Новости крещение господне доклад

Нередко Крещение Господне еще именуют «праздником Светов» или «днем Просвещения».

Самое читаемое

  • Крещение Господне: история появления и традиции
  • Богоявление Господне /
  • История праздника Крещения Господня
  • Крещение Господне: история появления и традиции
  • Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение

«Крещение празднуем Господне»

Крещенская святая вода В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости например, при внезапной болезни. Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы. Можно окропить и офис, и место учебы, и автомобиль. А если вы видите, что воды стало не так много, как хотелось бы, — можно разбавить ее простой чистой водой, и вся она будет так же полна благодати, как и раньше, и так же не испортится. Поэтому вовсе не стоит надрываться, унося из храма в этот день канистру на десяток-другой литров. Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким. Но и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно. Лучше перелить воду из пластиковой посуды в стеклянную, и хранить ее рядом с иконами.

Также и пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела. Крещенская вода может годами стоять и не портиться. Гадание на Крещение В крещенский вечер девушка должна выйти из дома и пойти по улице. Если она встретить на своем пути первого молодого и симпатичного мужчину, велика вероятность, что в этом году она выйдет замуж. Если прохожий будет старым, то замужество еще не скоро. На Крещение кроме традиционных новогодних и рождественских гаданий, издревле практиковали особое гадание — с кутьей. Суть его состояла в том, что гадальщицы, захватив в чашку горячей кутьи и скрыв ее под фартуком или платком, бежали на улицу и первому попавшемуся мужчине швыряли в лицо кутьей, спрашивая его имя. Еще более оригинален другой вид специального крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагишом выходили на улицу, «пололи» снег, кидали его через плечо и затем слушали — в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут.

После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину. Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.

Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства.

Ее разрешается пить даже после вкушения пищи. Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов.

Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой. Это не так!

Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах.

Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку, где была подготовлена прорубь в форме креста. Водосвятие совершалось очень торжественно, при большом стечении народа. Эта церемония имела не только церковное, но и государственное значение. Крещенское водосвятие Весь день накануне Богоявления крестьяне проводили в строжайшем посте даже дети и подростки старались не есть «до звезды» , а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могли вместить всей массы молящихся.

Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста.

Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу».

Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих.

Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться.

Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает! Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления.

В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен.

В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа. По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника.

Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо. Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово : великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.

Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…». На 9-й песни «Честнейшую» не поем.

Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу; Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». В русском переводе: «Никакой язык человеческий не в силах восхвалить Тебя по достоинству, и даже горний ангельский ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как благая, приими веру, а любовь нашу Божественную Ты знаешь: ибо Ты — Предстательница христиан, Тебя мы величаем». Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии до отдания праздника включительно. К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Литургия в день Богоявления В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия св.

Василия Великого в день праздника бывает тогда, когда он совпадает с воскресеньем или понедельником так как накануне этих дней — в субботу или воскресенье, то есть в Навечерие праздника, совершалась в свое время литургия св.

Вода Крещения и святой Иордан Вода, как символ обновления и исцеления, играет центральную роль в ритуале крещения. Именно через воду происходит духовное рождение человека и его вступление в общину верующих. Эта основополагающая роль воды в христианском таинстве во многом связана с крещением Христа в реке Иордан.

Река Иордан, в которой Иоанн Креститель окрестил Господа нашего Иисуса Христа, считается священной не только в христианстве, но и в иудаизме. Иордан связан со многими ключевыми событиями в Библии. Ветхий Завет упоминает об Иордане как о реке, через которую народ Израиля под руководством Иисуса Навина перешел в Землю Обетованную после 40 лет странствий в пустыне. В Новом Завете Иордан получает новое значение.

С крещением Христа в его водах, Иордан становится символом преображения и обновления. В момент, когда Христос ступил в его воды, Иордан, по словам церковных отцов, стал «Иорданом святости», воды которого способны очищать грехи и приносить исцеление. Это подчеркивается в молитвах православного богослужения Крещения Господня. Во время праздника Крещения в православной церкви совершается Богоявленское освящение воды.

Эта вода, символически представляющая собой воды Иордана, затем используется в течение всего года для различных церковных и домашних обрядов и считается особенно благословенной. Она принимается внутрь для исцеления и защиты, используется для благословения дома и других мест, а также служит для освящения различных предметов. Все эти обычаи и верования напоминают нам о том глубоком духовном значении, которое вода получила через крещение Христа в водах святого Иордана. Крещение Господне — это одно из ключевых событий в христианстве, которое открывает двери в великую тайну Божественного проявления.

Крещение Господне 19 января празднуют православные христиане

История Что можно и чего нельзя делать на Крещение Нет в России другого такого церковного праздника, с которым было бы связано столько поверий. И особенно они касались крещенской воды. Что нельзя делать в этот праздник, и какие есть обычаи, запреты, приметы — в материале Life. Например, на Крещение уходит прочь Коляда, уезжает на трёх белых конях. Поэтому в деревнях пекли обрядовую выпечку в виде коней и рисовали коней на запотевших или заиндевевших окнах. А колядующие в Крещенский сочельник ходили по деревне и просили подать им "Конька, золотого гребенька! Хозяева печёных коней раздавали с удовольствием, да и себя не забывали: оставляли в доме столько коньков, сколько было в семье лошадей.

Православные в этот день обязательно посещали храмы, где проводилось освещение святой воды — агиасмы, а в ночь с 18 на 19 января всем приходом шли к ближайшему водоёму — на иордань. Там священник проводил обряд освящения воды, и по сложившемуся на Руси обычаю желающие окунались в прорубь, подобно самому Христу, принявшему крещение на Иордане. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. В Сибири многие крестьяне верили, что эта ночь самая волшебная в году. Одни выходили на крыльцо в надежде увидеть в разверстых небесах Бога. Верили: если в этот момент попросить у него Царствия Небесного — обязательно душа попадёт после смерти в рай.

Другие ставили на окна крынки с водой, веря, что в полночь вода в них заволнуется и можно будет увидеть ангелов, которые плещутся в ней. Старики в Крещенский сочельник рисовали на дверях и притолоках кресты — в надежде, что их дом обойдут черти. А в Поволжье считали, что в вечер под Крещение лютует Огненный Змей. Этот демон проникал в избу через трубу и очень любил молодых вдовушек. Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти.

Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками с 7 по 17 января , составляют единый период. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост. Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак. Время праздника Крещения в наших широтах обычно совпадает с самыми сильными «крещенскими» морозами. Конечно, бывают исключения, но всё же, если не в сам день Крещения, то в предыдушие или последующие дни морозы чаще всего бывают. Да и неудивительно — как-никак, самая середина зимы! Освящение воды Главная особенность крещенского богослужения — это освящение воды, или великое водосвятие. Воду освящают два раза. Первый - 18 января, в крещенский сочельник, чином великого освящения воды, в купели, стоящей в центре храма. Второй раз — в сам день Крещения Господня, 19 января. Освященную воду можно взять в храме в день самого праздника, после водосвятия, либо в последующие дни. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней.

Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон. Фото из свободных источников Купание в проруби Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана. Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника. Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут. Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами «Во имя отца, сына и святого Духа». Запреты В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств. Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой. В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми. Другой запрет касается работы — в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому. Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде. Приметы Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

История, традиции и смысл праздника Крещение Господне

Главная традиция праздника Крещение Господне – освящение воды, которое проходит во всех храмах. 19 января православные верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. 19 января (6 января по старому стилю) православные христиане отмечают один из двенадцати главных христианских праздников – КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ, или БОГОЯВЛЕНИЕ. Ежегодно в ночь с 18 на 19 января празднуется Крещение Господне. Самого Иисуса Христа - по благословению Господа совершил Иоанн Креститель. Смотрите онлайн Крещение Господне: история и традиция празднования 16 мин 49 с. Видео от 18 января 2024 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте!

Основные сведения

  • Крещение Господне – 2024: традиции
  • Библейский рассказ о Крещении Господнем
  • Крещение Господне
  • Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
  • Приметы праздника

Крещение Господне - история и традиции христианского праздника

Православные верующие 19 января отмечают Крещение Господне, или Святое Богоявление. Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. это другой праздник? Событие Крещения Господня описано в Евангелии и повествует нам о проповеди святого пророка Божия Иоанна Крестителя, который призывал людей к покаянию и в знак видимого очищения от грехов крестил их в водах реки Иордан.

Крещение Господне: история появления и традиции

Их скармливали птицам, чтобы они унесли печаль в небо. Все это происходило втайне от тех, кому они предназначались. Взамен им выдавались запасные красивые и благополучные печенюшки — кресты. Рецепт печенья «Кресты» Из 250 г муки, 1 яйца и 125 г масла, 65 г сахара, рюмки рома или коньяка, соли и ванилина замешивалось пресное тесто, раскатывалось и разрезалось на небольшие цилиндры — пальчики, которые накладывались друг на друга крестообразно и отправлялись в печь. По традиции празднования Крещения в течение всех новогодних праздников до Иордана женщины за водой не ходили это было мужской обязанностью и белье в речке не полоскали: считалось, что там сидят черти и можно их в дом прихватить. Из уважения к таинству Крещения было дурным тоном еще неделю после праздника стирать на речке, помогая бесам вернуться после изгнания. По православному обычаю на Богоявление на дверях, окнах, воротах, у печи углем или мелом рисовали кресты: защищались от бесов, изгоняемых из храмов на службе. Перед воротами жгли вязанки соломы, чтобы Христос из проруби мог погреться у огня.

По возвращении с проруби хозяин отпивал глоток целебной воды, брал за иконами вербу-оберег с вербного воскресенья — и кропил дом и все хозяйство, спасая их от напасти и дурного глаза. Потом вливал воду в колодец, обезвреживая его от нечистой силы в этот день воду в колодце можно было брать только после «освящения» , кропил всю живность, угощая специальной обрядовой едой. Гадания на Крещение и другие обряды В ночь на Крещение ближе к утренней звезде по преданиям небо открывается, и Бог внимает всем нашим молитвам и желаниям — можно смело дожидаться условленного часа и загадывать, вглядываясь в небо. Гадания в основном были такие же, как и на святки, кроме гаданья с кутьей, когда гадалки прятали под фартуком еще горячую кутью, выбегая с ней на улицу и швыряя в лицо первому встречному, выспрашивая его имя. Другой вариант еще экзотичнее: девушки нагие в Сочельник выходили на улицу после заката солнца, «пололи» снег, забрасывая его через плечо и прислушиваясь: куда упал, туда и замуж пойдет. Устраивались на Крещение и девичьи смотрины. Все девушки в лучших нарядах выстраивались у проруби, а парни с родителями ходили и выбирали.

Девушку не только придирчиво осматривали, брали за руку — если холодная, толку в хозяйстве мало будет варежки одевать запрещалось. В крещенскую ночь на столе надо поставить серебряный сосуд со свежей водой. В полночь на поверхности появляются волны, возвещая о крещении Спасителя, и с того часа вода считается целебной. Ее можно пить, умываться, освящать свой дом. Чтобы всегда оставаться красивой и румяной, девушки в крещенскую воду для умывания добавляли калину или жемчуг. С крещенской водой и Крестом священники в праздник обходили избы своих прихожан, окропляя жилище и распространяя благословение от Храма Спасителя на всех чад Церкви Христа. Использовали святыню при молитвах — заклинаниях на изгнание злых духов, ее пили те, кто не допускался к Причастию.

Богоявленская вода называется у православных агиасмой с греч. Принимали свяченую воду утром, натощак как просфору или антидор с добрыми намерениями и молитвами, попросив у Бога благословения на день грядущий. Хранили живую воду-оберег в святом углу, под образами. Приметы и традиции Крещения Господня запрещали прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода целебную силу теряет, а может вообще разлиться. Женщины перед Крещением снимали на стогах снег: он идеально отбеливал и холсты, и кожу.

В Крещенский сочельник православные также соблюдают строгий пост и садятся ужинать только с вечерней зарей. Где взять святую воду на Крещение Главная традиция праздника — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в Крещение — 19 января — на литургии. В праздник верующие окропляют святой водой каждый угол своего дома. Считается, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна исцелять от болезней. По преданию, святой в Крещение становится не только вода, но и снег. Верующие считают, что такой обряд очищает душу и приближает их к Богу. По традиции, на Крещение обязательно нужно помыться и смыть с себя грехи. Хотя купание в холодной воде в Крещение не является церковным обрядом. Церковь учит, что грехи смываются только покаянием через таинство исповеди. Температура воздуха -22 градусов по Цельсию. Крещенские купания в России начинаются 18 января, в Крещенский сочельник. Из-за холода образуется "гусиная кожа". После этого сосуды расширяются, а кожа краснеет. Кровь в организме приливает и отливает, из-за чего задействуются все капилляры. Человек начинает бодро себя чувствовать, не замечая холода. После такой встряски иммунная система начинает работать в усиленном режиме, отмечают эксперты.

Дни между Рождеством и Крещением назывались святочными, и в это время было очень весело. Наверное, все взрослые и дети любят смотреть сказку по роману Н. В этой сказке весёлая традиция святочных дней замечательно показана. На святки ходили ряженые и колядовали. Девушки и парни надевали тулупы, вывернутые овчиной наружу, маски разных животных и стучали в дома. Они пели колядные песни с пожеланием всего хорошего хозяевам. Ряженые получали в подарок пряники, пироги, сладости. Дети же брали рождественскую звезду и шли по селу. Они веселили хозяев, а те одаривали их печеньем и пирогами. На святки было принято гадать. Считалось, что святочные гадания предсказывают ход жизни на весь предстоящий год. Русские православные люди очень любят этот праздник, который вместе с Рождеством приносит много радости и счастья всем от мала до велика.

После этого люди набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби иордани не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Поделитесь событием с друзьями.

Протоиерей Максим Тарасенко. Крещение Господне: история и традиции праздника

Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. Крещение Господне: что нужно знать о смысле праздника, что говорится о нем в Библии, правила употребления крещенской воды. Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал себя миру как Спаситель и Мессия. В древнехристианской традиции 6 (19) января праздновался один большой праздник Богоявления, который объединял в себе воспоминание сразу нескольких новозаветных событий – Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения Господня. Крещение Господне в русском православии отмечают 19 января (6 января по старому стилю).

Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления

Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост.

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах так называемое «Хождение на Иордань» , ибо Христос крестился вне храма. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св.

Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления.

В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паримии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектеньи и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор. В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа.

По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

В Москве организованы 56 купелей в девяти городских округах.

Купели оборудованы безопасными сходами к воде, палатками для переодевания и обогрева. А в Московской области обустроено больше двухсот мест для крещенских купаний. Картина дня.

Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия.

Андреа Верроккьо , «Крещение», ок. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас , XI век Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста 387 год : «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей» [19]. К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского , который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской , которое также вспоминалось в Богоявление. Рождество Христово , без сомнения, произошло 11-го тиби 6 января … И в то же 11-е число, но тридцать лет спустя, случилось первое знамение в Кане Галилейской, когда вода стала вином. Поэтому во многих местах вплоть до настоящего времени повторяется случившееся тогда Божественное знамение во свидетельство неверующим, что подтверждают превращающиеся в вино воды источников и рек во многих местах. Например, источника в городе Кибира [en] в Карийской области … а также и источника в Герасе Аравийской. Мы сами пили из кибирского [источника,] а наши братья — из герасского… А многие [братья] из Египта свидетельствуют то же самое и о [реке] Нил.

Потому-то 11-го тиби по египетскому [календарю] все и набирают воды и затем хранят ее — и в самом Египте, и в других странах [20] [21]. Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника.

По правилам крещенские проруби вырубают во льду в виде креста, или же Крест ставится рядом. Воду в проруби обязательно освящают. Окунаться в такую купель ее еще называют иорданью - в честь реки Иордан, где крестился Иисус следует троекратно со словами "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". И хотя СМИ последние годы невероятно разрекламировали этот зимний и по виду вроде даже православный экстрим, Церковь подобных подвигов от верующих не ждет и уж тем более не требует: от того, что ты искупнешься в крещенский мороз, святым не станешь. Потому что народная забава имеет не христианские, а языческие корни. Дело в том, что на Святки - святые дни после Рождества, с 8 до 18 января, - наши предки, надо признать, часто просто бесчинствовали. Бесчинством Церковь считала: гадания, загульное веселье с пьянством, переодеваниями мужчин в женскую или звериную одежды, "рычания звероподобным криком", непотребные пляски, скакание в масках и прочие шалости. Так вот, желая как-то смыть с себя грехи святочного загула, народ придумал - и это всего лишь поверье!

Было ли это поверье обоснованным? Давайте разбираться. Да, многие считают, что в день Крещения Господня мистическим образом освящается все водное естество - подобно тому, как была освящена вода реки Иордан две тысячи лет назад, когда Иисус вошел в нее, чтобы креститься. Да, с XI-XII веков в церковной жизни закрепилась традиция в Крещенский сочельник и в день самого праздника Крещения Господня специальными молитвами освящать воду. Да, крещенскую воду почитают святыней, и она обладает особенными свойствами, где бы ни находилась - в бутылке, баклажке или даже в реке, если ее там освятили, но - и это крайне важно! Купание в проруби в мороз не спасет. Вот что по этому поводу сказано в авторитетном дореволюционном справочнике церковной жизни под названием "Настольная книга для священно-церковно-служителей": "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий