Новости история иконы иверской божьей матери

Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Так и у иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило! Среди икон Богородицы, особо почитаемых русскими людьми, особое место занимает Иверская икона, это объясняется определёнными событиями, происходившими несколько веков назад. В день Иверской иконы Божией матери верующие стараются посетить храм, политься Богородице об утешении в горе, избавлении от разных жизненных проблем. Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году.

Новости Рубцовска

Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь. Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше — Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света. Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря Иверон, грузинская обитель с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам.

Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами.

Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая. Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая. Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая. Кондак 7 Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося.

Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе: Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя. Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая. Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая. Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение. Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице. Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас.

Кондак 8 Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Темже взываем Ти: Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение. Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение. Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая. Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие. Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице.

Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение. Кондак 9 Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа. Икос 9 Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти: Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице. Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище. Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение. Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление.

Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати. Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание. Кондак 10 Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе: Радуйся, девства сосуде избранный; радуйся, чистейший образе целомудрия. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, Невесто неневестная. Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; радуйся, верных Господеви сочетавшая.

Радуйся, в буре искушений скорая помощнице; радуйся, прилоги врага отражающая. Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; радуйся, помыслы очищающая. Радуйся, земныя сласти презирати научающая; радуйся, к горнему умы и сердца направляющая. Кондак 11 Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих; равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней: Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; радуйся, в печалех быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая. Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение.

Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; радуйся, оставленных врачми в Свои руце приемлющая. Радуйся, милосердая утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.

Они находят образ Богородицы и сбрасывают его со стены. Один из воинов ударяет копьем, и происходит знаменательное, экстраординарное событие: на глазах у воинов и изумленной женщины из места удара проступают капли крови. Действительно, это не может никого оставить равнодушным.

Женщина успокаивает воинов тем, что дает им деньги, чтобы они пощадили икону. Согласно преданию, воины должны были прийти на следующий день и икону каким-то образом уничтожить. В сердце благочестивой женщины возник план. Она со своим малолетним сыном, завернув икону в полотно, ночью решается бросить ее в море, помолившись, чтобы Господь Сам каким-то образом сохранил икону. Икону опустили в воду, через какое-то время она поднялась и начала удаляться от берега.

Согласно древним преданиям, мальчик, сын вдовицы, ушел на Афон, а женщина претерпела мучения от гонителей за то, что спасла икону. Далее двести лет об иконе было ничего не известно. Примерно через двести лет на Афоне некоторые из братии монастыря беседовали на берегу моря, и их внимание привлекло некоторое свечение, столп света. И пешком по отмели, и на лодке никто не мог достичь иконы. Весь Афон говорил об этом событии.

Через некоторое время пришел отшельник Гавриил, сказав, что ему было видение от Пречистой Владычицы Богородицы и ему надлежит пойти и взять эту икону. Он пошел по воде, с молитвой взял икону и принес ее в монастырь. Монахи Иверского монастыря приняли икону и внесли в главный храм обители. Но утром обнаружили, что иконы в храме нет. А еще вчера они радовались обретению такой святыни, чуду в их жизни.

Оказалось, что икона находится над вратами обители.

Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. Ныне и присно и во веки веков.

На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом — в рост.

Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Фрагмент Иверской иконы Божией Матери со сказанием. Изображение с сайта hram-kupina. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету.

В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской. Не вы меня храните, а Я — вас Иверский монастырь, Афон. Фото с сайта agionoros.

У берега моря расположена Климентова пристань названа в честь сщмч. Здесь же в X в. Гавриила, который смог пройти по водам и принести на берег приплывшую к монастырю по морю икону Божией Матери. Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители.

После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» «Вратарницей».

Россия, 19 век. Изображение с сайта tihvinskiy.

Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?

Необходимо лишь помнить, что, вознося молитвы к Деве Марии с какой-либо просьбой нужно делать это с чистой душой и от всего сердца. В этом случае ваша просьба будет услышана. Услышь смиренные голоса наши, посмотри со своего Царствия Небесного на обратившихся к тебе, с покорностью и любовью преклоняющихся перед Твоим святым ликом. Потому как все мы, грехами покрыты и горем сердца наполненные, смотрим на Твой лик, и Тебе живущей вместе с нами возносим покорно молитву нашу. Не у мамы просим поддержке, не у других представителей ищем помощи и утешения, только к Тебе, о Утешительница, всех просящих и немощных!

Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет. Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы. Он был привезен в Москву в 1648 году. Встреча была очень торжественной и пышной. Образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесен в Новодевичий монастырь, где пребывает и поныне. Второй список заказал в 1652 году митрополит Никон, вскоре ставший Патриархом Всея Руси. Список предназначался для вновь построенного им Иверского монастыря на Валдае. Новый список был изготовлен «в меру чудотворной иконы и тем же образом», что и список 1648 года. При этом, став Патриархом, Никон запретил всем иконописцам копировать этот святой образ.

Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие. Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря?.. Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца. Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной. Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась? У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы. Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных».

Многие иконописцы, а также московские старожилы подтверждали подлинность иконы. Но до сих пор существуют сомнения в ее подлинности. В 1994 году Патриарх Алексий 2, заклал первый камень Иверской часовни, а в сентябре 1995 года патриарх обратился к настоятелю Афонского монастыря с просьбой написать новый список. Чуть позже именно этот список был отправлен в Москву греческим самолетом, вместе с двенадцатью обитателями Святой горы. Этот список был освящен и теперь находится на Воскресенских воротах Иверской часовни, которую освятил патриарх. С тех пор снова люди начали приходить и молиться этому списку Иверской иконы Божией Матери. Для чего молятся: Иконе молятся для исцеления болеющих Для того, чтобы пополнялись запасы провианта, повысить урожайность Чтобы избавиться от нападков врагов и набегов варваров К образу обращаются, если необходимо утешение в бедах От бедствий и пожаров Если хотят, чтобы земля стала плодородной При кознях, разнообразных напастях, от нечистой силы Для замужества и женского счастья Для здоровья детей Перед иконой Божьей Матери желательно молиться для того, чтобы исцелить недуги тела, а также души. Необходимо молиться не только с покаянием, но еще и с благодарностью. Ниже представлено несколько молитв, которые произносятся перед ликом иконы Иверской Божией Матери. Сейчас можно в любом храме приобрести образ Иверской Божией Матери. Она является заступницей женщин и хранительниц домашнего очага. Обычно этот образ вешается над входной дверью. Потому как она считается Вратарницей. Количество икон, которые находятся дома, а также их размещение, не имеет особого значения. Молиться перед иконой Иверской Божией Матери можно произнося нижеперечисленные на картинках молитвы или своими словами, обращаясь со своей просьбой к Святой. Перед этой иконой читают молитвы в любых жизненных ситуациях. Важно: Однако не стоит забывать о служении Богу, потому что все события с человеком происходят по Воле Божией. Молитва Иверской иконы Божией Матери об успокоении души, от внезапной смерти, бед и напастей, скорби, болезни и зла. Готовых молитв о замужестве и женском счастье нет. Говорите свои просьбы своими словами, как душа велит. Легенды Иверской иконы Божией Матери С этой иконой связано очень много необычных легенд. Одной из самых интересных является, что икона спасала от нападения разбойников. Когда разбойники пытались захватить монастырь, началась буря и корабль разбился вдребезги.

История Иверской иконы Богородицы

Почитание иконы Богоматерь Иверская охватило разные стороны русской культуры: церковную сферу, архитектуру, живопись, графику, литературу, быт. Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 19,5 см, ширина 14,3 см Поясное изображение Богоматери Иверской, именуемой Вратарница, с Младенцем на левой руке. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам.

Икона Иверской Божьей Матери

Кроме «общепринятых» чудес, святыня указывает на сильнейшие земные катаклизмы — от землетрясений до войн. А между Москвой и Петербургом, почти посередине, в Новгородской губернии, был построен свой Иверский монастырь. Основал его знаменитый патриарх Никон еще в 1653 году на одном из островов красивейшего Валдайского озера. Хотя тогда само озеро и леса пользовались дурной славой даже языческие капища находили и нечисть всякую над озером видели. Монастырь так и назвали — Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, и освятили его во имя Иверской иконы Божьей Матери.

Привезли ее вместе с планом Афонского Иверского монастыря, по образу которого строили Валдайский. Кстати, большую часть монахов в это время составляла белорусская братия, бежавшая от гонений униатов на родине. Они же привезли с собой типографию первая провинциальная типография в Московском государстве. Путь иконы в Россию был ознаменован новыми чудесами, которые Никон описал в своей книге «Рай мысленный».

Прибыв в Россию, икона продолжала творить необыкновенное — и страшная холера на Валдае остановилась после крестного хода, и исцеления людям приходили. Почитали верующие икону, но в 1927 году монастырь прекратил свое существование, а Иверская икона была увезена. Судьба ее неизвестна. Конечно, сейчас есть новая копия, но где находится теперь та, старая икона, — одна из загадок.

Во время «путешествия» иконы на Валдай в Москве с нее была снята только одна копия, Никон запретил другие. В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города. По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная.

Иверский монастырь.

IX век. Иверская икона Божией Матери, греч. При императоре Феофиле 829 - 842 иконоборцы , уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем [4] ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь.

Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли [5] , женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Поддерживаемый незримой силой, образ встал на воде, и волны понесли его в море.

Женщина уговорила их придти за деньгами с утра. Спасая икону от поругания, мать и сын отправились к морю, и, помолившись, пустили икону по волнам. Святыня не упала на воду, а чудесным образом стоя поплыла на запад. Сын по просьбе матери ушел из дома и принял постриг в одном из Афонских монастырей, где и рассказал о чуде. Много лет спустя монахи Афонского Иверского монастыря увидели на морских волнах икону, поддерживаемую столбом света.

Им не удалось приблизиться к ней на лодках — икона удалялась от них. Богоматерь явилась во сне отшельнику преподобному Гавриилу Иверскому, и возвестила, что именно он должен принять икону — Ее дар обители. Образ, чудесно обретенный во вторник Светлой седмицы, поместили в алтаре собора. Но икона дважды покидала храм и оказывалась над вратами монастыря. Пресвятая Богородица, снова явившись преподобному Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. Вразумленная братия оставила икону Пречистой на месте, выбранном Ей Самой. Так икона получила название «Портаитисса», то есть «Вратарница» или «Привратница». Богородица по молитвам братии перед ее иконой много раз спасала монастырь от голода, пожаров, нашествия врагов.

Со временем была построена специальная часовня у ворот, в которой икона пребывает по сей день. Иеромонах Ямвлих. Благодаря этому до нас дошли все подробности истории появления образа в Москве. Укрепление греко-русских связей в конце XV - XVI веках вело к притоку из Греции, особенно с Афона, различных святынь и духовной литературы. Познакомившись с монахами-посланниками Иверского монастыря и узнав от них о чудотворной иконе, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский, попросил прислать ему список образа. Через год, 13 октября 1648 года икону уже встречали в Москве. В сопроводительных грамотах иверский игумен Пахомий подробно описал процесс создания иконы монастырским иконописцем Ямвлихом: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей.

И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[2]. По одной из версий после прибытия в Москву икона находилась в одной из церквей царского дворца. В 1654 — 1655 годах она сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, тогда находившийся под властью Речи Посполитой. По возвращении из победоносного похода она была вложена царем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Другая версия гласит, что сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в монастыре Святителя Николая «Большая глава», и по возвращении из похода была помещена при Воскресенских вратах Китай-города. Так икона вновь стала исполнять служение вратарницы, только теперь уже града Москвы.

Богородичные иконы на протяжении тысячелетий оказывались в центре самых важных событий истории нашей страны. Обычные люди становились свидетелями чудес в своей личной жизни и обращались к Богу. Как Божия Матерь действует в нашей жизни сегодня?

История Иверской иконы Божией Матери

Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). Иверская-Монреальская икона Божией Матери Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери, именуемой также «Благая вратарница» по месту пребывания у надвратного храма Иверского монастыря.

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». Иверский монастырь на Афоне. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели по другим сведениям, 27 апреля. В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил. В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря.

Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Мироточивая Иверская икона Божией Матери, Монреаль Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца.

Варвар продолжал наблюдать, опасаясь спугнуть почитателей чудесного образа. При восходе солнца, когда первый луч скользнул вверх, в небеса, а оттуда уже спустился к иконе Богородицы, Варвар ещё раз узрел кровавое пятно на ланите Богородицы — и первый раз в жизни заплакал, уткнувшись лбом, веками и носом во влажный песок. Солёные слёзы мгновенно впитались в солёный морской песок. Когда он поднял голову, то увидел, как вдова с сыном входят в воду. Вот уже волны бьют их в пояс.

Бурные, они делают их подводную походку нетвёрдой, мать с сыном покачиваются из стороны в сторону, оступаясь, словно боясь уронить образ в воду. Может быть, ноги им режут острые камни. Но тогда для чего они вошли в солёные зеленоватые водные холмы, которые один за другим набегают на две хрупкие фигуры, упруго толкают их в живот, пытаясь заставить сделать шаг назад. Иногда это удаётся, но вслед за тем люди опять медленно продвигаются на несколько осторожных шагов вперёд. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: — Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки — женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни.

Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии.

Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие. Надо ли уточнять, что это была прославленная чудотворная Иверская икона Божией Матери, которая позже с раной на щеке приплыла на Афон и осталась там, получив имя Портаитиссы, Вратарницы знаменитого монастыря?.. Сподвижники и сопостники сына вдовы не раз, затаив дыхание, слушали его рассказ о том, как икона поднялась над морской гладью и унеслась в дальнюю даль, в сторону захода солнца. Много таинственных событий связано с чудотворными иконами. Вот и история Иверского образа Богородицы покрыта тайной. Унеслась святая икона и исчезла. Два века ничего не слыхал о ней православный народ. Где она скрывалась?

У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы.

Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения.

Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь.

Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону.

Через два века икона приплыла к Афону.

Монахи грузинского Иверского монастыря несколько дней наблюдали в море высокий огненный столп, восходящий до неба. Наконец, они пришли к берегу и обнаружили святой образ, стоящий на воде. Образ был поставлен над монастырскими воротами. Позднее иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители. Там чудотворная икона пребывает по сей день.

Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы». Показать больше.

Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа

Иверскую икону Божией Матери называют чудотворной, а многовековые молитвы делают ее энергию еще более светлой и сильной. Икона Богоматери Иверской, по словам Самой Пречистой Владычицы нашей Богородицы, была дана афонскому монастырю как хранительница «не только в настоящем, но и в будущем веке». Два воспоминания есть про Иверскую Икону Божьей матери, список чудотворный, который привезли в Москву с Афона монахи в 1648 году и она находилась в Никольском монастыре в Китай-Городе. Почему Иверскую икону ещё называют Вратарницей? Дни памяти Иверской иконы Божией Матери — престольные дни будущего храма — 25 февраля, вторник Светлой седмицы, 26 октября.

Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?

Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века). Один воин ударил икону копьем, от чего на лике Богородицы выступили капли крови. просим детей рассмотреть внимательно Иверскую икону и найти, где на лике Богородицы выступила кровь. Иверская икона Божьей Матери начинает свою историю с иконоборческого периода в Византийской империи (8-9 века).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий