Стать Комфортным Последовательным Удобным Легким Равномерным Жизнью Жить Добродетелью.
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
По мнению Эпиктета, для интеллектуального развития необходимо стать самокритичным и осознавать свои сильные и слабые стороны. Посетитель Елизавета ждёт ответа на вопрос: "Что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным?" в категории "Учёба и наука". Эпиктет оставил неизгладимое впечатление на многих императоров, военачальников и философов, включая Марка Аврелия.
«То, что зависит от нас»: основные мотивы этики Эпиктета
- ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
- „Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.“
- Какие качества и умения нам нужны, чтобы стать добродетельными в соответствии с учением Эпиктета
- 5 основных качеств, которые нужно развить, чтобы стать добродетельным: согласно Эпиктету
- Уроки мудрости от Эпиктета - Блог Викиум
- Ответы : Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетелем?
Горелов Алексеевич: Основы философии
Немного позже Эпиктету дали вольную, и он смог создать собственную философскую школу, расположенную в Никополе. В данной статье мы более подробно рассмотрим добродетель Эпиктета и попробуем взять у философа несколько полезных уроков. Изначально стоит отметить, что сам философ не писал никаких трактатов, но до нашего времени сохранились заметки, сделанные его учеником Аррианом, где записана часть учения данного мыслителя. Поскольку наша задача — почерпнуть что-то полезное, а не устанавливать авторство, то данный факт не особо значим.
Обратитесь к тексту римского философа Эпиктета и его мнению о том, что «Зависть — враг счастливых». Вероятно, почти каждый человек периодически чувствует зависть. Всем нам известно, что данное чувство разрушительно влияет на нашу жизнь.
От зависти понижается самооценка, портится настроение и ухудшается самочувствие. Учитесь не испытывать зависть, а радоваться успехам других людей, учитесь находить в их достижениях вдохновение для себя. Это окажется немного полезнее и приятнее для самого себя.
Не стоит преуменьшать счастье другого человека, а займитесь приумножением своего.
Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Он виноват только в одном.
Сенека — вершина нравственно-философской мысли человечества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и учение оппонента стоиков Эпикура. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить?
От этого вопроса не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас. Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Аристотель хотя в отличие от него считал, что добродетельный человек может быть счастлив и под пыткой ; писал столь же художественно, как Платон, и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастнее приносящий зло, чем претерпевший».
Эпиктет Эпиктет ок. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил — калеку.
Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир. Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии.
Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания.
Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика».
Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т.
Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои — только разум и душа, но не тело.
Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики»: «То положение, которое ты не терпишь, не создавай для других. Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя»[120]. Марк Аврелий Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия 121 — 180 н.
Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката.
Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, империи. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи человек внутри нее чувствует себя в наибольшей степени незащищенным и ничтожным, раздавленным и беспомощным.
Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель. Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование быть всегда одинаковым в ответ на воздействия внешних обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни.
Сходные мысли встречаем и у Сенеки. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики»5. Отсутствие целостности и цельности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными.
А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Мысль о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием. То был единственный случай в мировой истории, когда государством правил философ и достигнута была видимая социальная вершина торжества философии.
Казалось бы, именно Марку Аврелию и попытаться создать государство на тех философских принципах, которые разрабатывались в философии, начиная с Сократа и Платона. Но Марк Аврелий не только не начал кардинальных преобразований хотя как у императора у него были все возможности для этого — не то, что у Платона , но даже не обращался к людям со ставшими модными в то время философскими проповедями, а лишь вел дневник — для себя, не для печати. Это крайняя степень разочарованности в возможности улучшить положение.
Осуществилось одно из желаний Платона о философе, управляющем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное, дело — пытаться исправить людей и общественные отношения.
Как в каждой науке, в этике есть свой круг проблем, которые она решает. Это смысл жизни, тайна смерти, взаимосвязь страдания и удовольствия, положительные и отрицательные качества характера, отношение к другим людям и т. Имеются принципы, на которых этика строится, методы исследования и выводы, основанные на разуме и опыте. Все это слагалось постепенно в течение веков в различных культурах. Своеобразие этики состоит в том, что это не столько теоретическая, сколько практическая дисциплина. Ее цель — не только выяснить, что такое хорошо и что такое плохо, но и изменить жизнь человека в соответствии с полученным знанием. Этика как раздел философии Этика возникает вместе с философией и является ее разделом.
Философия же начинается с критического анализа имеющихся достижений культуры, прежде всего различных мифов, с попыток путем рассуждений удостовериться в их истинности. Мифы распространены повсеместно, а философия как отрасль культуры возникла только в Древней Греции. Этому способствовало то обстоятельство, что в Древней Греции существовала прочная традиция свободных дискуссий, умение спорить, развившееся в эпоху демократии, когда все свободные граждане древнегреческих городов собирались на главной площади и совместно обсуждали свои дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот же, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для этого, греческий народ отличался от других. Конечно же, люди могли мыслить со времени своего появления на Земле по новейшим научным данным, возраст человечества около 3 млн лет. В широком смысле как мудрое, целостное постижение бытия философия существовала во многих культурах, но как дисциплина с определенной системой понятий она зародилась в Древней Греции.
Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в мозгу человека и выступающих в качестве предмета мышления.
Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по- видимому, действительно написанных адресату в разное время. Единство произведению придает цельность мировоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя.
Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь». Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, то есть по природе. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной». Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам.
Он виноват только в одном. Сенека - вершина нравственно-философской мысли человечества. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить? Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, - осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен.
Первая ступень философского обучения - отбрасывание ложного знания. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои - только разум и душа, но не тело. Не желаешь быть рабом - не терпи рабства около себя». Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны.
Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель. Сходные мысли встречаем и у Сенеки. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики». Осуществилось одно из желаний Платона о философе, управляющем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное, дело - пытаться исправить людей и общественные отношения.
В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия - неподдельная скорбь. Различие же в том, что, по Сенеке, во внешнем мире все подчинено судьбе; по Эпиктету - воле богов; по Марку Аврелию - мировому разуму. Скептицизм является неизбежным спутником рациональной мудрости, как атеизм - спутником религиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм - момента ослабления веры. От древнегреческих скептиков остались обрывки работ. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций по отношению к Эпикуру.
Основные принципы эпиктетовской философии – путь к добродетельной жизни
Речь пойдёт о вопросах, в которых, согласно Эпиктету, нужно упражняться человеку, чтобы освободиться от страстей и заблуждений и стать добродетельным и свободным: стремление к благу и избегание зла, исполнение надлежащих действий и умение правильно пользоваться. Согласно учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, необходимо обратить особое внимание на самоанализ и осознание своих недостатков. При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним. „Не стану описывать, в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает?“. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование и практические упражнения ("нравственная гимнастика"). Стать Комфортным Последовательным Удобным Легким Равномерным Жизнью Жить Добродетелью.
Как стать добродетельным по Эпиктету
Основные принципы постижения добродетельности 1. Разумное мышление: Добродетель начинается с нашего внутреннего мира и осознания наших мыслей и убеждений. Важно развивать разумное мышление, осознавать свои мысли, анализировать их и принимать решения на основе здравого смысла. Самоконтроль: Добродетель требует самодисциплины и умения контролировать свои эмоции и поступки. Мы должны быть готовы отказаться от негативных привычек и отдавать предпочтение тем поступкам, которые соответствуют нашим ценностям. Самопознание: Чтобы стать добродетельными, нам необходимо понять свои сильные и слабые стороны, свои ценности и убеждения. Самопознание позволяет нам развить самоуважение и лучше понять наши цели и мотивы. Ответственность: Быть добродетельным означает принимать ответственность за свои поступки и последствия. Мы должны быть способными отвечать за свои решения и готовыми понести последствия своих действий. Практика: Добродетель требует систематической практики.
Мы должны постоянно улучшать себя, развивать качества добродетели и применять их в повседневной жизни. Постепенно добродетель становится нашей второй натурой и непременным атрибутом нашей личности. Следуя этим принципам, мы сможем постичь добродетель и привнести ее в свою жизнь. Добродетельность поможет нам стать более счастливыми, осознанными и успешными людьми. Советы по развитию добродетельности в повседневной жизни 1. Будьте внимательны к своим мыслям. Отслеживайте и анализируйте свои мысли, чтобы обнаружить любые негативные или эгоистичные установки.
В его учениях особое внимание уделялось воспитанию человеческих добродетелей.
Для Эпиктета добродетели были непременным путем к достижению высшей цели жизни — внутренней гармонии и спокойствия. Простота, самообладание и доверие к своим способностям — вот основные добродетели, которые стоит развивать в себе по наставлениям Эпиктета. Он верил, что путь к истинному счастью лежит в отказе от стремления к внешним благам и признанию нашей истинной силы внутри нас самих. Одним из ключевых элементов философии Эпиктета является понимание того, что мы не можем контролировать внешние обстоятельства, но можем контролировать свои реакции на них. Он учил, что истинное благо заключается не во власти и богатстве, а в достижении духовной гармонии и мудрости. Эпиктет и его советы по достижению добродетели Вот несколько советов Эпиктета по достижению добродетели: Принимайте то, что не можете изменить. Эпиктет учил, что страдание и разочарования приходят из-за нашей нежелания принять реальность такой, какая она есть. Он предлагал прекратить борьбу с тем, что не можем изменить, и сосредоточиться на том, что зависит от нас.
Управляйте своими реакциями. Философ учил своих последователей, что мы не можем контролировать внешние обстоятельства, но можем выбирать свою реакцию на них.
Новые формы государственной власти пришли на смену прежним — эллинистическим монархиям и Римской империи. Эллинистический» человек перестает быть гражданином родного полиса и становится «космополитом» — представителем «космополитизма». Весь этот период характеризуется рассмотрением философских проблем знания и бытия с целью определения норм и стандартов «правильной жизни». Ценность и обоснованность самой мысли ставится под сомнение. Философия развивается от универсальной науки к научной дисциплине или комплексу «дисциплин» — логике, физике и этике. Биография Эпиктета Эпиктет был стоическим философом из Древней Греции; он был рабом в Риме, затем вольноотпущенником и основал философскую школу в Никополе. Эпиктет пропагандировал идеи стоицизма: главная задача философии, по его мнению, состояла в том, чтобы научить людей различать то, что они могут и чего не могут делать. Человек не мог контролировать ничего, что было бы вне его контроля, то есть физический мир вокруг него.
Только личные представления о вещах делают человека счастливым или несчастным, то есть от нас самих зависит наше счастье, наши мысли и стремления. Эпиктет не написал ни одного трактата. Его учение о «Беседах» и «Учебнике» сохранилось в трудах его ученика Арриана. Эпиктет родился в 50 году до н. Его мать была рабыней, а в Рим его привез в качестве раба императорский вольноотпущенник и секретарь Нерона Епафродит. Эпиктету не было стыдно за свое рабское положение, поэтому он всегда выполнял свой долг усердно и хорошо, не боясь наказания. Когда и кто освободил Эпиктет , неизвестно, но уже в 94 году он был освобожден и изгнан из Рима вместе с другими философами императором Домицианом. Когда Эпиктет покинул Италию, он обосновался в Никополисе и основал свою собственную школу философии, которая оказалась очень успешной. По его мудрым выступлениям, его искренность, его красноречие, и его теплое общение с народом, он завоевал симпатии всех своих соотечественников. Эпиктет вернулся в Рим при императоре Траяне, он прославился.
Его слушали видные римляне, в том числе сенатор Флавий Арриан, который впоследствии стал его учеником и записал все его философские высказывания. Эпиктет следовал принципам жизни, которым он учил. Несмотря на свою славу и покровительство императора, он остался в жизни таким же смиренным, как и прежде. Эпиктет обладал только соломенными клумбами, деревянной скамейкой и глиняной лампой. Строгость его нравственности и верность своим принципам завоевали ему глубокое уважение современников, а также грядущих поколений. Эпиктет умер в преклонном возрасте в середине второго века. Философия Эпиктета Эпиктет принадлежал к школе позднего стоицизма, которую он стремился очистить от эклектики, опираясь на взгляды своих предшественников, особенно Хризиппа. В то же время Эпиктет сильно отошел от своих учителей, а его нравственные идеи имели религиозный подтекст.
Эпиктет родился в 50 году до н. Его мать была рабыней, а в Рим его привез в качестве раба императорский вольноотпущенник и секретарь Нерона Епафродит. Эпиктету не было стыдно за свое рабское положение, поэтому он всегда выполнял свой долг усердно и хорошо, не боясь наказания. Когда и кто освободил Эпиктет , неизвестно, но уже в 94 году он был освобожден и изгнан из Рима вместе с другими философами императором Домицианом. Когда Эпиктет покинул Италию, он обосновался в Никополисе и основал свою собственную школу философии, которая оказалась очень успешной. По его мудрым выступлениям, его искренность, его красноречие, и его теплое общение с народом, он завоевал симпатии всех своих соотечественников. Эпиктет вернулся в Рим при императоре Траяне, он прославился. Его слушали видные римляне, в том числе сенатор Флавий Арриан, который впоследствии стал его учеником и записал все его философские высказывания. Эпиктет следовал принципам жизни, которым он учил. Несмотря на свою славу и покровительство императора, он остался в жизни таким же смиренным, как и прежде. Эпиктет обладал только соломенными клумбами, деревянной скамейкой и глиняной лампой. Строгость его нравственности и верность своим принципам завоевали ему глубокое уважение современников, а также грядущих поколений. Эпиктет умер в преклонном возрасте в середине второго века. Философия Эпиктета Эпиктет принадлежал к школе позднего стоицизма, которую он стремился очистить от эклектики, опираясь на взгляды своих предшественников, особенно Хризиппа. В то же время Эпиктет сильно отошел от своих учителей, а его нравственные идеи имели религиозный подтекст. Эпиктрическая этика зародыша не основана на Стоических стриктурах. Согласно Эпиктету, все мужчины — братья, дети одного отца. Когда мужчины ведут себя плохо, это в основном потому, что они не знают, что правильно, а что нет. Эпиктет, учил гуманному обращению с рабами. Эпиктет был живым представителем стоического космополитизма, который сопровождал упадок политической системы древних городов-государств. По мнению Эпиктет , гражданами могут считаться все люди, а не жители конкретного города, а граждане мира. Вселенная, по мнению Эпиктета, является лучшим из всех возможных миров; она объединяет два начала: Рациональный логотип ; Творение природа. Логотипы отвечают за единство и порядок во Вселенной, откуда исходит разум и способность познавать природу, которая подчиняется определенным законам. Бог, сотворивший мир и управляющий им, обладает безграничным величием и мудростью. Лучи Его доброй мудрости отражаются в человеческом разуме. Истинная цель человека состоит в том, чтобы развивать в себе это Божественное начало, Логос, исполнять волю Божью, приумножать Его славу.
10 стоических упражнений
- 1. Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»? 2. Каковы, №7229720240422
- Важность этики в жизни
- Закалка духа
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
«Это не в моей власти». Как правильно быть стоиком
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.А.ГОРЕЛОВ УЧЕБНИК | Этика Эпиктета лишена стоической суровости; по Эпиктету все люди — братья, будучи детьми одного и того же отца; если люди поступают дурно, то это главным образом потому, что они не знают, что такое добро и зло. |
Что нужно по Эпиктету, чтобы стать добродетельным | Древнегреческий философ-стоик Эпиктет говорил, что целенаправленная борьба со своим внутренним голосом необходима для силовой тренировки ума. |
Вы точно человек? | Надо понимать, что Эпиктет написал первую книгу по самопомощи – как приобрести друзей, стать счастливым, богатым. |
Эпиктет by Valerija Osokina on Prezi | Надо понимать, что Эпиктет написал первую книгу по самопомощи – как приобрести друзей, стать счастливым, богатым. |
Философия стоицизма в Древнем Риме
Во внешнем мире человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. Внешнему давлению Сенека противопоставляет индивидуальное нравственное самосовершенствование и борьбу прежде всего с собственными пороками. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь»2. Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей, а жить, как требует разум и долг, т. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной»4. Понимая рабство в самом широком смысле и борясь против него, выражая тем самым растущие антирабовладельческие настроения и приближая гибель рабовладельческого строя, Сенека верит в то, что каждый человек свободен потенциально, в душе, которая не может быть отдана в рабство.
Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, состраданием, жалостью, благоговейным отношением к другим людям, благожелательностью, незлобивостью. Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Не столь важно, участвовал ли Сенека в заговоре против Нерона или нет. Уже то, что он принимал участие в государственных делах, говорит о том, что он готовил себе гибель. Труды Сенеки — вершина нравственно-философской мысли человечества. Ему удалось синтезировать все ценное, что было в античной этике, не исключая и оппонента стоиков Эпикура. Он 1 Сенека A.
От него не спасешься парадоксами, его надо решать здесь и сейчас. Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Он был воспитателем будущего императора, как Аристотель хотя в отличие от него считал, что добродетельный человек может быть счастлив и под пыткой ; писал столь же художественно, как Платон, и умер, как Сократ, в убеждении, что по установлению природы «несчастнее приносящий зло, чем претерпевший». Эпиктет Эпиктет ок. Для стоиков, признающих всех людей равными, это не удивительно. Издевавшийся над ним хозяин сломал ему ногу, а затем отпустил калеку. Вместе с другими философами он был впоследствии выслан из Рима и открыл свою школу в Никополисе Эпир. Его учениками были и аристократы, и бедняки, и рабы.
В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая стадия философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуется ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом.
Освобождаться от страстей надо постепенно, но последовательно. Ты привык сердиться ежедневно, постарайся сердиться через день и т. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твое — только разум и душа, а не тело. Обнаруживаем мы у Эпиктета и «золотое правило этики». Не желаешь быть рабом — не терпи рабства около себя»4. Марк Аврелий Необычно для философа, но полностью противоположно, чем у Эпиктета, общественное положение Марка Аврелия 121 — 180 н.
Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. Это не пессимизм раба или придворного, а пессимизм императора и, стало быть, империи. У Марка Аврелия была вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Как ни покажется странным, именно в период максимального могущества империи подданные ее чувствуют себя в наибольшей степени незащищенными и ничтожными, раздавленными и беспомощными. Чем сильнее государство, тем слабее человек. Не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель.
Участь человека, полностью подчиненного судьбе, то есть плывущего по воле волн, крайне незавидна. Такой человек полностью зависим от внешних обстоятельств и несвободен в своих поступках. Счастлив может быть только тот, кто поступает согласно своему разуму в гармонии с разумом универсальным, с законом всеобщей природы. Хорошим или дурным может быть лишь выбор человека, его поступок, соответствующий или несоответствующий законам универсальной природы. За пределами нравственного намерения добра и зла не существует. Нечто, рассматриваемое в отрыве от поступка, не может являться благом или злом. Все, что соответствует природе, является нравственно совершенным и добродетельным, и наоборот. Мудрец не совершает ничего, противного природе, а немудрец или профан не задумывается о содержании своих поступков.
Рассуждая о таких отвратительных поступках, как каннибализм или инцест, стоики хотели показать, что между нравственным и безнравственным не существует какой-либо принципиальной разницы. Ничто нельзя назвать безусловно добродетельным или абсолютно порочным, потому что для этого нет никаких специфических критериев. Возьмем такой пример, как убийство родителей, поступок еще более неблаговидный, чем инцест или каннибализм. Марк Туллий Цицерон в своих «Парадоксах стоиков» вспоминает жителей города Сангут, осажденного войсками Ганнибала. Поняв, что поражение неминуемо, сангутинцы убили своих родителей, чтобы те не стали рабами карфагенян. То же самое можно сказать и о самоубийстве, которое никак не может соответствовать человеческой природе, поскольку вступает в противоречие с естественным инстинктом самосохранения. Однако разве можно упрекнуть Сенеку, совершившего самоубийство по приказу императора Нерона? В свое время Сенека был наставником и ближайшим советником Нерона, но со временем отношения между ними испортились и в 65 году император приговорил Сенеку к смертной казни, предоставив ему «свободный выбор смерти».
Эта формулировка означала немедленное самоубийство. Вместе с Сенекой самоубийство совершила его жена. Мог бы Сенека последовать согласно своей природе и попытаться бежать? Теоретически мог. Но шансов на спасение у него не было, и Сенека прекрасно это понимал. Поэтому он последовал всеобщей природе, поступил сообразно сложившимся обстоятельствам и покончил с собой. Но в иных условиях инстинкт самосохранения мог выдвинуться на первый план, и тогда все, что способствует сохранению жизни, считалось бы добродетельным и оправданным, в том числе и каннибализм. Пора подводить итог сказанному и переходить к первой практике стоицизма.
Итог таков: все относительно. Стоическая этика очень гибкая, но притом предельно практичная. У нас есть два условных моральных «лекала», данные внутренней и внешней природой. С их помощью мы можем оценивать наши поступки применительно к той ситуации, в которой они были совершены. Это была вводная часть, а теперь нам пора заняться отделением «зерен» от «плевел». Обратимся к совету, приведенному в начале этой главы. Для того чтобы получше устраивать то, что от нас зависит, а всем остальным пользоваться соответственно его природе, нам нужно уметь отличать первое от второго и относиться к «зернам» и «плевелам» по-разному. Если вам не нравится состояние мышц брюшного пресса, вы можете поправить дело посредством тренировок.
В этом случае внутренний психологический дискомфорт — недовольство своим внешним видом — побуждает вас к действиям, устраняющим причину дискомфорта, и потому такое переживание может считаться полезным. Но если ваш рейс отложили по погодным условиям, то что толку страдать по этому поводу? Даже если у вас срывается какая-то важнейшая встреча, с погодой вы ничего поделать не сможете, тучи руками не разгоните и грозу взглядом не погасите. Обычный человек в такой ситуации станет нервничать-страдать, сетовать на свою невезучесть, сожалеть по поводу сорвавшихся планов и т. С точки зрения стоицизма подобное поведение недопустимо, поскольку оно противоречит природе вещей. Ваши переживания ничего не изменят, потому что вы не в силах повлиять на ситуацию. В ожидании вылета лучше заняться каким-нибудь полезным делом — почитать интересную книгу, подумать о жизни, пообщаться с окружающими или хотя бы поспать. Протестантский богослов Рейнгольд Нибур создал молитву, которую сейчас знает весь мир: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменять то, что могу, и дай мне мудрость, чтобы я всегда мог отличать одно от другого».
Эпиктет выразил эту мысль более лаконично: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет» [11]. Ценнейшее умение отличать то, на что вы можете повлиять, от того, на что вы повлиять не можете, не стоит ничего, если в обеих ситуациях вы станете вести себя одинаково, то есть станете сосредотачиваться на происходящем и беспокоиться по этому поводу.
Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере. Заслуга скептиков — в попытке определить пределы рационального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя. Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. Подрывая авторитет разума, скептики тем самым подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума.
Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить разумными доводами. Распространение христианства вызвано всей логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скептики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера, — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христианскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную философию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению. С конца II в. Можно сказать, что христианство победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное духовное поражение.
Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на 1500 лет в служанку богословия. Каковы основные идеи поэмы Лукреция «О природе вещей»? Каковы основные идеи «Нравственных писем к Луцилию» Л. Что необходимо, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным? Каким должен быть человек, по Марку Аврелию? В чем специфика и значение древнеримской философии? В чем сходство и различие между римскими стоиками и эпикурейцами?
В чем сходство и различие между древнегреческими и древнеримскими стоиками? Каковы основные постулаты античной этики? Каково общее значение античной философии? В чем значение философии Секста Эмпирика? В чем принципиальные отличия античной философии от индийской и китайской? Антология мировой философии: В 4 т. Вундт В. Введение в философию. Лосев А.
История античной философии. Эллинистически-римская эстетика I —II вв. Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. Марк Аврелий. Рассел Б. История западной философии. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т.
Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии.
Даже сегодня его труды занимают видное место в книгах, например, Тома Вулфа «Мужчина в полный рост». Шарон Лебелл так же представила современную интерпретацию учений Эпиктета в книге «Искусство жизни: классическое руководство по добродетели, счастью и эффективности».
Делимся несколькими почерпнутыми из неё мудростями. Обвинения Кто посвящает жизнь мудрости, тот понимает, что побуждение обвинять кого-либо или что-либо — глупо. Потому что нет ничего, что можно было бы получить, обвиняя кого-то другого или себя. Принятие того, что получаете События случаются своим чередом. Люди ведут себя в соответствии с тем, какие они есть. Примите то, что происходит в действительности. Нас беспокоят не вещи, а наша интерпретация их значения.
Не забывайте разделять сами события от своих интерпретаций. Свобода В конечном счёте нами управляет то, что даёт нам то, что мы ищем, или устраняет то, чего мы не хотим.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
Эпиктет полагал, что обращение к добродетелям ведет нас долгим путем совершенствования собственного нрава и подготовит к служению тому, что они называли человеческим космополисом. И древнегреческий философ Эпиктет, и апостол Павел — несмотря на разность своих мировоззрений — использовали метафору атлетических состязаний для объяснения того, как человек должен бороться со слабостью, ошибочными убеждениями и всеми низменными. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетель-ным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»).
В чем суть стоицизма
- Закалка духа
- Что нужно по эпиктету чтобы стать добродетельным
- „Лучше знать, как практиковать добродетель, чем знать, как ее описывать.“
- Эпиктет и его философия | Журнал Интроверта
- Читать История мировой культуры онлайн - Анатолий Горелов 50 стр.
- ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.А.ГОРЕЛОВ УЧЕБНИК