Почему в связи с Международным женским днем всегда вспоминают Клару Цеткин и Розу Люксембург? парке Сокольники 8 марта состоялась акция, организованная за гендерное равноправие. Хотя изначальная суть 8 Марта заключалась в борьбе за гендерное равенство, избирательное право для женщин и равную оплату труда. Глава комиссии по гендерному равенству Генсовета ФНПР Аксана Сгибнева о значении праздника 8 марта. Международный женский день стал национальным праздником в России, где продажи цветов удваиваются в течение трех-четырех дней после 8 Марта.
8 Марта. Москва за равноправие !
Впервые в мировой истории стало возможно прервать беременность легально. Постановлением "Об охране здоровья женщин". Причём посмотрите на аргументы. Ровно те же самые, что и в 21 веке. Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции создали себе промысел. Рабоче-крестьянское правительство учитывает всё ЗЛО этого явления для коллектива. Аборты запрещалось проводить кому-либо, кроме врачей — чтобы всё было стерильно и без смертельных осложнений. Появлялся и отпуск по беременности с выплатой денежного пособия.
Сейчас мы знаем его как декретный отпуск. Ещё он не позволял работодателям слишком нагружать женщину после выхода из отпуска. Для кормления грудью существовали отдельные часы, в которые абсолютно легально можно было забить на работу. Помимо этого заработали социальные лифты для женщин. В основном они предназначались для партийных работниц и опытных коммунисток, но тем не менее. Опять же, впервые в истории женщина стала целым министром и во второй раз — послом. Это, кстати, была одна и та же женщина.
Её звали Александра Коллонтай. Александра Коллонтай Человек поистине удивительный. И, пожалуй, самая эмансипированная дама в российской истории. Она родилась в дворянской семье, но очень быстро увлеклась революционными идеями и стала думать, как приспособить марксизм для женского движения. Уже в 1913 году выходит её статья "Новая женщина". И внутри вот что: Типичной чертой женщины прошлого было отречение от власти плоти, ношение "маски непорочности" даже в супружестве. Новая женщина не отрекается от своего "женского естества", она не бежит от жизни и не отстраняет от себя те "земные" радости, какие дарит скупая на улыбки действительность.
Современные героини становятся матерями, не будучи замужем, уходят от мужа, любовника, их жизнь может быть богатою любовными перипетиями, и всё-таки ни они сами, ни автор, ни современный читатель не сочтут их за "погибшие создания"! Она же развивала эти идеи в литературе.
И это в горном ауле, который много лет гордился своими задорными и смелыми горянками! Женщины гор при поддержке большевиков добились при Советской власти равноправия. А теперь добровольно? Будучи в поликлинике Черкесска, я невольно стал свидетелем того, как пожилая черкешенка — медицинский работник распекала юную даму, явившуюся на прием в хиджабе. Разве это наша национальная одежда?
Это арабки в таких одеяниях, под такими платками до бровей прячутся от жары и песка в пустыне! Молодая женщина ничего не отвечала, только что-то прошептала вроде: «Мужу так нравится…». Так сегодня одеваются все больше женщин на Кавказе, скажете вы. Но в Центре-то все иначе? А почему женщинам платят за ту же работу, что делают и мужчины, меньше? Почему их отодвигают в карьерном росте? А знаете, что творится в частных фирмах, где трудятся хорошенькие молодые женщины?
Куда их склоняют разного рода начальники? Ну, а среди депутатов всех уровней женщин стало в разы меньше, чем при Советах.
Как отмечать 8 Марта, по мнению феминисток? Ходить на санкционированные митинги в поддержку женщин 8 Марта — это день солидарности трудящихся женщин, а не повод получить букет тюльпанов. Разве это нормально? Но до сих пор ни о каком равенстве речи идти не может. Выступать против насилия Феминистки активно выступают против насилия над женщинами, харассмента, против запрета абортов и вывода их из ОМС.
Мы по сей день живём в таком абсолютно патриархальном дискурсе.
А в России в начале XX века у женщин даже не было паспортов: их имена вписывали в паспорт отца или мужа. Женщина не могла обрести самостоятельность — либо она остаётся жить с родителями и с возрастом получает клеймо «старой девы» , либо выходит замуж. И всё же попытки обрести гендерное равенство были. Они просили признания их прав на образование и труд. Одну из первых феминисток того времени Эбигейл Смит Адамс прославила фраза: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». В XIX веке приоритетными вопросами равноправия стал доступ женщин к высшему образованию и право голоса.
В это время получило развитие движение суфражисток — активисток, которые выступали за равные избирательные права. И борьба, наконец, дала свои плоды. Например, в Новой Зеландии женщины получили право голосовать в 1893 году, в Австралии — в 1902 году. Женщины добились права учиться в университетах и работать вне дома. Женщины были лишены равных условий труда. Им приходилось работать до 16 часов в сутки при мизерной заработной плате. Протесты прошли в нескольких городах США.
Результатом стало введение 10-часового рабочего дня как для мужчин, так и для женщин. Даже сегодня женщинам приходится бороться за равные возможности с мужчинами. Не говоря уже о проблемах сексуализированного и бытового насилия. Как Международный женский день пришёл в Россию? По горячим следам коммунистического движения. Хотя самым первым женским днём в России можно считать 2 марта 1913 года. В этот день в Санкт-Петербурге на имя градоначальника подали прошение о том, чтобы провести «научное утро по женским вопросам».
Полторы тысячи женщин собрались в этот день на Калашниковской хлебной бирже, чтобы обсудить вопросы равноправия и государственного обеспечения материнства. Хотя официально Международный женский день в Российской Империи так и не утвердили. По стечению обстоятельств 8 марта 1917 года 23 февраля по старому стилю стал спусковым крючком Февральской революции.
Феминистки против 8 Марта. Никаких цветов и подарков!
Эмоции мамы в этот момент были бесценны. Думаю, это самые дорогие подарки на всю жизнь. Современная женщина — это не набор каких-то определённых внешних качеств, она — совершенно особенная, со своим характером, привычками и манерами. К сожалению, мы застряли в каких-то стереотипах, думая, что женщина должна хранить семейный очаг, а мужчина — зарабатывать деньги. Времена меняются, и взгляды тоже. Айгуль Сагеева Какого-то необычного подарка в моей жизни не было. Хотя супруг никогда не оставляет без внимания. В 2018 году именно в 8 марта у нас с мужем был никах. Возможно, это был его хитрый ход, чтобы объединить праздники — на годовщину свадьбы и на Международный женский день подарить один подарок.
Мы живём в XXI веке, где можно всё и быть любой. Нас не заставляют носить паранджу, не запрещают получать образование, как это происходит в некоторых странах. Для современной женщины нет запретных тем. Она независима, у неё есть свои желания, цели и увлечения. Современная женщина заботится о своём здоровье, теле, внешности. Современная женщина — вечно молодая! Для женщины равенство — привилегия, для мужчины — унижение, пишут умные люди. Я с этим согласна.
Женщина получила все «мужские» права. Облачилась в брюки, села за руль, стала руководить большими предприятиями, стала главной в семье и добытчицей. Современные мужчины на фоне таких женщин сейчас стали выглядеть слабее. В этом главная беда современности.
Внутреннее колониальное сознание до сих пор существует наряду с патриархатом, а в России в особенности. Поэтому есть смысл больше времени уделять правам женщин-мигранток, которые вынуждены заниматься низкооплачиваемым трудом, потому что их просто не возьмут ни на какую другую должность. Еще по теме Феминистки добились удаления российской рекламы В СССР в этот день поддерживался миф о мультикультурности, о том, что мы все едины. Но это был именно миф, сконструированный советской культурой.
На деле никакой мультикультурности не было, СССР осуществлял настоящее угнетение: русский язык пропихивался как ключевой, этнические и национальные культурные традиции подавались как дикость и варварство. Было такое явление как худжум, когда женщин в Средней Азии принуждали отказываться от платка и хиджаба, аргументируя это тем, что мы движемся в светлое будущее без религиозных предрассудков. Но никто не спрашивал самих женщин, готовы ли они к этому шагу. Кстати, в современном феминизме есть та же проблема: когда западная феминистка смотрит на женщину в платке, она неминуемо воспринимает ее как угнетаемую.
Пусть и сейчас этот день станет поводом высказаться о том, что нас волнует.
Приходите, приносите плакаты на беспокоящие вас темы, будем поздравлять друг друга с нашим праздником, раздавать прохожим поздравительные открытки и буклеты с информацией, как защитить себя от домашнего насилия. Но в последнее время это не так просто осуществить.
Женщины работали по 16 часов в сутки, в отличие от мужчин, которые уже добились 10-часового рабочего дня. На предприятиях США в то время возникали многочисленные профсоюзные организации. После 8 марта 1857 года образовался еще один - впервые его членами стали женщины. В начале XX столетия возмущенные неблагодарностью мужчин чикагские домохозяйки вышли на улицы города и, громыхая пустыми кастрюлями, ведрами и тазами, стали требовать уважения к себе, равных политических прав, возможности работать на предприятиях, служить в армии и полиции.
В результате многие из мужчин города остались в тот день голодными. Неизвестно, то ли мужья нашли какой-то путь к оскорбленным женским сердцам, то ли домохозяйки, выпустив пар, смирились со своей нелегкой женской долей, но история до поры до времени забылась. В 1908 году 8 марта американки снова требовали запрета детского труда, улучшения условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем. Спустя несколько лет, на 2-й международной конференции социал-революционерок, состоявшейся в 1910 году в Копенгагене, Клара Цеткин предложила проводить подобные акции ежегодно по всему миру, рассчитывая пробудить в женщинах тягу к свободе, равенству и братству.
Международный женский день: как появился праздник 8 Марта
Опрошенные ставропольчанки попросили не раскрывать своих фамилий. В свете существующих общественных настроений женщины опасаются санкций со стороны работодателей, травли и преследования. Она призывает задуматься, сколько всего держится на невидимом труде миллионов женщин и жаждет порицания и искоренения насильственных браков, женских обрезаний, карательной гинекологии термин, используемый для обозначения неуважительного, калечащего обращения со стороны медиков во время гинекологических осмотров или родов. В этом наша сила и наша слабость», — убеждена Валерия. Для собеседницы «Победы26» 8 марта — отличный повод напомнить близким, подругам и коллегам, что они достойны восхищения и уважения. Не менее важно для неё напомнить об этом и самой себе. Думаю, ничто так не отражает дух праздника, как забота о себе», — рассказала Валерия. Побеждая собственные страхи: кто в Ставрополе учит тхэквондо особенных детей Считают сектантками По мнению руководителя IT-компании Анастасии, феминизм даёт возможность не только уравнять женщин в правах, но и совершенствовать отношения полов. Для неё важно пересмотреть устоявшиеся нормы и обычаи и отказаться от архаичных установок. Но, к сожалению, многие считают феминисток чуть ли не сектантками», — сетует Анастасия.
Женщина признаётся, что не отмечает 8 Марта — устоявшийся ритуал празднования кажется ей не соответствующим духу этого дня. Она мечтает, чтобы 8 марта показывали телепередачи про умных, смелых женщин, учёных, историков, спортсменок, а не раздавали пожелания оставаться красивыми и любимыми.
При этом история женских шествий началась задолго до «Прогулки по Бродвею»: 8 марта 1857 года в Нью-Йорке забастовали работницы текстильных фабрик.
Они вышли на улицы с кастрюлями и другой кухонной утварью, стуча по которой требовали справедливых условий труда. Это шествие получило название «Марш пустых кастрюль» — именно в память о нем Международный женский день стали отмечать 8 марта, но у России была своя история. В 1917 году жительницы Петербурга вышли на улицы, чтобы призвать революционеров к активным действиям.
По оценкам историков, тогда собралось около 130 тысяч человек. Женщины, можно сказать, запустили революционный процесс, написал РБК. Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю.
Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания. Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать. Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок.
С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем. А в 1975-м Международный женский день признали в ООН: тогда всем странам-участницам рекомендовали его отмечать. Женщины имели право управлять княжествами, становились послами за рубежом и служили советницами при высокопоставленных мужьях.
Но такой уклад был в Древней Руси и касался далеко не всех. В крестьянском обществе до ХХ века практически никаких «взрослых» прав женщины не имели, сообщил culture. До замужества девушки должны были обязательно слушаться отца и старших братьев, а после всецело покорялись супругу.
В эпоху Московской Руси женщинам даже запрещали выходить на улицу без отца или мужа.
Но никто не спрашивал самих женщин, готовы ли они к этому шагу. Кстати, в современном феминизме есть та же проблема: когда западная феминистка смотрит на женщину в платке, она неминуемо воспринимает ее как угнетаемую.
Но она не спросила ее, действительно ли это угнетение или это какая-то иная форма реальности. В этом году я буду отмечать праздник в рамках своего воркшопа: вести занятие о деколониальности и феминизме, читать доклады вместе с прекрасными девушками из Центральной Азии. Мне кажется, это лучший способ отпраздновать 8 Марта.
На работе все по стандартной схеме: цветочки, все радуются весне. Я всегда подчеркиваю, что этот праздник не про тюльпаны, конфеты и питье чая. Никто не угнетает меня по этому поводу, все дают мне право придерживаться моей точки зрения, но не все ее перенимают.
Желаем счастья, любви и удачи! И чтобы в этот день, несмотря на историю этого праздника, вы забыли о равноправии, а просто позволили сильному полу восхищаться вашей красотой, лелеять ваши слабости и использовать свое право на поздравления! Поддержи Жуковские вести! Подробнее о поддержке можно прочитать тут Поделиться.
Борьба с насилием и равноправие: в Мали прошло празднование Международного женского дня
Выступающие призвали покончить с гендерным насилием в стране и включаться в борьбу за равноправие полов, «чтобы каждая женщина могла реализовать свой потенциал, быть включенной в экономику и сферу современных технологий». Международный женский день изначально был частью борьбы женщин за избирательное право. Праздничная дата действительно стала поводом для обитательниц соцсетей размышлять на темы феминизма, равноправия и свободы женского выбора. Организаторы празднования Международного женского дня в 2021 году выбрали в качестве девиза для него хэштег #ChooseToChallenge ("Выбери вызов"). На самом деле, для меня 8 Марта – это прежде всего праздник женской независимости, гендерного равноправия.
Клара Цеткин — первая «ласточка» праздника весны
- «Из России с любовью»: активисты поздравили с 8 Марта жительниц Нью-Йорка и Лондона // Новости НТВ
- Бельгийки отметили 8 марта маршем за равноправие
- 8 Марта — история и значение праздника
- Яндекс.Директ
Вернуть празднику 8 марта название «Международный день борьбы за права женщин»
Международный женский день (8 марта) празднуют во всем мире. Праздник 8 марта предложила праздновать Клара Цеткин, в знак равноправия и независимости женщин. Все правильно, 8 марта -день гендерного равенства. Есть девушки и женщины относящиеся к женскому полу по своему гендерному воспитанию. Они требовали сокращения рабочего дня, равенства с мужчинами в условиях оплаты труда и предоставления женщинам избирательного права.
8 марта: история праздника
Нет никакой «женской работы» В части занятности есть та работа, которую вы хотите и можете делать, и которая вас привлекает — да чем угодно пусть привлекает, хоть ее общественной значимостью, хоть деньгами. Вы никак не обязаны любить детей или хотеть о ком-то заботится. Если вам нравится запускать ракеты или беззастенчиво бороться за власть, то прекрасно, это и делайте необходимость иметь способности очевидна, но это данность для любого занятия. Равный труд подразумевает равную оплату. Если вы приходите в офис и там 8 часов плюете в потолок как делают ваши мужские коллеги, то вам должны платить ровно столько же, сколько им. Вы не должны быть лучше.
Вы не должны что-то доказывать. Если вы делает то же самое, что и мужчины, то ваше вознаграждение должно быть таким же. У женщины нет никакой анатомической части, которая объясняет ее способности к мойке пола. Вот вообще никакой. Наличие матки и пылесос друг с другом тоже никак не связаны.
Работа по дому — работа. Женщина не обязана ее выполнять, потому что «она же женщина». Женщина может согласиться ее выполнять как и любую другую — возглавлять правительство, копать канаву, запускать космический корабль — если она этого хочет. Любая работа должна вознаграждаться материально. В противном случае это не работа, но рабство.
В итоге если один член семьи хочет приходить в чистый дом к готовому обеду и детям с вытертыми носами, но не хочет взять на себя ровно половину обязанностей, делающих это возможным, то этот член семьи оплачивает услуги домработницы, повара, няни и экономки. Вот в простой денежной форме оплачивает, вместе с неизбежными отчислениями в пенсионный и страховой фонд.
В этот день бастовало более 128 тыс. Агитационный плакат «8 марта — день восстания работниц против кухонного рабства! Долой гнёт и обывательщину домашнего быта! Даниленко, проанализировав советские публикации последних двух лет Великой Отечественной войны на тему Международного женского дня, пришёл к выводу, что в то время праздник был посвящён в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях [16]. С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днём [17].
Клара взяла фамилию Осипа, при этом официально так и не вышла за него замуж. Конечно, с одной стороны, мы можем говорить о том, что мир меняется, но, с другой стороны, у нас существуют еще достаточно жесткие религиозные и общественные нормы. Все-таки большинство населения выступало за старую систему установленного брака", — отметил кандидат исторических наук Павел Балдин. Там познакомилась со своей первой любовью — социалистом Лео Йогихесом. В гражданском браке они прожили 16 лет, детей у пары не было, хотя Роза мечтала о них. Твое предназначение — это революционная деятельность". И так получилось, что Роза Люксембург никогда не стала матерью", — поведала эксперт. По одной из версий, их познакомила дочь Карла Маркса Лаура Лафарг. Пламенные революционерки стали не только соратницами, но и лучшими подругами. Друзья называли их Дикая Клара и Красная Роза. Вместе Цеткин и Люксембург яростно боролись за равные права работающих мужчин и женщин. И начала проявляться в промышленно развитых странах разница между работающим мужчинами и работающими женщинами — разница в зарплате, условиях труда и отношении к работнику. Женщины находились в более ущемленном положении. И, конечно, Роза Люксембург и Клара Цеткин начинают провозглашать идею равноправия женщин", — говорит историк. Возможно, на выбор даты — 8 марта — повлияло старинное немецкое предание. В Средневековой Европе действовало так называемое право первой ночи: сразу после свадьбы невеста должна была подарить свою невинность феодалу. Согласно легенде, однажды в немецкой деревне выдавали замуж сразу восемь девушек.
Дата пришла не сразу: в разные годы в разных странах Международный женский день отмечали в последнее воскресенье февраля, 19 марта, 12 мая, 2 марта, 9 марта. В этот день на улицах появились и работницы, трудящиеся в невыносимых условиях и получающие копейки за этот труд. В 1921 году на 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля 8 марта 1917 года. После 70-х годов, когда коммунизм достигнут не был, а социализм всё еще не принес ожидаемого результата, первоначальная идея праздника ушла. В России он окончательно превратился в день, когда представительницы женского пола окружены вниманием, улыбками, цветами и конфетами. Выходные заканчиваются, и женщины возвращаются на работу, где им платят меньше, чем мужчинам, продолжают в одиночку содержать дом в уюте, который им желали накануне, воспитывать детей и получать неуместные комментарии о внешнем виде в лучшем случае. И это всё еще не похоже на равноправие и эмансипацию.
«Да» равноправию, «нет» празднику весны – иностранцы о 8 Марта
Международный женский день в России давно превратился в гендерный праздник, лишившись изначального революционного посыла. В последние годы феминистки заговорили о его возрождении в качестве дня борьбы за равенство и преодоление стереотипов. Как было описано выше, изначально 8 марта был обозначен как «Международный день солидарности женщин в борьбе за политическое, социальное и экономическое равноправие». Международный женский день, по сути, — это некий презент нам от Соединённых Штатов Америки, Германии и Советского Союза.
Без конфет и цветов: что на самом деле символизирует Международный женский день
Кроме того, часть респондентов воспринимают эту дату как повод вспомнить о роли женщины в обществе. Так, 7 процентов опрошенных назвали 8 марта днем, посвященным борьбе за права женщин, а 5 процентов — днем их поддержки. Также опрос показал, что 53 процента россиянок воспользуются весенним праздником как поводом для отдыха, а 33 процента заявили, что надеются получить в этот день подарки от близких. При этом 62 процента женщин считают приятными презентами цветы, конфеты и духи. В то же время треть мужчин сочли эти подарки стереотипными, а 22 процента — назвали их обязательными символами Международного женского дня.
В последние годы феминистки заговорили о его возрождении в качестве дня борьбы за равенство и преодоление стереотипов. Екатеринбургская поэтесса, кандидат филологических наук Егана Джаббарова поделилась с «ФедералПресс» личным взглядом на то, как нужно отмечать 8 Марта, почему советские открытки не отражали реального положения дел и каких женщин дискриминируют чаще всего: подробнее «В детстве, как и большинство людей, я знала о 8 Марта как о празднике женщин, в который тебе дарят цветы. К истинному пониманию того, что значит этот день, я пришла через феминистскую поэзию и собственные поэтические практики.
Я начала знакомиться с такими авторами как Галина Рымбу, Оксана Васякина, интересоваться тем, что происходит в мире актуальной поэзии, и, как следствие, заинтересовалась фем-оптикой. Пришло понимание, что этот праздник совершенно не связан с цветами и тем, что ты должна в розовом платье скакать по полянке. Я осознала, что этот день связан с борьбой, равенством, преодолением патриархальной системы и иерархий, требующих от тебя соблюдения стереотипных ролей. Сейчас меня интересует деколониальный феминизм, который связан с небелыми женщинами — теми, кто подвергается не одной дискриминации, а двум или больше. Например, ты не просто женщина, а небелая женщина или вдобавок являешься сексуальным меньшиством и так далее.
Императору Николаю II несколько раз удавалось спокойно пережить Международный женский день. Но 23 февраля 8 марта по новому стилю 1917 года в Петрограде — тогдашней столице Российской империи — забастовка текстильщиц, требующих хлеба и мира, переросла в массовые беспорядки, закончившиеся Февральской революцией да полным крушением монархии. Временное правительство, к которому перешла власть, предоставило женщинам право голоса. А после Октябрьской революции видные большевистские феминистки убедили председателя Совнаркома Владимира Ленина отмечать Международный женский день на государственном уровне. Эротическое белье и хорошая косметика советским женщинам не полагались. По крайней мере, купить и то и другое было весьма проблематично. На женское нижнее белье отечественного производства грустно было даже смотреть. По этому поводу тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева даже посетовала на одном из заседаний Политбюро ЦК КПСС: «Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер». После того в Черемушках, на околице Москвы, построили фабрику, на которой в 1960-х начали шить относительно качественное женское белье. А праздник в Советском Союзе прижился. Даже сложился особый официальный праздничный ритуал: 8 марта на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин: скольких тружениц удостоили правительственных наград и так далее. В ответ работницы и крестьянки обещали бороться за мир да еще больше наткать ситца и надоить молока… «Твоя партия поступила бы куда лучше, если бы вместо дурацких слов женскую жизнь улучшила» В 1965 году первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев Генеральным секретарем Леонид Ильич именовался с 1966-го по 1982 год , выступая 8 мая в Кремлевском дворце съездов на торжественном собрании, посвященном 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, сообщил: 8 марта объявляется в СССР нерабочим днем. И пояснил: «В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир».
В Брюссель несколько десятков женщин собрались с плакатами: «Если женщины остановятся, мир остановится! Кроме того, Collecti.