Надежда Крупская в детстве, 1879 год.
Жена Ленина – Надежда Крупская
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [16].
Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [17] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [18]. Одной из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию. В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [21] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. В 1929 году Надежда Константиновна стала инициатором « Библиотечного похода » — культурно-просветительской программы, направленной на расширение сети библиотек, помощь библиотекам и пропаганду массовой литературы. По данным исследователей-библиотековедов, к началу 1930-х годов число библиотек в стране по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжный фонд — в 10 раз.
В октябре появилась помощница, тринадцатилетняя Паша, худющая, с острыми локтями, живо прибравшая к рукам все хозяйство». Ярую противницу угнетения рабочего класса совершенно не смущает, что у нее в прислугах практически ребенок. В ссылке, в Париже, вспоминал Попов, их бытом занимались квартирные хозяйки, знакомые, в том числе Инесса Арманд. Васильева: Она любила его как своего учителя. Мало кто знает, что книгу Ленина «Развитие капитализма в России» она прочла, еще будучи замужем за купцом Александром Армандом. С этого началось ее революционное прозрение. Она поверила Ленину. Пошла за ним. Сначала заочно. Потом рядом. Свечку никто не держал, но слухов ходило много. В яркую, одухотворенную, деятельную Арманд трудно было не влюбиться. Есть документальные факты, которые можно трактовать по-разному. Инесса присылает женатому Ленину письмо из Парижа: «Дорогой, я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, говорить с тобой иногда было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя». Ленин тоже пишет Инессе: «Пожалуйста, привези, когда приедешь, все наши письма посылать их заказным сюда неудобно: заказное письмо может быть легко вскрыто друзьями … Пожалуйста, привези все письма, приезжай сама, и мы поговорим об этом». Васильева: Конечно, как и любая другая женщина. Но главной ее целью была победа революции. А если для этого Ленину надо влюбиться в Арманд, она переживет. Ведь Арманд очень много делала для общей идеи: работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих, переводила работы Ленина, издания ЦК партии. Когда Арманд неожиданно заболела на Кавказе холерой и умерла, Крупская шла с вместе с Лениным за ее гробом, поддерживая его. Васильева: Прежде всего жены и соратницы. Крупская очень много работала — одна заменяла целый секретариат. Сумела показать себя не просто «приложением к Ленину». Серьезно занималась народным образованием, именно ей мы обязаны всеобщим обучением. Скольким помогла! Ни один человек из тех, кто встречался с нею, не мог сказать о ней дурного слова. А потом, с 1918 года у нее на руках больной Ильич. В него было выпущено три отравленные пули, а извлекли только две. Яд последней постепенно убивал его. Но при этом он с декабря 1918-го по февраль 1920-го из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны не председательствует лишь на двух.
Для получения образования мама отдала девочку в женскую гимназию княгини Оболенской. Учебное заведение считалось одним из лучших в Петербурге. Во время учебы Крупская увлекалась идеями Л. Толстого и относила себя к «толстовцам». Чтобы помочь семье, девушка подрабатывала уроками. В 1889 году Надежда стала слушательницей одного из первых женских высших учебных заведений России — Бестужевских курсов. Здесь же девушка вступила в марксистский кружок. Проучившись год, Крупская стала преподавать в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой. Спустя время полицейские сводки так охарактеризовали деятельность молодой революционерки: «Устраивала рабочие кружки, причем была посредницей между рабочими и интеллигенцией, давая первым руководителей». Встреча с Лениным В 1893 году Крупской стало известно, что в Питер приехал «очень знающий марксист». Захотелось познакомиться с приезжим волжанином. Первая встреча произошла на Масленицу. Познакомились будущие супруги в 1893 году Говорил Ленин. Крупская в общении не участвовала. Ульянов проводил агитацию в среде рабочих, многие из которых были учениками Надежды Константиновны. Молодая учительница жила в доме на Старо-Невском. По воскресеньям, возвращаясь с занятий с «кружковцами», Ленин заходил к Крупской. Время проходило в бесконечных разговорах о реформе власти в России. Через небольшое время Ульянов познакомился с мамой девушки — Елизаветой Васильевной. Меры конспирации не давали гарантий безопасности. В 1896 году Крупская была впервые арестована. За решеткой пришлось провести немного времени. Одна из заключенных Петропавловской крепости сожгла себя в знак протеста. Сидевших в тюрьме женщин выпустили на свободу. До суда Крупская находилась на свободе. В 1898 году состоялся суд. Предстояла 3-летняя ссылка в Уфимскую губернию. На встречу с Ильичом «Бесчеловечный» царский режим давал возможность сидельцам выбирать место отбытия наказания. К моменту осуждения Крупской Ульянов уже находился в местах «не столь отдаленных» в селе Шушинское Минусинского уезда. Получив «срок», Надежда Константиновна объявила себя невестой Ульянова и попросилась в ссылку к будущему супругу. Компанию девушке составила мать. Приезд стал для Ленина неожиданностью.
Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова.
Страшные тайны: трагедия Надежды Крупской
И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. Еще раз хотел написать о том, что сделала эта гениальная женщина. В 1923 году из 133 млн человек населения — 111 миллионов — необразованная масса крестьян. Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя».
Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей. Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители.
Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей».
В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Революционная учительница Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй.
Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована. Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета.
Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих.
В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом.
Как пишет Борис Соколов в своей книге «Ленин и Инесса Арманд», еще будучи воспитанником корпуса, Крупский познакомился с Андреем Потебней, который позже пытался организовать революционный кружок. Если верить записной книжке известного революционера Николая Огарева, одним из членов тайной организации являлся и Константин Крупский. Но начало конфликта между Крупским и властью было положено только после того, как Константин Игнатьевич окончил военное училище в Санкт-Петербурге и был направлен на службу в Польшу. В 1863-1864 годах там разгорелись национально-освободительные восстания. По данным Леонида Млечина, автора книги «Демонтаж патриарха, или Женщины берут верх», командир роты Крупский всячески поддерживал бунтовщиков и даже учил польский язык. Последним он, по мнению некоторых, выказывал свое несогласие с русификаторской политикой Петербурга. Но тогда для Крупского все закончилось благополучно.
Увольнение со службы Крупский вернулся в Петербург для того, чтобы поступить в Юридическую Академию и благодаря образованию продвинуться по карьерной лестнице. В 1869 году новоиспеченный выпускник академии снова был откомандирован в Польшу.
Ирина Сергиевская в своей книге «Москва парадная. Тайны и предания Запретного города» пишет, что «Минога» была еще и партийной кличкой Крупской. Нельзя не отметить что у Надежды Крупской был и ряд псевдонимов не имеющих отношения к «рыбной» тематике: Саблина, Ленина, Н. В одном из своих писем к брату Анна Ильинична Ульянова, не стесняясь в выражениях, писала о встрече с Крупской в Москве: «У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селедку». Анна Ильинична написала это письмо как раз в тот момент когда Надежда Константиновна отправлялась в ссылку к Ленину. Близкий друг Ленина, Глеб Кржижановский, вспоминал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивая, но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было…». На счет своих внешних данных не заблуждалась и сама Надежда Крупская: «Я под стать русской природе, нет во мне ярких красок», — как-то обмолвилась она в разговоре с матерью.
Не пропустите самое важное
- КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Маргарита МИГУНОВА
- Семья вольнодумцев
- Надежда Крупская: несбывшаяся мечта
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
Но точные выводы о причине ее смерти можно будет сделать только после того, как медицинские документы Надежды Константиновны Крупской будут выданы исследователям», — подчеркнул Новоселов. В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. "Товарищу Надежде Константиновне Крупской Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР в день Вашего семидесятилетия шлет Вам, старому большевику и другу Ленина, свой горячий привет. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью. Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова). Существует версия, что смерть Надежды Константиновны не была естественной!
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
А на жизнь зарабатывала Надя частными уроками, бегая по сырым петербургским улочкам от ученика к ученику, что потом сказалось на ее здоровье. Встреча с Лениным и венчание Владимир по кличке «Старик» впервые встретился с Надей в 1894 году на квартире, где собирались «революционно-настроенные люди». Правда, в тот день будущий Ленин, а тогда умный и энергичный юноша 24 лет, обратил на себя внимание отнюдь не Надежды, а ее более обаятельной подруги, Апполинарии Якубовой. Они встречались некоторое время, а потом Ильича упекли в тюрьму. Но почему-то он доверился не Якубовой, а скромной Наденьке Крупской. Владимир Ильич понял, что нашел родственную душу. Надежда угадывала его с полуслова, была настоящей «подругой дней суровых». Вскоре она и сама угодила в ссылку на 3 года. Влюбленные писали друг другу письма и наконец воссоединились в сибирском селе Шушенское.
Правда, для этого им пришлось повенчаться в церкви 22 июля 1898 года. По законам Российской империи без брака мужчина и женщина не могли жить под одной крышей. Тем более политзаключенные. Но к тому, чтобы узаконить отношения заключенных, относились хорошо и всегда шли на встречу таким бракам. Считалось, что так люди остепенятся и станут думать о семье, а не о революции. Но, как показало время, не в случае с Крупской и Лениным. Ссылка в селе Шушенском Почему Крупская осталась Крупской? Надежда Константиновна во всех документах после замужества писалась Ульяновой.
Но подписывалась везде, как Крупская. А среди революционеров ее вообще знали под кличками: Онегина, Минога, Рыба и т. Это помогало ей сохранить дистанцию от своего мужа, как бы «вести свою жизнь». Ходили слухи о том, что эта женщина во время ссылки в Шушенском завела себе любовника, поэтому и осталась Крупской. Но это на самом деле не так: условия пребывания в этом месте были настолько строгими, что даже в отхожее место сложно было ходить не по времени, не то, что к любовнику. За всеми политзаключенными строго следили, да и не надо это было Надежде Константиновне, вышедшей замуж по любви. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Это случилось после Революции, когда она поменяла паспорт и взяла старую свою фамилию.
Вся семья за одним столом Ревновала ли Крупская своего мужа?
Она становилась членом различных комитетов, связанных с работой с детьми и молодежью. Тогда же стала доктором педагогических наук. Умерла 27 февраля 1939 года, на следующий день после шикарного празднования 70-летнего юбилея. Внезапно у Надежды открылся перитонит, но ее по неизвестным причинам не прооперировали.
Ее прах находится в Кремлевской стене на Красной площади. Если бы Крупская знала, что ее там похоронят, то наверняка, оставила бы другое распоряжение по этому поводу. Она всегда протестовала против нахождения в Мавзолее тела Ленина, просила Сталина похоронить его как всех, на кладбище. Карьера Крупской Несмотря на ее заслуги в деле революции, все же популярность Крупская завоевала исключительно потому, что много лет была женой человека, сумевшего разрушить предыдущее мироустройство и начать строительство совершенно другой жизни. Самая важная ее заслуга — это быть супругой Ленина.
В жизни Ленина она играла большую роль — помощница, друг, советчик, поддержка, своеобразная «каменная стена». Но нельзя отрицать и того, что она сама отличалась житейской мудростью. Она смогла не раствориться в своем супруге, как многие из жен политиков. Окружающие считались с ней, и это было понятно самому Ленину. После того, как Надежда поняла, что ее личная жизнь не сложилась, что ее муж находит удовлетворение в объятиях любовницы Инессы Арманд , она не пустилась в разборки и не начала биться в истерике.
Крупская просто предложила Ленину расстаться, а сама продолжала дружить с разлучницей. После смерти Арманд именно Надежда опекалась ее детьми, а позже внуком. Но Ленин не решился на развод, он понял, что на Надежде держится очень много, он расстался с Инессой, несмотря на свою любовь к этой женщине. Личная жизнь Почти на всех фото Крупская запечатлена уже в зрелом возрасте, когда она сильно располнела, и ее глаза стали выпуклыми. Это все последствия наследственного заболевания — базедовой болезни, которая не только изменила ее внешность, но и привела к бесплодию.
В юные годы Надя была не красавицей, но достаточно милой девушкой. Главными чертами ее характера называли решительность и целеустремленность. Она могла бы прожить спокойную жизнь, преподавать в гимназии или зарабатывать гувернанткой, но этого ей было мало. Она хотела активных действий, участия в чем-то масштабном и грандиозном. Нужно сказать, что Ленин сразу сватался именно к ней, но девушка ему отказала.
Сама она вспоминала то время, как самое счастливое в жизни. Щеки горели, тоненькая фигурка и скромные, но петербургские платья, длинные распущенные волосы вызывали восторженные взгляды. В Шушенском в ней проснулась страстная женщина. Крупская писала: «Мы ведь молодоженами были — и это скрашивало ссылку». Среди многих ссыльных она была самой привлекательной — конкуренток не было. Все, кто встречал Крупскую в Шушенском, в один голос восхваляли ее прелести, а революционер Лепешинский говорил, что от ее очарования у всех дух захватывало. В нее влюблялись. Например, революционер Виктор Курнатовский — он был очень красив. Обычно скромная, молчаливая Крупская поразила его образованностью и остротой суждений. Между ними проскочила искра.
Позже она приезжала к уже больному Курнатовскому в Париж, похоже, без ведома Ильича. Вот воспоминания того периода: «Я заходила к нему несколько раз. Приносила ему газеты... Мы долго разговаривали с ним по душам». Васильева: Да, власти вынудили их повенчаться в 1898 году, что очень радовало ее мать — Елизавету Васильевну, она была очень набожной. Да и сама Надежда писала, что в детстве проводила много времени перед иконами. Васильева: Крупская любила детей, но болезнь лишила ее счастья материнства. Васильева: Не надо забывать, что «базедка», как она ее называла, осложнялась сопутствующими заболеваниями. А также колоссальной эмоциональной и физической нагрузкой, тюрьмами, ссылками. Она пыталась лечиться, но официальная медицина тогда была слаба, а к народной революционерка-атеистка не могла прибегнуть.
Не богатырского здоровья был и Ильич. Да и поженились они уже почти тридцатилетними. Что Крупская кормила его исключительно яйцами, поскольку хозяйка из нее была плохая. Это правда? Васильева: Хозяйка отвратительная, это правда. Но она никогда не занималась рационом Ильича. Ее мать была молодоженам и кухаркой, и прачкой, и горничной. Да и воспоминания Надежды о быте в ссылке говорят сами за себя: «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое жалованье — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья… Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока не съест; покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте, где корм скоту заготовляли, рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на целую неделю. Но молока и шанег было вдоволь».
А с приездом Крупской и ее заботливой матери жизнь у Ленина стала веселее. Вот что вспоминает Надежда Константиновна о том периоде: «Мы с мамой воевали с русской печкой. Вначале случалось, что я опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу.
Главные тезисы ленинской вдовы об этой чудовищной "идеологической диверсии" заключались в том, что там плохо изображен народ, хорошо — царь-гиппопотам, и все проникнуто мещанством и буржуазностью: "Изображается народ: народ орет, злится, тащит в полицию, НАРОД — ТРУС, дрожит, визжит от страха… Это уже совсем не невинное, а крайне злобное изображение, которое, может, недостаточно осознается ребенком, но залегает в его сознании. Перед царем он открывает свою душу… Какой политической смысл она имеет? Какой-то явно имеет.
Но он так заботливо замаскирован, что угадать его довольно трудновато…. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению…. В результате Чуковский вынужденно опубликовал в "Литературной газете" покаянное письмо, в котором со слезами обещал партийным критикам, что отречется от ужасного "Крокодила", и скоро напишет для них идеологически сознательную сказку "Детская колхозия". Но на самом деле литератор тогда настолько испугался, что при жизни суровой вдовы вождя мирового пролетариата он вообще перестал писать детские стихи, перейдя от крамольного описания всяких "крокодилов" и "цокотух" к более спокойной деятельности переводчика заграничных текстов. За свою заметку против Чуковского, и за многие другие конгениальные статьи в столь же идейном стиле, Крупская была воспета газетами, яко крупное светило советской науки, особенно — педагогической. Ее удостоили звания доктора педагогических наук и даже сделали почетным членом Академии наук СССР в 1931 г.
Конечно, в левых кругах принято думать, что книгопечатание в России до революции чуть ли не отсутствовало, поэтому и запреты Крупской имели мало значения. На самом же деле в одном только 1915 г.
Крупская. Дочь гувернантки
Борьба за справедливость По мнению историка Бориса Соколова, поводом для увольнения Крупского стала перепись населения подведомственного ему уезда без приказа губернского начальства. Эта перепись и была обозначена как «превышение власти». Данное обстоятельство, уверен Соколов, существенно сужало поле деятельности для нечистых на руку чиновников. Именно поэтому те и написали на Крупского доносы. Сергей Кремлев в своей книге «Ленин. Дорисованный портрет» вторит Борису Соколову, называя Константина Крупского честным и справедливым человеком. Для того, чтобы вернуть свое доброе имя и добиться отмены решения об увольнении, Крупский ввязался в судебную тяжбу, которая длилась долгих 8 лет. Николай Зенькович в издании «Самые секретные родственники» указывает, что в конце концов Константину Игнатьевичу удалось добиться оправдательного приговора.
Однако случилось это уже незадолго до его кончины: и без того скверное здоровье Крупского было подорвано борьбой за справедливость.
Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки».
Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота. С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А. Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая. В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана полковника горной службы.
Остался членом Горного совета алтайских рудников. Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище. Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. И что интересно — чуть позже здесь же появляется имя Андрея Антоновича Крупского, открывателя месторождения золота, управляющего Салаирским рудником на Алтае 1854-1895. То есть, можно предположить, что семьи Крупских и Тистровых-Фроловых — это настоящий клан золотопромышленников из Сибири. Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки. В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись. Им на смену приходили ушлые управляющие-немцы.
Но ведь один из таких и был Тистров, выгодно женившийся на внучке управляющего всех золотых рудников Алтая. Темная история с этими несметными богатствами Российской Империи, которыми управлял клан Тистровых-Крупских-Фроловых. Но, может быть, когда заходит речь о финансировании революционного движения в России и, в частности, В. Ленина, то надо не в Германию упираться, а в золото Сибири, которым командовали его будущие родственники? Ленин, выходит, выгодно женился? И история эта с приходом Октябрьской революции не закончилась. Научное наследство прадеда Крупской в полной мере работало на новую страну.
Изначально Ленин пытался приударить за другой марксисткой — Аполлинарией Якубовой. Даже сделал ей предложение, но получил отказ. А у Крупских Ульянов года два обедал по воскресеньям. Кулинарные таланты будущей тещи помогли проложить путь к сердцу через желудок. После 7 месяцев тюрьмы Надежде предстояло на 3 года отправиться в ссылку в Уфимскую губернию, но она попросила разрешения отбыть ее в Сибири, в Шушенском, вместе с женихом. О том, что красота Крупской к моменту свадьбы уже поблекла под влиянием развивающейся болезни, косвенным образом свидетельствует высказывание друга и соратника вождя Глеба Кржижановского. Он утверждал, что Ульянов мог найти и покрасивее, но вот умнее и преданнее делу, чем Крупская, в его окружении не было. Одиночное заключение расстроило и без того хрупкое здоровье Надежды Константиновны, всегда боявшейся одиночества. Ее худший кошмар сбылся, только разговаривать с Богом, как в детстве, она уже не могла. А ведь молитва порой заменяет курс психотерапии! Тюремный врач, осмотревший Крупскую 31 марта 1897 года, обнаружил, что та «похудела, ослабла в результате расстройства… пищеварения и не может заниматься умственным трудом в результате нервного истощения». В тюрьме субклиническое нарушение функции щитовидной железы стало переходить в клинически явную фазу, обрастая дополнительными симптомами. Самым травмирующим из них был отнюдь не экзофтальм, а бесплодие. Крупская мечтала стать матерью, а уж о том, как любил детей Ленин, все, кто вырос в СССР, наслышаны с ясельного возраста! Новоиспеченных супругов терзали вопросом: «не прилетают ли пташечки»? То есть аисты, подкладывающие младенцев в капусту. В эмиграции Надежда Константиновна на партийное пособие тайно, поскольку это было нецелевое расходование средств! А в будущем «первую оборванку страны» ждали еще более горькие разочарования и потрясения. Оборванкой уже после революции стал называть жену Ленин, намекая на ее неухоженность и небрежность в одежде в отличие от того, как выглядела фактическая первая леди того периода — Иннесса Арманд. Унизительный любовный треугольник здоровья Крупской не прибавил. А после болезни и смерти Ленина она стала невыездной и не могла уже лечиться у швейцарских эндокринологов. Впрочем, в то время даже самая продвинутая медицина не могла ей помочь. Ленин не без юмора зовет жену дома партийными псевдонимами Рыба и Минога. После двух лет ссылки Крупская заболела, и «доктор нашел, что ее болезнь женская требует упорного лечения, и она должна на 2—6 недель лечь в постель». Высказывалось мнение о том, что Надежда Константиновна страдала генитальным инфантилизмом — анатомическим и гистологическим недоразвитием половых органов с гипофункцией яичников. Но, скорее всего, ничего подобного у нее не было, а бесплодие явилось результатом тиреотоксикоза. В ссылке Крупская топила печь, занималась огородом. А вот готовить совершенно не умела — на кухне хозяйничала ее мама, отправившаяся с дочерью в ссылку. О кулинарных способностях Надежды Константиновны ходили легенды. После смерти Елизаветы Васильевны в 1915 году и до самого возвращения в Россию супруги питались в заграничном общепите. Похлебкин не без иронии предположил, что Ленин страдал тяжелым атеросклерозом потому, что Крупская изо дня в день потчевала его своим фирменным блюдом — яичницей из четырех яиц. В эмиграции признаки диффузного токсического зоба стали особенно отчетливыми: усилился экзофтальм, возникли потливость, тахикардия, из-за повышения основного обмена снизилась масса тела. Немецкие врачи поставили Крупской диагноз «базедова болезнь» болезнь Грейвса. Пребывание в санатории деревни Зёренберг в Альпах дало лишь временный эффект, затем наступил рецидив. Примечательно, что Крупскую там лечили всякой симптоматической ерундой диетой, железом, хинином и в течение 3 недель — электризацией нервов шейного симпатического ствола фарадическим током в наивной надежде уменьшить «толщину шеи», возникшую из-за зоба. Сердцебиение как будто немного успокоилось, но остальные симптомы сохранялись.
О том, что недоброжелатели часто называли Крупскую «Селедкой» пишет и журналист Леонид Млечин в издании «Демонтаж патриархата, или женщины берут верх». Он считает, что причиной стала базедова болезнь, из-за которой у Крупской были глаза на выкате, как у рыбы. Автор книги «Ленин и Инесса Арманд» Борис Соколов говорит, что сам Ленин относился с иронией у болезни Крупской и сам часто называл ее «рыбными именами. Так считает Борис Соколов. В книге «Москва парадная. Тайны и предания запретного города» Ирина Сергиевская уверяет, что «Минога» была еще и партийная кличка Надежды Константиновны. Это имя появилось совсем не случайно. Надежда Константиновна страдала паталогической застенчивостью, не говоря уже про выпуклые глаза и тяжелые черты лица. Она была очень грузной женщиной и временами, впадала в странный ступор — могла молчать несколько часов подряд.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Кроме того, причиной венчания в церкви могло стать и разное происхождение Владимира Ильича и Надежды Константиновны: отец и дед Ленина имели личное дворянство, не распространявшееся на наследников, а Крупская происходила из потомственной дворянской. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна полностью посвящает себя работе.
Смотрите также
- Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
- Бедная дворянка
- Взрослая жизнь
- Более 4,6 млн кибератак отразила московская система электронного голосования
- КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Это не аскетизм. Напротив, личная жизнь обогащается благодаря тому, что общее дело всех трудящихся становится личным делом», — говорила она. Возвращение в Россию Вместе с мужем Крупская вернулась в Россию в 1917 г. Сильным ударом для нее стало резкое ухудшение здоровья Ленина — первый инсульт случился в мае 1922 г. Крупской пришлось заново учить мужа говорить, писать, общаться. Ленин восстановился, но ненадолго — в 1924 г. После смерти Ленина для Крупской настали мрачные времена. С одной стороны, её формально ценили как «ближайшую соратницу» вождя, с другой — её мнение игнорировали.
Иосиф Сталин, сосредоточивший власть в своих руках, не любил Крупскую за то, что та осмеливалась с ним спорить. Она, в свою очередь, критиковала Сталина и его репрессии. В 1939 г. Сталин, ненавидевший Крупскую при жизни, лично нёс урну с её прахом.
Колхозники поручили своей делегации возложить венок на гроб покойной. Идут учителя, работники библиотек, красноармейцы, ученые, артисты, домашние хозяйки. Несмотря на ранний час, в колоннах много детей.
Похороны Надежды Крупской С обнаженными головами проходят люди мимо гроба, всматриваясь в родное лицо. Скорбные мелодии оркестров заставляют еще острее ощущать боль утраты. Трудно оторвать взор от навеки застывшего лица Надежды Константиновны. Похороны Надежды Крупской Источник фото: История России в фотографиях Многочисленные делегация возлагают у подножия гроба венки с. Ленина , работниц комбината «Красная Роза» и от многих других организаций. Скрябин и другие. Ученых сменяют Герои Советского Союза: тт.
Подходят в гробу делегация колхозников Московской области во главе с передовиками сельского хозяйства—орденоносцами. В почетный караул становятся тт. Дзержинского и другие. Пришла проститься с Надеждой Константиновной делегация союза советских писателей. В почетном карауле стоят тт. Петровский, Ярославский, Горкин, Щербаков. Николаева, Пронин.
С каждым часом людской поток все увеличивается. За два дня — 28 февраля и 1 марта — через Колонный зал Дома союзов прошло около 500 тысяч человек, отдавших последний долг Надежде Константиновне. Жители Москвы направляются на траурный митинг на Красную площадь в день похорон Н. Источник фото: В светлое будущее - с Надеждой.
Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых выступали «пораженцы» — марксисты, которые, как и Ленин, желали военного поражения своим империалистическим государствам. В новой России главным делом Надежды Константиновны стало просвещение, чем она и занималась до конца своей жизни. Культурная революционерка Главной задачей Крупской как теоретика и практика просвещения стало коммунистическое воспитание строителей нового социалистического общества. Ленин говорил о необходимости «культурной революции».
Целью большевики считали не развитие «образования» в техническом смысле слова, а именно Просвещение с большой буквы, в этико-философском понимании данного термина. В 1918 году появились комсомол и первые внешкольные детские учреждения. Крупская выступила инициатором пионерского движения в 1921 году. Оно переросло в массовую пионерскую организацию, которая занялась воспитанием юных граждан Страны Советов. Надежда Константиновна в своих теоретических трудах разработала содержание, методы и организационные формы работы с пионерами. Большое место в воспитании детей Крупская отводила художественной и философской литературе. Она подготовила инструкцию по устранению из общественных библиотек «идеологически вредной и устаревшей литературы». Каким бы ни был частный педагогический вопрос, который затрагивала Надежда Константиновна, она связывала его с политикой партии. Спустя несколько лет она признала, что изъятия книг были ошибкой, но цензура так и осталась характерной чертой советского режима.
После смерти Ленина Сталин постепенно устранял одного за другим его старых товарищей по партии. Под давлением оказалась и его супруга. В ее кабинете проводились постоянные негласные обыски, ее почту читали, а публикации подвергали цензуре. У Крупской конфисковали весь архив Владимир Ильчиа, а ее просьбу «похоронить мужа по-человечески» проигнорировали. Ее не сломили ни аресты, ни ссылка, ни долгие годы эмиграции.
Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.
Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» [15]. Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную Антоном Макаренко : после её критического выступления на съезде комсомола в мае 1928 года Макаренко был в скором времени снят с руководства колонией имени Горького [16]. Крупская была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды [17] , инициировала чистку библиотек от «идеологически вредной и застарелой» литературы [18]. Одной из мишеней её критики стали детские произведения Корнея Чуковского. Критика вдовы Ленина означала в то время фактический запрет на профессию.
В декабре 1929 года Чуковский опубликовал в « Литературной газете » письмо, в котором отрёкся от своих сказок [21] и после этого до 1942 года не написал ни одной сказки в стихах. В 1929 году Надежда Константиновна стала инициатором « Библиотечного похода » — культурно-просветительской программы, направленной на расширение сети библиотек, помощь библиотекам и пропаганду массовой литературы. По данным исследователей-библиотековедов, к началу 1930-х годов число библиотек в стране по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось более чем в 3,5 раза, а книжный фонд — в 10 раз. Последний назвал выступление Крупской «чушью», после чего на неё обрушились его соратники [22]. В ответ Крупская заявила о намерении эмигрировать в Великобританию. Это заявление «мадам Лениной» освещалось в зарубежной прессе и даже обсуждалось в Палате общин [22].
Крупская — автор многочисленных работ о своём муже В.
Надежда Крупская — биография
- Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
- Крупская Надежда Константиновна, биография — РУВИКИ
- Похожие материалы
- Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
- Галантерейные амбиции
Годы жизни Надежды Крупской
Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. О причинах смерти тоже говорят многое — одни уверены, что Надежда не могла больше жить с тираном, другие отмечают, что супруга вождя страдала от жутких головных болей, третьи считают, что виной всему стала депрессия от навалившейся на нее усталости. Надежда Константиновна Крупская никогда не слыла красавицей даже в марксистской среде, об этом говорят ее многочисленные «рыбные» клички.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Сталин прислал торт – было известно, что после смерти Ильича Надежда Константиновна перестала заниматься спортом, не слишком следила за внешностью и часто баловала себя пирожными. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. Надежда Константиновна Крупская родилась 26 февраля 1869 года. В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. Надежда Константиновна Крупская никогда не слыла красавицей даже в марксистской среде, об этом говорят ее многочисленные «рыбные» клички. Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа.
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Когда Надежда Константиновна почувствовала себя неважно, гости вызвали бригаду врачей. Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Но сама Надежда Константиновна ругалась. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах.