Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Пока же рассмотрим вопрос о численности «азербайджанцев» в Иране, ставший сегодня одним из ключевых элементов проекта по разделу Ирана. На территории собственно Ирана за сепаратистскую пропаганду периодически арестовываются азербайджанцы, однако среди них значительную часть составляют не столько даже жители азербайджанских провинций Ирана, сколько выходцы из суверенного Азербайджана.
Россия в глобальной политике
Так Северный или Кавказский Азербайджан испытывал на себе влияние русской христианской цивилизации. В советский период Азербайджан и во все стал светской республикой, что отразилось на менталитете азербайджанского общества, который больше имел схожести с турецким, чем с иранским. После распада СССР теперь уже независимый Азербайджан пытался укрепить союз с соседним Ираном, однако эта политика не имела успеха по многим объективным и субъективным причинам. Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном. И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения. Но все попытки советского руководства по объединению Южного Азербайджана с Кавказским оказались безупречными, так как после окончания Второй Мировой войны правительство Ирана лишь ужесточила политику дискриминации к иранским азербайджанцам.
В 1979 году в Иране произошла исламская революция, новое правительство стало проводить более мягкую политику к иранским азербайджанцам, тем более что немала часть религиозных революционеров имели тюркское происхождение. Все это в итоге привело к тому, что в 1980-х годах начались возрождаться новые национально-освободительные движения в иранском Южном Азербайджане. Надо признать, что и первое правительство Азербайджана во главе с президентом Эльчубеем поддерживало идею с объединением Южного Азербайджана с независимым Азербайджаном. Однако в 1993 году к власти в Азербайджанской республике приходит Гейдар Алиев , которые не стал портить отношения с Ираном, и взял полный курс на экономическую и военную интеграцию с Турцией. В свою очередь в Иране стали «закручивать гайки» по отношению к лидерам азербайджанских сепаратистов. Иранское руководство не стало помогать азербайджанским беженцам во время первой войны в Нагорном Карабахе, а в армяно-азербайджанском конфликте полностью поддерживало стороны Армении.
В настоящее время Иранское руководство по-прежнему продолжает борьбу с азербайджанским сепаратизмом, и держит полный контроль на ирано-азербайджанской границе.
Наиболее мощные выступления отмечались в начале ХХ века, когда персидская династия Каджаров приходила в упадок. В 1908 — 1909 гг. В 1920 г. При этом и в первом и во втором случае М. Хиябани не декларировал абсолютную независимость Иранского Азербайджана, настаивая на широкой автономии. Он верил в революционизирующую роль Азербайджана для всего Ирана и боролся против центрального правительства, против экспансии в Иране Великобритании и России, причем и царской и советской. Хиябани и его соратники отказались сотрудничать с большевиками. Они заявили, что не согласны с вводом советских войск в Энзели май 1920г. Все вспышки недовольства, все мятежи, все восстания были подавлены шахскими войсками, и Тегеран продолжал контролировать Южный Азербайджан.
В 1925 г. Поставив своей целью восстановить былое величие страны, он взял курс на европеизацию Ирана, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского персидского национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие. Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все народы страны представляют одну нацию на персидской основе. Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах. Реза-шах запретил использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Губернаторами в Азербайджан были назначены персы, большинство высоких административных постов также занимали персы, а не азербайджанцы. В Иранском Азербайджане переименовывались топонимы, имеющие азербайджанское происхождение. Хуже того, Тегеран целенаправленно осуществлял политику экономической дискриминации региона, при этом наглухо закрыв границу с Советским Азербайджаном, куда ранее устремлялись иранские азербайджанцы на сезонные работы. Такая шахская политика привела к серьезным изменениям внутри азербайджанской общины в Иране.
Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Это привело к тому, что в многонациональных городских «котлах» «выпаривалась» национальная идентичность иранских азербайджанцев не в последнюю очередь, благодаря общей с персами религии — шиизму , постепенно терялся язык, и они становились просто иранцами. Именно тогда началась активная фаза ассимиляции значительной части мигрировавших в другие районы азербайджанцев. Этот процесс продолжается и сейчас. В свою очередь, политическое, экономическое и культурно-языковое давление Тегерана на азери, проживающих на севере страны, разжигало и аккумулировало у них естественные националистические чувства, усиливая сознание национальной азербайджанской идентичности. Во время Второй мировой войны, 25 августа 1941 г. Великобритания на юге Ирана, СССР — на севере ввели свои войска, чтобы предотвратить превращение Ирана в сателлита нацистской Германии. Красная армия заняла практически весь иранский Азербайджан. Примечательно, что ещё до начала данной военной операции Москва и Баку рассматривали возможность советизации южного Азербайджана и присоединение его к Азербайджанской ССР. Руководитель этой советской республики Мир Джафар Багиров, инструктируя своих подчиненных, отмечал, что крупнейшие города Ирана: Казвин, Урмия, Миане, Марага, Тебриз, Ардебиль, Салмас, Хой, Энзели и другие — «были родиной наших предков.
И если хотите знать правду, то и Тегеран — древний азербайджанский город». В группу «по советизации» входили партийные и советские работники, представители органов безопасности, милиции, судов и прокуратуры, работники типографий и издательств. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план, и находившиеся там работники из АзССР были по указанию Москвы отозваны назад. Реальная деятельность по советизации иранского Азербайджана началась в 1945 г. Вождь всех народов связывал создание просоветской азербайджанской республики и с общим процессом распространением социализма, и с возведением буферной зоны вокруг СССР, как это чуть позднее будет происходить в Восточной Европе. Но была ещё одна цель в Иране — получение от Тегерана концессии на разработку нефти на севере страны с определенным отчуждением территории. Обеспокоенный Тегеран послал войска для подавления азербайджанского мятежа, но советская армия преградила им путь на север. Как известно, 29 января 1942 г. Как показала история, вывод должен быть осуществлен 2 марта 1946 г. Именно в этот день Англия объявила о завершении вывода из Ирана своих войск американские покинули страну ещё до 1 января того же года.
СССР поступил по-другому. В этой же информации подчеркивалось, что советская армия будет оставаться в других районах Ирана надо понимать — в Иранском Азербайджане. Более того, 4 марта в Иран был введен дополнительный советский военный контингент, начавший движение к Тегерану. Это породило первый крупный политический конфликт холодной войны. На московских переговорах в марте 1946 г.
Основная форма самоидентификации граждан Исламской Республики Иран, как уже было отмечено, — ирани, т. Для жителей диалектных регионов уточняющее определение включает название диалектного ареала. Так, для жителей Гиляна, Мазандарана и Горгана — шомали букв.
При этом, фундаментом региональной культурной 11 самоидентификации является местный диалект. Как только семья переселяется в город и, теряя своё родное наречие, переходит на персидский, уже следующее поколение приобретает вторичное определение идентичности уже по новому месту жительства, сохраняя, впрочем, память о региональных корнях. Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской». К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима.
Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике. Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании. Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами. Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров. А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства.
Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком. Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки. Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства. Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению. На что хозяйка ответила: «Дети — уже тегеранцы техрани , говорят только по-персидски, а я тюркский знаю, — и продолжила: — Ман ке ходам торк будам букв.
Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ». Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г. В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы. Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп. В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению.
Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены.
До начала армяно-азербайджанского конфликта азербайджанонаселённые пункты существовали во многих регионах Армении, включая Ереван, где они до Октябрьской революции составляли крупнейшую этническую группу, превышая по численности армян [47]. В конце XIX века 77 тыс. В Турции азербайджанцы традиционно заселяют приграничные с Арменией районы: провинции Карс, Игдыр и округ Шенкая провинции Эрзурум. В постсоветскую эпоху в результате эмиграции из Азербайджана азербайджанцы расселились во многих городах Турции и США. В Туркмении азербайджанцы наиболее компактно проживают в городах Туркменбаши Красноводск и Ашхабад [49].
Какие народы живут в Иране….
Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке.
Сколько азербайджанцев живёт?
Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. Азербайджанский язык в Иране вытесняется целенаправленно, заявил президент Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Иса Габиббейли. Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана.
Иранский Азербайджан и армянский след
Азербайджанцы Иран: более 15 млн человек согласно энциклопедии Британника , по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. Азербайджан: 8 172 809 2009 г. Россия: 603 070 2010 г. Турция: 700 тыс.
Но проблема не исчезла. В настоящее время симпатии иранцев к режиму утрачены. Из-за неэффективной экономической системы в Иране государство играет ключевую роль в экономике, многие государственные предприятия являются низкодоходными или убыточными и американских санкций потребление в Иране в последние годы уменьшилось на четверть, выросли безработица и инфляция. К структурным кризисам добавились пандемия и ее последствия. Блеск официальной идеологии померк на фоне растущей бедности. Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму.
На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности. Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность. Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г. Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств.
Также персидский шах обязался предоставить амнистию всем жителям Южного Азербайджана, сотрудничавшим с русскими войсками. После этих важнейших событий территории исторического проживания азербайджанского этноса в Иране азербайджанцев называли и называют «азери» или «торк» были разделены на две части: земли севернее реки Аракс оказались в составе России, а южнее Аракса — в составе Ирана. Не всё спокойно было в Иранском Азербайджане, где время от времени происходили протесты на этнической почве против центрального правительства. Наиболее мощные выступления отмечались в начале ХХ века, когда персидская династия Каджаров приходила в упадок. В 1908 — 1909 гг.
В 1920 г. При этом и в первом и во втором случае М. Хиябани не декларировал абсолютную независимость Иранского Азербайджана, настаивая на широкой автономии. Он верил в революционизирующую роль Азербайджана для всего Ирана и боролся против центрального правительства, против экспансии в Иране Великобритании и России, причем и царской и советской. Хиябани и его соратники отказались сотрудничать с большевиками. Они заявили, что не согласны с вводом советских войск в Энзели май 1920г. Все вспышки недовольства, все мятежи, все восстания были подавлены шахскими войсками, и Тегеран продолжал контролировать Южный Азербайджан. В 1925 г. Поставив своей целью восстановить былое величие страны, он взял курс на европеизацию Ирана, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского персидского национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие.
Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все народы страны представляют одну нацию на персидской основе. Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах. Реза-шах запретил использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Губернаторами в Азербайджан были назначены персы, большинство высоких административных постов также занимали персы, а не азербайджанцы. В Иранском Азербайджане переименовывались топонимы, имеющие азербайджанское происхождение. Хуже того, Тегеран целенаправленно осуществлял политику экономической дискриминации региона, при этом наглухо закрыв границу с Советским Азербайджаном, куда ранее устремлялись иранские азербайджанцы на сезонные работы. Такая шахская политика привела к серьезным изменениям внутри азербайджанской общины в Иране. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. Это привело к тому, что в многонациональных городских «котлах» «выпаривалась» национальная идентичность иранских азербайджанцев не в последнюю очередь, благодаря общей с персами религии — шиизму , постепенно терялся язык, и они становились просто иранцами. Именно тогда началась активная фаза ассимиляции значительной части мигрировавших в другие районы азербайджанцев.
Этот процесс продолжается и сейчас. В свою очередь, политическое, экономическое и культурно-языковое давление Тегерана на азери, проживающих на севере страны, разжигало и аккумулировало у них естественные националистические чувства, усиливая сознание национальной азербайджанской идентичности. Во время Второй мировой войны, 25 августа 1941 г. Великобритания на юге Ирана, СССР — на севере ввели свои войска, чтобы предотвратить превращение Ирана в сателлита нацистской Германии. Красная армия заняла практически весь иранский Азербайджан. Примечательно, что ещё до начала данной военной операции Москва и Баку рассматривали возможность советизации южного Азербайджана и присоединение его к Азербайджанской ССР. Руководитель этой советской республики Мир Джафар Багиров, инструктируя своих подчиненных, отмечал, что крупнейшие города Ирана: Казвин, Урмия, Миане, Марага, Тебриз, Ардебиль, Салмас, Хой, Энзели и другие — «были родиной наших предков. И если хотите знать правду, то и Тегеран — древний азербайджанский город». В группу «по советизации» входили партийные и советские работники, представители органов безопасности, милиции, судов и прокуратуры, работники типографий и издательств. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план, и находившиеся там работники из АзССР были по указанию Москвы отозваны назад.
Реальная деятельность по советизации иранского Азербайджана началась в 1945 г. Вождь всех народов связывал создание просоветской азербайджанской республики и с общим процессом распространением социализма, и с возведением буферной зоны вокруг СССР, как это чуть позднее будет происходить в Восточной Европе. Но была ещё одна цель в Иране — получение от Тегерана концессии на разработку нефти на севере страны с определенным отчуждением территории. Обеспокоенный Тегеран послал войска для подавления азербайджанского мятежа, но советская армия преградила им путь на север. Как известно, 29 января 1942 г. Как показала история, вывод должен быть осуществлен 2 марта 1946 г. Именно в этот день Англия объявила о завершении вывода из Ирана своих войск американские покинули страну ещё до 1 января того же года. СССР поступил по-другому. В этой же информации подчеркивалось, что советская армия будет оставаться в других районах Ирана надо понимать — в Иранском Азербайджане.
Многие выходцы из северо-западных провинций, живущие в Тегеране, уже отчётливо идентифицируют себя как иранцы-тегеранцы. В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской». К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима. Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике. Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании. Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами. Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров. А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства. Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком. Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки. Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства. Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению. На что хозяйка ответила: «Дети — уже тегеранцы техрани , говорят только по-персидски, а я тюркский знаю, — и продолжила: — Ман ке ходам торк будам букв. Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ». Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г. В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы. Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп. В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению. Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке. Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов.
Сколько азербайджанцев проживает на территории Ирана?
Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы. Но, в зависимости от тех или иных оценок, в Иране живут 15-35 миллионов азербайджанцев и около 10-ти миллионов их в собственном национальном государстве.
Иранский Азербайджан - история и политика
Проводится следствие. Причиной для возбуждения уголовного дела стала публикации коллажа, оскорбляющего национальное и религиозное достоинство верховных религиозных и государственных деятелей Ирана. В соответствии с поступившими в адрес прокуратуры обращениями, в которых содержались просьбы принять меры против виновников появления данного коллажа, сотрудники прокуратуры города Баку провели проверки в редакциях обеих газет. Выяснилось, что ответственные работники этих газет, злоупотребив своим служебным положением, разрешили публикацию коллажей и статей, оскорбляющих национальное и религиозное достоинство верховных религиозных и государственных деятелей Ирана. Тем самым они нанесли существенный удар по охраняемому законом достоинству общества и государства, считают в прокуратуре. О результатах следствия будет сообщено дополнительно. В беседе с журналистами он назвал авторов этих карикатур "безбожниками" и подчеркнул важность их наказания. ANS 5 июня посольство Исламской Республики Иран в Баку выступило с осуждением публикации в азербайджанской печати карикатур на покойного духовного лидера страны имама Хомейни, а также действующего и экс-президентов Ирана. Как отмечается в сообщении дипмиссии, подобные публикации противоречат политике свободы слова. Это не позволит внести разобщенность в братские связи двух народов", - отмечается в заявлении.
Посольство Ирана "оставило за собой право наблюдать за судебным процессом", выразив надежду "на скорое и суровое наказание авторов публикаций". Вместе с тем, по мнению иранского посольства, публикация карикатур стала кульминацией антииранской пропаганды, поддерживаемой определенными кругами. Без сомнения, приток таких средств в будущем будет ощутим для каждого гражданина Азербайджана. По словам экономиста, в целом этот крупномасштабный проект имеет большое значение для Азербайджана. Причем не только с точки зрения притока в страну нефтедолларов - БТД имеет большое геополитическое значение. Далеко не все в Азербайджане уверены в том, что БТД принесет больше пользы, чем вреда. Во всяком случае, как сказал глава Комитета защиты прав нефтяников КЗПН Мирвари Гахраманлы, в Джейхан уже доставлена первая партия азербайджанской нефти и сегодня все уже забыли о том, какой ущерб был нанесен стране и ее гражданам в ходе реализации проекта. Все международные проекты в мире являются импульсом к социально- экономическому развитию государства и местного населения. В Азербайджане же БТД стал причиной уменьшения рабочих мест на нефтяных и нефтеперерабатывающих заводах.
С другой стороны, строительство нефтепровода стало причиной ухудшения экологического положения во всей стране, в особенности в тех районах, через которые прошел БТД. Кроме того, как утверждает правозащитница, проект привел к тому, что сегодня во многих регионах на свет появляются дети-инвалиды. При этом она напоминает, что во время строительства БТД были нарушены права людей, проживающих в регионах, через которые прошел нефтепровод, а компании-подрядчики BP до сих пор не восстановили инфраструктуру регионов, которая была практически уничтожена. Помимо этого ее серьезно беспокоит вопрос дальнейшей судьбы БТД. Она утверждает, что, согласно оценкам некоторых экспертов, уже в 2010-2012 годах у международной общественности пропадет интерес к проекту. Этот проект, по его словам, имеет большое геополитическое значение для Азербайджана и в будущем принесет в государственный бюджет большие деньги. При этом он отметил, что все негативные отзывы и попытки остановить реализацию проекта - всего лишь грязные выпады людей, которые либо имели от этого личную выгоду, либо старались навредить Азербайджану. Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев в своем вступительном слове заявил, что Азербайджан развивает сотрудничество с международными и региональными организациями, в том числе придает серьезное значение деятельности в Совете министров обороны СHГ. И если это согласие будет выработано, тогда страны-гаранты предложат любые меры по обеспечению выполнения этих договоренностей".
При этом Иванов не исключил проведения миротворческой операции в зоне армяно-азербайджанского конфликта для "гарантий всех политических договоренностей, которые рано или поздно будут достигнуты". Он также отметил, что Россия поставляет в Азербайджан серьезную военную технику. Hо сегодня это реальность", - сказал Иванов. Отвечая на вопрос о выводе военного имущества с российских военных баз в Грузии, Иванов сказал, что на российскую базу в Армении из Грузии перебрасывается лишь часть военной техники, что "не нарушает фланговые ограничения" и не может способствовать дестабилизации ситуации в регионе. Военная техника с другой базы - в Батуми - будет вывезена морем", - сказал Иванов. Не исключено, более того - вероятно, что в рамках своего визита в Баку Иванов затронул этот вопрос на переговорах с руководством Азербайджана. Как известно, Ереван выступает за то, чтобы миротворцами были российские военные, но Азербайджан согласен на размещение в зоне конфликта лишь турецкого воинского контингента под эгидой НАТО. И позиция официального Баку в этом вопросе, по меньшей мере, оправдана. Известно, что Москва считает Ереван своим сателлитом на Южном Кавказе и перманентно снабжает его оружием.
Достаточно вспомнить скандальную историю о незаконных поставках с 1993 по 1996 гг. А ведь в Армении имеются и российские базы. Так что суверенитет Армении носит чисто формальный характер; эта страна практически полностью зависит от воли своего северного хозяина. Правда, на территории Азербайджана находится стратегический военный объект России - радиолокационная станция "Дарьял" в Габалинском районе. Но эта база хотя и имеет стратегическое значение, тем не менее основополагающей роли в отношениях двух стран не имеет. Иные аналитики склонны полагать, что визит Иванова в Баку преследует собой создание некой оси Россия-Азербайджан-Иран для противостояния возрастающему американскому влиянию в Каспийском регионе, а также в странах Ближнего Востока и Персидском заливе. Причем для подобных догадок есть некоторые основания - изменение внешнеполитического курса Баку в пользу Москвы; неожиданное потепление азербайджано-иранских отношений. Что же касается возможного союза между Тегераном и Баку, то об этом говорят высокопоставленные лица двух стран. Между тем готовность Кремля поставлять оружие одновременно и Армении и Азербайджану не будет поводом для провоцирования гонки вооружений между двумя государствами.
Уж что-что, а оружие Армения и Азербайджан могут найти и сами. Тем более, что Баку и Ереван устами руководителей стран не устают говорить о ежегодном увеличении военных бюджетов. Так что Москве, скорее всего, придется проводить здесь сбалансированную политику. Только политикой в соответствии с русской поговоркой "каждой сестре по серьге" Кремль может сохранить хоть какое-то влияние на Азербайджан. Кроме того, Россия, несомненно, потеряет неплохой рынок сбыта своего оружия, каким является на данный момент Азербайджан.
Как лезгины называют азербайджанцев? Сколько азербайджанцев в России 2017? По наиболее завышенным данным, в РФ проживает 3 млн.
Где проживает больше всего азербайджанцев? Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине — 12000, в Бразилии -75000, Канаде — 170000, в Мексике — 27000 тысяч человек. Сколько азербайджанцев живет в городе Москве?
Язык, в свою очередь, поделен на множество наречий и диалектов, которые порой сильно отличаются друг от друга. Многие курды исповедуют ислам суннитского толка. Хотя на юге Керманшаха можно найти и шиитов. Северные народы Ирана. Вдоль берегов Каспийского моря проживают талыши, гилянцы и мазендеранцы. Талыши живут в Гиляне и Ардебиле.
Говорят на талышском языке, который принадлежит к северо-западной группе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане. Талыши ассоциируют себя с древним прикаспийским племенем кадусии. Точных данных по количеству населения нет, но, по грубым подсчетам, в Иране проживает около 800 тысяч. Гилянцы — основное население провинции Гилян, потомки того же племени кадусии. Насчитывается около 2-3 миллионов представителей этноса. Говорят на гилянском диалекте, который схож с мазендеранским и довольно сильно разнится с персидским языком. Гилянцы играют большую роль в развитии экономики Ирана, так как снабжают всю страну сельскохозяйственными продуктами. Прямо на склонах гор они выращивают рис, пшеницу, чай, табак и цитрусовые фрукты. Среди прибрежного населения распространено рыболовство. Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран.
В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари». В Иране проживает около 3-4 млн мазендеранцев. Предположительно, предки этого народа переселились с Кавказа. Занимаются земледелием, рыболовством и скотоводством. Туркмены В Иране проживает крупнейшая группа туркменов за пределами Туркменистана. Основное место поселения — северные и северо-восточные части Ирана, среди которых провинция Голестан, Северный Хорасан и Хорасан-Резави. Долгое время туркмены представляли собой группу кочевых и полукочевых племен. По некоторым оценкам, в Иране проживает от 2 до 3 миллионов. В настоящее время туркменская этническая группа почти ассимилировалась с персами, особенно в Горгане и Гонбад-е Габусе.
Балуджи Кочевой и полукочевой этнос, в основном проживающий на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан.
Я обратился к пресс-секретарю иранского посольства в Азербайджане Меджиду Фейзуллаи, попросив его прокомментировать появившиеся в азербайджанской прессе сообщения о неожиданно большом наплыве в города Азербайджана иранских азербайджанцев. К примеру, по данным газеты «Экспресс», поток беженцев из Ирана в Баку усиливается, и именно с этим фактором связано подорожание в столице квартир и земельных участков. Раздраженно Меджид Фейзуллаи отвечал, что может лишь повторить слова иранского посла в Азербайджане Афшара Сулеймани, ранее заявившего: посольств не располагает на этот счет никакой информацией.
И все же в Азербайджане упорно ходят разговоры о резком увеличении числа случаев миграции из Ирана. Иммиграция из Ирана для Баку дело не новое, так как еще в советские времена в Азербайджан прибывали иранские азербайджанцы, бежавшие от репрессий шахского режима, сверженного в 1979 году. Но, по словам Новрузоглу, в качестве простых беженцев из Ирана в страну прибывают агенты иранских спецслужб, а это, говорит он, представляет прямую угрозу безопасности Азербайджана. Почему иранцы ищут безопасности именно в Азербайджане?
По некоторым сведениям, этнические азербайджанцы в Иране составляют примерно четверть от общего населения страны в 67,5 миллиона человек. Они знают язык, и у многих есть родственники в Азербайджане. Однако в Азербайджан приезжают и персы. Процесс получения иранскими гражданами азербайджанской визы прост и не связан с большими расходами.
Иранцы, желающие приехать в Азербайджан, могут купить трехмесячную продлеваемую визу за 40 долларов. Согласно двустороннему соглашению от 2005 года, которое все еще предстоит ратифицировать, иранцы и азербайджанцы, проживающие в 40-километровой зоне от границы, имеют право на безвизовый въезд в Азербайджан и Иран.
"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. В настоящее время в иранском Азербайджане проживает всего-навсего 4 тыс. армян, половина из которых в столице остана Восточный Азербайджан – Тебризе. Но большая часть азербайджанцев живет в Азербайджане и Иране. Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. Сегодня в программе Точка бифуркации с Джаванширом Ахундовым:02:00 сколько азербайджанцев живет в Иране (данные на начало нулевых)11:00 идентифицируют ли се. Вероятно, речь идёт о том, что иранские националисты считают Азербайджан своей исторической провинцией (в Иране есть одноимённый регион), а националисты в Азербайджане считают, что на северо-западе Ирана живут азербайджанцы.
Где проживают 50 млн азербайджанцев
Пока же рассмотрим вопрос о численности «азербайджанцев» в Иране, ставший сегодня одним из ключевых элементов проекта по разделу Ирана. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. "Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран. Около 10 миллионов азербайджанцев мира, приблизительная численность которых составляет 50 миллионов, в настоящее время проживают в эмиграции и составляют азербайджанскую диаспору.