Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость.
Война в Ираке: американский «блицкриг» на Ближнем Востоке
Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года | Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». |
Причины иракской войны | В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. |
Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока | Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на |
20 лет назад. Война в Ираке: — LiveJournal | В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника. |
Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | Пикабу | В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. |
20 лет назад. Война в Ираке
Это была первая масштабная операция объединённых сил НАТО, на которую никак не отреагировал побежденный СССР; первая война после объявления «Конца истории» одноименная работа Фукуямы, вышедшая двумя годами раньше. Наконец, это была война, которая несла не только практический смысл, но имела явный мессианский подтекст. Завершалась же «Буря в пустыне» название операции отсылало к библейской книге Даниила объявлением о начале «крестового похода» за построения «Нового мирового порядка» под водительством США, которое Буш-ст. Тот, кто скажет, что ради этого заявления война и затевалась, будет, по всей видимости, не слишком далек от истины. Особенно, учитывая мировоззрение людей, которые за этой войной стояли: прежде всего, Дика Чейни и других крупных фигур в стане входящих тогда в полноту сил неоконов. Речь Буша, объявляющая США предводителем «объединённых наций» в войне против «мирового зла», многих тогда насторожила. В ней слышались отзвуки манифестаций того же мессианского духа, который вел Вудро Вильсона в Первую, а Франклина Рузвельта во Вторую мировую войну.
И вот теперь Буш-ст. Впрочем, тогда ещё бросать вызов Америке было особенно некому. Китай только начинал свой путь к сегодняшней гегемонии, СССР был разгромлен. Неоконы праздновали праздник полной победы и безнаказанности… И за однополярным миром, упавшим к ним в руки, уже грезя о мире полностью им подвластном, мире в котором больше нет сколько-нибудь независимых государств, мире, в котором существует лишь одна воля на всех. Сегодня силы, которые стояли тогда за Бушем-ст. Те, кто стоит сегодня у руля американской власти почти и не скрывают своих целей: окончательное упразднение национальных государств и построение единого мира под управлением крупнейших банков и ТНК.
Через тридцать три года после начала «конца истории» первое эссе Фукуямы вышло в 1989 и двадцать лет после второй иракской войны, мы стоим пред бездной, ещё небывалой. И именно сегодня, как никогда уместно вспомнить эту двухсерийную американскую эпопею. Те пять месяцев, которые отделяли агрессию Саддама от вторжения коалиции были наполнены пропагандой самого интересного свойства. Всё это время американская пресса не уставала представлять Кувейт маленьким героическим Давидом, а Ирак — чудовищным Голиафом, сравнивая самого Саддама с вавилонским царем Навуходоносором. А американская публика, к тому времени уже два года как накачиваемая идеями мессианского права Америки «исправлять мир, проповедуя ему евангелие свободы и демократии» Макс Лернер , была вполне разогрета, чтобы легко впитать пропаганду в суровых библейских тонах. Тем более, что она опиралась на определенные политические реалии.
Культурным героем Хусейна действительно был царь Навуходоносор, верный памяти которого Саддам даже отстроил древний Вавилон. К началу американского вторжения пропагандистская компания достигла необходимого накала, и население Америки горячо откликнулось на призывы прийти на помощь маленькому Кувейту, обороняющемуся от ужасного Голиафа. Как известно, вавилонский царь Навуходоносор некогда разрушил Иерусалим и увёл евреев в плен. Хорошо знающие Ветхий Завет американцы легко складывали исторические параллели, и война с Саддамом в их глазах обретала героическую метафору освобождения божьего народа из вавилонского пленения и строительства нового Храма. Конечно, особенно близка эта поэтическая риторика была американским иудеям, согласно воззрениям которых падение Вавилона должно предшествовать открытию «мессианского царства». Но и многочисленные протестантские телепроповедники, такие как знаменитый Билли Грэм гуру Буша-мл.
Дело в том, что многочисленные американские иудео-христианские секты, особенно, в духе диспенсационализма христианского сионизма убеждены, что «решающей битве добра и зла» должно предшествовать падение Вавилона.
Все это происходило на фоне заявления иракского правительства, назвавшего действия Кувейта «аналогичными военной агрессии» [11]. В материале, который планировался к эфиру, должны были прозвучать схожие по своему содержанию заявления Тутвайлер и Уильямса, что могло бы насторожить политическое руководство Ирака [12]. Хуссейн мог и не знать об одинаковых заявлениях, сделанных американскими официальными лицами. В то же время в апреле лидер сенатского меньшинства Роберт Доул Robert Dole , находившийся с визитом в Ираке, от имени Президента США довел до сведения иракского президента Саддама Хусейна, что администрация Буша отмежевывается от критических замечаний в отношении нарушения прав человека в Ираке, прозвучавших в эфире радиостанции «Голос Америки». Доул также заявил, что президентская администрация придерживается противоположных взглядов в отношении инициативы Конгресса ввести экономические санкции против Ирака [13]. Однако администрация Буша сразу же повторно выразила свое несогласие с такой мерой. Это точно.
Исторически в вопросах урегулирования пограничных споров или каких-либо внутренних разногласиях между государствами — членами ОПЕК мы не занимаем ту или иную позицию». Республиканец Ли Гамильтон Lee Hamilton спросил Келли, правильно ли говорить, что если Ирак «перейдет границу и нападет на Кувейт», то Соединенные Штаты, «не имея договорных обязательств, не смогут применить свои вооруженные силы». Келли ответил, что это так [16]. На следующий день по вашингтонскому времени иракские войска при поддержке танков перешли границу Кувейта. Тотчас Соединенные Штаты Америки выразили свое явное несогласие с действиями иракской стороны. Несмотря на отрицающие официальные заявления, похоже, что у США действительно была своя позиция в отношении ирако-кувейтского пограничного спора. После вторжения в архивах кувейтской разведки иракцы обнаружили памятную записку, касающуюся встречи главы Государственной безопасности Кувейта и директора ЦРУ Уильяма Уэбстера William Webster , состоявшейся в ноябре 1989 года. В записке, в частности, говорилось: «Мы согласились с американской стороной, что необходимо воспользоваться ухудшающейся экономической ситуацией в Ираке с целью оказания давления на иракское правительство по вопросу установления государственной границы.
ЦРУ высказала нам свое видение в отношении приемлемых средств по оказанию такого давления, отметив при этом, что необходимо положить начало сотрудничеству между США и Кувейтом по широкому кругу вопросов при условии, что действия по оказанию давления на иракское руководство должны координироваться на высоком уровне». ЦРУ назвало документ «абсолютной фальшивкой». Однако газета «Лос-Анджелес тайме» написала, что «памятная записка не является очевидной подделкой, в частности потому, что если бы иракские власти стояли за этим документом, то почти наверняка они бы составили его в еще более компрометирующей манере, подорвав тем самым доверие к США и Кувейту» [17]. По всей видимости, памятная записка, которую нашли иракцы в архивах разведслужбы Кувейта, не являлась подделкой и нанесла серьезный удар по репутации Кувейта и США. Иначе как можно объяснить близкое к паническому состояние министра иностранных дел Кувейта, когда глава внешнеполитического ведомства Ирака показал ему эту записку в ходе саммита представителей арабских стран, проходившего в середине августа [18]. Когда посла Ирака в Вашингтоне спросили, почему эта памятная записка противоречит прямому утверждению американского посла Гласпи о нейтралитете по вопросу ирако-кувейтских отношений, он ответил, что высказанная ею ремарка была «неотъемлемой частью расставленной ловушки» [19]. Спровоцировали ли заговорщики вторжение Саддама в Кувейт, полагая, что боевые действия не выйдут за пределы пограничной зоны и что впоследствии Хусейн будет поставлен на место, как того хотели США и Кувейт? В феврале 1990 года Хусейн выступил на саммите лидеров арабских стран.
Его речь, безусловно, могла подлить масла в огонь и явиться дополнительным фактором, стимулирующим развитие заговора против Ирака. Выступая с трибуны саммита, иракский президент осудил постоянное американское военное присутствие в водах Персидского залива и предупредил, что «если страны Персидского залива и остальные арабские государства не будут действовать осмотрительно, то регионом Персидского залива будут управлять США». Более того, Вашингтон будет диктовать политику добычи, распределения и образования цен на нефть, «основываясь на особой точке зрения, отвечающей исключительно интересам США, и не станет учитывать интересы других стран» [20]. В поисках ответа на вопрос, а был ли заговор против Ирака и Саддама Хусейна, мы, в дополнение к уже вышеизложенному, должны принять во внимание следующее. Председатель Организации освобождения Палестины Ясир Арафат утверждал, что Вашингтон в ходе саммита Лиги арабских стран в мае использовал шанс мирно урегулировать разногласия между Кувейтом и Ираком после того, как Хусейн предложил провести переговоры о границе, которая была бы приемлемой для обеих стран. У Кувейта, по его словам, были основания думать, что он может полагаться на силу американского оружия [21]. Кроме того, король Иордании Хусейн Hussein рассказал, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявил: «Мы не собираемся реагировать [на действия со стороны Ирака]… если им это не нравится, пусть они оккупируют нашу территорию… мы собираемся пригласить американцев». А эмир Кувейта сказал своим военным, что в случае вторжения они должны будут удерживать иракцев в течение 24 часов.
За это время «американские и иностранные войска высадятся в Кувейте и выбьют иракцев из Кувейта». По мнению короля Иордании Хусейна, арабы понимали, что Саддама Хусейна подстрекают к вторжению, загоняя тем самым в приготовленную для него ловушку [22]. Эмир Кувейта отказался удовлетворить финансовые требования Ирака. Вместо этого он предложил Багдаду оскорбительные полмиллиона долларов. В записке эмира, адресованной его премьер-министру перед вторжением, говорится о поддержке проводимой Кувейтом политики со стороны Каира, Вашингтона и Лондона. После войны кувейтский министр нефти и финансов признал: «Но мы знали, что США не позволят Ираку нас захватить. Я провел слишком много времени в Вашингтоне, вел переговоры с большим количеством лиц и мог сам убедиться в своей правоте. Американская политика была ясна.
И только Саддам Хусейн не понимал этого» [24]. Итак, мы ознакомились, вероятно, с достаточным количеством причин, по которым Саддам Хусейн не смог предположить истинную ситуацию. Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз Tariq Aziz заявил, что Кувейт, инвестировав большие средства в западные страны, мог легко пережить резкое падение цен на нефть. Однако резкое падение цен на нефть лишит Багдад, остро нуждавшийся в долларах, источника дохода. Азиз сказал: «Кувейт мог так рисковать и принять участие в столь масштабном заговоре против такой крупной и сильной страны, как Ирак, только в одном случае — если бы его действия поддерживала сильная держава. И такой сильной державой были Соединенные Штаты Америки» [25]. Действительно, не существует никаких публичных свидетельств того, что Соединенные Штаты, несмотря на свои очень тесные финансовые связи, пытались убедить Кувейт прекратить провокационные действия против Ирака. Так, за неделю до иракского наступления эксперты американских спецслужб настойчиво докладывали в администрацию Буша, что, вероятнее всего, Ирак оккупирует только часть Кувейта.
Такие прогнозы, «похоже, не вызвали серьезного отклика со стороны правительственных структур». В течение этого времени Буш был лично проинформирован о ситуации директором ЦРУ Уильямом Уэбстером William Webster , который показал президенту спутниковые снимки иракских войск, сосредоточившихся вблизи границы с Кувейтом. Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении. Его сообщения также были проигнорированы.
Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа. После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта. Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29]. В июле, в то время когда все вышеприведенные предостережения якобы игнорировались, Пентагон проводил командно-штабные учения с использованием компьютерного моделирования. По замыслу учений, Ирак вторгался в Кувейт или Саудовскую Аравию, либо в оба этих государства [30]. На военных учениях в Военно-морском колледже в Ньюпорте, штат Род-Айленд, участников также просили определить наиболее эффективные действия американцев в ответ на возможное вторжение Ирака в Кувейт [31]. На протяжении мая и июня специалисты Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета активно информировали Пентагон, Конгресс и представителей ВПК о результатах своих исследований по теме будущих военных действий с применением обычных видов оружия. Специалисты Центра пришли к выводу, что, скорее всего, новая война, в которой потребуется американское военное участие, возникнет между Ираком и Кувейтом или Саудовской Аравией [33].
Еще одним, судя по всему, хорошо осведомленным человеком был Джордж Шульц George Shultz , бывший госсекретарь во времена президента Рейгана. Покинув пост госсекретаря, Шульц вернулся на работу в корпорацию «Бектэл» Bechtel Согр , крупнейшую межнациональную строительную компанию.
Американская разведка сообщала, что «связным» между Бен Ладеном и Хусейном является некий Абу Мусаб Заркави, который якобы проходил курс лечения в Багдаде в 2002 году. Однако впоследствии выяснилось, что Заркави поддерживал одно из экстремистских движений на территории иракского Курдистана, которое действовало вне пределов контроля Саддама Хусейна. Также сообщалось, что один из террористов, который участвовал в атаках 11 сентября 2001 года, встречался с представителем иракской разведки. Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины этих терактов, доказательств этого утверждения не обнаружила.
Причина: Ирак представляет собой угрозу для США. Во время действия режима международных санкций, Ирак не сможет испытать ракеты дальнего радиуса действия до 2015 года. Однако при условии, что этот режим будет смягчен, Ирак получит доступ к современным технологиям, он сможет достаточно быстро усовершенствовать свои ракетные арсеналы и, возможно, создать ракеты, способные нанести удар по территории США. Ныне установлено, что большинство иракских ракет дальнего радиуса действия были уничтожены после 1991 года. Однако Ирак пытался развивать свою ракетную программу, особо активизировавшуюся после выдворения инспекторов ООН 1998 год. Саддам Хусейн намеревался создать баллистические ракеты, способные нести боеголовки с оружием массового уничтожения.
Причина: Необходимость разоружения Ирака. Буш, Перл, Пауэлл, Расмфелд и Райс. Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака. Авторы: Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл. Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона. В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте , участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов в частности, с Сирией и Турцией.
Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств — курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии. Причина: Международная безопасность. Об этом говорили Буш, Дэшл, Пауэлл и Рамсфелд.
Реакция большинства государств мира на иракское вторжение в Кувейт была крайне негативной. Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта.
США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт. Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г. Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта.
В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников.
В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г.
ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г.
Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами
Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий. Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. Причем в отличие от Великой Отечественной, война в Ираке в 2003 г. это ценный боевой опыт современного вооруженного конфликта, современного блицкрига.
Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года
Север страны и район вокруг Багдада находился под контролем американских войск. Юг страны вместе с городом Басра контролировался британскими войсками. Территория Ирака к югу от Багдада и к северу от Басры находилась под контролем сводной дивизии коалиции, в состав которой вошли войска из Испании, Польши, Украины и других стран. Солдаты коалиции Однако, несмотря на предпринятые меры, в Ираке вовсю развернулась партизанская война. При этом повстанцы практиковали не только взрывы автомобилей и самодельных бомб на улицах городов, но и обстрелы войск международной коалиции, причём не только из стрелкового оружия, но и даже из миномётов, минирование дорог, похищения и казни солдат коалиции. Эти действия заставили американское командование уже в июне 2003 года провести операцию «Удар по полуострову», направленную на уничтожение зародившегося в Ираке повстанческого движения. Посмотрите также Читать Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Он был обнаружен в подвале деревенского дома в 15 километрах от родного города Тикрит 13 декабря 2003 года. В октябре Саддам Хусейн предстал перед судом, который приговорил его к смертной казни — наказанию, которое временно было вновь разрешено оккупационной администрацией Ирака. Несмотря на ряд успехов коалиционных войск, операции против партизан не позволяли кардинально решить их проблему. В период с 2003 по 2010 гг.
В 2010 году американские войска из Ирака были выведены, тем самым официально завершив эту войну для США. Однако оставшиеся в стране американские инструкторы продолжали вести боевые действия и, как следствие, американские войска продолжали нести потери. К 2014 году потери войск международной коалиции составили, согласно американским данным, примерно 4800 человек убитыми. Потери партизан подсчитать не представляется возможным, однако можно с уверенностью сказать, что они превышают число потерь коалиции в несколько раз. Потери среди мирного населения Ирака исчисляются сотнями тысяч, если не миллионом, человек. При этом был захвачен один из крупнейших иракских городов Мосул. Ситуация в стране продолжает оставаться сложной, но, тем не менее, стабильной. Так в октябре 2020 года была начата операция, целью которой является освободить Мосул и полностью очистить территорию страны от радикальных исламистов. Тем не менее, эта операция продолжается до сих пор июль 2020 г. С позиций сегодняшнего дня можно точно сказать, что вторжение сил международной коалиции в Ирак привело скорее к дестабилизации государства, чем к каким-либо позитивным изменениям.
В результате множество мирных жителей погибло и было ранено, а миллионы человек лишились крова.
В намечающемся конфликте на стороне Кувейта выступила Саудовская Аравия, а вот Ирак получил поддержку от своего недавнего врага — Ирана. Впрочем, лидеры большинства арабских стран были заинтересованы в мире, поэтому египетский президент Хосни Мубарак стал посредником в переговорах между Багдадом и Эль-Кувейтом. На переговорах Кувейт отверг все требования соседа и война стала неизбежной.
Ход военных действий В ночь с 1 на 2 августа 1990 года 120 тысяч иракских солдат пересекли границу Ирака и Кувейта. Кувейт почти ничего не мог противопоставить своему врагу. Вся численность кувейтской армии и на тот момент составляла всего 20 тысяч человек. К тому же, несмотря на накалённость обстановки армия не была приведена в состояние боевой готовности.
Но, несмотря на это, Кувейт пытался обороняться: отдельные части показали себя очень храбро в сражениях с превосходящими силами противника. Основные бои развернулись прямо в столице у Дасманского дворца. Кувейтскому эмиру и его советникам удалось покинуть дворец раньше, чем сюда прибыла иракская армия, но в бою за Дасман погиб брат эмира. Дворец был взят только к концу дня.
К вечеру 2 августа вся территория маленького эмирата была оккупирована, а в руках Ирака оказался военный флот Кувейта. Захватчики занимались мародёрством и чинили насилие над местными жителями. Власть в Кувейте была передана только что созданному и полностью зависимому от Багдада «Свободному временному правительству Кувейта». Мировая общественность была возмущена действиями иракских властей.
США имели в регионе собственные экономические интересы. Они опасались, что после успеха в Кувейте Саддам Хусейн захочет захватить ещё и Саудовскую Аравию, став хозяином почти всех залежей нефти в регионе. Сначала на совещаниях НАТО чаще звучало мнение, что на Ирак следует воздействовать при помощи экономических санкций. Но уже 6 августа было решено отправить к Персидскому заливу военный контингент.
Как и Ирак, с 1972 года Советский Союз зависел от поставок нефти, и низкие цены на топливном рынке больно били по карману советских граждан. Но внешнеполитическая обстановка и идеи «перестройки» склонили советское руководство к прозападной позиции. Михаил Горбачёв осуждал иракскую агрессию и выступал за мирное решение конфликта. Джордж Буш высказал мнение, что ради установления порядка на Ближнем Востоке следует ликвидировать режим Саддама Хусейна, который американский президент называл антидемократическим.
При этом США вовсе не стремились полностью уничтожать военную мощь Ирака. Для сохранения баланса и недопущения возрастания влияния Ирана, США были заинтересованы в сохранении относительно сильного Ирака. В рамках умиротворения региона США и другие страны всего в войне официально принимали участие военные силы 41 государства, в том числе, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Израиля и др. В задачи сторожевых кораблей входил досмотр и конвоирование подозрительных судов.
В ответ на это в Ираке были арестованы граждане стран, участвовавших в блокадных действиях. До конца года эти люди находились в Ираке в качестве заложников. Провели операцию «Щит пустыни» для защиты Саудовской Аравии. В первые же дни августа начались пограничные конфликты на кувейто-аравийской границе между иракскими войсками и саудовскими пограничниками.
Эр-Рияд обратился за помощью к Вашингтону. Западные союзники отправили в район Персидского залива примерно 2 тысячи боевых самолётов, 1,5 тысячи вертолётов, 4 тысячи танков, несколько тысяч орудий и единиц боевой техники, а также несколько сотен судов и 600 тысяч солдат. При этом водное и воздушное пространство для прохождения американский боевых машин открыли Египет, Италия и Испания. Для переброски столь огромного количества спецтехники и топлива США даже пришлось фрахтовать торговые корабли.
Ей предшествовала операция «Щит пустыни», начавшаяся 7 августа 1990 года с размещения американских войск в Саудовской Аравии. Последующая операция — «Сабля в пустыне» — продолжалась с 24 по 28 февраля 1991 года и представляла наземную операцию МНС, которая привела к разгрому иракской армии, освобождению Кувейта и продвижению войск коалиции на глубину до 50 километров на территорию самого Ирака. Багдад тогда заявил о прекращении сопротивления по всем фронтам и признал все резолюции Совбеза ООН. Как же тогда, 25 лет назад, развивались события? К началу военных действий в регионе противостояния противоборствующие стороны развернули мощные группировки различных видов вооруженных сил. МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах.
Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей. Впрочем, и Ирак был крепким орешком. Его армия превосходила коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах свыше 700 тысяч военнослужащих, около пяти тысяч танков, более восьми тысяч орудий полевой артиллерии и минометов, до 700 боевых самолетов и около десяти кораблей. Но по боевым возможностям, и прежде всего по качеству вооружения и боеприпасов, созданных по последним военным технологиям, преимущество было на стороне МНС. Изначально предполагалось, что военные действия коалиция будет вести в несколько этапов. На первом, который начался ночью 17 января, массированные удары нанесла авиация и ВМС — крылатыми ракетами морского базирования.
Объектами поражения стали средства системы ПВО, боевая авиация на авиабазах, стартовые позиции ракет класса «земля-земля», важнейшие пункты государственного и военного управления, районы сосредоточения войск. Вторым этапом стала серия систематических авиационных ударов и пусков крылатых ракет с целью выведения из строя важнейших элементов инфраструктуры и военно-промышленного комплекса Ирака, а также уничтожения его танковых и механизированных соединений. Третий этап предполагал проведение наземных наступательных действий общими усилиями сухопутных войск и морской пехоты при поддержке самолетов стратегической, тактической и палубной авиации совместно с воздушным и аэромобильным десантом, а также подразделениями специального назначения.
Но Саддам совершил ряд просчетов. Во-первых, он считал, что размах антивоенных протестов в Европе так или иначе удержит коалицию от вторжения. Вторым серьезным просчетом оказалась выбранная им линия поведения.
Саддам предпочитал поддерживать неопределенность относительно того, имеется ли у него пресловутое оружие массового поражения, и делал вид, что ему есть что скрывать. Очевидно, он полагал, что полная открытость ослабит позиции его режима в отношении Ирана и внутренних врагов. Как он заявил в своем окружении, «лучшая война — это обман». Уже после войны, когда следователь на допросе спросил его, зачем нужно было вводить всех в заблуждение, Саддам ответил одним словом: «Иран». Это был еще и вопрос мировосприятия: Саддам был убежден, что силы коалиции в 1991 году попросту испугались, что для защиты Багдада он пойдет на крайние меры — применит химическое и биологическое оружие. Это был еще один неопровержимый довод для поддержания иллюзии.
После первой войны в Персидском заливе шоком стал тот факт, что иракскому режиму нужно было всего 16—18 месяцев для создания ядерной бомбы. Если бы Саддам вторгся в Кувейт в 1993 г. Буш сказал следующее: «Нельзя было полагаться на удачу, нужно было брать ситуацию в свои руки». На фоне событий 11 сентября война против Ирака должна была стать превентивной мерой, что соответствовало новой американской внешнеполитической доктрине упреждающих действий. В результате в правящих кругах сложилось мнение, что «плюралистический и демократический Ирак» может запустить процесс трансформации на Ближнем Востоке. Израильтяне… опасались, что Ирак отвлечет внимание США от того, что они считали истинной угрозой, — от Ирана.
В 2001 г. США ежесуточно импортировали из Ирака порядка 800 000 баррелей. Многие сомневались в том, что на обломках баасистского режима можно быстро построить стабильное, миролюбивое демократическое государство. Расскажите нам обо всех этих вещах, и мы дадим ответ, будем ли мы вкладывать капитал или нет».
Операция «Буря в пустыне» 1991 года
ВОЙНА В ИРАКЕ Ирак был нефтяным государством. Нефть являлась единственным предметом его экспорта. Западные страны считали, что Саддам продолжал. Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта. С 1984 года активно велась т. н. «танкерная война» — Ирак и Иран атаковали в Персидском заливе танкеры третьих стран, перевозившие нефть противника. Период агрессии Ирака, и войну в Персидском заливе принято условно обозначать «кувейтским кризисом». Воспроизвести. Канал о Войне, оружии и истории.
Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака | В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника. |
Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. |
Война в Персидском заливе | Война в Персидском заливе началась 2 августа 1990 года, когда иракские войска вторглись в Кувейт – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, война, интересное на развлекательном портале |
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака | Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. |
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу | Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. |
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака
Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Этот день в истории: Двадцать шесть лет назад, одно из самых жестоких массовых убийств в истории войны произошло в Ираке, на трассе 80, примерно в 32 км к западу от Эль-Кувейта. В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш.
Войны в Персидском заливе: причины и последствия
Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам.
Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника.
Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном.
С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира.
Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов.
Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель.
Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО.
Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства.
Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него. Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась. Моджахеды, принявшие в общем-то символическое участие в составе сил антииракской коалиции, уверовали в возможность активной помощи им со стороны Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других стран. И они в своих расчетах, похоже, не ошиблись, так как в последние месяцы интерес перечисленных выше стран к тому, что происходит в Афганистане, явно возрос, а некоторые данные свидетельствуют о возобновившихся широких поставках для сил афганской вооруженной оппозиции оружия, в том числе советского производства, захваченного у Ирака в ходе операции "Буря в пустыне". Иракская агрессия против Кувейта и результаты войны в Персидском заливе создает еще одну большую проблему, которая может иметь серьезные последствия для обстановки как в регионе, так и во всем мире.
Появляются признаки того, что под влиянием происшедших событий будет усиливаться тяга некоторых государств Ближнего Востока к обладанию оружием массового поражения ядерным и химическим , а также средствами его доставки. Об этом приходится говорить, так как все больше данных свидетельствует о том, что, несмотря на попытки ведущих ядерных держав воспрепятствовать происходящему процессу, работы по освоению атомной энергии в военных целях в ряде стран региона продолжаются. Что же касается средств доставки, то многие государства Ближнего Востока уже располагают ими. Судя по масштабам применения ракетного оружия в ходе боевых действий, оно становится неотъемлемой частью военных арсеналов армий стран региона. Таким образом, война в зоне Персидского залива наложила глубокий отпечаток на обстановку во всем мире, и особенно на Ближнем и Среднем Востоке.
Всем было понятно, что Хусейну были нужны богатства Кувейта. Итогом войны стало выполнение целей, которые поставили для себя страны-члены ООН. Кувейту была возвращена независимость. На Ирак были наложены санкции, он был ослаблен как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Что касается позиции США по отношению к Иракскому конфликту с Кувейтом; по заявлению Соединенных Штатов Ирак напал на зависимое государство Кувейт, после чего временное правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака.
По сути, на этом могло бы все и закончится, но это событие привело к перебоям нефтяных поставок импортёрам кувейтской нефти. Что оказалось крайне невыгодно для США. Таким образом, военные действия со стороны США, могли представлять собой важнейшие шаги к разворачиванию проекта глобализации, целью которого было стремление управлять международными процессами.
В ходе атак Батдада -Томагавками- в 1991 г.
После оснащения -Томагавков- глобальной навигационной системой GPS стали применяться и другие, но пока на американских складах лежали BGM-109 старою образца, их запускали лишь по этим двум дорогам Иракцы решили, что самым лучшим способом остановить -Томагавки- являются заграждения из огня малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК в определенных точках обоих маршрутов На одном из предприятий военной промышленности страны был построен макет BGM-109. С учетом этого вокруг основных целей в стране расположили большое количество зенитных систем малого радиуса действия включая ЗПУ-14. Иракцы считали, что эти средства способны справиться с угрозой -Томагавков-. Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно.
Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий непосредственно вокруг важнейших целей На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли. Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности. Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО. Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются.
Она отлично показала себя во время ирано-иракской воины и к 1991 г. Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами обнаружения американских ракет.
М-р Хамид Hameed был опытным офицером- зенитчиком. Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании Habbanya и авиабазы Таммуз Tammuz Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной — защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО. Позиция давала ему возможность видеть все.
В течение последующей ночи он дважды получал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, вглядываясь в небо, видел лишь какие-то крошечные обьекты. Он предположил, что это могут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО. В первые часы яркого солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запала новой волны воздушных целей. Хамид приказал своему отряду приготовиться к их встрече.
Однако если Кувейту удалось исцелить раны, нанесённые войной, Ирак до сих пор страдает от её последствий, а иракский народ до сих пор расплачивается за эту авантюру. Кроме того, по мнению экспертов, эта война стала главной причиной событий, пагубно отразившихся на некоторых других странах региона. RT обсудил эту катастрофу с генерал-майором Абду ад-Дайри. В прошлом он возглавлял военно-морские силы Ирака, а затем работал дипломатом и ежедневно самым пристальным образом следил за развитием событий. По его словам, возглавлявший тогда Ирак Саддам Хусейн всегда был склонен к насилию. Кроме того, Хусейн стремился к утверждению личной власти. Он очень хотел получить власть как офицер, желающий стать командиром, который принимает все решения. Хотя он был заместителем главы Совета революционного командования и мог давать распоряжения высокопоставленным генералам, он стремился стать генерал-лейтенантом иракских вооружённых сил, чтобы монополизировать власть в военных кругах», — вспоминает ад-Дайри.
Существует предположение, что американский посол Эйприл Глэспи на встрече с Хусейном намекнула, что если он вторгнется в Кувейт, никакой реакции со стороны Вашингтона не последует. Протокол этой встречи был опубликован на нескольких языках, но прямых или косвенных доказательств этой версии RT не удалось найти. Тем не менее многие эксперты по-прежнему к ней склоняются. Апрель 1991 года. Фото: Reuters «Он игнорировал два очень важных момента. Первый связан с национальными интересами США в регионе Персидского залива. Второй — с тем, что Саддам как правитель не уделял никакого внимания иракскому народу, его будущему. Защита иракского народа и его достижений или сохранение иракских вооружённых сил его не беспокоили.
Я чувствовал это с самого начала своей военной службы», — пояснил ад-Дайри. С тех пор некоторые в стране мечтали о возвращении былых территорий, называя это «достижением арабского единства». Можно говорить и о том, что Хусейна по-своему спровоцировали. Он совершенно игнорировал международные отношения и международное право, равно как и интересы определённых государств региона», — подчеркнул очевидец тех событий.
Результатом бездарного вертолётного десанта на территорию дворца стали десятки покойных иракских спецназовцев и убитый младший брат эмира. К 4 августа практически вся кувейтская армия превратилась в тыкву, а сам Кувейт оказался под контролем иракцев. The End? ООН волнуется[ править ] Мировая общественность отнеслась к произошедшей в Кувейте маленькой победоносной войне с ожидаемым непониманием. Уже 2 августа 1990 года ООН потребовало от Ирака немедленно прекратить безобразие, распустить свои войска по домам и уйти из Кувейта. Иракская верхушка, надо понимать, долго и заливисто хохотала, прочитав эти требования.
Тем временем, в самом Кувейте было успешно установлено потешное марионеточное правительство, которое слёзно обратилось к Саддаму с просьбой включить Кувейт в состав Ирака. Сказано — сделано. И в кратчайшие сроки часть Кувейта была включена в состав иракской провинции Басра, а другая часть морфировала в совершенно новую иракскую провинцию девятнадцатую по счету. Эль-Кувейт переименовали в Кадхиму. На всякий случай. Операция «Щит Пустыни»[ править ] После захвата Кувейта, верхушка соседней Саудовской Аравии пересчитала по пальцам своих военнослужащих и поняла, что если Саддам решит позариться и на её нефть, то на защиту государства выйдет лишь пара принцев на конях и с саблями. Прогнозы в связи с этим вырисовывались самые мрачные. Саудовские шейхи решили оперативно сделать звонок другу. Статному уроженцу Массачусетса в красках поведали об ужасах становления Ирака как восточной империи с бездонными запасами нефти. На последней участники успешно приняли решение задушить иракскую гидру экономическими и политическими санкциями, а заодно и перебросить в четыре этапа в зону конфликта огромное количество юнитов.
Так, на всякий случай, чтобы были. В качестве результата в период с августа 1990 по январь 1991 года на границу с Ираком оперативно перебросили хуёву тучу юнитов. Для этого Соединённые Штаты задействовали до OVER 90 процентов своей военно-транспортной авиации, не побрезговав даже резервными самолётами, которые в тот момент юзали гражданские перевозчики. Этот увлекательный воздушный цирк получил кодовое наименование «Вольный ветер». Итого в район конфликта по воздуху было доставлено 246 тысяч человек личного состава и свыше 240 тысяч тонн грузов.