Новости святой касьян православие

Фактически народный святой Касьян не имеет никакого отношения к Иоанну Кассиану Римлянину, который и стал Святым Касьяном в православной традиции.

Ошибка в тексте, битая ссылка?

И когда Господь сотворил ангелов, они тоже были, если можно так выразиться, еще «сырыми» по отношению к добру и ко злу. Но, благодаря своей силе, они все самоопределились к добру. Но в момент этого самоопределения, когда они еще не устоялись во свете, произошло грехопадение от Денницы. То есть он обратил внимание не на Бога, а на себя, и это явилось причиной того, что ангелы согрешили. Ведь Я же вас учил добру», почему именно Иуда его предал, ведь все же знали Иисуса, все слушали Его проповеди, а почему-то все считают, что только Иуда предал Христа? Почему они пришли с мечами и с кольями на Него как на разбойника и вора? По одной простой причине: днем они боялись брать Его в храме, дабы не было возмущения в народе, ибо многие из народа почитали Его великим пророком. Поэтому они пришли ночью, с мечами и кольями, чтобы Он не убежал, потому что они знали, что Он находится в окружении учеников. И хотя он говорил о добре, вспомним, Петр все же взял меч и отсек рабу первосвященника ухо.

Все знали, что могла быть кровопролитная потасовка — много было пророков, которые приходили в Иудею и возмущали народ, и все заканчивалось кровопролитием. Они шли наверняка, потому что появилась единственная возможность поймать Спасителя, — как они считали, возмутителя народного спокойствия, — и предать Его смерти. А Иуда послужил только поводом. Грех не только на нем одном. Господь специально посылает нам это искушение, потому что Сам его претерпел. Знаете, почему? Чтобы мы научились не осуждать: грех предательства настолько ранит душу человека, что человек сразу впадает в грех осуждения и может находиться в ненависти к обидчику, предателю и удерживаться сатаной в грехе злопамятства. А как мы с вами знаем, и святые отцы об этом говорили, печать антихриста есть грех злопамятства.

И поэтому сегодня, когда нас так часто предают, мы должны, прежде всего, научиться не осуждать — бояться этого греха. Во-вторых, должны научиться поступать великодушно по отношению к нашим предателям и молиться за них. В-третьих, мы не должны от людей, которым делаем добро и к которым относимся всей душою, ожидать что-то взамен. Мы делаем добрые дела для Бога, и от Бога получим награду на Небе. Даже святые отцы говорят: на земле не надо ожидать от Бога никакой награды, потому что тот, кто не ждет, может внезапно обогатиться, а тот, кто ждет от Бога награды, ничего не получит. Господь молился за Своих обидчиков. Единственное, когда человек в предательстве не исправляется, мы можем ограничить общение с ним — не ради ненависти, а ради его спасения. А почему нельзя забыть предательство?

Вернее, можно, но это стоит очень больших трудов. Кто никогда не предаст человека — это Господь Бог и святые, которые находятся вместе с Ним. Все остальные могут сделать это согрешение, и никто из нас не должен надеяться, что именно с нами этого не будет, — будет. И бывает. И Господь дает нам эту школу, чтобы мы научились не осуждать, быть великодушными, молились за своих обидчиков. Боль душевная в том, что родной человек поступил подло, поступил некрасиво. И вот эта подлость рождает в душе состояние удивления, которое потом перерастает в осуждение: «как он мог? Я для него все, а он мне вот так».

Так вот, это удивление и есть начало великого осуждения. А осуждение — такой грех, который похищает из души всю благодать Божию, всю радость. Блажен тот, кто простит, останется великодушным и, так сказать, богоподобным в этом отношении. Может быть, в этом выход? И очень трудно потом с ними разговаривать и разбудить их к нормальной, естественной жизни. Да, конечно, не всем нужно доверяться, это правда. И в Священном Писании сказано о том, что знакомых у тебя да будут тысячи, а советником только один из них, то есть другом. И блажен человек, который находит друга себе.

Что такое низость души? Это когда человек не думает о вечной жизни, о Боге, не думает о посмертном воздаянии, а думает о вещах насущных, и что всего хуже — о вещах греховных. И, думая только о себе потому что эгоизм — проявление низости души , человек совращается. Так вот, низость души нашей поправляется молитвою, размышлениями о всеобщем благе, о благородстве, дружбе, великодушии, подвиге. То есть обо всем самом светлом, возвышенном, высоком. К этому призывает Господь. Да, тяжело, но мы должны стараться.

Вязьмы 27. Его Преосвященству сослужили благочинный Угранского округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Александр Курмелёв и клирики собора: иеромонах Симеон Берёзкин и иеромонах Дамиан Попков. Молитвенные песнопения исполнил Архиерейский хор регент — Елена Платонова.

Этому есть объяснение. До XV века новый год на Руси начинался с марта — то есть после Касьянова дня наступал високосный год, от которого по традиции ждали разных бед, напастей и катаклизмов. И именно это обстоятельство повлияло на не самый положительный образ святого Кассиана, невзирая на то, что его жизненный путь был благочестивым. О нем и его характере было сложено множество поговорок: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать", "Касьян на что ни взглянет, все вянет", "Худ приплод на Касьянов год". Восточные славяне были уверены: святой злится на то, что его память редко чтут: "Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а немилостивому Касьяну — один в четыре года", "Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет". В некоторых уездах и губерниях он даже не признавался за святого, а само его имя считалось позорным. В образе святого Касьяна, который известен по восточнославянским легендам, присутствуют демонические черты: большие нависающие веки, смертоносный взгляд "Касьян на что ни взглянет, все вянет" , косоглазие "Касьян глазом косит" , дурной характер, злобность, связь с дьяволом и бесами, которыми он был украден в детстве "Касьян — стражник ада" , а также завистливость, склочность, маленький рост так, к примеру, думали болгары. На Руси такой образ прижился легко еще и потому, что имя Кассиан было созвучно языческому Кощею — самой могущественный и непобедимый злой сущности в славянской мифологии, тому самому Кощею Бессмертному, знакомому всем по русским народным сказкам. Легенды о святом Касьяне Согласно одной из легенд, Касьян был ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу. Совершив предательство, Касьян раскаялся, Господь пожалел грешника и назначил ему наказание. Он приставил к нему ангела, который бил Касьяна молотом по лбу три года подряд, а на четвертый год давал ему отдых.

Сегодня 29 февраля православные вспоминают Касьяна 29 фев. Так как 29 февраля бывает лишь раз в четыре года, в народе всегда ходили мрачные слухи о нем. Касьян родился в богатой семье в Галлии. С детства он был очень любознательным, а в юношеском возрасте поехал учиться в Константинополь к Иоанну Златоусту. После Касьян стал отшельником.

Нас ждет один из самых опасных и демонических дней

Легко догадаться, какой ответ пришелся Богу не по душе. В итоге Николаю назначили быть именинником дважды в год, а проштрафившемуся Касьяну — раз в четыре. Некоторые филологи уверены, что образ Касьяна дополнительно исказили тени языческого прошлого. Святого, как ни странно, отождествляли в народе с Вием. Помните финальную сцену в повести Гоголя?

Гулкая церковь, наполненная беснующейся нечистью, очерченный мелом круг на полу и побелевший от страха послушник, читающий трясущимися губами псалмы. А напротив — кряжистое чудовище в комьях земли, в железной маске, требующее замогильным голосом поднять ему веки. Но дотошные исследователи доказали: в памяти народной все смешалось не хуже, чем в доме Облонских. По версии историка Елены Дмитриевой, Вий — своеобразный вариант славянского бога Велеса, хозяина стада быков, железа и подземного царства.

С Касьяном их объединяет, прежде всего, место жительства: святой предпочитал благоустроенному скиту подземную пещеру. Касьян, по легендам, мог так посмотреть на скотину, что та околевала. Вий взглядом уволакивает в подземный мир... Несмотря на обилие апокрифических версий, високосный год появился гораздо раньше христианства.

Идея раз в четыре года вводить дополнительный день пришла в голову астроному Римской империи Созигену в 46 году до н. К тому времени в римском календаре, который отсчитывал год по лунным месяцам, царила полная неразбериха. Продолжительность лунного года составляла 355 дней — на 10- 11 суток меньше солнечного. Погрешность то и дело приводила к казусам.

Например, приходилось отмечать праздник жатвы зимой. Чтобы начало года не прыгало, жрецы—понтифики раз в два года вставляли в календарь дополнительный месяц — марцедоний. Его, по религиозным соображениям, помещали между 23 и 24 февраля — прятали от взора богов.

Адриан повелел, чтоб всех, которые, играя, утонут или вином обопьются, не отпевать, а класть в лесу или на поле.

Отсюда-то распространилось злое, суеверное народное мнение, что если на общем кладбище похоронят опийцу, то быть неурожаю или засухе. В 1861 в одной деревне, во время случившейся засухи, народ вырыл из могилы труп крестьянина, умершего от пьянства, и, изуродовав его, бросил в реку. Несмотря на то что прежние целовальники, как люди выборные, часто сменялись, несмотря на то что при введении откупов в прошлом веке уже не было верных целовальников, но имя их, их значение сохранилось в названии кабашных сидельцев целовальниками, они остались навек памятны в позорной брани: «целовальник! Целовальники, служившие в откупах, получали прежде жалованья от 6 до 8 руб.

И несмотря на то что из этого скудного жалованья целовальники должны были платить за утечку, за освещение кабака, за бой посуды, кроме того, платить штрафы, угощать полицию и пр. Целовальники в Москве наживались, богатели и делались откупщиками-миллионерами. Кроме миллионов, получаемых казною за откупа в 1859 эта сумма выросла до 127,7 млн. Целовальник находился как бы вне законов: полиция не могла ничего сделать с ним без откупщика.

Целовальник знал одну власть — откупщика, имел одну цель — обирать народ. Он обмеривал, обсчитывал, обкрадывал народ, торговал крадеными вещами, торговал даже мелкой монетой, извлекая ее из народного обращения, и за все это продавал водку, разбавленную водою и суррогатами. Сначала в целовальники шли только горожане, затем в разных местностях сделалось обычаем на заработки ходить в города в целовальники, и, наконец, появились целые села, откуда на всю Россию выходили целовальники. Таковы богатые села Рязанской губ.

Если в Центральной России народ спаивали откупщики и целовальники, то в Малороссии и Белоруссии еще боле жестоко и напористо это совершали иудеи- шинкари. Усилением иудеев за счет умного, доброго и честного малоросского народа Малороссия обязана сначала полякам, а потом Москве, которая народу не давала водки, а жидам и полякам позволяла делать все что угодно. Вся Малороссия и Белоруссия стонали еще под игом поляков. Малороссы были для польского пана низкими холопами.

Народ панам поставлял «меда та вина ситни», а паны за это усеяли всю Малороссию шинками, отдав их, вместе с народом, в аренду иудеям. По Указу 26 янв. Закон 1845 окончательно запрещает жидам торговать в шинках по деревням, селам и хуторам. Запрещенье это остается и в Положении 1863.

И тут-то, среди глубочайшего, всеобщего молчания о пользах народа, начинают снова раздаваться голоса за иудеев-корчмарей, поднятые в видах народной пользы. Один предводитель дворянства, указав на важное значение иудеев для благосостояния губернии, ходатайствует о допущении их торговать в шинках, — тем более потому, что малороссы отказываются брать в аренду шинки, — и свидетельствует, что с освобождением крестьян некому будет содержать шинки, кроме иудеев, а с воспрещением этим последним шинковать — шинки должны будут закрываться, и тогда дворянство понесет убытки. Предложение это было принято, как видно из циркуляра от 23 мая 1863, и дозволено иудеям в местах их оседлости заниматься питейной продажей повсеместно, на общем основании. Народ Малороссии дал дорогу иудеям-корчмарям, сам же совершенно отстранился от участия в торговле вином.

Прыжов Каганец Глиняная плошка с ручкой, наполненная салом с опущенным в него фитилем. Выполняла роль светильника в Малороссии и южных районах Великороссии. Кадка кадушка Емкость для заготовки солений, квашений, мочений. Она изготавливалась бондарями из клепок, стянутых обручами, и представляла собой усеченный конус или цилиндр, иногда поставленный на три ножки, являвшиеся продолжением клепок.

Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка, сделанные из хорошо выструганных и прижатых друг к другу клепок. Кружком, диаметр которого был меньше диаметра кадки, прижимали положенные в нее продукты, а затем сверху укладывали гнет — камень. Соленья и моченья при этом всегда находились в рассоле, не всплывая на поверхность. Крышка, плотно входившая в кадку, нужна была для того, чтобы предохранить продукты от загрязнения.

Снимали крышку с помощью находящейся в центре ее ручки. Кадки изготавливали из лиственных пород деревьев: сосны, липы, дуба; обручи — из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника. Особенно ценились дубовые кадки. В них засаливали огурцы, мясо, рыбу, квасили капусту, мочили яблоки, бруснику, клюкву.

Дубовая древесина содержит консервирующие вещества, убивающие гнилостные бактерии, благодаря чему заготовленные в дубовых кадках продукты сохранялись намного дольше, чем в липовых или березовых. Кроме того, дуб придавал соленьям дополнительный аромат и вкус. Кадки из осины использовали гл. Казакин Мужской полукафтан, суконный, выше колен, приталенный, со сборками на спине, с узкими рукавами и воротником-стойкой, однобортный, на крючках.

Казан Большой котел, литой, чугунный, кованый железный либо цельнотянутый медный, с полукруглым дном, с ушками либо с дужкой, для приготовления пищи. Казанская Икона Божией Матери Один из главных символов русской духовности, икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия Путеводительница , обретена в 1579 в Казани. После пожара, уничтожившего половину города, 9-летней девочке Матроне Онучиной явилась во сне пречистая Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, хранится Ее икона. Сообщению девочки поначалу не придали значения.

Однако сон повторился еще дважды. Тогда Матрона со своей матерью сами откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма Гермоген с крестным ходом отнес икону в свой храм. А после молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. Интересен тот факт, что позднее, в Смутное время, священник Гермоген стал патриархом Русской православной церкви и прославился своими подвигами и мученической смертью во имя спасения Отечества.

Образ Казанской Божией Матери с наиболее благодатной силой впервые проявил себя в годы Смуты. В Казанском ополчении был список с иконы, который воины вручили кн. В 1612 икона стала Путеводительницей всего второго ополчения, двинувшегося из Н. Новгорода на освобождение Москвы.

Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражении, была расценена как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России. С этих пор икона Казанской Божией Матери приобретает общерусское значение. Поначалу возникло народное почитание — сразу после освобождения Москвы в 1612, когда, в отсутствие царской власти, воины ополчения «уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе».

Общегосударственной святыней, «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона» икона сделалась к 1636, при царе Михаиле Федоровиче Романове, когда на Красной площади Москвы был построен каменный Казанский собор. Он был одним из немногих в то время храмов на Руси, посвященных этому образу, но сразу же занял второе место в иерархии столичных храмов. Собор возводили на средства царской семьи, которая, как свидетельствует Новый летописец, «на- чаша к тому образу веру держати велию и повелеша празновати дважды в год и ход уставиша со кресты». Почитание Казанского образа все более соединялось для царя Михаила Федоровича и его семьи с восприятием Казанской иконы как символа покровительства Богоматери не только Российскому государству, но и, особо, новой царской династии.

Это личностное отношение, крепнущую веру и почитание образа можно считать главными источниками создания все новых и новых храмов сначала в Москве, а затем и по всей России. Как показали наблюдения современных исследователей над хронологией строительства храмов в честь Казанской иконы вплоть до 1611, ее почитание первоначально распространялось лишь в Казани с отдельными выходами по Поволжью. Но бурный рост строительства Казанских храмов наблюдается уже со 2-й пол. Он набирает силу после 1632, когда на Красной площади в Москве начали возводить собор во имя всенародной святыни.

Та же закономерность ощущается и в многочисленных чудесах, явленных от списков с Казанского образа — большинство из них отмечено в годы правления первых Романовых. При царе Михаиле Федоровиче было 7 таковых явлений — в Москве 1612 и 1632 , в Черниговской 1622 , Владимирской 1624 , Волынской 1636 , Костромской 1642 и Пензенской 1643 губерниях. Тремя явлениями отмечено царствование Алексея Михайловича — в Витебске 1654 , Тобольске 1661 и Зарайске 1673. При царе Федоре Ивановиче — одно явление в Соловецком монастыре в 1676.

При совместном правлении малолетних царей, Иоанне и Петре, отмечено 2 явления, а в царствование Петра зафиксировано 7 явлений иконы — в Киеве 1699 , Шлиссельбурге 1702 , в Костромской 1702 , Харьковской дважды в 1708 губерниях, в Каргополе 1714 и Пензе в 1717.

Вместе с тем, как утверждают ученые, «нехорошесть» високосного года не имеет под собой абсолютно никакого обоснования. Високосные года, по статистике смертей, пожаров, катастроф и прочего, ничем не отличаются от «обычных». И потому повсеместное неприятие «года Касьяна» — лишь пережиток прошлого, укоренившийся в наших головах, поскольку само наличие лишнего дня как уже говорилось выше — только расчетная уловка астрономов и политиков.

За «страшным» 29 февраля также не стоит ни особое положение звезд на небе, ни влияние каких-то космогонических сил. Поэтому, советуют психологи, не стоит связывать с этим днем каких-то надвигающихся на вас бед и несчастий, иначе это может превратиться в фобию, которая, в конце концов, разовьется в психоз. И тогда вы станете уже ждать несчастий, «готовить» их, и они действительно придут! Ведь, как говорится, тот, кто ищет на свою голову неприятностей, — тот всегда их находит!

По мнению представителей православной церкви, високосные годы также не отличаются какими-либо катастрофическими особенностями и отнюдь не несут людям увеличение числа болезней и смертей. Именно поэтому, советуют священники, не надо во всем винить святого Касьяна. Немилостивых святых не бывает. Роль святого в том, чтобы охранять ближних, помогать им в бедах и несчастьях.

А то, что связано с приметами и суевериями, церковь вообще отвергает. Окончательный вывод в ожидании нового високосного года, уважаемые читатели, делайте сами... По приметам дня судили об урожае. По народному месяцеслову 29 февраля — Касьянов день, Касьян-завистливый.

В этот день Православная церковь чтит память преподобного Кассиана Римлянина 360-435 — христианского монаха и богослова, одного из основателей монашества в Галлии, видного теоретика монашеской жизни. Кассиан родился в знатной и зажиточной семье. Он с юности проявил любовь к наукам особенно астрономии и философии и к Священному Писанию, считался одним из выдающихся людей своего времени. Желая углубить и расширить свои познания в области христианского учения и наук, он отправился к святому Иоанну Златоусту в Константинополь.

Научившись добродетельной жизни и получив от него новые знания, Кассиан удалился в скит, позже принял иночество и ушел в пустынное место, где долгое время жил в безмолвии, изнуряя себя тяжелым трудом. Спустя время он посетил все монастыри Каппадокии, Египта и Фиваиды. Завершив путешествие, Кассиан основал в Массилии два монастыря — женский и мужской. День памяти преподобного Кассиана выпал на 29 февраля, поэтому отмечается только в високосные годы.

В невисокосные годы служба святому совершается 13 марта на повечерии. В народе Касьяна прозвали завистливым, злым, немилостивым и скупым. День его памяти занимает особое место в народном календаре — это самый страшный день, который находится во власти злопамятного святого. В Древней Руси Новый год до XV века начинался с марта, по этой причине после Касьянова дня наступал новый несчастливый високосный год, чреватый разными бедами, напастями, социальными и природными катаклизмами.

Это обстоятельство и повлияло на представления о злосчастном образе преподобного Кассиана, невзирая на то, что его жизненный путь был благочестивым. В народных поверьях образ святого Касьяна был наделен исключительно отрицательными характеристиками. У восточных славян ему приписывают демоническую природу. По одной из легенд, в младенчестве Касьян был похищен дьяволом, по другой, он — стражник ада, способный одним взглядом испепелить всё вокруг.

По поверью, Касьяну подчинены все ветра, которые он держит на 12 цепях за 12 замками. Он может спустить ветер на землю и наслать мор на людей и скотину. Часто злых и недоброжелательных людей называли «Касьянами». Касьян всё косой косит.

На что ни взглянет Касьян — всё вянет. Касьян на скот посмотрит — скот валится, на дерево — дерево сохнет. Зол Касьян на крестьян. Накануне и в этот день зачастую прекращались всякие работы.

Крестьяне считали «глаз Касьяна» настолько опасным, что 29 февраля предпочитали не выходить из дома, особенно до восхода солнца. Многие крестьяне вообще старались проспать до обеда. Популярностью пользовались легенды, объясняющие, почему день Касьяна празднуется только раз в четыре года. В таких рассказах обычно идет речь о том, что Касьян не вмешивался ни в какие земные, человеческие дела, не нисходил до помощи людям, в то время как другие святые, например, Николай Чудотворец, всегда откликались на просьбы людей и всячески старались им помочь.

Также имеется легенда, окрашенная в юмористические тона: «Касьян в свои именины три года подряд был пьян и только на четвертый год унялся ». Поэтому и положено ему именинником быть раз в четыре года. Умилостивить святого Касьяна и поставить ему свечу в церкви крестьяне старались в три поминальных четверга: на Масляной, Пасхальной и Семицкой неделях. Туман или снег в этот день — к урожаю.

Сны, увиденные 29 февраля, скоро сбудутся. Если в этот день не лают собаки и не поют петухи, над домами кружатся большие стаи ворон или филин случайно залетел в деревню, то следует ожидать страшной эпидемии или мора. Посторонних людей нельзя в этот день пускать к себе на ночь — к болезни. Чтобы не заболела домашняя скотина, её в этот день особенно берегли.

В хлевах развешивали обереги и читали молитвы, животных на улицу старались не выпускать.

Вечером 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста ваий , праздника Входа Господня в Иерусалим, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери города Читы. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Казанского кафедрального собора г. Читы: протоиерей Михаил Андрусь и иерей Валерий Шаферов.

Високосный год: в чем провинился святой Касьян

народное (славянское) название дня памяти Святого Иоанна Кассиана Римлянина, который отмечают в високосный год - 29 февраля. 29 февраля в православных храмах чествуют Иоанна Кассиана Римлянина, жившего IV–V веках. Тип народно православный иначе Касьян завистливый, Касьян високос, Корыстник Отмечается христианами, восточными славянами Дата 29 февраля (13 марта) Традиции работы в этот день прекращаются и до восхода не выходят на улицу Касьянов.

На пороге год Святого Касьяна

В представлении народа Касьян — это демон с косящим взглядом и непомерно большими веками. На что или кого бы он ни взглянул, все болеет и умирает. По народным суевериям, в Касьянов день любое дело или поступок могут обернуться бедой. Беременные женщины стараются перенести дату родов. Это касается также операций, бракосочетаний, начинаний новых проектов и заключений сделок. Приметы и поговорки Касьян — тяжёлый и на людей и на скотину. Касьян на что ни взглянет — всё вянет. Касьян всё косой косит.

Касьян на народ [взглянет] — народу тяжело, Касьян на траву — трава вянет, на скот — дохнет, на дерево — дерево сохнет. На кого Касьян покосится, тому и худо будет в високосный год. Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать. Работать нельзя — Касьян обязательно сглазит. Если выпить — можно «задобрить» Касьяна, и он не навлечет беду.

Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю. В церквах же он повелел ставить иконы Касьяна на задней стене, то есть над входной дверью».

К этой характеристике часто прибавляют еще одну черту, которая рисует Касьяна совсем уж законченным врагом человеческого рода. Он может по собственному усмотрению насылать на людей и скотину повальные болезни и спускать ветер на землю, так как ему подчинены все ветры, которые он якобы держит на двадцати цепях за двадцатью землями. А если и не спалит, то домашняя живность, обосновавшаяся в нем, все равно жить нормально не сможет: и птицы, и прочие животные будут постоянно болеть. Нежелательно менять работу — долго на новом месте не задержишься: сослуживцы или начальник «съедят». Нельзя разводиться — больше счастья не будет. Старые люди отмечают, что те, кто разводится в високосном году, потом гораздо реже получают возможность вновь наладить свою семейную жизнь. При первом громе в високосный год кладут палец на палец крестом и шепчут: «Вся семья при мне перечисляются имена членов семьи. Во время весенних посадок в огороде обязательно говорят: «В високосном сажу — умереть погожу».

Человека, родившегося 29 февраля, по поверьям, ждет довольно тяжелая судьба: он будет всю жизнь бороться с трудностями, часто болеть и постоянно находиться в поисках смысла жизни. Именно поэтому многие мамаши, разрешившиеся от бремени 29 февраля, чтобы обмануть судьбу, просят акушеров в роддомах записать их дитя родившимся 28 февраля или 1 марта. При таком раскладе немудрено, что високосный год и в прошлом и сейчас считается самым тяжелым, а 29 февраля самым опасным днем месяца. И, чтобы противостоять и даже разрушить все негативное, что мог принести с собой високосный год, наши хитроумные предки придумали всевозможные защитные обряды, молитвы и заговоры. Вот лишь некоторые из них. Возможно, они помогут и вам! В канун високосного года, практически за несколько минут до поздравления по телевизору Президента, нужно прочитать следующую молитву: «Едет конный, идет пеший, а мне год успешный. Облачу себя в свят-одежду, святым крестом крещусь, со старым годом прощусь, с високосным встречаюсь, в свят-одежды облачаюсь.

Ключ, замок, язык. В последнюю ночь високосного года, чтобы не взять с собой все плохое в новый год, в то же самое время читают другую молитву: «Ангелы годовые, ангелы святые, словам своим не дайте, делом своим не пускайте из високосного уходящего в новый год приходящего. Не пускайте к рабам имена членов семьи ни черных дней, ни злобных людей, ни слезы горючей, ни хвори болючей. Слово крепко, к году лепко. Тем, кто, несмотря на суеверия, все же решил развестись в «год Касьяна», следует перед посещением загса купить новое полотенце и отнести его в церковь, где отдать женщинам, которые там занимаются уборкой, сказав при этом про себя: «Отдаю високосному дань, а ты, ангел семейный, рядом со мною встань. Чтобы в вашем доме продолжали водиться деньги, спрячьте под порогом дома или квартирной двери три новые блестящие монеты, отчеканенные в не високосный год, и произнесите следующий заговор: «Золото к золоту, серебро к серебру, деньги к деньгам к этому порогу в этот дом». Утверждают, что в високосные годы появляется много грибов, но при этом собирать их нужно с особой осторожностью. Потому что замечено: в високосном году у опят, сыроежек и некоторых других грибов появляется большое число ядовитых двойников.

Именно поэтому наши предки придумали хлесткую поговорку: «Рвать в високосный год грибы — таскать на погост гробы! Кто выше тебя високосный? Защити нас, Господи, с первого до последнего рабов Твоих имена. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Прочитать данный заговор нужно обязательно трижды! Вместе с тем, как утверждают ученые, «нехорошесть» високосного года не имеет под собой абсолютно никакого обоснования. Високосные года, по статистике смертей, пожаров, катастроф и прочего, ничем не отличаются от «обычных». И потому повсеместное неприятие «года Касьяна» — лишь пережиток прошлого, укоренившийся в наших головах, поскольку само наличие лишнего дня как уже говорилось выше — только расчетная уловка астрономов и политиков.

За «страшным» 29 февраля также не стоит ни особое положение звезд на небе, ни влияние каких-то космогонических сил. Поэтому, советуют психологи, не стоит связывать с этим днем каких-то надвигающихся на вас бед и несчастий, иначе это может превратиться в фобию, которая, в конце концов, разовьется в психоз. И тогда вы станете уже ждать несчастий, «готовить» их, и они действительно придут! Ведь, как говорится, тот, кто ищет на свою голову неприятностей, — тот всегда их находит! По мнению представителей православной церкви, високосные годы также не отличаются какими-либо катастрофическими особенностями и отнюдь не несут людям увеличение числа болезней и смертей. Именно поэтому, советуют священники, не надо во всем винить святого Касьяна. Немилостивых святых не бывает. Роль святого в том, чтобы охранять ближних, помогать им в бедах и несчастьях.

А то, что связано с приметами и суевериями, церковь вообще отвергает. Окончательный вывод в ожидании нового високосного года, уважаемые читатели, делайте сами... По приметам дня судили об урожае. По народному месяцеслову 29 февраля — Касьянов день, Касьян-завистливый. В этот день Православная церковь чтит память преподобного Кассиана Римлянина 360-435 — христианского монаха и богослова, одного из основателей монашества в Галлии, видного теоретика монашеской жизни. Кассиан родился в знатной и зажиточной семье. Он с юности проявил любовь к наукам особенно астрономии и философии и к Священному Писанию, считался одним из выдающихся людей своего времени. Желая углубить и расширить свои познания в области христианского учения и наук, он отправился к святому Иоанну Златоусту в Константинополь.

Научившись добродетельной жизни и получив от него новые знания, Кассиан удалился в скит, позже принял иночество и ушел в пустынное место, где долгое время жил в безмолвии, изнуряя себя тяжелым трудом.

По кабакам заведены были азартные игры, табак, женщины. Работник и мастеровой часто проживали все имущество жены и детей. Пока сидели они в царевом кабаке, никто и ни под каким предлогом не смел вызвать их оттуда, чтоб не нанести этим убытка казне.

Пили до того, что все пропивали с себя и выходили из кабака буквально голыми. Кабак делался мало-помалу местом страшным и скверным. Мать, провожая сына, предостерегала его от кабака и от дружбы с целовальниками: Не ходи, чадо, к костарем и корчемником, Не знайся, чадо, с головами кабацкими. Под влиянием ужасных сцен, совершавшихся в кабаке, — и вино, и кабак, и кабацкие пьяницы, — кабачество в народном сознании стало символом всего дьявольского, темного, нечистого.

Не перекрестивши рта, не перекрестивши стакана с вином, нельзя было выпить — иначе, вместе с вином, вскочит в рот и дьявол, сидящий в стакане. Дьяволы лично являлись в кабаках и спаивали народ. Опившиеся в кабаках или убитые там считались уже нечистыми, их не погребали, а зарывали в лесу, считали заложными покойниками. Адриан повелел, чтоб всех, которые, играя, утонут или вином обопьются, не отпевать, а класть в лесу или на поле.

Отсюда-то распространилось злое, суеверное народное мнение, что если на общем кладбище похоронят опийцу, то быть неурожаю или засухе. В 1861 в одной деревне, во время случившейся засухи, народ вырыл из могилы труп крестьянина, умершего от пьянства, и, изуродовав его, бросил в реку. Несмотря на то что прежние целовальники, как люди выборные, часто сменялись, несмотря на то что при введении откупов в прошлом веке уже не было верных целовальников, но имя их, их значение сохранилось в названии кабашных сидельцев целовальниками, они остались навек памятны в позорной брани: «целовальник! Целовальники, служившие в откупах, получали прежде жалованья от 6 до 8 руб.

И несмотря на то что из этого скудного жалованья целовальники должны были платить за утечку, за освещение кабака, за бой посуды, кроме того, платить штрафы, угощать полицию и пр. Целовальники в Москве наживались, богатели и делались откупщиками-миллионерами. Кроме миллионов, получаемых казною за откупа в 1859 эта сумма выросла до 127,7 млн. Целовальник находился как бы вне законов: полиция не могла ничего сделать с ним без откупщика.

Целовальник знал одну власть — откупщика, имел одну цель — обирать народ. Он обмеривал, обсчитывал, обкрадывал народ, торговал крадеными вещами, торговал даже мелкой монетой, извлекая ее из народного обращения, и за все это продавал водку, разбавленную водою и суррогатами. Сначала в целовальники шли только горожане, затем в разных местностях сделалось обычаем на заработки ходить в города в целовальники, и, наконец, появились целые села, откуда на всю Россию выходили целовальники. Таковы богатые села Рязанской губ.

Если в Центральной России народ спаивали откупщики и целовальники, то в Малороссии и Белоруссии еще боле жестоко и напористо это совершали иудеи- шинкари. Усилением иудеев за счет умного, доброго и честного малоросского народа Малороссия обязана сначала полякам, а потом Москве, которая народу не давала водки, а жидам и полякам позволяла делать все что угодно. Вся Малороссия и Белоруссия стонали еще под игом поляков. Малороссы были для польского пана низкими холопами.

Народ панам поставлял «меда та вина ситни», а паны за это усеяли всю Малороссию шинками, отдав их, вместе с народом, в аренду иудеям. По Указу 26 янв. Закон 1845 окончательно запрещает жидам торговать в шинках по деревням, селам и хуторам. Запрещенье это остается и в Положении 1863.

И тут-то, среди глубочайшего, всеобщего молчания о пользах народа, начинают снова раздаваться голоса за иудеев-корчмарей, поднятые в видах народной пользы. Один предводитель дворянства, указав на важное значение иудеев для благосостояния губернии, ходатайствует о допущении их торговать в шинках, — тем более потому, что малороссы отказываются брать в аренду шинки, — и свидетельствует, что с освобождением крестьян некому будет содержать шинки, кроме иудеев, а с воспрещением этим последним шинковать — шинки должны будут закрываться, и тогда дворянство понесет убытки. Предложение это было принято, как видно из циркуляра от 23 мая 1863, и дозволено иудеям в местах их оседлости заниматься питейной продажей повсеместно, на общем основании. Народ Малороссии дал дорогу иудеям-корчмарям, сам же совершенно отстранился от участия в торговле вином.

Прыжов Каганец Глиняная плошка с ручкой, наполненная салом с опущенным в него фитилем. Выполняла роль светильника в Малороссии и южных районах Великороссии. Кадка кадушка Емкость для заготовки солений, квашений, мочений. Она изготавливалась бондарями из клепок, стянутых обручами, и представляла собой усеченный конус или цилиндр, иногда поставленный на три ножки, являвшиеся продолжением клепок.

Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка, сделанные из хорошо выструганных и прижатых друг к другу клепок. Кружком, диаметр которого был меньше диаметра кадки, прижимали положенные в нее продукты, а затем сверху укладывали гнет — камень. Соленья и моченья при этом всегда находились в рассоле, не всплывая на поверхность. Крышка, плотно входившая в кадку, нужна была для того, чтобы предохранить продукты от загрязнения.

Снимали крышку с помощью находящейся в центре ее ручки. Кадки изготавливали из лиственных пород деревьев: сосны, липы, дуба; обручи — из ветвей ивы, сирени, черемухи, орешника. Особенно ценились дубовые кадки. В них засаливали огурцы, мясо, рыбу, квасили капусту, мочили яблоки, бруснику, клюкву.

Дубовая древесина содержит консервирующие вещества, убивающие гнилостные бактерии, благодаря чему заготовленные в дубовых кадках продукты сохранялись намного дольше, чем в липовых или березовых. Кроме того, дуб придавал соленьям дополнительный аромат и вкус. Кадки из осины использовали гл. Казакин Мужской полукафтан, суконный, выше колен, приталенный, со сборками на спине, с узкими рукавами и воротником-стойкой, однобортный, на крючках.

Казан Большой котел, литой, чугунный, кованый железный либо цельнотянутый медный, с полукруглым дном, с ушками либо с дужкой, для приготовления пищи. Казанская Икона Божией Матери Один из главных символов русской духовности, икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках в иконографическом типе Одигитрия Путеводительница , обретена в 1579 в Казани. После пожара, уничтожившего половину города, 9-летней девочке Матроне Онучиной явилась во сне пречистая Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, хранится Ее икона. Сообщению девочки поначалу не придали значения.

Однако сон повторился еще дважды. Тогда Матрона со своей матерью сами откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма Гермоген с крестным ходом отнес икону в свой храм. А после молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. Интересен тот факт, что позднее, в Смутное время, священник Гермоген стал патриархом Русской православной церкви и прославился своими подвигами и мученической смертью во имя спасения Отечества.

Образ Казанской Божией Матери с наиболее благодатной силой впервые проявил себя в годы Смуты. В Казанском ополчении был список с иконы, который воины вручили кн. В 1612 икона стала Путеводительницей всего второго ополчения, двинувшегося из Н. Новгорода на освобождение Москвы.

Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражении, была расценена как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России. С этих пор икона Казанской Божией Матери приобретает общерусское значение. Поначалу возникло народное почитание — сразу после освобождения Москвы в 1612, когда, в отсутствие царской власти, воины ополчения «уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе».

Общегосударственной святыней, «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона» икона сделалась к 1636, при царе Михаиле Федоровиче Романове, когда на Красной площади Москвы был построен каменный Казанский собор. Он был одним из немногих в то время храмов на Руси, посвященных этому образу, но сразу же занял второе место в иерархии столичных храмов. Собор возводили на средства царской семьи, которая, как свидетельствует Новый летописец, «на- чаша к тому образу веру держати велию и повелеша празновати дважды в год и ход уставиша со кресты».

Позже в Массилии ныне Марсель , где Кассиан был назначен пресвитером, он основал два монастыря - мужской и женский - по типу египетских монастырей. Здесь Кассиан вырабатывал основы устава для южно-галльских монастырей.

В попытке урегулировать жизнь западного монашества Кассиан ориентировался на восточное пустынножительство как на идеальную форму монашеской жизни. Кассиан написал 12 книг, посвященных нормам жизни палестинских и египетских монахов, и 24 "Собеседования" с настоятелями египетских монастырей о нравственных вопросах христианского учения. В народных поверьях, идущих вразрез с реальной биографией и житийной литературой, образ св. Касьяна рисовался исключительно с помощью отрицательных характеристик: Касьян немилостивый, злопамятный, немилосердный, скупой, остудный, Касьян-завистник, Касьян-корыстник. В Саранском у.

Пензенской губ Касьян даже не признавался крестьянами ни святым, ни русским, а само имя считалось позорным. Оно приобрело нарицательный характер по отношению к угрюмым и тяжелым в общении людям о таких говорили - "Касьяном смотрит" , а также к тем, кто может сглазить: "Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, как от Касьяна - живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут" Максимов С. Одна из основных тем народных легенд о Касьяне связана с объяснением причин, по которым день святого празднуется лишь один раз в четыре года. Особенностью ряда легенд является то, что в них Касьян, не любимый в народе, противопоставляется св. Николаю, одному из наиболее почитаемых святых на Руси и, что существенно в отношении крестьянского календаря, покровителю земледелия.

Так, у русских широко распространена легенда о путешествии Касьяна и Николая к Богу в рай, во время которого им повстречался мужик, увязивший свой воз посреди дороги. В ответ на просьбу помочь вытащить воз Касьян отказывает мужику, мотивируя отказ боязнью испачкать свои одежды и в грязном виде предстать перед Богом. Николай же, не говоря ни слова, помогает мужику. В раю Бог оценил по достоинству поступок Николая, а в поведении Касьяна усмотрел лукавство, отчего и определил св. Касьяну быть именинником один раз в четыре года, а св.

Николаю два раза в год - за его доброту. По одной из народных версий, распространенной в Новгородской губ. Касьян три года подряд в день своих именин был пьян, и лишь в четвертый год праздновал именины в трезвом виде; за это и был наказан тем, что положено ему стало быть именинником через три года раз.

29 февраля - день святого Касьяна

После принятия христианства образ злого Кощея и связанные с ним верования частично переложились на Святого Кассиана, день памяти которого приходится на ту же дату. Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на 29 февраля по юлианскому календарю. Святой Касьян дако-романского происхождения, он родился в Понтийской Фракии (сегодня Доброжа).

Зловредный «святой». Почему люди боялись выходить из дома в Касьянов день

Високосные годы считались в народе несчастливыми, поскольку именно на них чаще всего выпадают всевозможные беды: скот падает, дерево засыхает, болезни случаются, раздоры заводятся. На Руси говорили: «Худ приплод в високосный год». Поэтому и у самого Кассиана была репутация строгого и недоброго святого. К его имени нередко добавляли не самые приятные эпитеты: Завистливый, Злопамятный, Немилостивый, Грозный, Скупой. О нем и его характере сложено несколько поговорок: «Касьян на народ — народу тяжело, Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет»; «Касьян на что ни взглянет, всё вянет». Люди были уверены: святой злится на то, что его память редко чтут: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а немилостивому Касьяну — один в четыре года»; «Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет». День Касьяна в народном календаре — самый страшный. Святому подчинялись все ветры. Он мог их выпустить и наслать на людей — а вместе с ними в деревни приходили чума и холера. На Касьяна крестьяне старались вообще не выходить из избы, особенно до рассвета; все работы прекращались.

А многие старались в Касьянов день подольше не просыпаться — «проспать» самое злое время. Среда — третий день масленицы Лакомки — третий день Масленичной недели и последний день «Узкой Масленицы». В этот день тёща накрывает пир для зятя и его гостей, а сама глядит за тем, что именно есть родственник: если налегает на блины с солёной начинкой, то характер у него непростой, а если на сладкое — зятёк душка с мягким и нежным характером.

Еще в одной легенде рассказывалось о встрече святого Василия Великого с Касьяном, во время которой он наложил ему на лоб крестное знамение, после чего у Касьяна появилась способность сжигать приближающихся к нему демонов. Однако все эти легенды, сказания и предания не могли обелить святого, и для наших предков он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Завистником, Грозным и Скупым. Суеверия на Касьянов день Касьянов день считался одним из самых опасных в году. По народным поверьям 29 февраля на землю спускается Касьян, который зол на все живое и завидует людскому счастью, поэтому начинает всех изводить. Наши предки верили, что святой злится на то, что день его памяти бывает только раз в четыре года. Древние восточные славяне настолько боялись Касьяна-Високоса, что предпочитали в этот день вообще ничего не делать и даже не выходить на улицу, особенно до восхода солнца — считалось, что в это время невозможно уклониться от встречи с нечистой силой.

Некоторые так перестраховывались, что не вставали с постели до полудня. Народные приметы и поверья на Касьянов день — Сны, увиденные 29 февраля, скоро сбудутся. Сильный ветер в этот день — плохой знак, от него старались как можно быстрее укрыться. Что нельзя делать на Касьянов день — В этот день не полагалось работать. Считалось, что именинников этого дня ждет нелегкая судьба — им в качестве оберегов следовало носить изумруд, рубин или сапфир.

Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю.

В церквах же он повелел ставить иконы Касьяна на задней стене, то есть над входной дверью». Он может по собственному усмотрению насылать на людей и скотину повальные болезни, и спускать ветер на землю, так как ему подчинены все ветры, которые он якобы держит на двадцати цепях за двадцатью землями. При таком раскладе немудрено, что високосный год и в прошлом и сейчас считается самым тяжелым, а 29 февраля самым опасным днем месяца... Приметы на Касьяна Касьяну подчинялись все ветры, в том числе моровые, которые приносили эпидемии, вплоть до чумы и холеры. Еще Касьян любил глянуть на кого-нибудь или на что-нибудь недобрым глазом, что тоже не сулило ничего хорошего. Также святой развлекался тем, что сворачивал головы цыплятам, и они либо умирали, либо становились уродливыми. На Касьяна лучше было вообще не выходить из избы, особенно до рассвета, все работы в этот день были под запретом.

Да и вообще на Касьяна лучше было подольше не просыпаться, чтобы проспать самое опасное время. Легенда о Касьяне и Николе По преданию, Касьян был столь злобный и немилостивый от зависти — обижался, что его редко чтили, в отличие от Николая-угодника. Говорилось: Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет.

И именно это обстоятельство повлияло на не самый положительный образ святого Кассиана, невзирая на то, что его жизненный путь его был благочестивым. О нем и его характере было сложено множество поговорок: «Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать», «Касьян на что ни взглянет, все вянет», «Худ приплод на Касьянов год».

Восточные славяне были уверены: святой злится на то, что его память редко чтут: «Благому чудотворцу Николе два праздника в году, а немилостивому Касьяну — один в четыре года», «Касьян три года пьян, на четвертый трезвеет». Наши предки верили, что святой злится на то, что день его памяти бывает только раз в четыре года. В частности, 29 февраля запрещено выходить на улицу, особенно до восхода солнца — считалось, что в это время невозможно уклониться от встречи с нечистой силой. А многие — и вообще не вставали с постели до обеда. В этот день также запрещено работать.

Нас ждет один из самых опасных и демонических дней

Именно в православной традиции существует високосный год и злой святой Касьян. Святой Касьян дако-романского происхождения, он родился в Понтийской Фракии (сегодня Доброжа). Касьянов день отмечается 29 февраля каждый високосный год честь святого Иоанна Кассиана (Касьяна).

На пороге год Святого Касьяна

Касьянов день Тип народно-православный иначе Касьян завистливый, Касьян-високос, Корыстник Отмечается христианами, восточными славянами Дата 29 февраля (13 марта) Традиции работы в этот день прекращаются и до восхода не выходят на улицу Касьянов день. В народе его зовут Касьян Завистливый, Касьян Скупой, Касьян Злопамятный, Касьян Грозный, Касьян Несчастливый и боятся «глаза Касьяна». Говорили: «Касьян на что ни взглянет — все вянет. Однако в ряду угодников, чтимых православными, Касьян занимает особое место. Какие запреты, что можно и чего нельзя делать 13 марта 2024 года в день святого Кассиана, на Касьяна Високоса, Касьяна Грозного. 29 февраля день какого святого в православии. новости коротко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий