лица, находящиеся в РФ и сознательно действующие в интересах другого государства. Статья Иностранные агенты в России, Политические НКО, СМИ-иноагенты, Физлица-СМИ-иноагенты, Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, Размещение рекламы у блогеров-иноагентов достигло 133 млн рублей, Сумма штрафов за. Позже иноагентами разрешили признавать физических и юридических лиц, которые «занимаются политической деятельностью в иностранных интересах и финансируются из-за рубежа». Законопроект о СМИ-иностранных агентах, под который подпадают и физические лица, открывает безграничные возможности для интерпретации.
Популярное за неделю
- Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
- Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
- Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
- Введены наказания за помощь иноагентам. Что нужно знать, чтобы не нарушить закон?
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы Какие изменения произойдут после вступления закона в силу, и на что нужно обратить внимание НКО. Он обобщает и дополняет положения из других законов, ранее регулировавших деятельность разных видов иностранных агентов. Как будет работать закон и на какие его положения особенно стоит обратить внимание сотрудникам некоммерческих организаций? Кто теперь иноагент? Несмотря на то, что на сегодняшний день в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, находятся 70 организаций, в реестре физлиц-иноагентов — 19 человек, а СМИ-иноагентами признано уже 172 физлица и средства массовой информации, термин «иностранный агент» в российском законодательстве еще не использовался. Новый закон восполняет этот пробел и определяет иноагента как «лицо, получившее поддержку и или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона». К такой деятельности относится политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности России, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и или участие в создании таких сообщений и материалов. Что имеется в виду под иностранным влиянием, понять довольно сложно.
Одно дело попытаться как-то изменить поведение субъектов, то есть повлиять на людей, а другое дело — добиться результата. И вот это никаким образом не отражено в норме. То есть сама попытка изменить поведение, повлиять уже квалифицируется как достаточное действие», — подчеркивает Дарья Милославская. Дарья Милославская. Может быть лицо удержалось от того, чтобы изменить свое поведение? Но даже если и так, по закону считается, что оно уже находилось под иностранным влиянием». Сроки получения иностранного финансирования также пока не ограничены законом.
Может быть, они еще остались.
Но, как ни странно, все-таки еще один реестр будет - для тех, кто аффилирован с иностранными агентами. То есть когда-то работал в компании, которая стала иноагентом, или от него деньги, имущество. Иноагент не сможет стать ни учителем, ни преподавателем, ни даже воспитателем в детском саду. Такой вид деятельности им запрещается, но только в отношении если учить собрались несовершеннолетних. Тех, кто старше - пожалуйста. С инвестициями тоже будут трудности, но не во все. Иноагентам нельзя будет вкладываться в те компании, которые стратегически важны для обороны и безопасности страны.
Но встречаются разные варианты указаний в зависимости от контекста распространения. Например, иноСМИ свой контентможет обозначить так: «Данное сообщение создано иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента». Опубликованной официальной позиции Роскомнадзора о допустимости такого сокращения указания нет. Иноагенты — российские юридические лица Российское СМИ, включенное в реестр иноСМИ, может написать так: «данное сообщение распространено российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Да, для целей маркировки контента российское юридическое или физическое лицо приравнены к иностранному средству массовой информации. Соответственно и требования одинаковые.
Эту статью написали корреспонденты «Акулы» и опубликовали на своем сайте. Пример относится и к российскому юридическому или физическому лицу, включенного в реестр СМИ-иноагентов. Правила для СМИ при использовании контента иноагентов Распространяя сведения о любом иноагенте или публикуя их материалы, СМИ должны указывать на их статус. Это правило части 9 статьи 4 Закона «О средствах массовой информации». Роскомнадзор рекомендует редакциям СМИ при упоминании любых лиц, выполняющих функции иностранного агента, в том числе иностранных СМИ, указывать на их статус. Это означает, что упоминая название НКО в своей статье, журналист должен написать, что организации выполняет функции иноагента.
Не один раз, а при каждом упоминании по тексту и даже в заголовке. Указание, форму и место его размещения редакция определяет самостоятельно. Такие правила распространяются также на материалы и сообщения СМИ, размещаемые в социальных сетях и других площадках в интернете. В этом примере иноагента упоминает СМИ На своем сайте или в своем паблике любой социальной сети — неважно. Паблик не является самостоятельным сетевым изданием. Но если он администрируется редакцией любого СМИ, даже печатного, то требования об указании должно быть выполнено.
Вот некоторые из них: Физлицам нельзя работать в органах публичной власти, в том числе в избиркоме или комиссии референдума. Нельзя «осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях». Запрещено организовывать публичные мероприятия. Нельзя производить информационную продукцию для несовершеннолетних Обязанности иноагентов Иноагенты обязаны вести специальный учет финансовых операций и предоставлять государству статистический отчет о своей деятельности. Им предписано уведомлять о своем статусе при обращении к властям, а также предупреждать о нем своих учредителей и сотрудников. Кроме того, иноагенты должны маркировать все свои материалы следующей специальной пометкой: «Данное сообщение материал создано и или распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и или российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». Сделать это надо за месяц со дня попадания в реестр. Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно. Ответственность за нарушение закона В 2022 году Госдума увеличила размер штрафа за распространение информации без маркировки статуса. Теперь вместо 5 тысяч рублей штраф составляет от 10 до 30 тысяч рублей.
При этом замминистра юстиции Олег Свириденко в конце 2023 года сообщил , что юридических лиц, которые распространяют материалы иноагентов без маркировки, начнут штрафовать на 300-500 тысяч рублей. Он уточнил, что это коснется «библиотек, книг, университетов, телевидения и всего прочего». Такую ответственность введут после того, как появится постановление правительства, уточнил Свириденко За нарушения остальных требований и ограничений иноагентам также грозят штрафы. Штрафы для иноагентов до 30-50 тысяч рублей — для граждан; до 100-300 тысяч рублей — для должностных лиц; до 300-500 тысяч — для юридических лиц. Если иноагент совершил повторное нарушение, сумма штрафа может вырасти до 1 миллиона рублей. Кроме того, если признанное иноагентом юрлицо или общественное объединение неоднократно не соблюдало свои обязательства, его могут ликвидировать по решению суда. Например, если такая организация помогает или мешает выдвижению и избранию кандидатов.
Кто такие иноагенты. Объясняем простыми словами
У меня есть твердое ощущение, что возвращение иноагентов будет плевком в душу миллионов людей. 1. Все, кто признан иностранным СМИ — иноагентом, должны зарегистрировать юрлицо в течение одного месяца после включения в реестр. Политика - 2 июня 2023 - Новости Ярославля -
Кто такой иноагент?
- Последствия признания лица иностранным агентом
- Первые и третьи лица
- Как (не) стать иностранным агентом? •
- Кого будут наказывать за взаимодействие с иноагентами в России - 17 мая 2023 - НГС.ру
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Поэтому пока рано говорить о том, кто может стать «третьим лицом», способствующим неисполнению законов иноагентом, считает депутат. Он предполагает признавать иноагентами тех, кто не получает иностранного финансирования, но их деятельность признана политической. Кто признаётся иноагентом Иностранные агенты в России делятся на четыре группы, которые появились в разное время: некоммерческие организации — с 2012 года; СМИ — с 2017 года; физические лица — с 2020 года; незарегистрированные общественные объединения. минюст, единый реестр, иноагенты, пособники Замминистра юстиции Олег Свириденко отвечает за все реестры иноагентов.
Подводя итоги:
- «Ярновости» признали иноагентом, что случилось - 2 июня 2023 - 76.ру
- Как (не) стать иностранным агентом? •
- Кто такие иноагенты?
- Кто в России иностранный агент: кто они такие и почему компании и россияне так боятся этого статуса
«Мы все там будем». Почему каждый может стать иноагентом или оказаться под санкциями
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Кто может стать человеком-иноагентом. Новый закон внес изменения в Закон РФ «О СМИ», введя новое понятие, «люди-иноагенты». Как указывает сайт «Секрет фирмы» и его консультант-юрист Егор Редин, иноагентами же называют тех, кто лоббирует интересы других государств и как-то пытается повлиять на общественное мнение граждан России, политическую обстановку в стране. Тот, кто планирует работать как иностранный агент, должен об этом заявить в уполномоченный орган до того, как приступит к деятельности. 1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр.
Кто такие иноагенты и за что можно получить этот статус
В 2020 году особый законопроект приравнял к иноагентам отдельных физических лиц и незарегистрированные общественные объединения, которые ведут политическую деятельность на средства из-за рубежа. Распространение материалов и информации о физлицах и организациях, включенных в реестры иноагентов, возможно только с указанием о принадлежности к иностранным агентам. Сведения об иноагентах заносятся в реестр Минюста. Сейчас ведомство ведет четыре таких реестра: НКО-иноагентов; СМИ-иноагентов и люди, и юрлица ; незарегистрированных общественных объединений; физлиц-иноагентов. Закон об иноагентах в Грузии В Грузии в феврале-марте 2023 года обсуждались два законопроекта об иноагентах , автором обоих выступило общественное движение "Сила народа". После общественного резонанса, вызванного публикацией законопроекта, его создатели специально для сравнения разработали второй вариант, который полностью скопирован с американского закона FARA и касается не только юридических, но и физических лиц. Они рассчитывали, что путем наглядного сопоставления документов станет ясно, насколько безобиден изначальный документ. Однако ни одна редакция не устроила грузинское общество и оппозицию. После массовых акций протеста в Тбилиси, собравших десятки тысяч демонстрантов и закончившихся беспорядками, власти решили отозвать оба законопроекта.
В документе прописано, что российская НКО за исключением политической партии признается иностранным агентом, если получает денежные средства и или имущество от других государств, международных и зарубежных организаций, иностранных граждан, и при этом участвует в политической деятельности на территории РФ, представляя зарубежные интересы. Закон не запрещает работу таких НКО, но требует от них регистрации в специальном реестре, который ведет Министерство юстиции. Также они должны предоставлять сведения о персональном составе руководства и расходовании средств, об аудиторской проверке.
Минюст вправе проводить внеплановые проверки организаций со статусом иностранного агента, а также принудительно регистрировать такие НКО. В 2015 году был принят закон о порядке исключения некоммерческих организаций из реестра "иностранных агентов". Документом было установлено, что НКО может быть исключена из реестра иностранных агентов при отсутствии финансирования из зарубежных источников более года, а также если она не вела политическую деятельность в течение трех лет.
По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, принятие закона стало "зеркальной реакцией" на действия американской стороны. В изначальном варианте он предполагал только досудебную блокировку сайтов запрещенных в РФ организаций. Ко второму чтению он был значительно дополнен и получил новое название: "О внесении изменений в статьи 10.
В нем появился раздел, касавшийся СМИ-иноагентов. Согласно положениям данного закона, средствами массовой информации, выполняющими функции иностранных агентов, в России являются юридические лица, зарегистрированные за рубежом, или иностранные структуры без образования юридического лица, распространяющие печатные, аудиовизуальные и иные материалы, и финансируемые из иностранных источников. На СМИ-иноагентов распространяются те же требования по отчетности, что и на некоммерческие организации - иностранные агенты.
Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо: 1 входящее входившее в состав органов юридического лица - иностранного агента и или являющееся являвшееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; 2 входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем; 3 осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами далее - единый реестр , и определяет порядок его ведения. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности , федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ.
Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи , может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи , в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7.
Кроме того, у документа есть законопроект-спутник, в котором предусмотрена административная ответственность в случае, если нарушение так и не было устранено. Обычным людям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам — от 70 до 100 тысяч рублей либо дисквалификация запрет занимать должность на срок до двух лет, юридическим лицам — от 200 до 300 тысяч рублей. Само же понятие «третьи лица» появилось с подачи замминистра юстиции Олега Свириденко, который 11 мая анонсировал появление законопроекта, выступая на Петербургском международном юридическом форуме.
По словам Свириденко, комитет Госдумы уже поддержал законопроект, который будет касаться «любых третьих лиц, не являющихся иноагентами»: — Они даже не аффилированы с иноагентами, но они как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать 255-й закон закон о контроле за деятельностью иноагентов. Как не стать «третьим лицом» Юрист Андрей Конышев отметил, что действие законопроекта будет распространяться на каждого россиянина в случае, если он каким-либо образом взаимодействует с иноагентами с нарушением закона: например, размещает у себя на странице материалы иноагентов без соответствующей маркировки, отправляет им деньги или помогает получать информацию любым другим образом. Кроме того, даже если человек не принимает участие в распространении информации, но каким-либо образом спонсирует, поддерживает деятельность иноагента, это тоже попадает под действие законопроекта. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Ющенко, также считает, что содействие в деятельности иноагента — это действия, помогающие в достижении его целей: например, материальная помощь, помощь в получении информации и так далее. Еще один из соавторов законопроекта о «третьих лицах», депутат Госдумы Михаил Делягин, пояснял РБК, что общая концепция документа отрабатывается только при первом чтении.