Новости откуда появился великий пост

Святая Церковь призывает нас в дни Великого поста вести непримиримую борьбу с собственными греховными страстями – гордыней, эгоизмом, самовлюбленностью, духовной ленью, вредными привычками. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви. Длительность Великого поста так или иначе связана с числом 40, однако фактическая его продолжительность зависит от правил исчисления, принятых в данной конкретной конфессии. Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних.

Было запрещено одновременно стирать вещи мужа и жены.

  • Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты
  • Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
  • Читайте также
  • КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
  • Великий пост и его русская история | Материнство - беременность, роды, питание, воспитание

Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

Откуда возник Великий пост? Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. История возникновения адвентизма Адвентисты появились в США в начале XIX века.

Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

Богослужение Великого поста Великий пост — самый продолжительный и строгий. Когда появился первый пост? Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»). Великий пост появился на заре христианства, до его разделения на несколько ответвлений. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается за семь недель до Пасхи, которую в 2019 году православные празднуют 28 апреля 18.02.2018, Sputnik Грузия. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан.

У православных верующих начинается Великий пост

Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы. Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит всё в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - потребности тела.

И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это оживление человеком его отношений с Богом. И отношения эти начинаются с покаяния.

Поэтому Великий пост не пройти, редко бывая в церкви. Так что же мы в Великий пост не едим? Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая.

Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть разумным.

Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояние здоровья, физических и умственных нагрузок. Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.

Ученые считают, что такое ограничение принесёт здоровью только пользу. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь.

Hас вызывают на бой с невидимым, зовyт к цели, к новомy обpазy жизни, котоpая выше наших возможностей.

Даже Апостолы, когда слyшали yчение своего Hаставника, в недоyмении спpосили Его: "Как это возможно? Миp всеми своими земными способами пеpедачи говоpит нам: бyдьте счастливы, живите беззаботно, идите шиpоким пyтем. Хpистос в Евангелии говоpит нам: идите узким пyтем, пyтем боpьбы и стpадания, потому что это единственный пyть к настоящему счастью.

Без помощи Цеpкви как можем мы pешиться на этот стpашный выбоp, как можем мы pаскаяться и веpнyться к светлому и pадостному обещанию, котоpое каждый год Цеpковь дает нам в день Пасхи? И вот для чего нyжен Пост. Это - pука помощи, пpотянyтая нам Цеpковью, школа покаяния, котоpая одна может пpиготовить нас к томy, чтобы встpетить Пасхy не только как pазpешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец стаpого ветхого в нас, как встyпление в новyю жизнь.

В пеpвые века хpистианства главной задачей Поста было пpиготовление "оглашенных", т. Hо даже когда Цеpковь pедко кpестит взpослых и самое yчpеждение "оглашенных" больше не сyществyет, главное значение Поста остается тем же. Потомy что, хотя мы и кpещены, мы постоянно теpяем и изменяем именно томy, что мы полyчили пpи кpещении.

Вот почемy Пасха есть ежегодное возвpащение к нашемy собственномy кpещению, тогда как Пост готовит нас к этомy возвpащению, к постепенному и постоянномy yсилию, ведyщемy нас к Пасхе, к конечномy пеpеходy в новyю жизнь во Хpисте. Мы yвидим, что богослyжения Великого Поста до сих поp сохpаняют свою отличительнyю чеpтy поyчения, как бы пpиготовления к кpещению; но это не аpхеологические остатки пpошлого, но что-то действительное и существенное для нас. Потомy что Пост и Пасха являются каждый год для нас новым откpытием и пpиобpетением того, что было дано нам пpи нашем собственном yмиpании и воскpешении во святом кpещении.

Пyтешествие, паломничество! Однако, как только мы встyпаем в "светлyю печаль" Поста, мы видим - далеко, далеко впеpеди - конец пyти. Этот конец пyти, его цель - pадость Пасхи, вход в сияние славы Цаpства Hебесного.

Воздерживались не только от всякой скоромной пищи, но даже и от чая — пить его во время Великого поста считалось не совсем дозволенным. Многие пожилые люди ели один раз в день хлеб или сухари с водою. Наиболее же благочестивые старались ничего не есть всю Страстную неделю, разрешая себе только воду. Народ верил, что полное воздержание от пищи дает постнику прощение от грехов, совершенных после последней исповеди. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Крестьяне относились к нему благоговейно.

На самом деле мы не знали, когда чтение начинается и когда оно кончается. При начале чтения первого Евангелия мы зажигали свои свечи и тушили их по окончании каждого Евангелия. Так повторялось двенадцать раз. Мы, дети, а иногда и взрослые, чтобы сосчитать, сколько Евангелий прочитано, отламывали кусочек воску от свечи и лепили из него шарик. После двенадцатого Евангелия зажженную свечу несли домой и старались сделать все возможное, чтобы защитить его от ветра. Иногда окружали свечку шарообразным бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Тот, кому удавалось донести свечку до дома под полой или же просто между двумя ладонями, сложенными в форме шара, считался особенно ловким... Если случалось, что у кого-нибудь загорался фонарик и свеча погасала, это было непоправимым несчастьем, тогда как счастливцы, донесшие священный огонь до дому, ставили метку копотью от свечки в виде креста над входной дверью, обходили весь двор и входили в хлев во все темные углы.

Этим всегда занимался отец, я шел за ним сзади, дрожа от страха... Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери каждый крестьянин подавал в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. Особо строгий пост соблюдается в пятницу — Великий Пяток. В этот день стараются ничего не есть. По материалам, собранным корреспондентом Тенишевского бюро, крестьяне Саранского уезда Пензенской губернии в течение Страстной недели не пропускали ни одной службы в храме, ставили свечи к иконам, подавали милостыню, старались избегать всяческих ссор, считавшихся большим грехом, одним словом, вели себя очень строго. К Светлому Христову Воскресению готовились повсеместно. Зобнин вспоминал: «С середины недели мать начинала готовиться к празднику Пасхи... Она постилась с 12-ти часов Великого Четверга до конца пасхальной обедни.

Три дня жила без еды, продолжая исполнять все работы... Из трех дней без пищи мать проводила две ночи совсем без сна. Для меня, малыша, это было непонятно. Я пробовал не есть, но у меня ничего не выходило. Это трехдневное воздержание от еды перед Пасхой мать соблюдала в течение всей жизни». В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца фуксином или луковой шелухой. Яйца, освященные в храме, имеют свойство сохраняться до праздника Вознесения Господня, где бы они ни лежали. Зобнин сообщает, что у них в селе яйца красили утром в Великую Субботу и тогда же их делили поровну между старыми и малыми по паям: «Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно.

Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники... На Пасху христосуются — целуются со словами: «Христос воскресе! В южных губерниях «пасхой» называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.

Так же в Дидахе в отношении поста написана ещё одна интересная мысль: Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый вторник и пятница день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой. Дидахе Опять смешно: чем лицемерный пост по четвергам и субботам отличается от лицемерных постов по вторникам и пятницам? Ведь проблема лицемерных постов не в дне недели, а в самих лицемерах. А если лицемеры будут поститься во все дни, то для "настоящих христиан", получается, места не останется? Просто нелепо!

Да и разве в Великий пост по вторникам и пятницам поститься не надо, раз церковь закрепила эти дни за лицемерами? Сколько времени нужно поститься? Если вернуться к происхождению Великого поста, то первое его упоминание можно найти у Иринея Лионского в письме Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий. Именно это место часто приводят в доказательство древности этой традиции. Но на самом деле там не говорится ничего про Великий пост и что нужно поститься сорок дней: Ибо, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Евсевий Кесарийский Один хитрый переводчик перевёл слова сорок часов как сорок дней, и теперь "благодаря" его обману многие православные ссылаются на Евсевия, как на доказательство древности происхождения Великого поста. Однако современная наука уже давно доказала правильность перевода в сорок часов.

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых. Святителя Георгия Паламы, с 18 по 24 марта. длится Великий пост. Во время Великого поста нельзя есть все мясные и молочные продукты, фастфуд, шоколад, выпечку и ограничивать пищу с интенсивным вкусом — слишком соленую, сладкую и пряную. Великий пост считается наиболее строгим, почти на два месяца основой рациона верующего становятся овощи, крупы, грибы, мед, орехи, фрукты и иные растительные продукты.

Православный пост: древность и современная практика

как и почему появился, какую несет идею и каких придерживается правил. Когда появился первый пост? Считается, что впервые пост был предписан Богом прародителям человечества — Адаму и Еве, которым запрещалось вкушать от Древа познания добра и зла («запретный плод»). Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения.

Великий пост в 2024 году

Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола. Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи. Постные блюда менее калорийные. Это позволит не испытывать чувство голода. Делайте овощные и фруктовые перекусы, что будет поддерживать чувство сытости на протяжении всего дня.

Календарь питания по дням для 6 степеней строгости поста 18 мартаПн Сухоядение — потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Можно ли есть рыбу Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. В субботу перед Вербным воскресеньем можно полакомиться рыбной икрой. Можно ли пить вино Употребление вина в умеренных количествах допускается по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Питьевой режим Во время поста необходимо тщательно следить за питьевым режимом. В сутки рекомендуется выпивать 1,5-2 литра чистой воды. Мозг человека часто ошибочно воспринимает чувство жажды, как голод. При желании отправиться на перекус, рекомендовано выпивать стакан воды. Это предотвратить переедание. Что делать если угощают непостной пищей?

В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов. Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста. Разрешенные продукты во время Великого поста Овощи и фрукты. Эти продукты являются основой постного питания. Овощи используют для приготовления салатов, основных блюд, закусок и гарниров. Фрукты становятся отличной альтернативой десерта и полезным перекусом. Их большое разнообразие позволяет сделать свой рацион насыщенным и интересным. Сухофрукты и орехи. Курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью станут главными лакомствами во время поста.

Эти продукты богаты витаминами, а орехи содержат высокий процент жиров и белков. Однако не стоит забывать об их высокой калорийности. Рынки и супермаркеты предлагают большое разнообразие круп: рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка, производные пшеницы станут отличным гарниром. Приправив кашу медом, сухофруктами или орехами можно получить сладкий и сытный десерт. Крупы являются источником сложных углеводов, что отвечает за чувство насыщения и позволяет долго не ощущать голода. Бобовые культуры. Соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — отличный источник белка во время поста. Правильно приготовленные блюда заменят мясные продукты.

Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом.

Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели. В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него. Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста.

Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Другой вопрос — какова цель поста у неверующего. Великий пост — это время серьёзной духовной работы над собой... Важно понимать, что пост — это не диета.

А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу.

В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина. Но, если алкоголь для вас является привычкой, то на время поста лучше от него полностью отказаться. Сейчас существует огромное количество постных рецептов, поэтому вы и в пост можете продолжать есть вкусную и полезную пищу ниже будет ссылка на несколько вариантов постного меню на каждый день. Но даже с постной едой нужно быть аккуратнее — важно есть в меру и не переедать. Если вы откажетесь от мяса и вместо этого набьете живот кучей постных пирожков с картошкой, вряд ли получится ощутить всю прелесть воздержания. Постоное меню на каждый день Первая неделя Полный отказ от еды, разрешается только вода; 19. Либо вареную пищу, но не горячую, без приправ и масла. Разрешены также хлеб, соль, вода.

Суть поста заключается в воздержании на церковном языке это называется аскеза , в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел. В этот период положено отвергать и искоренять в себе всяческое зло и гнев: ум необходимо очищать от суетных помыслов, память — от злых воспоминаний, волю — от злых желаний, язык — от хулы, неправды, пустословия, сквернословия и т. Без соблюдения всех этих самоограничений пост превращается в обычную диету. Что означает Великий пост?

Великий пост — это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и длится 7 недель. Самые строгие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и в Страстную, т. Это, по православным канонам, время самых усердных молитв и благоговения к Богу.

Духовная составляющая Великого поста Целью Великого поста является смирение духа и подготовление верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения путём покаяния, углубления во внутреннюю высокодуховную жизнь, отрешения от приземленной, материальной стороны жизни. В этот период надлежит основное время посвящать молитвам и богослужениям, вспоминая смерть и воскрешение Иисуса Христа. Потому как Великий пост — это бесценный дар для людей от спасителя нашего Иисуса Христа, постящегося в течение 40 суток в пустыне, где Он ничего не ел и не пил. Дар этот, как усмиритель душевных страстей, действительно бесценный для всех, кто ищет спасения.

История происхождения Великого поста по Библии Упоминания в Ветхом Завете История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека.

Великий пост в 2024 году

На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц. Рыбные блюда только в определенные дни. Но главное, как напоминает церковь, не ограничения в пище, а в особом внимании к жизни духовной, к своим ближним и тем, кто нуждается в заботе и помощи.

А если лицемеры будут поститься во все дни, то для "настоящих христиан", получается, места не останется? Просто нелепо! Да и разве в Великий пост по вторникам и пятницам поститься не надо, раз церковь закрепила эти дни за лицемерами? Сколько времени нужно поститься? Если вернуться к происхождению Великого поста, то первое его упоминание можно найти у Иринея Лионского в письме Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий. Именно это место часто приводят в доказательство древности этой традиции. Но на самом деле там не говорится ничего про Великий пост и что нужно поститься сорок дней: Ибо, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Евсевий Кесарийский Один хитрый переводчик перевёл слова сорок часов как сорок дней, и теперь "благодаря" его обману многие православные ссылаются на Евсевия, как на доказательство древности происхождения Великого поста.

Однако современная наука уже давно доказала правильность перевода в сорок часов. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней Лионский примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней, а только в 40 часов, и то не в повсеместном распространении. Когда появился великий пост? Нет его там, как и слова Троица, как и много чего другого, что сегодня церковь возвела в ранг догматов, обязательных к исполнению. Самое забавное, что последнюю неделю перед "Великим постом" объявляют самым строгим периодом Великого поста!

В течение поста человек не только отказывает себе в пище, употребляя ее умеренно, но и ограничивает себя в количестве ежедневных порций или полностью отказывается от еды. Зачастую пост — это подготовка к празднику, к примеру, Четыредесятница, предшествующая Пасхе, или Рождественский пост, завершающийся Рождеством Христовым. История установления поста начинается еще с сотворения первых мужчины и женщины. В раю Господь Бог завещал Адаму и Еве: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт. Это и есть первая Заповедь и упоминание о посте. Много веков назад постующие одевались в рубище, посыпали себя пеплом и ходили босиком, с грязными руками и непокрытой головой в течение всего поста. Пост существовал и среди древних язычников, и среди иудеев. В те времена люди постились, воздерживаясь чаще не от какой-то определенной еды и питья на несколько дней, а от еды вовсе. В том числе под букву поста попадали и супружеские отношения. Такие посты обычно длились сутки — от рассвета до заката. Лишь в определенных редких случаях пост распространялся на три дня, например, перед принятием важного, судьбоносного решения: «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну» Есф. В VI веке до н.

Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин. Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей. Советы врача Прежде чем принять решение о соблюдении Великого поста, необходимо обратить внимание на свое здоровье, рассказала главный внештатный специалист по общей врачебной практике Минздрава РТ, доцент кафедры госпитальной терапии КГМУ Люция Фейсханова. Она не рекомендует поститься беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями, в частности, связанными с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом. По ее словам, готовиться к посту лучше всего за неделю: сначала можно ограничить употребление мяса, но оставить в рационе рыбу, сливочное масло и молочную продукцию. Фейсханова предупредила: в первые несколько дней поста возможны усталость, слабость и головокружения.

В чём смысл Великого поста?

Но Пасхе предшествовал пост на Страстной неделе. Тогда сорокадневное воздержание перенесли на неделю. Так в Великом посте появилось две части: Святая Четыредесятница и Страстная неделя. Очень часто к постящимся оглашенным из солидарности присоединялись все члены христианской общины. Своим примером покаяния, молитвы, заботы о нуждающихся они вдохновляли и поддерживали тех, кто только хотел стать христианами. Постепенно этот пост стал общим для всех церквей. Великий пост длится семь недель. В первые четыре дня в храмах на вечерней службе читается Великий покаянный канон Андрея Критского.

Это один из самых волнующих и сильных моментов Святой Четыредесятницы. Храм погружается в темноту, его освещают только свечи в руках верующих.

Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф.

Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним.

Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.

Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня.

Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы.

Прочитаем, что об этом говорит Сам Господь через пророка Ис. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это». Обратим внимание на основные моменты критики, содержащейся в словах Господних: В день поста вашего вы… требуете тяжких трудов от других… поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Подлинный пост — это время любви, молчания и смирения. Собственно, такими мы должны быть всегда, но по своему грехолюбию этого не делаем. Так пусть хотя бы дни поста научают нас этому правильному душевному расположению. Подлинный пост, по мысли Божией, — это время осознания нами своей недостаточности, некачественности. Именно поэтому в христианстве сделан особый акцент на покаянии в период поста. Осознать свою греховность как мытарь в Притче о мытаре и фарисее — значит быть открытым для изменения.

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом… Время поста — это и время активного доброделания. Во время поста человек ведет борьбу со своим греховным «я» и стремится к нравственному возрастанию. Он борется с ленью, расслабленностью, праздностью, привязанностью к развлечениям и расслабляющей, утучняющей пище. И с нечуткостью к людям. Не пожалеть денег — и накормить голодного, не пожалеть времени — и посетить больного, одинокого, оставленного, заключенного в тюрьме. В случае наступления тяжелых бедствий — засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. Сведения об иудейских постах находятся в талмудическом трактате «Таанит» «Посты».

Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий — засуха. Осенью, в месяце мархешван начало периода дождей в Израиле, октябрь — ноябрь по нашему солнечному календарю , назначался особый пост, ради дарования дождя: «Если дожди не пошли — отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев, однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Если засуха все же продолжалась, усиливалась строгость поста: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий». Обратим внимание на слова «отдельные люди начинают поститься». Кто они, эти «отдельные люди»? Наиболее благочестивые иудеи.

Знатоки Закона — книжники, фарисеи, иные духовные лидеры. Ко времени пришествия Спасителя многие иудейские духовные лидеры стали поститься дважды в неделю вторник, четверг 1 не только в некоторые месяцы, но и круглый год. Помните, фарисея из притчи Христа про мытаря и фарисея? Там фарисей говорит: «Боже! Этот пост не был обязательным, и тем самым указывалось на то, что фарисей этот был благочестивым человеком. Поститься дважды в неделю — очень серьезная и хорошая традиция. Таких людей можно было бы только уважать, если бы не одно но… Многие из иудейских постников постились напоказ.

Об этом мы узнаем из слов Христа: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» Мф. Скажу немного в пояснение слов Спасителя: Первое предложение цитаты можно перевести иначе, точнее: «Когда же будете поститься, не делайтесь, как лицемеры мрачные, ведь их обезображивают их лица и показывают людям постящимися…» Далее Христос советует ученикам «А ты, когда постишься, помажь голову твою…». Дело в том, что иудеи умащали голову и лицо маслом ежедневно как мы умываемся и чистим зубы. Но фарисеи в дни поста специально не делали это, чтобы «показаться людям постящимися». Они ходили с нерасчесанными волосами и бородами, размазывали по лицу пыль и их лица делались чумазыми… Все видели — идет человек постящийся.

Но разве такой пост приятен Богу? Сколько тут подвига Господа ради, а сколько — ради славы человеческой?.. Упоминание о посте в Его устах встречаем неоднократно. Сам Спаситель признавал пост, причем выдержал самое суровое из возможных испытание — он провел в пустыне 40 дней без еды: «Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Мф. Он же говорил, что бесовский род из мира сего изгоняется «только молитвою и постом» Мф. Христос, повторимся, осуждал показной пост фарисеев Мф 6, 16-18 и указывал, каким должен быть истинный пост — соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом, что на современный язык можно перевести как пост, совершаемый с хорошим настроением и не напоказ, а во славу Божию. Однако, допуская пост для себя, для Своих учеников Спаситель пост на время… отменил.

Об этом рассказывает замечательный эпизод: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему [Христу] и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. То есть Свое пребывание с учениками Спаситель сравнивал со свадебным пиром, а Себя — с Женихом. Идет праздник, веселье, какой тут пост?.. Вспомним, что в представлении ветхозаветных пророков пир, тем более свадебный, связывался с темой наступления новой эры, эры Мессии.

И если Спаситель утверждает, что пир начался, — то это означает, что долгожданное время ожиданий сбылось: «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» Мф. Пришествие Христа открывает новую эру. Пир начинается. Однако это не значит, что, как того ожидали иудеи, Пришествие Мессии положит конец нашей истории. Эта история еще будет какое-то время продолжаться, время жатвы еще не наступило, Жених медлит вспомним притчу о десяти девах — время прихода в Его власти. Как часто говорят богословы, мы живем пространстве между уже и еще не. А раз еще нужно ждать, нужно и поститься.

Об апостоле Павле известно, что он постился не только после обращения ко Христу Деян. Можно предположить, и едва ли мы ошибемся, что пост этого времени был похож на традиционный еврейский пост — воздержание от пищи и питья в течение дня, или воздержание от пищи в течение трех дней. Религиозный подъем был очень высок. Христиане хотели поститься во славу Божию, желали поститься в знак ожидания Второго Пришествия Христа, помня Его слова, что, «…когда отнимется у них Жених, … тогда будут поститься». Таким постом становится еженедельный пост, по примеру еврейских праведников. Но христиане не хотели поститься в те же дни, что и иудеи, поэтому они избирают другие дни. Вы же поститесь в четвертый и шестой».

Мы знаем, что у евреев неделя начиналась с воскресного дня. Значит, второй и пятый дни — это понедельник и четверг. Нам же предписывается молиться в четвертый и шестой дни недели, то есть в среду и пятницу. Здесь еще нет обоснования — почему мы должны поститься в эти дни, да и вообще поститься дважды в неделю. Это добровольное воздержание в знак любви ко Господу. Сегодня, как известно, этот пост мы связываем с темой Страстей Христовых. В среду Иуда договорился предать Христа, а в пятницу Христа распяли.

Однако такое обоснование поста среды и пятницы не первоначально. В «Дидахи» мы не встречаем никакой связи христианского поста с темой Страстей. И уже через столетие в документе «Дидаскалия» мы читаем, что правило еженедельного пощения должно быть соблюдаемо ради «иудеев», ибо в среду у них созрело желание схватить Спасителя, а в пятницу они Его распяли. Здесь также лишь косвенное указание на Страсти, поститься же нам следует, скорее, для спасения душ богоубийц. Однако в документе «Апостольские Постановления», который появился через сто лет после «Дидаскалии», о посте среды и пятницы сказано совершенно определенно: «В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься — в ту, потому что Его тогда предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал. Этот пост предполагает полное воздержание от пищи и питья, подтверждение чему мы находим в работе Тертуллиана «О посте». Тертуллиан, говоря о еженедельном воздержании христиан, использует термин statio, что означает буквально воинский караульный пост.

Из добровольного аскетического упражнения пост становится общеобязательной дисциплиной. В документе «Каноны Ипполита» мы читаем следующее предписание о посте: «К постам относятся среда, пятница и Четыредесятница. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон. Сегодня пост среды и пятницы считается для православного человека общеобязательным. Сегодня мы Великий пост практически не отделяем от Страстной седмицы.

Одно перетекает в другое без всякого перерыва в посте. На самом же деле Великий пост и Страстная — разные периоды жизни Церкви. Между ними есть даже два непостных дня. Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной. Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. И первое, и второе происходило перед Пасхой.

Сегодня у нас оба эти важные момента жизни Церкви находятся рядом между ними лишь два дня перерыва, о чем упомянуто выше. Как мы постимся сегодня? Сорок дней — это Святая Четыредесятница, или, как мы привыкли говорить Великий пост, а два дня — это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Затем наступает шестидневный пост Страстной седмицы. По времени эти посты — сорокадневный и шестидневный — практически совпадают. В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей.

Вот что пишет о древней Четыредесятнице римская паломница Эгерия. Ее свидетельство относится примерно к 380-м годам: «Когда наступает время Великаго поста, то он соблюдается здесь следующим образом. Итак, если вычесть восемь воскресений и семь суббот так как в одну субботу нужно поститься , то остается сорок один день, которые проводятся в посте и которые называются здесь eortae 5 , или, по-нашему, Четыредесятница». Итак, в древности Великий Пост и Страстная были объединены. Но это не значит, что у них одна причина происхождения. Как уже было сказано выше, Страстная имела в основе своей пост в честь искупительных Страстей Христовых, Великий же пост происходил из обычая поститься перед принятием Таинства Крещения. Проследим, в основных чертах, как возникли эти традиции.

Сначала скажем о посте Страстной недели. От самых первохристианских времен мы имеем свидетельства, что перед Пасхой верующие люди постились. Единообразия в этом вопросе примерно до III в. Одни советовали поститься лишь один день, иные постились всю неделю. В письме св. Иринея Лионского, написанном около 180 г. И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало».

Этот пост перед Пасхой с воспоминанием Страстей Христовых и был тем, что ныне мы называем Страстной седмицей. Несколько иначе шло развитие того поста, которым постились все желающие принять Крещение. О том, что перед принятием Крещения нужно пройти через какое-то испытание, воздержание, споров не было. Обычай поститься перед принятием судьбоносных решений, при вступлении на ответственную должность — традиция еще дохристианская. Вспомним уже упоминавшиеся 40-дневные посты Моисея, Илии, Спасителя. В первохристианские времена разный по продолжительности пост предписывался желающим принять Таинство Крещения. Это сегодня мы имеем грустную и порочную практику, что крестят всех желающих, не проверяя подлинности их желания.

В Древней Церкви кандидат на Крещение должен был делом, а именно — аскетическим подвигом доказать серьезность своих намерений. У автора послеапостольского времени, св. Иустина Философа, первым из святых отцов описавшего практику Крещение своего времени, находим этому подтверждение: «Кто убедится и поверит, что это [христианское] учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются … как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго». В этом документе самого начала II века мы находим удивительное указание на то, что желающие принять Крещение постятся, и «мы молимся и постимся с ними». Крещение, как уже говорилось, обычно, совершалось в Пасху, поэтому пост перед Крещением являлся как раз предпасхальным постом. Но готовящиеся ко Крещению постились не обязательно 40 дней, а произвольное время.

Лишь к IV в. Соблюдать такой пост призывали людей святитель Иоанн Златоуст, св. Святитель Амвросий Медиоланский в 380-е годы обращался к пастве со следующими словами: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился». Можно сказать, что на протяжении всего IV в. Но если на Востоке принимали сорокадневный пост с воодушевлением, то на Западе к нему привыкали неохотно. На Западе Великий пост всегда, и сейчас, был мягче, чем на Востоке.

Римская паломница Эгерия, посетившая Восток примерно в это же время, оставила уникальное описание того, как постились в Палестине в дни Великого поста. Ради них, чтобы они могли быть разрешены от поста как можно раньше, литургия совершается в храме Воскресения по субботам до восхода солнца. И не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше. Ибо таков обычай здесь. Надо сказать, что римская паломница подробно описывает лишь те виды поста, которые поразили ее воображение, прочие же лишь упоминает. Из других документов тех веков мы узнаем, что диапазон постных подвигов в дни Великого поста был очень велик. Кто-то не вкушал пищу все дни, кроме небольшого обеда в субботу и трапезы в воскресенье; Некоторые питались раз в день; Иные в Великом посту вкушали немного, а по понедельникам, средам и пятницам совершенно воздерживались от пищи… Словом, каждый постился, как мог, никаких предписаний здесь не было, причем, как замечательно свидетельствует Эгерия, «не получает ни похвалы, кто творит много, ни порицания, кто творит меньше».

Вместо полного воздержания от пищи появился обычай отказываться от пищи какого-то рода, например мясной. Или же воздерживались от пищи до какого-то времени. Такой пост предписывал преп. Ефрем Сирин даже детям. Он говорил, что хорошо, если бы дети воздерживались в дни Четыредесятницы от пищи хотя бы до 9 утра. Кто может, до полудня, а великовозрастные дети — и до 3 часов дня. Монахи отказывались не только от молочной, но и от вареной пищи, от мирян этого не требовали.

Исторически это связано с рядом причин. Одна из них — стояние в истине монахов во времена иконоборчества. Авторитет монахов был так высок, что миряне, духовно окормляясь у приходского священника, периодически посещали и какого-нибудь авторитетного монаха в монастыре. Его советам внимали, по монашеской жизни поверяли свою. И в отношении поста ориентиром становится монашеская дисциплина. Но если на Востоке миряне прекрасно понимали, что монашеские требования — лишь высоко заданный уровень, к которому следует в той или иной мере стремиться, но он необязателен, то на Руси монашеский Устав поста восприняли как непреложный канон. Сегодня мы говорим о том, что сначала в отношении поста был принят Студийский Устав, потом — Иерусалимский… И как-то забываем упомянуть, что это именно монашеские Уставы.

Написанные для монахов, пригодные именно им — живущим в монастыре, не обремененным тем рядом забот и сует, которыми обременены люди, живущие в миру. Все же: что это за упомянутые мною Уставы, по которым жили монахи? Это, прежде всего, Устав монастыря св. Феодора Студийского, или, как принято говорить, Студийский Устав. Этот монастырь обладал большим авторитетом, назывался Лаврой, то есть великим монастырем. Трудами преподобного Феодора в этом монастыре был разработан Устав монашеской жизни и богослужения. Одна из тем Устава — пост.

Согласно Студийскому Уставу, в Великом посту дозволялось есть один раз в день, в 3 часа пополудни. Это время окончания церковной службы. В праздничные дни, субботы и воскресенья ели дважды в день, причем в эти дни дозволялось оливковое масло и вино. Наиболее строгий пост соблюдался в первую и четвертую Крестопоклонную недели; разрешалось лишь сухоядение. В пищу употреблялись сушеные и неразваренные плоды, притом без масла. Вино принимать запрещалось, вместо него пили так называемое благосмешение из перца, тмина и аниса.

Кто придумал Великий пост

В остальное время правила не такие строгие, и в зависимости от дня меняется и то, что можно и что нельзя поставить на свой стол. Держащим пост разрешено есть овощи, фрукты, ягоды, орехи и сухофрукты, а также черный хлеб, злаки, грибы, зелень, мед и бобы. В определенные дни можно позволить себе немного вина, другой алкоголь во время Великого поста пить запрещено. Будете соблюдать Великий пост?

Каждый год соблюдаю все правила Соблюдать буду, но не радикально — откажусь от мяса, молока и алкоголя Постараюсь следить за собой и своими поступками, а от еды не откажусь Не буду соблюдать.

В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост.

Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы. Что такое Великий пост по уставу Церкви? Если несколько упростить рекомендации Типикона церковного устава , то пост предполагает ограничение числа приемов пищи один раз в день, вечером и ее качества хлеб и вода, теплые овощи без масла — сухоядение , и даже полный отказ от пищи и воды например, в понедельник и вторник первой недели.

То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла хлеб, вода, овощи. В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина , поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями. Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста.

Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи. Такие строгости были связаны с основной идеей поста — пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Что нельзя делать В старину существовало поверье, что в этот день лисы теряют зрение и слух. Однако охотиться на них считалось большим грехом; Нельзя пугать и прогонять ворон со двора, чтобы не накликать беду на семью; 27 апреля лучше воздержаться от обмана, лести и пустых обещаний; Не рекомендуется одновременно стирать вещи мужа и жены. Что можно делать Традиционно верующие обращались к святому с молитвой об исцелении, особенно те, кто страдал от болезней; Люди кормили ворон кашей, считая, что прикормленные птицы хорошо оберегают жилище от темных сил.

Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы , но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г. Серапиону Тмуитскому, которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный PG. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг Ep. Louvain, 1973. О некой "четыредесятнице" говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора, но что именно имеет Собор в виду — Великий пост или праздник Вознесения Господня празднуемый на 40-й день после Пасхи — остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав.

Salaville , хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде R. К кон.

Великий пост в 2024 году

Именно 40-дневный пост Спасителя стал прообразом современного Великого поста (потому его еще называют Господним). Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий