Starship взлетит снова уже совсем скороИсточник: SpaceX. 14 марта состоится новый запуск Starship. Starship is the fully reusable spacecraft and second stage of the Starship system. Пока Starship совершила лишь два испытательных запуска, оба закончившихся мощными взрывами. Ключевыми задачами второго испытания станут: минимальный урон стартовой площадки, запуск более тридцати двигателей Raptor и тест системы горячего разделения. Корабль 28 готовится к проведению третьего испытательного полета Starship, который SpaceX планирует запустить в ближайшие недели.
SpaceX объявила, почему Starship не включил двигатели на торможение и сгорел
По плану сегодняшнего полета примерно через три минуты после его начала первая ступень отстыкуется и рухнет в воды Мексиканского залива. Корабль продолжит разгон на своих двигателях, сделает неполный виток вокруг Земли и примерно через полтора часа после старта приводнится в районе Гавайских островов. Как ожидают в SpaceX, произойдет это "со взрывом". Но в будущем обе ступени корабля планируется использовать как многоразовые. Маск рассчитывает, что добиться успешного возвращения обеих ступеней на землю удастся через пару лет. Корабль Starship уже неоднократно проходил испытания, причем не без провалов. Он четырежды терпел крушения перед тем, как в 2021 году наконец совершил полет в стратосферу с последующим впечатляющим успешным приземлением в вертикальной позиции. Что до первой ступени, то для нее сегодняшний полет - первый.
Сам Маск ранее заявил, что основная цель испытания - отправить ракету в сколь-нибудь продолжительный полет: "Лишь бы мы не разнесли космодром".
Об их результатах станет известно после завершения анализа полетных данных. Просмотр видео входа в реальном времени стало возможным благодаря Starlink, установленном на борту корабля.
Последние сигналы телеметрии были получены с помощью Starlink примерно через 49 минут после начала миссии.
Это важно, поскольку позволит ускорить дальнейшую программу летных испытаний. Кроме этого, SpaceX удалось успешно испытать новую, достаточно сложную систему разделения ступеней. И, наконец, все 33 двигателя Super Heavy отработали без сбоев на этапе подъема. Отказ Starship на финальном этапе выведения вряд ли вызван какой-то глубинной проблемой.
Однако инженерам SpaceX придется разобраться с причиной отказа двигателей Super Heavy при повторном включении. Кроме того, многие обратили внимание, что теплозащитные плитки Starship сильно пострадали при старте ракеты, а значит, у него не было шансов выжить при повторном входе в плотные слои атмосферы, даже если бы он не самоуничтожился. Можно констатировать, что проблема теплозащиты Starship до сих пор не была решена Повторное использование обеих ступеней системы, включая Starship, является ключевой и, несомненно, очень сложной задачей для SpaceX. Инженерам компании нужно произвести революцию в сфере запуска грузов в космос, причем без этой революции все долгосрочные планы SpaceX обречены на неудачу. В настоящее время работа над проектом Starship финансируется благодаря контракту НАСА, который предполагает использование этого корабля для высадки людей на Луну.
Хотя это происходило не в лаборатории или на испытательном стенде, это было настоящее испытание. То, что мы сделали во время этого второго полета, предоставит бесценные данные для продолжения быстрого развития Starship. Запуск Starship 18 ноября 2023 года 18 ноября 2023 года Starship успешно стартовал в 7:02 утра по центральному времени из Starbase в Техасе и достиг ряда важных этапов: Все 33 двигателя Raptor на Super Heavy успешно запустились и впервые завершили полную работу во время подъема. Starship выполнил успешное горячее разделение ступеней, отключив все двигатели Super Heavy, кроме трех Raptor и успешно запустив шесть двигателей Raptor второй ступени, прежде чем разделить Ship 25 и Booster 9. Это был первый случай, когда эта технология была успешно применена на ракете такого размера.
Первый успешный полет Starship: к чему приведет революция в освоении космоса?
Двигатели второй ступени Starship включаются до того, как Super Heavy отделяется и начинает самостоятельный полет. Ракета отправилась в полет с испытательного полигона Бока-Чика в Техасе. Старт состоялся в начале пускового окна, которое открылось в 16:00 мск, с задержкой на несколько минут. Полет продолжался штатно вплоть до разделения ступеней, которое произошло через 2:45 после старта и тоже обошлось без видимых проблем. Однако когда на Super Heavy началось повторное включение двигателей для выполнения управляемого спуска, один из них не включился. Вскоре после этого начались последовательные отказы других двигателей, и, после потери пятого из них, ракета активировала систему аварийного самоуничтожения. Starship продолжил полет, который в видеотрансляции выглядел штатно. После этого технический представитель SpaceX в трансляции сообщил, что, скорее всего, на Starship также сработала система аварийного уничтожения. Несмотря на то, что обе ступени не довели свою миссию до конца, испытания для SpaceX прошли вполне удачно.
Это был первый случай, когда эта технология была успешно применена на ракете такого размера.
После отделения Super Heavy успешно завершила маневр переворота и инициировала обратный запуск, прежде чем подверглась быстрой внеплановой разборке. Заключение летных испытаний произошло, когда телеметрия была потеряна ближе к концу работы второй ступени перед отключением двигателей после более чем восьми минут полета. Команда подтвердила, что FTS была активирована в правильный момент на основе имеющихся данных о характеристиках ракеты. Пламеотражатель с водяным охлаждением и другие модернизации площадки работали, так как надо, и потребовали минимальных работ после запуска для подготовки к предстоящим испытаниям прототипов и следующим летным испытаниям.
Условной границей между атмосферой Земли и космосом принято считать линию Кармана. Она находится на высоте 100 км над уровнем моря. В этот раз он выдержал запуск «Старшипа» благодаря новой системе подачи воды. По словам Маска, система не требует ремонта и готова к следующему запуску. Стартовый стол не пострадал.
Их нельзя назвать провалами — это все еще тестовый полет. После разделения ступеней ускоритель с выключенными «Рапторами» начал разворачиваться перед торможением. Двигатели ракеты должны были перезапуститься, но этого не произошло. Они включились на какое-то время, а затем выключились. Из-за того, что эта часть полета пошла не по плану, SpaceX пришлось активировать систему прекращения полета — ускоритель взорвали.
Придется тратить много денег на устаревший продукт.
Почему Starship революционен? Королёв приоткрыл дверь в космос — Маск распахивает ее настежь, и масштабы перспектив, если все пойдет по плану, невозможно даже оценить: это самая грузоподъемная, самая мощная, самая дешевая ракета. Все, что ранее выглядело нерентабельным в космосе, резко становится экономически целесообразным. Например, связь с обычного телефона через космос: сейчас это кажется невозможным, но если будет система, способная разворачивать антенны 15-20 метров в поперечнике в космосе, это будет абсолютно реально. Сотовые вышки станут не нужны — мы сможем выйти с сотового телефона в сеть с любой точки Земли. А есть еще солнечная энергетика, новые электростанции, солнечные плавильные станции, позволяющие добывать ископаемые на Луне и астероидах околоземных — этому всему поспособствует Starship.
Космонавтика до Starship и после — это как авиация до и после появления реактивного самолета. Открываются бизнесы, о которых раньше никто и помыслить не мог, не только в космосе, но и вокруг него, и в итоге индустрия становится невероятно прибыльной. Илон Маск. Компания Virgin Orbit скоро обанкротится: они предлагали стоимость запуска в 12 миллионов долларов за 250-300 кг груза на низкую орбиту. Вот разница в масштабах. Это немыслимый прорыв.
Ближайший конкурент — Boeing с ракетой SLS, которую заказало государство. Даже если Маск не уложится в 10 миллионов долларов, а будет 100 млн — это все еще дешевле большинства тяжелых ракет, не говоря уже о грузоподъемности. Возможное несоответствие ожиданий реальности — главная проблема Starship — все равно блекнет на фоне достоинств, если все пойдет по плану. Только Китай всерьез осознает свою конкуренцию Starship. Они копируют все, что видят, — на сегодня это самый целесообразный вид деятельности, так как весь мир сейчас строит ракеты, которые устарели до своего появления. Этим занимается в том числе и Роскосмос с «Союзом-5».
У американцев Vulkan: ещё не полетел, а уже устарел. Все эти ракеты одноразовые, и даже не Starship, а Falcon 9 уделывает их всех. Весь остальной мир для Маска уже не конкуренты — он делает быстрее, дешевле и качественнее, чем у кого бы то ни было. Клиенты переходят к нему. У него было 134 успешных пуска — и это было дорого, хоть он и был способен делать очень многое. Starship — додуманное его переиздание коммерческой компанией, добивающейся максимальной экономии.
Конечно, планы разработчиков могут не оправдаться, но мы сейчас наблюдаем за альфа-версией продукта, неудача в запуске которого неудивительна. Starship сейчас — это не итоговый продукт. Когда его доведут до ума, он станет революционным. Затраты будут колоссальны, процесс затяжным, а сам жест — по-советски символичным: раньше «Буран» был продуктом гонки между США и СССР, цель которого не совсем оправдывала средства. Как SpaceX строит ракеты? По-умному: они не проектируют идеальную ракету десятилетиями, а делают быстро, много и постоянно тестируют, моментально учась на ошибках.
Починили одну проблему — смотрим дальше. Американская космонавтика так не работает, это Маск поменял парадигму — и именно такой идеи придерживался Советский Союз в 50-е, 60-е годы.
Второй полет «Старшипа» от SpaceX снова закончился взрывом: почему это нельзя называть провалом
Оформи Tinkoff Black с бесплатным обслуживанием навсегда — : 2Vtzqv71rdTНезадолго до последнего успешного запуска. Пока Starship совершила лишь два испытательных запуска, оба закончившихся мощными взрывами. Космический корабль Starship, создаваемый компанией SpaceX для полетов на Луну и Марс, стартовал в Техасе, начав третий испытательный полет, передает корреспондент РИА Новости. SpaceX провела первый испытательный запуск ракеты-носителя с прототипом Starship 20 апреля, однако через 4 минуты после старта ракета взорвалась по команде с Земли.
Четвертый тестовый полет Starship может состояться уже в мае
Споры продолжительностью в десятки лет о том, как же возникла Луна — от удара некоей древней планеты или множества астероидов, — а равно и о том, где на ней вода и сколько именно, можно будет разрешить за считаные годы. А обойдется это в ту же цену, во сколько сегодня обходится слетать к МКС. Но есть вещи поинтереснее этого: дальнейшая стратегия самой SpaceX. Илону Маску не нужна принципиально неколонизируемая Луна, зато нужен колонизируемый Марс. NASA и «Роскосмосу» на данном этапе пилотируемые полеты на Красную планету не нужны абсолютно: это рискованная и тяжелая работа, имеющая смысл, только если вы человек определенного склада — типа Кортеса, Колумба, ну или их современного аналога южноафриканского происхождения. Среди администраторов государственных космических агентств таких людей, после ухода из этой сферы деятельности Королёва и фон Брауна, пока нет.
Конечная цель Starship совсем не Луна, а транспортное обеспечение такой колонии на Марсе, которая могла бы подвергнуть его терраформированию с помощью суперпарниковых газов. Важно понимать, что с точки зрения затрат топлива, поднимаемого с Земли, полет Starship на Луну и на Марс «весит» вполне сопоставимо. На Марсе уже открыто множество зон с водяным льдом под поверхностью. По реакции Сабатье SpaceX планирует получать из этого водяного льда и СО2 марсианской атмосферы метан и кислород. Заправившись ими за период годичного пребывания экспедиции на Марсе, Starship сможет взлететь и вернуться на Землю.
Из этого видно: дополнительные издержки на превращение полетов на Луну в полеты на Марс не так уж велики. И там, и там нужны внекорабельные скафандры. И там, и там нужны вездеходы, бурильно-исследовательское оборудование. Различие по стоимости между лунными и марсианскими миссиями даст в основном оборудование для электролиза воды получаемой из льда и реализации реакции Сабатье — для наработки кислород-метанового топлива Starship. Однако такое оборудование вполне реально создать за несколько миллиардов долларов, и работает оно, в норме, подолгу.
Между тем стандартная миссия планетохода на Марсе обходится NASA примерно в те же деньги — три миллиарда долларов. С той лишь разницей, что оборудование для наработки топлива не обязательно возить на Красную планету каждым новым рейсом. Оставив его там, можно ограничиться подвозом запчастей для него с Земли — раз в несколько лет. То есть удельная стоимость дополнительного оборудования для полетов на Марс может оказаться даже ниже, чем необходимая для обеспечения работы марсоходов. У Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов Америки не будет возможности отказаться от такого развития событий.
Конечно, это не значит, что оно не попытается: Марс ему не нужен, поэтому NASA уже начало поиск правдоподобных в ушах политиков и иных, недостаточно знающих тему, людей отговорок от такого полета. В частности, в 2020-х агентство тихой сапой радикально изменило нормативы приемлемой радиационной нагрузки для своих астронавтов.
Ожидается, что она превзойдет по размеру и грузоподъемности SLS — ракету-носитель, которая в 2022 году отправила к Луне космический корабль «Орион» миссии «Артемида-1». В 2023 году SpaceX провела два полетных испытания корабля: 20 апреля и 18 ноября. Обе миссии завершились взрывом. Подробнее про ракету и первые испытания читайте по ссылке. Читать далее:.
В будущем через него планируется выпускать спутники на орбиту Земли. Также представители компании отметили, что была успешно реализована перекачка жидкого кислорода между двумя резервуарами внутри ракеты. Передача сотен тонн сверхохлаждённого топлива, дозаправка на орбите Земли сэкономит время и деньги при запуске. Тем не менее несколько целей остались невыполненными. Так, первая ступень Super Heavy упала в воды Мексиканского залива через 7 минут после старта. Система торможения не сработала должным образом, часть из 13 центральных двигателей вышла из строя. Ступень стала бесконтрольно вращаться, потеряла связь с управлением и разрушилась. Жёсткая посадка означает, что ступень Super Heavy больше невозможно использовать в будущих полётах. Придётся задействовать новую. Но её обломки отдадут специалистам для расследования причин неудачи, что поможет исправить ситуацию и не допустить подобной проблемы в будущем. Ещё одна из новых целей SpaceX, а именно перезапуск одного из двигателей в космосе, тоже не была достигнута. Хотя все 33 Raptor на ускорителе успешно запустились и работали в течение всего времени до момента разделения ступеней. SpaceX может отложить новый запуск Starship на стабильную низкоорбитальную орбиту с грузом спутников Starlink до тех пор, пока инженеры не продемонстрируют возможность перезапуска двигателей Raptor в космосе и контроля над аппаратом при входе в атмосферу. Если они не перезапустятся, то аппарат нельзя будет вернуть на Землю. В этом случае Starship останется на орбите планеты в качестве мусора, что создаёт угрозу для реализации других космических миссий. SpaceX уже в этом году планирует провести демонстрацию процесса космической дозаправки — обмен топливом между двумя космическими кораблями Starship на орбите. Однако для этого потребуется завершение строительства дополнительной площадки на космодроме Starbase в Техасе или во Флориде.
Ракета-носитель Super Heavy запустила все 33 двигателя и успешно отделилась , но взорвалась вскоре после этого. Сам корабль Starship продолжил взлёт. Через несколько минут SpaceX потеряла с ним связь, и, вероятно, произошёл автоматический взрыв. Момент старта Отделение ступеней Первый испытательный полёт Starship состоялся в апреле 2023 года.
Испытательный запуск корабля Starship перенесен
SpaceX наметила провести запуск сверхтяжелой ракеты Starship 17 апреля 2023 года. Оформи Tinkoff Black с бесплатным обслуживанием навсегда — : 2Vtzqv71rdTНезадолго до последнего успешного запуска. Совсем недавно, 14 марта, прошел третий испытательный запуск космической многоразовой транспортной системы «Старшип» (Starship). Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.
SpaceX запустила гигантскую ракету Starship в космос с третьей попытки
Взрыв Starship: история аварий ракет SpaceX — 21.04.2023 — Статьи на РЕН ТВ | "Система Starship вернулась к лётным испытаниям и провела второй запуск со стартовой площадки в Starbase. |
Третий запуск Starship: SpaceX потеряла связь, когда полет был почти завершен | Команда Илона Маска торжествует после взрыва Starship, — третий испытательный полет признан частично успешным. |
SpaceX запустила гигантскую ракету Starship в космос с третьей попытки | Совсем недавно, 14 марта, прошел третий испытательный запуск космической многоразовой транспортной системы «Старшип» (Starship). |
CNN: вторая попытка — SpaceX вновь запускает мега-ракету Starship | Успех запуска будет означать начало новой эпохи. Потому что Starship в теории сможет многократно увеличить массу и объем выводимых грузов. |
Маск намерен сделать систему Starship полностью многоразовой к концу 2025 года
Американская компания SpaceX сообщила о потере связи с космическим кораблем Starship в ходе финальной стадии третьего испытательного полета. Новости о последней задержке запуска, похоже, были подтверждены Федеральным авиационным управлением (FAA). SpaceX Starship: запуск ракеты СНОВА «очищен». Компания SpaceX планирует к концу 2025 года сделать полностью многоразовой космическую систему Starship, которая совмещает в себе корабль и сверхтяжелую ракету-носитель. SpaceX наметила провести запуск сверхтяжелой ракеты Starship 17 апреля 2023 года. Хотя Starship спроектирована с многоразовой первой ступенью, в рамках теста SpaceX планировала жёстко приводнить компоненту в Мексиканском заливе. Сегодня днём SpaceX в третий раз попытается запустить Starship в космос Компания SpaceX в социальной сети X (бывший Twitter) сообщила, что Федеральное управление гражданской.
Запуск Starship Илона Маска перенесли по техническим причинам
Ракета потеряла курс и начала двигаться по спирали. Автоматика и центр управления полетом какое-то время пытались исправить ситуацию, но быстро стало понятно, что это бесполезно. ЦУП дал команду на "завершение испытаний" — иначе говоря, на подрыв. Super Heavy взорвалась и упала в Мексиканский залив. После падения Илон Маск поздравил команду с "захватывающим тестовым запуском", и этому действительно есть причины.
На самом деле аварии прототипов — обыденная и даже необходимая часть космических технологий. Ракеты не могут взлетать без неудачных запусков, точно так же, как автомобили не выходят в серию без краш-тестов. Что уж говорить о самом большом в истории космическом корабле! До этого Super Heavy и Starship испытывали по отдельности, это был первый полет полной системы "корабль-носитель".
Успехом можно считать уже то, что вся гигантская конструкция вообще смогла оторваться от стартового стола. После взрыва он заявил, что SpaceX многому научилась во время испытаний и теперь готова к следующему запуску, который состоится через несколько месяцев.
Во время полета первая ступень ракеты после отделения взорвалась в воздухе, с кораблем была потеряна связь примерно через 10 минут после старта. Третий запуск сверхтяжелой ракеты Starship, создаваемой для миссий на Луну и Марс, может состояться через 3-4 недели, сообщил в понедельник основатель компании-разработчика ракеты SpaceX Илон Маск. Он отметил, что стартовая площадка, с которой в субботу был осуществлен запуск Starship, не требует ремонта и находится в отличном состоянии. Многоразовая ракетная система состояла из космического корабля Ship 25 и носителя Super Heavy.
Впрочем, она всё же пострадала. Ракета покинула стартовую площадку в штатном режиме, но никто не ожидал, что бетон не выдержит штатной нагрузки огня из ракетных дюз. После себя ракета оставила под столом кратер, обломки бетонной конструкции и поразила шрапнелью из кусков бетона близлежащую заправочную инфраструктуру. Кратер под стартовой площадкой ракеты Starship. Так что есть надежда, что стартовый стол не придется ремонтировать после каждого запуска. Super Heavy B9 получил переходной отсек для горячей расстыковки. Напомним, что с этим возникли проблемы в первом испытательном полёте системы. В начале августа было проведено огневое испытание ускорителя SH B9.
Оно прошло не совсем гладко.
С помощью огромной 140-метровой «Мехазиллы» — пары стальных рычагов, как бы «вытягивающихся» из пусковой башни. Эти «руки» пока только в будущем должны поймать первую ступень, обеспечив «контролируемое падение». Что с верхней ступенью — самим космическим кораблем? Гипотетических вариантов несколько. Например, Маск и команда хотят вывести ее на «стояночную орбиту», чтобы суметь заправлять от другого корабля — да, прямо в космосе.
Второй вариант, когда Starship нужно вернуть на поверхность планеты, — применение «точного контролируемого приземления» за счет ракетных двигателей и входа в атмосферу по одной из версий, под углом 60 градусов, после ступень двигается в горизонтальном положении. В целом, словить верхнюю ступень якобы также сможет «Мехазилла». Но опять же, все это в теории. Blue Origin в пролете? Критике подвергается не только или даже не столько техническая составляющая проектов от SpaceX — то, что они сложноосуществимы, очевидно для большинства экспертов, — но и сотрудничающие с Маском компании. В том числе NASA.
Визуализация от Blue Origin Решение последних об эксклюзивной работе со Starship в программе «Артемиды» вызвало шквал критики со стороны Dynetics и Blue Origin — компаний, также претендовавших на участие в проекте и, как следствие, на дополнительное финансирование. В NASA, по мнению представителей организаций, должны были выбрать как минимум двух поставщиков для создания лунного посадочного модуля. С 2020 года эта компания совершила семь пилотируемых полетов к МКС на борту космического корабля Crew Dragon, а с 2012 года — 27 беспилотных грузовых рейсов на станцию.