БМП-3 — советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности. Разработан АО «НИИ Стали» для защиты боевой машины пехоты БМП-3 от особо опасных средств поражения. БМП-3 (Боевая машина пехоты-3) — советская и российская боевая бронированная гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности. Основным отличием БМП-3 от большинства боевых машин пехоты других стран является достаточно мощное вооружение, которое представлено 100-мм орудием/пусковой установкой и 30-мм автоматической пушкой. Боевая машина пехоты БМП-3 была принята на вооружение в 1987 году.
Российские БМП-3 получат новый двигатель. И прицел
Она будет мощнее предшественника — в ней 660 л. Это позволит быстрее заводить двигатель, быстрее менять режимы его работы, быть машине более манёвренной», — рассказали в корпорации. В свою очередь, в пресс-службе НПО «Высокоточные комплексы» анонсировали планы по установке на боевую машину новых систем связи. Также по теме В 2021 году в Сухопутные войска РФ поступит более 300 современных бронетранспортёров семейства БТР-82 с улучшенными характеристиками.... В НПО добавили, что серийные БМП-3 для Вооружённых сил РФ оснащаются комплексом дополнительной защиты, и констатировали: машины обладают высоким модернизационным потенциалом и ещё долго будут оставаться на вооружении. В «Высокоточных комплексах» также сообщили, что параллельно ведутся работы по модернизации морской версии бронемашины — БМП-3Ф. История успеха Гусеничная боевая машина пехоты БМП-3 предназначена для доставки личного состава к переднему краю боевых действий, повышения его мобильности и защищённости на поле боя. Её разработка в рамках проекта «Объект 688» началась в 1977 году в курганском «Специальном конструкторском бюро машиностроения». Она создавалась как принципиально новая машина, которая не была результатом модернизации стоявших на вооружении БМП-1 и БМП-2.
Её испытания проходили с 1983 по 1986 год, а в 1987-м БМП-3 была принята на вооружение. Тогда же первые образцы, изготовленные на «Курганмашзаводе», поступили в мотострелковые войска. Впервые БМП-3 была продемонстрирована публике 9 мая 1990 года на параде в честь 45-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. А в 1997 году Китай приобрёл права на изготовление её боевой части для использования при конструировании собственных бронемашин ZBD-04.
Сама же БМП-3 принята на вооружение в 1987 году. Ее масса - 18 тонн, она может передвигаться и вплавь. Несет нарезное орудие калибра 100 миллиметров и спаренную с ним автоматическую пушку калибра 30 миллиметров.
Экипаж - три человека плюс десант.
Внутри бронетранспортера БТ-3Ф. БМП-3 — единственная боевая машина пехоты, которая сегодня оборудуется системами активной защиты. Естественно, решена была и задача работы машины в условиях применения оружия массового поражения. У БМП-3 герметичный корпус и специальная вентиляционная установка. Машина исключительно подвижна, причем на земле и в воде.
А в воду БМП-3, в отличие от многих своих «одноклассников», входит безо всякой подготовки. Царица поля боя В итоге БМП-3 получилась очень сбалансированной по всем самым важным параметрам машиной: быстрой, защищенной и прекрасно вооруженной. БМП-3 разрабатывалась около 15 лет. В 1990-е годы, когда гособоронзаказ в стране значительно упал, именно БМП-3 удержала Курганмашзавод на плаву: высокие качества машины обеспечили стабильные заказы зарубежных покупателей. Экспортные модели укрепили армии полутора десятков стран. Только в ОАЭ было поставлено около 600 единиц.
По совокупности характеристик у БМП-3, принятой на вооружение в далеком 1987 году, до сих пор нет конкурентов в мире. БМП-3 с модулем «Бахча-У». Фото: Антон Тушин Как и положено, машину испытывали в горах и в пустыне, в жару и в мороз, сбрасывали с самолетов, тестировали в морях.
Западные бронемашины традиционно имеют повышенную защищенность. За это пришлось расплатиться относительно большим весом Bradley и Marder — 23 и и 28 тонн соответственно. Кроме того, российская бронемашина может плавать — в отличии от «американца» и «немца».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БМП-3
За это пришлось расплатиться относительно большим весом Bradley и Marder — 23 и и 28 тонн соответственно. Кроме того, российская бронемашина может плавать — в отличии от «американца» и «немца». Столь малый вес дает громадную фору и в подвижности.
В то же время советскими оружейниками для нужд сухопутных войск проектировался легкий разведывательный танк. Оба этих проекта оказались неудачными. Тем не менее у конструкторов осталось немало технических и инженерных наработок, которые было решено применить для новой боевой бронированной машины. Как утверждают эксперты, в ходе работ по БМП-3 было запатентовано свыше ста изобретений.
В соответствии с мировыми тенденциями, бронетехника должны быть с усиленной защищенностью и увеличенной огневой мощью. Такие параметры были предложены в 1977 году. В итоге спустя несколько десятилетий, в отличие от предполагаемых ТТХ, БМП-3 получился с несколько завышенной боевой массой и калибром. О проектировании Как утверждают специалисты, в самом начале конструкторы собирались оснастить бронетехнику 30-миллиметровой пушкой, спаренным с ней пулеметом и автоматическим гранатометом «Пламя». Ввиду того что подобное вооружение не смогло бы обеспечить БМП необходимой огневой мощью, оно было отклонено советскими военными. В качестве основного орудия решено было использовать 100-миллиметровую пушку, стреляющую управляемыми противотанковыми ракетами.
Работая над корпусом для боевой машины, конструкторы понимали, если применить броневую сталь, бронетехника получится слишком тяжелой. Такая БМП окажется непригодной для десантирования и плавания. В итоге решили использовать специальную алюминиевую броню. БМП-3 с новой ходовой частью, силовым агрегатом, значительно увеличенной защищенностью и новой системой вооружения. Во время работы над компоновкой для боевой машины между конструкторами велись споры относительно места расположения двигателя. В БМП-3 двигатель расположили на корме.
Данное конструкторское решение преследовало следующие цели: улучшить обзор для водителя, обеспечить удобства для боевого экипажа. Кроме того, благодаря такой компоновке удалось равномерно распределить вес по всей длине машины. За счет расположенного в передней части двигателя пехотинцы могли использовать его как дополнительную защиту. Также военнослужащим стало удобнее десантироваться из задней части машины. Испытание К 1986 г. В этом же году она была протестирована.
Вначале новая компоновка была непривычной, а следовательно, неудобной для десантников. Поскольку для изготовления корпуса БМП использовали не сталь, а алюминиевую броню, у рабочих возникли трудности. Проблемы объяснялись тем, что у армейских мастеров не было опыта обращения с этим сплавом. К тому же данный материал плохо сваривался. Во время тестирования экспертная комиссия была удовлетворена мощью БМП. Однако бронетехника обладала сильной отдачей, в результате чего на ее поверхности образовалось несколько трещин.
В последующие годы советские конструкторы занялись исправлением этих недостатков. В БМП-3 впервые использовали гидромеханическую трансмиссию, благодаря чему управлять бронетехникой стало гораздо проще. Как утверждают специалисты, всего данным предприятием было изготовлено свыше 1500 единиц. В 1997 г. Описание БМП-3, как и предыдущая модель машины пехоты, состоит из четырех отделений: боевого, управленческого, десантного и силового отсека. Однако, в отличие от других БМП, в данной транспортной единице отделения расположены иначе.
Местом для силового отсека стала кормовая часть боевой машины. БМП-3 управляется механиком-водителем, место для которого отведено в носовой части. Рядом с ним дислоцируются еще два десантника.
Курганские машиностроители не только успешно завершили выполнение гособоронзаказа за 2022 год, но и уже начали первые поставки по контрактам на текущий год. Курганмашзавод с прошлого года работает в специальном режиме, ряд производственных подразделений трудятся круглосуточно. Для выполнения задач гособоронзаказа ведется активный набор новых сотрудников. Мы готовы выкладываться, работать с полной отдачей, потому что наш труд — это вклад в будущую победу.
Динамическая защита повысила живучесть боевых машин при возможных атаках со стороны противника. Фрагмент борта БМП-3 с навесным защитным комплектом Контейнеры противокумулятивной брони закреплены на бортах корпуса, в его передней части и на башне БМП-3. Это увеличило массу боевой машины пехоты, но не сказалось на ее подвижности.
«Курганмашзавод» отгрузил Минобороны партию БМП-3 с дополнительной защитой
Вооружается БМП-3 100-мм нарезным полуавтоматическим орудием 2А70, а также 30-мм нарезной автоматической пушкой 2А72. Стрелять машина может не только снарядами, но и ПТУР. Кроме того, БМП оснащена сразу тремя пулеметами калибра 7. При экипаже в 3 человека, машина может перевозить до 7 человек десанта. По итогу, машина выглядит апофеозом развития советской конструкторской мысли в сфере бронетехники поддержки. В Чечне машина показала себя не с лучшей стороны. Фото: zr. Однако, в российских войсках за БМП-3 закрепилась не лучшая репутация. Виной тому стала война в Чечне, где эти бронемашины показали себя не с лучшей стороны. Правда, в оправдание «тройки» нельзя не отметить, что в силу особенностей боевой обстановки, в чеченских кампаниях БМП-3 очень часто использовалась войсками не по назначению. А именно не в качестве десантной машины и средства поддержки, а как танк.
Что закономерным образом и становилось причиной повышенных потерь.
Машина работает без экипажа, функции механика-водителя и стрелка роботизированы. Военный историк, эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов отметил, что подобная техника пока не используется ни в одной армии мира, однако в будущем машина позволит сохранить жизни многим солдатам. Машина является беспилотной и не нуждается экипаже. Например, робототехнический комплекс может вести бой в сложной городской застройке или возглавить боевую колонну", — отметил первый заместитель генерального директора корпорации "Ростех" Владимир Артяков в интервью РИА Новости.
Установка способна при помощи датчиков собирать информацию об окружающей обстановке, ландшафте, твердости дорожного покрытия, а потом исходя из этих данных робот строит 3D-карту. Машина может наблюдать цели одновременно во всех спектральных диапазонах и различных режимах. Новый оптический локатор позволяет обнаружить даже скрытые объекты. Характеристики нового робота Беспилотник имеет 30-миллиметровую автоматическую пушку, пулемет 7,62 миллиметра и 10-миллиметровое орудие, которое также можно применять как пусковую установку. Робот видит на 360 градусов в любое время суток.
Несет нарезное орудие калибра 100 миллиметров и спаренную с ним автоматическую пушку калибра 30 миллиметров. Экипаж - три человека плюс десант. Она подходит для выполнения специальных операций и ведения общевойскового боя. Техника обладает высокой проходимостью и скоростью, отличается готовностью к смене театра боевых действий.
Представители отечественной государственной корпорации «Ростех», в состав которой входит множество российских компаний и объединений, занимающихся производством военной техники, сообщили о том, что сейчас ведутся работы над созданием нового двигателя, подходящего для бронетехники. В частности, речь идёт о новой боевой машине пехоты БМП-3, которая может получить не только более мощный и эффективных двигатель, но и новую систему прицеливания и средства связи. Данный силовой агрегат позволит боевой машине не только развивать более высокую скорость, но и поспособствует повышению манёвренности и более быстрой смене режимов работы», - отметили представители корпорации.
Помимо силового агрегата, который точно подлежит замене, новые БМП-3 получат современные прицельные приспособления, обеспечивающие панорамный обзор.
Боевая машина пехоты БМП-3, описание и характеристика
За первый квартал текущего года предприятие поставило боевых машин пехоты столько же, сколько за весь 2019 год». Новости 2018 — 2021 upgraded infantry fighting vehicle BMP-3. Боевая машина пехоты БМП‑3 «Драгун» с безэкипажным боевым модулем и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, по сравнению с серийно выпускаемой БМП‑3, имеет следующие преимущества. «Курганмашзавод» (КМЗ, входит в холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех») отгрузил Минобороны партию боевых машин пехоты БМП-3, оснащенных прицелами «Содема» и дополнительными элементами защиты, сообщили в госкорпорации. Российская боевая машина пехоты БМП-3, несмотря на противоречивые мнения, оказалась в числе самых популярных экспортных машин и планируется к закупке. Боевая машина пехоты стала более «живучей». Впервые БМП-3 с динамической защитой представили еще в 2001 году на выставке в Омске, пишет РИА Новости.
Боевая машина пехоты БМП-3, описание и характеристика
Боевая машина пехоты В главной роли на поле боя Проверенная многолетней эксплуатацией боевая машина пехоты с обновленной системой управления огнем и мощным вооружением гарантирует поддержку войск на поле боя в любой тактической ситуации, в том числе в условиях применения оружия массового поражения. БМП-3 — уникальная боевая машина, может применяться в качестве боевой машины пехоты, истребителя танков, плавающего транспортера и машины огневой поддержки. Вооружение БМП-3 включает 100 мм орудие-пусковую установку, 30-мм автоматическую пушку и 7,62-мм пулемет в едином блоке, а также два пулемета в автономных установках в носовой части корпуса, из которых могут вести огонь десантники или механик водитель машины.
Более мощная рация Р-173, действующая до 40 км; БМП-3Ф, машина для морской пехоты и сил, дислоцированных в прибрежной зоне.
Способна противостоять волнению до 3х баллов и держаться 7 часов на воде; БМП-3М, усовершенствованная модель, с повышенной огневой мощью и защитой. Распознает технику противника за 4,5 км, броня выдерживает 12,7-мм бронебойные пули; БМП-3 c активной защитой «Штора-1», эффективно противостоящая ПТУРам противника; БМП-3 с боевым модулем «Бахча-У», превращающая БМП в противотанковую систему, поражающую на расстоянии 5,5-6 км; БМП-3М «Драгун», с измененной компоновкой, мотор снова впереди, усиленным двигателем и боевыми модулями с новым орудием 2А75 125-мм; БМП-3 «Деривация», оснащенная необитаемым модулем с 57-мм пушкой. Представленные изменения далеко не все, что было сделано с момента принятия БМП-3 на вооружение.
В разные годы появлялись машины, предназначенные для ремонтно-эвакуационных работ, разведки, разминирования и даже прокладки дорожного полотна. Некоторые образцы признавались удачными и попадали в серию, какие-то остались только прототипами. Потенциал БМП не израсходован полностью.
Машина получилась неоднозначная, но удачная по своим характеристикам для выполнения более сложных задач, нежели доставка и поддержка пехоты на поле боя. Боевое применение Доподлинно известно о боевом применении БМП-3 российскими армейскими подразделениями в Первой Чеченской кампании. При использовании бронемашины часто возникали всяческие проблемы, но историки оружия связывают их с очень плохой обученностью личного состава частей.
Это, в свою очередь, объясняется тем, что более опытные военнослужащие в тот период были командированы за границу. Боемашины применялись армией ОАЭ в ходе начатой в феврале 2015 интервенции во время гражданской войны в Йемене, ориентировочно передавались боеформированиям повстанцев. Там и произошла единственная достоверно подтвержденная боевая потеря БМП-3: одна из бронемашин, использовавшихся пехотинцами ОАЭ, выведена из строя подрывом на противотанковой мине, поставленной хуситами.
Преимущества и недостатки Офицеры-практики и хорошо поинформированные независимые специалисты сходятся в оценке, что ТТХ БМП-3 вполне отвечают условиям эксплуатации, в которых несут службу сухопутные подразделения ВС РФ. По их отзывам, боемашина: прекрасно плавает, преодолевая водные преграды без специальной предварительной техподготовки; надежна как в жарком, так и холодном климате; обладает отличными ходовыми качествами, по сравнению с предыдущими машинами — «копейкой» и «двойкой», благодаря переносу двигателя в заднюю часть корпуса не распространяется на модификации с мотором спереди — см. Эксперты высоко оценивают вооружение боемашины.
Минусом является отсутствие опции выноса ПТРК наружу и работы с переносной пусковой установкой, которая была в предыдущих бронемашинах, но в базовой «троечке» почему-то не предусмотрена. Еще один, более существенный недостаток, — отсутствие в списке характеристик БМП-3 механизма изменения клиренса, что отрицательно влияет на проходимость боемашины и точность огня на пересеченной местности.
Курс на создание нового поколения военной техники и вооружения, заданный государственной программой развития вооружений России до 2020 года требует сегодня от предприятий ОПК не только четкого выполнения гособоронзаказа, но и реализации разработок в инициативном порядке. Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы» в числе тех, кто ежегодно предлагает новые виды боевой техники и варианты модернизации наиболее востребованных ее образцов. Это справедливо для всех предприятий «Тракторных заводов», представляющих военное направление, но абсолютным лидером по новинкам, безусловно, стала курганская площадка Концерна, которую представляют ОАО «Курганмашзавод», единственный в России производитель боевых машин пехоты, и ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения», ведущее КБ России по проектированию гусеничных боевых машин пехоты.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью.
Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Советская гусеничная машина БМП-3 вызывает у многих граждан смешанные чувства. Одни считают ее новой вехой в развитии бронетранспортеров. Другие называют откровенным конструкторским фиаско. Несмотря на это, сегодня БМП-3 стоит на вооружении России и активно используется.
Что же данная машина из себя представляет, и почему вокруг нее возникает столько споров? Лучшая советская БМП. Фото: yaplakal. История БМП-3 началась еще в советские времена в далеком 1977 году. Первая БМП-3 появилась на свет в 1983 году, после чего на протяжении трех лет машина проходила разнообразные государственные испытания.
Новое русское «боевое железо»: «Мальва», «Птицелов» и «Бородач»
Боевая машина пехоты (БМП), в третьей версии, для Сухопутных войск СССР, была принята на вооружение в 1987 году и за все время прошла несколько модернизаций. А вот закупка новых боевых машин Б-19 с модулем Эпоха (на шасси БМП-3), которые дебютировали на прошлогодних учениях, обойдётся казне в 167 млн. за экземпляр. Боевая машина пехоты БМП-3. Холдинг "Высокоточные комплексы" (госкорпорация "Ростех") отгрузил Минобороны России первую в 2023 году партию боевых машин пехоты БМП-3 в рамках государственного оборонного заказа. В зоне проведения специальной военной операции была замечена боевая машина пехоты БМП-3, на которой установлен штатный комплект динамической защиты. Боевая Машина Пехоты-3 — советская, а потом уже российская бронированная гусеничная машина.
БМП-3 получит новый улучшенный двигатель
Несет нарезное орудие калибра 100 миллиметров и спаренную с ним автоматическую пушку калибра 30 миллиметров. Экипаж - три человека плюс десант. Она подходит для выполнения специальных операций и ведения общевойскового боя. Техника обладает высокой проходимостью и скоростью, отличается готовностью к смене театра боевых действий.
Каждый вариант имеет свои преимущества, при переднем расположении двигатель служит дополнительной защитой экипажа и десанта, облачается высадка десанта назад — наименее опасный вариант в бою; при заднем расположении двигателя улучшается обзор механика-водителя, обитаемость внутреннего объёма, более выгодно распределяется вес по длине машины. Машина прошла все стадии опытно-конструкторской разработки и испытаний, преодолела все субъективные взгляды самых различных инстанций и организаций, прежде всего МО, и была принята на вооружение. Таким образом, освоением машины промышленностью с последующими проверками, в том числе в войсках, есть необходимый и обязательный этап становления любого массового образца.
А вот этот важный этап «БМП-3» в полном объёме не довелось пройти из-за известных катаклизмов в стране и в армии, что, безусловно, не может не отразиться на отработке её надёжности. Обозначился недопустимый разрыв в завершении работ над машиной, что, как правило, приводит к дезорганизации головных КБ, потере специалистов. Сколько могут ещё машина и КБ существовать на иностранных заказах, а российская армия — узнавать, как удобно другим армиям пользоваться нашей машиной? Надо также чётко представлять, что любая БМП является базовой для большого семейства машин командирских, командно-штабных, разведывательных, БРЭМ, машин родов войск самого различного назначения. Например, с учётом роста возможностей транспортной авиации напрашивается решение довести её возможности для использования в частях ВДВ с целью резкого повышения их боевых качеств и ликвидации целого класса уникальных машин семейства БМД. К этому надо добавить отработку войсковых ремонтных средств, включая подвижные ремзаводы.
Обитаемость и эргономика, это такие свойства, которые справочники благополучно обходят. Они весьма многогранны и разнообразны. БМП наряду с окопом землянкой является или должна являться родным домом мотострелка. В ней он должен совершить масштабные переходы, в том числе по заражённой местности, питаться, восстанавливать свои силы после боёв в пешем строю, держать в ней часть личного имущества и дополнительный комплект боеприпасов к табельному оружию, существовать в далеко не совершенном в психологическом отношении коллективе, не быть большой помехой остальным в случае ранения или недомогания и, в конце концов, иметь возможность, как говорят в армии, оправиться. Неплохо бы иметь на машине и другие минимальные средства гигиены, хотя бы электробритвы на стадии ОКР даже заикаться об этом не дадут, хотя электроэнергии на современной машине достаточно. Ведь после ввода БМП в бой бойцы должны выскочить из машины «как огурчики», если бы удалось реализовать всё необходимое для них хотя бы на половину.
Посмотрим с этой точки зрения на «БМП-1». В учебном использовании её десантное отделение, как правило, стараются загрузить, дабы она не «взбрыкивала» на каждой точке из-за смещения центра тяжести вперёд в сторону моторно-трансмиссионного отделения. Десант, извините «живой груз», жёстко не привязанный к конструкции машины, поэтому в какой-то мере сам способен раскачивать машину: «огурчики укачиваются и киснут», теряя боеспособность. На «БМП-2» удалось уйти от этой неприятности смещением башни в сторону кормы. Но вот ещё более сложная проблема: люди дышат — не очень большой секрет, но в достаточно ограниченном объёме, в котором без вентиляции существовать просто нельзя. Что же за объём в «БМП-2»?
Примерно 0,5 м. Прикиньте кубатуру помещения, в котором вы читаете эти строки, умножьте на 2 и попробуйте не ужаснуться количеству людей. Человек вдыхает примерно 8 литров воздуха в минуту в спокойном состоянии, однако в выдохе содержится много углекислоты. К тому же, резко увеличивается паровыделение, особенно в условиях жаркого климата, приводя к повышению влажности в обитаемом отделении до недопустимых значений. Требование по частоте обмена воздуха в таком малом объёме вступает в противоречие со скоростью потока, подаваемого на рабочее место, — «сквозняки» гарантируют пневмонию и др. На «БМП-3» обитаемый объём на человека удвоен, что значительно снижает риск заболевания.
Нетрудно себе представить не столь масштабную страну, как наша, где можно по условиям пребывания ограничиться значительно меньшими объёмами на человека, а потом ссылаться на эту БМП, где за счёт отказа от этого требования реализованы другие, более актуальные для данной страны качества. В боевых условиях всё это усугубляется загазованностью от основного вооружения и табельного оружия мотострелков. Что касается основного оружия, то этот процесс более или менее регулируется конструктором БМП и оружия, а вот стрелковое оружие не отвечает самым примитивным требованиям: необходимы привалочные плоскости на автоматах для подсоединения рукавов отсоса газов и утилизации стреляных гильз, являющихся дальнейшими источниками загазованности не только углекислым газом, но и значительно более опасным угарным газом. Это требование не реализуется оружейниками, несмотря на обилие модификаций автоматов, и танковых пулемётов Калашникова, а укороченный автомат был выполнен даже непригодным для использования через герметичные амбразуры БМП, БМД и БТР. Одним из нерешённых до настоящего времени вопросов для БМП — безопасная посадка и высадка находу: возможность забрать мотострелков, прижатых к земле шквальным пулемётным огнём, или доставить 2 — 3 мотострелков на внешних подножках к очередному укрытию. В «БМП-3» предусмотрена возможность дополнительного размещения 1 — 2 человек по сравнению с «БМП-2» , например технической службы и др.
Кроме того, введены ремни безопасности на местах мотострелков, позволяющие фиксировать щадящим образом легкораненых или просто дремлющих на марше. Как правильно указывают многие авторы, в наступательном бою основная масса огня ведётся на подавление. На «БМП-2» этому мешает загазованность обитаемого отделения, с одной стороны, и неудобство использования автоматов из-за необходимости наклоняться для прицеливания в стороны за автоматом, мешая соседям, а узкое поле зрения через амбразуру затрудняет ориентирование на местности. На «БМП-3» этот недостаток ликвидирован за счёт применения индивидуального размещения стрелков и нового способа прицеливания через штатный триплекс, за счёт введения в него метки положения ствола. Экипаж «БМП-3» составляют 3 человека командир, механик-водитель и наводчик-оператор десант — 7 человек. Механик-водитель располагается в отделении управления по оси машины.
По бокам от него размещены два стрелка. За отделением управления расположено боевое с установкой вооружения в 2х местной башне. В башне слева размещается оператор-наводчик, справа — командир. За боевым расположено десантное отделение, где на складных сиденьях размещаются 5 десантников. Десанту сохранили возможность высадки в сторону кормы. Для этого крыша МТО выполнена ниже крыши корпуса, так что между ними образуется своеобразный тоннель.
С кормы этот тоннель закрыт 2х створчатой дверью, сверху — прямоугольными крышками люков. При открытых дверях и люках десант получает проход в сторону кормы. Правда, расположен этот проход довольно высоко, и для облегчения посадки на корме закреплены две широкие откидные ступени. В прямоугольных крышках люков десантного отделения, в свою очередь, прорезано по одному круглому люку. Два люка с откидными крышками имеются в крыше башни, а в крыше корпуса впереди ещё три — механика-водителя и членов десанта. Объём корпуса увеличивают надгусеничные ниши.
Шипунова, В. Грязева , предложив так называемую «тройчатку», в которой наряду с 30-мм автоматической пушкой было установлено 100-мм нарезное орудие низкой баллистики под один из лучших ОФ снарядов танковых пушек 100-мм пушек «Д-10» , траектория которого наилучшим образом реализовала осколочные возможности этого снаряда. Это орудие удачно сочеталось с возможностью БМП компенсировать креновые ошибки за счёт независимого управления клиренсом на каждом из бортов. Использование данного снаряда с экспериментальным помехозащищённым радиовзрывателем передатчиком дистанционного действия взрыв на высоте 2 метра над поверхностью показали высокую эффективность при действии по живой силе, в том числе находящейся в окопе. В своё время наука определила что эффективным достаточным пулемётным огнём на подавление можно считать плотность огня в полосе наступления не менее 47 пуль на погонный метр в минуту. С учётом спаренного пулемёта, двух пулемётов в шаровых установках в носовой части машины, а также табельных автоматов мотострелков «БМП-3» способна создать такую зону уверенного подавления танкоопасных средств ближнего боя в полосе наступления, прикрыть огнём спешенных мотострелков, поразить управляемым снарядом контрнаступающие танки или вывести их из боя обстрелом из 30-мм автоматической пушки.
Обилие на БМП пулемётов нормального калибра не случайно — огонь на подавление одним танковым пулемётом Калашникова обеспечить затруднительно из-за его возможного перегрева, для БМП нужны пулемёты более массивные, в крайнем случае — охлаждаемые, с выбросом стреляных гильз за пределы машины. Другое дело, что не всё в порядке с самими мотострелковыми подразделениями, на что ещё в середине 70х годов обращал внимание соответствующих ведомств генерал-лейтенант Ю. Весь комплекс установлен в низкопрофильной, конической башне в качестве основного вооружения установлены в единой маске жёстко связанные друг с другом 100-мм орудие — пусковая установка, «2А-70» и 30-мм автоматическая пушка «2А-42». С пушками «строен» 7,62-мм пулемёт «ПКТ». Кроме того, в скулах лобовой части корпуса установлены 2 курсовых пулемёта «ПКТ», огонь из которых ведут стрелки, сидящие по бокам от механика-водителя или сам водитель. Заметим, что комплекс вооружения «БМП-3» был выбран не сразу.
Опытная модель БМП — «Объект 688» 1981год и имела 30-мм автоматическую пушку, 30-мм гранатомёт «АГ-17» и ПТРК «Конкурс», причём всё вооружение было собрано в единой установке, вынесенной над небольшой башней. Используемый в выстреле снаряд «ЗОФ-32», ранее разработанный для буксируемой пушки «БС-3» и самоходной пушки «СУ-100», имеющий толстостенный корпус из стали С-60, малый коэффициент наполнения 0,108 и, как следствие, невысокое осколочное действие. Шипунова и С. Березина новый 100-мм выстрел «ЗУОФ-19» с увеличенными дальностью стрельбы и осколочным действием. В России активно разрабатываются перспективные конструкции 40-мм снарядов, в том числе осколочно-пучковые снаряды, снаряды схемы «СВАРОГ», снаряды с уменьшенным полётным временем, снаряды с кольцевым поражающим элементом, бронебойно-осколочные снаряды прямого попадания и т. Включение подобных снарядов в боекомплект БМП позволило бы резко расширить тактические возможности БМП в борьбе с наземными и воздушными целями.
Механизм заряжания полуавтоматического действия состоит из конвейера, механизма загрузки, досылателя и механизма выброса. Конвейер обеспечивает размещение выстрелов и их перемещение на линию выдачи в плоскость заряжания , с которой происходит захват выстрела механизмом загрузки. Каркас конвейера, в котором 22 артвыстрела уложены в лотки и фланцы гильз зафиксированы в пазах подпружиненных упоров, размещён под полом боевого отделения и может вращаться относительно последнего с помощью электромеханического или ручного аварийного привода. Механизм загрузки, захватывая выстрел из конвейера, подаёт его на линию заряжания, откуда выстрел досылателем подаётся при этом 2 цепи выдвигаются из редуктора и располагаются параллельно, образуя жёсткий досылающий элемент в зарядную камору орудия. На задней части крыши башни закреплён механизм выброса, предназначенный для удаления стреляных гильз из машины. ПТУР вместе с орудием и аппаратурой управления составляют комплекс управляемого вооружения.
Система наведения ПТУР — полуавтоматическая по лучу лазера, максимальная дальность стрельбы — 4000 метров, минимальная — 100 метров. Кумулятивная боевая часть обеспечивает бронепробиваемость 660-700 мм. При стрельбе с места вероятность попадания достигает 0,8. В боекомплект может входить также выстрел с подкалиберным бронебойным снарядом «3БМ-25». Пробиваемая толщина брони 30-мм бронебойным подкалиберным снарядом «Трезубка» под углом 60 градусов от нормали на дальности 1500 метров составляет 25 мм, что недостаточно для поражения лобовой брони состоящих на вооружении иностранных БМП, например БМП «Мардер», а тем более, вновь разрабатываемых БМП с повышенной противоснарядной стойкостью. Сравнительно слабым является действие 30-мм осколочно-фугасных снарядов по сооружениям.
На дальностях более 1000 метров 30-мм ОФС не пробивает кирпичную стенку «в один кирпич» 0,25 метра. Между тем при использовании БМП в региональных конфликтах способность борьбы с живой силой в зданиях и сооружениях приобретает решающую роль. Например, в ливанской кампании 1976 года в боях сирийской армии с отрядами ООН в Бейруте и Сайде великолепно зарекомендовали себя приданные сирийским танковым частям 57-мм зенитные самоходные установки «ЗСУ-57-2», которые эффективно очищали верхние этажи домов от снайперов и расчётов РПГ. Так, например, для гарантированного поражения легкобронированной цели из пушки «2А-42» требуется от 3-х до 5-ти попаданий, а при стрельбе из орудия «2А-70» по тем же целям достаточно одного попадания осколочно-фугасного снаряда для их гарантированного поражения. При этом не имеет значения, на какую дальность ведётся стрельба — на 100 или на 4000 метра, мощный заряд ВВ 1,65 килограмм достаточно эффективно «разворачивает» легкобронированные корпуса БМП и БТР. При испытаниях во время стрельбы сходу при совершении флангового движения по реальным целям типа БТР на дальностях от 3500 до 4200 метра, результаты впечатляющие, есть в архиве и видеозапись этой стрельбы, произведённая через тепловизионный прицел.
Большие углы возвышения подобного комплекса вооружения обеспечивают решение огневых задач по уничтожению высокорасположенных целей, а так же стрельбу с закрытых огневых позиций для обеспечения поддержки первого эшелона батальона боевыми машинами второго эшелона резерва этих подразделений, при условии подвоза дополнительного боекомплекта для орудий «2А-70». Вполне вероятно в ближайшей перспективе включение в состав комплектов вооружения «БМП-3» более мощных автоматических пушек, например, калибром 57-мм, а также и ПТРК нового поколения. В настоящее время в нашей стране в КБ «Буревестник» проводятся проработки боевого отделения для лёгких боевых машин с 57-мм автоматической пушкой и автоматизированной СУО. При стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 1250 метров пушка обеспечивает пробитие 100 мм брони, другими словами, пробивает борт любого современного танка и любую проекцию всех существующих БМП лёгкого класса. Ведутся работы и над созданием бронебойно-подкалиберного снаряда для такой пушки. Естественно, что бронепробиваемость этого снаряда будет значительно выше.
Максимальная наклонная дальность стрельбы по воздушным целям составляет более 6 километров, при этом для гарантированного поражения любой из них достаточно одного прямого попадания осколочно-фугасного снаряда. Работа пулемёта «ПКТ», размещённого в той же маске слева от пушки, обеспечивается своей системой питания, предназначенной для размещения патронной ленты, подвода её к приёмному окну пулемёта, отвода и сбора стреляных гильз и лент пулемёта, а также звеньев лент пушки «2А-72». Гильзозвеньеотвод имеет два канала. По одному из них отводятся гильзы, по другому — звеньям. Штатный боекомплект составляет: 22 выстрела с ОФ снарядом к орудию «2А-70» в конвейере механизма заряжания 8 ПТУР к оружию «2А-70» 3 на полу боевого отделения, 5 в укладке в нише левого борта. Боекомплект 500 выстрелов к пушке «2А-72» в магазинах питания пушки составляет 305 осколочно-фугасно-зажигательных «ЗУОФ-8» и осколочно-трассирующие «ЗУОР-6», а остальные снаряды бронебойно-трассирующие «ЗУБР-6», питание 2-х ленточное.
Кроме того, имеется не механизированная укладка, размещённая под центральными сиденьями десантников около моторно-трансмиссионной перегородки. В ней могут располагаться 18 выстрелов к орудию «2А-70» или 250 выстрелов к орудию «2А-72». Время зарядки полного боекомплекта всем боевым расчётом — около 45 минут. Прицел — прибор наведения ППН «1К-13-2» наводчика-оператора — комбинированный дневная и пассивно-активная ночная ветви с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Кратность увеличения в дневной ветви — 8х, в ночной — 5,5х. Углы поля зрения составляют 5 градусов и 6 градусов 40 минут.
Прибор сочетает в себе функции прибора наведения к УВ кроме ППН аппаратура управления включает преобразователь, блок управления, электронный блок и прицела для стрельбы артиллерийскими выстрелами. Стрельба ПТУР ведётся только в светлое время суток. Дополнительный прицел наводчика-оператора «ППБ-2» предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям. Прибор перископический, монокулярный, с кратностью увеличения 2,46 — 2,6х и полем зрения 25 — 28 градусов. Командир может брать управление вооружением на себя, для стрельбы по воздушным и наземным целям он использует монокулярный перископический прицел «1ПЗ-10» с увеличением 1,2х и 4х и полем зрения 49 и 14 градусов. Комбинированный прибор наблюдения «ТКН-3МБ» пассивно-активный, дневная ветвь имеет увеличение 4,75 — 5х и поле зрения 9,5 — 10 градусов, а ночная 2,85 — 3х и 7,75 — 8 градусов.
Установленный на маске блока оружия лазерный дальномер «1Д-16» измеряет дальности от 500 до 4000 метров с точностью до 10 метров. Кроме указанных приборов оператор имеет для наблюдения призменные смотровые блоки, командир — несколько призменных блоков по периметру люка. Для стрельбы из 2х пулемётов, размещённых в автономных установках, используются призменные приборы «ТНП-3ВЭ-01». Данный прибор выполнен с использованием волоконной оптики, и прицеливание осуществляется путём наведения на цель светящегося перекрестия в поле зрения призменного прибора с широким углом обзора. На дальностях до 150 метров с использованием «ТНП-3ВЭ-01» мощно вполне успешно решать задачи, а крепление оружия стрелков в замках шаровых опор обеспечивает им осуществление прицеливания из него одной рукой. При постановке «ПКТ» в автономных установках на стопор по — походному пулемёты превращаются в курсовые и могут использоваться для стрельбы механиком-водителем.
В бортах десантного отделения имеются по две амбразуры для стрельбы из оружия десанта, амбразура проделана и в створке кормовой двери, хотя пользоваться ею не слишком удобно. Для наблюдения десант имеет призменные блоки. В машинах гранатомётных взводов мотострелковых батальонов предусмотрено крепление для автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя». Корпус и башня машины выполнены из алюминиевых броневых сплавов. Наиболее ответственные проекции усилены стальной катаной бронёй таким образом, что они представляют собой разнесённые броневые преграды. Использование сравнительно толстых листов алюминиевой брони позволило получить прочную, жёсткую, герметичную конструкцию и добиться при этом некоторой экономии массы по сравнению с равностойкой стальной конструкции.
Защитные функции выполняют так же стальные волноотбойный щиток на верхнем лобовом листе и откидной отвал оборудования для самоокапывания на нижнем лобовом листе. В целом броневая защита обеспечивает стойкость от пуль и осколков снарядов вкруговую, а лобовые детали корпуса и башни в пределах традиционных углов безопасного маневрирования — от, калиберного бронебойного снаряда 30-мм пушки с дальности 300 метров. Машина имеет защитную окраску как правило, камуфляж , оснащена термодымовой аппаратурой на изогнутом бронеэкране башни, по обе стороны от орудийной установки крепятся 3х ствольные 82-мм нарезные гранатомёты унифицированной системы постановки дымовой завесы «Туча» 902В. Система способна поставить завесу длинной около 100 метров и высотой 8 метров на дальности 200 — 350 метров. На машине установлен V-образный угол развала 144 градусов 4х тактный, 10ти цилиндровый, безнаддувный дизельный двигатель «УТД-29». Его максимальная мощность в условиях объекта 450 л.
Ёмкость топливной системы — около 700 литров. Для работы двигателя забор топлива осуществляется из правого бака. В системе питания воздухом предусмотрена его очистка с помощью бескассетного циклонного одноступенчатого воздухоочистителя с автоматическим эжекционным удалением пыли. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Для подготовки к пуску в холодное время используется форсуночный подогреватель, обеспечивающий подогрев охлаждающей жидкости, масла двигателя в баке и пускового всасываемого воздуха. Удельная мощность свыше 25 л.
Для машины, передвигающейся, на поле боя от укрытия к укрытию, делающей короткие остановки для стрельбы, приёмистость, как и скорость, — вопрос жизни. Двигатель монтируется в одном блоке с гидромеханической 4-ступенчатой реверсивной трансмиссией с бесступенчатым механизмом поворота 4х скоростной планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом поворота с гидрообъёмным приводом и отбором мощности на водомётные движители. В ней используются комплексная однореакторная гидродинамическая передача с блокировочным фрикционом. Такая трансмиссия выгодно отличается от механической установленной на «БМП-1» и «БМП-2» автоматическим бесступенчатым изменением передаточного числа и тяговых усилий на гусеницах при изменении сопротивления движению. А это увеличивает среднюю скорость движения машины и облегчает управление. Гидрообъёмная передача привода поворота — аксиально-поршневая с регулируемым насосом.
Бортовые редукторы — одноступенчатые, планетарные. Остановочные тормоза дисковые, сухого трения, постоянно разомкнутые. В приводе тормозов установлен гидроусилитель. Для управления трансмиссией водитель пользуется рулевой колонкой, на которой кроме штурвала мотоциклетного типа смонтированы рукоятки переключения передач, включения водомётных движителей и управления их заслонками. Двигатель и узлы трансмиссии компактно собраны в силовой блок, малая высота которого и позволила создать «тоннель» в корме машины. Механик-водитель действует штурвалом, переключателем передач и педалями газа и тормоза, а его приборы наблюдения оснащены гидропневмоочисткой.
БМП-3 имеет алюминиевый броневой корпус и алюминиевую башню [3]. Алюминиевая броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков [13]. По данным Московского машиностроительного завода «Знамя», лобовая броня выдерживает попадания 30-мм снарядов с дистанции 200 м [14].
Крыша и борта выдерживают пулю Б-32 калибром 12,7 мм с дистанции 100—200 метров[уточнить] По результатам контртеррористической операции в Сирии российские военные сочли бронирование БМП-3 недостаточным и потребовали его усилить. В итоге принято решение оснастить машины дополнительными стальными броневыми экранами и металлической решёткой для защиты от выстрелов из РПГ. В 2019 г.
The National Interest выяснил, что поступившая в войска в 2019 г. Осенью 2023 года объявлено о резком ускорении выпуска комплектов дополнительной защиты, включающих бронеэкраны и металлические решётки, производство которых относительно 2022 года увеличилось в 30 раз [18]. Утверждается, что они монтируются на все новые БМП-3 [19].
При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,7 тонны, что не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При десантировании частичной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша над проходом в задней части двигателя. Топливные баки в передней части служат дополнительной защитой [14].
Автоматическая 30-мм спаренная пушка 2А72 , скорострельность 330 выстрелов в минуту, боекомплект — 300 ОФЗ и 200 БТ выстрелов. Для достижения приемлемой кучности при автоматике, основанной на отдаче с длинным ходом ствола, применена подвижная муфта, соединяющая стволы 2А70 и 2А72. Пулеметы ПКТ 7,62х54 : 2 курсовых в корпусе, управляются бойцами по бокам от механика-водителя либо при их спешивании — дистанционно и синхронно механиком-водителем и 1 спаренный с пушками в башне.
Стабилизатор — 2Э52-2. Возможна стрельба на плаву. Эффективная дальность стрельбы 4 км для 100-мм орудия, до 3,5—6,0 км — для ПТУР, 2 км — для 30-мм пушки.
Эффективная дальность стрельбы 4 км для 100-мм орудия, до 3,5—6,0 км — для ПТУР, 2 км — для 30-мм пушки. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются. Система управления огнём СУО имеет автоматический и ручной режимы и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, возможна стрельба по низколетящим и зависшим вертолётам с применением СУО [20] однако ряд экспертов подвергают сомнению эффективность зенитного огня из 30-мм пушки с темпом стрельбы 330 выстрелов в минуту [21] Подвижность[ править править код ] Дизельный двигатель УТД-29 имеет малую высоту; для выхода десанта, размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем. Натяжение гусениц управляется с места механика-водителя. Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Плавать может с минимальной подготовкой, есть функция заднего хода для плавания, есть помпа для откачки воды.
Все 6 опорных катков с каждого борта — с гидроамортизаторами [22]. Модификации[ править править код ] БМП-3К — боевая машина пехоты командирская , разработана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Основные тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина оснащена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приёмником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173 , дальность связи до 40 км [23]. БМП-3Ф — боевая машина морской пехоты, создана на базе БМП-3 и предназначена для ведения боевых действий подразделениями морской пехоты, пограничными и береговыми войсками в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта.
От БМП-3 отличается увеличенным запасом плавучести и остойчивости машины, исключено оборудование для самоокапывания, установлены телескопическая воздухозаборная труба и облегчённый водоотражающий щиток, введены водоотражающие щитки на башне. Обладает высокой манёвренностью на плаву, может двигаться при волнении воды силой до 3 баллов высота волн 0,5—0,75 м и вести стрельбу с требуемой точностью при волнении до 2 баллов высота волн 0,1—0,5 м. Способна выходить на берег в условиях прибойной волны и буксировать однотипное изделие. На машине установлен новый основной прицел «СОЖ» со встроенным лазерным дальномером и каналом управления ПТУР отличается лучшими эргономикой и надёжностью — например, юстировка лазерного дальномера КДТ-2 в составе прицела 1К13-2 , установленного над стволом пушки, легко сбивалась при минимальном внешнем воздействии [24]. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32 мощностью 660 л. Отличается повышенной защищённостью за счёт установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты « Арена-Э », который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БМП-3
Боевая машина пехоты-3 Десантный отсек расположен между МТО и боевым отсеком. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3 [«Братская могила пехоты» или супероружие] Суворов Сергей Викторович. За первый квартал текущего года предприятие поставило боевых машин пехоты столько же, сколько за весь 2019 год». Боевая машина разработана курганским Специальным конструкторским бюро машиностроения. Он способен разогнать БМП-3, машину, массой более 20 тонн до рекордных 70 километров в час, и уверенно работать даже в условиях, когда он поврежден и вытекает масло.
Боевая работа экипажа БМП-3
Боевой машиной пехоты нестандартной компоновки с мощным вооружением мы в начале 1990‑х поразили мир. Боевые машины пехоты БМП-3, оснащенные новейшим боевым модулем «Эпоха», проходят испытания в Минобороны РФ, сообщили РИА Новости в пресс-службе холдинга «Высокоточные комплексы» (входит в Ростех). «Несмотря на свою большую мощность, двигатель УТД-29, установленный на БМП-3 является довольно ненадежным, большое количество поломок по «механической части» связано именно с ним. В первое время эксплуатации «БМП-3» основной причиной выхода из строя машин было разрушение двигателя «УТД-29» вследствие масленого или водяного гидравлического удара. Он разработан на базе боевой машины пехоты БМП-3 с модулем "Синица". Машина работает без экипажа, функции механика-водителя и стрелка роботизированы.