В условиях противоборства с недоброжелателями России Уголовный кодекс РФ необходимо дополнить нормой об ответственности за саботаж, считает член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ольга Ковитиди. Напомним, статья за саботаж в разных формах существовала в Уголовном кодексе РСФСР с 1926 по 1958 год. В связи с этим рассмотрим подробнее, можно ли уволить за саботаж на работе по закону.
В Уголовный кодекс России планируют вернуть статью за саботаж
Депутаты Госдумы предложили вернуть в УК статью "саботаж" Сегодня на едином портале раскрытия информации был обнародован этический кодекс для чиновников. Читать ren. Сегодня его опубликовали на едином портале раскрытия информации. Теперь любой бюрократ может зайти на эту страницу и узнать, как правильно работать. А спасибо за это можно сказать Минтруда, где и разрабатывали правила.
Ответственность за преступление составляла не менее года лишения свободы с конфискацией всего или части имущества, при отягчающих обстоятельствах применялся расстрел. Добавим, парламентарии то и дело предлагают вернуть в УК РФ «советские» статьи. Так, недавно Заксобрание Санкт-Петербурга подготовило пакет поправок в федеральные законы, в которых предлагается вернуть наказание за тунеядство.
Также под определение саботажа, согласно проекту закона, подпадает дестабилизация органов государственной власти, организаций, предприятий или иных учреждений. При этом указанные действия для того, чтобы они были квалифицированы как саботаж, осуществляются «с целью ослабления государственной власти или экономики Российской Федерации». Также Соловьев призывает считать саботажем неисполнение указов и распоряжений президента России.
Саботаж уникален в своей эффективности как средство торможения и даже остановки социально-экономического развития, но не прямого, агрессивного уничтожения его механизма. Для исполнителя преимущество такого метода причинения ущерба видится в том, что он позволяет обеспечить уход от ответственности, сохранив свой системный статус или гарантировав его безболезненную трансформацию, в крайнем случае - максимально затруднить квалификацию своего поведения как преступного. Преодоление такой ролевой маскировки и неочевидности признаков саботажа предполагает наличие у правоохранительных органов высокого уровня правовой подготовки и навыков выявления и фиксации доказательств, характеризующих именно субъективную сторону состава преступления, так как установление истинного отношения субъекта к своим действиям является наиболее труднодоказуемым элементом правоприменения. Однако юридическая наказуемость саботажа в современном законодательстве России отсутствует. То есть в чистом виде такая форма противодействия государственным интересам не подлежит бесспорной квалификации по УК РФ. Аргументация неактуальности и ненужности отдельной статьи в УК «саботаж», заявленная в ходе обсуждений в СМИ, выглядела иногда слишком уж узкой и упрощенной.
Основной её мотив ёмко и характерно можно выразить наиболее растиражированным примером: «умысел - понятие субъективное, его проблематично доказать»; «статей УК вполне достаточно для наказания недобросовестных сотрудников. Если умышленно причинил вред - диверсия, если неумышленно -халатность» [2]. Думается, что из первой посылки, придающей регулирующее значение степени сложности доказывания субъективной стороны, логично следует переход дискуссии в сферы, не связанные с правом, так как решающее значение получает не общественная опасность деяния, а потенциальные проблемы криминалистической тактики и целеустремленности кон- кретных сотрудников правоохранительных органов. Вторая часть приведенного примера не учитывает ряд специфических свойств обозначенных статей УК, отличающих их от саботажа. А именно: состав ст. С «халатностью» саботаж разграничивает не только наличие ущерба определенного размера «халатность» - материальный состав , форма вины «халатность» возможна только по неосторожности , но и статус субъекта «халатность» - только должностное лицо.
Аналогично дело обстоит и с иными преступлениями, предполагающими определенный статус субъекта, необходимый размер ущерба, а также корыстную или иную личную заинтересованность персонифицированная выгода [3, пункт 16]. Также стоило бы отметить, что, в отличие, например, от ст. Еще одна опасность саботажа видится в сложности своевременной «постановки диагноза» - правовой оценки самого факта, а значит, и нейтрализации источника угроз, так как симптомы умышленного деяния скрываются за внешне добросовестной деятельностью «псевдолегальных уловок и задержек». Это один из терминов, предложенных американским идеологом «цветных революций» и специалистом по технологии «ненасильственных» государственных переворотов Джином Шарпом в своем трехтомнике «Политика ненасильственных действий» [4], изданном еще в период Первой холодной войны. В нём и в основанных на данном труде последующих книгах он детально рассматривает условия эффективного применения «198 методов ненасильственных действий» [5], во многом основанных на акциях саботажного характера. Важно отметить, что адресатами рекомендаций Шарпа являются не только и не столько граждане, задействованные в сфере государственного управления, а вообще лица, составляющие какую-либо структурированную общность как международную, так и внутри страны.
Основным принципом реализации тео- ретически обоснованной Шарпом тактики антигосударственных действий, уже неоднократно доказавшей свою эффективность, является именно совокупность якобы «ненасильственных» мер, осуществляемых приемами социального, экономического и политического саботажа в оригинале: «Sabotage and nonviolent action». Подразумевается не только невыполнение своих функций, - это относится и к должностным преступлениям, - но и имитация определенного поведения, формально не подпадающего под признаки противоправности. Например, буквальное исполнение всех предписаний по принципу т. В её итоге жизненно важные цели приносятся в жертву устаревшему техническому регламенту и становятся недостижимыми. Схожий эффект противодействия и ослабления государственной власти, согласно выводам Шарпа, дают следующие акции оппозиционно настроенного правительственного персонала: «Задержки и препятствия работе учреждений»; «Намеренная неэффективность работы и избирательный отказ от сотрудничества исполнительных органов»; «Псевдолегальные уловки и задержки»; «Отказ от сотрудничества мелкими правительственными органами», «Выборочный отказ в помощи представителям правительства», «Блокирование передачи команд и информации» [4] и т. Со времени опубликования Шарпом своей работы в 1973 г.
Механизм «цветных атак» в значительной степени выстраивается на парализации заранее определенных государственных структур конкретными исполнителями лицами, группами в заданный момент времени, на нужной организаторам переворота стадии развития предварительно «разогретого» внутриполитического противостояния. Как показывают документальные материалы и последующие публичные признания официальных лиц, управление протестными энергиями организуется и планируется при поддержке и непосредственном участии внешних сил, преследующих свои политические интересы, по сути враждебные атакуемому государству. Поэтому при ненадежности канала иностранного влияния на ключевых представителей государственных структур и на значимые политические группы внутри страны вся многоходовая «ненасильственная» схема вмешательства в суверенные дела государства не срабатывает. Или срабатывает не до конца, не достигая задуманной цели, но создавая предпосылки для организации возможного вооруженного противостояния между «силовиками» и «повстанцами». Такой «форс-мажор» с потерей внешнего контроля имеет место в случае решительных и своевременных действий со стороны государства Китай - 1989 г. В последнем случае отказ от дальнейшей реализации плана «цветной атаки» и от перевода его в насильственный вариант индикативен, так как обнаруживает подлинную цель деструктивных акций и скоординированные действия между «улицей» и заказчиками акций «уличной демократии» - реальными политическими игроками.
Их вычленяет и объединяет явная неприемлемость вполне определенной, но не просчитываемой заранее вариации - в случае появления третьей силы в виде альтернативной протестной улицы, инициатор антигосударственных процессов рискует получить внезапный переход полномочий, выбитых из рук «диктатуры» как пишет Шарп [6], к новому субъекту процесса. Новому, а значит, во многом не изученному и неконтролируемому в отличие от заранее сконструированного и подготовленного ядра «майданного актива», ведомого и существенно зависимого от внешних сил по крайней мере, информацион-но-медийно. Симптоматично, что именно при таких характеристиках конфликта методы Шарпа дают наиболее явный сбой, так как вместо противостояния с «тираном» или «тоталитарным государством», которые уязвимы от «ненасильственного оружия», появляется разделение населения на непримиримые между собой гражданские сообщества, каждое из которых правомочно и безупречно с точки зрения демократии западного образца. Думается, что при таких условиях потеря эффективности методов Шарпа происходит из-за схожести природы и равнозначности политического оппонента, которого становится затруднительно «саботировать» и тому подобным способом «ненасильственно побеждать», так как у него отсутствуют взаимоувязанные, обременительные политические и иные обязательства, а также соответствующая зависимость от необходимости их исполнения. Важную роль играет то, что сам «оппонент» является значительной частью народа, а следовательно, не имеет нужды в дополнительном подтверждении легитимности своей власти и получения опоры в «источнике суверенитета» и соответствующих процедурах. Изучение реакции зарубежных СМИ, иностранных политических деятелей, лидеров и СМИ «внесистемной оппозиции» во время известных митингов на площадях «Болотная» и «Сахарова», а также после ответной реакции митингов, прошедших сначала на Воробьевых горах, а затем и на Поклонной горе, позволяет хронологично и наглядно проследить изменение вектора информационного сопровождения деструктивных акций и сворачивание управляемой радикализации их участников на Украине в 2014 г.
Можно предположить, что, когда итоговый результат противостояния становится непредсказуем для потенциального бенефициара не гарантирован даже хаос в атакуемой стране , это означает полную неприемлемость дальнейшего развития первоначальной программы и необходимость её полной остановки. Либо требует кардинальной смены характера и интенсивности внешнего давления, вплоть до эскалации крупномасштабного вооруженного конфликта. А это уже требует выхода режиссера на «сцену» и обусловливает утрату им преимуществ выгодной позиции официальной непричастности к антигосударственным процессам. Для окончательного уничтожения суверенитета страны, осуществляемого уже иными средствами и методами, требуется создать необходимые условия, и для реализации принципа «чтобы точно ударить, лучше обездвижить» саботаж вполне подходит. Чем более скован противник, тем вероятнее попадание в самое уязвимое место. Поэтому вполне объяснимо стремление государственных и других систем иметь возможность противодействия всем формам реализации перечисленных угроз безопасности.
Важность и необходимость оценки опасности саботажа подтверждается тем, что данный состав преступления, а также правовой механизм его пресечения задействованы законодателями многих стран с разными формами и уровнями общественных отношений, разными 4 тэ принципами построения правовых систем. В международных отношениях и политике данный термин также не забыт5. При изучении конкретных примеров становится понятно, что независимо от исторических условий сама направленность действий на ослабление законной власти единодушно рассматривается правоведами как угроза «нации, Государству и общественному спокойствию»6, а также обороноспособности страны и относится ими к признакам состава преступлений саботажного характера7.
Сенатор Ковитиди предложила сделать саботаж уголовным преступлением
Также под определение саботажа, согласно проекту закона, подпадает дестабилизация органов государственной власти, организаций, предприятий или иных учреждений. При этом указанные действия для того, чтобы они были квалифицированы как саботаж, осуществляются «с целью ослабления государственной власти или экономики Российской Федерации». Также Соловьев призывает считать саботажем неисполнение указов и распоряжений президента России.
Надо проверить, не ущемляются ли трудовые права работников, корректны ли те или иные правила, действующие в организации.
И если в результате будет установлено, что нормы трудового законодательства нарушаются, работодатель срочно должен эти нарушения устранить, поскольку проверок ГИТ или прокуратуры в конфликтной ситуации не избежать. Какая ответственность может наступить для саботажника? Ответственность зависит от того, в чем заключается саботаж.
Она может быть как дисциплинарная, так и административная и даже уголовная. Дисциплинарная ответственность Это самый распространенный вид ответственности. Однако привлечь к ней саботажника получается не всегда.
Так, если работник распространяет слухи, агитирует других работников против руководства, грубит коллегам и клиентам и т. К сведению. Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, которые установлены федеральными законами ч.
С таким сотрудником можно провести беседу, выяснить причины саботажа и в целях стабилизации рабочей обстановки попытаться разрешить ситуацию. При этом не стоит идти у саботажника на поводу, иначе в будущем саботаж может перерасти в шантаж. Если консенсус не достигнут, можно предложить ему увольнение по соглашению сторон.
При этом учтите, что, если сотрудник сможет доказать, что его принудили к увольнению, работодателю впоследствии придется его восстановить и выплатить заработок за вынужденный прогул. Поэтому увольнение нужно именно предлагать, не настаивая. В любом случае руководителю, общаясь с таким сотрудником, нужно держать себя в руках, ведь каждый разговор может быть записан на диктофон.
Намного проще привлечь к ответственности, если работник не выполняет или выполняет недолжным образом свои трудовые обязанности, нарушает трудовую дисциплину. В силу ст.
Федерального закона от 28. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и или компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и или обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Те же деяния: а совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; в сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
И добавила, что законопроект был подготовлен ею еще в ноябре прошлого года, однако не был подан, поскольку сначала должен пройти обсуждение. Интересно мнение новых регионов — для них это как ни для кого актуально, мы общались с представителями новых субъектов. И я, как крымчанка, могу сказать, что этот закон нужный. Мы на протяжении 10 лет пребывания в составе РФ знаем, что такое попытки диверсий. У нас очень хорошо работают силовые ведомства. И, тем не менее, мы должны создать все правовые инструменты, чтобы защищать интересы государства и общества было легче", - уверена сенатор. По словам Ковитиди, сегодня противник все более активно использует пропаганду, свой агентурный аппарат и пытается нанести ущерб Российской Федерации.
В Госдуме предложили вернуть в УК статью о саботаже
В Госдуме предложено вернуть в уголовный кодекс статью "саботаж". За неисполнение правительственных решений или указов президента, чиновникам может грозить до 10 лет лишения свободы. Он просто решил не выполнять поручение Президента о проверке незаконных изъятий детей и нарушений прав граждан в связи с полугодом применения летней редакции ст. 116 УК РФ (которая была «о шлепках») и других нарушений органов опеки и полиции за больший срок. Журналиста Forbes Сергея Мингазова задержали по уголовному делу о фейках о российской армии, сообщил его адвокат. Статья 152.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "О запрещении доказывания заведомо ложными сведениями". Вернуть в уголовный кодекс статью о саботаже предложил член фракции КПРФ Вадим Соловьев. В связи с этим рассмотрим подробнее, можно ли уволить за саботаж на работе по закону.
В России предлагают за саботаж сажать на 10 лет
В Уголовном кодексе РФ может появиться статья за саботаж. Уголовный кодекс (УК) РФ необходимо дополнить нормой об ответственности за саботаж с учетом новых вызовов в условиях противоборства с недоброжелателями России. Сенатор Ольга Ковитиди считает, что «сталинская» статья о саботаже должна вернуться в УК с учетом изменения ситуации в России. Кроме того, предлагается увеличить максимальное наказание до 35 лет лишения свободы (вместо 30 лет, как это предусмотрено сейчас) за совершение актов саботажа. Законопроектом предлагается Уголовный кодекс Российской Федерации дополнить новой статьей 2814 (Саботаж), в частности, предусматривающей уголовную ответственность за умышленные действия или бездействие, совершенные по мотивам политической. В Госдуме предложено вернуть в уголовный кодекс статью "саботаж". За неисполнение правительственных решений или указов президента, чиновникам может грозить до 10 лет лишения свободы.
Под сталинскую статью о саботаже попадут законодатели: чем опасны новые поправки в УК
Часть вторая ст. Совершение диверсии организованной группой п. Причинение значительного имущественного ущерба п. Под иными тяжкими последствиями п.
Особо квалифицированный вид диверсии ч. Диверсия ст. Безопасность определена в ст.
Закон предусматривает несколько квалифицирующих признаков диверсии. Диверсия, совершенная организованной группой п. Диверсия, повлекшая причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий п.
Под значительным имущественным ущербом следует понимать реальный вред не включая упущенную выгоду , который причинен в результате повреждения или уничтожения предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения. Размер ущерба является оценочным признаком, содержание которого устанавливается в каждом конкретном случае исходя из стоимости поврежденного или уничтоженного имущества, его значимости для экономики и т. Уничтожение или повреждение имущества, причинившее значительный ущерб и умышленно, и по неосторожности, полностью охватывается п.
Под иными тяжкими последствиями следует понимать как нематериальные последствия срыв выполнения оборонных заказов, остановку производства и т. По смыслу закона представляется, что отношение к последствию в виде смерти потерпевшего в данном составе может быть охарактеризовано только косвенным умыслом. Он имеет место в ситуации, когда, например, избирая общеопасный способ диверсии, виновный предвидит возможность наступления смерти одного или нескольких лиц и безразлично к ней относится либо сознательно допускает данное последствие.
Олег Волков, экспедитор: — В нашем законодательстве уже прописана ответственность за халатность. Не вижу смысла загромождать УК РФ лишними статьями. Да, саботаж — более «страшное» слово, нежели «халатность», но и в том, и в другом случае стране наносится ущерб. Только в первом случае — сознательно, а во втором — как бы нечаянно. Но по факту разницы никакой, главное, что ущерб есть. Давно пора.
По ее словам, в этих «писульках» даются конкретные указания, как саботировать госслужбу, работу в муниципальных органах, в медучреждениях и т. Врага нужно «знать в лицо», призвала госпожа Ковитиди, и, «если кто-то скажет, что мы сегодня захламляем УК, я уверена в том, что это не так». Доцент кафедры уголовного права Военного университета Минобороны РФ Евгений Моргуленко напомнил, что в первой половине XX века статья о саботаже «активно использовалась для политических репрессий»: «Если глянуть статистику Верховного суда по реабилитациям, то там очень много дел: саботаж цепляли вдогонку к любому неосторожному преступлению».
Но «мы живем в сложном периоде», и если в мирное время «достаточно составов», то сейчас, «когда мы фактически на войне», криминализация действительно актуальна, признал ученый. Он также напомнил, что недавно введенные статьи УК касаются «поджогов, взрывов»: «А что делать с тихим противодействием? Мы знаем, сколько уехало за рубеж, не буду устраивать охоту на ведьм, но ведь многие остались».
Сенатор также подчеркнула, что при создании этой нормы нужно использовать исторический опыт и опыт политических партнеров РФ. История вопроса Член комитета СФ по законодательству напомнила, что в Уголовном кодексе РСФСР с 1926 до 1958 года действовала такая статья, она предусматривала наказание за сознательное неисполнение определенных обязанностей или умышленное небрежное их исполнение с целью ослабления власти, правительства и деятельности госаппарата. После 1958 года саботаж перестал считаться преступлением. При этом, по ее словам, термин "саботаж" в настоящее время продолжает использоваться в некоторых нормативно-правовых актах, в частности в некоторых документах Минкомсвязи России, где саботаж упоминается как причина повреждения имущества. Есть этот термин и в госпрограмме энергоэффективности и развития энергетики. Также она привела в пример опыт применения этой статьи в уголовных законодательствах других стран.
В Совфеде предложили установить уголовную ответственность за саботаж
Сенатор Ковитиди предложила внести в УК ответственность за саботаж. В Уголовный кодекс хотят вернуть статью за саботаж, наказание по которой может стать до 10 лет лишения свободы. Спустя 57 лет после отмены статьи за подобное преступление ее вновь предлагают добавить в Уголовный кодекс. Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства УК РФ, Статья 281.1.
В Госдуме предложили вернуть в УК статью о саботаже
Саботирующие фактически могут дезорганизовать работу госмеханизма, а это страшное преступление перед обществом, за которое должно быть установлено жесткое реальное наказание», — считает Соловьев. Ответственность за преступление составляла не менее года лишения свободы с конфискацией всего или части имущества или даже расстрел при отягчающих обстоятельствах. Идея вернуть статью в УК РФ уже возникала в региональных парламентах. В апреле 2014 года с таким предложением выступала группа депутатов-коммунистов заксобрания Санкт-Петербурга, однако большинство его членов проголосовали против выступления с такой инициативой на федеральном уровне.
Ввести уголовное наказание за саботаж в отраслях народного хозяйства Поделиться Ни для кого не секрет, что у нас в стране практически любое указание Президента перекручивается коррумпированными чиновниками в пользу Запада и в ущерб России. Примеров множество: это и резкое подорожание продуктов питания, и противодействие российскому рыбному промыслу в пользу западных компаний, и уничтожение системы здравоохранения и многое другое.
Федерального закона от 28. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения либо на нанесение вреда здоровью людей и или компонентам природной среды, если эти действия совершены в целях подрыва экономической безопасности и или обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Те же деяния: а совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий; в сопряженные с посягательством на объекты федерального органа исполнительной власти в области обороны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной власти, привлекаемых для выполнения отдельных задач в области обороны, а также на объекты топливно-энергетического комплекса и организаций оборонно-промышленного комплекса, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
И, тем не менее, мы должны создать все правовые инструменты, чтобы защищать интересы государства и общества было легче", - уверена сенатор. По словам Ковитиди, сегодня противник все более активно использует пропаганду, свой агентурный аппарат и пытается нанести ущерб Российской Федерации. Предложения, которые были озвучены законодателями, касаются исключительно периода проведения СВО, военного и чрезвычайного положения. Что касается мирного периода, то у нас достаточно статьей в УК, которые регулируют эти правоотношения", - отметила сенатор. Под саботажем законодатели подразумевают "умышленные действия либо бездействие , совершенные лицом, которое исполняет свои трудовые обязанности, в период специальной военной операции, военного и чрезвычайного положения, по определенным мотивам на почве национальной, религиозной или политической ненависти. И это не исключает маскировку под нормальный трудовой процесс", - уточнила Ковитиди. Согласно законопроекту, к уголовной ответственности могут привлекать лиц, которые нанесли существенный вред интересам общества и государства.