Прежде чем стать писателем, Бажов побывал школьным учителем, городским главой, главным редактором газеты, подпольным красным партизаном. Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Интересные факты про П. П. Бажова. Существует множество интересных фактов о жизни этого незаурядного человека.
Хозяин Малахитовой шкатулки
В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. В Москве есть улица Бажова, а рядом с ней находится улица Малахитовая, получившая своё название в честь его произведения «Малахитовая шукатулка». По Волге курсирует теплоход под названием «Павел Бажов». В 1999 году была учреждена особая литературная премия имени Бажова.
Если оно вам не знакомо — читайте дальше. Что такое флибустьер... Приобрела популярность благодаря участию в реалити-шоу «Дом 2», в... В этот период день заметно сокращается, а температура становится все... В этом всемирно известном музее... Ведь Антон Павлович Чехов — один из самых известных драматургов в мире. Вошел в историю литературы, как один из... В холодных водах океана обитает... Имя этого полководца знают во всем мире. За свою биографию она 2 раза становилась абсолютной чемпионкой мира 1999 и 2003 , 5... Данное островное государство находится на западе Тихого... Причем не по дням, а по часам. Расстроился еврей и решил ехать к ребе в синагогу, просить совета. Приезжает и говорит: -... Эти советы будут не только полезным дополнением в вашей повседневной жизни,... Это слово все чаще и чаще встречается в современном лексиконе, однако далеко не все понимают его значение.... Они преимущественно обитают на территории Южной Америки.... Оно является самым глубоким озером на Земле и представляет собой крупнейший... Этот город является священным сразу для 3-х... Это чрезвычайно неприятная вещь, от которой хочется как можно скорее...
Это были первые фрагменты будущего сборника «Уральские были», который стал предвестником «Малахитовой шкатулки». Там Бажов как бы делился на два персонажа: Бажова-писателя и Бажова-мальчика, который сам появлялся в некоторых рассказах как действующее лицо. Сборник реалистических рассказов о дореволюционной жизни рабочих тепло приняли на Урале, но знаменитым писателем Бажов тогда не стал. В 1929 году Павел Петрович отправил в журнал «Наши достижения» очерк «Потерянная полоса», в котором рассказывалась история выжившего из ума старика-кулака Михайлы, чья жена и невестка ушли в колхоз. Втайне от автора очерк отправили Максиму Горькому в Сорренто. Тот вернул текст обратно, добавив со свойственным ему энтузиазмом несколько десятков правок карандашами разных цветов. Бажов был несколько огорчен, но не удивлен. В середине 30-х отдел Бажова в газете распустили, а сам он вернулся к партийной работе. В 1930 году Павел Петрович опубликовал свою первую и последнюю книгу о современных ему событиях — «Пять ступеней коллективизации». Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва». В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи. Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века. Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии. Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять». В 1936 году Бажов поступил в Литературный институт на заочное отделение. В письме приемной комиссии он назвал себя автором «продукции летописного порядка», которой он сам был свидетелем, и пояснил: «Настолько я все-таки грамотен, чтобы сознавать свою литературную беспомощность… поэтому хотел бы систематизировать обрывки своих литзнаний по отделению прозы». Это писал человек, к тому моменту уже выпустивший несколько десятков книг разной тематики. Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество. До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине». В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну. Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии. А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр. В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве. Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов.
Лучшими произведениями являются следующие сказы Бажова: «Голубая змейка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» и другие. Любят читать дети и такую интересную сказку, как «Серебряное копытце», где рассказывается о том, как старик Кокованя решил приютить у себя сиротку Даренку. Однажды рассказал он девочке историю о необыкновенном козле. Стали они жить в одной избе, а вечерами дедушка рассказывал девочке сказки. А однажды он взял девочку с собой на охоту, оставил ее в избушке лесника, а когда вернулся, то вся избушка была завалена драгоценными камнями, которые козлик своим серебряным копытцем набил. Интересны читателям и такие сказы Бажова, как «Солнечный камень», «Травяная западенка», «У старого рудника», «Хрупкая веточка», «Чугунная бабушка», «Шелковая горка» и другие. Сказ «Каменный цветок» Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу. А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны. Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке. И остался доволен результатом работы. Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы. Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы. Она просит Степана, чтобы он передал начальнику местного рудника сообщение о том, чтобы тот оставил в покое этот рудник. За это она обещает выйти замуж за Степана. Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое. Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека.
Интересные факты о Бажове
10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия | Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Пермской губернии в обычной крестьянской семье. |
Биография Павла Бажова | В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. |
57 интересных фактов о Бажове Павле Петровиче, авторе «Хозяйки медной горы» | Мулярчик Е.В. Исследования интересных биографических фактов жизни П. П. Бажова в Пермском крае. |
Бажов в деталях
Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. Мулярчик Е.В. Исследования интересных биографических фактов жизни П. П. Бажова в Пермском крае. Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж. Мулярчик Е.В. Исследования интересных биографических фактов жизни П. П. Бажова в Пермском крае.
Интересные факты из жизни Бажова
Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых. Павел Петрович Бажов, биография которого интересна для читателей, написал много замечательных произведений, которые известны всему миру. Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет.
7 интересных фактов о личной жизни и потомках Павла Бажова
Перми, записывал сказы. В 1905 г. Становится учителем русского языка. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Впервые начал печататься в 1913 г.
Мамин-Сибиряк как писатель для детей». В городе Камышлове в феврале 1917-го был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров. В июле того же года — главный редактор городской газеты. С 1918 г.
Попадает в плен к колчаковцам, через несколько дней бежит и становится подпольщиком в Сибири, а затем — партизаном. В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян на Урале массовая волна расстрелов духовенства прокатилась в 1918 г.
Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение.
И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница.
Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей.
Рассказываем, каким Павел Бажов был депутатом. Бажов баллотировался по Красноуфимскому избирательному округу. Как и любой кандидат, он встречался с избирателями, выступал на радио. Он ездил по Уралу, встречался с жителями в школах, артелях и на заводах. Те, кому посчастливилось протиснуться хотя бы к стенке в помещении, перешептывались: «А какой простецкий… Прямо нашинский старичок», - писала газета «Голос колхозника» о приезде писателя в село Манчаж. Павел Бажов стал депутатом в 1946 году Фото: Объединенный музей писателей Урала Выборы состоялись 10 февраля и Бажова избрали депутатом.
Соответственно он получил депутатское удостоверение и пропуск в Кремль на сессии Верховного Совета за подписью коменданта московского Кремля. По этому документу Бажов мог входить через Боровицкие и Спасские ворота. Кстати, от Свердловска до Москвы Бажов ездил бесплатно. Также новый статус позволял ему брать с собой до 35 килограммов багажа и ездить в спальном или мягком вагоне или даже каюте 1-го класса. Официально он принимал каждый четверг с 12.
Во время Первой мировой войны Бажова не призвали на фронт: многодетный отец и учитель. Когда началась Октябрьская революция 1917 года, Павел Петрович не остался в стороне и поддержал большевиков — тех, кто, по его мнению, защищал интересы простых людей. Деятельный, образованный, энергичный Бажов получил высокую должность. Новая власть поставила Павла Петровича руководить комиссариатом просвещения. Бажов с красногвардейцами.
Возможно, это обстоятельство спасло ему жизнь. Пытаясь пробиться к семье, Павел Петрович попал в плен, чудом бежал. Вот тогда судьба сделала его нашим земляком, пусть и ненадолго. История с Бажовым обросла легендами и вымыслами. Доподлинно известно только то, что будущий автор «Уральских сказов» весной 1919 года бежал с Урала, где редактировал красноармейскую газету. Высадился в Барабинске. Но там было неспокойно, и он перебрался в Каинск ныне Куйбышев. В уездной управе вновь объявившемуся учителю предложили Бергуль — «край света, коренной урман». В то время это было село из 100 дворов, основанное кержаками. В Бергуле Бажов под фамилией Кирибаев прожил три месяца, где работал учителем.
Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли. Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась. В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии.
Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец». К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях. Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи.
В Свердловске советская власть поставила перед Бажовым и еще одну задачу — сбор рабочего и крестьянского фольклора как достояния русской культуры. Началась кропотливая работа, которая приносила Бажову большое удовольствие. Он любил родные края и был рад своим творческим командировкам. В 1924 году вышла первая книга очерков — «Уральские были». Но не всегда все было гладко в жизни писателя.
Бажов в деталях
Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара. Всю жизнь Бажов посвятил красоте русского языка и писательской деятельности. Всю жизнь Бажов посвятил красоте русского языка и писательской деятельности. Интересные факты о бажове. российский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Вот несколько.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
Профессии священника предпочел сельскую школу, где преподавал русский язык. Участник Гражданской войны, куда вступил в качестве добровольца, будучи в зрелом и осознанном возрасте, не имея юношеских иллюзий. Прошел тюремное заключение, совершил побег, укрывался от преследований, был дважды исключен из партии. Работал в редакции крестьянской газеты, увлекался журналистикой, освещал события в книгах, герои которых подверглись репрессиям. В «Уральских былях» описал жизнь горняков из Урала.
Был награжден Сталинской премией за успешный сборник. В Великую Отечественную войну произведение находилось на поле боя, но счастливый случай сберег ее в первозданном виде. Черпал информацию из сказочных историй, легенд, преданий, услышанных в народе. Несмотря на позднее писательство, Бажов плотно закрепился в литературе и совершил успешный скачок, зарекомендовав себя незаурядной личностью.
Школьные друзья проигрывали перед талантливым и умным учеником, сумевшим запомнить наизусть один из сборников Пушкина. Внимательно выслушивал рассказы из жизни простого сторожа Хмелинина, когда возвращался домой. В произведениях Павла Петровича прослеживается политическая линия. В качестве героев он использовал реальных людей, а не только горных духов.
Сказочник, описывающий уральские просторы, богатые на природные недра, затрагивал темы времен крепостного права и более позднего периода. Персонажи Бажова получили вторую жизнь в произведениях зарубежных авторов. Вопреки доносам недоброжелателей, его несколько исключали из коммунистической партии и восстанавливали. К любой работе подходил со всей ответственностью, был добросовестным гражданином.
Был назначен на должность комиссариата по просвещению.
Сборник был написан в простом и ярком языке, доступном как детям, так и взрослым. Кроме того, каждый рассказ был снабжен уникальными иллюстрациями, созданными известным художником Дмитрием Бильбасовым. Своей первой книгой Бажов создал не только литературное произведение, но и целую эпоху в истории уральской литературы, привлекая внимание к народной культуре и традициям своей родной земли. Его произведения получили широкое признание в России, где он является одним из наиболее узнаваемых и любимых авторов. Он стал известен благодаря своим произведениям, которые были написаны на основе русских народных сказок. Бажов сам проводил множество исследований, собрал большой объем материалов из устных преданий и легенд о русских героях и богатырях. Сегодня произведения Бажова являются важной частью российской литературы, учатся в школах и традиционно считаются обязательными чтениями для детей. Признание за рубежом Бажов получил также международное признание за свои произведения. Его книги переводились на множество языков и издавались в различных странах мира.
Интересно отметить, что книги Бажова получили большую популярность в Японии, где их особенно любят дети. Также его произведения вызывают интерес в Финляндии, США и других странах. На основе его сказок были созданы несколько фильмов, а также театральные постановки. Бажов умер 3 декабря 1950 года, но его творения продолжают жить в сердцах многих читателей и зрителей по всему миру. Последние годы жизни и смерть В последние годы жизни Павла Петровича Бажова его здоровье начало ухудшаться. Он страдал от недомоганий и проблем со здоровьем. Однако, несмотря на все трудности, П. Бажов продолжал работать над своими произведениями и писал новые сказки. Его последние работы можно отнести к циклу «Полевые цветы». Увы, жизнь выдающегося писателя закончилась 3 июля 1950 года.
Бажов скончался в возрасте 67 лет, оставив за собой богатое наследие литературных произведений. Наследие и продолжение дела Бажова Павел Петрович Бажов оставил после себя не только замечательные книги с увлекательными историями, но и наследие культуры и фольклора. Его творчество стало примером для многих писателей и поэтов, которые продолжают его дело до сегодняшнего дня. В наше время многое из того, что П. Бажов собрал и описал, является утерянным или уже не существует. Однако, его наследие продолжает жить благодаря современным исследователям фольклора и людям, которые продолжают заниматься сбором и сохранением народных традиций. Существует множество организаций, посвященных памяти П. Бажова и его творчеству. Они организовывают выставки, конференции и другие мероприятия, направленные на изучение его наследия и продолжение его дела. В Свердловской области существует Музей народного искусства Урала им.
Бажова, который посвящен его жизни и творчеству. Также в Екатеринбурге создан Благотворительный фонд им. Бажова, который занимается сохранением народных традиций и развитием культуры Урала. В Краснодарском крае действует Общественная организация «Друзья Павла Бажова», которая занимается сбором и сохранением народных обрядов и традиций. Таким образом, наследие и продолжение дела П. Бажова является важным элементом культурного наследия России.
Если будут снабжать лесом, мы построим себе избы и перейдем с кочевого житья на оседлое». Изображение из книги М.
Батина «Павел Бажов» Под впечатлением от крестьянских рассказов Бажов начал заниматься литературой. Свои повести он отсылал в журнал «Товарищ Терентий», названный так в честь рабочего, изображение которого печатали на обложке. В «Товарище Терентии» иногда публиковался даже Маяковский, но главным образом другие свердловские литераторы. Обложка советского литературно-художественного журнала «Товарищ Терентий» В мае 1924 года в журнале появилось девять бажовских очерков «Из недавних уральских былей». Это были первые фрагменты будущего сборника «Уральские были», который стал предвестником «Малахитовой шкатулки». Там Бажов как бы делился на два персонажа: Бажова-писателя и Бажова-мальчика, который сам появлялся в некоторых рассказах как действующее лицо. Сборник реалистических рассказов о дореволюционной жизни рабочих тепло приняли на Урале, но знаменитым писателем Бажов тогда не стал. В 1929 году Павел Петрович отправил в журнал «Наши достижения» очерк «Потерянная полоса», в котором рассказывалась история выжившего из ума старика-кулака Михайлы, чья жена и невестка ушли в колхоз.
Втайне от автора очерк отправили Максиму Горькому в Сорренто. Тот вернул текст обратно, добавив со свойственным ему энтузиазмом несколько десятков правок карандашами разных цветов. Бажов был несколько огорчен, но не удивлен. В середине 30-х отдел Бажова в газете распустили, а сам он вернулся к партийной работе. В 1930 году Павел Петрович опубликовал свою первую и последнюю книгу о современных ему событиях — «Пять ступеней коллективизации». Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва». В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи. Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века.
Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии. Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять». В 1936 году Бажов поступил в Литературный институт на заочное отделение. В письме приемной комиссии он назвал себя автором «продукции летописного порядка», которой он сам был свидетелем, и пояснил: «Настолько я все-таки грамотен, чтобы сознавать свою литературную беспомощность… поэтому хотел бы систематизировать обрывки своих литзнаний по отделению прозы». Это писал человек, к тому моменту уже выпустивший несколько десятков книг разной тематики. Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество. До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине».
В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну. Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось.
Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко.
В Бергуле Бажов под фамилией Кирибаев прожил три месяца, где работал учителем. Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли. Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась. В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии. Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец». К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях. Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. В Свердловске советская власть поставила перед Бажовым и еще одну задачу — сбор рабочего и крестьянского фольклора как достояния русской культуры. Началась кропотливая работа, которая приносила Бажову большое удовольствие. Он любил родные края и был рад своим творческим командировкам. В 1924 году вышла первая книга очерков — «Уральские были». Но не всегда все было гладко в жизни писателя. Работать Бажову приходилось в непростое для страны время. После двух доносов некоего Кашеварова в 1933 и 1937 годах Бажов был исключен из партии и уволен из издательства, в котором работал. Но так случилось, что и его «недоброжелатели» объявлены вскоре врагами народа, их арестовали и расстреляли. И через год Бажов был восстановлен и в партии, и на работе в издательстве. Но весь год большое семейство вынуждено было жить за счет огорода и родственников. В это время Павел Петрович вернулся к своим любимым сказам, начал восстанавливать по памяти истории деда Слышко. Бажов погрузился в сказочную реальность и начал писать свой будущий знаменитый сборник «Малахитовая шкатулка». Первоначально сборник назывался «Сказы старого Урала», но в свет вышел под названием «Малахитовая шкатулка» в 1939 году. В издание вошли 14 сказов, которые писатель назвал «рабочим фольклором». Первые же публикации сделали Бажова любимым сказочником Урала, России, а потом он стал известен и за границей. Сначала «Малахитовая шкатулка» была переведена на английский язык и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже. Затем книгу перевели на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Бажов стал узнаваемым. О своей работе он скромно говорил, что будто бы только записал сказы рассказчиков.