Новости 19 февраля 1861 событие

22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года.

Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.

Эта программа была разработана Я. Основные положения новой программы были следующими: получение крестьянами личной свободы обеспечение крестьян наделами земли в постоянное пользование с правом выкупа специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит утверждение переходного «срочнообязанного» состояния В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года. Манифест был обнародован в Москве 5 марта ст. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов всего 22 документа , касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Основные положения реформы Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей. Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей хозяйственной единицей самоуправления были сельское общество, высшей административной единицей — волость. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» придомовый участок и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению.

Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками; Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось. Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей выкупная операция , приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству. Размер наделов Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума т. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети в степных зонах — половины земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб.

Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель.

Крепостное право превратилось в тормоз для развития России», — считает эксперт. Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны. По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп.

В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу. Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным. Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866; Москва, Третьяковская галерея Крестьянская реформа «Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим. Также по теме «Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи 10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк.

Он избрал второе. Был, как водится, создан очередной Секретный комитет, 3 января 1857 года состоялось его первое заседание, на котором его члены заняли истинно «либеральную»позицию: мол крепостное право — зло, но устранить его можно только постепенно, без резких поворотов, а действовать сейчас и сразу — явно преждевременно и опасно. Пока что надо изучать материалы, собранные в министерстве внутренних дел. Они не договорились друг с другом и подготовили три разные записки. Позиции объединить не удалось. Все начало 1857 года Секретный комитет практически саботировал дело. Между тем министерство внутренних дел продолжало работать, и Алексей Левшин составил свою записку с идеей освободить крестьян без земли. Большинство комитета этой записке хода не дало. Оказавшись перед лицом сопротивления и дворян, и своего комитета, царь вынужден был вмешаться.

Он ввел в сентябре 1857 года в комитет своего брата, Константина Николаевича, противника крепостного права, и поручил ему вести заседания. Прошли бурные заседания 16, 17и 18 августа 1857 года. Под его нажимом Секретный комитет принял решение начать подготовку мер «по улучшению быта помещичьих крестьян»; даже слово «освобождение»по-прежнему не употреблялось. Секретный комитет зашевелился. Впрочем, шевеление это было очень и очень ленивым — в августе 1857 года Секретный комитет решил для начала «собрать данные» и разработать проект, причем отвел на этот «нулевой цикл»реформы … 20лет! Царю, столкнувшись с таким тихим, но явным саботажем, пришлось пойти другим путем — и представить отмену крепостного права инициативой самих помещиков. Для этого был придуман хитрый ход… Инициатива снизу, организованная сверху В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, в Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Владимир Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев»и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще. Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя. Оборотистый Владимир Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще.

Он передал столь «нужное» письмо вместе с запиской царю, а тот переслал его в Секретный комитет. Но Комитет собирался только по субботам-и потратил три недели, обсуждая письмо литовских дворян, и конца обсуждению не предвиделось. Большинство комитета было против, но нашлось и меньшинство вместе с братом царя Константином , которое наконец-то высказалось «за». Царь Александр II этой зацепкой воспользовался, проявил свою самодержавную волю и поддержал мнение меньшинства.

Никаких других политических партий или общественных организаций, на которые он мог бы опереться, в то время в России просто не существовало. Высшее сословие и то далеко не все его представители дозрело до понимания всей опасности крестьянского недовольства только в начале XX века, когда в империи отчетливо «запахло жареным».

Так, Лев Толстой писал: «Исключительное право одних людей на владение землей, лишающее других людей возможности пользоваться ею, есть такая же жестокая, вредная для всех несправедливость, какою было в свое время крепостное право. В теперешнее же революционное время несправедливость эта особенно живо чувствуется, и к уничтожению ее направлены теперь желания и требования русского народа». К тому моменту широкое хождение в крестьянской среде получили идеи социалистов-революционеров «эсеров» , которые вообще отказывались от идеи частной собственности на землю и требовали обратить ее в общенародное достояние по уравнительно-трудовому принципу, напомнила Розина. На языке простых крестьян это выражалось словами «вся земля — Божья» и в конечном итоге означало уничтожение помещичьего землевладения. Но до этого был еще долгий путь длиною в полвека. Подводя итоги, можно сказать, что земельная реформа 1861 года покончила с крепостным правом, но принципиально не решила земельный вопрос в России.

В считанные десятилетия бурный рост населения империи вновь привел к острой нехватке земли и обнищанию крестьян. Молодые люди были вынуждены выходить из общины и с пустыми руками идти на заработки в город. Некоторым из них удалось наладить новую жизнь и даже разбогатеть. Например, основатель всемирно известного водочного бренда Петр Смирнов родился крепостным, к сорока годам стал владельцем крупного винного производства, а концу жизни был мультимиллионером и видным меценатом. Однако большинство вчерашних крестьян столкнулись с тяжелейшими условиями труда в городах, превратившись в пролетариат. Выбившись из сил или лишившись работы, они возвращались в родные села, нередко для того, чтобы просто умереть.

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

В теперешнее же революционное время несправедливость эта особенно живо чувствуется, и к уничтожению ее направлены теперь желания и требования русского народа». К тому моменту широкое хождение в крестьянской среде получили идеи социалистов-революционеров «эсеров» , которые вообще отказывались от идеи частной собственности на землю и требовали обратить ее в общенародное достояние по уравнительно-трудовому принципу, напомнила Розина. На языке простых крестьян это выражалось словами «вся земля — Божья» и в конечном итоге означало уничтожение помещичьего землевладения. Но до этого был еще долгий путь длиною в полвека. Подводя итоги, можно сказать, что земельная реформа 1861 года покончила с крепостным правом, но принципиально не решила земельный вопрос в России. В считанные десятилетия бурный рост населения империи вновь привел к острой нехватке земли и обнищанию крестьян. Молодые люди были вынуждены выходить из общины и с пустыми руками идти на заработки в город. Некоторым из них удалось наладить новую жизнь и даже разбогатеть.

Например, основатель всемирно известного водочного бренда Петр Смирнов родился крепостным, к сорока годам стал владельцем крупного винного производства, а концу жизни был мультимиллионером и видным меценатом. Однако большинство вчерашних крестьян столкнулись с тяжелейшими условиями труда в городах, превратившись в пролетариат. Выбившись из сил или лишившись работы, они возвращались в родные села, нередко для того, чтобы просто умереть. Крестьяне, оставшиеся в деревне, продолжали страдать от нехватки земли, периодических неурожаев, неудобной системы распределения наделов чересполосицы и злоупотреблений со стороны сельских капиталистов. Встревоженное революцией 1905 года правительство попыталось установить новые порядки в деревне в ходе столыпинской аграрной реформы, но добиться желаемого результата не сумело. Чем кончил Столыпин, все мы знаем», — заключила историк Ольга Розина.

А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных. Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов.

Столыпин во главе правительства. Толстого, волна связанных с этим событием массовых собраний, митингов и демонстраций. Бейлиса, обвиняемого в ритуальном убийстве. Коковцова с поста премьера, назначение премьер-министром члена Государственного совета И. Последние записи:.

Правительство объявило бывших крепостных свободными сельскими обывателями, присвоило им гражданские права, свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр. Событие это было настолько значимо для России, что кондитеры даже отразили его на кондитерских обертках. Подробнее об агитационной функции конфетных фантиков читайте в истории «Со сладким привкусом пропаганды».

Когда отменили рабство

Главархив рассказал, как горожане и селяне реагировали на отмену крепостного права 19 февраля 1861 года в России закончилось рабство: Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.
Отмена крепостного права 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права[20] и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости[21], состоявшее из 17 законодательных актов, касавшихся вопросов освобождения.

Главархив рассказал, как горожане и селяне реагировали на отмену крепостного права

•19 Февраля 1861 года. Главная» Новости» 19 февраля в истории россии 1861 год. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ. 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России. Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния.

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. Поэтому подготовка к этому шагу и заняла шесть лет, несмотря на весь реформаторский пыл русского самодержца. В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

Наконец, 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи. Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные например, возделывание картофеля , крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни.

Крепостное право и рабство — это одно и то же? История обвинений в рабовладении, выдвигавшихся против крепостников, восходит к случаю в библиотеке Лейпцигского университета, где впечатлительному студенту из России Александру Радищеву попало на глаза сочинение Гийома Рейналя "Философическая и политическая история европейских поселений и коммерции в Индиях", содержащее описание рабовладения на островах Карибского моря. Сходство между положением афрокарибских невольников и русских крепостных показалось Радищеву настолько разительным, что он сделал все от него зависевшее, чтобы донести эту параллель до российской общественности. Итог усилий Радищева — сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" чудом прошло цензуру. Последовал конфликт с властями Российской империи и пожизненная ссылка, завершившаяся через несколько лет помилованием при Павле I.

Радищеву возражали многие. Ценивший полемиста Пушкин посвятил опровержению его представлений зеркальное "Путешествие из Москвы в Петербург". Разница между крепостным правом и рабовладением, по мнению Пушкина и его единомышленников, сводилась к трем обстоятельствам — двум бытовым и одному юридическому. В повседневной жизни, в отличие от невольников, крестьяне жили в собственных домах, полностью отдельно от хозяина, располагали имуществом, пусть юридических прав на него и не имели. В этом отношении разница с плантационными рабами, содержавшимися в бараках, бросалась в глаза.

Различие шло дальше этого. Крестьяне трудились самостоятельно без надсмотрщиков и противились вмешательству барина в свой аграрный цикл. Это не имело ничего общего с плантацией. Юридическая разница относилась к вопросу о купле и продаже. Крестьян нельзя было продавать без земли как товар.

И в то же время этот запрет действовал не всегда: его ввел император Николай I в 1827 году, а до него указ, воспрещавший продажу крепостных с аукциона за долги без земли, действовал при Екатерине II, хотя соблюдался не всегда. Правовое положение крестьян не было неизменным на протяжении всего существования Российской империи, то приближаясь к рабскому, то удаляясь от него. Церковь боролась против КП или, по крайней мере, по-христиански осуждала его? Еще законодательный сборник XI века "Русская правда" упоминает о чернеческих холопах — сельских рабах, принадлежавших монастырям. Ничего удивительного нет в том, что середину XVIII века православные обители встретили в качестве коллективных владельцев многих тысяч крепостных душ.

Проведенная в те же годы секуляризация — отъем церковной собственности в пользу казны — привела к смене собственника для миллиона землепашцев. Этих зависимых людей стали называть экономическими крестьянами и приписали к числу государственных. Расставание с ними не прошло для церкви бесследно. Охлаждение между православным клиром и государством вылилось в серьезный разлад. Лидер церковной оппозиции митрополит Арсений Мацеевич , настаивавший на сохранении прежней собственности в ее полноте, по желанию императрицы был помещен в тюрьму.

Ему приписывают полную досады фразу: из-за отъема земли людям церкви не на что стало сварить пива. Россия сильно отстала от стран Запада — ведь крепостное право там к середине XIX века уже давно успели отменить? Притягательность ее идеалов получила весомое подкрепление силой оружия. В результате завоеваний Наполеона крепостничество перестало существовать в подчинявшихся власти императора германоязычных государствах. Около того же времени крепостное право отменили и в Пруссии.

Тем не менее в центре и на востоке Европы с неволей еще не было покончено. В Австрийской империи она включала Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, Хорватию, часть Италии, Польши и Украины черту под его существованием подвела только революция 1848 года. На западе Старого Света, где крепостного права не существовало, законным продолжали считать рабовладение. В колониях Британской империи оно продержалось до 1834 года, Франции — до 1848-го, Нидерландов — до 1863-го, Португалии — до 1869-го, Испании — до 1886-го. Пусть и вынесенная за пределы континента, прямая нерыночная эксплуатация не удивляла западных европейцев.

Она не противоречила их собственному праву. Но все же в Европе свободным крестьянам жилось много лучше, чем крепостным в России? Это ведь нельзя отрицать? Кокрейн сравнил Российскую империю 1820-х годов и свою родину: "Безо всяких колебаний… говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши.

И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете. Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам. Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, Мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров. Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Государственные, то есть принадлежащие напрямую государству, крепостные работали на казенной земле, платили стране оброк и могли быть переданы в частные руки. Долгий путь к свободе Как было сказано, крепостное право — явление своей эпохи, которое не могло продолжаться вечно. Трудившиеся почти всю неделю на помещиков крестьяне закономерно работали без энтузиазма. Из-за наличия бесплатной рабочей силы, помещики не торопились тратить деньги на промышленные станки, чтобы тем самым наращивать мощности своих производств. В 1797 году император Павел I в день своей коронации подписал Манифест о трехдневной барщине, запрещавший эксплуатировать крепостных более трех дней в неделю — остальные три дня крестьяне посвящали работе на самих себя, а воскресенье значилось церковным днем. Вскоре в 1803 году император Александр I принял Указ о вольных хлебопашцах, регламентирующий процедуру освобождения крестьян за выплату, выполнение работы или по доброй воле помещика. Причем после заключения соглашения крестьянин сразу обретал свободу, но, подобно выплате кредита, должен был добросовестно исполнять условия договора, иначе он обратно переходил в собственность помещика. Веяло ли от новых указов воздухом свободы для крестьян? К сожалению, нет. За время правления Николая I, делавшего безуспешные попытки подготовить крупную реформу, настроения в высшем свете постепенно начали меняться с одобрения крепостничества на его безоговорочное осуждение как непригодного пережитка былых времен. Александр II уже всецело считал, что с крепостным правом в России пора покончить. Понимая, что к освобождению крестьян должно быть готово в первую очередь высшее сословие, чья жизнь после это должна была бы сильно перемениться, император обратился к дворянству с внушением мысли о необходимости положить конец насильной эксплуатации крестьян. Спустя несколько лет проект реформы был готов. Кстати, годовщину отмены крепостного права правильней отмечать именно 3 марта, так как все события, произошедшие в России после 15 октября 1582 года ныне принято отмечать по григорианскому, а не юлианскому календарю, которым был отменен только в 1918 году. Поэтому, например, годовщина Октябрьской революции, случившейся 25 октября 1917 года, отмечалась 7 ноября. Манифест Александра II стал очень важной вехой в истории России, но как таковой не решил всех проблем уже бывших крепостных крестьян. Люди получили свободу и права, но не землю — она оставалась собственностью помещика, а без земли крестьянин мог разве что податься на заработки в город. Для крестьян, не желавших покидать свои дворы, практически ничего не изменилось. Впереди были десятилетия работы, необходимые для возврата своей земли. Бесплатно частную собственность крестьяне получили только в 1910 году благодаря Столыпинской аграрной реформе, которая закрепляла за крестьянином двор, на котором тот проживал.

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.” 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем.
Событие 19 февраля 1861 года. Отмена русского крепостного права Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.].

Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.”

Этому событию посвящена коллекция Президентской библиотеки им. Ельцина «Крестьянская реформа 1861 года». Входящие в неё документы, раритетные издания, письма и мемуары позволяют показать трудный путь преодоления Россией феодализма и нарастание капитализации сельского хозяйства. Коллекция содержит такие источники, как «Высочайше утверждённое общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

В электронном читальном зале Президентской библиотеки можно ознакомиться с исследованием правоведа Ивана Энгельмана «История крепостного права в России» 1900 и др. Сделать шаг по уходу от крепостного права хотела ещё Екатерина Великая, но встретила неприятие идеи со стороны дворянства. В последующие годы была проделана значительная работа по изданию законов об облегчении жизни крестьян, но фактически она никак не повлияла на их положение.

Для молодого государя Александра Николаевича напутствием по жизни были слова отца, выступавшего против крепостного права.

Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России. Распад Российской империи 1917, 7 декабря Образование Всероссийской чрезвычайной комиссии 1918, январь Разгон Учредительного собрания 1918, февраль Декрет о социализации земли.

Создание Рабоче-крестьянской Красной армии 1918, октябрь Распад Австро-Венгрии 1918, ноябрь Начало революции в Германии 1918, ноябрь Адмирал Колчак — верховный правитель 1919 Неудачные наступления белых 1919, март Образование Венгерской Советской Республики 1919, 28 июня Версальский мирный договор 1920 Введение сухого закона в США 1920, апрель Образование Дальневосточной республики 1920, август Польско-советская война, «чудо на Висле» 1920, август Севрский мирный договор.

Мировые посредники имели широкие полномочия. Но администрация не могла использовать мировых посредников в своих целях. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они должны были следовать только указаниям закона. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбирать барщину или платить оброк.

Закон признавал такое состояние временным. Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Кавелин, как мы помним, предлагал оставить за крестьянами все земли, которыми они пользовались при крепостном праве. Взаконе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел.

При пересчете на такой надел в некоторых губерниях, например Курской, он опускался до 2,5 дес.

Николай Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг. Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей. Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов.

Крепостного можно было бить — и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать? Битье крепостных было скорее в порядке вещей. Закон формально запрещал жестокое обращение с крепостными, но правительство закрывало на это глаза. Со времен Елизаветы Петровны дворяне получили право наказывать крепостных, ссылая их в Сибирь, и это была распространенная практика. В 1827—1846 годах помещики сослали в Сибирь почти четыре тысячи человек.

Сосланные засчитывались за рекрутов, то есть помещик был волен «очищать» свои владения от тех, кто ему не нравился, и еще и ничего при этом не терять. Телесные наказания крепостных особенно порка были широко распространенной практикой. Свод законов 1832—1845 годов смягчил возможные наказания крепостных — за помещиками оставили следующие: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев, а также в рекруты и удаление навсегда из имения с предоставлением в распоряжение местной государственной администрации. Перечислять разнообразные способы издевательств не хочется — достаточно сказать, что среди них — изнасилования, домашняя пыточная, домашний тир с непосредственным участием крепостных, травля собаками и так далее. Но особые зверства и садизм были скорее исключением. Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных. Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом.

Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года. Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным? История знает примеры разбогатевших крестьян.

Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары это большая редкость. Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец.

Отмена крепостного права

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г. | Аргументы и Факты Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. явилось выступление крестьян в Чем-барском и Керенском уездах Пензенской губернии, распространившееся также и на соседние уезды Тамбовской губернии.
Отмена крепостного права • История, Всеобщая история. Новое время (XIX в.) • Фоксфорд Учебник 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II

Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы. В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами. Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью.

За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь.

Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Нормы предоставляемых наделов Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную. Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин.

Работать на хозяина крестьяне больше не хотели. Экономика государства близилась к провалу.

Крепостное право значительно тормозило экономическое развитие России, промышленность и торговля отставала по основным показателям от аналогичных предприятий в странах, где крепостная повинность была давно отменена. Большинство помещиков видели преимущества в вольнонаемном труде, так как производительность труда увеличивалась в разы. Новые возможности и права у крестьян: торговля без пошлин; разрешение открывать и содержать заводы и предприятия; иметь право защиты в полиции; отлучаться из города по собственному усмотрению; обучение детей в школьных учреждениях; получение наказание только после судебного расследования.

Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года. Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство. Так вот, в преддверии 1861 года в церковной среде стали распространяться слухи, что вслед за освобождением крестьян последует новая секуляризация церковных земель, что эти земли раздадут частично крестьянам, частично помещикам. Складывалась парадоксальная ситуация — раскрепощения крестьян духовенство ждало с настороженностью: не последует ли за ним какого-то притеснения Церкви. Так вот, святитель Филарет написал специальный отзыв который есть в собрании отзывов на проект манифеста , что хорошо бы так не делать, что нельзя увязывать освобождение крестьян с изъятиями церковной земли. Общий жертвенный котел в престольный праздник. Илларион Прянишников. Можно ли было в тех условиях провести освобождение крестьян как-то иначе, лучше? Но мне вспоминается замечательная фраза Ключевского, что по справедливости на следующий день после 18 февраля 1762 года когда Петр III подписал «Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству» следовало подписать манифест об освобождении крепостных крестьян, что и было сделано, — иронизирует Ключевский, — 19 февраля, но только через 99 лет. Если же говорить без шуток, то, на мой взгляд, главной проблемой манифеста 1861 года была недооценка подводных камней, содержащихся в общинном крепостном праве. Община воспринималась государством как залог политической благонадежности крестьян и как удобное средство взыскивать налоги. Однако на стратегические, «долгоиграющие» проблемы, порождаемые общиной, внимания не обращали. Фактически настоящего освобождения крестьян так и не случилось, манифест 1861 года стал только первым шагом к этому. Дескать, именно благодаря Православию, воспитывающему в людях покорность и смирение, крепостное право продержалось в России гораздо дольше, чем в Европе. Или же говорят о том, что крепостное право — это свидетельство слабости Церкви, свидетельство того, что вера была чисто формальной и ограничивалась лишь ритуальной стороной. Что Вы об этом скажете? Прежде всего потому, что не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя.

Из недавнего прошлого» Закон никак не регламентировал владение чернокожими рабами, хотя известно, что в аристократических семьях в XVIII веке было модно иметь чернокожих слуг. Однако поскольку юридически института «рабства» в империи не существовало, находились они на положении лично зависимых домашних слуг, то есть дворовых. Впрочем, некоторые выходцы из Африки имели и статус свободных людей. Все знают про прадеда Пушкина, «арапа» Петра I Абрама Петровича Ганнибала, который служил царю в качестве секретаря и камердинера, а затем дослужился и до одного из высших генеральских чинов. Крепостного можно было бить — и ничего не будет? А разделять семьи? А насиловать? Битье крепостных было скорее в порядке вещей. Закон формально запрещал жестокое обращение с крепостными, но правительство закрывало на это глаза. Со времен Елизаветы Петровны дворяне получили право наказывать крепостных, ссылая их в Сибирь, и это была распространенная практика. В 1827—1846 годах помещики сослали в Сибирь почти четыре тысячи человек. Сосланные засчитывались за рекрутов, то есть помещик был волен «очищать» свои владения от тех, кто ему не нравился, и еще и ничего при этом не терять. Телесные наказания крепостных особенно порка были широко распространенной практикой. Свод законов 1832—1845 годов смягчил возможные наказания крепостных — за помещиками оставили следующие: розги — до 40 ударов, палки — до 15 ударов, заключение в сельской тюрьме до 2 месяцев и в смирительном доме до 3 месяцев, отдача в арестантские роты на срок до 6 месяцев, а также в рекруты и удаление навсегда из имения с предоставлением в распоряжение местной государственной администрации. Перечислять разнообразные способы издевательств не хочется — достаточно сказать, что среди них — изнасилования, домашняя пыточная, домашний тир с непосредственным участием крепостных, травля собаками и так далее. Но особые зверства и садизм были скорее исключением. Здесь больших «успехов» добилась помещица Дарья Салтыкова, замучившая разными способами несколько десятков крепостных. Среди излюбленных средств наказаний были порка, обливание кипятком, горячие щипцы для завивки волос, вырывание волос, а также избиение провинившихся поленом. Екатерина II решила сделать из следствия по делу Салтыковой пример. Следствие велось в отношении 138 возможных убитых и покалеченных крестьян, точно доказанными считались 38 смертей от руки Салтыковой. Приговор писала сама императрица — после публичного наказания у позорного столба Салтыкову поместили в монастырь, где она и умерла, проведя в заточении 33 года. Крепостной мог быть богатым человеком? Как можно описать уровень жизни среднего крепостного крестьянина? Мог ли он сам себя выкупить и перестать быть крепостным? История знает примеры разбогатевших крестьян. Одним из них был крепостной Николай Шипов, оставивший после себя мемуары это большая редкость. Шипов обладал, судя по всему, немалым предпринимательским талантом: вместе с другими крестьянами из своей слободы Шипов перевелся на оброк и отправился в башкирские степи, чтобы покупать и перегонять оттуда стада овец. Это принесло ему такой доход, что он — вместе с другими крестьянами — предложил помещику выкупиться из зависимости. Барин отказался.

Реформа 19 февраля 1861 года

  • Bookreader Item Preview
  • Содержание
  • Отмена крепостного права • История, Всеобщая история. Новое время (XIX в.) • Фоксфорд Учебник
  • Отмена крепостного права в России — Википедия

Крестьянская реформа 1861 года

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем. 19 февраля 1861 года является официальной датой отмены крепостного права в России: именно в этот памятный день Александр II подписал судьбоносный манифест. 19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права.

События 1861 года

22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. 1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ.

Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

19 февраля 1861 (по новому стилю это 3 марта) года в Российской империи по указу Александра II отменили крепостное право. 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. 19 февраля 1861 года является официальной датой отмены крепостного права в России: именно в этот памятный день Александр II подписал судьбоносный манифест. ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий