Новости закавказская социалистическая федеративная советская республика

Социалистическая Советская Республика Абхазия (сокращённо ССР Абхазия, ССРА; абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны, ССР Аҧсны; 4 марта 1921 — 19 февраля 1931) — бывшая независимая советская социалистическая республика. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская РеспубликаЗакавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанск. государство, связанное тесным военным, политическим и экономическим союзом с РСФСР; государственное образование в составе СССР.

О создании ЗСФСР

Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика Обновлено: 27. Согласно конституции 1977 года в СССР насчитывалось 15 союзных республик, но к этому числу советское государство пришло не сразу. Часть ССР в процессе становления страны были раздроблены на несколько отдельных республик, сохранивших все привилегии, другие оказались понижены в статусе. На 1 съезде партий стран-участниц союза в Баку 13 декабря 1922 года была разработана единая конституция и сменилось название, а 30 декабря того же года Закавказская республика стала частью СССР.

В уголовном производстве сформирована следственная группа, проводятся неотложные следственные и другие оперативные действия с целью выяснения обстоятельств дела и круга лиц, участвующих в деле», — говорится в сообщении СК. В ведомстве призвали военнослужащих соблюдать требования воинского устава и не поддаваться на провокации. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. После этого в Ереване и в Тавушской области проходили акции протеста.

Здесь надо иметь ввиду, что грузины были самой крупной этнической общностью Закавказья на тот момент. Также проживали:.

Разумеется, глядя на ситуацию почти 100 лет спустя, мы можем прийти к выводу, что Сталин, говоря о том, что нужно выбирать между полной независимостью для республик и автономией, был прав. Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Как только ослабла власть центра, республики воспользовались правом на выход из Союза, и во главе многих из них как раз встали бывшие коммунисты. Надежды на мировую революцию оказались утопией. Однако ради справедливости надо отметить, что 100 лет назад Ленин этого знать не мог. Даже после смерти Ленина, в 1929 году, когда наступил мировой экономический кризис, многие ожидали всемирной революции. Прояснить этот вопрос позволяет изучение документов той эпохи, одним из которых является программная статья Николая Скрипника, который был не только идеологом политики коренизации в Украинской СССР, но и реализовывал её на практике. Не мог Владимир Ильич знать и того, что представляют собой крайние формы национализма, и не важно, это национал-социализм немцев, движение хорватских усташей или украинских ОУНовцев. Их пример показал, что не стоит заниматься делением национализма на национализм маленьких народов и больших. Радикальные формы и того, и другого одинаково ужасны. Возможно, из-за своих взглядов о виновности больших наций перед малыми Ленин предоставлял "окраинным" республикам почти все территории, на которые они претендовали. Самый яркий тому пример — Украина. Украина получила Харьков, который испокон веков был частью Государства Российского и никогда не входил в Гетманщину. Аргументы, которыми подкреплялась принадлежность этих земель Украине, а не России, достаточно интересны. Вот что писали представители ЦИК Украины Владимир Затонский и Сергей Бакинский: "Выделение Харьковской и Екатеринославской губерний из состава Украины создаст из нее мелкобуржуазную крестьянскую республику и заставит жить в вечном стрессе, что на каком-нибудь другом съезде Советов преимущество возьмет крестьянское большинство, потому что единственными чисто пролетарскими округами являются горные округа Донецкого бассейна и Запорожья". Почему распался СССР А лидер украинских коммунистов Николай Скрыпник писал, что "суть вопроса о коммунистической революции на Украине" сводилась исключительно к "борьбе за крестьянство" и к "завоеванию влияния на него".

ЗАКАВКА́ЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИ́ВНАЯ СОВЕ́ТСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА

Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская федерация, ЗСФСР) — федерация Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР, существовавшая в 1922—1937 годах, одна из республик-учредителей СССР. Первоначально в Союз вошли РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская Федерация, оформившаяся в ЗСФСР (в тот период расшифровывалась как Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика). 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял резолюцию о заключении договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении в Союз Советских Социалистических Республик.

Мраморная ЗСФСР и город Батум

Три государства-преемника: Первая Республика Армения , Азербайджанская Демократическая Республика и Демократическая Республика Грузия просуществовали до конца Гражданской войны в России , которая велась через горы, когда они были захвачены Красной Армией и советизированный. Съезд также принял конституцию, назначил Центральный исполнительный комитет высший законодательный орган между сессиями Конгресса и Совет Народных Комиссаров правительство. Тбилиси был столицей республики. Однако отношения республики с Грузией и Россией не были урегулированы формально.

Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной. Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину.

Очевидно, дело в другом. Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики. Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте. Какова же была позиция самого Ленина?

Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В. Это ленинское определение не мешало бы зарубить на носу всем деятелям любого ранга, кто на уровне подсознания до сих пор не может принять неоспоримый факт: сегодня Россия Российская Федерация — такая же республика, такое же суверенное государство, как, скажем, Белоруссия или Казахстан, равноправное с ними, но никак не выше их. Далее в том же письме буквально одной строчкой В. Ленин конституирует подлинный прорыв во всей теории и системе международных отношений, значение которого и по сей день не хотят осознать националисты самых разнообразных мастей и рангов. Ленин рассматривает новый Союз как «новый этаж, федерацию равноправных республик», часть из которых при этом уже сами являются федерациями. Федерация федераций — в случае с многонациональным а для нашей страны можно было бы даже сказать — множествонациональным составом населения это действительно уникальный вариант выстраивания подлинно равноправных отношений между совершенно разными по численности, истории и обычаям народами.

Ознакомившись с замечаниями В. Ленина и по итогам состоявшейся между ними беседы, И. Сталин кардинально переработал резолюцию комиссии в соответствии со всеми ленинскими предложениями, то есть полностью снял свои собственные прежние предложения об «автономизации». А также убедил в правоте этого шага большинство членов комиссии, включая таких способных решительно отстаивать своё мнение, как Г. В результате в тексте новой резолюции первым пунктом значилось принципиальное системообразующее положение, выдвинутое Лениным: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в «Союз Социалистических Советских Республик» первоначально название звучало именно в таком порядке. Из этого документа, в котором важно каждое слово, однозначно следует: И.

Сталин по зрелом размышлении решительно отказывался от своей первоначальной идеи «автономизации» в пользу ленинского плана образования Союза равноправных республик. И никто ему никаких рук не «выкручивал». Состоявшийся вскоре пленум ЦК РКП б полностью поддержал новый проект резолюции, принял её в окончательном виде и поручил новой комиссии под председательством Сталина подготовить на её основе проект закона об образовании СССР для внесения его на съезд Советов. Сталин же поддержал и ленинское предложение названия, открывшего новую историческую эпоху и в итоге ставшего звучать как «Союз Советских Социалистических Республик». Именно в такой расшифровке аббревиатуры «СССР» началась история великого государства, образованного на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 года. Всякий, кто знакомился с деятельностью И.

Сталина не «с наскока» и не с заведомой целью опорочить, знает: он никогда не принимал окончательного решения по судьбоносным вопросам наспех, не обдумав всесторонне, а уже приняв, отстаивал его, что называется, не только сердцем, но и головой и своей железной логикой. Именно поэтому, признав доводы В. Ленина убедительными и поддержав их, Сталин всю последующую жизнь и деятельность боролся за их претворение в жизнь. И одними из наиболее ярких доказательств такой позиции И. Сталина являются весь процесс и процедура принятия новой Конституции СССР в 1936 году, которую на долгие десятилетия народ стал называть Сталинской. В докладе «О проекте Конституции Союза ССР», который Сталин в качестве председателя Конституционной Комиссии сделал 26 ноября 1936 года на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов, словно отвечая будущим фальсификаторам, он касается фундаментальных вопросов дальнейшего развития советского федерализма, И.

Сталин особо подчёркивает, что «у национальностей СССР кроме общих интересов имеются ещё свои особые, специфические интересы, связанные с их национальными особенностями».

Второй причиной было то, что по мнению многих в Москве было "слишком жирно" придавать отдельным регионам Закавказья статус союзных республик. Сталин в то время отстаивал и не отстоял план включения Грузии, Армении и Азербайджана а также Нахичевани, Карабаха, Аджарии и Абхазии в состав Советской России на правах автономий. Первым первым секретарем местной партогранизации стал Серго Ордженикидзе по иронии - он занимал ту же позицию, что и Сталин, то есть был противником создания ЗСФСР и обвинялся Лениным в "великороссийском шовинизме".

В виду того, что на вокзале было очень тесно, до того было много народа, Сергей Миронович Киров сказал, чтобы шли на Ярмарочную площадь напротив вокзала Баку» в литературной обработке. Там прошёл митинг. В состав 11-й армии в разное время входили: 9-я, 14-я, 18-я, 30-я, 32-я, 34-я, 39-я, 49-я, 50-я и 28-я Горская стрелковые, 1-я Особая, 7-я Самарская, 12-я, 18-я и 21-я кавалерийские дивизии и другие соединения и части. Армия успешно действовала в районе Царицына 1919 г. Баку апрель 1920 г.

В период с июля 1920 по май 1921 гг. В конце мая 1921 г. До революции у армян уже веками не существовало собственной государственности. Асканаз Георгиевич Карапетян родился в армянской крестьянской семье в Эриванской губернии Российской империи: «Хорошо помню вступление 11 Красной Армии в Эривань. Армянский народ с большим ликованием встретил воинов освободителей. Я был назначен командиром особого конного отряда, в задачу которого входила ликвидация банд буржуазных националистов — дашнаков.

Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу

Социалистическая Советская Республика Абхазия (сокращённо ССР Абхазия, ССРА; абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны, ССР Аҧсны; 4 марта 1921 — 19 февраля 1931) — бывшая независимая советская социалистическая республика. в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. Ликвидация Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика В марте 1922 была провозглашена Закавказская Федерация (Азерб.

Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу

Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами. Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ.

А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания".

Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов.

Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия. Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания.

Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования. Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами. В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него". Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования. Не следует оставлять без внимания и прозвучавшее опять же в конце 2005 года заявление ряда объединяющих выходцев из Армении общественных организаций Азербайджана о необходимости "предоставления им в Армении автономии и двойного гражданства". Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события в Закавказье дальше.

Орджоникидзе, что ещё до предопределения формы федерации самой жизнью диктовалась необходимость немедленного объединения ряда отраслей экономической жизни республики — железных дорог, внешней торговли, таможенной политики. Ещё до решения Кавказского бюро на Карсской конференции представители Закавказских советских республик официально заявили турецкой делегации, что между советскими республиками Закавказья существует политический и экономический союз. В начале декабря 1921 г. Киров сделал доклад по вопросу об объединении закавказских республик.

Киров отметил, что благодаря правильному проведению ленинско-сталинской национальной политики партия достигла национального мира на Кавказе и кошмарное прошлое, созданное меньшевиками, муссаватистами и дашнаками, отошло в область истории. Подробно останавливаясь на причинах, неотложно требовавших государственного объединения Армении, Грузии и Азербайджана, С. Если против нас будет сделана малейшая попытка — мы шарахнем по общему врагу объединенною силою, — и наше независимое существование тем самым будет лучше всего обеспечено». Партийные и общие собрания трудящихся повсеместно выносили резолюции, одобрявшие и горячо приветствовавшие создание Закавказской Федерации.

Сила закавказских республик, говорилось в решении, заключается в их единстве. Экономический и политический союз Азербайджана, Армении и Грузии делает из них несокрушимую силу против внутренней и внешней контрреволюции. Открытое партийное собрание железнодорожников станции Эривань, на котором присутствовали 700 коммунистов и беспартийных, в своей приветственной телеграмме на имя Кавказского бюро заявило: «Мы глубоко убеждены в том, что лучшие представители закавказского пролетариата окончательно закрепят единство трудящихся Закавказья». Решение Кавказского бюро приветствовало и трудовое крестьянство советской Армении.

В телеграмме из Эривани сообщалось: «В Эчмиадзине состоялся ряд беспартийных конференций по вопросу о федерации Закавказских республик. Крестьянство и трудовой элемент приветствуют федерацию как залог братского единства кавказских народов». Общее собрание 1-го района Тифлисской партийной организации приняло по докладу Г. Орджоникидзе резолюцию, в которой всецело одобрило идею создания Закавказской Федерации и одновременно вменило районному комитету и каждому члену районной организации в обязанность «самым энергичным образом проводить кампанию в духе принятых резолюций».

В телеграмме из Батума говорилось: «26 ноября в Центральном рабочем клубе состоялась конференция правлений профсоюзов, фабзавкомов и месткомов, созванная по вопросу о федерации закавказских советских республик. После доклада конференцией была принята резолюция, в которой собрание приветствовало решение Кавбюро ЦК РКП б по поводу федерации закавказских республик». Революционный комитет Абхазии сообщал об отношении широких масс трудящихся Абхазии к идее создания федерации Закавказья: «Весть о федерации советских республик Закавказья была встречена в Абхазии восторженно… После получения известия о федерации в Сухуме состоялся большой митинг, на котором присутствовали партийные и беспартийные. Известие о федерации Закавказья вызвало единодушный энтузиазм.

Вынесенная по этому поводу резолюция приветствует мудрый акт Кавбюро о федерации, который является лучшим средством к более тесному и братскому единению трудящихся Закавказья и уничтожению шовинизма оставленного в наследство от былого режима. Такие же резолюции получаются из разных мест Абхазии». Повсюду они привлекли большие массы рабочих и служащих. Доклады ответственных партийных и советских работников об объединении республик Закавказья в федерацию вызвали общее воодушевление и большой энтузиазм.

Большой размах приняла кампания за создание Закавказской Федерации в Азербайджане. В первых рядах борцов за Федерацию и укрепление дружбы братских народов Закавказья стоял передовой отряд трудящихся Закавказья — бакинский пролетариат. Бакинский совет депутатов трудящихся, заслушав доклад С. Кирова, одобрил решение о создании Закавказской Федерации и обещал всеми силами поддержать начатую работу по немедленному объединению закавказских республик.

Азербайджанский пролетариат, говорилось в резолюции пленума Азербайджанского совета профессиональных союзов АСПС от 1 декабря 1921 г. В телеграмме из Нахичевани говорилось: «Были устроены доклады о федерации Закавказских республик на беспартийных участковых конференциях, митингах… Крестьянство и трудящееся население с радостью приветствует федеративное объединение Закавказских республик и воодушевлено мыслью о братском единении народов Кавказа». Широкие народные массы Закавказья выражали уверенность в том, что в закавказских республиках, руководимых коммунистической партией, в скорейшем времени объединятся трудящиеся всех национальностей на почве вольного труда и навсегда придёт конец национальным трениям. Все эти факты показывают, что решение ЦК РКП б о создании Федерации закавказских республик соответствовало чаяниям широких народных масс Армении, Грузии и Азербайджана, стремившихся к установлению братской дружбы и национального мира.

Подводя предварительные итоги кампании за образование Федерации закавказских советских республик, Второе закавказское партийное совещание 7 декабря 1921 г. В январе и феврале 1922 г. Съезды единодушно одобрили решения Кавказского бюро от 3 ноября о создании Федерации и Второго Закавказского партийного совещания о необходимости перехода к практическому осуществлению Закавказской Федерации и просили Кавказское бюро ЦК РКП б ускорить этот переход. С 18 по 22 февраля 1922 г.

Съезд констатировал, что подготовительная работа к созданию Федерации в основном закончена, и поручил новому Краевому комитету партии немедленно приступить к практическому осуществлению поставленной задачи. Одновременно съезд подверг резкому осуждению раскольническую деятельность национал-уклонистов и поручил новому Краевому комитету повести решительную и беспощадную борьбу против националистических тенденций и уклонов в партии. На съезде были подведены итоги чистки партии в закавказских организациях. В период подготовительных работ к объединению закавказских республик в партийных организациях Закавказья была проведена чистка рядов партии от враждебных, чуждых и случайных элементов, примазавшихся к большевистской партии с намерением использовать принадлежность к ней для гнусной контрреволюционной работы.

Очищение рядов коммунистических партий республик способствовало государственному объединению закавказских советских республик. I съезд Закавказских коммунистических организаций утвердил основные положения Союзного договора и положение о Закавказском экономическом совете, которые в дальнейшем были приняты полномочной конференцией центральных исполнительных комитетов Армении, Азербайджана и Грузии. Идея Закавказской Федерации, принятая с большим энтузиазмом и единодушием рабочими и крестьянами всех народов Закавказья, была враждебно встречена националистическими элементами, шовинистически настроенной частью буржуазной интеллигенции и остатками разбитых контрреволюционных буржуазно-националистических партий — дашнаков, меньшевиков и муссаватистов. Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии.

Они отражали попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Они учитывали, что проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики укрепляло советскую власть, диктатуру пролетариата в республиках Закавказья. Выступая против национальной политики партии, национал-уклонисты скатывались на позиции грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских муссаватистов. В борьбе против образования Закавказской Федерации грузинские национал-уклонисты опирались на поддержку троцкистского шпиона Буду Мдивани.

Пробравшись к руководству ЦК КП б Грузии и правительства Грузии, национал-уклонисты стали проводить антисоветскую национальную политику. На границах Грузии были поставлены кордоны. Был запрещён товарообмен с Россией, Арменией и Азербайджаном. Национал-уклонисты выступали против монополии внешней торговли; пытались денационализировать батумские нефтяные предприятия и сдать их в концессию американскому империалистическому концерну «Standard Oil Company»; защищали ориентацию на капиталистический Запад.

Под различными предлогами национал-уклонисты пытались выселить из Тифлиса людей негрузинской национальности. Они издали распоряжение, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, лишалась грузинского гражданства. Понимая, что образование Закавказской Федерации нанесёт сокрушительный удар их националистической политике, национал-уклонисты отчаянно боролись против объединения закавказских советских республик, используя антипартийные, антисоветские, троцкистские подрывные методы борьбы. Они созывали конспиративные собрания, а для обмана трудящихся распространяли ложные слухи, посылали в ЦК РКП б клеветнические доносы на руководителей Закавказского краевого комитета партии.

Национал-уклонистов Закавказья поддерживали маскировавшиеся враги народа Троцкий, Бухарин и жалкая кучка их единомышленников. Вопреки кавказским национал-уклонистам и их прямым союзникам из троцкистско-бухаринской клики ленинско-сталинская линия партии в вопросе о создании Закавказской Федерации одержала полную победу. Орджоникидзе, коммунистические организации Закавказья и руководимые ими трудящиеся массы дали сокрушительный отпор грузинским, армянским, азербайджанским националистам и национал-уклонистам и обеспечили образование Федерации закавказских республик. Согласно этому договору, высшей властью Союза республик являлась Полномочная конференция представителей, избиравшихся в равном числе правительствами республик.

Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный Совет, члены которого избирались и отзывались конференцией. В ведении Союзного Совета были сосредоточены военные дела, финансы, иностранная политика, внешняя торговля, пути сообщения, народая связь, борьба с контрреволюцией и руководство экономической политикой на территориях договаривающихся республик. На конференции центральных исполнительных комитетов закавказских республик было избрано союзное правительство Закавказской советской федерации Союзный Совет в составе народных комиссаров: по военно-морским делам, финансов, труда, почт и телеграфа, внешней торговли, рабоче-крестьянской инспекции, управления путей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Союзный Совет возглавлялся президиумом из трёх лиц — по одному представителю от каждой республики, — выполнявших поочерёдно обязанности председателя Союзного Совета.

Члены президиума Союзного Совета являлись представителями от республик и одновременно народными комиссарами иностранных дел своих республик. Они обязаны были всегда выступать совместно, все дипломатические документы, относившиеся к внешним вопросам, при опубликовании подписывались всеми членами президиума. Тифлисская конференция ЦИК закавказских республик избрала Краевой высший экономический совет. Принятие Полномочной конференцией в Тифлисе договора о федеративном союзе и образование высшего Объединённого государственного органа для всего Закавказья означали, что создание Закавказской Федерации стало фактом.

В восстановлении и развитии промышленности и сельского хозяйства, в культурном возрождении закавказских советских республик огромную помощь оказали ЦК РКП б , Ленин и Сталин. Все мероприятия в этой области находили систематическую поддержку со стороны правительства Советской России. Из России в Закавказье шли золото, хлеб, мануфактура, строительные материалы, оборудование для фабрик, заводов, электростанций, различный инвентарь для сельского хозяйства Значительную помощь Советская Россия оказывала закавказским республикам в деле культурного подъёма народов Армении, Грузии и Азербайджана. Например, из общего государственного фонда РСФСР на нужды Бакинского университета, политехникума и педагогического института в ноябре 1922 г.

В то далекое время Батум играл большую, важную роль. Именно в Батум приезжали корабли с армянами, с теми, кто лет за десять до этого спасся от ятагана в Греции, в Болгарии, и теперь возвращался в Армению. Пусть не в родной Карс, не на берег Вана, но все-таки в Армению. Есть свидетельства, согласно которым, не все из них доезжали до Еревана. Многие возвращались назад, поняв, что советская власть им не по сердцу. Именно в Батуме был потерян, а затем вновь найден памятник Хачатуру Абовяну, тот, что установлен возле его Дома-музея в Канакере.

Необходимость создания Федерации диктовалась также тем обстоятельством, что нужно было организовать коллективную борьбу с внутренней контрреволюцией, опиравшейся на империалистические страны. После установления советской власти в республиках Закавказья иностранные империалисты, опираясь на остатки свергнутых эксплуататорских классов внутри страны и белогвардейскую эмигрантскую нечисть, прилагали все усилия к тому, чтобы свергнуть власть рабочих и крестьян. Империалистические державы пытались поднять мятеж дашнаков в феврале 1921 г. Для борьбы против советской власти на Кавказе изгнанные с Кавказа меньшевики, дашнаки и муссаватисты, поддержанные американо-англо-французскими империалистами и «вождями» II Интернационала, заключили в Париже контрреволюционный блок. В письмах, найденных у убитых бандитов Павленишвили и Челокаева, указывалось, что находившееся в Париже бывшее меньшевистское «правительство» Грузии посылало своих агентов для организации в республиках Закавказья контрреволюционной, подрывной работы, призывая разбитых контрреволюционеров к активным боевым действиям, обещая им деньги и оружие. В письмах указывалось на необходимость привлечь на свою сторону наиболее отсталую часть населения, и в особенности лезгин и татар. Среди них были заклятые враги советского народа Лорткипанидзе и Мугашивили, Н. Эта «делегация» была послана в Европу и на Балканы с тем, чтобы заручиться поддержкой тамошних правительств деньгами, вооружением и снаряжением для организации единого антибольшевистского фронта и для вербовки военных специалистов из русских белогвардейцев-эмигрантов. Контрреволюционным империалистическим стремлениям необходимо было противопоставить братский союз Закавказских советских республик между собой и с РСФСР. Только такой союз мог удержать и укрепить завоевания социалистической революции на таком важном участке, как Закавказье. В своём знаменитом письме «Товарищам-коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики» Ленин писал: «Горячо приветствуя Советские республики Кавказа, я позволю себе выразить надежду, что их тесный союз создаст образец национального мира, невиданного при буржуазии и невозможного в буржуазном строе. Но как ни важен национальный мир между рабочими и крестьянами национальностей Кавказа, а еще несравненно важнее удержать и развить Советскую власть, как переход к социализму. Задача трудная, но вполне исполнимая». Выполнить эти указания В. Ленина можно было только объединёнными усилиями закавказских республик и Советской России. Объединение Армении, Грузии и Азербайджана в Закавказскую Федерацию, укрепление советской власти и диктатуры пролетариата, союз и помощь Советской России гарантировали свободу и независимость народов Закавказья и успешное строительство социализма. Вот почему большевистская партия во главе с В. Лениным и И. До Октябрьской революции партия большевиков считала широкую автономию в едином государстве наиболее целесообразной формой государственного устройства народов после их освобождения. После победы Октябрьской революции Ленин и Сталин выдвинули новую форму государственного устройства — форму советской федерации государственный союз , которая была официально утверждена партией и введена в программу на VIII съезде РКП б как одна из «переходных форм на пути к полному единству». Партия отстаивала федеративное объединение государств, организованных по советскому типу. Эта эволюция взглядов большевистской партии по вопросу о государственной федерации, как указывает товарищ Сталин, объясняется тремя причинами: «Во-первых, тем, что ко времени Октябрьского переворота целый ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга, ввиду чего федерация оказалась шагом вперёд от разрозненности трудящихся масс этих национальностей к их сближению, к их объединению. Во-вторых, тем, что самые формы федерации, наметившиеся в ходе советского строительства, оказались далеко не столь противоречащими целям экономического сближения трудящихся масс национальностей России, как это могло казаться раньше, или даже — вовсе не противоречащими этим целям, как показала в дальнейшем практика. В-третьих, тем, что удельный вес национального движения оказался гораздо более серьёзным, а путь объединения наций — гораздо более сложным, чем это могло казаться раньше, в период до войны, или в период до Октябрьской революции». Возможность по-новому поставить вопрос о федерации в значительной мере была обусловлена тем, что Ленин открыл новую политическую форму диктатуры пролетариата — республику Советов. Советская федерация, творцами которой являются Ленин и Сталин, принципиально отличается от буржуазной федерации. Основой советской федерации является диктатура пролетариата, общественная собственность на орудия и средства производства, ликвидация эксплуатации человека человеком, в то время как буржуазная федерация основана на диктатуре буржуазии, частной собственности на средства производства, на эксплуатации и порабощении трудовых масс. Указав на необходимость объединения республик Закавказья, И. Сталин сказал: «Едва ли нужно доказывать, что эти и многие подобные конкретные условия обязывают Советскую Грузию, так же как Советскую Армению и Азербайджан установить между собой некое единство хозяйственной деятельности, некое объединение хозяйственных усилий…». Товарищ Сталин разоблачил вынашивавшийся в то время некоторыми великодержавными шовинистами проект восстановления старых губерний Тифлисской, Бакинской, Эриванской , усматривая в нём желание повернуть назад колесо истории. Восстановление старых губерний и ликвидацию национальных правительств в Грузии, Армении, Азербайджане товарищ Сталин считал равносильными восстановлению помещичьей собственности на землю и ликвидации завоеваний революции. Товарищ Сталин поставил перед коммунистами всех республик Закавказья боевую задачу: «Раздавить гидру национализма и создать здоровую атмосферу интернационализма для облегчения дела объединения хозяйственных усилий советских республик Закавказья…» и укрепления уз братства между рабочими и трудящимися различных национальностей Закавказья и Советской России.

13 декабря 1922 года образована Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика

11 марта 1922 г. путём объединения Армении, Азербайджана и Грузии создана Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика со столицей в Тифлисе. государство, связанное тесным военным, политическим и экономическим союзом с РСФСР; государственное образование в составе СССР. Среди экспонатов Музея современной истории России есть выложенная из минералов карта Советского Союза тех еще времен, когда существовала Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Российская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991).

ЗАКАВКА́ЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИ́ВНАЯ СОВЕ́ТСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА

И в том, сколько реально вреда приносят такого рода безответственные заявления отношениям нашей страны с ближайшими соседями особенно с учётом складывающейся сегодня обстановки , мы, к сожалению, постоянно убеждаемся на практике. Но вернёмся в лето 1922 года, когда упомянутая комиссия приступила к работе. Вскоре был разработан первоначальный — подчеркнём это особо! Проект был поддержан большинством голосов членов комиссии, в том числе — И. Обращаем ещё раз внимание: это был всего лишь первоначальный вариант, и вариант всего лишь проекта резолюции комиссии, то есть был пройден только самый первый этап огромной интеллектуальной работы, которую ещё предстояло продолжить и завершить. А на таком этапе вполне естественны самые различные предложения и варианты, мнения, включая спорные — если, конечно, участники обсуждения действительно занимаются поисками истины, а не ограничиваются тупым поднятием рук, что кое-кому в сегодняшней России свойственно... И обмен мнениями оказался весьма горячим. Разосланный для дальнейшего обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик проект резолюции был решительно отвергнут грузинскими коммунистами. В свою очередь ЦК КП б Белоруссии указал на необходимость сохранения в новом Союзе «договорных отношений между независимыми республиками», а ЦК КП б Украины вообще не обсуждал проект на этом этапе, что уже само по себе свидетельствует о позиции украинских коммунистов относительно идеи «вхождения». Ещё раз обращаем внимание: не возникло никакой чрезвычайной ситуации, тем более — катастрофы; это был жёсткий, но при этом абсолютно свободный обмен мнениями, что и было — вопреки визгу современных антисоветчиков — свойственно Коммунистической партии в ленинские времена.

В связи с этим более чем показательно, как сам В. Ленин относился к обозначившимся поначалу разногласиям с И. Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание. Послушать сегодняшних антикоммунистов, в том числе самых высокопоставленных, так у некоторых граждан может создаться впечатление, что Сталин-де «горячо отстаивал» проект «автономизации», а вот Ленин, мол, фактически «выкрутил ему руки». А как обстояло дело в действительности? В письме с говорящим само за себя названием «Об образовании СССР», написанном члену Политбюро ЦК РКП б Льву Каменеву уже в сентябре — после состоявшихся на первом этапе обменов мнениями — и предназначенном для ознакомления других членов этого высшего партийного органа, В. Ленин предельно мягко отзывается о позиции своего младшего товарища и соратника: «Сталин немного имеет устремление торопиться» выделено мной. Что это — излишняя изысканная дипломатичность? Но, как мы знаем, приверженность «дипломатии» при решении принципиальных для судеб партии и страны проблем совсем не была свойственна Ленину.

Очевидно, дело в другом. Во-первых, как видим из приведённых слов, никакой враждебности к оппоненту или «жёсткого давления» на него нет и в помине. Ленин и здесь — как и в целом ряде других случаев — не желает использовать свой колоссальный авторитет с целью давления на соратников по партии, предпочитая убеждать их силой аргументов и безупречностью логики. Во-вторых, на основании выражения «немного торопиться» можно сделать вывод, что Ленин как раз не считал позицию И. Сталина по столь судьбоносному вопросу окончательно сформировавшейся и обоснованно полагал возможным в ходе дальнейшей дискуссии убедить его в своей правоте. Какова же была позиция самого Ленина? Именно в цитируемом письме — очень небольшом по объёму, но важнейшем с исторической точки зрения документе — В. Это ленинское определение не мешало бы зарубить на носу всем деятелям любого ранга, кто на уровне подсознания до сих пор не может принять неоспоримый факт: сегодня Россия Российская Федерация — такая же республика, такое же суверенное государство, как, скажем, Белоруссия или Казахстан, равноправное с ними, но никак не выше их. Далее в том же письме буквально одной строчкой В.

Ленин конституирует подлинный прорыв во всей теории и системе международных отношений, значение которого и по сей день не хотят осознать националисты самых разнообразных мастей и рангов. Ленин рассматривает новый Союз как «новый этаж, федерацию равноправных республик», часть из которых при этом уже сами являются федерациями. Федерация федераций — в случае с многонациональным а для нашей страны можно было бы даже сказать — множествонациональным составом населения это действительно уникальный вариант выстраивания подлинно равноправных отношений между совершенно разными по численности, истории и обычаям народами. Ознакомившись с замечаниями В. Ленина и по итогам состоявшейся между ними беседы, И. Сталин кардинально переработал резолюцию комиссии в соответствии со всеми ленинскими предложениями, то есть полностью снял свои собственные прежние предложения об «автономизации».

В ситуацию пришлось вмешиваться Москве — в Закавказье выехала комиссия во главе с Феликсом Дзержинским. И, несмотря на то что Грузия все равно вошла в СССР в 1922 году в составе ЗСФСР, и Сталин, и Ленин понимали, что сам по себе факт конфликта, в основе которого лежат идеи национализма, — это вещь серьезная и может иметь последствия для будущего государства. Свои аргументы в пользу автономизации Сталин изложил в письме Ленину.

В частности, он отметил, что нужно определяться: или у остальных советских республик тоже должна быть реальная независимость от Москвы, свои наркоматы иностранных дел, внешторги, или нужно создать нормальные автономии внутри РСФСР с подчинением вошедших территорий ее центральным управленческим органам России. Владимир Ильич». Президент уточнил, что даже после смерти лидера большевиков СССР строился по его принципам. В чем же они состояли и как именно Ленин применял их к украинскому вопросу? Сталин писал: "Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, то есть если мы теперь же не заменим формальную фиктивную независимость формальной же и вместе с тем реальной автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик". Также Сталин указывал на опасность того, что за четыре года Гражданской войны, когда Москва была вынуждена проявлять либерализм в отношении регионов, в республиках появилось немало коммунистов и социал-"независимцев", которые требуют настоящей независимости и которых раздражает вмешательство Москвы в их дела. Средством для решения этих проблем Иосиф Сталин видел автономизацию. А вот Ленин изложил свои аргументы в письме под названием "К вопросу о национальностях или об "автономизации". В нем Владимир Ильич раскритиковал действия Орджоникидзе и потребовал его наказать, несколько завуалированно обвинил Сталина в русском шовинизме и раскритиковал работу Дзержинского как главы комиссии по "Грузинскому делу".

Также он провел дифференциацию видов национализма и написал следующее: "Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений". Ленин призвал защищать национальные языки республик и оставить на местах большинство наркоматов. Можно также предположить, что кроме этих аргументов Владимир Ильич ожидал мировой революции, а в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы" он писал: "Соединенные Штаты мира а не Европы являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, — пока полная победа коммунизма не приведёт к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства".

В 1918 году на обломках Российской империи образовалась Закавказская демократическая федеративная республика , которая располагалась на территории пяти губерний — Тифлисской, Кутаисской, Эриванской, Бакинской, Елизаветпольской; одной области — Карсской; и одного округа -Закатальского.

В свою очередь понятие «Южный Кавказ», как синоним «Закавказья», стало широко применяться после распада Советского Союза, хотя первые попытки употребления этого термина относятся к периоду начала Первой мировой войны и распада Российской империи. Оно, как и понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья в пределах бывшей Российской империи , было предложено англичанами и подхвачено Турцией[источник не указан 265 дней]. Например, в 2007 году был открыт Южно-Кавказский газопровод. Но если понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья сохранилось в советский период и в Советском Союзе, то понятие «Южный Кавказ» не смогло вытеснить традиционное понятие «Закавказье». Пушкина, 2015 — С.

Понравилась статья?

По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений". Ленин призвал защищать национальные языки республик и оставить на местах большинство наркоматов. Можно также предположить, что кроме этих аргументов Владимир Ильич ожидал мировой революции, а в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы" он писал: "Соединенные Штаты мира а не Европы являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, — пока полная победа коммунизма не приведёт к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства".

Для многих это была «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века», однако, есть и те, для кого это событие стало «крушением тюрьмы народов». Ленин выступал за ликвидацию государства как такового, а значит, видел в самом государственном устройстве лишь временное явление. И в этом контексте для него было не столь важно, унитарное ли территориальное устройство или федеративное. Кроме того, если ориентироваться на мировую революцию как на глобальный проект, то понятно, что федерация — более удобное устройство государства, так как в нее легче включать новые субъекты. Его точка зрения одержала победу.

Разумеется, глядя на ситуацию почти 100 лет спустя, мы можем прийти к выводу, что Сталин, говоря о том, что нужно выбирать между полной независимостью для республик и автономией, был прав. Через 69 лет СССР прекратил свое существование. Как только ослабла власть центра, республики воспользовались правом на выход из Союза, и во главе многих из них как раз встали бывшие коммунисты. Надежды на мировую революцию оказались утопией. Однако ради справедливости надо отметить, что 100 лет назад Ленин этого знать не мог.

Даже после смерти Ленина, в 1929 году, когда наступил мировой экономический кризис, многие ожидали всемирной революции. Прояснить этот вопрос позволяет изучение документов той эпохи, одним из которых является программная статья Николая Скрипника, который был не только идеологом политики коренизации в Украинской СССР, но и реализовывал её на практике. Не мог Владимир Ильич знать и того, что представляют собой крайние формы национализма, и не важно, это национал-социализм немцев, движение хорватских усташей или украинских ОУНовцев.

Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика

"Государственный флаг Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в углу которого, у самого древка, наверху помещены полукругом золотые буквы «З.С.Ф.С.Р.», а над ними в левом углу. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[1] (Закавказская Федерация[2][3], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья). ЗСФСР — статья из свободной большой энциклопедии. ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (30.12.1922 — 05.12.1936) полное повествование)). Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Закавказская Федерация

Договор о создании Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики был заключен в Тифлисе (ныне Тбилиси) в марте 1922 года. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Денежный знак 75 000 000 рублей 1924 г. В 1922 году появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика, охватывающая территории Грузии, Армении и Азербайджана. государство, связанное тесным военным, политическим и экономическим союзом с РСФСР; государственное образование в составе СССР.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий