Новости штраф за неисправный тахограф

Сотрудники ГИБДД могут остановить ваш автомобиль, проверить в нем наличие тахографа и в случае его отсутствия или неисправной работы выписать штраф.

Как избежать штрафа за тахограф

За что может быть наложено наказание, а за что нет? С какими новыми формами проверки могут столкнуться владельцы транспортных средств? И почему в зоне риска окажутся не только водители легкого коммерческого транспорта, но и некоторые водители большегрузов, машины которых оснащены тахографами, установленными 3-4 года назад? Обо всем по порядку. Наказание по ст. С 1 января 2019 года наказание по ст. Отсутствие тахографов на тех транспортных средствах, на которых им положено быть. Нарушение требований к использованию тахографов.

Нарушение водителем режима труда и отдыха или норм времени управления транспортным средством. Из статьи 11. То условие, которое загоняло неграмотных владельцев транспортных средств устанавливать тахографы с СКЗИ, порой даже взамен установленных на заводе-производителе транспортного средства «родных» тахографов. Таким образом, тахографы с СКЗИ, об обязательности которых было много толков, отменяются. Точнее, отменяются не сами тахографы с СКЗИ, а отменяется ответственность за отсутствие СКЗИ в тахографе хотя ее юридически и так не было, но фактически многие перевозчики страдали от данной меры, подробно об этом феномене здесь: youtu. С 1 ноября 2019 года юридически закреплена возможность использовать тахографы ЕСТР международные , «по 720 постановлению» российского производства без СКЗИ и тахографы с СКЗИ исключительно по своему желанию — кому что больше нравится. Основное направление изменений статьи 11.

В связи с этим, помимо совершенно понятного — придется ездить по таймингу, всплывает еще одно — как отчитаться, что ты ездил по таймингу и соблюдал все режимы. Это очень важное обстоятельство. Потому как контроль соблюдения норм управления будет осуществляться исключительно по показаниям установленных в транспортные средства тахографов. Если владельцам ЕСТР-тахографов волноваться об их технической исправности практически не следует, то о владельцах СКЗИ-тахографов и 720-тахографов такого сказать нельзя. В связи со сложившейся практикой в течении более чем шести последних лет с февраля 2013 года по 1 ноября 2019 года , контроль со стороны представителей государства в части тахографии был сконцентрирован подавляющим образом на наличии соответствующего тахографа в транспортном средстве. И практически не касался условий использования тахографа и самого контроля норм времени управления транспортным средством. По этой причине, многие владельцы транспортных средств, оборудованных тахографами, расслабились и не особенно следили за их исправностью.

С 1 ноября 2019 года это изменится. И это продиктовано изменениями ст. Для того чтобы отчитаться перед контролирующими органами за соблюдение норм управления водителем транспортного средства, необходимо убедиться, что тахограф исправен и имеет все соответствующие документы. ЕСТР-тахографы выходят из строя крайне редко если им не помогают «шаловливые руки». СКЗИ-тахографы, особенно те, что устанавливались 3-4 года назад, не могут похвастаться своей надежностью.

Второй — соответствие техническому регламенту Таможенного Союза. Третий — калибровку в нем указаны идентификационные данные относительно автомобиля, тахографа, мастерской, мастера, измерительного оборудования с действующим сроком поверки, погрешностей измерения времени, пробега и скорости, значений измеренных физических параметров. Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их урегулирования Как правило, споры возникают в следующих ситуациях: Инспектор хочет забрать индивидуальную карту водителя. Этого делать нельзя, так как она является собственностью шофера. Водитель хочет избежать ответственности в связи с незнанием как распечатать данные или в связи с отсутствием бумаги.

Инспектор не хочет ставить отметку на таходиске о том, что он проверил данные. В данном случае он обязан это сделать, с целью исключения двойного наказания за одно и то же нарушение. Это нужно сделать обязательно, так как иного доказательства о том, что правонарушение имело место быть не существует. Законность составленного протокола без распечатки можно легко оспорить в суде. Это связано с тем, что когда инспектор вставляет свою карту для снятия информации, тахограф записывает Автоматически данные карты представителя закона. В случае проверки реквизиты карты инспектора будут опознаны, и из-за отсутствия составленного протокола сотруднику грозит ответственность. Представитель закона утверждает, что вы подделали данные аппарата. В данном случае не спешите соглашаться с ним. Бремя доказывания данного обвинения лежит на правоохранительных органах. Тахографы сохраняют данные всех карт, которые в них были введены, а карты запоминают данные всех тахографов, в которые их вводили.

Следовательно, получается перекрестная синхронизация данных, достоверность которых можно перепроверить. Практика показывает, что с каждым годом появляются все новые и новые модели тахографов. Вместе с тем, не все сотрудники ГИБДД следят за новшествами, поэтому если вас остановил не совсем компетентный в этом вопросе инспектор, вы смело можете с ним поспорить о деталях и избежать ответственности. Если вы уверены, что не нарушали, не подписывайте протокол, а попросите сделать отметку в нем о том, что вы не согласны с предъявленным обвинением.

Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути. Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении. Современные тахографы имеют следующие функции: определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС; регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин; определять координаты нахождения и регистрировать их; определять пройденное расстояние пробег. Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию: наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи; сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца; срок действия карты три года от даты выдачи. Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров: соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов; соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами; иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку организация должна иметь на это аккредитацию ; иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД; быть исправным в момент выезда на маршрут.

Обо всем по порядку. С 1 ноября 2019 года суммы этих штрафов увеличатся, кроме того предусматривается привлечение к ответственности за данное правонарушение, в том числе, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Второй блок изменений касается режима труда и отдыха.

Штрафы за езду без карты водителя в 2024 году

В таких случаях за неисправный тахограф в соответствии с п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей. Согласно КоАП Статья 11.23 штраф за неисправный тахограф предусмотрен " за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства " В случае неисправности тахографа обратиться в нашу компанию. Ст. 11.23 КоАП, ч. 1.

Штраф за нарушение режима труда и отдыха (РТО) водителя[2024]

Как водителю, так и должностному лицу может назначаться штраф за отсутствие тахографа на автомобиле, его неисправность или неправильную эксплуатацию. Данные нарушения отслеживаются по тахографу и в случае обнаружения предполагают штраф для водителя в размере до 3-х тысяч рублей. Согласно КоАП Статья 11.23 штраф за неисправный тахограф предусмотрен " за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства " В случае неисправности тахографа обратиться в нашу компанию.

За перевозку пассажиров и грузов без тахографа будут наказывать штрафом

Штраф на ИП за отсутствие тахографа Несмотря на то, что часть 1 ст. Кодекс распространяется только на водителей и людей, которые обслуживают устройства и запускают транспортное средство в полет. То есть ИП не несет никакого наказания за отсутствие тахографа или несоблюдение его установленных требований. Штраф за неисправный тахограф Часть 1 ст. Кодекс предусматривает равную ответственность за то, что устройство не установлено если его установка требуется по закону , а также за то, что его работа не гарантируется. В случае выхода устройства из строя будет наложен штраф, если: его блокирование или умышленное изменение; фальсификация данных; неисправности по другим причинам. Водитель и должностное лицо освобождаются от ответственности только в случае выхода устройства из строя после начала рабочего дня или смены. Александров Павел Валерьевич Автоюрист специализированной юридической конторы "Защита на дороге", г. Москва Задать вопрос На основании п. Калибровку необходимо проводить каждые 3 года п.

Однако это не требование нормативных актов, а рекомендация для соблюдения правил эксплуатации тахографов. То есть оштрафовать за отсутствие запаса бумаги не могут. Но если на водителя наложено такое наказание, оно неправомерно и без проблем может быть обжаловано в суде. Главное, чтобы бумага всегда была в принтере контрольного прибора, а водитель во время рейса мог в любой момент распечатать отчет по просьбе сотрудника ДПС. Проверка Водителям доступны несколько вариантов проверки наличия наложенных штрафов: на портале Госуслуг в разделе «Штрафы»; на официальном сайте ГИБДД РФ; на портале Автокод; при помощи отправки бесплатного смс-сообщения на номер 7377 с текстом в формате «штраф гос.

Оплата Оплачивают штрафы лица, непосредственно виновные в получении взыскания. Если нарушение допустил водитель-одиночка, оплата ложится на его плечи. Если же штраф наложен на сотрудника предприятия, все финансовые вопросы с государственными органами решает бухгалтерия компании, затем проводятся внутренние расследования и поиск виновных. Такие штрафы содержащиеся в главе 11 КоАП не могут уплачиваться со скидкой, так как речь идет о нарушениях в сфере дорожного движения. Обжалование Нельзя обжаловать в суде штраф, если он наложен законно.

Однако, если инспектор ГИБДД допустил ошибку и взыскание неправомерно, водитель имеет право доказать свою невиновность. Обжаловать штраф можно на протяжении 10 дней с даты получения постановления. Чтобы попытаться отменить взыскание, нужно подать письменное обращение в тот орган, которым был наложен штраф. Или отправить обращение почтой на адрес того же представительства. Государственному органу дается 10 рабочих дней на рассмотрение заявки и еще 3 дня на ответ заявителю.

При получении отказа в отмене штрафа можно подать повторную заявку уже в суд. Но только в том случае, если водитель либо его представитель уверены в своей невиновности. Судебная практика Рассмотрим несколько судебных дел, связанных с обжалованием штрафов за отсутствие бумаги в тахографах. На момент остановки в тахографе была бумага, однако в процессе распечатки отчетов рулон закончился. У водителя имелись запасные термоленты, но он растерялся и не установил новый рулон при инспекторе, так как двигался по графику и опаздывал.

Сотрудник ГИБДД, не удостоверившись в наличии запасных блоков, не проверив состояние контрольного прибора и соответствие данных в уже распечатанном отчете и на карте водителя, выписал водителю штраф, вменяя ненадлежащее использование устройства. Гражданин Бугаков обратился к прокурору для защиты своих прав и обжалования наложенного штрафа за отсутствие бумаги в тахографе. Решение суда: Суд постановил снять обвинения с гражданина Бугакова, так как не было оснований взимать штраф за отсутствие ленты в тахографе. Бумага у водителя в автомобиле имелась, отчет инспектором также был получен. Состав дела: 19.

При осмотре тахографа в кабине транспортного средства было установлено, что в принтере прибора бумага отсутствует. Инспектор не провел проверку на наличие запасной бумаги у водителя, распечаток отчетов перед выездом, однако составил акт об административном правонарушении с наложением штрафа на шофера и механика, допустившего выход на рейс транспорта с нарушениями правил эксплуатации контрольных приборов.

С 1 июля 2014 года, согласно утвержденному приказом Минтранса России графику оборудования тахографами, эти устройства должны использоваться также на автобусах и грузовых автомобилях с максимальной массой более 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок. За их отсутствие грозит административная ответственность. Для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 тонн, не использующихся для перевозки опасных грузов, за отсутствие тахографов с блоком СКЗИ ответственность наступит с 1 сентября 2014 года, а для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 тонн — с 1 апреля 2015 года. При этом для транспортных средств, оснащенных при их выпуске до 1 апреля 2014 года средствами контроля режима труда и отдыха, соответствующими нормам Евросоюза, а также для транспортных средств, оснащенных мастерскими до 24 февраля 2014 года контрольными устройствами, соответствующими требованиям Технического регламента, срок обязательного оснащения тахографами с СКЗИ — 1 января 2018 года. Штраф за отсутствие тахографа, а также за нарушение правил его использования предусмотрен статьей 11.

Читать далее Госавтоинспекция проверяет пассажирские автобусы Ленобласти 22 сент. Новости В понедельник, 23 сентября, в Ленинградской области стартовала профилактическая акция «Автобус»: сотрудники Госавтоинспекции проверяют общественный транспорт региона. Читать далее О транзитных перевозках товаров отдельной категории через территорию Российской Федерации 16 сент. С учетом изменений, внесенных Указ... Читать далее 12 сент. Законодательство Цена "автогражданки" для безаварийных водителей после перехода на новую систему расчета тарифов ОСАГО может снизиться в 3-4 раза.

Такой прогноз сделал заместитель министра финансов Алексей Моисеев на Московском финансовом форуме. Читать далее Росавтотранс озвучил детали законопроекта об автоматической передаче данных с тахографов 12 сент. Новости При регистрации аварии по европротоколу с помощью гаджета максимальная страховая выплата составит 400 тысяч рублей. Читать далее Новый учебный год — старт дан! Новости Восемнадцать школ Октябрьского района открыли в День знаний свои двери для 4562 учеников, 477 из которых — первоклассники. Муниципалитет уверенно приближается к полному переходу на...

Читать далее Сотрудники Пуровской Госавтоинспекции проверили готовность школьных автобусов к учебному году 1 сент. Новости Перед началом нового учебного года сотрудники Госавтоинспекции Пуровского района провели проверку технического состояния школьных автобусов. В ходе обследования проверили работу внешних световых приборов автобусов, тахографов, наличие и исправность ремней безопасности, аптечки, огнетушителя и сис... Новости Оформить европротокол можно при условии, что в ДТП участвовали только два автомобиля, нет пострадавших и вред не причинен другому имуществу, кроме автомобилей участников. Читать далее 29 авг. Новости Грузовики подвергнутся тотальному контролю на дорогах в автоматическом режиме.

Установить приборы контроля режима труда и отдыха водителя - тахографы - потребуется и владельцам грозового транспорта - физическим лицам. Тахографы научат передавать информацию о нарушениях на расстоянии, также весога... Урожайность составляет 40 тонн с гектара. На полях в Упоровском районе р... Читать далее С 1 ноября в России появится новый штраф за переработку водителей и отсутствие тахографа 25 авг. Законодательство Поправка в КоАП вводит штраф за выпуск в рейс авто без тахографа.

Его обязаны установить в авто перевозчики грузов и пассажиров п. С 1 ноября если в автомобиле нет тахографа,... Приложение является мобильной версией автоматизированной системы... Читать далее Кого и на сколько оштрафуют за отсутствие карточки водителя 25 авг. Новости Штраф за отсутствие карты тахографа у водителя — это наказание за отсутствие микрочипа с информацией, позволяющей осуществлять дистанционный контроль за действиями водителя. Штраф установлен ст.

Тахографы вводились в России постепенно, с 2012 года, и с 2014 года за ег... Читать далее В России строят систему отслеживания междугородных автобусов 21 авг. Новости В России до конца 2020 г. Пилотное испытание системы прошло в мае-июне 2019 г. В ходе эксперимента была использована инфраструктура госсистемы «Платон». Новости Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выпущен приказ об использовании единого номера 112 на территории Костромской области.

Приказ вступит в силу 15 октября 2019 г. Ранее были выпущены аналогичные приказы об использовании единого номера 1... Читать далее "Глосав" Ротенберга-младшего создаст комплекс передачи информации с тахографов для Минтранса 20 авг. Читать далее В России могут ужесточить правила техосмотра 15 авг. Читать далее Минпромторг не видит перспективы в электромобилях и призывает всех переходить на газ 18 июл. Новости Чиновники ссылаются на проблемы с электротранспортом — низкую емкость батарей, сложную утилизацию, низкую энергоэффективность.

В последние годы позиция росси... Читать далее Перевозчикам пригрозили приостановкой: Госдума ужесточила санкции за «неправильное использование» тахографов 18 июл. Новости Госдума приняла поправку к КоАП, повышающую штрафы за неоснащение ТС тахографами и нарушение требований к их использованию. Авторы законопроекта задумывались также о новом наказании для юрлиц — приостановке деятельности компаний-нарушителей на срок до трех месяцев.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

МВД России приостанавливает практику привлечения к ответственности за использование тахографов при перевозках внутри городов. Штрафы за нерабочий тахограф. Если тахограф неисправен или просто бездействует, это считается нарушением требований к эксплуатации. Штраф за отсутствия данных документов такой же, как и за отсутствие тахографа, поскольку нелегитимный тахограф – это не тахограф. Штраф за отсутствие тахографа, а также за нарушение правил его использования предусмотрен статьей 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В РФ отменяются штрафы за нарушения с тахографами при перевозке пассажиров. штраф для водителя за отсутствие тахографа в 2024 году или управление ТС с нарушением установленных требований по его использованию от 3 тыс до 5 тыс руб (ч. 1).

Как можно избежать штрафов за тахограф?

С 1 апреля 2014 года за отсутствие тахографа на автотранспорте в России введены штрафы. Установка тахографа обязательна на: — все транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, максимальной массой свыше 3,5 тонн — до 1 апреля 2014 года; — все автобусы, имеющие помимо места водителя более 8 восьми мест для сидения пассажиров — до 1июля 2014 года; — грузовые автомобили, максимальной массой более 15 тонн, предназначенные для междугородней перевозки грузов — до 1 июля 2014 года; — остальные грузовые автомобили, максимальной массой более 12 тонн — до 1 сентября 2014; — грузовые автомобили с максимальной массой от 3,5 тонн, но не более 12 тонн — до 1 апреля 2015 года. В частности статья 20 пункт 1 — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: «… оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств далее — тахографы ». Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции и процессам ее проектирования включая изыскания , производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливает документ под названием Технический регламент статья 2 ФЗ-184 от 27.

Они соответствуют европейскому соглашению и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия на международные рейсы, он может использовать тахограф ЕСТР и для передвижения по России. Согласно нормам времени нахождения в пути , водитель может находиться в движении за рулем ТС не более 4,5 часов. В общей сложности в сутки можно водить не более 9 часов, и только дважды в неделю это время можно увеличить до 10 часов. Чтобы убедиться, что водитель работает строго разрешенное время, и работодатель не заставляет его выходить в рейсы чаще положенного, используют тахографы. Работодатели каждые 28 дней проверяют их показания, которые потом хранят в течение года. Принцип работы Как работает тахограф: водитель садится за руль и включает устройство, затем вставляет в тахограф свою карту и вводит пин-код. Прибор включает режим «Управление» или «Работа».

Когда водитель останавливается отдохнуть, он вручную включает режим «Отдых». Некоторые модели тахографов могут делать это автоматически, когда глушится двигатель автомобиля. Современные устройства оснащены небольшим термопринтером, которым водители должны уметь пользоваться и следить за наличием бумаги. Если водителя на дороге остановят, сотрудники ГИБДД могут попросить его сделать распечатку для проверки соблюдения режима труда и отдыха. На каких автомобилях обязателен тахограф Перечень автомобилей, на которых обязателен тахограф, перечислен в Приказе Минтранса России от 28. Цифровой помощник необходимо ставить на грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн и пассажирские авто, где восемь и более мест для сидения, не считая водительского. Соответственно, тахографами оснащают: пассажирские микроавтобусы и автобусы, которые перевозят людей по городу и между городами; грузовики, спецтехника, среднетоннажные и магистральные тягачи от 3,5 тонн и более. При этом не имеет значения, кому принадлежит грузовое авто — юридическому или физическому лицу. Если у частного лица есть грузовик тяжелее 3,5 тонн, который владелец использует для личных нужд, на него все равно нужен тахограф.

Он не перед кем не отчитывается. Если водитель работает в ИП, то будут действовать вышеуказанные размеры штрафных санкций при нарушении правил работы с тахографом. На физическое лицо Тахограф является контролирующим устройством, которое устанавливается в транспортном средстве и предназначается для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей.

Прибор используется в компаниях, которые занимаются грузоперевозками. Следовательно, если физическое лицо просто водит свой автомобиль, то установка тахографа ему не нужна. Таким образом, никакой ответственности физическое лицо не несет.

Однако если водитель работает в организации по грузоперевозкам, то штраф физическому лицу за езду без тахографа будет составлять от 1 000 до 3 000 рублей. На юридическое лицо Организации и компании не несут административной ответственности. Штраф может получить должностное лицо, в обязанности которого входит поверка устройства.

Это может быть руководитель бригады по ремонту, главный механик и другие работники, в список обязанностей которых входит выпуск транспорта в рейс. Сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей. Юридическая консультация Получить консультацию Какой предусмотрен штраф за неработающий тахограф?

Устройство съёма сигнала Процедура испытания важна для любого контрольно-измерительного устройства. Она подтверждает, что оборудование работает исправно, а его метрологические характеристики соответствуют фактическим значениям. После поверки на тахограф выдается свидетельство о ее прохождении. Нужно ли водителю возить с собой это свидетельство, могут ли оштрафовать за отсутствие исследования? По требованиям ПДД пункт 2.

Новости и публикации компании СБС

В статье читайте, какой штраф за езду без тахографа придется заплатить, как этого избежать, и в каком случае будет виноват водитель, а в каком – работодатель. При этом извозчик не подлежит наказанию за управление с неисправным тахографом, в случае если устройство сломалось уже после выхода автомобиля на линию. Как водителю, так и должностному лицу может назначаться штраф за отсутствие тахографа на автомобиле, его неисправность или неправильную эксплуатацию. Какие грозят штрафы за тахографы, какие требования к онлайн-тахографам и нужно ли перевозчикам менять оборудование — разберемся в статье. Вы узнаете, как избежать серьезных штрафов за тахограф.

Новости о тахографах, ПДД и штрафах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за неисправный тахограф 2023 год». Как правило, причина поломки тахографа кроется в севшей батарейке, механическом воздействии на прибор, неисправности одного из датчиков или некорректной настройке оборудования. Сотрудники ГИБДД могут остановить ваш автомобиль, проверить в нем наличие тахографа и в случае его отсутствия или неисправной работы выписать штраф. Физические лица оплачивают штраф за отсутствие тахографа в размере 3000-5000 рублей, за нарушение норм работы — от 1500 до 2000 рублей. Использование несовместимых с устройством или неисправных карт водителя для тахографа штраф взыскивается в полном объёме. А именно: за нарушение режимов труда и отдыха, езду без тахографа или с неисправным устройством водителю положен штраф от 1000 до 3000 рублей, а должностному лицу (за выпуск в рейс транспортного средства без тахографа или с неисправным устройством).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий