Согласно легенде, на вершине горы Бурхан-Халдун, расположенной на территории Хэнтэйского аймака в Монголии, покоится прах великого Чингисхана. Люди, что вы делаете, вам же некуда будет бежать, когда из зеленых Карпат вы сделаете монгольский Бурхан-Халдун.
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
У подножия Бурхан-Халдуна находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах он спасался от преследований меркитов. Упоминается, что пленного меркитского вождя Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя не ясно, оставили его при этом живым или убили. Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы.
И вырос лес над могилой Великого хана Сведения о смерти Чингис-хана можно найти в средневековых письменных источниках «Алтан дептер» «Золо-той книге» и в «Юань чао би ши» «Тайной истории монголов», которая в переводе С. Козина называется «Сокровенное сказание. Хроника 1240 г.
Хотя монгольский текст официальной «Алтан дептер» не со-хранился, он лег в основу вышеупомянутого «Сборника летописей» Рашид-ад-дина Гумилев, 1977, с. Толь-ко у последнего мы и можем найти сведения о месте захоронения Чингис-хана Рашид-ад-дин, 1952, с. Согласно Рашид-ад-дину, Великий хан умер во время осады монгольскими войсками тангутской столицы Чжунсин на территории современного Китая. Чингис-хан тяжело болел и считал свою кончину неизбежной. Он завещал своим приближенным, чтобы они не объявляли о его смерти, но когда государь и жители Тангута в назначенное время выйдут из города, их всех сразу уничтожили.
Как раз накануне кончины Чингис-хана население столицы тангутского государства, измотанное длительной осадой, договорилось о сдаче на милость победителя. Военачальники выполнили его приказ: так Чингис-хан, будучи мертвым, одержал свою очередную — последнюю победу! После этого тело его было возложено на колесницу и тайно отправлено в Монголию в сопровождении большого эскорта. Об этом последнем пути Великого хана сложено немало легенд, песен и рассказов. Сохранилось воспоминание о том, что стража убивала всех, кто встречался им на пути, чтобы весть о кончине Владыки монголов не распространилась преждевременно.
И только через три месяца, после долгих похоронных церемоний Чингис-хан вместе с «сорока красивейшими девушками» Кычанов, 1973 был погребен в родовых землях борджигинов у большой горы Бурхан-Халдун в месте, которое он когда-то выбрал сам. Это случилось, когда Великий хан однажды во время охоты остановился отдохнуть под большим, одиноко стоящим в степи деревом учитывая, что могила была у горы, под «степью» и «равниной» Рашид-ад-дин подразумевал, очевидно, ее пологие склоны. Обратившись к своим приближенным, он сказал: «Место нашего последнего жилища должно быть здесь! Поручиться за точную передачу этих слов нельзя. В источнике ясно говорится, что это пожелание нигде не было записано, а исполнено со слов тех, которые «слышали тогда от него эти слова».
Кроме того, у Рашид-ад-дина существует еще одна запись о «заповедном месте»: «Эта местность — подходящая для моего погребения. Пусть ее отметят! Впоследствии в этом месте были похоронены младший сын Чингис-хана Тулуй-хан, сыновья последнего в том числе Хубилай-хан в 1294 г. Но облик «заповедного места» к этому времени неузнаваемо изменился: из «степи» с одиночным деревом оно превратилось в густой лес. И произошло это «в том же году», когда был похоронен Чингис-хан.
Возможно, Рашид-ад-дин привел в своей книге лишь очередную легенду, но не исключено, что речь идет об искусственных лесопосадках, которые должны были скрыть место погребения Чингис-хана от врагов и грабителей. Пересаживать деревья монголы действительно умели, судя по сообщениям Плано Карпини и Рубрука Путешествие в восточные страны.. Учитывая, что Чингис-хан был погребен примерно в конце ноября 1227 г. Лес в «заповедном месте» был дополнительной защитой «спокойствия» захороненного Великого хана: у монголов существовал культ как отдельных деревьев, так и целых рощ, куда нельзя было даже входить там же, с. Для этой же цели лесным урянхатам — «тысяче эмира левого крыла Удачи» и его потомкам — поручили охранять это место.
Он завещал своим приближенным: «Вы не объявляйте о моей смерти и отнюдь не рыдайте и не плачьте, чтобы враг не проведал о ней. Когда же государь и жители Тангута в назначенное время выйдут из города, вы их всех сразу уничтожьте! Тогда они перебили всех. Затем, забрав его гроб, пустились в обратный путь. По дороге они убивали всё живое, что им попадалось, пока не доставили гроб в орды Чингисхана и его детей.
Все царевичи, жены и приближенные, бывшие поблизости, собрались и оплакивали покойного. В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам — бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов.
Летние и зимние кочевья Чингисхана находились в тех же пределах, а родился он в местности Булун-булдак, в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет 6 дней пути. Там живет одна тысяча из рода Укай-Караджу и охраняет ту землю... Когда весть о его кон-чине достигла далеких и близких районов и местностей у монголов существовала фельдъегерская служба. Марко Поло писал, что через каждые 4,8 км стояли пешие гонцы.
Значение В картине мира средневековых монголов Бурхан-Халдун — один из сакральных центров. У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингис-хана, на склонах он спасался от преследований меркитов. Упоминается, что пленного меркита Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя неясно, оставили его при этом живым или убили.
У нас есть коммерческая машина, одна из лучших в мире. Наши руководители всегда были целью лучших команд в мире. Кстати, это наша заслуга. Люди ценят то, что мы выпускаем не только лучших талантов на поле, не только растим лучших талантов в академии, но мы растим одних из лучших руководителей в мире, скаутов. И это свидетельство той большой работы, которую проделывает City Football Group. Мы футбольный бренд номер один в мире. Таковы факты". И это современное наследие — в современной Премьер-лиге, это последние 10-15 лет. Требл до этого в Англии делали только один раз, и это потому, что это действительно самая сложная вещь в мире футбола. Выиграть самую сложную лигу в мире, Премьер-лигу, выиграть самое сложное, на мой взгляд, соревнование в мире спорта, Лигу чемпионов, и выиграть одновременно с этим еще и исторический трофей, Кубок Англии, — это невероятно, поэтому это было сделано только один раз, 24 года назад. И теперь наша команда добилась этого, несмотря на невероятную конкуренцию в Премьер-лиге со стороны 19 команд, которые все вместе образуют самую конкурентоспособную лигу в мире. А затем в Лиге чемпионов мы обыграли "Баварию", обыграли действующего чемпиона, "Реал Мадрид", обыграли в финале невероятную команду "Интер", которая здорово шла по турниру.
Найдут ли могилу Чингис-хана? Лидары наступают и... выигрывают?
На каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало 50 000». То есть убили сразу более 1,2 миллиона человек! Монголы в буквальном смысле пролили реки людской крови, на этих местах годами не росла даже полынь. На их пути оставались пепелища, развалины и трупы людей. Обширные пространства земли пришли в запустение на века. Чингисхан считал, что монголы должны жить в юртах и кочевать, а другие народы - обеспечивать им райскую жизнь и быть их вечными рабами.
Для монголов Чингисхан был величайшим посланником Тенгри и самым великим шаманом в их истории. Он умер, оставив много загадок. Согласно самой распространенной версии, он упал с коня во время охоты, сильно разбился и вскоре умер. Посол в ставке кагана Плано Карпини сообщал, что Чингисхан погиб от удара молнии, «царь дорог» Марко Поло утверждал, что причина смерти - рана стрелой в колено в бою с тангутами. По монгольской легенде, Чингисхан влюбился в тангутскую царицу Кюрбелди-шин-хатун и приказал умертвить ее мужа, а саму красавицу доставить в свою юрту, несмотря на предсказание оракулов, что эта женщина его погубит.
После ночи любви, когда Чингисхан заснул, царица, мстя за смерть мужа, оскопила его. По разным вариантам, то ли зубами, то ли ножницами, которые женщина пронесла в своих волосах, несмотря на тщательный обыск. Затем она бросилась в реку и утопилась. Что же касается места захоронения Чингисхана, то об этом есть множество предположений, легенд и преданий. Несомненно, Чингисхан знал о непрошеных гостях в гробницы мертвых.
Он, вероятно, тщательно продумал способ и место своего захоронения и доверил его выполнение самым близким людям. Сыновья сделали все возможное, чтобы сохранить тайну его могилы. После смерти он должен был занять высокое положение и на том свете. Для благополучия в загробной жизни в могилу умершего клали его богатства и оружие, рабов и коней, чтобы они служили владыке в ином мире. Несметные сокровища, сложенные, по легендам, в могилу Чингисхана, и не дают покоя гробокопателям.
Он умер летом в местности с жарким климатом, и далекий путь на родину пролегал через пустыню Гоби.
То, что болельщики дают команде, выливается в классные выступления. Это действительно 12-й игрок, который нам всегда был нужен.
И игроки это ценят. Тренеры это ценят. Мы, менеджеры, ценим это.
Спасибо большое болельщикам за это. Пожалуй, мы одна из самых стабильных команд Лиги чемпионов за последние десять лет. Мы стабильно выступали на групповых этапах и последовательно двигались вперед.
А если посмотреть только на последние пять лет — четвертьфинал, четвертьфинал, финал, полуфинал, финал и победа. Так что в наших выступлениях в Лиге чемпионов есть стабильность. Сейчас мы выглядим очень зрело как клуб, команда и организация".
Футбольный бренд номер один "Наш клуб хорошо работает, вся система хорошо работает.
Поэтому можно сделать вывод, что для жителей ничего не изменилось. Вряд ли сибирские народы чувствовали, что их кто-то освободил. Концепция краеведческого музея что в большом, что в маленьком сибирском городе такая — Сибирь была дикая, запущенная, тут были шаманы: «Живем в лесу, молимся колесу». И тут приходят русские колонизаторы, несут свет знаний, строят города, вспахивают пашни и играют яркую цивилизаторскую роль. Потом приходит советская власть, индустриализация, электрификация и так далее. Там показывается очевидная цивилизаторская роль русских. А раз так, то цивилизаторы должны быть мирными. При этом на академическую среду это слабо влияет.
Понятно, что есть такие, кто для галочки статьи пишет, но нормальные ученые стараются не рассуждать в терминах «завоевание» и «мирная колонизация», то и другое — это идеологические штампы. Поэтому используют более нейтральные слова — присоединение, освоение. Это праздник взаимопонимания и дружбы всех народов и национальностей, живущих на огромной территории от Урала до Дальнего Востока. Культовый режиссер Рашид Нугманов готовится представить зрителям свой новый проект под названием «Бату. Исторический детектив». Документальная картина снята по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан при поддержке НАО «Государственный центр поддержки национального кино». Съемки фильма стартовали в августе этого года. Производством картины занимается ТОО «Cinegram». Автор сценария, режиссер и продюсер проекта — Рашид Нугманов.
Оператор-постановщик — Никита Мельниченко. По словам режиссера, идея проекта появилась еще в 2014 году. В создании фильма кроме съемочной группы участвовали еще и 25 спикеров из разных стран мира, которые исследовали жизнь и деяния Бату, великого политического деятеля 13 века, внука Чингисхана и основателя Золотой Орды. Его великой целью было создание большого государства, где не было бы войн», — отмечает Нугманов. Сюжет документального фильма построен вокруг расследования тайны гибели его отца Джучи, на фоне которого происходят глубочайшие геополитические потрясения на всем евразийском континенте: от Монголии и Китая до Великой Степи, Древней Руси и Священной Римской Империи. Несчастный случай на охоте? Заказное убийство? Была ли размолвка старшего сына с отцом? Действительно ли он законнорожденный сын Чингисхана?
Принимал ли Джучи участие в битве на Калке и почему он не подошел к Киеву? Какую миссию пришлось завершать за него Бату? Казнь 77 чингизидов — месть или правосудие?.. Монголы умели хранить свои тайны. За прошедшие столетия они обросли множеством домыслов, слухов, легенд и небылиц. Сумеем ли мы докопаться до истины? На время этого путешествия зрители станут детективами, которым предстоит приоткрыть страницы нашей общей истории, интерпретированные в разных источниках по-разному. Фильм детально проанализирует историю в интервью с выдающимися казахстанскими, российскими, украинскими, французскими, монгольскими, европейскими и американскими исследователями эпохи. Дискуссию дополнят исторические документы, а также графическая реконструкция событий.
Невозможно понимать и оценивать настоящее, не зная и не оценивая прошлого», — подчеркнул режиссер. Генеральным продюсером проекта выступает Асет Исекешев. Продюсер — Анна Чакиртова. На данный момент съемки фильма завершаются. Картина находится на стадии пост-продакшна. Ризал Паджонга Индонезия заключили договор о взаимном признании и установлении союзнических отношений. Имя великого завоевателя Чингисхана прочно ассоциируется, прежде всего, с Монголией, где его почитают как отца нации, объединившего разрозненные монгольские племена. Однако многие ученые утверждают — великий Тэмуджин родился на территории России. Место рождения Чингисхана В «Сокровенном сказании монголов» и других средневековых источниках утверждается, что Темучин Тэмуджин родился от Есугей-багатура и его супруги Оулэн-чжин в местности Делюн-Болдок Делиун-Болдах — что в вольном переводе значит «холм, похожий на селезёнку».
Здесь находились родовые угодья древнего рода Борджигин «сероглазых». Топоним Делюн-Болдок встречается в среднем течении реки Онон. Исток Онона сейчас находится в Монголии, а основная часть русла, вплоть до впадения в Шипку — на территории Восточной Сибири. Места эти не только степные, но и лесистые, здесь добывали пушного зверя. Не случайно один из местных жителей по случаю рождения младенца Темучина подарил его родителям собольи пелёнки. Сам Темучин, которого чаще всего представляют как «степняка», в молодости прятался от врагов в тайге. Рашид ад-Дин передавал следующее высказывание Чингисхана: «Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум, на Ононе и Кэлурэне, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым от природы, без наставлений и выучки». Локализация в России Российские исследователи считают, что место рождения Чингисхана находится в границах Забайкальского края в настоящее время входит в состав Дальневосточного федерального округа. Более точно родина великого завоевателя локализуется, по разным данным, в 8 или 35 километрах к северу от нынешней российско-монгольской границы.
Ближе всего это место находится от населённых пунктов Верхний и Нижний Цасучей в Ононском районе. Здесь, между двух рукавов Онона, находится остров Икарал «Мать-остров» , упоминающийся в «Сокровенном сказании», а на нём есть урочище Делюн-Болдок. Сейчас неподалёку от села Цасучей также можно найти стоящий посреди степи огромный кусок гранита характерной формы, который называют «Котлом Чингисхана». По легенде, вода, скопившаяся в камне, исцелила Чингисхана после ранения ядовитой стрелой. Другого мнения придерживается исследователь Игорь Толмачёв. Исходя из того, что «Делюн-Болдок» с маньчжурского языка переводится как «конская грива с залысиной», он помещает родину «Океан-хана» в окрестности села Чирон в Шипкинском районе Забайкалья. Добавим, что на Ононе же может находиться могила монгольского полководца, которого после смерти доставили в родные места на лодке. Точное ее местонахождение неизвестно. В 2012 году буряты Забайкалья выступили с предложением установить на берегу Онона памятник Чингисхану.
Но эта идея не была реализована. Возможно из-за того, что России сложно признать завоевателя «своим» — слишком много места в традиционной русской историографии занимает память о монголо-татарском иге. Альтернативные точки зрения Монгольские учёные, проведя собственные изыскания, объявили родиной Чингисхана сомон Дадал на территории аймака Хэнтий, примыкающего к российской границе. Речь идет о местности с тремя небольшими озёрами в верховьях Онона. Сейчас здесь сосредоточена туристическая инфраструктура, связанная с именем полководца, проводятся культурные мероприятия. Монголы имеют право на подобную точку зрения, поскольку наименование Делюн-Болдок распространяется не только на конкретное урочище, но и на целую долину, территория которой поделена между Монголией и Россией. Наконец, третий, хотя и несколько курьёзный, участник спора о родине Чингисхана — Китай. Китайские историографы вообще опровергают свидетельства «Сокровенного сказания», утверждая, что Чингисхан — это бывший китайский чиновник, и родился он на территории Китая, а к северным кочевникам сбежал после того, как совершил должностной проступок. Очень часто можно слышать, что никакого Чингисхана не было.
Потому что сами монголы отродясь о нем и знать не знали, но впервые услышали о нем только от русских, причем только после обретения Монголией государственного суверенитета в XX веке. Почитать, так вообще, Чингисхана придумали русские, дабы повысить у монгольских кочевников-скотоводов национальное самосознание для совершения революции. Так, якобы, в начале XX веке было написано «Сокровенное сказание» хотя первый русский перевод «Сокровенного сказания» вышел в 1866 году. Причем «Сокровенное сказание» было написано русскими, но почему-то на китайском. Однако и помимо «Сокровенного сказания» существует огромная масса других письменных источников, где фигурируют не только монголы, но и сам Чингисхан. Из китайских источников назову «Сведениях о черных татарах» Хэй-да ши-люэ, 1237 и «Полное описание татар» Мэн-да бэй-лу, 1221. Из европейских очевидцев событий это Марко Поло «Книга о разнообразии мира», 1291 , Джованни дель Плано Карпини «История монгалов, именуемых нами Татарами», 1247 , Гильом де Рубрук «Путешествие в восточные страны», 1293. А еще в Амстердаме в 1705 году вышел «Исторический Атлас или новое введение в историю, хронологию и географию, древнюю и современную» Анри Абрама Шатлана. В книге, помимо прочего, приведено генеалогическое древо императоров Тартарии, родоначальником которой указан не кто иной, а Чингисхан.
А почему нет никаких летописей, написанных по-монгольски? Почему же нет? А это значит, что уже, самое позднее, в 1620 году, когда «Алтан Тобчи» была переписана ордосским ламой Лубсан Данзаном, в Монголии прекрасно знали, кто такой Чингисхан. Однако многие просто отмахиваются от этих источников. Раз нет никаких древних копий, а есть только поздние списки, то веры этим источникам нет никакой. Некоторые доходят даже до того, что заявляют: раз документ обнаружен только в XX веке, нет никаких оснований считать его более древним. Например, про «Алтан Тобчи» говорят, что она написана по мотивам китайских источников, того же «Мэн-да бэй-лу». Вот что тут сказать? Вот не могу удержаться, чтобы не ткнуть носом в двойные стандарты.
Во время Гражданской войны в каком-то разграбленном имении Юрием Миролюбовым была обнаружена «Велесова книга» — деревянные дощечки с нанесенными на них предположительно древнеславянскими письменами. Сами дощечки не сохранились. Также дошли до нас фотографии, но не самих дощечек, а карандашных рисунков пары из них. Оригинала нет, есть неизвестно кем, когда и с чего сделанный перевод — но вот это точно не подделка! Ну да ладно. Но чаще всего, если вообще альтернативщики снисходят до фактов, они апеллируют, что русский путешественник Николай Пржевальский, в 1870х годах организовавший несколько экспедиций в Монголию, Китай и Тибет, ни о каком Чингисхане от монголов не слышал. Вот, все о Чингисхане знали, и китайцы, и персы, и европейцы, а сами монголы не знали. Но, вот незадача. Оказывается, Пржевальский не только неоднократно слышал рассказы монголов о Чингисхане, но записывал их свои дневники и даже опубликовал часть из них в своих книгах, указывая: «В Ордосе, более чем где-либо, сохраняется память о Чингисхане».
В книге «Монголия и страна тангутов. Первое путешествие в Центральной Азии 1870-1873 гг. Они говорят, что здесь было главное место подвигов двух героев Гэсэр-хана и Чингисхана, что, сражаясь с китайцами, эти богатыри убили множество людей, трупы которых. И это не единственное место в книге, где упоминается Чингисхан: «Другое предание гласит, что Чингисхан, теснимый своими врагами, поставил пески Кузупчи как ограду с одной стороны, а реку Хуанхэ заворотил с прежнего ее направления к северу и таким образом оградил себя от нападения». Мария Андреевна Лялина в книге «Путешествия Н. Пржевальского в Восточной и Центральной Азии» приводит еще одну записанную Пржевальским легенду: «Со дня его смерти прошло 650 лет, а до воскресения осталось 350. Умирая, Чингисхан определил время своего воскресения через тысячу лет после смерти. К этому же времени в Китае воскреснет богатырь, с которым Чингисхан сразится, победит и выведет свой народ в Халху, коренную родину монголов». Эту свою старую родину, откуда был родом также и сам Чингисхан, они указывают на северо-западе и называют ее Алтай-Хангай Алтын-тебши».
А почему тогда нет русских источников, подтверждающих память монголов о Чингисхане, датируемых ранее 2-й половины XIX века? А потому что тогда территория Монголии входила в состав Цинского Китая и была закрыта для русских. Первые русские купцы и путешественники появились там только после открытия в Урге Российского консульства в 1861 году и подписания «Правил сухопутной торговли» в 1862 году. Таким образом, очередной миф «отрицателей Чингисхана» оказался «пшиком» и лишь в очередной раз продемонстрировал их полное незнание материала по столь активно обсуждаемой ими теме. В истории возникновения и развития Московского государства есть очень увлекательные страницы, которые позволяют по-другому взглянуть на взаимодействие русских и татар. Согласившись выплатить ему огромный выкуп, князь выехал на Русь в сопровождении сыновей Улу-Мухаммеда Якуба и Касима, которые должны были контролировать сбор денег для выкупа. Однако Василию удалось переманить Касима к себе на службу, в том числе и даровав ему в «кормление» город Звенигород. Таким образом он заполучил «своего» чингизида, что, учитывая борьбу за престол в Казани и в разваливающейся Золотой Орде, было совсем не лишним. Царевич Касим служил Василию и «за страх, и за совесть».
В 1446 году Василий был схвачен своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой и ослеплен. Шемяка обвинял родственника в том числе и в том, что тот «любит татар и даёт им русские города на кормление, …серебром и золотом христианским осыпает неверных, изнуряет народ податями». Под давлением Василия заставили отказаться от прав на московский престол и поместили в Угличский монастырь, а затем в Вологду. Однако Касим разыскал его там и заверил в том, что поддержит в борьбе за московское княжение. Он помог Василию вернуть Москву и после этого со своими татарами сражался на стороне Василия с Дмитрием Шемякой. Последний в ходе агитации удельных князей и сбора войск против Василия утверждал: «Татарове изневолили нашу отчину Москву, и вы ми дайте на них помочь». В апреле 1449 года Шемяка потерпел поражение под Костромой от объединенной московской рати и татар во главе с царевичем Касимом. Войска Касима участвовали также в битве у города Галича, где засел Шемяка зимой 1450 года. Примечательно, что будучи верными своей клятве служить московскому государю, татары также принимали участие в отражении нападений войск Золотой Орды в 149-1459 годах, в частности, в сражении на реке Битюг в 1450 году, где нанесли поражение ордынцам.
За верную службу царевич Касим был пожалован в 1452 году землями между Рязанью, Нижним Новгородом и Москвой, на которых возникло Касимовское ханство. К ним также были присоединены бывшие ордынские феодальный владения бейлики Кадом, Темников, Шацк, в которых проживали татары-мишари. Касим пытался претендовать в 1467 году и на казанский престол. В этом своем стремлении он был поддержан великим князем московским Иваном III, но умер во время похода на Казань. Его сын Данияр участвовал в борьбе московского государства с ханом Большой Орды Ахматом, а его преемник на касимовском троне — Нур-Девлет, в войнах с «Ахматовыми детьми». Сатылган, сын Нур-Девлета, в 1491 году возглавил совместный поход русских, касимовских и казанских войск против степных улусов Большой Орды для поддержки действий войск крымского хана Менгли-Гирея. Среди всех касимовских ханов наиболее известен Шах-Али, который, по свидетельству посла Священной Римской империи при московском великокняжеском дворе Сигизмунда Герберштейна, всегда находился по правую руку великого князя московского Василия III. Шах-Али известен тем, что несколько раз при помощи русских великих князей занимал казанский престол, а также участвовал во всех походах на Казань, организованных Иваном IV. Другой касимовский хан — Саин-Булат после крещения стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем и в 1575 году стал по указанию Ивана Грозного Великим князем всея Руси.
Татары самым прямым образом сыграли значимую роль в укреплении власти великих князей московских на Руси, поддерживая великокняжескую династию в самые непростые периоды ее истории. Одному из них даже доверили, хоть и формально, великокняжеский престол. Таким образом, вклад татар в создание Российского государства бесспорен и не подлежит сомнению. Ильдар Мухаметжанов 12 сентября. Здоровья, сил и благополучия! Помощи Божьей во всех делах и проектах! В исторической литературе утвердилось бесспорное мнение, что после кончины хана Берке в конце 1265-го или начале 1266 года на золотоордынский престол взошёл Менгу-Тимур, назначенный преемником ещё при жизни Берке. Как утверждают летописцы, у Берке-хана не было детей. По мнению ряда историков, возвышение Ногая началось при хане Берке, хотя во время правления последнего беклярбек решительно не проявлял себя в делах высшего управления улусом.
Несмотря на то, что отношения между ханом и главным предводителем его войск были весьма дружескими, хан Берке не позволял себе делить власть с Ногаем. Как бы то ни было, после смерти Берке-хана, по свидетельству средневековых авторов, Ногай становится на долгое время правителем царства и неограниченно распоряжается чингизидами. Как утверждают, «Ногай был правителем Орды в стране Севера и имел полную власть над царями из дома Джучи». Мусульманские писатели из владений Ногая упоминают Исакчу на реке Дунай, где он утвердился изначально; места, прилегающие к «Железным воротам», где были его становища, и вдоль реки Яик, — подчёркивая, что они «были обширны». Как он утверждает, Ногай, «расположившись здесь, стал искусно расширять своё влияние на соседние страны». С этого времени в арабских источниках присутствует информация о высоком политическом статусе Ногая, и к нему обращаются как к главному предводителю войск Орды. О том, что роль Ногая в Золотой Орде изменилась и что он по своему статусу настолько сильно возвысился, свидетельствует начатая переписка между ним и султаном аль-Меликом аз-Захир Рукн-ад-Дин Бейбарс Бундудкари. К началу 1270 года Ногай был уже не просто беклярбеком. Возвышение Ногая было связано и с тем, что он оказал Берке в своё время решающую поддержку в восхождении на ханский престол, а его боевые успехи в борьбе против Хулагидской армии подняли его авторитет, особенно среди войска Золотой Орды.
К тому же Ногай, осуществляя руководство джучидскими гарнизонами на Кавказе при Берке, продолжил выполнять эти функции в первый период правления Менгу-Тимура. Войска Золотой Орды под началом Ногая тогда же получили перевес в войне за Азербайджан и Северный Иран, вынудив тем самым хулагидов заключить мир с джучидами. Именно эти факторы позволяли ему, помимо прямого руководства армией Золотой Орды, осуществлять дипломатическую переписку с правителями других государств. После заключения мира с хулагидами Ногай возвращается к себе в Исакчу и начинает осуществлять руководство западной частью Золотой Орды Ак-Орда. Сразу же по возвращении он начинает вести себя не просто как действующий правитель нижнедунайского региона — отныне он самостоятельно ведёт дипломатические отношения как с Византийской империей, так и с Египтом. Для многих такое поведение Ногая кажется само собой разумеющимся. Теперь Ногай представляет собой слишком крупную фигуру. Он не только, по известному выражению Льва Гумилёва, военачальник высокого ранга — мириарх, возглавляющий десятитысячное войско. Он имеет в своём распоряжении собственную армию — его войска впоследствии получили название Ногайской Орды.
Лев Гумилёв утверждает, что воинов Ногай набирал в свою армию главным образом из племени «мангкытов» как произносится в соответствии с утвердившейся в литературе транскрипцией. Я же предпочитаю говорить о «Мангышском юрте» Ногая. Мангышский юрт становится основным ядром собственной армии Ногая, который объединял вокруг себя многие кыпчакские племена. У каждого кыпчакского племени имелись свои родовые названия, которые они сохраняли и помнят по сей день. По мере консолидации вокруг армии Ногая название «ногай», или «ногайлар» «ногайцы» , стало означать принадлежность этих племён армии Ногая. Со временем, уже после гибели Ногая, объединение Ногая стало называться Ногайской Ордой. По мере укрепления своей позиции Ногай заявлял, что имеет особые полномочия от хана Батыя поддерживать единство и порядок в государстве. Получил он такой наказ от хана Батыя или нет, достоверно неизвестно. Однако в своих закулисных играх Ногай неуклонно следовал этой тактике, параллельно обеспечивая с помощью своих воинских подразделений послушание подданных тем правителям Кыпчакского ханства Золотой Орды , которых он назначал и сменял по своему усмотрению.
В 1267 году открытая и тайная борьба за власть закончилась в пользу Менгу-Тимура. К этому времени Ногай уже состоялся как влиятельный политик и стратег, что позволяет нам с уверенностью говорить, что назначение чингизида Менгу-Тимура ханом Золотой Орды происходило не без участия Ногая. Существует распространённое мнение, что Менгу-Тимур стал ханом вопреки воле Ногая. Однако, согласно логике дальнейших событий, подобное утверждение не очень вписывается в историческую картину. Известно, что Менгу-Тимур был вторым сыном по старшинству у сына Батыя Тукана. Претендентом на трон он становится после смерти отца и старшего брата. После смерти Берке, несмотря на то, что у него был родной сын, наследником престола назначается Менгу-Тимур. По-видимому, именно это обстоятельство и позволило историкам предположить, что Менгу-Тимуру пришлось бороться за власть. Вероятнее всего, Ногай не стал открыто противиться назначению Менгу-Тимура, учитывая, что среди определённой части кыпчакской аристократии последний имел серьёзную поддержку.
Более того, он очень умело завуалировал свои истинные намерения, прикрываясь авторитетом Батыя и проявляя показную готовность придерживаться его наказов. Очевидно, богомольный Туда-Менгу, младший брат Менгу-Тимура, ещё не созрел, чтобы занять ханский трон, и это заставило Ногая не торопиться с его назначением. К тому же престолонаследие было определено задолго до смерти Берке, и подбирать претендентов на трон из числа чингизидов для Ногая в принципе было приемлемым. А в случае если хан станет неугодным, Ногай обладал рычагами сместить его и назначить более покладистого чингизида. Менгу-Тимур, в свою очередь, понимал, каким весом обладет Ногай в Орде, в силу чего даже не пытался радикально изменить внешнюю и внутреннюю политику государства. В Орде всё продолжалось так же, как и при его предшественнике. Он продолжил поддерживать дружественные отношения с египетским султаном и даже участвовал в качестве союзника египтян в войне с иранским правителем Абагой, что в принципе не нарушало планов Ногая. Его также особенно не расстроило то, что Менгу-Тимур, потерпев сокрушительное поражение от иранского правителя, прекратил военные действия. Если учесть, что влиятельные русские князья находились под покровительством Ногая, признавая его «своим царём», то можно не сомневаться, что выдача Менгу-Тимуром ярлыка православной церкви с предоставлением, таким образом, определённой автономии означала не что иное, как одобрение Менгу-Тимуром уже установленного Ногаем курса в отношении русских княжеств.
В результате отношения с ханом у русской знати складываются вполне доброжелательные. В экономической сфере Менгу-Тимур не стал ничего выдумывать, а продолжил дело Берке, стал выпускать единую монету и подтвердил независимость Золотой Орды от притязаний чингизидов из других семей. Подобные действия преемника Берке полностью вписывались и в представления темника Ногая о роли Золотой Орды в международных вопросах. А международная обстановка на Востоке и на южных границах Кыпчакского ханства складывалась следующим образом: появилась необходимость в том, чтобы Ногай сконцентрировал свою деятельность на этих направлениях, находясь в своих придунайских владениях. Для иностранных государей было совершенно очевидно, что Ногай играет первую роль при ордынском дворе. Арабские правители и византийский император, отправляя послов в Золотую Орду, присылали дары не только хану, его жёнам и братьям, но и Ногаю. При этом Менгу-Тимур никак не вмешивался в дела его улуса, предоставив ему полную свободу, для того чтобы он смог развернуть широкую дипломатическую деятельность. Отныне Ногай мог иметь самостоятельные внешние сношения, обмениваться посольствами и заключать союзы с государями Востока и Запада. После Берке самым надёжным, верным союзником Бейбарса становится Ногай, который фактически поставил себя в положение самостоятельного государя, обменивавшегося посланиями с одним из могущественных правителей мира.
Надо сказать, что такое положение Ногай сохранит и после смерти Бейбарса. Наследники Бейбарса унаследуют, помимо всего прочего, и хорошие отношения с Ногаем, к которому впоследствии постоянно будут направлять послов и богатые дары. Амерхан Межитов 7 августа. Число степеней Ордена сокращено до трех. Индонезия заключили договор о взаимном признании и установлении союзнических отношений. Омский историк и краевед Алексей Сорокин рассказал ТАСС о том, что в архивах краеведческого музея хранится ружье последнего казахского хана Кенесары Касымова. Некоторые исторические источники указывают на то, что останки хана могли быть отправлены в Россию. Про одно из них, инкрустированное фитильное ружье, старые сотрудники музея рассказывали, что это ружье хана Кенесары. В архиве Западно-Сибирского отдела Русского географического общества есть документ о том, что генерал-губернатор Герасим Колпаковский действительно дарил музею в 1897 году ружье хана Кенесары, — рассказал Сорокин.
В самом музее изданию не стали комментировать эту тему. По словам Алексея Сорокина, есть достаточно оснований для того, чтобы утверждать, что музею передали именно ружье последнего казахского хана, поскольку генерал-губернатор Колпаковский был очень уважаемым в Казахстане человеком и дарил краеведческому музею ряд экспонатов. Но точно установить, какое из ружей принадлежало хану, невозможно, поскольку все записи были в старых книгах, а нормальная перепись поступающих экспонатов стала вестись после Великой Отечественной войны. Что же касается останков хана Кенесары, есть некоторые данные о том, что его голову отправляли генерал-губернатору Западной Сибири Петру Горчакову в Омск. Но, как считает Алексей Сорокин, документальных подтверждений этому нет, и если череп хана и был в Омске, то его потеряли в ходе революции, гражданской войны и переездов омского архива. В апреле 2019 года правительство Монголии приняло решение о создании Института наследия и культуры Чингисхана, ответственного за популяризацию наследия Чингисхана и его роли в истории Монголии и мира, а также для исторических документов и исследований в XIII век. В соответствии с решением правительства от 3 июля 2019 года было принято решение о строительстве Музея Чингисхана, строительство которого в настоящее время ведется на месте Музея естественной истории в Улан-Баторе. Министерство культуры недавно предоставило информацию о том, что в Музее Чингисхана будет 15 традиционных и виртуальных выставочных залов, в которых будет находиться в общей сложности 6033 экспоната и артефакта. Кроме того, изготавливаются 154 новых экспоната, 18 экспонатов изготавливаются как копии предметов мемориального наследия, а также изготовлены еще 10 экспонатов в виде макетов.
Четыре каменные скульптуры также будут привезены из сельской местности для экспонирования в музее Чингисхана. По данным Министерства культуры, изучаются возможности приобретения большего количества предметов наследия у отдельных коллекционеров в качестве музейных экспонатов в соответствии с действующим законодательством. Объявлен или завершен тендер для подрядчиков на оформление 26 экспонатов музея. Что касается музейных экспонатов, которые будут привезены из-за рубежа, дипломатические представительства Монголии за рубежом работают над получением разрешений и достижением соглашений с соответствующими организациями в России, Польше, Германии, Великобритании, Японии, Китае и Австрии. В новом здании Центра культурного наследия в Улан-Баторе теперь есть временное хранилище экспонатов, связанных с Чингисханом, а также некоторые объекты наследия, в том числе копия каменной надписи Чингисхана, полученная из Государственного Эрмитажа России, и три другие реликвии в настоящее время хранятся там. Музей естественной истории планируется построить в районе Их-Тэнгэр горы Богд-Хан, в 1,8 км от старого места. Как было объявлено в апреле 2020 года, ожидается, что музей Чингисхана откроется для публики ко второму кварталу 2021 года. Министерство культуры недавно сообщило, что строительство музея Чингисхана завершено на 95 процентов и должно быть завершено и завершится до 11 июля, до общенационального фестиваля Наадам. После смерти Чингисхана в 1227 г.
Остальные сыновья или как в случае с Джучи, умершем ранее, его потомки, получили в управление улусы. Однако с Толуем, четвертым сыном Чингисхана вышла необычная ситуация. Как младший в семье, Толуй получил в улусное владение коренной юрт, то есть земли коренного обитания монголов, однако здесь же в Каракоруме располагалась и ставка Великого хана Угедея. То есть Толуй в отличии от Чагатая или Бату, фактически не являлся полноправным правителем своего улуса, так как постоянно вынужден был оглядываться на Великого хана. По всей видимости именно поэтому он так сильно ратовал за новые завоевания, пытаясь получить новый улус. После смерти Толуя в 1232 г.
Соединенными силами Темучжин, Тоорил-хан и Чжамуха у Меркитов Крутоверхие юрты разбили, Знатных красавиц пленили и тронулись с острова Талхун-арала, что у слияния рек Орхона и Селенги.
Тоорил-хан взял направление к Тульскому Черному Бору, по северным лесистым склонам Бурхан-халдуна, через урочище Хачаурату-субчит и Уляту-субчит, попутно совершая звериные облавы. Северный склон ее - лесист, а следуя южным склоном можно добраться до кочевий Темуджина — Чингис-хана. И если смотреть с высоты Бурхан-Халдуна, можно видеть речку Тунгелик. Но по-настоящему «царский» подарок в поисках заповедной горы нам приподнес перс Рашид ад-Дин. Посмотрим небольшой отрывок из его «Летописей» в переводе Л. Родился Чингис-хан в низовьях реки Онон, откуда до горы Бурхан-Калдун будет шесть дней пути около 250-300 км. Отмеряя на Яндекс.
Картах это расстояние от определенного нами Дэлюн-Балдаха в самом что ни на есть низовье Онона, мы ровным счетом приходим вновь на тоже самое место, которое было обозначено нами в предыдущей главе о путешествии де Рубрука. Но это не самое главное. Это может быть простым совпадением удачно сложившихся фактов, а есть действительно странные и загадочные совпадения… Слово «Бурхан» в названии горы — очень древнее монгольское слово обозначающее «Бог, Божество». Но в современной топономике Забайкалья и Монголии это слово совершенно не встречается. Ничего в этом странного нет, потому что этим словом не называли горы. Этим словом обозначали горы — наиболее близкие к сияющему вечно-синему Небу, Тенгри, Верховному Божеству монголов, которому поклонялся и сам Чингис-хан. В современной бурят-монгольской традиции Забайкалья до сих пор принято на самых высоких сопках в степи устраивать так называемые Обоо, но уже по буддистскому обычаю.
И горы, на которых устанавливаются обоо называют — бурханами. Обычному путешественнику, чтобы путь был ровным и безопасным, необходимо при при встрече такой горы взойти на нее и принести в подарок Духу — Бурхану, какой-либо подарок, как то: спички, сигареты, монеты и т. Желательно так же выпить на вершине небольшую чарку молочной водки и несколько капель брызнуть по ветру с молитвой за удачу в пути. Обоо на бурхане Хан-Ула.
Где находится могила Чингисхана — загадка возрастом 800 лет
Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. Проказы монгольских археологов. Телеграф «Вокруг Света» 19. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2012. Проверено 9 октября 2010. Croner D. Проверено 13 октября 2010.
Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат.
Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение [2] … Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» 1227 г. Слева: Реконструкция трона Чингисхана В «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина о смерти Чингисхана сообщается следующие: «Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни, Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию, смерть скрыли» [3]. У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой. В книге Марко Поло Чингисхан изображён с седой бородой с характерной русской 3-лепестковой железной короной на голове и с характерным русским мечом, вместо изогнутой монгольской сабли в руке. По словам Марко Поло Чингисхан осадил крепость Канги.
Именно здесь он получил смертельную рану в колено. Художник изобразил его падающим на руки солдат, а чтобы лучше передать эффект смертельного удара, направил стрелу прямо в сердце императора. У Джувейни и в летописи Алтан Тобчи — «от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат», от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, в татарской летописи Абулгази — заколот острыми ножницами во сне пленённой молодой тангутской принцессой во время первой брачной ночи, у Плано Карпини — «от поражения ударом грома согласно Божественному приговору». По другой легенде, в пересказе Э. Хара-Давана она звучит так: «По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Аналогичную версию легенды рассказывает Н. Карамзин в «Истории государства Российского» 1811 г.
Это свидетельство Н. Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири» написанной немецким историком, академиком Г. Миллером в 1761 г. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами.
Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-Гол, то есть женская река. Степь при Хатун-Голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-Талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-Калдин» [6]. Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулгази и «Золотую летопись». По преданию Чингисхан был похоронен в глубокой гробнице, сидящем на золотом троне, на родовом кладбище Их-Хориг «Великий запрет» у горы Бурхан-Халдун, в истоках реки Онон в оригинале текста: река Ургун.
Он восседал на золотом троне Мухаммеда, привезенного им из захваченного Самарканда. По обычаю, похорон великих ханов, как пишет Джувейни: «были отобраны сорок луноликих девиц, красивых наружностью и веселых нравом, приятных для глаз красотой и с прекрасными очами, грациозных в движениях и изящных в неподвижности — из числа тех, что «награда тем, которые богобоязненны», из родов эмиров и нойонов, украшены драгоценностями и орнаментами, одеты в красивые платья и дорогие наряды и вместе с отборными лошадьми отправлены туда, где они соединятся с его духом». Чтобы могила в последующие времена не была найдена и осквернена, после захоронения Великого хана по степи прогнали несколько раз многотысячный табун лошадей, уничтоживший все следы могилы. По другой версии гробница была устроена в русле реки, для чего река была на время перекрыта, и вода направлена по другому руслу. После захоронения дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло, навеки скрыв место захоронения. Всех, кто участвовал в захоронении и мог запомнить это место, впоследствии умертвили, тех, кто исполнял этот приказ, впоследствии умертвили тоже. В сборнике летописей персидского историка Рашид-ад-дина говорится: «После Чингисхана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место с великими останками Чингисхана в местности, которую называют Буркан-Халдун.
Из детей Чингисхана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Кубилай-каана и его рода также положены в упомянутой местности. Другие же потомки Чингисхана, вроде Джочи, Чагатая, Угэдэя и их сыновей, погребены в другом месте. Утверждают, что однажды Чингисхан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево. Ему весьма понравилась свежесть и зелень этого дерева. Чингис провел часок под ним, и у него появилась некая внутренняя отрада. В этом состоянии он сказал эмирам и приближенным: «место нашего последнего жилища должно быть здесь!
Существует несколько вариантов месторасположения могилы, в том числе на приграничной территории России или во Внутренней Монголии, но одним из наиболее вероятных мест нахождения захоронения считается гора Бурхан-Халдун. Этот регион расположен на севере Монголии на границе с Россией. Чингисхан считал это место священным, и сюда же, как полагает большинство исследователей, его воины доставили тело хана для захоронения. Эта местность и сегодня считается священной для монголов, поэтому ни о каких крупномасштабных раскопках на этой территории не может быть и речи. Тем не менее американские, японские, французские ученые и исследователи из других стран при помощи современных технологий исследуют эту область Монголии на предмет присутствия следов захоронения. Гора Бурхан-Халдун Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи летающего дрона в надежде обнаружить возможные неровности рельефа. Во время экспедиции учеными была составлена цифровая модель рельефа, после анализа которой был обнаружен большой холм с несколькими родовыми знаками монгольской знати в виде камней на склонах. Исследователи уверены, что именно здесь кроется могила великого хана, но поскольку монгольские власти не разрешают проводить здесь более масштабных исследований, тайна могилы Чингисхана до сих пор остается неразгаданной.
Упоминается, что пленного меркитского вождя Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя не ясно, оставили его при этом живым или убили. Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы. Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник».
Гора Бурхан-Халдун в Монголии вошла в список ЮНЕСКО
Бурхан Халдун имеет духовное значение, не имеющее себе равных в Монголии. Подобно рекам Онон и Херлен, Туул берет начало в Хэнтэйских горах недалеко от священной вершины Бурхан-Халдун, «горы Бога». Интерфакс: В окружении главнокомандующего вооруженными силами Судана генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана нарастает недовольство им в связи со сложностями военной кампании. У подножия Бурхан-Халдуна находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах он спасался от преследований меркитов. В районе Бурхан-Халдуна, на прежней своей родовой земле, очевидно, до сих пор проживал род Чингисхана или потомки этого рода. Найзуудын аялал "БУРХАН ХАЛДУН-2023" Burkhan khaldun-2023 friend’s trip.
Искали погребения XIII века
- Бурхан Халдун on the App Store
- ЮНЕСКО рассказало о природной красоте Монголии в журнале «Всемирное наследие»
- Сложности поиска
- Ищут историки, ищут археологи…
Проказы монгольских археологов
Бурхан халдун уулнаа намар буга урамдахыг сонсон, байгалийн өнгө хослолыг ажин алхаад ирлээ. Глава переходного Суверенного совета и главком Вооруженных сил Судана Абдель Фаттах Бурхан заявил, что все аэропорты страны. Согласно указу, ежегодный обряд почитания горы Бурхан Халдуна будет проводиться на новом обоо (возвышенность, вокруг которой совершается религиозный обряд) у ее подножия. Поэтому именно южный склон Бурхан-Халдуна больше всего подходит под описание «Заповедного места». Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии.
Могила Чингисхана: почему не могут найти последнее пристанище великого завоевателя
Доподлинно неизвестно, где похоронен первый великий хан. Есть много версий, где находится его могила и с некоторой периодичностью появлялись сообщения об обнаружении его гробницы. В этот раз находка выглядит очень убедительной. Почти 800 лет неизвестно, где был похоронен великий хан. Даже об обстоятельствах его смерти мало, что известно. Популярна история, что основатель Монгольской империи просил похоронить его в безымянной тайной могиле. Чтобы не деморализовать воинов Орды, согласно его завещанию, о кончине Чингисхана объявили только после окончательной победы над тангутами.
О смерти хана знали только самые близкие родственники, которые и организовали тайные похороны. Известно, что Чингисхан хотел быть погребенным около реки Онон, — там он родился и вырос, там был провозглашен правителем объединенного народа. Чингисхан умер в августе 1227 года в горах Люпань. Его тело было перевезено обратно в Монголию для захоронения. Согласно как Марко Поло, так и Рашид ад-Дину, погребальный эскорт убивал всякого, встреченного по пути следования.
К югу от обо расположен деревянный ритуальный столик, на котором установлены многочисленные блюдца, более двадцати ритуальных металлических светильников и шестиугольный фонарь, под котором лежат сухие коробки спичек. За столиком на камнях обо — многочисленные пачки чая, бумажные и металлические деньги, череп лошади. К югу от столика в грунт врыт бронзовый котел метрового диаметра, заполненный дождевой водой, издающей характерный запах кислого айрага кумыса. Еще южнее, на одной линии, установлен на металлической треноге бронзовый котел меньшего диаметра, предназначенный для варки мяса. Судя по состоянию приношений и ритуальных комплексов, незначительно поврежденных дождевыми водами, ритуалы на комплексе совершались не так давно относительно даты исследований, вероятнее всего — на 11 июля. От этого комплекса тропа уходит на северо-запад. Длительное время идет тяжелый подъем по осыпям курумников, затем тропа выходит в высокогорный пояс тайги, образованный невысокими — до 2 м — зарослями кедра, обширными полями брусники и голубики. Еще выше тропа поднимается на верхнее плато, покрытое курумниками и поросшее редкой травой. Над плато возвышается вершина Бурхан-Халдуна — почти правильный усеченный конус высотой до 30 м, целиком сложенный из крупных каменных обломков. С плато открывается вид на долину реки Богд, активно меандрирующей между гор, высокогорное озеро Хэнтэй-Нуур и окружающие вершины массива Хэнтэя. Никакие следы человеческой деятельности не видны с этой горы, самой высокой в северо-восточной Монголии. Тропа поднимается на вершину с юга, огибает ее с западной стороны и затем спускается на юг с восточной, таким образом паломник совершает обход вершины по часовой стрелке. Вся верхняя площадка покрыта сотнями невысоких каменных пирамидок обо, которые сооружает каждый поднявшийся сюда паломник. В южной части площадки расположен крупный культовый комплекс, посвященный Чингисхану. Он представляет собой четырехугольное каменное обо, размерами 4 х 4 м и высотой 0,8 м, ориентированное углами по сторонам света. В центре обо — деревянный столб высотой около 3 м, на котором водружена копия бунчуга штандарта Чингисхана — металлический цилиндр с навершием, украшенный изображениями хищных зверей, к которому прикреплена грива конских волос. К югу от него установлен двухметровый каменный шест, вырезанный в форме копья с наконечником. По всем четырем углам обо возвышаются деревянные шесты высотой до 2 м с металлическими набалдашниками. Между всеми шестами закреплены растяжки, увитые хадагами разных цветов, преимущественно — синего и голубого. С южной стороны от обо каменными плитами выложен ритуальный столик, на котором установлено свыше 20 небольших металлических светильников. В насыпи обо лежат многочисленные приношения — светильники и фонари, пустые бутылки из-под водки, деньги, деревянные фигурки орлов, волков, лошадей, лягушек — символизирующие год, в который совершается обряд. Это обо — единственное из всех обследованных нами в Монголии, на которое в качестве приношений положены также деревянный мечи и сабли. Обследованные нами культовые комплексы свидетельствуют об интенсивной ритуальной практике современного монгольского населения, обращенной к почитанию горы Бурхан-Халдун. В настоящее время эта практика осуществляется в системе буддийской ритуальной деятельности и в этом качестве берет начало от богослужений, совершенных на Хэнтэе в XVII в. Дзанбазаром — первым буддийским святым монгольского происхождения. Да разумеют потомки потомков моих! Широко известно, что буддизм по мере распространения в Центральной Азии включал в себя местные культы, дополняя их некоторыми элементами обрядности и постепенно трансформируя объект почитания.
На каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало 50 000». То есть убили сразу более 1,2 миллиона человек! Монголы в буквальном смысле пролили реки людской крови, на этих местах годами не росла даже полынь. На их пути оставались пепелища, развалины и трупы людей. Обширные пространства земли пришли в запустение на века. Чингисхан считал, что монголы должны жить в юртах и кочевать, а другие народы - обеспечивать им райскую жизнь и быть их вечными рабами. Для монголов Чингисхан был величайшим посланником Тенгри и самым великим шаманом в их истории. Он умер, оставив много загадок. Согласно самой распространенной версии, он упал с коня во время охоты, сильно разбился и вскоре умер. Посол в ставке кагана Плано Карпини сообщал, что Чингисхан погиб от удара молнии, «царь дорог» Марко Поло утверждал, что причина смерти - рана стрелой в колено в бою с тангутами. По монгольской легенде, Чингисхан влюбился в тангутскую царицу Кюрбелди-шин-хатун и приказал умертвить ее мужа, а саму красавицу доставить в свою юрту, несмотря на предсказание оракулов, что эта женщина его погубит. После ночи любви, когда Чингисхан заснул, царица, мстя за смерть мужа, оскопила его. По разным вариантам, то ли зубами, то ли ножницами, которые женщина пронесла в своих волосах, несмотря на тщательный обыск. Затем она бросилась в реку и утопилась. Что же касается места захоронения Чингисхана, то об этом есть множество предположений, легенд и преданий. Несомненно, Чингисхан знал о непрошеных гостях в гробницы мертвых. Он, вероятно, тщательно продумал способ и место своего захоронения и доверил его выполнение самым близким людям. Сыновья сделали все возможное, чтобы сохранить тайну его могилы. После смерти он должен был занять высокое положение и на том свете. Для благополучия в загробной жизни в могилу умершего клали его богатства и оружие, рабов и коней, чтобы они служили владыке в ином мире. Несметные сокровища, сложенные, по легендам, в могилу Чингисхана, и не дают покоя гробокопателям. Он умер летом в местности с жарким климатом, и далекий путь на родину пролегал через пустыню Гоби.
Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник». Сообщается, что после погребения Чингисхана его место поросло множеством деревьев и травы, и позже сами охранники не могли найти захоронение. Полезно путешественнику по Монголии.
Семь ненайденных сокровищ
Фотографии места Гора Бурхан-Халдун 2450 метров от организации и пользователей Яндекс Карт. Люди, что вы делаете, вам же некуда будет бежать, когда из зеленых Карпат вы сделаете монгольский Бурхан-Халдун. Кроме того, окрестности горы Бурхан-Халдун считаются местом рождения и захоронения Чингисхана.
Гора Бурхан-Халдун и ее окрестности вошли в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО
Существует также легенда, по которой Чингисхан был похоронен по своему собственному наказу у горы Бурхан-Халдун. » Горы» Гора Бурхан халдун (64 фото). Священная гора Бурхан-Халдун и предположительное место погребения Чингисхана и его потомков. Предположительно, они дошли до реки Онон и горы Бурхан-Халдун на северо-западе страны, где родился Чингисхан 65 лет назад.