Упражнения для эмоциональной устойчивости. Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Развитие эмоционального интеллекта необходимо, чтобы обеспечить внутреннюю мотивацию настроить жизнь так, как нужно человеку сиюминутно или в отдаленном будущем. Интеллект – это свойство психики, состоящее из умения осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». Упражнение «Эстафета чувств» Цель: Тренировка тактильных навыков, формирование адекватного восприятия взаимодействия с другими людьми.
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
Эффективные упражнения для развития эмоционального интеллекта в командах. "Эмоциональный интеллект (EQ, с английского Emotional quotient – эмоциональная компетенция) – это способность человека понимать, контролировать, управлять собственными чувствами и эмоциями окружающих людей для решения поставленных задач. Сегодня получила распространение девятиступенчатая модель эмоционального интеллекта, разработанная греческими учеными в 2018 году. Определите свои цели в развитии эмоционального интеллекта и разбейте их на маленькие, достижимые шаги.
Игры на эмоциональный интеллект, рекомендованные для взрослых
- Развитие эмоционального интеллекта: как умение понимать себя и свои чувства
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- Привычки для повышения эмоционального интеллекта, как повысить интеллект | MedAboutMe
- Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни.
- Почему он так важен в жизни
- Преимущества управления своими эмоциями
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
После прослушивания тем и представления одной за другой ситуации на работе, которая им напоминает, группе предлагается что они в паре сочиняют идеальный саундтрек компании и описывают разницу между тем, как он «звучит», и тем, как «должно звучать» их рабочее место.. Вам может быть интересно: «Как управлять отрицательными эмоциями: 9 советов» 3. Звезда баланса Это упражнение призвано показать участникам влияние отношений других людей, которые могут поддерживать или ухудшать нашу эмоциональную стабильность. Это можно сделать с группой из 10 человек, продолжительностью от 15 до 20 минут, и никаких материалов не требуется. Следует учитывать следующее: если группа очень большая, потребуется большое пространство, так как мы собираемся сформировать круг. Шаги, которым нужно следовать На этот раз ведущему не обязательно входить в динамику. Но может понадобиться, если нас мало. Мы заставляем участников сойтись в круг и присваиваем каждому номер таким образом: один, два, один, два... Участники держатся за руки, пока круг не станет туго натянутым.
Затем, не отпуская, люди, прикоснувшиеся к одному, делают шаг вперед, а люди с двумя делают шаг назад. Делать это нужно медленно, чтобы можно было найти равновесие и без происшествий. Как только баланс будет найден, участникам потребуется лишь время, чтобы понять, как работает этот баланс сил. Участники снова предпринимают шаги, но на этот раз в обратном порядке.. То есть те, у кого 1, делают шаги назад, те, кто у 2 - вперед, и так далее. По окончании игры мы переходим к размышлениям. Участники должны были получить некоторое представление о необходимости работать в команде и быть чуткими и сотрудничать с другими, чтобы поддерживать баланс. Однажды, этот баланс представляет нашу эмоциональную стабильность, на который могут повлиять действия других людей, но в то же время его можно поддерживать с помощью других людей.
Арт-терапия Цель этой динамики - пластическое представление эмоций. То есть, визуально выразить то, что каждый человек чувствует или понимает с определенной эмоцией. Требуемое время составляет около 40 минут или час. Размер группы безразличен, потому что она проводится индивидуально, хотя совместное использование является коллективным. Понадобятся художественные материалы: бумага, краски, карандаши, темпера... Шаги, которым нужно следовать Фасилитатор начинает упражнение с объяснения, что у всех нас есть одно и то же слово для обозначения радости, печали и гнева, среди других эмоций.. Однако то, что чувствует наш разум, как мы представляем его в нашем психическом мире, варьируется от человека к человеку. Цель занятия состоит в том, чтобы каждый из них представлял в визуальной, художественной и свободной форме гнев, печаль, одиночество, страх, радость и любые другие эмоции, которые у них возникают.
Очень важно подчеркнуть, что они должны использовать цвета, с которыми они связывают эти эмоции, в дополнение к изображению эмоций с помощью фигур, которые они предлагают. Это занятие на первый взгляд может показаться немного детским, но правда в том, что оно широко используется в терапевтических целях. Освобождение внутреннего мира через искусство может быть одним из лучших способов расслабиться. В конце динамики будет показано то, что нарисовал каждый из них, с указанием того, почему они использовали один или несколько цветов, почему они использовали определенные формы и, если они использовали фигуру животного, человека или объекта, что делает это значит для него. Чемпион или болван Цель этой игры - подчеркивать влияние лидера или начальника на проявление определенных эмоций, как положительных, так и отрицательных, у их подчиненных, повышая как самопознание рабочих, так и социальные отношения между ними.
Это очень полезные качества и навыки. Как развивать их и как узнать, на каком уровне развития находитесь вы, поговорим далее. Тест на эмоциональный интеллект онлайн Диагностика любой психологической особенности человека лучше всего чтобы проходила под контролем специалиста. Но сейчас распространены онлайн-тесты, в которых сразу видны результаты. Тестирование состоит из 12 этапов, на каждом из них вам покажут лицо неизвестного человека. Буквально на одну секунду промелькнет анимация с эмоцией. Вы должны будете ее определить. Считаю, что это мало. Буду развивать EQ. Методика помогает оценить, насколько вы способны строить отношения и хранить их. Ответив на все вопросы, вы определите уровень EQ у себя. Как развить эмоциональный интеллект Для развития EQ существует много методов. В зависимости от возраста человека используются разные игры и упражнения. У детей развитие навыка происходит в игре. Разыгрывание сценок на сочувствие, эмпатию, контроль эмоций позволяет подрастающему поколению лучше владеть эмоциями. Для подростков подойдут настольные игры, где по картинкам они будут определять модели правильного поведения, разыгрывать конфликтные ситуации. В подростковом возрасте очень важно контролировать свои эмоции и понимать чувства других. Когда подросток знает, кто он, чего он хочет, ему легче прожить такой сложный переходной возраст. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Но отработать навыки в короткий срок и значительно повысить уровень EQ взрослому человеку можно только в группе. Идеальный вариант — посещение тематического тренинга. Упражнения для развития эмоционального интеллекта Теперь посмотрим, как развивать самостоятельно этот навык. Каждый вечер выбирайте доминирующее чувство, для этого можно распечатать их перечень. Эмоциональные фото — важно делать семейные фото, подчеркивающие не события, а впечатления. Эмоции в красках — нарисуйте свои эмоции в разных цветах. Компас эмоций — приготовьте 8 карточек радость, страх, интерес, вдохновение, удивление, гнев, доверие, сомнение. Называя ситуацию, положите в круг одну карточку перевернутой, другие игроки должны угадать, какая это эмоция. Также на levelself. Заценить 14 курсов по EQ Лучшие книги для повышения уровня эмоционального интеллекта Чтобы развивать EQ, лучше всего, конечно, проходить специальные курсы, но также важно теорию совмещать с практикой. Джон Готтман и его несколько книг для родителей, супругов, позволят вам развивать силу эмоционального интеллекта в семье. Коллектив авторов под редакцией Д. Люсиной и Д. Купить эти книги вы можете на ЛитРес и Лабиринт. Заключение Высокий уровень EQ позволяет человеку чувствовать себя уверенно, даже когда нет достаточных знаний и умений. Именно эта характеристика личности делает ее успешной. Чтобы развивать эмоциональный интеллект, нужно: Знать свои проблемы и учиться управлять эмоциями. Заниматься самообразованием, читать литературу по теме и посещать тренинги.
Если вы обладаете высоким самовосприятием, то вы чаще пользуетесь правильными возможностями, используете свои сильные черты для решения рабочих вопросов и что, возможно, важнее всего не позволяете эмоциям останавливать или удерживать вас. Управление собой Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете — или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации. Социальная восприимчивость Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Нам следует дожидаться хода другого собеседника и перестать думать заранее о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику. Управление отношениями Чем слабее ваша связь с кем-либо, тем сложнее вам донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, вам нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной. Ваш план развития социального интеллекта По мере того как вы начинаете применять все новые стратегии, описанные во второй половине статьи, для улучшения ваших навыков EQ, миллиарды микроскопических нейронов прокладывают себе дорогу между рациональным и эмоциональным центрами вашего мозга, образуя все новые отростки, тянущиеся к другим клеткам внешне это чем-то напоминает рост новых ветвей на дереве. Выберите навык EQ, над которым вы хотите поработать. Человеческое сознание способно сконцентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Даже самым амбициозным людям стоит поверить в то, что усердная работа над одним-единственным навыком способна продвинуть вас далеко вперед — в дальнейшем ваш успех в одном направлении позволит вам легче освоить другие связанные с EQ навыки. Будьте терпеливы. Когда вы работаете над улучшением своего EQ, может пройти несколько месяцев, прежде чем вы заметите значительные изменения. Большинство людей замечают измеримые и заметные изменения через три-шесть месяцев после начала работы над определенным навыком. Развитие навыка управления собой Когда вы понимаете суть своих эмоций и способны сознательно отвечать на них, то у вас появляется возможность брать под контроль даже самые сложные ситуации, живо реагировать на изменения и брать на себя инициативу тогда, когда это нужно для исполнения ваших целей. Дышите правильно. Кислород, поступающий в ваш мозг, в первую очередь расходуется на основные функции, так как именно они поддерживают в вас жизнь. А остающийся кислород используется для выполнения сложных функций, позволяющих вам сохранять внимание и оставаться целенаправленным и спокойным. Неглубокое дыхание обделяет ваш мозг кислородом, что может привести к снижению концентрации, забывчивости, перепадам настроения, беспокойству, депрессии и возникновению тревожных мыслей, а также не дает вам энергии. Создайте список эмоций и рациональных объяснений. Нарисуйте посередине листа прямую линию, делящую его на две колонки. В левой колонке укажите, что подсказывают вам сделать эмоции, а в правой — что говорит вам об этом ваше рациональное мышление. В следующий раз, оказавшись в сложной или стрессовой ситуации, не впадайте в отчаяние. Возьмите лист бумаги и дайте себе несколько минут для того, чтобы организовать мысли и составить список. Имея такой список перед глазами, вы сможете гораздо проще принять решение о том, какой из ваших сторон — эмоциональной или рациональной — дать слово для окончательного решения. Заявите о своих целях публично. Нет лучшего способа мотивации на достижение поставленных целей, чем публичное их анонсирование. Если вы четко говорите другим людям друзьям, супругам или другим членам семьи , чего собираетесь достичь, то их знание о ваших планах формирует у вас невероятное по своей глубине чувство ответственности.
Но, развивая эмоциональный интеллект с помощью правильных упражнений, можно научиться видеть и подавляемые эмоции. И даже те который человек в себе не осознает или пытается скрыть. Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту Важный момент в тренинге по эмоциям — создать экологичную атмосферу, чтобы люди не боялись делиться своим опытом с другими людьми. В обществе мы привыкли подавлять эмоции, не показывать их. И это нормально. А на тренинге нужно изменить эту сильную привычку: сбросить защитные реакции, поделиться эмоциями и узнать, что в этом нет ничего страшного. Люди становятся ближе и сильнее, когда проживают этот совместный опыт. Для того, чтобы провести эту детабуизацию в группе необходимо особое мастерство тренера. Вопрос должен расположить группу: создать доверие к себе и к процессу. Доверие складывается из 2-х компонентов. Могу ли я доверять тренеру как профессионалу? Могу ли я доверять тренеру как человеку? Это бывает сделать сложнее, когда в группе собраны люди, не расположенные к доверию. Например, тренинг по распознаванию обмана по лицу для сотрудников безопасности, которые не ориентированы на то, чтобы делиться друг с другом. В этом случае тренер должен выступить в роли верификатора: показать экспертизу на примерах, когда он сам не знает, правдивая история или нет. После этого защитные механизмы группы удается снять. Хотите получить карту всех компетенций эмоционального интеллекта в подарок? Как происходит развитие эмоционального интеллекта на тренинге, за счет чего? Эмоциональный интеллект — понятие очень широкое, его сложно измерить. Поэтому даже само название нашего тренинга звучит как: «Эмоциональные навыки и компетенции». Это навыковый тренинг. А развитие навыков измерить можно. Как происходит развитие навыков эмоциональной компетентности на тренинге? Чаще всего это три способа: Инсайт. Человек узнает что-то или делает что-то новое и удивляется: а что, так можно было?
Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход больше 30 лет назад и с тех пор укрепилось на Западе. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. ы тренинг-упражнений по развитию эмоционального интеллекта. Для развития эмоционального интеллекта необходимо уметь продуктивно общаться с другими.
Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Упражнения и рекомендации
Когда вы понимаете собственные эмоции и эмоции партнера, можно предотвратить конфликты в семье, коллективе и в любых коммуникациях. Особое внимание важно уделять гневу. Динамичный ритм жизни, большое количество информации, людей и диалогов заставляет «закипать» от переизбытка всего, что давит на нас. И гнев, как реакция сопротивления, лидирует среди самых ярко выраженных эмоций. Умение управлять гневом — главная способность человека, которая помогает сберечь здоровье и сохранить отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект также пересекается с темой страха, который незаметно руководит нашими решениями, заставляет сомневаться в себе, отказываться от жизни мечты, бояться рисковать. Екатерина Рюмцева, психолог онлайн-школы «Коалиция» Мало кто задумывается, почему люди с низкими интеллектуальными способностями бывают успешнее и счастливее тех, кто имеет высокие показатели IQ.
Это можно увидеть по результатам исследований, которые показывают, что люди становятся успешными не только благодаря уму, но и умению понимать намерения, мотивацию и желания других людей, чтобы решать важные жизненные задачи, распознавать свои эмоции и управлять ими. Эти способности и называются эмоциональным интеллектом. Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на эмоции. Это помогает рационально воспринимать критику, мнение других людей, понимать их и отвечать адекватной реакцией, даже если он с чем-то не согласен. Допустим, вы спорите с другом или руководителем. Будет сложно донести свою точку зрения, если вы раздражены, кричите, чересчур эмоционально реагируете или оскорбляете человека.
Когда сознание занято эмоциями, которые вы не можете уловить и отфильтровать, поступающая информация воспринимается с искажениями. Не получится вести конструктивный спор, что еще хуже, вы можете разругаться или потерять работу. Подавление эмоций, неправильная их интерпретация или неумение их выражать сильно снижает качество жизни человека. И наоборот: развитие эмоционального интеллекта помогает улучшить взаимоотношения с людьми, повысить результаты в учебе и работе, сделать жизнь ярче и лучше.
Как только я проявляется эмоция, я записываю факт, который ее вызвал и время его появления. Чему учит это упражнение: Отделять факты от эмоций; Замечать сами эмоции; Отслеживать свое эмоц.
Выглядит это как сообщения в избранном телеграм вида «13:00 разработчик не пришел на 1—1». Потом каждый вечер я это переношу в notion. У каждого событию я назначаю цвет в зависимости от того на что интуитивно это похоже. Получается примерно вот такой календарь его кусочек на скриншоте Тоже самое можно проделывать в специальных приложениях, например в Mind Tracker. Чему учит это упражнение: Описывать события с разных сторон, замечать больше 1 эмоции от события; Разбирать сильные эмоц.
Именно EQ лежит в основе множества важнейших навыков — он влияет почти на все, что вы делаете или говорите каждый день.
EQ крайне важен для достижения успеха — можно сказать, что от него зависит около 60 процентов результата любой выполняемой вами работы. Отличная книга Тревиса Бредберри с конкретными советами по развитию эмоционального интеллекта 4 навыка эмоционального интеллекта Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая — межличностную социальную компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на вас лично, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой вашу способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости чуткости, эмпатии и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем чтобы улучшить качество ваших отношений и связей с ними.
Самовосприятие Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения. Если вы обладаете высоким самовосприятием, то вы чаще пользуетесь правильными возможностями, используете свои сильные черты для решения рабочих вопросов и что, возможно, важнее всего не позволяете эмоциям останавливать или удерживать вас. Управление собой Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете — или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации. Социальная восприимчивость Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости.
Нам следует дожидаться хода другого собеседника и перестать думать заранее о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику. Управление отношениями Чем слабее ваша связь с кем-либо, тем сложнее вам донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, вам нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной. Ваш план развития социального интеллекта По мере того как вы начинаете применять все новые стратегии, описанные во второй половине статьи, для улучшения ваших навыков EQ, миллиарды микроскопических нейронов прокладывают себе дорогу между рациональным и эмоциональным центрами вашего мозга, образуя все новые отростки, тянущиеся к другим клеткам внешне это чем-то напоминает рост новых ветвей на дереве. Выберите навык EQ, над которым вы хотите поработать. Человеческое сознание способно сконцентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени.
Даже самым амбициозным людям стоит поверить в то, что усердная работа над одним-единственным навыком способна продвинуть вас далеко вперед — в дальнейшем ваш успех в одном направлении позволит вам легче освоить другие связанные с EQ навыки. Будьте терпеливы. Когда вы работаете над улучшением своего EQ, может пройти несколько месяцев, прежде чем вы заметите значительные изменения. Большинство людей замечают измеримые и заметные изменения через три-шесть месяцев после начала работы над определенным навыком. Развитие навыка управления собой Когда вы понимаете суть своих эмоций и способны сознательно отвечать на них, то у вас появляется возможность брать под контроль даже самые сложные ситуации, живо реагировать на изменения и брать на себя инициативу тогда, когда это нужно для исполнения ваших целей. Дышите правильно.
Кислород, поступающий в ваш мозг, в первую очередь расходуется на основные функции, так как именно они поддерживают в вас жизнь. А остающийся кислород используется для выполнения сложных функций, позволяющих вам сохранять внимание и оставаться целенаправленным и спокойным. Неглубокое дыхание обделяет ваш мозг кислородом, что может привести к снижению концентрации, забывчивости, перепадам настроения, беспокойству, депрессии и возникновению тревожных мыслей, а также не дает вам энергии. Создайте список эмоций и рациональных объяснений.
Другая участница конференции, профессор психологии и педагогики Антонелла Де Амико, упомянула о важности комплексного подхода в развитии эмоционального интеллекта и создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, в которой развитию эмоционального интеллекта способствуют не только само обучение, но и физическое пространство, в котором проводится обучение, а также атмосфера, в которой оно проводится. Участие эмоционального интеллекта в процессе обучения, по мнению А. Де Амико, гарантируется такой эмоцией, как интерес. Наличие интереса как у учащегося, так и у преподавателя, положительно влияет на качество обучения, а также на создание "эмоционально-интеллектуальной образовательной среды".
Родители также формируют эмоционально-интеллектуальную среду, поэтому родителей необходимо вовлекать в процесс развития эмоционального интеллекта детей [5]. В настоящее время в российском пространстве создаются программы по развитию эмоционального интеллекта с дальнейшим внедрением их в государственные образовательные учреждения. Хаустова [5], «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» А. Муратова [5], учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» Е. Сергиенко [10]. В отечественной педагогике программы развития эмоционального интеллекта разрабатывались, преимущественно, в рамках дошкольного образования, однако в последнее время подобные программы разрабатываются также для подростков и для взрослых, идет речь о профессиональной подготовке помогающих практиков в области развития эмоционального интеллекта специалисты в области эмоционального интеллекта, тьюторы эмоционального интеллекта и т. Так, существуют программы обучения экспертов по развитию Soft skills и EQ В. Анализируя литературу и события по теме эмоционального интеллекта, обнаруживаем, что вопросы повышения эмоционального интеллекта в зарубежном научном пространстве актуализируются, кроме того, в связи с влиянием уровня развития эмоционального интеллекта человека на его психическое и физическое здоровье, характер социальных отношений, производительность труда.
В отечественном научно-практическом поле развитие эмоционального интеллекта - не только психолого-педагогическая задача: так, вопросы эмоционального интеллекта все чаще рассматриваются в рамках управленческих и бизнес-тренингов, разрабатываются специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта руководителей и управленческого персонала, рекрутеров и т. Также создаются цифровые платформы, приложения для развития эмоционального интеллекта - как в области образовательной, профессиональной деятельности, так и адаптированные для ежедневного домашнего индивидуального применения пользователями. Отметим, что в русскоязычном научном и практическом пространстве ощущается недостаток исследований связи эмоционального интеллекта с уровнем субъективного благополучия, психического и физического здоровья человека, ощущением им счастья. Педагогические исследования характера и путей развития эмоционального интеллекта детей также, как правило, не содержат элементов лонгитюдного изучения благополучия этих детей во взрослом возрасте. Мы полагаем, что упомянутый аспект темы эмоционального интеллекта требует глубокого изучения и развития, в связи, с чем также можно говорить о популяризации конкретных методов повышения эмоционального интеллекта. Как отмечают Р. Робертс и др. Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т.
В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень. Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг формирование навыка ; групповая психотерапия групповая проработка и проживание материала ; индивидуальная психотерапия индивидуальная проработка и проживание материала ; консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве. При этом, С. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое. Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители.
На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики. Так, Е. Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта.
Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно. Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7]. Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика. Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик психологов, психотерапевтов, коучей, врачей. Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4]. Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования.
В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания. При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого. В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы: 1. Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде.
При этом, большинство исследователей теоретиков и практиков полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным.
Заключение
- Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта
- Развитие эмоционального интеллекта: видео уроки и упражнения для повышения EQ
- 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
- 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
- Часть «IN»
- Фитнес для ума: 9 упражнений на развитие интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Тренируйте мозг с удовольствием | Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. |
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат | Данное упражнение по развитию эмоционального интеллекта не требует выделения отдельного времени или согласия родственников. |
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер» | О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. |
Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
Хотя развитие этого типа интеллекта рассматривается как нечто, чего можно достичь только в детстве, правда в том, что есть игры на эмоциональный интеллект для взрослых, все они веселые и помогают получить глубокое эмоциональное самопознание. 5 важных этапов по развитию эмоционального интеллекта: полезные упражнения. К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся. В статье — способы развития эмоционального интеллекта, эффективные упражнения и полезные книги.
Как развить эмоциональный интеллект у детей и взрослых. Упражнения и рекомендации
Ежедневная программа развития включает разминку и тренировку. Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта и развитие эмоциональной компетентности лидеров. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме.
В чем секрет
- OPPORTUNITIES FOR DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE
- Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
- 9 ступеней эмоционального интеллекта и 8 способов его «прокачать» - Inc. Russia
- Упражнения для развития эмоционального интеллекта
- 10 игр на эмоциональный интеллект для взрослых