добыча лития из подземных вод Ковыктинского месторождения Газпрома. По предварительным планам Росатома и «Норникеля», объем выпуска различных литиевых продуктов (гидроксидов и/или карбонатов) из руд Колмозерского месторождения может составить до 45 тыс. тонн в год в пересчете на карбонат. Добыча лития в Боливии Стратегический литий Увеличение потребления военной промышленностью лития неизбежно по многим причинам.
Насколько велика проблема
- Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития
- Почему литий стал так востребован
- Гонка за третьим элементом: сумеет ли Россия стать конкурентом Илону Маску | Москва | ФедералПресс
- Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
- Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
- В России начнут добывать новую нефть - литий - Российская газета
Состояние мирового рынка лития
В частности, он используется для создания аккумуляторов для электромобилей. Прогнозируется, что к 2050 году спрос на это сырье увеличится в несколько раз. На этом фоне многие державы конкурируют друг с другом за право получить доступ к крупным месторождениям этого ценнейшего ресурса. Судя по всему, Россия преуспела в этой борьбе. Германия также заинтересована в получении прямого или косвенного доступа к литию через страны-партнеры. Немецкий канцлер Олаф Шольц уже давно пытается заключить соответствующие контракты со странами Южной Америки.
Пока что производство таких систем не слишком масштабное, но через время все может измениться. В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 000 тонн этого металла. А как его добывают и хранят? Литий — очень активный химически металл, поэтому его добыча ведется несколько отличными от добычи большинства прочих, обычных металлов способами. Есть два способа выделить Li.
Первый — из пегматитовых минералов, которые состоят из кварца, полевого шпата, слюды и других кристаллов. Ранее это был основной источник лития в мире. В Австралии, например, его добывают из сподумена, руды лития, минерала, который относится к пироксенам. Второй — из глин солончаков. Такие есть в Южной Америке и той же Неваде, о которой говорилось выше. Насыщенные литием рассолы можно «обогащать» при помощи испарителя на солнечной энергии. Затем, после достижения нужной концентрации гидроксида лития, его осаждают, добавляя карбонат натрия и гидроксид кальция. Этот процесс не очень дорогой, но занимает продолжительное время — от 18 до 24 месяцев. Именно такой способ планирует использовать Маск. У второго способа есть проблемы: при получении лития таким способом литий получает примеси — железо или магний от магния сложнее всего избавиться.
Тем не менее, на солончаковых землях много лития, и это делает второй способ очень привлекательным — от примесей все же можно избавиться. К слову, солончаки как раз не входят в списки разведанных месторождений, поскольку добыча лития выпариванием солевых растворов — новый метод, который ранее не применялся. Так что вполне может быть, что запасов лития на Земле гораздо больше, чем считается. Очень много лития в солончаковой пустыне Салар-де-Уюни на юго-западе Боливии. Есть и другие способы, но все они чисто лабораторные. Например, пару лет назад на Хабре публиковалась новость о том, что литий можно добывать из рассолов при помощи металл-органических каркасных мембран.
Мировой бум на электрокары спровоцировал не только революционный спрос на литий, но и «цветную» революцию в Боливии в 2019 году, где были обнаружены рекордные запасы лития. В отличие от США, Китай задолго до начала рекордного спроса на литий, начал скупать и осваивать месторождения этого металла по всему миру. При этом Пекин имеет свои запасы, и что еще важнее — собственные заводы по переработке сырья и по производству тех же электрокаров. Больше всего не повезло Европе — ради энергетики будущего она готова раскопать Португалию, Францию, Германию, где нашли залежи лития. Но даже если перерыть всю Европу, странам ЕС не удастся покрыть даже половины своих потребностей. Урсула Фон дер Ляйен: «Мне кажется, это понятно из моих слов и понятно по моим действиям: я прилетела в Латинскую Америку, чтобы показать, насколько Латинская Америка и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна важны для Европейского союза. И мне кажется, что самое время доказать это на деле. Мы очень похожи, у нас одни ценности, у нас так много общего — не в каждой детали, а в целом.
По словам Председателя Правления, в последние годы в мире резко возрос интерес к литию, тугоплавким металлам, германию и другим редкоземельным металлам. На текущий год на государственном балансе числится шесть месторождений, где может быть литий: Юбилейное, Верхне-Баймурзинское, Бакенное, Ахметкино, Медведка, Ахмировское. Вместе с тем, редкоземельные металлы на государственном балансе учитываются по 70 месторождениям в качестве попутных компонентов. Наряду с этим, у нас есть большие перспективы для открытия новых месторождений редких земель в редкометалльных гранитах и пегматитах Северного в районе Кокшетауской редкометалльной провинции в пределах Кокшетауского срединного массива и Западного Казахстана в районе Мугоджарской редкометалльнойпровинции, в гранитах литий-фтористого типа , в Восточном регионе на юго-восточном окончании Чингиз-Тарбагатайской редкоземельной металлогенической зоны.
Стратегическое сырье. Россия возрождает добычу лития
Вопрос только в том, чтобы успеть нарастить мощности вовремя: к 2025 году спрос может достичь 1,5 миллиона тонн LCE, а к концу десятилетия — более чем трех миллионов тонн. В конце марта 2023 года Евросоюз согласовал запрет с 2035 года на продажу новых авто, работающих на традиционном ископаемом топливе. Странам ЕС, впрочем, не удалось договориться о полном запрете привычных авто, как предполагалось изначально: Германия пролоббировала возможность продолжать использовать машины на особом климатически-нейтральном электротопливе e-fuel , которое подходит для обычного двигателя внутреннего сгорания ДВС. Такое топливо синтезируется в результате сложного процесса с использованием электричества, воды и уловленного в воздухе CO2, но его полномасштабного производства пока нет , а первый коммерческий завод в секторе начал работу всего несколько месяцев назад. Предприятие принадлежит Porsche и ее партнерам, компания при этом подчеркивает, что, несмотря на интерес к e-fuel, по-прежнему намерена делать основной упор именно на «обычные» электромобили. Автопромышленность ориентируется именно на них, поскольку необходимые технологии в отрасли уже широко освоены. Задуманная ЕС реформа, таким образом, даже в компромиссном виде все еще предполагает масштабную электрификацию европейского автопарка и, следовательно, серьезный рост спроса на литий.
Основной производитель металла в мире сейчас — Австралия , обеспечивающая около половины всех глобальных объемов, а в секторе переработки доминирует Китай с долей рынка почти в 60 процентов. Именно переработка играет важную роль в обеспечении цепочки поставок сырья для аккумуляторного сектора, позволяя получить пригодный для изготовления батарей карбонат или гидроксид лития. Докопаться до независимости В Европе же с литиевым сектором проблемы. Одними из немногих компаний, намеренных работать в регионе, выступают австралийская Vulcan Energy Resources, которая начнет добычу с 2025 года, и французская Imerys, которая наладит производство гидроксида лития на нормандском месторождении с 2028 года. К тому же успех предприятиям Vulcan и Imerys не гарантирован. Власти уже осознали важность помощи отрасли, но пока речь идет скорее о формулировании целей, чем о конкретном плане действий.
В середине марта Еврокомиссия представила проект закона «О важнейших сырьевых материалах», направленный на повышение самообеспеченности блока соответствующей продукцией. Пока Европа импортирует от 75 до 100 процентов необходимых ей металлов, но Брюссель , наученный свежим опытом экстренного замещения поставок газа из России , осознает, что и эту зависимость необходимо снижать.
А отфильтрованную таким образом воду можно закачать обратно в землю. Главный минус прямой добычи лития из рассолов — каждый раз его состав уникален и кроме ионов лития содержит соли множества других металлов. Поэтому универсального способа фильтровки нет, и пока не ожидается. Нефтяники постоянно имеют дело с рассолами, в которых часто обнаруживается литий. Они вполне могут заняться его попутной добычей, а также его извлечением из исчерпавших себя нефтяных и газовых скважин. Ряд компаний уже занялись отработкой технологий по добыче в США лития из рассолов.
Так, в Арканзасе, который в настоящее время является незначительным производителем нефти и газа, компания Standard Lithium запускает демонстрационную установку по извлечению лития из рассола нефтяных месторождений. В Канаде компания E3 Lithium начала работать с местной нефтегазовой компанией над производством металла из истощённого нефтедобывающего месторождения.
Здесь, правда, встает вопрос, а что нам делать с таким количеством лития. В 2022 году объем внутреннего потребления лития был равен импорту и составил 8-9 тыс.
А по оценке Брызгунова, к 2030 году потребность нашей страны в литии составит 30 тыс. Только на Колмозерском месторождении планируется к тому же 2030 году добывать до 45-50 тыс. Можно бы было говорить об экспорте, но основной рынок сбыта - это Европа, США и Канада, которые сейчас не горят желанием налаживать с нами торговые связи. В странах Азии есть свои месторождения лития, и, что важно, экспортные поставки уже налажены - из стран Латинской Америки и Австралии.
Как отмечал в интервью "РГ" глава "Росгеологии" Сергей Горьков, мы литий в основном потребляем в готовом продукте. К примеру, как аккумулятор для электромобиля. Поэтому нам сейчас нужно создать не только первый передел добыча , но и второй переработка , третий выпуск продукции , четвертый готовый для продажи потребителю товар переделы потребления. Впрочем, и возможности побороться за экспортные рынки у нас есть, хотя бы просто демпингуя ценами.
Себестоимость нашей добычи одной тонны карбоната лития из рудного сырья составляет примерно 5-8 тыс. По прогнозам иностранных аналитических агентств к 2025 году цена на карбонат лития может снизиться с 70 до 20-30 тыс.
Во-вторых, территория очень уязвима — из соседних стран Прибалтики в любой момент могут прилететь дроны, как это уже было в случае с военным аэродромом в Пскове или в портовой Усть-Луге. Тогда никакой обещанной «ответки» врагам не последовало, значит, в любой момент они всё повторят. Если, конечно, в этом будет нужда. В-третьих, что именно на нём собираются делать, пока в принципе не понятно. И собираются ли?
Поставлять готовую продукцию в КНР? Даже не смешно, себестоимость российских изделий будет в разы, если не в десятки раз, выше китайских. Плюс логистика через половину Земного шара. Значит, не на экспорт, а для внутреннего потребления. Впрочем, об этом уже объявили. Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии. В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта.
Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники. Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается. Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра.
Читайте также Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин. Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены.
Крупное месторождение лития нашли в Казахстане корейские ученые
Для масштабного развертывания литиевой добычи на нефтегазовых месторождениях в условиях отсутствия отечественного промыслового опыта необходимо опробовать различные технологические решения на пилотных проектах. Интерфакс: Семь месторождений, содержащих литиевые руды, а также иные стратегические дефицитные виды минерального сырья, такие как ниобий, бериллий и тантал, планируется предоставить в пользование в 2023-2024 годах, сообщили в Минприроды. По предварительным планам Росатома и «Норникеля», объем выпуска различных литиевых продуктов (гидроксидов и/или карбонатов) из руд Колмозерского месторождения может составить до 45 тыс. тонн в год в пересчете на карбонат. В США найдено огромное месторождение лития с запасами в 20-40 млн тонн — больше, чем в Боливии. С этого года совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" — "Полярный литий" —начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области.
Сообщество
- Чибис заявил о возможности РФ войти в топ-3 по запасам лития
- СМИ: эксперты выразили сомнение в желании талибов* разрабатывать богатые месторождения лития
- Стратегическое сырье. Россия возрождает добычу лития
- Металл, заряженный на успех
Иркутская область может обеспечить Россию литием
Месторождение считается одним из крупнейших месторождений лития в мире. Совместный российско-боливийский проект позволит создать в Боливии, стране с самыми богатыми запасами лития в мире, полноценную цепочку производства — от добычи литиевого сырья до получения рыночного продукта. Мировые поставки лития в 2023 году превысили спрос, который формируют производители аккумуляторных батарей для электромобилей, что и привело к переизбытку, повлиявшему на ценообразование, подтверждает Reuters. На сайте "Арктического лития" сообщается, что подтвержденный объем оксида лития на Полмостундровском месторождении составляет 350 тысяч тонн. Колмозерское месторождение содержит 18,9% российских запасов лития, и это наиболее перспективное месторождение литиевых руд в стране. Одновременно с компанией «Полярный литий», основанной «Норильским никелем» и «Росатомом», лицензию на литиевое месторождение получила в этом году и компания «Арктический литий», ставшая результатом образования другого альянса.
Литий и смерть
Фото: pixabay. Стало известно, что южноамериканское государство подписало соглашение с российской компанией Uranium One Group насчет добычи лития. По мнению Тобиаса Байера, это сделка является большим достижением для России, которая получила доступ к огромным запасам лития. Об этом сообщает издание ZDF. АБН24 представляет эксклюзивный пересказ статьи. Литий является довольно редким и крайне востребованным мировой промышленностью металлом.
В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта.
Наша основная задача — создать максимально эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений", — заявил на церемонии старта проекта генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев. Как-то всё очень и очень странно… Обычно сперва придумывают, что выпускать и для чего, а только потом строят под это производственные мощности. Электромобилей в РФ нет и быть не может, так как для их производства ничего нет. А именно электромоторов и, главное, бортовой электроники. Заводы радиоэлектронной промышленности в России уничтожены на корню, и возрождать таковые никто даже не собирается.
Поэтому все разговоры о выпуске каких-то там электромобилей сродни планам пребывающего в каменном веке племени Мумбу-Юмба наладить выпуск металлопроката в промышленных количествах, причём уже завтра. Читайте также Берингов пролив наш: Штатам здесь ловить нечего Россия может отозвать свою подпись под договором Шеварднадзе — Бейкера В нашей стране нет даже мощностей для выпуска традиционных автокомпонентов, в чём недавно признался Владимир Путин. Без импортных деталек мы ничего делать не в состоянии, даже «Ниву» советской разработки — производства, в том числе подшипников, уничтожены. Какие тут могут быть электромобили? Не говоря уже о том, что для нашего климата данные транспортные средства не подходят. Чтобы батарея хорошо принимала заряд, в ней есть внутренний подогреватель, но это требует дополнительной энергии.
То же самое касается печки. Если заявлено производителем 400 км на одной зарядке, то зимой это может быть и 300 км, и 250 км. Всё зависит от того, как пользователь станет использовать печку. Но будешь как цуцик. Есть решение этих проблем — установить внешний подогреватель на топливе. Тебе тепло, хорошо, но при этом электромобиль перестаёт быть чистым», — объясняет автор ютуб-канала R Drive Василий Максимов.
Странная какая-то получается «экология». Нам оно точно нужно?
Леонид Хазанов промышленный эксперт и независимый эксперт по экономике, доктор экономических наук В 1990-х годах государственный оборонный заказ резко сократился, спрос на литий упал, и разрабатывать Завитинское месторождение стало невыгодно. Литий стали завозить из Латинской Америки, где его добывают не из-под земли, а более дешевым способом, из воды соленых озер. С советских времен остались Новосибирский завод химических концентратов и Красноярский химико-металлургический завод. Уже в нашем веке появился торговый дом «Халмеком». Когда у нас курс развитие электротранспорта, есть соответствующая стратегия, завозить литий из-за границы совсем неправильно. Заграница может цены поднять, остановить поставки, потому что в связи с активным развитием производства электромобилей цены на литий бьют рекорды. Леонид Хазанов промышленный эксперт и независимый эксперт по экономике, доктор экономических наук Так появился проект «Росатома» и «Норникеля» «Полярный литий» по освоению Колмозерского месторождения в Мурманской области.
В оптике он применяется для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, в ядерной энергетике и атомной технике при его помощи получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Но львиная доля лития уходит на производство литийионных аккумуляторов. Переломным стал 2016 год, когда владелец крупнейшего в мире производителя электромобилей Tesla Motors — Илон Маск — заявил о планах производить 500 тысяч аккумуляторов для электрокаров в год. Первопроходец массового рынка электромобилей Tesla повышает ставки в сегменте солнечных батарей и аккумуляторов. Предлагаемые компанией домашние супер-аккумуляторы могут кардинально изменить способы хранения и распределения электроэнергии в будущем.
За первый квартал 2022 года Tesla поставила на рынок рекордное количество электрокаров — 310 048. Электрифицированное будущее транспорта намного ближе, чем кажется. General Motors объявила, что планирует прекратить продажу автомобилей с бензиновым двигателем к 2035 году. Целью Audi является прекращение их производства к 2033 году, и многие другие крупные автомобильные концерны следуют их примеру. По данным Bloomberg, к 2040 году две трети мировых продаж легковых автомобилей будут приходиться на электрокары. Это создает дополнительный спрос на батареи и, соответственно, на литий.
Таким образом, ключевым фактором литиевого бума пока остаются автопроизводители, но они уже демонстрируют иные возможности применения литиевых автомобилей, помимо непосредственного источника энергии для электрокаров. Ранее стоимость аккумуляторов очень быстро снижалась при одновременном увеличении спроса до такой степени, что, по утверждению Wall Street Journal, автопроизводители могли бы производить электромобили по цене обычных машин в течение ближайших пяти лет. Однако на рынке произошел разворот из-за нехватки лития. Динамика цен на критически важные полезные ископаемые в 2021 г. Существуют несколько способов добычи лития. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, где происходит выпаривание.
Из образующегося концентрата получается карбонат лития, который используется производителями аккумуляторов во всем мире. Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития. Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т.
Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 т, Чили — 26 000 т, Китае — 14 000 т и Аргентине — 6200 т. Боливия в списке крупных производителей не числится. Мировое потребление лития В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 тыс. Международный валютный фонд МВФ уже предупредил, что к 2040 году рынок стратегических полезных ископаемых, таких как медь и литий, может увеличиться в четыре раза. По словам официальных лиц, этот шаг направлен на борьбу с изменением климата, а также на то, чтобы сделать США более энергетически независимыми и безопасными, поскольку военные действия на Украине нарушили мировые рынки нефти. Поэтому 2 мая 2022 г.
Министерство энергетики направило 3,16 миллиарда долларов на поддержку производства, обработки и переработки аккумуляторов, финансируемых двухпартийным законом об инфраструктуре. Байден ранее поставил цель, чтобы к 2030 году электромобили составляли более половины всех продаж автомобилей. Закон об инфраструктуре также включает 7,5 миллиардов долларов на зарядные устройства для электромобилей, 5 миллиардов долларов на электрические транзитные автобусы, 5 миллиардов долларов на экологически чистые и электрические школьные автобусы. По словам директора Национального экономического совета Брайана Диз, финансирование поможет защитить цепочку поставок аккумуляторов и нарастить мощности, а также улучшит конкуренцию в США. Но это также имеет последствия для национальной безопасности на фоне более широких проблем энергетической безопасности и независимости, которые были выявлены во время военных действий на Украине. Это поможет гарантировать частные инвестиции и «запустит десятки компаний по всей территории Соединённых Штатов для наращивания мощностей, чего мы не делали десятилетиями», — сказал Диз.
По словам официальных лиц, финансирование будет распределяться через федеральные гранты, и официальные лица рассчитывают выделить до 30 грантов после технических и коммерческих обзоров и оценок. В декабре 2021 г. Министерство энергетики США опубликовало список из 13 новых отечественных заводов по производству аккумуляторов для электромобилей, которые планируется запустить в ближайшие пять лет, восемь из которых являются совместными предприятиями производителей аккумуляторов и автопроизводителей. В США из-за возросшего спроса на электромобили в технологию извлечения лития были вложены значительные средства. Сейчас основное внимание уделяется прямой экстракции лития DLE. Эта технология направлена на извлечение лития из рассола с использованием фильтров и мембран.
Хотя такие методы успешны, неясно, можно ли их масштабировать для коммерческого производства. Технология DLE требует огромного количества питьевой воды и электричества. Прежде чем США смогут увеличить производство лития, потребуется четкий план. Поскольку ресурсы ограничены, это дает больше поводов для критики инвестиций в литий. Важным остается вопрос, способны ли США избавиться от зависимости от импорта лития? Литий имеет решающее значение для успешного будущего чистой энергетики.
Но в США добыча лития — крайне спорная тема. По иронии судьбы, традиционная добыча лития наносит значительный ущерб окружающей среде, загрязняя местные грунтовые воды и потенциально убивая исчезающие виды.
Открытие крупнейшего в мире месторождения лития в США(13:09:2023)
"Прошли геологоразведочные работы на литиевых месторождениях, и по итогам их разработки наша страна может войти в тройку лидеров по запасам лития. «Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и «Атомредметзолота», получило право на разработку крупнейшего в России литиевого месторождения — Колмозерского. Если на восточных и южно-восточных частях прогнозируются коренные месторождения лития, то, минерализованные рассолы Аральского осадочного бассейна, по первичным сведениям, весьма благоприятны на литий.
Росатом вложился в разработку крупнейшего в мире месторождения лития
Крупные месторождения лития обнаружены в Таиланде, запасы руды в них могут достигать 14,8 млн т. Об этом сообщил телеканал Thai PBS. Если экспертиза залежей подтвердит предположения специалистов, то месторождение получит статус крупнейшего на планете, опередив боливийские, содержащие 25 млн тонн лития. Мировые новости, Новости добычи. Так появился проект «Росатома» и «Норникеля» «Полярный литий» по освоению Колмозерского месторождения в Мурманской области. В Таиланде обнаружили крупные месторождения лития — запасы руды оценили в 14,8 млн тонн.