НАТО (North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора или Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. НАТО – что это такое простыми словами, расшифровка названия, история создания и цели организации, какие страны входят в альянс, мнение экспертов об отношениях НАТО и России – в материале РИА "НАТО (North Atlantic Treaty Organization).
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что рискованные решения, принимаемые Североатлантическим альянсом, обусловлены соседством с Россией. НАТО — (NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2 й мировой войны. 70 лет назад, 4 апреля 1949 года, была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Подробнее об истории экспансии организации и её современном состоянии смотрите в нашей видеоинфографике. Все о блоке НАТО: новости, учения, выступления официальных представителей Североатлантического альянса, публикации экспертов НАТО. Цели создания НАТО первый генсек альянса, британский генерал барон Гастингс Лайонел Исмей, сформулировал так.
Варшавский договор и угроза российской безопасности
- Жуткая арифметика операций НАТО
- Что такое НАТО и кто туда входит? | Аргументы и Факты
- НАТО. История и перспективы
- НАТО — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Инструмент геополитической агрессии
«Карающая дубина» западной демократии: 75 лет назад началась история НАТО
Как следовало из заявления советского Министерства иностранных дел, Москва рассматривала союз как военную коалицию, направленную на подрыв сложившейся после войны международной системы безопасности. Еще пять месяцев понадобилось на ратификацию договора, а 24 августа пакт вступил в силу. Создавая НАТО, США преследовали две основные цели: не допустить создания в Европе независимого союза западных держав и укрепить свое влияние в этом регионе. Впрочем, и европейские подписанты имели свои интересы — уже 8 апреля Дания, Италия и Норвегия обратились к США за финансовой и военной помощью. Сразу после создания НАТО начало готовить стратегические документы. В том случае, если эта задача не будет выполнена и будет совершено нападение на одного из членов Альянса, НАТО оставляло за собой право применить военную силу.
Так, поводом для бомбардировок Югославии весной 1999 года стал инцидент в деревне Рачак, где сербские войска расправились с 45 косовскими сепаратистами. Последовавшие удары по Белграду, Нови-Саду, Нишу унесли жизни 5700 человек, оставив изувеченными не менее 7 тысяч. Для многих худшее было ещё впереди. Использование снарядов с обеднённым ураном, запрещённого оружия, привело к росту онкологических заболеваний в Сербии и Черногории. Дипломатическая подготовка к самой печально знаменитой операции НАТО продолжалась более года.
Белград тщетно указывал на преступления косовских сепаратистов, ответственных не меньше, чем югославские военные, за разгоревшийся конфликт. В альянсе не хотели слышать и о суверенитете над мятежными окраинами, которым по международному праву обладал Белград. А когда дело дошло до этнического размежевания, то солдат альянса разместили на границе Косова таким образом, что, населённая славянами часть края оказалась отрезана от остальной Югославии. Национальное унижение сербов привело к перевороту в мировой политике — США и НАТО не только праздновали победу, но и меняли правила игры. В Вашингтоне заговорили о "странах-изгоях", с которыми стоит говорить на языке силы, а на сербов указывали в качестве первого примера.
Она длится уже 18 лет. И складывается неудачно: талибы, поначалу отступившие, отбили до четверти потерянных территорий.
Ельцины м и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья — Алжиром , Египтом , Израилем , Иорданией , Мавританией , Марокко и Тунисом.
Высший руководящий орган НАТО — Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23—24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www. Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.
Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре: Статья 1 Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.
Статья 2 Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом. Статья 3 В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением. Статья 4 Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.
Статья 5 Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона. О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.
Но генсек НАТО Йенс Столтенберг идет ва-банк, объявляя о создании европейского фонда на 100 миллиардов долларов, чтобы и дальше поставлять оружие Киеву, если американская помощь так и не успеет прийти. Скептически это оценивает даже непримиримая глава германского МИД Анналена Бербок, указывая на «слабые места» и «жонглированием цифрами». Видимо, совсем пусто в кармане. А такие страны, как Венгрия, тем более отвергают такое многомиллиардное расточительство. И это, пожалуй, самый неприятный сюрприз — опять споры и обиды. Альянс раздора поздравлять не с чем: в этом смысле самый символичный подарок, пожалуй, преподнесли власти Брюсселя, переодев в синюю натовскую униформу не кого-нибудь, а своего знаменитого «писающего мальчика». Когда дела «мокрые», то и репутация подмоченная.
Как только в июне 1955 года были организованы вооружённые силы ФРГ бундесвер , Хойзингер вернулся на службу и в 1957 году сменил вышеупомянутого генерала Ханса Шпайделя на посту начальника управления вооружённых сил. В том же 1957 году Хойзингер получил звание полного генерала и был назначен первым генеральным инспектором бундесвера. Многие другие люди Гелена оказались также в командных структурах НАТО, определяя в дальнейшем её военно-политический курс. С 1942 по 1944 год он служил офицером Генерального штаба Верховного командования вермахта. Йоханнес Штайнхоф, участвовавший в планировании воздушных операций в рамках плана «Барбаросса» при штабе Э. Мильха, был приглашён правительством Западной Германии для восстановления военно-воздушных сил, в конечном итоге дослужившись до звания генерала. Равно как не был выдан советской стороне ни сам Рейнхард Гелен, ни кто-либо из его окружения. И это несмотря на наличие обширной доказательной базы совершённых ими преступлений против советского гражданского населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны! Так что не будет преувеличением сказать, что у НАТО — нацистские корни, и это надо помнить всегда, не только в исторической ретроспективе, но и в особенности в наши дни.
Они идут по гитлеровской стезе, терроризируя весь Земной шар, занимаясь удушением независимости и грабежом целых народов. Совершенно неважно, какими лозунгами прикрываются НАТОвцы. Суть остаётся единой. Одно то, что нацисты стояли у истоков формирования Североатлантического альянса, фактически передали американским империалистам свои идеи, говорит о многом. Вот сегодня «мировое сообщество» активно проявляет агрессию. После его разрушения коллективный Запад давно перешёл все немыслимые границы. Сейчас Россия и постсоветское пространство в целом стали главной мишенью «глобалистов». Обязательно надо системно противостоять натиску НАТО. Но в полной мере этого удастся добиться только при возрождении и ускоренном развитии национальной экономики, производительных сил, при преодолении социально-демографического кризиса. Только тогда будет укреплена национальная безопасность нашего государства.
И только переход к социализму, проведение Ресоветизации позволят отстоять нашу независимость. Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
От борьбы с СССР до разжигания войн. Семьдесят четыре года со дня основания НАТО
НАТО сегодня — Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше. Темой данной работы является история создания, развитие и деятельность НАТО в современный период. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что рискованные решения, принимаемые Североатлантическим альянсом, обусловлены соседством с Россией. В НАТО заявили, что не ищут конфликта с Россией. Тем временем НАТО проводит крупнейшие со времён холодной войны учения под названием Steadfast Defender 2024 («Стойкий защитник»), которые стартовали в конце января и продлятся до конца мая.
Что такое НАТО — расшифровка, создание и назначение организации
Советская зона оккупации немецкой столицы была закрыта, поэтому союзники направляли в нее «изюмные бомбардировщики», с которых сбрасывалось продовольствие и энергоресурсы. В следующие годы Западная Европа начала восстанавливаться экономически. В ответ СССР с восточноевропейскими союзниками в 1955 году заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который еще называют «варшавским» в честь города, где он был заключен. В документе также присутствовал пункт о военной помощи странам-членам в случае нападения на одну из них. На 36 лет мир окончательно стал биполярным. Однако это уже не сыграло такой значительной роли, как если бы произошло за 30 лет до этого. Ко второй половине 1980-х было очевидно, что СССР проиграл «холодную войну». Плановая экономика оказалась нежизнеспособной, а подавление прав человека привело к тому, что на улицы стали выходить несогласные. В ноябре 1990 года Парижская Хартия провозгласила окончание «холодной войны», чуть больше года спустя был упразднен СССР, сразу за этим первый президент независимой России Борис Ельцин направил в НАТО письмо, где заявил, что в будущем планирует подать заявку на присоединение России к альянсу.
В первую половину 1990-х в дипломатических кругах активно шли дискуссии по поводу этого вопроса. В 1994 году организация запустила программу «Партнерство во имя мира», в рамках которой НАТО устанавливало сотрудничество со странами Восточной Европы, в том числе и с Россией. Ее целями стали : помощь по достижению прозрачности военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств-партнеров; помощь по проведению реформ в вооруженных силах; расширение и активизация политического и военного сотрудничества, повышение международной стабильности; совместная работа над научными и экологическими проектами; укрепление отношений между государствами. Фактически все сотрудничество приостановилось после начала вооруженного конфликта на востоке Украины. Альянс обвинил Москву в военном вмешательстве и агрессивных действиях, а также в «незаконной аннексии Крыма». В апреле альянс запретил доступ в штаб-квартиру для всех сотрудников российской миссии, кроме постпреда, его заместителя и помощника. Деятельность России в «Партнерстве во имя мира» была приостановлена. Эта интервенция называлась «Обдуманная сила».
Тем не менее в первой половине 1990-х альянс проводил операции по помощи США во время войны в Персидском заливе, контролируя Средиземное море, а также создавал воздушные и морские блокады на Балканах. В конце 1990-х организация продолжила прямым образом вмешиваться в ход действий гражданской войны в Югославии. Завершением этого стала кампания «Союзная сила», когда НАТО провело бомбардировки югославских вооруженных сил де-факто сербов. Результатом стала гибель около 1,5 тыс. Было установлено , что нападение на США совершилось извне, что давало возможность другим государствам-членам альянса помочь этому государству в борьбе с агрессором. В октябре 2001 года НАТО запустило две операции: «Помощь орлу» и «Активные усилия», в рамках которых принимались воздушные и морские антитеррористические меры. Также в Афганистан был введен военный контингент организации под названием «Международные силы содействия безопасности». Он находился там до 2014 года.
Самой яркой стала кампания «Океанский щит». Альянсу удалось снизить активность бандитов, однако полностью проблема не была искоренена. В 2011 году организация провела бомбардировки Ливии для свержения Муаммара Каддафи в рамках операции «Союзный защитник».
А ещё 5 являются участниками программы по расширению партнёрства. Входить в альянс непросто.
Потенциальные члены должны пройти сложный многоступенчатый процесс, состоящий из интеграции вооружённых сил и политического диалога, а также соответствовать всем необходимым требованиям, которые предусмотрены уставом организации. В 1952 г. Германия смогла войти в состав альянса только в 1955 г. Испания становится страной участницей в 1982 г. В конце второго тысячелетия 1999 — Венгрия, Польша и Чехия.
Заметное расширение географической карты НАТО произошло в 2004 году. Албания и Хорватия подключились в 2009 г. Самая юная участница — это Черногория. Дата вступления — 5 июня 2017 г. Покинув альянс в 1966-м, она вернулась лишь 43 года спустя.
У них нет определённой дислокации. Каждая конкретная страна-участница, в зависимости от необходимости, обязана предоставить блоку требуемое количество профессионально обученных солдат, вооружение и военную технику. Таким образом, удаётся быстро мобилизовать все необходимые силы для решения конкретной задачи. Вооружённые структуры альянса делятся на 2 категории: объединённые ОВС ; находящиеся в подчинении своей страны. Численность военнослужащих на 2010 г.
Из них 1. Роль Америки в Североатлантическом блоке огромна. Так, в 2016 году страна потратила 664 млрд бюджетных долларов на военные расходы НАТО.
Суть ее состояла в том, что так называемые «атлантические государства» страны Западной Европы и Северной Америки представляют собой особый тип цивилизации, что делает их отдельным культурным и политическим сообществом.
В качестве примера теоретических изысканий в этом направлении можно привести опубликованную еще в 1940 г. Стрейта13, в которой предлагалось создать союз демократий на основе федеративной модели, 12 Цит. Union Now. Считается, что именно Стрейт ввел в оборот понятие «Североатлантический союз».
В 1944 г. Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции.
Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана. Его границы... За атлантическим сообществом находится мир, который еще остается наследником Византии, а дальше лежат мусульманское, индийское и китайское сообщества»15. Окончание Второй мировой войны и последующее разделение мира на два лагеря дало новый толчок атлантическим изысканиям, особенно в связи с созданием Организации Североатлантического договора.
Так, по мнению американского исследователя Г. Коэна, НАТО следует считать «стратегической ассоциацией с общими интересами, а также союзом наций, верящих в свободные гражданские права и представительную парламентскую демократию», которые объединены «общностью цивилизации»16. Впрочем, было не вполне понятно, каким образом западный военно-политический союз, основанный на общих ценностях, будет реализован на практике. Соглашение о создании НАТО вскоре было дополнено разработкой проекта Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества по «плану Плевена»17.
Она была начата в феврале 1951 г. War Aims. Boston, 1944. На основе ЕОС французское правительство предлагало включить ФРГ в западноевропейскую военную систему не посредством Североатлантического альянса, а через формирование европейской армии.
Согласно концепции создания ЕОС, его немецкий контингент должен был состоять из отдельных батальонов. На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось. Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент. В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил.
Именно поэтому Соединенные Штаты не сразу поддержали план Пле-вена, а сделали это лишь в июле 1951 г. Однако Вашингтон не оставил своих попыток добиться для ФРГ более важной роли. В сочетании со страхом перед воссозданием германской военной машины, который существовал в Европе, это привело к краху ЕОС. В конечном итоге французские законодатели отказались поддержать этот план в 1954 г.
И катализатором этого процесса явилась начавшаяся война на Корейском полуострове. Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО. После победы революции в Китае в 1949 г.
В июне 1950 г. Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн.
Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма.
В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования». Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг. При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия. С конца 1950 г.
Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса.
Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны. Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции.
Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен.
С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа.
Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность.
Потери НАТО составили 4 804 погибших и 31 941 раненых. Экономика страны понесла огромные потери, как от разрушений, так и из-за фактического захвата Соединёнными Штатами иракских нефтяных месторождений. В конфликт были втянуты страны Европы, не входящие в НАТО, а именно Грузия и Украина, поставившие воинские контингенты на помощь натовцам. Ливийские власти сразу предупредили, что могут разорвать все контакты по нефтяной сфере с западными странами — тем самым процветающая Ливия подписала себе смертный приговор. В результате боевых действий имело место следующее: Свержение законных властей Ливии и приход в страну террористических организаций. Массовый террор против мирных жителей. Превышение блока НАТО полномочий мандата ООН, сопровождавшийся потоком лжи об отсутствии потерь мирных жителей в ходе натовских ударов. США и Евросоюз сразу поддержали радикальную оппозицию — хотя эти действия были явным нарушением международных норм, страны НАТО обязались помогать оппозиционному движению.
Они не сильно интересовались тем, что на стороне противников власти сражаются террористы, боевики «Аль-Каеды», [6] иностранные наёмники, и прочие радикально настроенные элементы. Но когда армия сирийского президента Башара Асада оправилась от первоначального поражения и переломила ход войны, позиция США резко изменилась. Поняв, что применить силу в поддержку террористов через ООН не получится, так как Россия и Китай заблокировали все резолюции, [6] силам альянса пришлось вновь избрать старый проверенный способ разрушения государства, а именно несанкционированную военную агрессию. В ходе длительного противостояния в Сирии страны НАТО нарушили ряд норм международного права: Имела место угроза военного вторжения в суверенную страну. Снабжение оружием и финансовая помощь террористическим организациям, в состав которых входят прямые враги США. Требования ухода в отставку законно избранных руководителей страны. Искажения в СМИ фактов, связанных с применением химического оружия сторонами конфликта. Покрытие военных преступлений радикальных организаций. Преступления, нарушающие различные конвенции, воинский устав и моральные принципы происходили, происходят и будут происходить во всех армиях мира.
Только в отличие от немецкой нацистской армии, такие действия в советской армии строго наказывались, вплоть до расстрела, это поспособствовало снижению уровня преступлений до минимума. Совершались преступления и во время Чеченской войне, но всякий раз, когда об этом узнавала пресса или вышестоящее командование, немедленно заводились уголовные дела и лица совершившие противоправные действия наказывались лишением свободы, а их прямые начальники понижались или освобождались от должности. Кардинально отличается подход к военным преступлениям в НАТО. Там преступления не только не пресекаются — виновные остаются без наказания даже когда преступление освещается на весь мир, а рядовые граждане требуют привлечь явных преступников к ответственности. Войска НАТО, имеющие на своём вооружении передовое, высокоточное оружие, регулярно наносят бомбовые удары по мирным территориям и объектам с рядовыми гражданами, которые не имеют прямого отношения к боевым действиям.
Руководящие органы в политической структуре НАТО
- Зачем и против кого они придумали НАТО
- Самое популярное
- Что такое НАТО и кто туда входит? | Аргументы и Факты
- История НАТО
- Похожие материалы
- Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
НАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА)
После распада Союза, несмотря на попытки с обеих сторон, российско-натовские отношения не намного улучшились. Первичная, но не единственная задача, которую перед собой ставил военно-политический блок — защита от советской угрозы, пишут РИА Новости. При создании союзники заявляли о борьбе с возрождением нацизма и обеспечение роста политической интеграции Европы. Государства-участники связаны друг с другом договором.
Отрывок из 5 статьи Североатлантического договора: Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону НАТО открытые источники в интернете. Варшавский договор и угроза российской безопасности В 1955 году, спустя 6 лет после создания военного блока, Советский союз и страны Центральной и Восточной Европы кроме Югославии , тоже объединились — в Организацию Варшавского договора ОВД.
Исламские террористы оказались для НАТО крепким орешком.
Война в Ираке, шедшая параллельно, обернулась для США ещё большей неудачей. Официально НАТО не участвовало в конфликте, но среди стран, отправивших войска на помощь американцам, — много натовских. Череда конфликтов, развернувшихся сразу после их вторжения, унесла жизни ни много ни мало 460 тысяч человек.
Хуже того, раздражение против американцев вылилось в рост радикального ислама, худшими представителями которого стали игиловцы. Примечательно, что лидер террористической группировки Абу Бакр аль-Багдади, прославившийся своими жестокостями, до американской интервенции вёл мирную жизнь при правлении Саддама Хусейна. И хаос следовал за ним по пятам.
В 2011 году альянс помог свергнуть главу страны Муаммара Каддафи, обвинённого в подавлении внутренних волнений. Поводом для вторжения стала гибель нескольких сотен манифестантов. Его итогом — убийство более пяти тысяч человек в ходе полномасштабного внутриливийского конфликта и не менее трёх тысяч убитых в годы, последовавшие за свержением Каддафи.
Эти цифры называют заниженными: предполагается, что жертв может быть десятки тысяч. Гражданское противостояние продолжается в стране до сих пор. Власть оспаривают конкурирующие правительства, не способные договориться о дате выборов.
В песках Сахары прячутся исламисты, готовящие для Ливии ещё худшее будущее — судьбу фундаменталистского эмирата. Из-за экватора в страну устремились нелегальные мигранты. Их появление использовали для возрождения рабства.
На незаконных невольничьих рынках в неконтролируемых никем частях Ливии можно безо всяких проблем стать собственником "живого товара" — при этом видеозаписи преступных сделок свободно распространяются в Интернете. Со временем неудачу ливийской интервенции признали в Лондоне и Париже.
Состав страны-члены и структура НАТО По данным на 2019 год, в состав блока НАТО входят 29 стран: Численность контингента объединенных военных сил перечисленных стран составляет около 3,2 миллионов человек. Но это не значит, что есть определенная территория и казармы, где эти военнослужащие дожидаются, пока «труба позовет» их на ратные подвиги. Военный контингент НАТО делится на 2 вида: объединенные вооруженные силы ОВС — непосредственно находятся в распоряжении альянса около 140 тыс. Эти силы будут задействованы в военных операциях в случае необходимости. Комитет военного планирования был переформирован в Комитет оборонной политики и планирования.
Для решения наиболее важных вопросов дважды в год собирается парламентская ассамблея собрание руководящих органов НАТО. Блок НАТО является открытым для сотрудничества с государствами, не являющимися членами организации. Поэтому в рамках сотрудничества была создана специальная программа «Партнерство ради мира», в рамках которой подписаны договоры о сотрудничестве, в том числе — с Россией. Формальной причиной стала смена политического строя страны и следующие за ней беспорядки, вооруженные столкновения и безвластие. Вмешательство вооруженных сил НАТО в эту страну продолжается и по сей день.
К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции.
Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана. Его границы... За атлантическим сообществом находится мир, который еще остается наследником Византии, а дальше лежат мусульманское, индийское и китайское сообщества»15. Окончание Второй мировой войны и последующее разделение мира на два лагеря дало новый толчок атлантическим изысканиям, особенно в связи с созданием Организации Североатлантического договора. Так, по мнению американского исследователя Г. Коэна, НАТО следует считать «стратегической ассоциацией с общими интересами, а также союзом наций, верящих в свободные гражданские права и представительную парламентскую демократию», которые объединены «общностью цивилизации»16. Впрочем, было не вполне понятно, каким образом западный военно-политический союз, основанный на общих ценностях, будет реализован на практике.
Соглашение о создании НАТО вскоре было дополнено разработкой проекта Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества по «плану Плевена»17. Она была начата в феврале 1951 г. War Aims. Boston, 1944. На основе ЕОС французское правительство предлагало включить ФРГ в западноевропейскую военную систему не посредством Североатлантического альянса, а через формирование европейской армии. Согласно концепции создания ЕОС, его немецкий контингент должен был состоять из отдельных батальонов. На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось.
Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент. В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил. Именно поэтому Соединенные Штаты не сразу поддержали план Пле-вена, а сделали это лишь в июле 1951 г. Однако Вашингтон не оставил своих попыток добиться для ФРГ более важной роли. В сочетании со страхом перед воссозданием германской военной машины, который существовал в Европе, это привело к краху ЕОС. В конечном итоге французские законодатели отказались поддержать этот план в 1954 г. И катализатором этого процесса явилась начавшаяся война на Корейском полуострове.
Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО. После победы революции в Китае в 1949 г. В июне 1950 г. Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн.
Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма. В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования». Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг. При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия.
С конца 1950 г. Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны. Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См.
Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать.
И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955.
Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23.
Влияние НАТО на мир
Обычно историю НАТО можно рассматривать в те моменты, когда к альянсу присоединяются новые члены. Но, в общем, ее можно разделить на два существенных хронологических периода: от момента создания в 1949 году до финала холодной войны и развала СССР. Даже СССР в 1954 году подал заявку на вступление в НАТО, что стало довольно неожиданной новостью. Прочный альянс: история НАТО и послевоенного глобального порядка (Cornell University Press, 2019) онлайн-обзор. В этой статье мы рассмотрим историю создания и развития НАТО, его цели, структуру и роль в современном мире, а также критику и противодействие, с которыми.
Североатлантический альянс готовится к броску?
На этой неделе НАТО исполнилось 70 лет. Это он почти убедил американцев в 1948 году, за считанные месяцы до создания НАТО, что СССР собирается наступать на Запад, и советовал нанести превентивный удар. Журналисты британской газеты Daily Express считают, что Россия насмехается над странами Запада, организуя выставку трофейной техники НАТО, которая была подбиты российскими войсками в зоне прове. Текст научной работы на тему «У истоков «Холодной войны»: создание НАТО и его последствия (1947−1955)». 70 лет назад, 4 апреля 1949 года, была создана Организация Североатлантического договора (НАТО).
Нацистские корни НАТО
Развертывание не планировалось начинать до 1983 года. Тем временем союзники надеялись заключить соглашение о контроле над вооружениями, которое устранило бы необходимость в оружии. Этот договор ликвидировал все ядерные баллистические и крылатые ракеты средней дальности. Холодная война подходила к концу. Когда в 1989 году восточногерманский режим начал рушиться, Советский Союз не вмешался и тем самым отменил доктрину Брежнева. На этот раз власти предпочли долгосрочные реформы краткосрочному контролю, который все больше выходил за рамки их возможностей. Югославский конфликт и другие одновременные конфликты на Кавказе показали, что спокойствие после «холодной войны» было нестабильным. В 1994 году союзники создали программу «Партнерство ради мира». Партнерам было предложено выбрать собственный уровень участия в Альянсе.
На Вашингтонском саммите 1999 года, когда три бывших партнера — Польша, Чешская Республика и Венгрия — заняли свои места в качестве полноправных членов Североатлантического союза, это расширение сыграло решающую роль в укреплении демократии и стабильности в Европе.
И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов.
В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См.
Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г.
На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23.
Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же.
В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность.
В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524.
Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован.
Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей.
Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ. Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников.
Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму. Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву.
Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г. Будучи достаточно грубой попыткой «влезть в карман» к восточногерманскому государству, она была призвана обеспечить резкий ответ со стороны Советского Союза.
Последовавшая блокада, растянувшаяся на достаточно долгий срок, предоставила США и их союзникам прекрасную возможность обвинить Кремль в агрессивном поведении и в наличии у него далеко идущих экспансионистских планов. Таким образом решался целый ряд проблем: от сплачивания разношерстных партнеров по коалиции до создания сепаратного западногерманского государства и предотвращения нейтрализации объединенной Германии как это предусматривалось комплексом соглашений о послевоенном мирном урегулировании. Германский вопрос, ставший нервом «холодной войны», после 1948 г.
В политическом же а также идеологическом плане официальный Вашингтон умело использовал его с целью реализации своих геополитических расчетов — создания проамериканского военного блока в Европе и обеспечения своего военного присутствия на континенте на неопределенно долгий срок. Впрочем, сам процесс западноевропейской военно-политической интеграции начался довольно хаотично. Конечно, англофранцузский договор, подписанный в 1947 г.
Созданный на его основе в 1948 г. Лишь подписание в 1949 г. Вашингтонского договора о создании НАТО представляло собой заявку на формирование коалиции, направленной непосредственно против Советского Союза.
Она имела весьма существенное отличие по сравнению со своими предшественниками — этот альянс инкорпорировал чужеродный североамериканский элемент в геополитическое пространство Европы. Однако еще в течение нескольких лет влияние Организации Североатлантического договора было относительно невелико. Требовалось вдохнуть в нее жизнь, сделать ее дееспособным объединением государств.
К сказанному можно добавить, что в этот период США решились на весьма важный с точки зрения их традиционной внешней политики шаг — полностью отказаться от свойственного их политическому руководству «изоляционизма» и резко активизировать свои действия не только в «ближнем зарубежье» Карибском бассейне , но и в далекой Европе. Конечно, с началом «холодной войны» победа «интервен-ционалистов» была предопределена поскольку широкого зарубежного вмешательства требовали государственные интересы США , и все же этот шаг дался американскому политическому истеблишменту совсем не просто. И это некоторое время сдерживало ускоренное развитие структур Североатлантического блока.
Окончательное превращение Вашингтонского договора из соглашения о формальном союзе в военно-политический альянс произошло во многом под влиянием войны в Корее. Именно она внесла серьезный вклад в «демонизацию» образа СССР и формирование представлений о нем как о враждебной Западу агрессивной державе. События 1950-1953 гг.
Инициировав создание сепаратного западногерманского государства, Соединенные Штаты и поддержавшие их политику в этом вопросе хотя и с некоторыми оговорками Великобритания и Франция сделали его членом антисоветского альянса. Если учесть, что Бонн не признавал образование ГДР и в этом находил поддержку своих союзников и считал себя единственным представителем народа Германии, то следует признать, что подобная политика была открытым вызовом Москве, не принять который она не могла. Впрочем, среди стран Западной Европы изначально не наблюдалось единства в деле создания европейско-североамерикан-ского блока.
Боязнь и подозрительность существовали как в отношении Советского Союза, так и в отношении Германии. Предлагаемая изначально европейцами формула — региональный оборонительный пакт на основе Западного союза — не устраивал Соединенные Штаты. Принятое в конце концов решение — образование НАТО и Западноевропейского союза — стало тем самым компромиссным вариантом, на который согласились обе стороны.
В ответ на появление Североатлантического блока и включение в него Западной Германии в мае 1955 г. Таким образом, к середине 50-х гг. Примерно в то же время этот процесс был закончен и на азиатском континенте, где были образованы Багдадский пакт с 1958 г.
В американском постпредстве в Брюсселе появляется новый памятник президенту Трумэну — главному идеологу холодной войны, а в самой штаб-квартире альянса проводят крупнейшее за всю историю застолье. Хотя не обошлось и без потерь. Поэтому опоздал. Но путь, как всегда, укажут очередной «морковкой для ослика». Сейчас в Альянсе состоит уже 32 государства. Так, например, альянс постоянно наращивает свою активность в Черном море. Идет уже второй месяц беспрецедентных маневров с участием 300 тысяч военных. Даже в некогда нейтральной Скандинавии всех северных оленей распугали.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования. В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю. При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.