Выборы президента Беларуси, которые состоялись 7 января 2024 года, вызвали ожесточенную борьбу между действующим президентом Александром Лукашенко и его главным соперником Светланой Тихановской, лидером объединенной оппозиции.
Президент Республики Беларусь
о геополитической ситуации вокруг страны, достижениях суверенной Беларуси, роли и месте ВНС в обновленной политической системе. Глава государства Александр Лукашенко сегодня во время “Большого разговора с Президентом” ответил на вопрос, кто и когда будет Президентом Беларуси после него, передает корреспондент БЕЛТА. Александр Лукашенко стал президентом Белоруссии в июле 1994 г. Он руководит страной самое продолжительное время среди всех европейских глав государств (кроме монархов). В октябре 2015 г. Лукашенко в пятый раз переизбрали президентом. Всего Лукашенко провел в качестве президента 26 лет и продолжает удерживать власть по сегодняшний день. Решение о смене власти в Белоруссии принимает белорусский народ. Об этом сегодня, 21 июля, заявил Александр Лукашенко в интервью информационному агентству «Франс Пресс». Из замполита в президенты: биография Александра Лукашенко. Александр Лукашенко руководит Беларусью 28 лет — но каким он был в молодости и как пришел к власти?
Президент Белоруссии рассказал о том, сколько еще будет находиться у власти
Об этом белорусский лидер сказал во время общения с журналистами в Москве. РЕН ТВ. Может создаться ситуация, когда Путин скажет: "Ребята, а с кем подписывать договор? Белорусский лидер объяснил, что когда полномочия Зеленского истекут, он станет нелигитимным президентом.
Первое Всебелорусское народное собрание состоялось в 1996 году, и до текущего момента этот орган собирался раз в пять лет для подведения социально-экономических итогов пятилетки и формулирования задач на новый срок. В собрании принимали участие представители центральных и местных властей, а также пре.
Правда, для этого пришлось провести несколько всенародных референдумов и сделать поправки в Конституции. Итоги этих референдумов до сих пор не признают в США, но даже наблюдатели ОБСЕ единодушно признали, что выборы всегда были прозрачными, и их итоги соответствуют действительности. Да, стиль его руководства многие считают авторитарным, часто он принимает решения даже там, где достаточно было бы распоряжения какого-нибудь бригадира или того же директора совхоза. Но экономика страны благополучно выдержала финансовый кризис, а политических потрясений в республике не происходит вовсе. Майданов, подобных украинскому, батька решительно пообещал не допустить, и ему это удалось. Женщины и дети Лукашенко На личном фронте у Александра Лукашенко не всё так безоблачно, хотя официально семейное его положение выглядит постоянным. Ещё в 1975 году он женился на Галине Желнерович, с которой поддерживал отношения ещё со школы. В семье родились два сына: Виктор и Дмитрий. Однако в последнее время президент Лукашенко, нисколько не таясь, появляется на людях с ещё одним молодым человеком, берёт его с собой в зарубежные поездки и, по слухам, готовит в свои преемники. На многочисленных видео, даже официальных, это хорошо видно. Спутником Лукашенко является внебрачный сын президента Николай. Впрочем, сам президент её имени не называет, говорит только, что мать Николая имеет отношение к медицине. Долго не говорилось и сколько лет ребёнку, но сейчас обнародовано, что ему уже исполнилось 18. Официальная супруга Лукашенко живёт в селе Рыжковичи, в доме, обнесённом высоким плотным забором. Галина Родионовна работает в шкловском райисполкоме главным специалистом по оздоровлению и санаторно-курортному лечению. В Минске бывает редко, в основном, для похода в театр. За границей никогда не была. Александр Григорьевич в Рыжковичи не приезжает. Николай Лукашенко, младший сын Где живет президент Беларуси Многие интересуются, где живёт Лукашенко. У президента страны есть несколько резиденций, две из них — жилые. Чаще всего он проживает в «Дроздах» — масштабном комплексе, где есть большой жилой дом площадью 2 тысячи кв м, несколько кортов, бассейн и даже футбольные поля. Там, по слухам, постоянно живёт внебрачный сын Николай. Отношения с Россией Проведённые на высоком посту года Лукашенко научили быть жёстким, но до определённой степени. Однако Борис Ельцин тогда больше смотрел на Запад, где сближение бывших советских республик не очень приветствовалось. Вступив в должность Президента Белоруссии в июле 1994 года, Лукашенко снова сконцентрировался на вопросе союза с Россией. Руководству стран удалось договориться об условиях экономической интеграции. В начале 1997 года Лукашенко представил первый вариант Договора о союзе Белоруссии и России. Однако документ не устроил Бориса Ельцина. В нем шла речь о создании нового объединенного государства, в результате чего Россия теряла свой суверенитет. Согласно Договору, российский и белорусский президенты должны были управлять новообразованной страной по очереди — по 2 года каждый. Несмотря на то, что многие российские чиновники поддержали документ, Ельцин выступил категорически против. Лукашенко пошел на уступки, обсуждения условий сотрудничества продолжились. Наконец, 8 декабря 1999 года была подписана новая версия Договора о создании Союзного государства.
Проправительственное большинство считало Лукашенко своим и надеялось на его управляемость. Оппозиция, понимая невозможность поставить во главе комиссии своего представителя, вынуждена была молчаливо согласиться на меньшее из зол в лице Александра Григорьевича. К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека. На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала. Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении. Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы. Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами. В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам. С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом. Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик». Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов. С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры, сельские населенные пункты. Крупные города, областные центры отнеслись к нему более сдержанно. Причем больше всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции. Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко. То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в государстве. Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало существенно меньше избирателей, чем в первом. Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это было, очевидно, в первом туре. На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела следующим образом. Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией». В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями. Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание.
Александр Лукашенко: президент-батька
Там находится красивых 3-этажный дом с бассейном, сауной и бильярдной. Самая известная резиденция, которая даже вошла в белорусский фольклор — усадьба «Дрозды» под Минском. Этот комплекс включает в себя более 50 построек. Там Александр Григорьевич живет большую часть времени. Эта резиденция имеет все для комфортного проживания: от ресторана, бассейна и бара до персонального магазина. Смотрите в видео: как и где живет президент Беларуси. База отдыха «Красносельская», которую в народе называют «17 резиденцией», была построена за 40 млн долл. Но самая дорогая резиденция президента — это Дворец Независимости в Минске.
Ранее Readovka писала Белоруссия ратифицировала соглашение с Россией о создании совместных учебно-боевых центровИх основная задача заключается в унификации боевой подготовки о том, что Белоруссия ратифицировала соглашение с Россией о создании совместных учебно-боевых центров.
Многие голодают уже. Не голод? Будет еще хуже. И я очень жестко сейчас ставлю вопрос это касается крестьян, да и всей страны по уборке урожая. Надо собрать все. Надо мобилизоваться. Потому что, не дай бог, голод, вот тогда будет диктатура. И во Франции в том числе.
Не время умирать: чем был болен Александр Лукашенко А может ли вообще Лукашенко баллотироваться снова? Несмотря на свои заверения и принятие в 2021 году поправок в Конституцию страны, которые ограничили число президентских сроков двумя подряд, Лукашенко вновь намерен баллотироваться на пост главы государства. Чем они [оппозиция] будут больше напрягать вас, меня и общество, тем быстрее я пойду на эти выборы», — заявил Лукашенко журналистам. Также эксперт отметил, что Лукашенко обновил Конституцию после протестов в 2020-м не просто так. Если люди не ходят по улицам и не совершают массово противоправные поступки — это еще нельзя считать согласием с его политикой», — заключил он. Однако сам Лукашенко ранее утверждал , что не делает «никакую Конституцию под себя», а основной закон изменили, чтобы избежать новой эскалации в стране. Более того, политик обещал, что не станет работать президентом после вступления в силу всех поправок, а его преемник должен быть «близок к телу». Будет беда. Не дай бог, придет человек и захочет развязать войну и прочее. Новая Конституция будет выгодна для нашей страны, чтобы потом она не обвалилась», — резюмировал он.
Фото: Александр Лукашенко
- Раскрыта вся правда. Кем оказался Лукашенко на самом деле
- Сколько лет Александр Лукашенко президент Белоруссии и почему он решил баллотироваться в 2025 году
- Лукашенко у власти сколько в качестве президента
- 20 июля 2023 года исполнилось 29 лет президентства Александра Лукашенко —
- Александр Лукашенко - биография президента Беларуси
Первый и пока последний президент
- Александр Лукашенко - биография, новости, личная жизнь -
- Добро пожаловать!
- Новости об Александре Лукашенко
- В новогоднюю ночь Лукашенко объявил об уходе с поста президента Беларуси
Александр Лукашенко - биография, новости, личная жизнь
Сколько лет Лукашенко президентом Белоруссии: с какого года у власти? В новостях западных СМИ Лукашенко часто называют «последним диктатором Европы». белоруссия, лукашенко, преемник, транзит власти, оппозиция, латушко, экспертное мнение Председателя Совета Республики Национального собрания Наталью Кочанову прочат в преемники президента Лукашенко.
Прагматик за шведским столом. Как Лукашенко стал политическим долгожителем
Потом Лукашенко неоднократно и настойчиво намекал на свою невостребованность. Лукашенко оставался в КПСС до конца. В июне 1991 г. Группа выступила с заявлением, осуждающим политику руководства КПБ, Совета Министров и номенклатурного большинства в парламенте, направленную «на защиту интересов командно-административной системы».
Новая организация намеревалась способствовать развитию демократии, предпринимательства, укреплению суверенитета Беларуси, превращению КПБ в парламентскую партию. Группа обращалась к партийным организациям с предложением поддержать ее 18. Наблюдатели сравнивали это заявление с выступлением Александра Руцкого на Съезде народных депутатов России.
Лукашенко вместе со своей депутатской группой резко осудил путч ГКЧП. Несколько недель после путча - это, пожалуй, кульминация его карьеры в политической ипостаси демократа. Он яростно требует отставки Председателя Верховного Совета Н.
Дементея и его заместителя В. Кебича, на чем не настаивала даже фракция БНФ. Обращаясь к премьеру с трибуны сессии, Лукашенко воскликнул: «Если Вы, Вячеслав Францевич, сейчас же не уйдете в отставку, то нас всех завтра вынесут отсюда и, возможно, вперед ногами» 19.
Именно он внес в зал заседаний парламента бело-красно-белый флаг, бывший до этого времени символом национально-демократической оппозиции, в тот же день ставший государственным флагом Республики Беларусь. Члены депутатской группы «Коммунисты Беларуси за демократию» заявили о выходе из КПСС-КПБ, потребовали ее запрета и объявили о преобразовании своей группы в фракцию «Демократические реформы», состоявшую из 53 депутатов. Ставилась задача преобразования ее в политическую партию под условным названием «Республиканская партия за демократические реформы и развитие».
Программные принципы новой организации были самые общие: борьба против номенклатуры, за демократию, процветание Беларуси и т. Предполагалось, что костяк новой партии составят члены и организации КПБ. Однако из этой затеи ничего не получилось.
Слишком политически разношерстными оказались люди, вошедшие в эту фракцию, слишком размытой политическая платформа. Фракция вскоре распалась. Чуть позже Лукашенко принимал активное участие в организации Партии народного согласия на раннем этапе ее формирования.
Но и здесь партийным лидером стать не получилось. В октябре 1991 г. Большинство депутатов недолюбливали его, называли «выскочкой», «ни нашим, ни вашим».
Потом было несколько выступлений в поддержку Лукашенко, требовавших переголосовать уж слишком заметной фигурой он был , но безрезультатно. Александр Григорьевич получил очередной удар от правящей команды. Но это была последняя партия в длительном матче Лукашенко с номенклатурой, которую он проиграл.
Между тем политическая эволюция Лукашенко совершила резкий зигзаг. Он перешел на откровенно антиреформаторские позиции. Если раньше по основным политическим вопросам он голосовал в Верховном Совете вместе с оппозицией, то теперь он начал поддерживать правящее большинство, а по некоторым вопросам оказался в одном лагере с коммунистами.
Такой политический дрейф нельзя назвать случайным и сводить лишь к личности Лукашенко. Он отражал определенную общественную тенденцию на всем постсоветском пространстве. Похожие кульбиты осуществили многие общественные деятели, в частности депутаты Верховного Совета и Съезда народных депутатов России, вступившие в острый конфликт с Ельциным в 1992-1993 гг.
Причины этого явления ясны. Крах коммунистического режима и начало реформ сопровождались резким обострением социально-экономического кризиса и всплеском антиреформаторских настроений в обществе. Голый популизм, не стремящийся к серьезному анализу сложных социальных явлений, неизбежно ведет к тому, что политик застывает на уровне обыденного сознания.
И его эволюция - это отражение эволюции обедневшей, дезориентированной, люмпенизированной части населения. А Лукашенко хорошо ощущал настроения общества. Изменение позиции Лукашенко началось с того, что он стал положительно относиться к правительству Кебича, всячески тормозившему рыночные реформы, и включился в критику парламентским большинством Шушкевича, который ассоциировался с демократами.
Поменялось и отношение Лукашенко к приватизации. Сначала Лукашенко критикует ее за то, что она выродилась в «прихватизацию» номенклатурой наиболее лакомых кусков государственной собственности. Но уже в январе 1993 г.
Козика проявить гражданское мужество и снять с повестки дня сессии законопроект о разгосударствлении и приватизации государственного имущества, так как общество не готово к этому, оно не успело еще переварить те законы, которые приняты. В ноябре 1991 г. Затем в ходе ожесточенной борьбы по вопросу о присоединении РБ к Ташкентскому договору о коллективной безопасности Лукашенко оказался на стороне парламентского большинства.
Он пламенно защищал соглашение между Беларусью и Россией об объединении денежных систем. Широко известен миф, до сих пор распространяемый самим Лукашенко, что он был единственным депутатом Верховного Совета Беларуси, голосовавшим против Беловежских соглашений. Этот факт стал важным элементом его избирательной кампании в ходе президентских выборов.
На самом деле это не так. Давно опубликован протокол того исторического заседания 10 декабря 1991 г. А единственный голос «против» принадлежит, судя по всему, В.
В августе 1993 г. Кроме него в состав делегации входили лидеры проправительственной фракции «Беларусь» Г. Козлов и советник главы Совета Министров Н.
Они провели переговоры о политическом союзе между Беларусью и Россией с Р. Хасбулатовым и его окружением. Уже сам выбор собеседников - противников Б.
Ельцина говорил о том, на какой основе собирались создавать новое объединение. Кульминацией его была пламенная речь Лукашенко. Под бурные овации он заявил, что готов «на коленях ползти к России», что «единственный шанс для спасения от гибели -создание единого государства с бывшими республиками СССР, прежде всего с Россией».
Отсюда, именно отсюда должно пойти движение по созданию новой великой державы. На этом пути необходимо отказаться от замусоленной идеи экономического союза, нужно принимать политическое решение» 21. Но уже в этот период стала известна и другая сторона личности Лукашенко, которая в полной мере проявилась после избрания его президентом.
В начале декабря 1992 г. Лукашенко развалил профсоюз в отдельно взятом совхозе». А вверху на всю полосу крупным шрифтом было напечатано: «С трибуны парламента легче защищать всех аграриев, чем создать нормальную жизнь крестьянину».
Статья написана А. Щербаком, бывшим председателем профкома совхоза «Городец», где директором был Лукашенко. В ней рассказывалось о постоянных нарушениях трудового законодательства в совхозе незаконные штрафы, неправильная оплата в праздничные дни и т.
Лукашенко сорвал подписание коллективного договора между администрацией и коллективом. Попытки председателя профкома отстаивать права работников и протестовать против действий директора привели к острому конфликту. Лукашенко стремился изгнать А.
Щербака из совхоза. Когда же рабочие переизбрали председателя профкома на второй срок, то директор применил безотказный прием. Он своим приказом запретил изымать профсоюзные взносы через бухгалтерию.
В результате работа профсоюза в хозяйстве оказалась парализованной, взносы перестали собираться, А. Щербаку пришлось уволиться, профком практически прекратил свою деятельность. Любопытно, что в 1989 г.
Теперь В. Снегов подтвердил все приведенные факты и проинформировал, что президиум райкома профсоюзов указал директору совхоза на нарушение закона и обязал его принять коллективный договор. Но Лукашенко, пользуясь своим депутатским статусом, проигнорировал это постановление.
И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора 22. С начала 1993 г. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты.
Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов.
Идея борьбы с коррупцией всегда была популярна в обществе. Проблема обострилась с началом «прихватизации», в процессе которой государственная и хозяйственная номенклатура начала делить общественный пирог в свою пользу. Об этом много писала негосударственная пресса, роптало население.
Оппозиция сделала тему борьбы с коррупцией важным оружием борьбы с командой Кебича. Ее представители в Верховном Совете разоблачали злоупотребления высоких начальников, требовали наказания виновных. Под давлением оппозиции и общественности проправительственное большинство в парламенте было вынуждено согласиться на создание парламентской комиссии по этой проблеме, чтобы выпустить пар недовольства.
В ее состав вошло девять депутатов во главе с Лукашенко. Комиссия получила довольно большие полномочия проверять любую документацию всех организаций, включая негосударственные, и т. Кандидатура Лукашенко на пост председателя этой комиссии была компромиссной.
Нужен был депутат, не принадлежащий к высшим кругам номенклатуры, сам не замешанный в коррупции. Проправительственное большинство считало Лукашенко своим и надеялось на его управляемость. Оппозиция, понимая невозможность поставить во главе комиссии своего представителя, вынуждена была молчаливо согласиться на меньшее из зол в лице Александра Григорьевича.
К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека. На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали.
На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала.
Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж.
Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна.
Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении. Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан.
Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем.
По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы.
Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции.
Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств.
Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы.
Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции.
И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете.
Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга.
Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии.
Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами.
В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М.
Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах».
Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии.
Кроме этого, он давно покинул бы свой пост, если бы ситуация в пределах страны и за ее пределами была бы другой. При этом Лукашенко заявил, что многие люди переосмыслили свои ценности. Те, кто выходил два года назад на массовые оппозиционные митинги, спустя годы поняли, насколько были неправы. Лукашенко заявил, что в случае его ухода с поста президента, обстановка в стране была бы плачевная.
Против кандидатуры Косинца высказались десять человек, остальные поддержали эту кандидатуру.
Белорусский лидер назвал чепухой заявления оппозиции, что должность председателя ВНС требуется ему, чтобы "уйти, но остаться" во власти. Как много писали оттуда из-за рубежа — ред. Всебелорусское народное собрание в новом конституционном статусе проводится в Минске.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что уйдет на покой, когда ему об этом скажет народ, а рядом будет человек, который не предаст.
Планы цветной революции в Белоруссии провалились, так как не было социальных причин для мятежа и революционных настроений, заявил белорусский президент Александр Лукашенко.
1971-1975, 1981-1985 гг.
- Лукашенко Александр Григорьевич
- Первый и пока последний президент
- Александр Лукашенко — биография
- Какой запомнится политика Лукашенко
Лукашенко сказал, что в Беларуси есть один путь к высоким должностям
А теперь, при Лукашенко, празднуют 7 ноября — День Великой революции. А День Независимости - это день, когда советские войска осободили Минск.
Белорусский лидер Александр Лукашенко поздравил президента Южно-Африканской Республики Сирила Рамафосу с национальным праздником — Днем Свободы, а после пригласил его посетить Беларусь, сообщили в пресс-службе главы государства.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что уйдет на покой, когда ему об этом скажет народ, а рядом будет человек, который не предаст.
В августе 1991 г. Члены группы "Коммунисты Беларуси за демократию" заявили о выходе из компартии. В октябре 1991 г. Александр Лукашенко вошел в состав оргкомитета по созданию новой демократической структуры - Партии народного согласия, однако вскоре покинул его из-за внутрипартийных разногласий.
В декабре 1991 г. Впоследствии называл распад Советского Союза "катастрофой", которая "имеет негативные последствия во всем мире". В 1993-1994 гг. Александр Лукашенко был председателем временной комиссии Верховного совета для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления. Антикоррупционная комиссия имела широкие полномочия, в т.
В январе 1994 г. В итоге ВС провел голосование о доверии председателю парламента и премьеру республики. Шушкевич был снят с поста спикера, а Кебич сохранил должность. В сентябре 1993 г. В июне 1994 г.
В результате инцидента никто не пострадал. Впоследствии Генеральная прокуратура республики сообщила, что покушение было инсценировано. С 1994 г. Александр Лукашенко является президентом Республики Белоруссия. Один из "политических долгожителей" среди первых лиц стран СНГ.
Институт президентства в республике был введен в 1994 г. Первые выборы президента состоялись 23 июня 1994 г. По итогам первого тура большинство голосов избирателей набрали Александр Лукашенко и председатель Совета министров республики Вячеслав Кебич. Александр Лукашенко вступил в должность. В 1996 г.
Предлагаемые изменения конституции привели к конфликту главы государства с Верховным советом и Конституционным судом КС , а также к протестам оппозиции, последующей отставке премьер-министра Михаила Чигиря и роспуску парламента.
Денег на покупку и возведение особняков и участков было потрачено немало, но только государственных Если верить официальным данным, в начале 2000 Лукашенко был владельцем дома в Шкловском районе. Но с тех пор минуло 2 десятилетия. Известно несколько резиденций, в которых президент проживает, или часто бывает.
Читайте на нашем сайте: какая зарплата у депутатов Беларуси. Собственность президента В распоряжении Александра Григорьевича находится не менее 17 резиденций. По количеству имеющихся резиденций он является мировым лидером. Президент подчеркивает: резиденции не являются его собственностью.
Также на стадии строительства имеются еще 2 дома.
ЦИК: Лукашенко официально переизбран президентом Беларуси
Сколько лет Лукашенко президентом Белоруссии: с какого года у власти? Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у Владимира Зеленского в мае 2024 года заканчиваются полномочия на посту президента Украины, поэтому может создаться ситуация, когда России не с кем будет подписывать мирный договор. Президент Белоруссии Александр Лукашенко 19 декабря 2019 года подписал одобренный на заседании Совета Безопасности страны новый план обороны республики, а также концепцию развития Вооруженных сил. Решение о том, кто будет у власти, всегда принимает народ Александр Лукашенко рассказал, как долго планирует руководить государством. Проект дополнений в конституцию Белоруссии, обнародованный для всенародного обсуждения, предусматривает, что действующий президент республики Александр Лукашенко сможет остаться во главе государства еще на два срока. Александр Лукашенко был председателем временной комиссии Верховного Совета Республики Беларусь по изучению деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах управления.
В новой конституции обнулили президентские сроки Лукашенко
Щербака из совхоза. Когда же рабочие переизбрали председателя профкома на второй срок, то директор применил безотказный прием. Он своим приказом запретил изымать профсоюзные взносы через бухгалтерию. В результате работа профсоюза в хозяйстве оказалась парализованной, взносы перестали собираться, А. Щербаку пришлось уволиться, профком практически прекратил свою деятельность. Любопытно, что в 1989 г. Теперь В. Снегов подтвердил все приведенные факты и проинформировал, что президиум райкома профсоюзов указал директору совхоза на нарушение закона и обязал его принять коллективный договор. Но Лукашенко, пользуясь своим депутатским статусом, проигнорировал это постановление.
И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора 22. С начала 1993 г. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты. Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов. Идея борьбы с коррупцией всегда была популярна в обществе. Проблема обострилась с началом «прихватизации», в процессе которой государственная и хозяйственная номенклатура начала делить общественный пирог в свою пользу.
Об этом много писала негосударственная пресса, роптало население. Оппозиция сделала тему борьбы с коррупцией важным оружием борьбы с командой Кебича. Ее представители в Верховном Совете разоблачали злоупотребления высоких начальников, требовали наказания виновных. Под давлением оппозиции и общественности проправительственное большинство в парламенте было вынуждено согласиться на создание парламентской комиссии по этой проблеме, чтобы выпустить пар недовольства. В ее состав вошло девять депутатов во главе с Лукашенко. Комиссия получила довольно большие полномочия проверять любую документацию всех организаций, включая негосударственные, и т. Кандидатура Лукашенко на пост председателя этой комиссии была компромиссной. Нужен был депутат, не принадлежащий к высшим кругам номенклатуры, сам не замешанный в коррупции.
Проправительственное большинство считало Лукашенко своим и надеялось на его управляемость. Оппозиция, понимая невозможность поставить во главе комиссии своего представителя, вынуждена была молчаливо согласиться на меньшее из зол в лице Александра Григорьевича. К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека. На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала.
Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении. Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций.
С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми.
Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы.
Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т.
Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц.
В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами. В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах».
Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам.
С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся.
В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29.
Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов.
Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г.
Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты.
За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией.
Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом.
Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться.
Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение.
Несогласных с политикой президента и даже членов их семей преследуют: их могут оштрафовать, лишить работы. Разным видам наказаний подверглись десятки тысяч граждан. Десятки, а то и сотни людей из-за проблем с безопасностью не могут въехать на территорию страны. Нельзя забывать и о том, что в правление Лукашенко бесследно исчезли несколько его оппонентов, судьба их до сих пор не известна. Исследования общественного мнения проводит только Комитет госбезопасности, результаты публикуются в государственных СМИ. Последние опросы независимых социологических центров датированы 2015—2016 годами. Многие избиратели, которые голосовали за Лукашенко в 1994 году, покинули этот мир. Президент, конечно, пытается работать с новыми поколениями. В Белоруссии возрожден комсомол. В организацию принудительно записывают всех школьников, студентов. Для амбициозных молодых людей участие в работе БРСМ — возможность продвинуться по карьерной лестнице. Но в массе своей молодежь хочет перемен. Особенно та часть, которая ездит за границу, видит развитие соседних государств. Она маргинализирована и находится под жестким давлением. Участие в митингах, выступлениях крайне опасно для карьеры, для свободы в Белоруссии. Государство доминирует в экономике страны, поэтому протестующие рискуют лишиться и не найти в дальнейшем работу. Все более-менее активные люди находятся на учете в КГБ. Конечно, есть примеры спонтанных акций протеста.
Первый президент, руководители всех уровней — выходцы из самых простых семей. В Беларуси есть только один путь к высоким должностям - через умение и желание честно работать на благо страны, - констатировал белорусский президент. Лукашенко напомнил, что в зале Дворца Республики у всех один статус — участников ВНС, делегатов и приглашенных.
Получив аттестат о среднем образовании, в 1975 году успешно окончил исторический факультет Могилевского педагогического института. Позднее молодой человек получил дополнительное образование в Белорусской сельскохозяйственной академии по специальности «экономист агропромышленного производства». С 1975 по 1977 год Александр служил в Пограничных войсках Комитета Государственной Безопасности, где являлся инструктором политического отдела воинской части Западного пограничного округа в Бресте. После службы в погранвойсках начал трудовую деятельность секретарем комитета комсомола горпищеторга города Могилева. В 1978 году стал ответственным секретарем Шкловской районной организации Всесоюзного общества «Знание». Далее в 1979 году Лукашенко вступил в Коммунистическую Партию. В 1982 году назначен заместителем председателя колхоза «Ударник» Шкловского района. В следующем году занял пост заместителя директора комбината строительных материалов в Шклове. После чего в течении двух лет работал секретарем партийного комитета колхоза имени Ленина. В марте 1987 года Лукашенко занял должность директора совхоза «Городец» Шкловского района. В период «перестройки» в 1990 году избрался народным депутатом Верховного Совета Республики Беларусь. Возглавлял временную комиссию для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления. В сентябре 2001 года переизбрался на второй срок.
Последние 26 лет Беларусь жила с одним президентом. Какой путь прошла страна за это время?
первый Президент Республики Беларусь. Лукашенко дал присягу, после этого председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина вручила ему удостоверение Президента Республики Беларусь. Лукашенко: приоритетом следующей пятилетки будут экономия, качество и повышение уровня жизни людей. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что у Владимира Зеленского в мае 2024 года заканчиваются полномочия на посту президента Украины, поэтому может создаться ситуация, когда России не с кем будет подписывать мирный договор. Официальные власти Белоруссии в качестве вероятного сценария разрабатывают уход Лукашенко на пост главы Народного собрания. Александр Лукашенко пригласил в Беларусь президента ЮАР Сирила Рамафосу. — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь с посланием к народу и парламенту, предложил прекратить боевые действия на Украине и объявить перемирие.