Версию гибели митрополита Филиппа II без участия Малюты Скуратова на Восточном экономическом форуме во Владивостоке озвучил президент России Владимир Путин. Российский лидер Владимир Путин рассказал о второй версии гибели жившего в XVI веке митрополита Филиппа, не связанной с военным деятелем Малютой Скуратовым. Президент России Владимир Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей поспорил с ним об убийстве митрополита Филиппа Малютой Скуратовым. Житие митрополита Филиппа можно отредактировать, если подтвердится вторая версия его убийства. 21 января в сети появились фотографии с места убийства Филиппа в Отроч монастыре в Твери.
Соловецкий монастырь
- ФИЛИПП МОСКОВСКИЙ
- Обличитель опричников: как погиб митрополит Филипп
- Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего -
- Иван Грозный и смерть митрополита — Мир новостей
Приказал ли Иван Грозный убить митрополита Филиппа?/Александр Филюшкин
Напомним, 23 апреля Следственный комитет России сообщил о задержании заместителя министра обороны Тимура Иванова по подозрению в получении взятки. Возбуждено уголовное дело по ч. Читайте также: Директор фирмы рассказал, что замминистра Иванов ездил на рыбалку с Бородиным Басманный суд Москвы арестовал замминистра обороны Тимура Иванова.
Поэтому разоблачению этого мифа необходимо уделить пристальное внимание. Когда в 1537 г. Последовавшие опалы заставили Фёдора искать спасения в Соловецком монастыре, где он становится послушником, затем монахом и, наконец, игуменом Филиппом. Впервые более-менее связанная версия об убийстве Филиппа появляется в середине XVII века, после перезахоронения его останков в Успенском соборе в Кремле из Соловецкого монастыря, где они покоились с 1590 г.
Возможно в 1591 г. В «Житие» описывается, как Иван Грозный созвал Собор, где задумал разделить на «земщину» и «опричнину», но против этого замысла выступил митрополит Филипп. Иван Васильевич не послушался митрополита и учредил опричнину. После этого злые советники стали клеветать царю на митрополита. В результате Филипп был выслан из Москвы, а затем и убит Малютой Скуратовым. Бросаются в глаза две ошибки: для учреждения опричнины царь Собора не собирал; опричнина была введена в 1565 г.
Текст «Жития митрополита» содержит множество странностей и давно ставит исследователей в тупик своей путанностью и обилием ошибок127. Авторами «Соловецкого жития» стали монахи, давшие ложные показания против Филиппа на Соборе в ноябре 1568 г. Поверить в честность личных врагов митрополита, оклеветавших его при жизни, весьма затруднительно. Подчас в качестве источника историки используют записи Псковской третьей летописи или Мазуринского летописца. Однако эти документы в качестве первоисточника использовали «Соловецкое житие». Иногда в качестве источника используется Новгородская третья летопись.
Но в первоначальном виде пространная редакция этой летописи была окончена между 26 июля 1674 года и 29 января 1676 года129, а к этому времени утвердилась точка зрения патриарха Никона, стремившегося поставить под свой контроль Алексея Михайловича и провести церковную реформу. Святитель Дмитрий Ростовский 1651-1709 составил «Житие Филиппа, митрополита Московского» на церковнославянском языке. Однако, как утверждают некоторые исследователи: «…в начале XX веке профессора, "переводившие" труд Святителя на Русский Язык совершили явный подлог: они, под предлогом "исправления ошибок" Святителя, вместо жития Димитрия Ростовского где черным по белому говорится о невиновности Царя , вставили, дополненное Карамзиным "соловецкое житие"»130. Первый публикатор «Жития митрополита» Г. Федотов, хотя и использовал его как исторический источник, писал о том, что высказывания Филиппа не могут претендовать на подлинность131. В «Житие» не говорится о приказе царя об убийстве Филиппа.
Этот «недостаток» для историков восполнили находившиеся под польско-литовским контролем Курбский, Таубе и Крузе. Курбский смерть Филиппа связал с Иваном Грозным, предположив два варианта его кончины: удушение в монастыре «бесчеловечным кромешником» или сожжение митрополита в Александровой слободе. Таубе и Крузе написали, что Скуратов по приказу Грозного задушил Филиппа верёвкой, а тело утопил в Волге. К «свидетельствам» этих «очевидцев» удачно подходило по времени появление Малюты Скуратова в монастыре. Сочинители, однако, не знали, что Малюта прибыл туда через три дня после смерти Филиппа и незадолго до этого был изрезан ножами в Новгороде, не имея физической возможности для совершения подобного деяния. Гибель Филиппа красочно живописал Карамзин: «…тиран не забыл сего сверженного им митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова, будто бы для того, чтобы взять у него благословение.
Старец ответствовал, что благословляют только добрых и на доброе. Угадывая вину посольства он с кротостию промолвил: "Я давно ожидаю смерти; да исполнится воля государева!
Примечательно, что этот дикий случай произошел задолго до Октября и прихода к власти «безбожных большевиков». И если убийство престарелого аристократа еще как-то можно списать на «классовую ненависть», то иррациональное издевательство над иконами как нельзя лучше демонстрирует атмосферу насилия и деградации морали, закономерной жертвой которой одной из первых стала удерживающая Православная Церковь… Непримиримый противник расколов Зверское убийство митрополита Киевского и Галицкого Владимира в миру — Василия Никифоровича Богоявленского стало знаковым предвестием начала гонений на православие и террора, начавшихся в период революции и Гражданской войны на территории бывшей Российской империи и длившихся в той или иной форме долгие десятилетия. Это кощунственное преступление, всколыхнувшее Киев и Украину в «страшное лето, от Рождества Христова 1918-е» как писал в «Белой гвардии» Михаил Булгаков , так и осталось не раскрытым до конца. Мы попытаемся восстановить подробности резонансного преступления, совершенного в Киеве 25 января 1918 г. Эти уникальные документы выявлены автором статьи в фонде Министерства юстиции Украинской Державы апрель-декабрь 1918 г. В статье использованы также опубликованные воспоминания и работы историков [2]. Будущий митрополит родился 1 14 января 1848 г.
Малая Моршка Тамбовской губернии в семье священника. Рано остался сиротой. В 1874 г. Самарский епископ, экзарх Грузии, митрополит Московской и Петербургских кафедр. Служа в Грузии, владыка открыл свыше 100 храмов и 300 приходских школ. Народную любовь заслужил подвижнической заботой и благотворительностью во время эпидемии холеры и голода в 1891 г. Святитель Владимир встречает Государя с супругой. Был избран членом Предпоместного совета 12 мая 1917 г. Архипастырь резко отрицательно оценил решение от 12 апреля 1917 г.
Между тем, движение за автокефалию и украинизацию Церкви, создание Украинской православной церкви УПЦ развивалось. Его координационным органом стала Временная Всеукраинская православная церковная рада ВВПЦР , активисты которой предложили митрополиту не поддавшемуся на уговоры стать либо «патриархом» УПЦ, либо покинуть Киев. Митрополит Владимир Богоявленский На Патриаршего Экзарха оказывалось давление, у него требовали огромные деньги из церковной кассы. Вокруг него формировалась обстановка нетерпимости, в которую втянулась и часть братии старейшего на Руси монастыря — Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, подстрекаемая почетным председателем ВВПЦР архиепископом Алексием Дородницыным. В частности, был избран «альтернативный» наместник лавры — архимандрит Климент Жеретиенко. Однако 24 ноября 1917 г. Собрание союза приходских православных советов Киева выразило поддержку Экзарху и высказалось за его возвращение в Киев. По благословению Патриарха Тихона 7 января 1918 г. Владыку Владимира избрали председателем Комиссии по созыву второй сессии собора в мае 1917 г.
Между тем, архиерей не скрывал своей позиции по отношению к разводу Церкви по «национальным квартирам»: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южнорусской Церкви от единой Православной Российской Церкви. Не из Киева ли шли проповедники православия по всей Руси? Среди угодников Киево-Печерской лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси?.. Не совместно ли создали великую Православную Российскую Церковь?.. К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно, только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любови… к единой Православной Русской Церкви». Митрополит Владимир в Киево-Печерской Лавре Штыками изорвали портреты …Как свидетельствуют документы, следствие по факту убийства Высокопреосвященнейшего Владимира 4 февраля 1918 года по ст.
Там разместился «красный» гарнизон под командованием коменданта Сергеева. Интересно, что в эти дни бои на Печерске и за овладение Арсеналом продолжались войска УНР окончательно отступили по Житомирскому шоссе в ночь с 8 на 9 февраля , и часть монахов лавры оказала содействие красногвардейцам в занятии православной святыни. На знаменитой 82-метровой колокольне «красные» установили пулеметы и вели огонь в тыл украинским войскам, окружившим завод «Арсенал», оборону которого держали рабочие-красногвардейцы. Правда, по другим данным, Владимир Сергеев стал комендантом уже 18 января 1918 г. Как показали на допросах приближенные к митрополиту служители, 25 января, около 15 часов, в покои митрополита явилось трое вооруженных винтовками солдат для производства обыска «Тут могут быть спрятаны пулеметы» — пояснили служивые. В спальне владыки «гости» потребовали от хозяина открыть «несгораемую кассу», однако документы не тронули, забрали «большую золотую медаль» и удалились. Однако в тот же день, примерно в 20 часов, в митрополичьи покои прибыла группа из пяти вооруженных солдат. Визитеры пояснили иеродиакону Александру и келейнику Харьковского митрополита Антонию, что они намерены «разобраться с митрополитом за то, что он обижает братию», не позволяет монахам создать «братский совет», тогда как «нужно устроить так, как у нас» видимо, имелась в виду советская форма власти. Становится понятным, что далекие от Церкви пришельцы явно озвучивали чьи-то «претензии» к принципиальному защитнику каноничности православия и иноческой жизни.
Отец Александр успел поговорить с оставшимся на карауле военнослужащим. Тот словоохотливо поведал, что является уроженцем Полтавской губернии, знает монастырскую жизнь по недолгому проживанию в Китаевой и Голосеевской пустынях перед Первой мировой войной, а в лавре у него проживает троюродный дед, иеродиакон Герман. Группа вооружённых рабочих. Киев, январь 1918 года Тем временем солдаты привели владыку Владимира. Он и выкрикнул: «Кто тебя расстреливать будет!? Иди, слушай, иди! Трое с митрополитом отправились в его покои.
Затем приказал великий князь взять его, положить на деревянные сани и затем заключить в монастырь. Через несколько дней он вздумал убить его и сжечь, но духовенство упросило великого князя даровать ему жизнь и выдавать ему ежедневно 4 алтына, что составит приблизительно 10 литовских грошей. И его послали в монастырь в Тверь, где он прожил со дня св. Михаила до февраля следующего года. Насколько достоверны эти растиражированные историками и писателями рассказы, наглядно демонстрирует фрагмент, посвященный кончине Филиппа. Тем более что косвенно смерть опального первосвятителя связывают с просьбой к нему Ивана Грозного о благословении похода на Новгород. Итак: 20 января 1569 года вызвал великий князь к себе в Александровскую слободу всех опричников, богатых и бедных, кто только был боеспособен, и сообщил им, будто бы город Новгород и все епископы, монастыри и население решили предаться его королевскому величеству королю Польскому. Таубе и Крузе, что называется, мешают грех со спасением. Если им верить, то царь решил выступить на Новгород в январе 1569 года, а реально выступил в конце декабря. На деле же в начале 1569 года Иван Грозный узнал о непонятной сдаче Изборска литовцам, когда беглый монах Тимоха Тетерин и некто Марк Сарыхозин, переодевшись опричниками, потребовали от стражи открыть ворота крепости, в которую и ворвались литовцы. Изборск царь скоро вернул, поскольку захватчики там не задержались, ограничившись грабежом. Но после этого Новгород и Псков попали в список неблагонадежных. И тут уж на нитку подозрений стали нанизываться самые разные бусинки. Вместо эпилога Что же касается кончины Филиппа, то самая живучая версия, будто его убил 23 декабря 1569 года Малюта Скуратов. За то, что опальный митрополит не захотел благословить шедшее на Новгород опричное войско. Зачем это было нужно царю, пожалуй, никто внятно не объяснит. Да и в мемуарах Таубе и Крузе, из которых пророс этот миф, ни слова нет о благословении. Тем не менее, по их словам, на Новгород царь в дьявольском безумии вместе с младшим сыном выступил с большим войском, словно шел против отъявленного врага... Когда он прибыл в известный большой город Тверь, который в прежние времена имел собственное правление и 30. Монастырь этот был тот самый, куда он сослал митрополита, поклявшись всем духовным и светским чинам держать его там до конца его жизни. Несмотря на эту клятву, приказал он своему высшему боярину или палачу Малюте Скуратову задушить его веревкой и бросить в воду, в Волгу. В действительности никто Филиппа в Волге не топил. И обстоятельства его кончины достоверно неизвестны никому.
Убийство митрополита Филиппа опричником Малютой — политический «фейк» или историческая правда?
Известен как один из главных палачей России. Убит на Ливонской войне в 1573 году. Митрополит Филипп до пострижения в монахи — Фёдор Колычев родился в Москве в 1507 году. Был поставлен на митрополичий престол в 1566 году, но после осуждения произвола опричников Ивана Грозного в ноябре 1568 года был низложен и заточен в тверском Отроч монастыре. В 1569 году он был задушен.
Митрополит Филипп и Малюта Скуратов. Губернатор попросил поспособствовать тому, чтобы передвинуть речной вокзал, который построен на территории монастыря, — тогда можно будет восстановить Отроч монастырь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа», — сказал Руденя, на что Путин ответил: «Это только одна из версий».
Глава региона в ходе встречи рассказал об инициативе передвинуть речной вокзал, построенный на месте снесенного в советские годы древнего Отроч монастыря. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа", - сказал Руденя. Был поставлен на митрополичий престол в 1566 году, но после осуждения произвола опричников Ивана Грозного в ноябре 1568 года был низложен и заточен в тверском Отроч монастыре.
О святителе Филиппе Колычеве в видеоматериале журнала «Фома» рассказывает доктор исторических наук и постоянный автор журнала Дмитрий Володихин. В этом году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру большого русского святого митрополита Филиппа. В 1566 году он стал во главе Русской Православной Церкви, около двух лет управлял ею, выступил против опричнины. Сначала увещевал государя тайно, затем публично отказал ему в благословении. Был подвергнут суду, низвергнут с митрополичьего сана, оказался простым монахом. Впоследствии был убит одним из видных опричников, Малютой Скуратовым в 1569 году. При этом, митрополит Филипп преследовал только одну цель. Он не хотел распространения злобы в христианском обществе. Он хотел сохранения любви. И главная фраза, которая наилучшим образом характеризует митрополита Филиппа, прочитывается в одном из его посланий.
За что Иван Грозный убил митрополита Филиппа (видео)
Иван Грозный и смерть митрополита — Мир новостей | лишь одна из версий. |
Please wait while your request is being verified... | 1569), митрополит Московский и всея Руси, святитель Память 9 января перенесенная со дня кончины 23 декабря, 30 мая в память обретения мощей в 1646 году [1], 31 мая в память перенесения мощей на Соловки, 3 июля в память перенесения мощей в. |
Путин усомнился в убийстве Митрополита Филиппа опричником Малютой Скуратовым - | сам Путин назвал убийство митрополита Филиппа (Колычева) Малютой Скуратовым всего лишь одной из версий. |
Обличитель опричников: как погиб митрополит Филипп
митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и объяснил, при чём здесь Малюта Скуратов. #ци Смотрите видео онлайн «Приказал ли Иван Грозный убить. Опричник Малюта Скуратов мог быть непричастен к смерти митрополита Филиппа в XVI веке. Об этом заявил российский президент Владимир Путин в ходе выступления на ВЭФ, отвечая на вопрос модератора пленарного заседания о версиях гибели опального священнослужителя. Житие святителя Филиппа, митрополита Московского, можно отредактировать, если версия о том, что он не был убит Малютой Скуратовым, подтвердится, заявил РИА Новости член синодальной комиссии по канонизации святых и межсоборного присутствия Русской. Версия душегубства митрополита Московского и всея Руси святителя Филиппа Московского Малютой Скуратовым изображает традиционной в историографии, ее поддерживали таковские историки и историогрофы, будто Николай Карамзин и Сергей Соловьев, а также многие теологи. Митрополит Филипп: зачем Иван Грозный приблизил к себе именно его и что потом пошло не так. Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: опричнина Ивана Грозного.
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего
Пересмотр основной версии смерти митрополита Филиппа ведет к реабилитации одной из самых мрачных эпох российской истории. Президент России Владимир Путин отметил наличие различных версий гибели митрополита Филиппа в Твери во времена Ивана Грозного, помимо утверждений о его убийстве Малютой Скуратовым. Вопреки неоднократным ошибочным утверждениям, митрополит Филипп, согласно историческим фактам, был извергнут из сана и выслан из. сам Путин назвал убийство митрополита Филиппа (Колычева) Малютой Скуратовым всего лишь одной из версий.
Песков прокомментировал слова Путина о причастности Малюты Скуратова к убийству митрополита Филиппа
Через некоторое время он стал уже игуменом этого монастыря и игуменствовал в течение 20 лет. Вот его вторая жизнь, жизнь инока и игумена на севере. Очень тяжелая жизнь, потребовавшая от него всего напряжения души и веры. Но и результаты его действий на Соловках блистательные. Именно при нем было построено 2 великолепных каменных храма, именно при нем появилась монастырская каменная гавань, именно при нем монастырь гигантски расширился, испытал время расцвета. Там было около 200 иноков. Представьте себе, 200 иноков. Может ли это быть сейчас, в каком-либо, даже самом крупном северном монастыре.
Вряд ли. При игумене Филиппе так было.
Там было около 200 иноков. Представьте себе, 200 иноков. Может ли это быть сейчас, в каком-либо, даже самом крупном северном монастыре.
Вряд ли. При игумене Филиппе так было. И вот наконец третья его жизнь — митрополичья, когда он взошел на верхнюю ступень жертвенности, христианской жертвенности в судьбе своей. Митрополита Филиппа, а до того игумена Соловецкого и простого инока Соловецкого очень любили на севере, на Соловецком архипелаге. Именно там впервые сложился культ местного чтимого святого Филиппа.
И иноки соловецкие отправили специальную, если можно так выразиться, делегацию к государю Федору Ивановичу и выпросили у него мощи святого Филиппа в 1590 году. Затем с севера почитание святого Филиппа шагнуло в коренную Россию.
Святой Филипп, митрополит Московский. Жития святых. На недостоверность некоторых эпизодов, описанных в "Житие", указывают не только светские, но и православные исследователи. Так, Г. Федотов, давая оценку приводимых в "Житие" диалогов, указывает на то, что речь св.
Филиппа "драгоценна для нас, не как точная запись слов святителя, но как идеальный диалог... И добавляет, что слишком многое в этих памятных словах принадлежит красноречивому перу историка Карамзина. Выгораживая себя, составители "Жития" указывают заказчиков клеветы на святого Филиппа. Последний, духовник Царя, был "нашептывателем" против св. Филиппа перед царем: "непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя царю на св. Об архиепископе Пимене "Житие" говорит, что он первый после митрополита иерарх русской церкви, мечтал "восхитить его престол". Чтобы осудить и низложить св.
Филиппа, они провели свой "собор", который, по словам Карташева, стал "позорнейшим из всех, какие только были на протяжении русской церковной истории". Федотов, несмотря на всю свою предубежденность против Царя, отметил: "Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми". Святой Филипп, Митрополит Московский. Таким образом, имена врагов святого Филиппа, как клеветавших на него, так и заказавших клевету и осудивших его, хорошо известны. Что касается отношения Государя к св. Филиппу, то из "Жития" становится ясно, что Царь был обманут.
Впоследствии, по одной версии, они были казнены, а по другой — сосланы в тюрьму в Белозерский монастырь, где вскоре скончались.
Таким образом, в 1569 году Иван Грозный имел не только желание, но и возможность помириться с Филиппом, вернув его на митрополичий престол. Ни одного исторического документа о том, что Малюта Скуратов получил распоряжение расправиться с низложенным митрополитом в случае отказа благословить царя, естественно, не существует. В то же время пристав Стефан Кобылин, охранявший святителя Филиппа, официально сообщил, что тот умер в результате несчастного случая — угорел. Логично предположить, что Малюта Скуратов просто опоздал и, приехав в монастырь за благословением, нашел священнослужителя уже мертвым, за что устроил разнос настоятелю. В то же время, учитывая негативное отношение историков и мировой общественности к опричнине и Малюте Скуратову, логично предположить, что версия с удушением могла быть вымыслом и сознательным оговором. При этом важно отметить, что пристав Стефан Кобылин за то, что не уберег Филиппа, был пострижен в монахи и заточен в Спасо-Каменный монастырь. Все монахи, кто клеветал на низвергнутого митрополита, также подверглись жесткой опале.
Однако эти репрессии не коснулись Малюты Скуратова. Очевидно, царь не считал главу своего сыскного ведомства виновным в смерти святителя Филиппа. В то же время подобных документальных подтверждений в отношении бояр, заподозренных в измене, — множество. В силу своего противоречивого характера Иван Грозный сочетал в себе качества талантливого государственного деятеля и глубоко верующего, но эмоционально неуравновешенного человека. Хорошо известно, что царь сильно переживал из-за всех казненных и убиенных по его приказу людей, неоднократно пытаясь отмолить свои грехи. Однажды во время очередного раскаяния в 1583 году по указанию Ивана Грозного был составлен интересный документ, получивший название «Синодик опальных царя Ивана Грозного». Этот список включал в себя имена людей, пострадавших в годы правления царя, для их церковного поминовения.
Документ готовился очень тщательно на основе списка казненных, составленного приказными дьяками с учетом документов опричнины.
Путин усомнился в убийстве Митрополита Филиппа Малютой Скуратовым
Путин усомнился в убийстве митрополита Филиппа опричником Малютой Скуратовым | протоиерей Иоанн Зарецкий, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. Москвы. |
Путин рассказал о второй версии гибели митрополита Филиппа — 03.09.2021 — В России на РЕН ТВ | Пересмотр основной версии смерти митрополита Филиппа ведет к реабилитации одной из самых мрачных эпох российской истории. |
Священник Цыпин: не доказать, что Грозный приказывал убить митрополита Филиппа | «Не знаю, от чего и как умер митрополит Филипп, и никто сейчас этого достоверно не знает, но в версию убийства его Малютой Скуратовым в отместку за отказ благословить опричников я бы поверила в самую последнюю очередь и только при наличии неопровержимых доказательств. |
Объявления | Житие митрополита Филиппа можно отредактировать, если подтвердится вторая версия его убийства. |
Путин: версия убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым — не единственная - | Митрополит Филипп как будто прожил несколько разных жизней, и все они укладываются в его, не столь уж длинную, судьбу. |
Филипп (Колычев)
Надо было всё проверить и выяснить, кто по настоящему замешан, как в государственной измене, так и в лживых наветах на архиерея Божьего. Государь, конечно же, не верил клевете, хотя видимо и признал в ней особенную изощренность. В это время, Сам Господь открывал Своему Помазаннику, как правильно следовало поступить в конечном итоге, распутав этот закрученный клубок вражеских интриг. После сведения с кафедры, митрополит Филипп был отправлен на покой в Московский монастырь Николы Старого, где на его содержание Государь повелел выделять из казны 4 алтына в день. А это по тем временам немалые деньги, если перевести в копейки, то это составит 12 копеек. Напомню, что на 5 копеек можно было тогда купить 16 кг ржи. Таким образом, в месяц Владыко Филипп мог получить 3 рубля 60 копеек, а так как корова и лошадь шли тогда по 1 рублю, то можно представить данный факт, как свидетельство доброго отношения, Царской заботы о своем верном человеке. Думается, что, скорее всего, Государь так не поступил бы, если бы поверил грязной клевете на Святителя. Несомненно, что это всё понимали враги Бога, Царя и Отечества. Под каким-то благовидным предлогом этим изменникам удалось удалить Святителя в Тверской Отрочь Успенский монастырь. Убийство святого митрополита было лишь делом времени… В декабре 1569 года Государь с войском двинулся на Новгород, для того, чтобы искоренить измену и уничтожить ересь жидовствующих.
Могли открыться связи новгородских предателей, среди которых центральное место занимал архиепископ Пимен, с московской боярской мафией, замешанной в деле смещения владыки Филиппа с митрополии. В этих условиях Царский друг становился для них опаснейшим свидетелем. Его решили убить сразу, не откладывая, так как понимали, что Грозный близко. Государь поручает своему верному опричнику Малюте Скуратову найти Филиппа, но тот застаёт его уже убиенным и сразу, не откладывая, уезжает, чтобы доложить об этом Царю. Вот тут то на него и повесили то, чего он не делал. Клевета начинает распространяться вместе с «Житием Святителя Филиппа», в котором лживый автор пишет следующее: «Малюта вошел в келью и, смиренно кланяясь, сказал святому: «Владыка, подай благословение Царю идти в Великий Новгород». Зная, зачем пришел царский посланец, Филипп ответил: «Делай то, за чем ты пришел ко мне, и не искушай меня, лестью испрашивая дар Божий». Малюта взял подушку и задушил ею святого. Потом поспешно вышел из кельи и, сообщив о смерти его настоятелю и братии, стал укорять их в небрежении к узнику, который будто бы умер от чрезмерного угара.
В качестве главной причины для неприязни историки называют жесткую критику Филиппа в адрес Грозного. Обычно говорят, что Филипп выступил против опричнины и в качестве примера приводят выдержки из «Жития митрополита», но в других источниках свидетельств этих речей нет. Если причин для внутреннего конфликта не было, то нужно ответить на вопрос: кому выгоден был конфликт между царём и Филиппом? Вне всякого сомнения, конфликт между Иваном Грозным и Филиппом был. Однако он разворачивался на фоне событий ставивших под угрозу существования России. Масштабы раскрытого заговора в 1567 г. Филипп, вначале поддержавший действия царя, усомнился и в компетентности опричного следствия, призвал упразднить опричнину и вести следствие вместе с митрополитом и Боярской думой. Имел ли митрополит право на подобные высказывания? Возможно, имел. Но в условиях войны подобное вмешательство было несвоевременным. Филипп сам разрушил их соглашение о невмешательстве в дела друг друга. Теория «симфонии властей» окончилась конфликтом церкви и государства. Конфликт митрополита и государя был использован в карьерных соображениях отдельными представителями церкви, а имена недругов Филиппа известны — это новгородский архиепископ Пимен, епископы Пафнутий Суздальский и Филофей Рязанский. Ещё в 1566 г. С этого времени духовные лица приложили немалые усилия для того, чтобы оклеветать Филиппа в глазах царя. Мотивы их действий известны: продвинуть Пимена на престол митрополита. Безусловно, они не могли не учитывать соглашения о разграничении сфер влияния между митрополитом и царём достигнутого в июле 1566 г: митрополит не касался государственных дел, а царь не должен был вмешиваться в дела церкви. Разграничение полномочий произошла в строгом соответствии с пожеланиями набожного царя: «Воздатите кесарева кесареви и божия богови». Поэтому им пришлось приложить немалые усилия, чтобы втянуть царя в конфликтную ситуацию в церкви. Сначала интриганы попытались вбить клин между святителем и царем через клевету. Орудием послужил интриги для Пимена и его компании служил царский духовник Евстафий , который «явно и тайно носил речи неподобные Иоанну на Филиппа»135. После 1570 г. Обвинения в политической неблагонадежности митрополита Иван Грозный парировал требованием предъявления фактических доказательств, которых у них, не оказалось. Заговорщики прибегли к тактике сбора компрометирующих материалов. В Соловецкий монастырь была послана комиссия под руководством Пафнутия Суздальского. В комиссию был включён видный опричник, князь В. Подкупленные или запуганные девять монахов с игуменом монастыря Паисием дали нужные показания136. В ноябре 1568 года епископы-заговорщики собрали собор. В борьбе за сан митрополита особенно яростно «обличал» Филиппа, архиепископ Пимен. Федотов, несмотря на предубеждённость против царя, отметил: «Святому исповеднику выпало испить всю чащу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми»137.
Николай Неврев. Митрополит Филипп и Малюта Скуратов. Губернатор попросил поспособствовать тому, чтобы передвинуть речной вокзал, который построен на территории монастыря, — тогда можно будет восстановить Отроч монастырь.
Вот именно! Но не явились. Вместо этого в соборе враги святого Филиппа, желая унизить его всенародно, подготовили на старца самую гнусную клевету, которую подучили произнести перед всеми юного чтеца домовой митрополичьей церкви. Какую клевету? Ни одна летопись не говорит, ни один историк не смог докопаться. Только Таубе и Крузе пишут, что царь вызвал ложных свидетелей против папы так назван у них митрополит , которые показали, что он будто бы ведет неподобающую, порочную жизнь. Как видим, тут юного чтеца уже нет, но есть группа свидетелей. То есть не понятно, о том же самом эпизоде идет речь или о каком-то другом. Вернувшись к несчастному игумену Паисию, напомню еще раз, что говорит о его роли в этой истории Соловецкий летописец: игумен Паисий и иные клеветники, ложные словеса на святого говорившие, были взяты в Москву. Примером настоятеля соблазнились еще несколько легкомысленных иноков, а на других подействовали угрозами... Записав клеветы и лжесвидетельства на святителя и взяв с собой Паисия и других клеветников, они поспешили в Москву. Как видим, две прямо противоположные версии. Правда, Кобрин не называет источника сведений об отказе главы комиссии поставить свою подпись под актом. Однако вернемся к чтецу, невесть откуда взявшемуся в Успенском соборе и бросившему в лицо митрополиту некие страшные обвинения. В равной степени мы можем верить и не верить написанному в житие. Логика подсказывает держаться второго варианта: уж слишком театрален диалог. Тем не менее большинство историков предпочитают смотреть на этот эпизод как на историческое свидетельство. Пимен и Паисий Для наказания Пимена за интригу против митрополита царь мог пригласить его Москву. А в Новгород он ехал вовсе не за этим. Да и нелогично как-то: сперва Иван Грозный приказывает Малюте Скуратову задушить Филиппа, а через месяц расправляется с Пименом, который вместе с ним выступал против митрополита. Что любопытно, ни до, ни после встречи Филиппа и Пимена в Успенском соборе если таковая состоялась мы не найдем ни одного намека на козни новгородского владыки против первосвятителя. Но обывательская логика навязывает: не мог Пимен не завидовать, не мог царь не убивать! Потому два взаимоисключающих сценария событий объединяются в один: и Филиппа убил, и Пимена за Филиппа покарал!?
Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего
В РПЦ допустили, что могут отредактировать житие митрополита Филиппа, после того как Путин озвучил вторую версию его убийства 3 сентября 2021, 21:02 55 комментариев Житие митрополита Филиппа можно отредактировать, если подтвердится вторая версия его убийства. Об этом 3 сентября заявил член синодальной комиссии по канонизации протоиерей Владислав Цыпин. Президент России Владимир Путин во время выступления на Восточном экономическом форуме в пятницу озвучил версию, что Малюта Скуратов не убивал митрополита Филиппа и не проезжал мимо места его гибели, «а если проезжал, то мимо». Ранее Путин не согласился с губернатором Тверской области Игорем Руденей по поводу достоверности факта убийства. Президент заявил, что гибель митрополита от рук опричника «это только одна из версий».
Приказ якобы отдал Иван IV. По мнению профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина, это утверждение не имеет доказательной базы. Эксперт напомнил о суде, который был инициирован по инициативе царя.
Под северной папертью его он ископал себе могилу, рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Митрополит Московский Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину , Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Но новая волна жесточайших казней, случившаяся в 1567 - 1568 годах, привела к решению святителя противостать Грозному. Обличение Святителем царя Осенью 1567 года, едва царь выступил в поход на Ливонию, как ему стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю, уже двинувшему войска к русской границе. Иоанн Грозный сурово расправился с заговорщиками и вновь пролил много крови. Грустно было святому Филиппу, но сознание святительского долга понуждало его смело выступить в защиту казненных. Окончательный разрыв наступил весной 1568 года. В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в Успенский собор , как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония, творимые опричниками: "учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати об опричнине". Обличение Владыки прервало благолепие церковной службы. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим твердость твою!
Николай Неврев. Митрополит Филипп и Малюта Скуратов. Губернатор попросил поспособствовать тому, чтобы передвинуть речной вокзал, который построен на территории монастыря, — тогда можно будет восстановить Отроч монастырь.
Жизнь и смерть митрополита-4
Ведущие издания и агентства опубликовали эту новость с неточными заголовками (например, «Путин усомнился в версии убийства митрополита Филиппа Малютой Скуратовым в 1569 году»), а также сообщили, что якобы президент поспорил с губернатором Тверской области. Только версией является распространённое мнение, что митрополит Филипп II был убит Малютой Скуратовым, заявил 30 августа президент РФ Владимир Путин. Убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. митрополите Филиппе, его противостоянии с Иваном Грозным и объяснил, при чём здесь Малюта Скуратов. #ци Смотрите видео онлайн «Приказал ли Иван Грозный убить. 2. Вполне вероятна версия митрополита Иоанна Снычёва о том, что Филипп уже был убит ко времени прибытия Скуратова в монастырь. Основной версией смерти митрополита Филиппа, напомнил собеседник РБК, остается та, согласно которой у него был конфликт с Иваном Грозным: митрополит отказался повиноваться царю, и его приказали убить, напомнил он.