25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Крупская Надежда Константиновна в молодости, окончив гимназию, часто задумывалась о несправедливости, которая царила вокруг. 25-го февраля 1939-го года, за день до 70-ти летнего юбилея Надежды Константиновны Крупской, в подмосковном санатории Архангельском собрались ближайшие друзь. Надежда Крупская – русская революционерка, государственный и культурный деятель, доктор педагогических наук, основной идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг.
Десятилетнюю карьеру двойника Ленина разрушила Надежда Крупская
Надежда Крупская. Женой так женой | Надежда Крупская, 1936 год / |
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма | В историю Надежда Крупская вошла как верная соратница своего супруга Владимира Ленина. |
80 лет назад, в Москве на Красной площади состоялись похороны Надежды Константиновны Крупской
Для заработка она давала частные уроки и одновременно бесплатно вела занятия в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой, участвовала в марксистском кружке, вступила в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Венчание с медными кольцами Знакомство с молодым Владимиром Ульяновым произошло в феврале 1894 года. Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло.
Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться.
В это время она начала живо интересоваться марксизмом, в связи с чем вступила в марксистский кружок. В период биографии 1891-1896 гг. Надежда Крупская преподавала в местной вечерней школе. Одновременно с этим она активно занималась пропагандистской деятельностью, по причине чего была позже арестована. Знакомая Надежды познакомила ее с Владимиром Ульяновым. И хотя мужчина был невысокого роста и имел дефект речи, он поразил девушку своей харизмой и увлеченностью идеями Карла Маркса. Стоит отметить, что будущий вождь большевиков, также проявил к ней интерес. Революционерка В 1896 г. Крупская была арестована и сослана в Уфу. Тогда же Ульянов был выслан в село Шушенское. Он вместе с будущей тещей отправил множество писем чиновникам, чтобы те разрешили его невесте отбывать ссылку в Шушенском, по причине предстоящего брака. Фото Крупской в молодости Интересен факт, что, будучи убежденными атеистами, Владимир и Надежда узаконили отношения церковным браком в 1898 г. В этот период биографии она всячески поддерживала своего супруга. Она преподавала в партийной школе, редактировала статьи и занималась почтой. У нее было около десятка разных псевдонимов в числе которых Онегина, Минога, Фрей, Галилей и др. Затем Надежда неоднократно выезжала в европейские страны с разными партийными заданиями. В 1917 г, Надежда Крупская вернулась в Россию , где активно участвовала в подготовке Октябрьской революции. Потом она занялась развитием комсомола и пионерской организации.
В 1863 г. Мать Крупской, Елизавета Васильевна, работала гувернанткой. Детство и юность Несмотря на то, что семейство Крупских жило небогато, родители отдали Надежду учиться в частную гимназию, которую она с отличием окончила в 1887 г. Через 2 года девушка успешно поступила на Бестужевские курсы, но проучилась в высшем женском заведении только 1 год. В это время она начала живо интересоваться марксизмом, в связи с чем вступила в марксистский кружок. В период биографии 1891-1896 гг. Надежда Крупская преподавала в местной вечерней школе. Одновременно с этим она активно занималась пропагандистской деятельностью, по причине чего была позже арестована. Знакомая Надежды познакомила ее с Владимиром Ульяновым. И хотя мужчина был невысокого роста и имел дефект речи, он поразил девушку своей харизмой и увлеченностью идеями Карла Маркса. Стоит отметить, что будущий вождь большевиков, также проявил к ней интерес. Революционерка В 1896 г. Крупская была арестована и сослана в Уфу. Тогда же Ульянов был выслан в село Шушенское. Он вместе с будущей тещей отправил множество писем чиновникам, чтобы те разрешили его невесте отбывать ссылку в Шушенском, по причине предстоящего брака. Фото Крупской в молодости Интересен факт, что, будучи убежденными атеистами, Владимир и Надежда узаконили отношения церковным браком в 1898 г. В этот период биографии она всячески поддерживала своего супруга. Она преподавала в партийной школе, редактировала статьи и занималась почтой.
Современники вспоминают, что это причиняло ей огромные страдания. По предположениям многочисленных свидетелей, у Ленина и Арманд был роман, сохранились письма, где она признается ему в любви. Крупская воспринимала всё стоически, более того, стала подругой Арманд. Ленин же в конечном счёте остался с женой — как предполагает историк Леонид Млечин, «любовь он счёл делом преходящим, менее значимым, чем прочные дружеские отношения с Крупской». Утешение Крупская находила в работе на благо общества — как она его понимала. Это не аскетизм. Напротив, личная жизнь обогащается благодаря тому, что общее дело всех трудящихся становится личным делом», — говорила она. Возвращение в Россию Вместе с мужем Крупская вернулась в Россию в 1917 г. Сильным ударом для нее стало резкое ухудшение здоровья Ленина — первый инсульт случился в мае 1922 г. Крупской пришлось заново учить мужа говорить, писать, общаться. Ленин восстановился, но ненадолго — в 1924 г. После смерти Ленина для Крупской настали мрачные времена.
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. Крупская стала главным идеологом советского образования, поставив во главу системы детей, их развитие и воспитание. Надежда Крупская (справа) и секретарь ВЦСПС Клавдия Николаева, усадьба Архангельское, 1936 год. Итак, любопытные факты о Надежде Крупской, что много лет подряд так старательно утаивали советские историки.
Крупская сводила с ума многих мужчин
Мы постараемся рассказать о ней объективно. Путь в революцию Надежда Константиновна родилась в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Отец её, Константин Игнатьевич, отставной офицер, умер в 44 года от туберкулёза. Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг. По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет до первого ареста преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале. Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым. Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других.
В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым.
Работала Крупская под Парижем преподавателем. Помогала Ленину налаживать связь с партией в России.
В 1917 году возвращение в Россию. Подготовка к октябрьской революции. Педагогическая и партийная деятельность Крупской принадлежит идея создания советской системы образования. Основная задача народного образования заключалась в обучении и быть основой коммунистического воспитания юных умов.
Подвергала критике гуманистическую педагогику А.
Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо». Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. После этого до 1942 года он не написал ни одной сказки. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л.
Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Надежда Крупская - автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. Умерла 27 февраля 1939 года в Москве. После смерти тело было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.
Познакомились в 1894 году. Обвенчались 22 июля 1898 года в церкви в ссылке в селе Шушенское. В качестве шаферов они пригласили шушенских крестьян, а обручальные кольца им сделал их союзник из медных пятаков. Вопросы народного образования. Народное образование и демократия. РСФСР, 1921. Заветы Ленина в области народного просвещения. То же. О дошкольном воспитании в деревне: III Всеросс.
Главсоцвоса, 1926. О школе крестьянской молодежи: Речи и статьи. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией.
Но самое удивительное, что сходство было не только внешним. Славкин, как и Ленин, родился в провинции и имел еврейские корни. Напомним, что евреем был дед Ильича по матери. Оба они получили юридическое образование и оба стали адвокатами. Со временем, кстати, Славкин настолько вошёл в образ, что время от времени звал Ванду Наденькой, а вредного соседа по коммуналке Иудушкой или проституткой Троцким.
Открыл Славкина как натурщика Амшей Нюренберг. Поскольку партия и советский народ требовали от художников и скульпторов все новых произведений, увековечивающих образ вождя, востребованность Иосифа Славкина у творцов Ленинианы росла. Когда любимый художник Сталина Александр Герасимов представил общественности своё знаменитое полотно "В. Ленин на трибуне", они не скупились на похвалы, воздавая должное творческому методу мастера. Герасимов, писали критики, видел В. Ленина на трибуне Красной площади всего раз или два, находился далеко от места выступления и не мог рассмотреть черты лица с должной ясностью. Однако прямое использование фотографий Герасимов считал вредным для живописца, уводящим в сторону от задач искусства". На самом деле Герасимову не за чем было пользоваться фотографиями.
Ведь у него был Славкин. Но об этом звезда соцреализма, как, собственно, и другие художники, работавшие с «двойником», предпочитал особо не распространяться. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Вдова вождя внимательно рассматривала работы, удивлялась новым для себя ракурсам и позам, а потом напрямую спросила художника, не пользовался ли тот услугами натурщика. Врать старой женщине а Крупская в тот же год умерла Васильев не стал и честно рассказал про Славкина и его бизнес ибо позировал «двойник», естественно, не бесплатно, а с учётом своей востребованности зарабатывал неплохие деньги. Крупская была очень расстроена. Она взяла с Васильева обещание отказаться от этой порочной практики, использовать в работе только подлинные подсобные материалы и для верности пожаловалась в ЦК. Практически одновременно жалобу на художников, «извращающих образ Ленина», написал директор Центрального музея им.
Ленина Беляков. Ленина фото, портреты, рисунки и скульптуры с натуры , не изучают произведений В.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Не так давно мы проводили опрос у памятника Надежде Константиновне Крупской и выяснили, что мало кто знает, кто она и чем занималась помимо того, что была замужем за Владимиром Лениным. российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания. И Крупская была одним из тех, кто закладывал фундамент этого культа. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская, основавшая «Учительскую газету».
Что изъяли из квартиры Надежды Крупской при обыске после ее смерти
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР | 1. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. |
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина | Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. |
Как Надежда Крупская стала женой Ленина | Надежда Крупская, около 1890-х годов. |
Надежда Крупская. Женой так женой - Год Литературы | Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. |
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Сталин ненавидел жену Ильича и начал её унижать, когда понял, что в Горках заточён человек уже больной и безвольный. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Мемуаристы отмечают, что Крупская «любила тех, кто умел отстаивать свою точку зрения. Судьба лишила Надежду Крупскую здоровья, женской привлекательности и возможности иметь детей.
Надежда Крупская. Женой так женой
Несмотря на то, что некоторые историки в браке Ленина и Крупской видят в первую очередь творческий союз двух энтузиастов, сама Надежда в воспоминаниях настаивает, что поженились они совсем не только для того, чтобы вместе крушить монархию: «Мы крепко любили друг друга. То, что я не пишу об этом, не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти». Они переводят иностранные книги о рабочем движении, налаживают переписку с европейскими социалистами, обсуждают перспективу революции. В 1900 г. Всё это время Надежда — главный помощник Ленина. К примеру, именно она занималась сложной шифровкой огромных объемов переписки с другими социалистами.
Жизнь как служение Крупская всю жизнь страдала от болезни, которую в конце XIX — начале XX века не умели лечить: диффузного токсического зоба базедова болезнь. Среди симптомов этого наследственного аутоиммунного заболевания — «выпученные» глаза, постоянные боли и недомогания. Из-за него же Крупская, любившая детей, была бесплодна. Современники вспоминают, что это причиняло ей огромные страдания. По предположениям многочисленных свидетелей, у Ленина и Арманд был роман, сохранились письма, где она признается ему в любви.
Крупская воспринимала всё стоически, более того, стала подругой Арманд.
И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания. Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения. Российские скауты должны были помогать ближнему — что, в свою очередь, должно было способствовать их патриотическому и моральному воспитанию. Но «буржуазному скаутскому движению» в обновлённой постреволюционной России не было места.
В 1919 году все скаутские организации были распущены. На «скаутском пепелище» при комсомольских ячейках «на местах» было приказано создавать детские группы. И хоть пионеры, как и скауты, частенько ходили в походы с палатками, суть этой организации оказалась всё же иная. Крупская была уверена: школьник обязательно должен быть пионером. При этом, она сама заявляла, что в пионерской организации должно быть «меньше барабанного боя, больше дела». Пионеры должны были обладать исключительно активной жизненной позицией и живым интересом к проблемам общества. Самоуправление, умение без помощи взрослых разобраться со всеми детско-подростковыми «общественными вопросами» и найти верное решение помогало вырастить самостоятельных людей, не теряющихся во «взрослой жизни».
Впрочем, и «подростковую романтику» в пионерском движении Крупская не обошла стороной. Надежда Константиновна слишком хорошо знала детскую психологию — и понимала, что без элементов игры здесь никак. Против Макаренко и сказочной «мути» Помимо детского образования и воспитания, Крупская внесла свой вклад в библиотечное и музейное дело страны. С её подачи было открыто немало самых разных музеев, к примеру, музей Лермонтова в Пензенской области.
Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания.
Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности.
Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим».
Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю.
То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.
За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.
Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники.
Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма».
При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей.
Встреча с Лениным и венчание Владимир по кличке «Старик» впервые встретился с Надей в 1894 году на квартире, где собирались «революционно-настроенные люди». Правда, в тот день будущий Ленин, а тогда умный и энергичный юноша 24 лет, обратил на себя внимание отнюдь не Надежды, а ее более обаятельной подруги, Апполинарии Якубовой. Они встречались некоторое время, а потом Ильича упекли в тюрьму. Но почему-то он доверился не Якубовой, а скромной Наденьке Крупской. Владимир Ильич понял, что нашел родственную душу. Надежда угадывала его с полуслова, была настоящей «подругой дней суровых». Вскоре она и сама угодила в ссылку на 3 года.
Влюбленные писали друг другу письма и наконец воссоединились в сибирском селе Шушенское. Правда, для этого им пришлось повенчаться в церкви 22 июля 1898 года. По законам Российской империи без брака мужчина и женщина не могли жить под одной крышей. Тем более политзаключенные. Но к тому, чтобы узаконить отношения заключенных, относились хорошо и всегда шли на встречу таким бракам. Считалось, что так люди остепенятся и станут думать о семье, а не о революции. Но, как показало время, не в случае с Крупской и Лениным. Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой.
Но подписывалась везде, как Крупская. А среди революционеров ее вообще знали под кличками: Онегина, Минога, Рыба и т. Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь». Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской. Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику. За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию.
Вся семья за одним столом Вся семья за одним столом Ревновала ли Крупская своего мужа? Когда супруги эмигрировали в Европу, Ленин познакомился с Инессой Арманд. У них были общие революционные интересы, и поэтому многие приписывали им роман. Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы.