог Велес был покровителем скота, богом плодородия и мудрости, поэтому Велесу и символизировавшему его медведю отводилась важная роль на Масленицу. На Руси считалось, что медведь, воплощающий Велеса, способен отвести беду и обладает целебной силой. Забавы с участием медведей были широко распространены как среди простого народа, так и среди знати. Вождение медведя на Масленицу было чрезвычайно популярным и заключалось в том, что вожак вместе с животным приходил в деревни, устраивая целые представления. Нередки были и схватки с медведем: обычно в них участвовали хорошо подготовленные люди. Сегодня живого медведя на Масленицу не увидишь: его роль обычно исполняет ряженый или актер.
Для людей была организована торговля пирожками, блинами, пирожными, сахарной ватой и шашлыками, а Дом культуры при поддержке администрации сельсовета, организовал бесплатный чайный стол с горячим чаем, конфетами и бубликами. Александр Кунин катал ребят на коне, запряжённом в сани, которые сам же и украсил. Люди водили хороводы, подпевали артистам и танцевали. Мальчиши-силачи поднимали гирю и подкреплялись блинами. Под «Рукавицы барановые» играл детский шумовой оркестр на ложках, трещотках. Большой хоровод водили всем селом! В проведении Масленицы активное участие приняли: театральная студия «Позитив», детская вокальная студия «Радость». После уличного действия детей ожидал в Старобелокурихинском сельском Доме культуры тематический просмотр мультфильма «Снегурочка» и викторина. Организаторы праздника выражают благодарность за оказанную помощь Старобелокурихинскому сельсовету, в лице Н. Петиной, и неравнодушным односельчанам, оказавших помощь в подготовке и проведении мероприятия. В Нижнекаянче на проводах зимы не было отбоя от желающих прокатиться в санях, запряженных с тройкой красивых лошадей. Для детей были устроены веселые конкурсы и забавы, особенно повеселись дети шагая на ходулях. По ходу театрализованного действия Скоморохи в ярких костюмах веселили собравшихся своими чудачествами. Мороз не давал стоять на месте и под веселую музыку встречая весну жители села проводили капризную зимушку, которая пообещала вновь вернуться к исходу 2023 года. В селе Белое прошли традиционные народные гуляния «Приходи, честной народ. Масленица всех зовёт! Весёлые скоморохи развлекали гостей шутками, да прибаутками, приглашали всех жителей села принять участие в традиционных конкурсах. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику. Непременная традиция Масленицы — угощение блинами. Был организован конкурс среди жителей села на самый вкусный блин. Многие с удовольствием приняли в нем участие. Победила Верёвкина Маргарита, её блины оказались самые вкусные. Для гостей праздника была оформлена фотозона, организованы угощения шашлыками, блинами, травяным чаем. Для детей проведён мастер класс по созданию куклы — оберега. В конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое. Праздник получился весёлым, ярким и запоминающимся. Жителей и гостей села задорные ведущие развлекали шутками, прибаутками. Хозяйку Зиму провожали с весельем и почестями. А Баба Яга не хотела пускать Весну, спрятала её, надо было очень постараться присутствующим на празднике, чтобы она вернула Весну, они исполняли её прихоти, отгадывали загадки, участвовали в соревнованиях.