Освобождение Украины от Речи Посполитой и присоединение к России. Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. В результате объединения Левобережной Украины с Россией первая вошла в состав Российского государства. Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности.
370 лет Переяславской раде. А было ли воссоединение?
Поначалу вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Московским царством обсуждался на так называемом «освященном Соборе», в который входили исключительно представители православной церкви: в конце концов. Таким образом, вопрос о воссоединении с Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве. Впоследствии, в 20 веке, в официальной советской пропаганде и истории Переяславский собор официально рассматривался и именовался актом "воссоединения Украины с Россией". Переяславская рада.1647 г. – начало вооружённой борьбы Украины с Польшей 1648 г. – первая просьба Богдана Хмельн.
А может, независимость?
- Что предшествовало воссоединению новых регионов с Россией
- Равноправие и автономия
- Путин указал на русское самосознание запорожцев и значение слова "Украина" в XVII веке
- «С городами и с землями принять»
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
Национальный гнёт. Религиозный гнёт украинские крестьяне и горожане были православными, а польские паны — католиками. Сохранение связи украинской культуры с русской. Деятельность православных братств национально-религиозных и просветительских общественных организаций при православных церквах Украины по сохранению национальной культуры. Создание национальных школ Киево-Могилянская и др. Ход событий 1648-1654 гг.
Участники конфедерации обратились за помощью к европейским странам, однако присланных в Польшу «европейских волонтёров» Суворов, ставший к тому моменту уже генерал-майором, также разбил наголову. В 1772 году российский полководец заставил капитулировать шляхетско-французский гарнизон Краковского замка, фактически поставив точку в войне. В мае—июне 1768 года началось восстание, известное как Колиивщина. Народ подняли полковник по другой версии — сотник Иван Гонта и запорожский казак Максим Железняк.
Введя людей в заблуждение рассказами о якобы имеющихся у них «царских грамотах», они сформировали из крестьян, мещан и казаков подобие армии и устроили резню польского, еврейского и лояльного полякам православного населения в Умани. А затем ворвались на плечах у отступающих конфедератов в турецкую Балту. Также по теме «Бренд русского мира»: как Екатерина II переименовала турецкий порт Хаджибей в Одессу 7 февраля 1795 года российская императрица Екатерина II подписала указ о переименовании турецкого порта Хаджибей в Одессу.... Восстание Гонты и Железняка грозило серьёзными международными осложнениями, поэтому на его подавление были брошены российские войска. Вождей движения арестовали, а воинственным добровольцам из числа жителей Правобережья предложили записаться в регулярную российскую армию и служить царице на законных основаниях. Учитывая тот факт, что активность России в Польше начала беспокоить европейские страны, Екатерина II под сильным давлением Австрии и Пруссии согласилась разделить часть земель Речи Посполитой между соседями. В 1772 году было подписано соглашение, согласно которому России отошла часть Прибалтики и Белоруссии, Пруссии достались районы на западе, а Австрии — на юге Польского государства. Шляхта на этом не успокоилась, спровоцировав Русско-польскую войну 1792 года, закончившуюся разгромом повстанцев и полным подчинением короля Станислава Понятовского России. В январе 1793 года Россия и Пруссия договорились о втором разделе Речи Посполитой.
Кандидат исторических наук, старший преподаватель РГУУ Вадим Трухачев в интервью RT рассказал, что манифест Екатерины II не затрагивал земель, на которых жило польское этническое большинство, однако некоторые проблемы с польской шляхтой всё же возникли. Вадим Трухачёв подчеркнул, что решение Екатерины было политически верным и касалось исключительно земель, которые исторически были частью Древнерусского государства.
С этой целью 8 июня 1648 года им было написано письмо в адрес российского самодержца Алексея Михайловича. Для России такой союз означал неминуемую войну с польским государством, поэтому с принятием решения она не торопилась.
Однако лидер украинцев не отступал. На протяжении 6 лет он продолжал убеждать царя в необходимости такого союза. В качестве аргументов Хмельницкий приводил примеры собственных побед над Речью Посполитой. В своих письмах он доказывал, что совместными усилиями Украина с Россией обязательно добьются положительных военных результатов.
Начало сближения с Россией Однако ещё длительная время Россия занимала выжидательную позицию. При этом некоторая помощь Украине оказывалась. Выражалась она в следующем: На территорию Украины шли поставки соли и хлеба. Украинцам позволялось совершать переселения на окраинные земли.
Постоянно шёл обмен посольствами. Усиление приговоров произошло в 1652-1653 годах. Связано это было с тем, что Украина не смогла добиться решающей победы над Польшей. Он вёз с собой грамоту от государя.
В ней выражалось согласие на присоединение территории Украины к Российским землям. При этом Речи Посполитой объявлялась война. Для выработки основных условий вхождения потребовался ещё ряд встреч между представителями государств. Однако это были уже не принципиальные моменты.
Переяславская рада На основании принятого Земским собором решения состоялось собрание представителей Запорожского казачества и мещанства. Местом стал город Переяслав. Для этого 8 января 1654 года здесь была собрана Рада.
Связано это было с тем, что Украина не смогла добиться решающей победы над Польшей. Он вёз с собой грамоту от государя. В ней выражалось согласие на присоединение территории Украины к Российским землям. При этом Речи Посполитой объявлялась война. Для выработки основных условий вхождения потребовался ещё ряд встреч между представителями государств. Однако это были уже не принципиальные моменты. Переяславская рада На основании принятого Земским собором решения состоялось собрание представителей Запорожского казачества и мещанства. Местом стал город Переяслав. Для этого 8 января 1654 года здесь была собрана Рада. На ней произошло принятие исторического решения об объединении украинских земель с российской территорией. Данное постановление подкреплялось принятой присягой. Затем был составлен предварительный договор, включающий в себя 11 пунктов. Как только он попал в Москву, их количество возросло до 23 единиц. После этого Украина была официально включена в состав российского государства. Условия договора На основании составленного договора гетман Украины сохранял свои полномочия. Он имел атрибуты власти ставленника царя и был полностью зависим от российского государя. Также сохранили свои права судьи, сотники, казаки и зажиточные слои украинского населения. Москва обязалась оказывать Украине финансовую поддержку казне. Последствия подписание договора Оформленный на Переяславской Раде договор имел следующие последствия: Между Россией и Польшей началась тринадцатилетняя война. Продолжалась она в период с 1654 по 1667 год. После её окончания в составе России закрепились Левобережная Украина и Киев.
Как Украина в Россию просилась
Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем? Воссоединение Украины с Россией стала одним из ключевых событий в истории двух восточнославянских народов. Переяславская рада.1647 г. – начало вооружённой борьбы Украины с Польшей 1648 г. – первая просьба Богдана Хмельн. Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией».
6. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ — АКТ ВЕЛИКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий.
Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев. Заключив перемирие с Польшей, Хмельницкий в начале 1649 г.
В мае—июне 1768 года началось восстание, известное как Колиивщина. Народ подняли полковник по другой версии — сотник Иван Гонта и запорожский казак Максим Железняк. Введя людей в заблуждение рассказами о якобы имеющихся у них «царских грамотах», они сформировали из крестьян, мещан и казаков подобие армии и устроили резню польского, еврейского и лояльного полякам православного населения в Умани. А затем ворвались на плечах у отступающих конфедератов в турецкую Балту. Также по теме «Бренд русского мира»: как Екатерина II переименовала турецкий порт Хаджибей в Одессу 7 февраля 1795 года российская императрица Екатерина II подписала указ о переименовании турецкого порта Хаджибей в Одессу.... Восстание Гонты и Железняка грозило серьёзными международными осложнениями, поэтому на его подавление были брошены российские войска. Вождей движения арестовали, а воинственным добровольцам из числа жителей Правобережья предложили записаться в регулярную российскую армию и служить царице на законных основаниях. Учитывая тот факт, что активность России в Польше начала беспокоить европейские страны, Екатерина II под сильным давлением Австрии и Пруссии согласилась разделить часть земель Речи Посполитой между соседями.
В 1772 году было подписано соглашение, согласно которому России отошла часть Прибалтики и Белоруссии, Пруссии достались районы на западе, а Австрии — на юге Польского государства. Шляхта на этом не успокоилась, спровоцировав Русско-польскую войну 1792 года, закончившуюся разгромом повстанцев и полным подчинением короля Станислава Понятовского России. В январе 1793 года Россия и Пруссия договорились о втором разделе Речи Посполитой. Кандидат исторических наук, старший преподаватель РГУУ Вадим Трухачев в интервью RT рассказал, что манифест Екатерины II не затрагивал земель, на которых жило польское этническое большинство, однако некоторые проблемы с польской шляхтой всё же возникли. Вадим Трухачёв подчеркнул, что решение Екатерины было политически верным и касалось исключительно земель, которые исторически были частью Древнерусского государства. Троянский конь «Екатерина II воссоединила и интегрировала между собой две части расколотого народа», — подчеркнул в интервью RT Андрей Кошкин. Однако, по словам эксперта, образование по обе стороны Днепра единого политического пространства способствовало и возникновению так называемых самостийнических идей.
Однако для начала необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами. Казачье посольство привезло «Переяславский договор» — ещё в январе 1654 года в городе Переяславе ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства. Привезенные в Москву «переяславские статьи» обсуждались казачьим посольством с представителями русского правительства — с казанским наместником князем Алексеем Трубецким, тверским наместником боярином Василием Бутурлиным и каширским наместником окольничим Петром Головиным. Обсуждение деталей договора происходило на территории Кремля, в избе Казенного приказа, расположенной возле Успенского собора, где совместно молились московские представители и казачьи послы. Уже на следующий день запорожцы и московские аристократы составили окончательный проект договора о вхождении Украины в состав России, как бы сказали сегодня, на правах широкой автономии. Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей. Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха «Служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Твоему Царскому Величеству будем вовеки…» , но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском… Где три человека козаков, тогда два третьего должны судити…».
Битва при Пилявцах 21—23 сентября 1648 г. Победа войска Богдана Хмельницкого. В результате было захвачено 90 пушек и большие запасы пороха. Число трофеев оценивалось в сумму до 10 млн злотых. Осада Львова Октябрь — ноябрь 1648 г. Город не был готов к осаде и через некоторое время власти пошли на переговоры. За снятие осады был взят большой откуп. Берестецкая битва 19 июня 1651 г. В результате бегства татар армия Хмельницкого потерпела поражение. На протяжении всех военных действий у Хмельницкого не было желания отрывать Украину от Польши. Его цель состояла в создании равноправных условий для казачества и шляхты. Выбор союзника После удавшейся борьбы за свою независимость Украина оказалась в сложной ситуации. В стране ещё не сложились достаточные предпосылки для самостоятельного развития. В войне участвовало неграмотное казачество и крестьянство, которое было не в состоянии создать государственную идеологию. У казацких старшин ещё не хватало политического веса для реализации представлявшихся им возможностей. В этих условиях Хмельницкий всё больше задумывался о необходимости уйти под протекторат другого государства. Выбор предоставлялся небольшой — Турция или Россия. С Турцией После поражения в Берестецкой битве стало понятно, что одержать победу над мощным польским государством Украина будет самостоятельно не в состоянии. Османской империи, которая находилась с юга от Украины, могла в этом вопросе оказать реальное содействие. Именно на Турцию Богдан Хмельницкий первоначально обратил своё внимание, решив выбрать это государство в качестве покровителя. Турецкий султан обладал достаточной силой для того, чтобы противостоять посягательствам Польши.
Главное меню
- В Крыму отметили юбилей воссоединения Украины с Россией
- Освобождение Украины от Речи Посполитой и присоединение к России
- НОВЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ
- Воссоединение Малороссии с Россией на Раде в Переяславе
- Украинские националисты сейчас
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий
Видя победы русских войск, в 1655 г. Шведские войска продвинулись вглубь польской территории и заняли Варшаву, Краков. Тогда Алексей Михайлович летом 1656 г. С Польшей в 1656 г. Часть русских войск двинулась в Ингерманландию восточное побережье Финского залива , а главные силы двинулись от Полоцка к Риге. Русские войска захватили ряд крепостей на побережье Балтийского моря и осадили Ригу. Но шведы усилили свое присутствие в Прибалтике, и русские войска, не имея поддержки с моря, вынуждены были отступить. В декабре 1658 г. Россия была вынуждена заключить со Швецией Валиесарский договор, а в 1661 г.
Все завоевания в войне со Швецией были утрачены. Проблема выхода к морю оставалась нерешенной. Между тем Польша, получив мирную передышку и видя трудности России в войне со Швецией, отказалась признать воссоединение Украины с Россией. Война с Польшей продолжилась, и в 1658-1663 гг. Положение России осложнили измены гетманов И. Выговского, сменившего умершего Б. Хмельницкого, а затем Ю. Хмельницкого, сына Б.
Но население Запорожья и Левобережной Украины не поддерживало антирусские действия. В 1662 г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. Гетманом Украины стал атаман И. Он также добивался отделения Украины от России. На Правобережье был свой гетман П. Дорошенко, который был готов поддаться турецкому султану, чтобы избавиться и от России, и от Польши. В 1664 г.
Польская армия начала отступать, но война истощила обе стороны. В 1667 г. России возвращались Смоленское и Черниговское воеводства, Северская земля. Речь Посполитая признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Речью Посполитой. Запорожская Сечь оставалась под совместным управлением России и Речи Посполитой. Киев по Андрусовскому перемирию оставался на два года за Россией, но был удержан Россией по условиям «вечного мира» 1686 г. Значение воссоединения Украины и России Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: - освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации; - способствовало укреплению российской государственности.
Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада. Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Это рекорд среди всех четырех референдумов. В тот же день МИД России распространил заявление, в котором подчеркнул, что референдумы прошли в полном соответствии с нормами и принципами международного права на самоопределение народов в соответствии с Уставом ООН, международными пактами о правах человека 1966 года, Хельсинкским заключительным актом СБСЕ 1975 года, а также заключением Международного суда ООН по Косово от 22 июля 2010 года, "подтвердившим тот факт, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какую-либо норму международного права".
Результаты референдумов, как подчеркнули в МИД, свидетельствуют, что жители этих регионов не хотят возвращаться к прежней жизни и сделали осознанный и свободный выбор в пользу России. На Смоленской площади отметили, что международные наблюдатели, следившие за ходом референдумов, признали их итоги легитимными. А международные договоры о вхождении Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей в состав России Путин и главы данных регионов подписали 30 сентября 2022 года. Согласно документам, регионы считаются частью Российской Федерации с даты подписания. ДНР и ЛНР сохраняют статус республик, в которых русский язык считается государственным, также эти территории сохраняют свои названия. Херсонская и Запорожская области вошли в состав России как области.
Изменения будут прописаны в законе "О днях воинской славы и памятных датах в России". Путин заявил, что принятие новых регионов в состав России является исторически значимым событием, особенно для людей, проживающих на этих территориях. В интервью "Известиям" военный эксперт, заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин отметил : "Мне кажется, именно результаты голосования за вхождение [в состав России] год назад как раз и свидетельствуют о желании людей, проживающих на этих территориях, войти в состав Российской Федерации.
Он напомнил и о Киеве как "матери городам русским", и о том, что даже в период феодальной раздробленности люди воспринимали Русь "как общее пространство, как свою Отчизну", и о том, что Великое княжество Литовское, вобравшее многие южные и западные земли в тот период, когда Северо-Восточная Русь попала в зависимость от Орды, "в исторических документах называлось Великим Княжеством Литовским и Русским". Путин обратил внимание на сложность и многомерность общей истории русских земель, например, когда "на Куликовом поле рядом с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем сражались воевода Боброк с Волыни" и сыновья великого князя Литовского Ольгерда, а к Мамаю свои войска вел сын тверской княжны, великий князь Литовский Ягайло. Вера была православной.
Вплоть до середины XV века сохранялось единое церковное управление", - перечисляет Путин. Объединение и воссоединение Как отметил Путин, точками консолидации русских территорий могла стать и Литовская Русь, но история распорядилась так, что продолжателем древнерусской государственности стала Москва. В свою очередь, в Великом княжестве Литовском в XIV веке правящая элита приняла католичество, а в XVI веке была заключена Люблинская уния с Польшей, "проводились ополячивание и латинизация, православие вытеснялось". Как ответ, нарастало освободительное движение православного населения и переломными стали события времен гетмана Богдана Хмельницкого, который обратился за помощью к Москве. Земский собор 1653 года решил поддержать единоверцев, и в 1654 году это решение было подтверждено Переяславской Радой.
Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией.
В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством. Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года.
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954.
Пока женский вокальный ансамбль репетирует предстоящее выступление, четвёрка казаков уже замерла в почётном карауле вокруг бронзового гетмана. Собеседник также сообщает, что сегодня большинство казаков из Черноморского войска находятся не здесь, а в зоне СВО. Участники Черноморского казачьего войска. Рядом несколько пожилых людей расправляют длинный баннер «Навеки с Россией». Это члены Русской общины Крыма. Это день воссоединения Украины с Россией, это наш кровный праздник», — сообщает ForPost председатель Симферопольской городской организации Русской общины Крыма, депутат Городского Совета Валерий Ильичёв. Русская община Крыма развернула баннер на митинге.
По нему часть территорий входила в состав Русского государства на правах автономии. Для России последствием стала тяжелая 13-летняя война с Речью Посполитой. Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». Между тем, часть историков отмечает, что точнее было бы называть этот процесс постепенной интеграцией Левобережной Гетманщины в состав Российского государства. Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией. В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством.
Сохранение связи украинской культуры с русской. Деятельность православных братств национально-религиозных и просветительских общественных организаций при православных церквах Украины по сохранению национальной культуры. Создание национальных школ Киево-Могилянская и др. Ход событий 1648-1654 гг. С января 1649 г. Хмельницкий поддерживает постоянную связь с российским правительством.
И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненных людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимир Король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответах то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженной памяти Великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца, называли малым делом. И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся Бога и не памятуя вечного докончанья. И паны рада говорили и указывали на прежний свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, о их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же, Ян Казимир Король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим христианским неприятелем с Крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сообща Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимир Король, через свои государства пропустил к Свейской королеве Христине общего христианского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А прежде сего того, чтоб Крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учили быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякие злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод расправы в том не чинят. И по тем по всем мера многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А с государевой стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места сдержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годах присылал ко Государю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское посланников своих многажда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые христианские веры отбыти и святых Божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле призвав к себе в помочь Крымского хана с ордою, учали за православную христианскую веру и за святые Божии церкви против их стояти. И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои. А в прошлом во 161-м г. И хотя православную христианскую веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми раз-личными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у Царского Величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь, православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмель-ницкого и все войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска За-порожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому со товарищи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович со товарищи, в ответах паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасами помирились. И православную христианскую веру греческого закону не гнали, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору 7, а которые церкви оборочены под унию, и те б церкви отдали им назад.
Присоединение Украины к России
Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Что нужно знать о Дне воссоединения России и ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Говоря о событиях воссоединения Левобережной Украины с Россией в середине XVII века, президент РФ обратил внимание, что "в обращениях и к польскому королю, и к русскому царю запорожцы называли, определяли себя русскими православными людьми". Речь Посполитая признала за Россией Смоленск, Левобережную Украину и Киев.
Воссоединение Украины с Россией
И Ян Казимир король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную христианскую веру искоренити и церкви Божии разорити, пошли на них войною при них же, великих послах. Да как у Короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сейм был в Бресте Литовском, и у них на сейме приговорено впрямь, что их православных христиан греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви Божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к коретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимир король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь Его Царское Величество такова их злого бесчестья и многово по вечному докончанью неисправленья болыпи того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их не-правдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к Великим Государем христианским и бусурманским. А за православную христианскую веру, и за святые Божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько Милосердый Бог помощи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимир король избран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге его написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере христианской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у кого просити не будет и не примет.
И они, не хотя монастырей и церквей Божиих и христиан в мучительство выдать, бьют челом, чтоб Государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, Великий Государь, и ныне над ними, православными христианы, не сжалится, как они у него, Государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельницкий, а велел Государю бити челом, чтоб Государь велел прислать в Киев и в иные города своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3 000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана-де людей много. Да к нему ж-де хотел быть Крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж-де присылал турской салтан в обоз в Борки посланца своего, зовучи его к себе в подданство. И гетман-де ему в том отказал, а надеется на государеву милость. А будет Государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том начнет свидетельствовать перед Богом, что он о том у него, Государя, милости просил много, а он, Государь, его не пожаловал, а с королем-де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах дважды сходились и бились, и им-де посчастилосъ и много языков поляков поимали.
А литовской-де гетман Радивил говорил: будет они с войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятся и пойдут на государеву землю войною. И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси и за честь сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и против Польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы 8 в королевских грамотах и в порубежных листах писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей сеймовой конституции во многие годы исправленья не учинили, и видя королевские подданные такое неисправленье и злым людям за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к воеводам во всех годах государево именованье и титло писали с пропискою. И при государевых послах, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине со товарищи, исправленья не учинили и называли то дело — госуарскую честь — малым делом, и смеяся, и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем они вечное докончанье нарушили. А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем войске Запорожском бояре и думные люди при-говорили, чтоб Великий Государь-Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православной христианской веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви вос- тали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все войско Запорожское, присылали к Великому Государю- Царю и Великому князю Алексею Михайловичи всея Руси бити челом многажда, чтоб он, Великий Государь, православной христианской веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь для православной христианской веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответах паном раде говорили, чтоб Король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную христианскую веру не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору.
А Великий Государь Его Царское Величество для православной христианской веры Яну Казимиру Королю такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир Король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведется их принять в присяге Яна Казимира Короля написано, что ему в вере христианской остерегати и зашищати, и никакими мерами для веры самому не тес- нити, и никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.
И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что.
Да он же, Ян Казимир Король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим христианским неприятелем с Крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сообща Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимир Король, через свои государства пропустил к Свейской королеве Христине общего христианского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А прежде сего того, чтоб Крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учили быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякие злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод расправы в том не чинят.
И по тем по всем мера многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А с государевой стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места сдержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годах присылал ко Государю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское посланников своих многажда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят.
И они, черкасы, не хотя благочестивые христианские веры отбыти и святых Божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле призвав к себе в помочь Крымского хана с ордою, учали за православную христианскую веру и за святые Божии церкви против их стояти. И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои. А в прошлом во 161-м г. И хотя православную христианскую веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми раз-личными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно.
И они у Царского Величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь, православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмель-ницкого и все войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска За-порожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому со товарищи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович со товарищи, в ответах паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасами помирились.
И православную христианскую веру греческого закону не гнали, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору 7, а которые церкви оборочены под унию, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что с запорожскими черкасами помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божии отдадут им по-прежнему, и Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную христианскую веру искоренити и церкви Божии разорити, пошли на них войною при них же, великих послах. Да как у Короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сейм был в Бресте Литовском, и у них на сейме приговорено впрямь, что их православных христиан греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви Божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к коретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать.
И коли он, Ян Козимир король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь Его Царское Величество такова их злого бесчестья и многово по вечному докончанью неисправленья болыпи того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их не-правдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к Великим Государем христианским и бусурманским. А за православную христианскую веру, и за святые Божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько Милосердый Бог помощи подаст.
Об этом говорится в статье президента РФ Владимира Путина "Об историческом единстве русских и украинцев", опубликованной в понедельник на сайте Кремля на русском и украинском языках. Статья Владимира Путина "Об историческом единстве русских и украинцев". Полный текст "Название "Украина" тогда [в XVII веке] использовалось чаще в значении, в котором древнерусское слово "окраина" встречается в письменных источниках еще с XII века, когда речь шла о различных порубежных территориях.
А слово "украинец", если судить также по архивным документам, первоначально означало пограничных служилых людей, обеспечивавших защиту внешних рубежей", - написал Путин. Говоря о событиях воссоединения Левобережной Украины с Россией в середине XVII века, президент РФ обратил внимание, что "в обращениях и к польскому королю, и к русскому царю запорожцы называли, определяли себя русскими православными людьми". Древняя Русь В статье главы российского государства обзору тысячелетней истории России и Украины уделено значительное место. Путин отмечает, что "и русские, и украинцы, и белорусы - наследники Древней Руси, являвшейся крупнейшим государством Европы". По его словам, славянские и другие племена на всем этом громадном пространстве были объединены одним языком древнерусским , хозяйственными связями и властью князей династии Рюриковичей, а после крещения Руси - и одной православной верой.
Бутурлин отказался присягать от лица царя, ссылаясь на то, что царь не присягает своим подданным. По-видимому, письменного договора в Переяславе заключено так и не было. После продолжительного совещания, учитывая слова Бутурлина, которые гетман и старшина толковали как равнозначные присяге царя, украинская сторона принесла присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь , булава и шапка. После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий договора. Было решено отдать Украину под протекторат Московского царя с сохранением основных прав и свобод Войска Запорожского; был написан проект договора в форме петиции к царю из 23 пунктов Мартовские статьи , который привезли в Москву в конце марта 1654 г. Тетеря и военный судья С. После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Отказались присягать ряд представителей казацкой старшины, Брацлавский, Кропивянский, Полтавский, Уманский казацкие полки, некоторые города, в частности Чернобыль , а также киевское духовенство во главе с митрополитом С. Последствия Переяславской рады В основном последствия этого соглашения коснулись Запорожской Сечи. В результате Переяславской Рады и следующих переговоров между гетманским и царским правительствами был заключен военно-политический союз Гетьманщины и Московского государства.