Новости матильда кшесинская биография личная жизнь

Конечно, самые яркие, привлекающие внимание страницы биографии Матильды Кшесинской связаны с ее романом с наследником престола. Матильда Кшесинская в своей балетной школе 1928. Матильда всю жизнь, до глубокой старости, обожала игру в рулетку, бриллианты, икру, ананасы, устриц и мужчин. Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года. • Перед смертью Орлова сказала мужу:«Как вы долго»—это был первый упрек за все их 42 года общей жизни. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения.

Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II

Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская. Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия.
Кшесинская Матильда: биография и личная жизнь :: Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину.
Кто такая Матильда Кшесинская. 30 снимков возлюбленной Николая II Матильда Кшесинская прожила яркую жизнь, однако ее последние годы за границей были относительно спокойными.

Матильда Феликсовна Кшесинская

Интересным моментом является то, что любовная история получила полное одобрение матери Николая, императрицы Марии Федоровны. Обоснованием служил тот факт, что до этого момента Николай не проявлял заинтересованности в девушках. За время романа Матильда обзавелась многочисленными роскошными подарками, к числу которых относился шикарный особняк, ранее находящийся в собственности композитора Римского-Корсакова. Развитие отношений. Следует сказать, что чувства молодых людей были взаимными. Матильда всегда с нетерпением ждала появления Николая на своих премьерах и танцевала в эти моменты с особым вдохновением. Наследник престола, с свою очередь, стремился видеть возлюбленную как можно чаще. Так, после того, как он пребывал в длительной поездке в Японии, после приезда он первым делом отправился к Кшесинской. Как и любой наследник престола, Николай рано или поздно вынужден был жениться.

Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы. Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона» После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери. Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды Кшесинской Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки Николай ездил в Японию , наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде. Трейлер фильма «Матильда» Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.

Связь в 1890-1894 гг. Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню. Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! На этот счет есть интересная запись в мемуарах великой балерины Тамары Карсавиной. Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898 Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13 " Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли. На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов.

На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта. По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее. Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня. Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка. Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц. Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы.

Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины

Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Полная биография танцора Матильды Кшесинской. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «».

Афродита Мариинская. 150 лет назад родилась Матильда Кшесинская

ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА? Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком тесной была ее связь с императорским домом.
Любимая балерина императора. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской Матильда Кшесинская (1872 — 1971) — знаменитая русская балерина и педагог.

Кшесинская, Матильда Феликсовна

Депутат Наталья Поклонская пригрозила затаскать по судам кинорежиссёра Алексея Учителя за его фильм о балерине Матильде Кшесинской. Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря. Что же связывало Матильду Кшесинскую и главного из Романовых — Николая II? Князь Владимир Андреевич Кшесинский погиб холостым и поэтому прямых потомков у «великолепной Матильды» не осталось. Кшесинская тоже опасалась за свою жизнь – слишком тесной была ее связь с императорским домом. Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом!

ПОСЛЕДНЯЯ ДОЧЬ ПОСЛЕДНЕГО ИМПЕРАТОРА?

Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была. Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой.

РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской

Евгений говорит, что я бы с ним Наследником — прим. Суббота, 4 января 1892 г. Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой.

Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть. Роман Матильды и Николая не был скоротечным. Долгое время они виделись лишь в театре или во время прогулок по центру Петербурга. Но оба чувствовали: что-то происходит. Матильда, даже танцуя сложные партии, успевала заметить, на кого посмотрел в бинокль цесаревич, ревновала и ждала первого шага с его стороны.

Помог обычный фурункул на глазу. Николай пришел в дом, где Кшесинская жила с сестрой и родителями, чтобы справиться о ее самочувствии. Представился он… гусаром Волковым! Среда, 11 марта 1892 г. Произошло нечто такое, чего я совсем не ожидала. Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом обычный фурункул — прим.

К вечеру я совсем расхворалась, у меня очень болел глаз, нос и голова. Я даже стала плакать, и чтобы немного успокоиться, я легла; но почти сейчас же раздался звонок. Было 11 час. Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич Волков, один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим. Но каково же было мое удивление, увидев вместо Евгения пред собой Цесаревича! Впрочем, я не особенно растерялась и, поздоровавшись прежде всего, пошла сказать, чтобы никто не приходил ко мне в комнату.

Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т. Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована. Он выбрал несколько моих карточек и просил их ему прислать.

Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас [с сестрой] Юлией Кшесинской, тоже балериной — прим. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила. Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше. Перед уходом он вымазал себе руки сажей, и мы дали ему обмыть руки духами. Воображаю, что подумает его Мама Императрица Мария Федоровна — прим. Я уже теряла всякую надежду, кажется, приходит конец моему терпению и вдруг.

Как я счастлива! Сегодня ведь первый раз, что я с ним так много говорила, до этого я почти не разговаривала с ним, да и что за разговоры, когда кругом все стоят. И сегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше! Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить. Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно.

Я никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания», — писала Матильда Кшесинская в своих мемуарах. Вскоре она получила от цесаревича первое послание: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Суббота, 14 марта Утром я получила от Наследника письмо, большое! Я перечитывала его в продолжении дня несколько раз и каждый раз с истинным наслаждением. В этом письме Цесаревич предложил мне [перейти] на ты.

Боже, как все скоро случилось, точно сон! Понедельник, 23 марта С утра у меня было предчувствие, что вечером ко мне приедет Цесаревич, и потому весь день я ожидала с нетерпением письма. Наконец в 8-м час. Я так обрадовалась, получив такое известие! Но только приходилось еще ждать почти три часа! Подумаешь, сколько времени ждала, 2 года, а теперь только три часа, и уже кажется много.

Цесаревич приехал в 12-м час. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском. Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет. Сегодня 23-е число, ровно два года, как был школьный спектакль, на котором я узнала Цесаревича и так сильно им увлеклась.

Именно итальянские балерины впервые стали исполнять фуэте — виртуозные стремительные повороты на одной ноге. С развитием балетной техники максимальное количество фуэте увеличивалось, пока не дошло до канонических 32. Впервые в России 14 фуэте подряд исполнила в 1887 году на сцене Мариинского театра балерина из Италии Эмма Бессон. Тогда Кшесинской было всего 15 лет — будущая прима училась в Императорском театральном училище и о славе пока только мечтала. Фото: ClassicalMusicNews. Ru Позже рекорд Эммы Бессон в 1883 году побила также приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни — она исполнила 32 фуэте. Но первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте на сцене Мариинки, стала именно Матильда Кшесинская. Тут нужно понимать, что «32 фуэте» итальянки и «32 фуэте» русской балерины — вещи совершенно разные по объёму приложенных для их исполнения усилий. В Императорском училище таким вещам просто не учили. Кшесинская сама выучила «трюк», совершенно немыслимый для российских балерин конца XIX—начала XX века. Большинство её коллег и соперниц не могли повторить этот виртуозный элемент не только технически, но и физически — по воспоминаниям современников, уже после восьмого фуэте у них начинала невыносимо кружиться голова. Фото: Wikimedia Commons Позже, после того, как 32 фуэте прочно вошли в арсенал Кшесинской, Мариус Петипа — главный балетмейстер России второй половины XIX века — стал изменять хореографию партий, которые танцевала Матильда, с учётом её особых, выдающихся способностей. Техника «Малютки Мали» серьёзно опережала её время — и с этим соперницы балерины бороться не могли. Шампанское до утра и балетная дисциплина Но на один лишь природный талант делать ставку нельзя, и Матильда прекрасно это понимала. Помимо репетиций в Императорском театре, она занималась сама — брала частные уроки, в том числе у разных итальянских преподавателей. Так, одним из её репетиторов был знаменитый итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти. И даже став примой Мариинки, Кшесинская не ослабляла дисциплины. Фото: Wikimedia Commons За месяц до спектакля балерина прекращала светскую жизнь, не выезжала в гости и не устраивала приёмов у себя. Ничто не должно было отвлекать великую танцовщицу от репетиций. С утра до вечера Кшесинская тренировалась, часами не покидая балетного зала. Режим также резко менялся: любившая в обычное время пить шампанское до утра, балерина ложилась спать строго в десять часов весь месяц перед спектаклем. Икра и ананасы для идеальной фигуры Каждое утро Кшесинская взвешивалась, и, если вес хоть немного «выходил за пределы», она тут же садилась на диету. Правда, современники вспоминали, что любившая роскошь и красивую жизнь балерина и на диете старалась получать удовольствие — так, в её «ограниченный рацион» якобы входили икра и ананасы. Фото: Wikimedia Commons Сутки перед спектаклем Матильда проводила в постели, чтобы к вечеру самого важного дня быть в идеальной форме. В полдень она позволяла себе лёгкий завтрак, после чего уже, как правило, не ела ни крошки. В театр она приезжала не меньше, чем за два часа до спектакля — чтобы успеть размяться и наложить грим. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет — Матильда танцевала до самой революции. Между тем, театральная жизнь обычной балерины крайне редко выходила за пределы 20 лет. Можно было бы подумать, что своим «балетным долголетием» Матильда была обязана связям — но искусство Кшесинской оставалось на высоком уровне до последнего дня. Звёздная семья Кшесинских Никак нельзя сбрасывать со счетов и наследственность, а также влияние блистательного отца Матильды на её искусство. Её отец, поляк Феликс Кшесинский, был солистом Мариинского театра, знаменитым благодаря особенному исполнению мазурки, а также талантливым педагогом.

Приближенный императора Константин Победоносцев посоветовал родителям найти для князя любовницу, с которой молодой человек смог бы, как говорится, выпустить любовный пар. Матильда Кшесинская на эту роль подходила как никто другой. Тем более что она нравилась Николаю. В ход были пущены значительные средства из государственной казны, и вскоре Кшесинская была у ног будущего императора. Престолонаследнику необходим был брак с невестой из королевской семьи. К тому же он влюбился в принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, и 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка. Для Кшесинской это стало настоящим горем. Даже письма, которые он слал ей еще некоторое время, не могли утешить. Все послания Николая Кшесинская хранила в заветной шкатулке, но до наших дней они, к сожалению, не дошли. Во время революции одна из подруг Кшесинской в целях безопасности сожгла эти письма. Однако Матильда не оставалась в одиночестве. Вот что писала знаменитая балерина в 1892 году: «Великий Князь Владимир Александрович любил присутствовать на моих репетициях. Он заходил в мою уборную посидеть и поболтать. Я ему нравилась, и он шутя говорил, что жалеет о том, что недостаточно молод». Настоящей опорой для балерины стал великий князь Сергей Михайлович. С самого начала он был преданным другом, который делал все возможное, чтобы оберегать покой Матильды. Например, когда балерине приглянулась дача в Стрельне, Сергей Михайлович тут же оформил покупку. Матильда обставила дом по собственному вкусу и даже построила собственную электростанцию для освещения, что в те годы было большой редкостью. В течение всей жизни Матильду постоянно окружало множество поклонников. Следует упомянуть таких известных людей, как князь Никита Трубецкой, князь Джамбакуриани-Орбелиани, офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман, гусар Николай Скалон и др. На одном из вечеров, который организовала Кшесинская, она познакомилась с Андреем Владимировичем, кузеном императора. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни…» Любовь разгорелась как пламя костра.

Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу». Матильда Кшесинская Звезда балета со скандальной репутацией После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами — подарке цесаревича — она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго — в 1894 г. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим». Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям.

Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской

Она с детства любила танцевать и обожала ходить с отцом на репетиции и спектакли. Неудивительно, что девочка, последовав примеру домашних, тоже решила стать балериной и поступила в Императорское театральное училище, куда брали детей с 9-11 лет. Матильда Кшесинская в детстве Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями. Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот». Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище. Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство.

Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной. Цукки вдохновила юную балерину продолжать работать, в результате Матильда блестяще окончила училище в 1890 году, а на выпускном концерте произвела ошеломляющий эффект на членов царской семьи. Особенно — на будущего императора Николая II. Как писала Матильда, она и сама испытывала влечение к цесаревичу. Матильда Кшесинская в юности События биографии В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет. В 1896 году получила звание прима-балерины. В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице — результат связей балерины в высших кругах общества.

Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса. Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности. С 1898 посещала классы маэстро Энрико Чеккетти. Его называли танцовщиком-виртуозом и по сей день считают выдающимся педагогом.

Произошло это не столь мелодраматично, как показано в нашумевшем блокбастере «Матильда». Из мемуаров балерины следует, что простилась она с Ники на Волконском шоссе, у стоявшего на обочине сарая с сеном.

И, как всегда бывает в таких случаях, когда нужно очень многое сказать друг другу, к горлу подступил комок, и мы говорили совсем не то, что хотели. Очень многое так и осталось невысказанным. Да и о чем можно вести речь на прощание, если знаешь, что уже ничего нельзя изменить… Мне казалось, что жизнь кончилась и впереди не будет ничего, кроме боли и горечи». Но жизнь продолжилась более чем успешно. В театре Кшесинская быстро выдвинулась в примы-балерины. На личном фронте Матильде покровительствовали сразу два великих князя.

Их поддержка сделала ее одной из самых богатых и влиятельных женщин столицы. Она рискованно, но всегда удачно вкладывала деньги в биржевые операции и даже — по неподтвержденным слухам — занималась поставками вооружения в действующую армию. На дни рождения балерины в ее Стрельнинском дворце накрывались столы на тысячу с лишним персон и запускался спецпоезд из Санкт-Петербурга, чтобы все гости могли прибыть вовремя. Особняк, который Кшесинская построила на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы, слыл эталоном роскоши: его убранство от мебели до шпингалетов было выписано из Парижа. Коровник при немалом усадебном хозяйстве был свой, отечественный — Матильда Феликсовна была сторонницей здорового образа жизни, хотя любила кутить и веселиться. Чепрунов Перейдя на 14-м году службы на разовые контракты, она выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, во время которых прекращала регулярные занятия и предавалась развлечениям.

Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли», — писала ее коллега по сцене Тамара Карсавина. На Историческую сцену Большого театра вышли герои спектаклей великого хореографа Две части биографии 1917 год положил конец излишествам. После трехлетних скитаний Кшесинская прибыла в Европу, имея в багаже несколько платьев и альбом с дорогими сердцу фотографиями.

Окончательное сближение случилось, когда балерина заболела.

У неё была глазная инфекция. Будущий император захотел навестить девушку и узнать о её самочувствии. После этой встречи Николай начал называть балерину ласково Малей. Их переписки и визиты стали регулярными, насколько это было возможно.

Матильда Кшесинская Фото: РИА Новости 23 марта 1892 года наследник отправил письмо Матильде, в котором сообщил о своём визите к ней в 11 вечера. Балерина подробно описала этот день в дневнике. Цесаревич быстро вошёл в комнату, не снимая пальто. А затем впервые поцеловал Кшесинскую.

Всю ночь они провели за разговорами. Записи Николая и Матильды передают широкую гамму чувств: от трепета до переживаний. Вполне допустимо сказать, что это была практически первая осознанная влюблённость последнего российского императора. Царская семья развитию романа особенно не препятствовала, не находя в нём ничего криминального.

Многие потеряли не только деньги, но и свою карьеру: Цена измен и необдуманных решений: 5 самых дорогих разводов в истории мирового спорта Разрыв Матильды и Николая II Николай регулярно отправлял букеты и дарил украшения Матильде. Но чем больше пара сближалась, тем чаще девушка находила поводы для ревности. Она расстраивалась, если ей казалось, что цесаревич слишком долго смотрит на других дам. Общение Николая с артистками балета также раздражало Кшесинскую.

Матильда мечтала быть единственной женщиной, с которой он мог бы открыто появляться на публике.

За ним шел еще совершенно молодой Наследник Цесаревич Николай Александрович. Государь сел во главе одного из длинных столов и обратился ко мне: — А вы садитесь рядом со мною. Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: — Смотрите, только не флиртуйте слишком. Так завязался мой разговор с Наследником. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника».

В «воспоминаниях», в отличие от «дневников», М. Кшесинская резко поднимает свою значимость при первой встрече с императором и цесаревичем. Если, согласно «дневникам», юные танцовщицы, и Кшесинская в том числе, просят у царя разрешения пригласить его за свой стол, то в «воспоминаниях» Александр III ищет среди танцовщиц именно Кшесинскую и сам усаживает ее рядом с собой. Более того, он также указывает цесаревичу сесть рядом с Кшесинской. Всё это, в том числе и шутливый призыв Александра III к молодым людям «не слишком флиртовать», мало похоже на правду. Следует учитывать, что высокое положение наследника престола, с одной стороны, не позволяло ему вести себя «на равных» с людьми, стоящими ниже его по сословному положению, а с другой, сами люди, не входящие в близкий круг Императорского Дома, не могли фамильярничать с царственной особой, даже говорить с ней более отведенного на это этикетом времени.

Кшесинская никак не могла «флиртовать», да еще при императоре и посторонних, с цесаревичем. Александр III это прекрасно знал, а потому подобная фраза представляется нам крайне сомнительной. Скорее всего, это плод фантазии, умышленной или нет, М. Кшесинской, писавшей свои мемуары в глубокой старости. Дальнейшие встречи цесаревича с Кшесинской носили эпизодический, случайный характер, в основном во время спектаклей. Так, 4 июля 1890 г.

Кшесинская записывает в своем дневнике: «Я танцевала польку из «Талисмана». При каждом удобном случае я взглядывала на Наследника. Я еще издали [в окно] увидела тройку Наследника, и необъяснимое чувство охватило меня. Наследник приехал с Великим Князем Александром Михайловичем, подъезжая, он посмотрел наверх, увидел меня и что-то сказал А. Наследник был близко меня, он всё время на меня смотрел и улыбался. Я смотрела ему в глаза с волнением, не скрывая улыбки удовольствия и минутного блаженства».

Танцовщица безусловно нравилась наследнику не только артистическим талантом, но и женской привлекательностью. Впервые имя М. Кшесинской встречается в дневниковой записи цесаревича от 17 июля 1890 г. Перед отъездом цесаревич поделился со своей сестрой великой княжной Ксенией Александровной тайной своего сердца, сообщив, что у него имеется «друг». Не обладавшая умением хранить чужие тайны, Ксения многим рассказывала о ней «по секрету», дополняя рассказы своими домыслами. После возвращения цесаревича из путешествия его встречи с М.

Кшесинской возобновились. Однако их характер виден из дневника цесаревича: «27 июля 1892 г. После спектакля пересел в другую тройку без бубенчиков, вернулся к театру и, забрав с собой М. Ужинали впятером великолепно! Часть представителей русского общества того времени, особенно таких как «профессиональная сплетница» генеральша А. Богданович или известный издатель А.

Суворин, строили самые фантастические догадки об отношениях Николая Александровича и М. Кшесинской, среди которых была уверенность в их интимном характере. Эта версия до сих пор является общепринятой у непрофессионального и малознающего историко-публицистичного сообщества. Там отдельные дневниковые записи наследника, в которых он описывает общение с «Малечкой», трактуют как доказательства их интимной связи. Этот последний глагол «повозились» и предъявляют доказательством «интимной» связи. Между тем слова «повозиться», «возиться» встречаются у Николая II в дневниках довольно часто.

Так, например, 31 декабря 1890 г. На катке были Ира и Ольга. Очень возились после чая» [выделено нами. Очевидно, что глагол «возиться» в устах Николая II не имел никакого отношения к совокуплению. Доктор исторических наук, крупнейший специалист по биографии императора Николая II А. Боханов пишет: «Никаких «документальных свидетельств» интимной близости между Последним Царем и танцовщицей не обнаружено.

Матильда Кшесинская — биография, фото, личная жизнь, Николай II и последние новости

На это письмо Наследник мне ответил замечательно трогательными строками, которые я так хорошо запомнила: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Великий Князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда Наследник его впервые привез ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний. Много спустя я узнала, что Ники просил Сергея следить за мной, оберегать меня и всегда обращаться к нему, когда мне будет нужна его помощь и поддержка. Он купил и подарил мне этот дом. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле.

Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила. Повсюду шла лихорадочная подготовка. В Императорском театре распределялись роли для предстоящего парадного спектакля в Москве. Обе труппы должны были быть объединены для этого исключительного случая.

Хотя Москва располагала своей балетной труппой, но туда командировались в дополнение артисты Петербургской труппы, и я была в их числе. Я должна была там танцевать в обыкновенных спектаклях балет «Пробуждение Флоры». Однако мне не дали роли в парадном спектакле, для которого ставили новый балет, «Жемчужина», на музыку Дриго. Репетиции к этому балету уже начались, главная роль была дана Леньяни, а остальные роли распределены между другими артистками. Таким образом, оказалось, что я не должна была участвовать в парадном спектакле, хотя я уже имела звание балерины и несла ответственный репертуар. Я сочла это оскорблением для себя перед всей труппой, которого я перенести, само собою разумеется, не могла. В полном отчаянии я бросилась к Великому Князю Владимиру Александровичу за помощью, так как я не видела никого вокруг себя, к кому могла бы обратиться, а он всегда сердечно ко мне относился.

Я чувствовала, что только он один сможет заступиться за меня и поймет, как я незаслуженно и глубоко была оскорблена этим исключением из парадного спектакля. Как и что, собственно, сделал Великий Князь, я не знаю, но результат получился быстрый. Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал, без его ведома и согласия Дирекция своего прежнего решения не переменила бы. Ко времени получения приказа от Двора балет «Жемчужина» был полностью срепетирован и все роли были распределены. Для того чтобы включить меня в этот балет, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а М. Петипа поставить для меня специальное па-де-де, в котором я была названа «желтая жемчужина»: так как были уже белые, черные и розовые жемчужины.

Сперва я думала, что это происходит случайно, но потом я заметила, что это делается намеренно. Мне это показалось несправедливым и крайне обидным. Так прошло несколько воскресений. Наконец Дирекция дала мне воскресный спектакль; я должна была танцевать «Спящую красавицу». Я была вполне уверена, что Государь будет на моем спектакле, но узнала — а в театре все узнается очень быстро, — что Директор театров уговорил Государя поехать в это воскресенье в Михайловский театр посмотреть французскую пьесу, которую он не видел в предыдущую субботу. Совершенно ясно было для меня, что Директор нарочно сделал все возможное, чтобы помешать Государю видеть меня, и с этой целью уговорил его ехать в другой театр. Тогда я не стерпела и впервые воспользовалась данным мне разрешением Государя непосредственно обращаться к нему.

Я написала ему о том, что делается в театре, и добавила, что мне становится совершенно невозможно при таких условиях продолжать служить на Императорской сцене. Я выбрала такое место в саду на скамейке, где меня Ники мог хорошо видеть с дороги, по которой он должен был проезжать. Точно в назначенный день и час Ники проехал с Императрицей мимо моей дачи и, конечно, меня отлично видел. Они проезжали медленно мимо дома, я встала и сделала глубокий поклон и получила ласковый ответ. Этот случай доказал, что Ники вовсе не скрывал своего прошлого отношения ко мне, но, напротив, открыто оказал мне милое внимание в деликатной форме. Я не переставала его любить, и то, что он меня не забывал, было для меня громадным утешением. Обыкновенно артистам давали бенефис за двадцать лет службы или прощальный, когда артист покидал сцену.

Я решила просить дать мне бенефис за десять лет службы, но это требовало особого разрешения, и обратилась я с этой просьбою не к Директору Императорских театров, а лично к Министру Императорского Двора барону Фредериксу, милому и симпатичному человеку, который всегда относился ласково и благоволил ко мне. Когда мне был назначен прием у Министра, я особенно тщательно обдумала свой туалет, чтобы произвести на Министра наивыгоднейшее впечатление. Я была молодая и, как в то время писали в газетах, стройная и грациозная. Я выбрала платье шерстяное, светло-серого цвета, которое облегало мою фигуру, и того же цвета треугольную шляпу. Хотя это может показаться дерзким с моей стороны, но я себе понравилась, когда взглянула в зеркало, — довольная собою, я поехала к Министру. Он меня очень мило встретил и наговорил комплиментов по поводу моего туалета, который ему очень понравился. Мне доставило огромное удовольствие, что он оценил мое платье, и тогда я уже смелее обратилась к нему со своей просьбою.

Он сразу любезно согласился доложить о ней Государю, так как вопрос о назначении бенефиса вне общих правил зависел исключительно от Государя. Видя, что Министр не торопится меня отпустить, я сказала ему, что только благодаря ему я делаю хорошо 32 фуэте. Он посмотрел на меня удивленно и вопросительно, недоумевая, чем он может мне в этом помочь. Я ему объяснила, что, для того чтобы делать фуэте не сходя с места, необходимо иметь перед собой ясно видимую точку при каждом повороте, а так как он сидит в самом центре партера, в первом ряду, то даже в полутемном зале на его груди ярко выделяются своим блеском ордена. Мое объяснение очень понравилось Министру, и с очаровательной улыбкой он проводил меня до дверей, еще раз обещав доложить мою просьбу Государю и давая мне понять, что, конечно, отказа не будет. Ушла я от Министра обласканная и очень счастливая. Бенефис я, конечно, получила, и опять это сделал для меня мой незабываемый Ники.

Для своего бенефиса я выбрала воскресенье, 13 февраля 1900 года. Мне это число всегда приносило счастье. Мужчины обыкновенно получали золотые часы. Особым изяществом эти подарки не отличались. Я очень опасалась, что получу такое украшение, которое неприятно будет носить, и просила через Великого Князя Сергея Михайловича сделать все возможное, лишь бы меня не наградили подобным подарком.

Кстати, она стала первой русской балериной, которой было под силу исполнить 32 фуэте подряд. Матильда известна и тем, что постоянно укорачивала свои танцевальные костюмы. Ее выводило из себя, что длинные подолы просто-напросто мешают ей делать технически сложные па. Она проявляла спортивный характер не только в работе, но и в жизни. В 1896 году ей присвоили статус примы-балерины императорских театров. Девушка сразу же выдвинула условие, что будет танцевать лишь 3 месяца в году, а такого себе еще никто не мог позволить. Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам. Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Она выходила на сцену до тех пор, пока удавалось скрывать свое интересное положение. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году. Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки. Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. У нее было множество драгоценностей. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне, вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях. Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима.

Для встреч с дамой сердца Николай купил дом на Английском проспекте и сделал ее хозяйкой особняка. К своему отцу Матильда относилась с благоговением, он был для нее непререкаемым авторитетом. Она боялась сказать ему о своих встречах с высокопоставленным поклонником. На помощь пришла сестра Юлия. Та поговорила с главой семьи, и он согласился выслушать дочку. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю из дневника Матильды Кшесинской. Счастье действительно было мимолетным. В 1894 году Николай объявил о своем намерении вступить в брак. Его избранницей стала внучка королевы Виктории Алис Гессен-Дармштадская. Это лето было для меня очень грустным. Наследник всего-навсего два раза заехал ко мне на дачу верхом из Красного Села. Один раз он предупредил меня, и я его ждала, но во второй раз он заехал без предупреждения и не застал меня дома, я была в это время в городе на репетиции красносельского спектакля. По-видимому, Наследнику было трудно покидать лагерь. Затем начались красносельские спектакли, но уже не было того веселья и той радости, как в прошлом году. Тяжелое предчувствие наполняло мое сердце: что-то должно было случиться… из дневника Матильды Кшесинской. Матильда приняла выбор цесаревича. После помолвки он перестал навещать свою приму. Изредка приходили от него короткие письма, в которых он высказывал заботу о ней и намерение всегда оставаться ее покровителем. Свое обещание он выполнил. Пользуясь его покровительством, Кшесинская в театре чувствовала себя легко и свободно, позволяла капризы и скандальные выходки. У нее был особый статус. Она добивалась снятия со спектаклей неугодных ей балетных, тем же, кто ей был по нраву, наоборот, могла помочь выйти на сцену. Она могла решать, в каких спектаклях она будет танцевать, а в каких — нет. Никто не посмел бы перечить звезде. В гастрольные поездки Матильда Кшесинская отправлялась в отдельном вагоне. Прослужив 10 лет в Мариинском театре, Кшесинская получила возможность танцевать бенефис. Это было неслыханно! До сих пор на бенефис имели права артисты, имевшие стаж не меньше 20 лет. При этом получали в подарок от императора золотую или серебряную вещь. И здесь было подчеркнуто особое положение балерины: ей была подарена шикарная брошь в виде бриллиантовой змеи, которая обернулась вокруг сапфира внушительного размера. При этом Великий князь Сергей Михайлович подчеркнул, что презент император выбирал лично. Незаслуженное возвышение молодой балерины привело в негодование главного балетмейстера Мариинки Мариуса Петипа. Но его мнение по этому вопросу никого не интересовало. Кшесинская играла все, что хотела, игнорируя отношение к себе окружающих. Благодаря ее стараниям из Мариинки ушел директор театра князь Волконский. Руководитель оштрафовал балерину за то, что она вышла танцевать не в сценическом костюме, а в своем дорогом наряде и украшениях. Взыскание, естественно, было снято, а Волконского на этом посту сменил Владимир Теляковский, предпочитавший с примой не конфликтовать. Тем не менее на сцене прима-балерина блистала как никогда. Она выходила на подмостки красивая, молодая, талантливая, и буквально зажигала зал своим обаянием и роскошным видом. На старых фото жизнь и биография балерины Матильды Кшесинской кажутся сказкой. Она танцевала в великолепных нарядах, пошитых исключительно для нее лучшими кутюрье, носила самые дорогие украшения. В театре Матильда имела самое большое число завистников и недоброжелателей. Но все они в один голос признавали ее превосходство, поражались трудолюбию и умению подчинить все работе. Она стала первой солисткой русского балета, сумевшей сделать 32 оборота фуэте. Такое был под силу только итальянкам. Именно поэтому она первая из русских танцовщиц удостоилась чести танцевать партию Эсмеральды. Великий князь Андрей Владимирович Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ. Под очарование русской Эсмеральды попал и кузен Николая Андрей Владимирович. Он стал ее верным поклонником, по достоинству оценив несомненный талант танцовщицы. Матильда писала в своем дневнике: Великий Князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни. Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Несмотря на разницу в возрасте он был моложе на 7 лет , у них случился роман. Встречались влюбленные тайно от матери князя: она никогда бы не дала добро на их союз. Князь безумно любил Кшесинскую и очень ревновал. Одному из партнеров по сцене в порыве страсти он прострелил нос на дуэли.

Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям. Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых. Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года. Матильда Кшесинская и Николай Александрович На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось — Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский». В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария. Матильда Кшесинская с мужем, великим князем Андреем Эмиграция Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу. Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобожден от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея. После февраля 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и бежав из знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял». И действительно, в 1918 году великий князь Сергей Михайлович был расстрелян в Алапаевске. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её. После революции Андрей с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой.

Биография Кшесинской Матильды

Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания». Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руке! Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», — вспоминала Кшесинская. В мемуарах маленькая Кшесинская действительно, всего 153 см! В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе. Заявления о взаимной любви «…когда государь со свитою обходил фронт полка, наследник, идя за ним, в упор смотрел на меня, а я на него моими влюбленным глазами» чередуются в мемуарах с перечислением всевозможных «трофеев» дорогих вин, мебели, украшений — знаков внимания великих князей, офицеров и знаменитостей и подарков от Ники «…наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»; «подарки были хорошие, но не крупные».

Я ожидала наследника у себя в доме, могла свободно и когда хотела его принимать, а в то же время в театре я должна была получать первые роли в лучших балетах и выступать уже как настоящая балерина в целом балете, а не в отдельных небольших ролях», — Кшесинская легко и не особо смущаясь совмещала личное со служебным. О том, что этот роман рано или поздно должен окончиться, оба понимали с самого начала. Примечательно, что в еще декабре 1891 г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты! Но теперь, когда Эдди Альберт Виктор Эдуард, старший сын принца Уэльского, с согласия королевы Виктории сватался к Аликс, однако получил отказ. В мемуарах Матильда записала лишь общие возвышенные фразы о царе «…чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко» и царице «…в ней наследник нашел себе жену, целиком восприявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга».

При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи. На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе. Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям. Примирение было полным: в том же дневнике 8 июля 1894 г. Аликс растроганно записала: «Мой родной, дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда верный… Словами не выразить мою любовь, восхищение и уважение — что прошло, то прошло и никогда не возвратится, и мы можем спокойно вспоминать об этом — нас всех искушают в этом мире, и… когда мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на верный путь, Бог нас прощает… Прости, что я пишу так много, но я хочу, чтобы ты был совершенно уверен в моей любви к тебе и в том, что я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне об этой маленькой истории. Твое доверие ко мне тронуло меня так глубоко, и я молю Господа оказаться всегда достойной его.

Благослови тебя Бог, любимый Ники! До «охлаждения» Кшесинская не только не скрывала, а напротив, старалась афишировать свои отношения с будущим царем, а после — напоминать о них. Отсвет власти и всемогущества державного друга падал и на нее. Среди множества слухов и сплетен о ней — чаще всего скандальных и диких — были и вполне обоснованные.

Первые 32 фуэте в России Балетная школа России XIX века, будучи знаменитой во всём мире, сильно отличалась от других европейских школ технически. Характерными особенностями русского балеты была выраженная мягкая пластика поз, а также так называемые «мягкие руки». Но вот чего не доставало российскому балету того времени, так это высокой техники ног — тех самых бесконечных фуэте, безумных кружений, которые так впечатляют зрителей в Мариинском театре сегодня. Фото: mariinskykirov. Именно итальянские балерины впервые стали исполнять фуэте — виртуозные стремительные повороты на одной ноге. С развитием балетной техники максимальное количество фуэте увеличивалось, пока не дошло до канонических 32.

Впервые в России 14 фуэте подряд исполнила в 1887 году на сцене Мариинского театра балерина из Италии Эмма Бессон. Тогда Кшесинской было всего 15 лет — будущая прима училась в Императорском театральном училище и о славе пока только мечтала. Фото: ClassicalMusicNews. Ru Позже рекорд Эммы Бессон в 1883 году побила также приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни — она исполнила 32 фуэте. Но первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте на сцене Мариинки, стала именно Матильда Кшесинская. Тут нужно понимать, что «32 фуэте» итальянки и «32 фуэте» русской балерины — вещи совершенно разные по объёму приложенных для их исполнения усилий. В Императорском училище таким вещам просто не учили. Кшесинская сама выучила «трюк», совершенно немыслимый для российских балерин конца XIX—начала XX века. Большинство её коллег и соперниц не могли повторить этот виртуозный элемент не только технически, но и физически — по воспоминаниям современников, уже после восьмого фуэте у них начинала невыносимо кружиться голова. Фото: Wikimedia Commons Позже, после того, как 32 фуэте прочно вошли в арсенал Кшесинской, Мариус Петипа — главный балетмейстер России второй половины XIX века — стал изменять хореографию партий, которые танцевала Матильда, с учётом её особых, выдающихся способностей.

Техника «Малютки Мали» серьёзно опережала её время — и с этим соперницы балерины бороться не могли. Шампанское до утра и балетная дисциплина Но на один лишь природный талант делать ставку нельзя, и Матильда прекрасно это понимала. Помимо репетиций в Императорском театре, она занималась сама — брала частные уроки, в том числе у разных итальянских преподавателей. Так, одним из её репетиторов был знаменитый итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти. И даже став примой Мариинки, Кшесинская не ослабляла дисциплины. Фото: Wikimedia Commons За месяц до спектакля балерина прекращала светскую жизнь, не выезжала в гости и не устраивала приёмов у себя. Ничто не должно было отвлекать великую танцовщицу от репетиций. С утра до вечера Кшесинская тренировалась, часами не покидая балетного зала. Режим также резко менялся: любившая в обычное время пить шампанское до утра, балерина ложилась спать строго в десять часов весь месяц перед спектаклем. Икра и ананасы для идеальной фигуры Каждое утро Кшесинская взвешивалась, и, если вес хоть немного «выходил за пределы», она тут же садилась на диету.

Правда, современники вспоминали, что любившая роскошь и красивую жизнь балерина и на диете старалась получать удовольствие — так, в её «ограниченный рацион» якобы входили икра и ананасы. Фото: Wikimedia Commons Сутки перед спектаклем Матильда проводила в постели, чтобы к вечеру самого важного дня быть в идеальной форме. В полдень она позволяла себе лёгкий завтрак, после чего уже, как правило, не ела ни крошки. В театр она приезжала не меньше, чем за два часа до спектакля — чтобы успеть размяться и наложить грим. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет — Матильда танцевала до самой революции.

Личная жизнь Кшесинской после расставания с царем Матильда Кшесинская. Фото: globallookpress Матильда не долго оставалась одна, после расставания со своей первой любовью она пишет: «В моем горе и отчаянии, я не осталась одинока. Великий князь Сергей Михайлович дядя Николая II , с которым я подружилась с того дня, когда наследник его впервые привез ко мне. И он остался при мне и поддержал меня. Хотя никогда я не испытывала к нему такие чувства, как к Ники». После нескольких лет жизни с дядей императора Матильда влюбляется в другого Романова — великого князя Андрея Владимировича — и тайно уезжает с ним в Ниццу, откуда возвращается уже беременная сыном Володей, которого Сергей Михайлович будет искренне считать своим. Когда обман раскроется, он немедленно простит возлюбленную. Внук Николая I не желал уступать любовницу собственному племяннику. Сергей Михайлович потакал ей во всем, даже отменил собственную свадьбу, когда она намекнула, что это бросает тень на ее имя. В июле 1917 года Сергей Михайлович со слезами на глазах провожал Матильду в Париж. Он тоже хотел покинуть революционный город, но Матильда попросила его остаться, чтобы уладить ее финансовые дела. Больше они не встретились. Сергей Михайлович окажется единственным Романовым, который оказал сопротивление при попытке расправы. Его застрелили. Остальных сбрасывали в шахту живыми, в 16 км от уральского городка Алапаевск. Когда в сентябре 1918 года Белая Гвардия освободит Алапаевск, тело Сергея Михайловича поднимут из шахты и обнаружат в его руке медальон с фотографией Кшесинской и надписью «Маля». В январе 1921 года Матильда обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем в православной церкви в Каннах и получила долгожданный титул Светлейшей Княгини Романовой. Правнук балерины Матильды Кшесинской Константин Севенард. Сюжет киноленты посвящен любовной связи балерины с Николаем II и вызвал противоречивое мнение общественности. Служители церкви называют фильм художественным вымыслом и авторской интерпретацией и считают, что у Николя II была одна настоящая история любви — это история любви к женщине, которая стала императрицей, и эту любовь он пронес через всю жизнь. А роман с Кшесинской называют юношеским, не очень долгим увлечением, которое закончилось после его обручения.

Со дня ее выхода из училища 1899 публика и балетные критики сразу обратили на нее внимание и оценили ее. Я видела в ней зачатки крупного таланта и предвидела ее блестящее будущее. Я еще долго проболела с высокой температурой, но так как я была сильная и здоровая по натуре, то сравнительно скоро стала поправляться. Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжелый разговор с Великим Князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребенка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Он боялся за мое будущее, за то, что может меня ожидать. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой Великой Княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчета, как я виновата была перед Великим Князем Сергеем Михайловичем. Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет. Он дал свое согласие. Крестины состоялись в Стрельне, в тесном семейном кругу, 23 июля того же года. Согласно обычаю, я как мать не присутствовала на крестинах. В этот день Великий Князь Владимир Александрович подарил Вове чудный крест из уральского темно-зеленого камня с платиновой цепочкой. Увы, этот драгоценный подарок остался в моем доме в Петербурге. Летом, когда я уже встала, меня посетил Великий Князь Владимир Александрович. Я была еще очень слаба и приняла его лежа на кушетке и держа своего младенца на руках в пеленках. Великий Князь стал передо мною на колени, трогательно утешал меня, гладил по голове и ласкал меня... Он знал, он чувствовал и понимал, что у меня творится на душе и как мне нелегко. Для меня его посещение было громадной моральной поддержкой, оно дало мне много сил и душевное спокойствие. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился как к своему и продолжал меня очень баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники. Эта маленькая Рокфеллер подарила Вове вязаные туфли. К сожалению, мы ее больше нигде не встретили и потеряли совершенно из виду. Конечно, мой дом в Петербурге был самой большой и интересной постройкой в моей жизни, но были и менее значительные. Так, в Стрельне, при даче, я построила прелестный домик для своей электрической станции с квартирой для электротехника и его семьи. В это время в Стрельне нигде не было электричества, даже во дворце, и моя дача была первая, и единственная, с электрическим освещением. Все кругом мне завидовали, некоторые просили уступить им часть тока, но у меня станции едва хватало для себя. Электричество было тогда новинкой и придало много прелести и уюта моей даче. Затем я построила в Стрельне еще один домик, в 1911 году, о котором стоит сказать несколько слов. Мой сын, когда ему было лет двенадцать, часто жаловался, что он меня мало видит дома из-за моих продолжительных репетиций. В утешение я ему обещала, что все вырученные за этот сезон деньги пойдут на постройку ему маленького домика на даче, в саду. Так и было сделано; на заработанные мною деньги я ему построила детский домик с двумя комнатами, салоном и столовой, с посудой, серебром и бельем. Вова был в диком восторге, когда осматривал домик, окруженный деревянным забором с калиткой. Но я заметила, что, обойдя комнаты и весь дом кругом, он был чем-то озабочен, чего-то как будто искал. Потом он спросил меня, где же уборная. Я ему сказала, что дача так близко, что он сможет сбегать туда, но, если ему очень хочется, то я потанцую еще немного, чтоб хватило на постройку уборной. Этот план не осуществился — нагрянула война. Его сестра, красавица Ирина, впоследствии графиня Воронцова-Дашкова, сводила всех с ума. Мое знакомство с Володей Лазаревым, как мы все его называли, было презабавным. Произошло оно на одном маскараде в Малом театре, куда я была приглашена продавать шампанское. У меня в этот вечер был очень красивый туалет: черная атласная обтянутая юбка, лиф — белого шифона, косынкою прикрывавший плечи и талию, большое декольте, а сзади ярко-зеленый громадный бант бабочкой. Это платье было из Парижа, от Берр. На голове — венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикрепленным сзади пучком белых перьев «паради». Я надела свое изумрудное колье, а на корсаж — огромную бриллиантовую брошь со свисавшими, как дождь, бриллиантовыми нитями и прикрепленным в середине крупным изумрудом и бриллиантом яйцевидной формы; я имела шанс понравиться публике. На вечере я сперва появилась в черном домино, под маской с густым кружевом, чтобы меня не узнали. Единственно, что было видно сквозь вуаль, — это мои зубы и то, как я улыбалась, а улыбаться я умела. Я выбрала предметом своей интриги именно Володю Лазарева, который меня поразил своим почти детским видом и веселостью. Зная более или менее, кто он такой, я стала возбуждать его любопытство, и, когда увидела, что он действительно заинтригован, я скрылась в толпе и, незаметно выйдя из зала, пошла переодеваться в вечернее платье. Затем я вернулась на бал и прошла прямо к своему столу продавать шампанское, делая вид, что я только что приехала. К моему столу подошел Володя Лазарев, не будучи со мной знаком. Он, конечно, меня не узнал. Но беда была в том, что, когда я была под маскою, он обратил внимание на мои зубы, которые были видны сквозь вуаль, и все повторял: «Какие зубы... С тех пор мы стали большими друзьями, вместе веселились, вместе пережили революцию, вместе бежали из России и встретились снова в эмиграции старыми друзьями. В первом антракте Директор Императорских театров Теляковский передал мне Царский подарок по случаю моего юбилея. Это был бриллиантовый орел продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе и на такой же цепочке для ношения на шее. На обратной стороне не было видно гнезда от камней, как это обыкновенно делается, а все было сплошь заделано платиновой пластинкой по форме орла, и на ней выгравировано очертание орла и его перьев замечательно тонкой и оригинальной работы. Под орлом висел розовый сапфир, оправленный в бриллианты. Великий Князь Сергей Михайлович пришел также в первом антракте и сказал мне, что Государь говорил ему, что его интересует, надену ли я или нет его подарок на сцену. Я, конечно, после этого его немедленно надела и в нем танцевала па-де-де в «Пахите». Во втором антракте, то есть после «Пахиты», при открытом занавесе происходило чествование меня депутацией от артистов всех Императорских театров, то есть балета, оперы, драмы и Французского театра.

Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии

Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она очаровывала, играла мужчинами, многих сводила с ума. Матильда Кшесинская стала известной балериной не только в России, но и далеко за пределами ее. Биография Кшесинской Матильды. Кшесинская Матильда. Биография Матильды Кшесинской, личная жизнь, фото, семья, рост, муж, царская семья, Николай 2, фильм Алексея Учителя и причина смерти балерины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий