Сегодня хочу поговорить о балете «Легенда о любви». Этот замечательный спектакль был впервые поставлен в Ленинграде в 1961 году. Ну наконец-то балетоманские сердца дождались любимого балета – «Легенду о любви» Григоровича! Ради спасения жизни сестры и во имя любви к ней Мехменэ Бану принимает условие Незнакомца.
Балет «Легенда о любви» на сцене Мариинского театра
Легенда о любви | Театр в кино в Москве | TheatreHD | В балете «Легенда о любви» Арифа Меликова на сцене музыкального театра 23 и 24 апреля вместе с артистами Театра балета Юрия Григоровича выступят ведущие солисты Башкирского государственного театра оперы и балета. |
«ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ» | Второй премьерой 79-го театрального сезона Башкирского государственного театра оперы и балета станет балет «Легенда о любви» Арифа Меликова. |
Балет Легенда о любви | | Делясь своими впечатлениями о балете «Легенда о любви», народный артист Омар Эльдаров сказал: «Этот великолепный балет был создан усилиями талантливых мастеров балета и в короткие сроки завоевал успех. |
ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ
Соавтор хореографа, художник Симон Вирсаладзе, одел танцовщиков в трико, переключив внимание зрителя на тело и линии. Инициатива создания балета о Ферхаде и Ширин исходила от азербайджанского композитора Арифа Меликова. Автор привез в Ленинград готовую партитуру, но Юрий Григорович ее раскритиковал: он считал, что балет требовал иного сценария и радикальной переделки музыки. Меликов был готов совершенствовать произведение, и по его просьбе турецкий поэт Назым Хикмет переработал собственную пьесу в балетный сценарий. Царица Мехменэ Бану обезображена колдуном ради спасения сестры и ею предана; ее никогда не полюбит художник Ферхад, и она самовластно разлучит влюбленных.
В «Легенде о любви», как всегда у Григоровича, мощные сцены с участием кордебалета, темпераментные монологи четырех главных действующих лиц, повествующие о мудрости и горе, о любовном ослеплении, беззащитности чувств и самоотверженности. Глубокие переживания и сильные эмоции не оставят равнодушным никого, потому что сама любовь говорит на языке хореографии. Спектакль идет с двумя антрактами Продолжительность — 2 часа 55 минут.
Молодой хореограф Григорович вместе с другими советскими коллегами, живший в изоляции, испытал сильнейшее художественное потрясение, когда парижская балетная труппа приехала с гастролями в СССР, отметили в театре. Однако в «Легенде о любви» Григорович не стал отрекаться от принципов советских балетов-драм, от костюмов и декораций, но придал своей работе лаконизм и динамическую остроту. Соавтор хореографа, художник Симон Вирсаладзе, одел танцовщиков в трико, переключив внимание зрителя на тело и линии, напомнили в учреждении. По сюжету, царица Мехменэ Бану обезображена колдуном для спасения сестры и была ею предана, теперь ее никогда не полюбит художник Ферхад, и она самовластно разлучит влюбленных.
Без раздумья она следует за любимым. Визирь, узнав о бегстве Ширин, сообщает об этом царице. В гневе Мехменэ Бану приказывает изловить неблагодарную. Воинам удается настичь Ферхада и Ширин. Принцесса молит сестру не разлучать ее с Ферхадом. Царица вне себя от обиды и гнева. Она ставит перед Ферхадом невыполнимую задачу: пусть он пробьет скалу и откроет путь воде! Только ценой такого подвига получит он Ширин. Действие III Картина первая. Ночь в горах. Ферхад один. Ему кажется, что он уже пробил скалу и из нее начинает медленно струиться вода… И грезится Ферхаду, что вместе с водой приходит к нему Ширин. Мехменэ Бану не находит себе места. Ей чудится, что она снова прекрасна; Ферхад полюбил ее, она обрела наконец свое счастье… Вбегает Ширин и рассеивает эти мечты: она не хочет жить без любимого. Она умоляет царицу пойти с ней в горы к Ферхаду. Великая надежда приводит людей сюда. Если Ферхад совершит свой подвиг — кончатся бедствия народа, он воспрянет для труда и счастья. Каждый удар кирки Ферхада отзывается в сердцах людей.
Балет "Легенда о любви" 26.10. 2014
«Легенда о любви» (1961) — дитя хрущевской оттепели и эстетический прорыв ленинградского балета. "Легенда о любви" моментально прославила молодого хореографа. Скоро я приторможу именно с музыкальными театрами, а пока расскажу вам о балете "Легенда о любви", который произвел на меня неизгладимое впечатление. Знаменитый балет "Легенда о любви" в постановке выдающегося хореографа ХХ века Юрия Григоровича будет блистать на сцене "Астана Балет" 15 и 16 марта, сообщили в пресс-службе театра. Ленинградская премьера балета «Легенда о любви» и его последующие постановки вызывали многочисленные отклики критики и мастеров искусств. Сегодня «Легенда о любви» входит в сокровищницу не только советского, но и мирового балета.
Популярный балет «Легенда о любви» представили столичным зрителям
Фото предоставлено театром "Астана Балет" По сюжету, царица Мехменэ Бану влюбляется в придворного художника Фархада, но тот отвечает взаимностью не ей, а её младшей сестре — Ширин, ради исцеления которой Мехменэ пожертвовала своей красотой. В первый раз "Легенду о любви" показали в 1961 году на сцене Мариинского театра. Хореографию балета тогда поставил известный российский хореограф Юрий Григорович. Переносом спектакля на столичную сцену занимались ассистенты Григоровича — Руслан Пронин и Оксана Цветницкая.
Сестры встречаются взглядами с Ферхадом, и в их сержцах вспыхивает любовь к юноше. Шествие удаляется. Ферхад покорен красотой юной Ширин. Ширин тайно возвращается в сад, желая вновь увидеть Ферхада. Девушку и юношу неодолимо влечет друг к другу. Меэменэ Бану охвачена страстью к Ферхаду. Ничто не может отвлечь мыслей отпрекрасного юноши.
Она в отчаянии понимает, что теперь ей, потерявшей красоту, недоступна любовь Ферхада. Юная Ширин мечтает о счастье с любимым. Она полна тревожных и радостных предчувствий встречи.
Либретто Н. Хикмета и Ю. Постановка Ю. Художник С. Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета имени С. Кирова, 23 марта 1961 г. Действующие лица: Ширин.
Мехменэ Бану. Друзья Ферхада. Участники танца золота, танца шутов, танца девушек. Принцесса Ширин, младшая сестра царицы Мехменэ Бану, опасно больна. Царица и ее приближенные погружены в глубокую печаль. Даже самые искусные лекари не в силах помочь больной принцессе. В покои царицы приводят Незнакомца, одетого в простую одежду. Он узнал о болезни сестры царицы и уверен в могуществе своего врачевания.
В сильной сцене погони может, лучшее, что сделал Григорович хореограф взбивает вихрем бег войсковых четверок и восьмерок, кидает людскую массу на весь объем сцены, заставляя вспомнить устрашающие военные фокусы восточных военачальников. Царица во главе войска шлет воинов вперед знаковым жестом Красса, атакующего Спартака в следующем балете Григоровича. Завораживает сцена жестко. Невыносимая правдивость этого бытия будто лишает воздуха. Пафос боя литавр и звериная балетная серьезность моментально обесцениваются, когда на сцене появляются обездоленный народ девушки с кувшинами или текучая вода девушки с накидками. Сразу вспомнишь, что "Легенда... Гениальная прима Светлана Захарова, только что потрясавшая в "Даме с камелиями", так следит за чистотой восточных поз, что не может себе позволить сильных эмоций. В любовном дуэте Ферхада и Ширин Денис Родькин - Анна Никулина легкое в затее тремоло кистей смотрится конвульсией, а изящный диалог рук припечатывает пластикой богородской деревянной игрушки.
Легенда о любви
Ленинградская премьера балета «Легенда о любви» и его последующие постановки вызывали многочисленные отклики критики и мастеров искусств. Балет Легенда о Любви.» на канале «Поваренная Магия» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 ноября 2023 года в 12:50, длительностью 00:04:00, на видеохостинге RUTUBE. подробная информация, 6+. Либретто к балету написал турецкий поэт Назым Хикмет, а музыку создал азербайджанский композитор Ариф Меликов. Со вступительным словом выступил сотрудник библиотеки Ломтева Ольга Алексеевна, представив интересные факты из истории создания балета: «Легенда о любви» — балет Арифа Меликова в трёх действиях, семи картинах. «Легенда о любви» закрепила его творческий союз с Григоровичем, начало которому было положено работой над «Каменным цветком».
Спектакль «Легенда о любви»
Большой театр представил балет "Легенда о любви" - Российская газета | В Большой театр стараниями хореографа Юрия Григоровича возвратилась "Легенда о любви" – балет, который давно признали классикой XX века. |
Купить билеты 18.05.2023 Балет Легенда о любви, Мариинский театр, «Афиша Города» | Балет «Легенда о любви» на музыку Арифа Меликова признан одним из знаковых балетов советской эпохи. |
Балет «Легенда о любви» в Большом театре - Бинокль | новости. азербайджан. баку. дворец гейдара алиева. балет арифа меликова "легенда о любви". |
Рыцарская легенда о любви романтического Средневековья на сцене Астраханского театра оперы и балета
«Легенда о любви» закрепила его многолетний творческий союз с Вирсаладзе и окончательно утвердила его творческие принципы. "Легенда о любви" моментально прославила молодого хореографа. 29 октября, на исторической сцене Мариинского театра состоялось вечернее представление, которое надолго запомнится зрителям — потрясающий по драматизму и накалу чувств балет «Легенда о любви». «Легенда о любви» (1961) — дитя хрущевской оттепели и эстетический прорыв ленинградского балета. Легенда о любви. Балет в 3-х действиях.
Уфимские артисты станцевали «Легенду о любви» в Краснодаре
В балете, когда танцовщица выгибалась в страдальческом «мостике», или, перевернутая вниз головой, распахивала ноги в шпагате, многим казалось безнравственным. Спустя 34 года — ровно столько шел балет в Большом — изменилось многое: и в составе артистов, и в представлениях о приличиях. Через четыре года перерыва «Легенду о любви» вернули в репертуар Большого театра. Пожалуй, он один справился со своей ролью. В его движениях не чувствуется ни любви, ни страсти. Только когда Ферхад солирует, зрителям становится понятно: художник влюблен только в свою мечту.
В основе «Легенды о любви» — пьеса коммунистического турка Назыма Хикмета. Роли выписаны подробно и эмоционально: царица Мехмене Бану отдает свою красоту, чтобы колдун спас от смерти ее любимую младшую сестру — принцессу Ширин, но та сбегает из дворца вместе с художником Ферхадом, в которого влюблена Мехмене Бану. Григорович не стал отказываться как от принципов советских балетов-драм, так и от костюмов и декораций.
Но сильно упростил и облегчил последние: декорациями в «Легенде о любви» были простые щиты с минимумом декора, а танцовщики были одеты в обтягивающие трико.
Ничто не может отвлечь ее от мыслей о прекрасном юноше. Она в отчаянии понимает, что ей, потерявшей красоту, теперь недоступна любовь Ферхада. Картина четвёртая Юная Ширин мечтает о счастье с любимым. Она полна тревожных и радостных предчувствий. Ферхад проникает в покои Ширин, и они вместе бегут из дворца.
Терзаемая ревностью, Мехменэ Бану приказывает схватить влюбленных. Погоня настигает беглецов. Тщетны мольбы влюбленных даровать им счастье. Мехменэ Бану ставит перед Ферхадом невыполнимое условие: он получит Ширин, если пробьёт железную гору, закрывающую путь воды к людям. Ферхад готов пойти на этот подвиг во имя любви.
Игра оркестра артистов никак не вдохновляет. Хореография тут головоломная, а музыка усыпляет подобно колыбельной. Вот и мучаются бедолаги, ожидая, когда же завершатся бесконечные танцы.
По той же причине "провалилось" и трио Мехмене Бану, Ширин и Ферхада, потрясающе вмонтированное хореографом в многолюдные, грандиозные по масштабу и динамике сцены "Шествия" или "Погони", которые когда-то наглядно демонстрировали мощь и иерархию восточной деспотии. При отсутствии в этих композициях музыкально-хореографического крещендо исчезает задуманный постановщиками контраст, от которого раньше мурашки пробегали по телу. Куцыми, вялыми, "пришитыми белыми нитками" показались народные сцены. Никого не увлекают какие-то подвиги "во имя... Миновали времена мужества и патриотизма - зачем скалу-то долбать, когда вода в супермаркете! На требования времени по-своему отреагировал Григорович, незаметно отнявший у Ферхада его "орудие труда" - молоток - и без громких деклараций превративший его из каменотеса или художника-скульптора в восточного поэта. Сейчас Ферхад появляется из "книжки" значит - ожившей легенды. И в нее же он уходит в конце спектакля.
Ему как бы изначально задан иной уровень бытия. В реальном мире балетмейстер оставил обреченных на одиночество Мехмене Бану и Ширин, не прошедших испытание любовью... Подобные "смысловые сдвиги" на руку изящному, очень восточному Николаю Цискаридзе, сам облик и танец которого в этом балете представляют собой самодостаточный эстетический феномен. Он похож на утонченных влюбленных старинных персидских миниатюр - на одной из них изображен юный поэт, от обилия чувств упавший к ногам возлюбленной. Более простым и милым "реальным парнем" предстал Ферхад Дмитрия Белоголовцева, который за неимением других обречен тянуть в гордом одиночестве весь героический репертуар театра. Он более атлетичен, очень старательно воплощает все требования хореографа. Но ориентализм в любом проявлении - не его стихия, Белоголовцеву ближе, скажем, урбанизм баланчинского "Агона". Есть "заостренный восточный колорит" у Мехмене Бану Марии Аллаш, несколько "размыто", как бы нехотя, ее танцует Надежда Грачева.
Но ни восточных цариц, ни принцесс, ни любовниц на сцене нет. Просто женщины, в разной степени переживающие невзгоды судьбы. Статен Визирь, добротно станцованный Марком Перетокиным, но почему-то испарилась психологическая подоплека его страстно-мучительного дуэта с Царицей. Лишь трое - аскетичный Незнакомец Алексея Лопаревича, инфернальный Шут-горбун Геннадия Янина и уже упомянутый восточный поэт Николая Цискаридзе - интуитивно "пробились" к культуре и верованиям Среднего Востока, и прежде всего Персии. В пластике они - каллиграфы и орнаменталисты, по сути - символические персонажи изысканных "персидских миниатюр", пронизанных мистическими озарениями. Они словно указывают на путь, по которому при желании мог пойти балетмейстер, сочиняя современную хореографическую версию древней легенды. Старая модель балета, увы, уже изжила себя, а новая, к сожалению, так и не была создана. Ширин - Ирина Колпакова.
Меликова Переделав финал и отдельные сцены, Григорович не пошел на капитальную реконструкцию собственного балета, который, для того чтобы "выжить" в нынешней "эмоциональной пустыне", на мой взгляд, нуждается в сокращениях, в более концентрированной двухактной? Но "вытянуть" такую махину, как "Легенда", в одиночку - непосильная задача даже для самых одаренных исполнителей. Нашла в статью интересно почитайте Наталия Звенигородская Вечно живая "Легенда" Спектакль Юрия Григоровича пробудил ностальгию по золотому веку нашего балета В Большом опять возобновление. Вслед за "Лебединым озером" Юрий Григорович восстановил "Легенду о любви". Впервые он поставил этот балет в Кировском театре сорок один год назад, а московская премьера состоялась в апреле 1965-го. Говорят, не надо сравнивать, смотрите и судите то, что есть сегодня. Но сама акция, сам факт возобновления волей-неволей заставляет оглянуться. Хотя в спектакле заняты лучшие силы нынешнего Большого - Грачева, Цискаридзе, Антоничева, те, кто помнит в этом балете Бессмертнову, Плисецкую, Тимофееву, Лиепу, вздохнут, и даже не украдкой.
Кто спорит, Надежда Грачева - балерина суперкласса. К тому же вошла в ту пору, когда, помимо высокой техники, явились в ее танце и подлинный драматизм и истинное чувство. Но Плисецкой или Тимофеевой в партии Мехменэ Бану приходилось как бы сдерживать, окорачивать страстный темперамент, подчиняясь эпической форме спектакля, и оттого темперамент этот прорывался еще мощнее. Грачева работает на пределе, и впечатление слабее. Анна Антоничева очень мила. Видно, как долго и упорно ставили ей руки, как старательно следует она предписанному рисунку. И невозможно не оглянуться. Не вспомнить Ширин - Наталью Бессмертнову.
Александр Богатырёв - Ферхад, Людмила Семеняка - Ширин балет "Легенда о любви" В причудливом орнаменте ее движений, в удлиненных линиях невесомого тела, да что там - в одних только запястьях ее было все - и чувство, и стиль. Юноша с глазами дикой серны, Николай Цискаридзе, как всегда, сказочно прекрасен.