Муниципальное образование — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. Муниципальная академия Муниципальные практики Муниципальный диалог Рейтинги и статистика.
Что еще почитать
- О какой реформе идет речь
- Муниципальную реформу проведут после президентских выборов 2024 года
- Муниципалитеты
- Как собираются увеличить доходы местных бюджетов
- Гороскоп на 29 апреля: что обещают астрологи всем знакам зодиака
«Не до этого». Муниципальную реформу в Петербурге поставили на паузу
В новых округах могут быть созданы территориальные органы управления на местах взамен бывших поселенческих администраций. Срок полномочий новых глав и депутатов установлен в проекте единый - пять лет. При этом районы объединять между собой не планируется: укрупнение границ «снизит чувство идентичности». Число руководителей администраций снизится с 167 до 24 по количеству новых округов. Они будут по-прежнему избираться на конкурсной основе, а утверждать их будет совет депутатов. Исключением для реформы станут два муниципальных образования. В сентябре 2022 года состоятся выборы в гордуму Новоульяновска — там изберут 22 депутата, в советы депутатов Барышского района — 95 депутатов в 9 поселениях. Главы районных администраций совместно с избранниками решили провести кампании по старой модели, пока есть возможность.
Глава администрации Барышского района Алексей Терентьев объяснил решение тем, что торопиться с законопроектом нельзя, «чтобы не набить шишек»: «В нем есть свои плюсы и минусы, но мы не знаем до сих пор, что будет в окончательной версии документа. Ошибки не прощаются, поэтому приняли решение, что идем на выборы по-старому. До 2028 года будет переходный период, в случае необходимости мы перестроимся, но как это будет — перевыборы или другая форма — никто не знает». Эксперт в сфере местного самоуправления, первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев утверждает, что реформа назрела давно. По его словам, сельские депутаты неэффективны без реальных полномочий и становятся фикцией: «У них нет денег, приемных, возможностей представлять интересы граждан. Станет меньше депутатов — станет весомее мандат, это перерастет в качество». Кроме того, Гвоздев говорит, что жители сел вообще неохотно идут в депутаты — приходится уговаривать.
Большой интервал Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».
Главы районных администраций совместно с избранниками решили провести кампании по старой модели, пока есть возможность. Глава администрации Барышского района Алексей Терентьев объяснил решение тем, что торопиться с законопроектом нельзя, «чтобы не набить шишек»: «В нем есть свои плюсы и минусы, но мы не знаем до сих пор, что будет в окончательной версии документа. Ошибки не прощаются, поэтому приняли решение, что идем на выборы по-старому. До 2028 года будет переходный период, в случае необходимости мы перестроимся, но как это будет — перевыборы или другая форма — никто не знает». Эксперт в сфере местного самоуправления, первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев утверждает, что реформа назрела давно.
По его словам, сельские депутаты неэффективны без реальных полномочий и становятся фикцией: «У них нет денег, приемных, возможностей представлять интересы граждан. Станет меньше депутатов — станет весомее мандат, это перерастет в качество». Кроме того, Гвоздев говорит, что жители сел вообще неохотно идут в депутаты — приходится уговаривать. По мнению парламентария, если Новоульяновск и Барышский район в этом году проведут выборы по-старому, то «будут как белые вороны». Власть далека от народа Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин считает, что главное для власти в случае сокращения народных избранников — слышать людей и откликаться на их предложения. С людьми надо разговаривать. Им виднее, какой у них должен фонарь гореть и где. Для этого нужны общественные и не только институты, которые способны выполнять роль этого коммуникатора, потому что проблема отдаления власти от народа сегодня существует.
Например, есть старосты, общественные палаты, ассоциация ТОС», — говорит Травкин. С ним согласен Андрей Максимов из «Союза российских городов»: ограничение в коммуникациях — проблема.
Принято решение не трогать работающую систему до завершения федерального избирательного цикла, говорит один из собеседников «Ведомостей»: «Работающие в системе МСУ люди взаимодействуют с гражданами, общаются с ними, и оставлять их вне системы на этом этапе просто некорректно».
Еще один собеседник подтверждает, что сейчас Госдума и АП обсуждают поправки в законопроект, но высока вероятность, что его примут уже после президентских выборов 2024 г. Это связано также и с тем, что Россия начала спецоперацию, а также были присоединены четыре новые территории, из-за этого законопроект об МСУ был отложен, добавляет еще один собеседник. О какой реформе идет речь В 2020 г.
В декабре 2021 г. После этого 16 декабря 2021 г. Он должен был завершить реформу, заложенную конституционными изменениями 2020 г.
По сути, речь шла о ликвидации низового уровня МСУ — поселенческого. Эксперты неоднократно говорили, что концепция законопроекта меняет систему, дистанцируя граждан от тех, кто на местах представляет власть. В частности, согласно концепции законопроекта, до 2028 г.
Муниципалитету
Муниципалитеты. Работая совместно с муниципалитетами России и многочисленными общественными корреспондентами, сетевой проект "Новости местного самоуправления" даёт возможность. муниципальных округов, уточняют структуру администраций округов, определяют порядок организации муниципальной службы во вновь образованных муниципальных образованиях. Всероссийскую муниципальную премию "Служение" впервые вручали в Москве, и сразу с участием первого лица государства. «Суражский муниципальный район Брянской области».
Разместите свой сайт в Timeweb
- Почему необходима реформа местного самоуправления
- Путин запустил реформу муниципалитетов в новом масштабе: что ждет регионы
- Муниципальная реформа в России и Петербурге — когда пройдет - 21 сентября 2023 - ФОНТАНКА.ру
- Муниципалитеты | Новости и статьи на сегодня | РИАМО
Новости по тегу: Муниципалитеты
участник юбилейного Х Международного чемпионата высокотехнологичных профессий Хайтек 2023. Муниципальное образование — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. муниципальных округов, уточняют структуру администраций округов, определяют порядок организации муниципальной службы во вновь образованных муниципальных образованиях.
Грядёт большое «укрупнение»: регион готовят к муниципальной реформе
Совет муниципальных образований Белгородской области провел семинар для муниципалов с органами прокуратуры, Минюста России и Центробанка. Муниципальную реформу проведут после президентских выборов 2024 года. «Суражский муниципальный район Брянской области». Предусматриваются три вида муниципальных образований: городские округа, муниципальные округа, внутригородские территории (внутригородские муниципальные. Законопроект о местном самоуправлении может быть принят до конца осенней сессии Госдумы, с января прошлого года в него было внесено более 700 поправок, заявил в РИА Новости. Совет депутатов муниципального округа Капотня заслушал информацию руководителей городских организаций о работе учреждений в 2023 году.
Муниципалитету
Ошибки не прощаются, поэтому приняли решение, что идем на выборы по-старому. До 2028 года будет переходный период, в случае необходимости мы перестроимся, но как это будет — перевыборы или другая форма — никто не знает». Эксперт в сфере местного самоуправления, первый вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев утверждает, что реформа назрела давно. По его словам, сельские депутаты неэффективны без реальных полномочий и становятся фикцией: «У них нет денег, приемных, возможностей представлять интересы граждан. Станет меньше депутатов — станет весомее мандат, это перерастет в качество». Кроме того, Гвоздев говорит, что жители сел вообще неохотно идут в депутаты — приходится уговаривать. По мнению парламентария, если Новоульяновск и Барышский район в этом году проведут выборы по-старому, то «будут как белые вороны».
Власть далека от народа Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин считает, что главное для власти в случае сокращения народных избранников — слышать людей и откликаться на их предложения. С людьми надо разговаривать. Им виднее, какой у них должен фонарь гореть и где. Для этого нужны общественные и не только институты, которые способны выполнять роль этого коммуникатора, потому что проблема отдаления власти от народа сегодня существует. Например, есть старосты, общественные палаты, ассоциация ТОС», — говорит Травкин. С ним согласен Андрей Максимов из «Союза российских городов»: ограничение в коммуникациях — проблема.
Эксперт предлагает сформировать на селе совещательный орган, куда может войти местный актив, чтобы иметь возможность общаться с местной администрацией: «Можно подумать о повышении роли старост, но оплачиваться такая работа должна на профессиональной основе, чтобы повысить статус». Еще одной сложностью, по мнению Максимова, является то, что расстояние между населением и властью в буквальном смысле увеличивается: «Нужно сделать так, чтобы людям не приходилось ехать к чиновникам за семь верст».
Мне, конечно, могут возразить: ну, как же! Некоторые из них стараются помогать людям в решении их проблем. Но, во-первых, они могут это делать, если сильно хотят, и как обычные представители общественности. А, во-вторых, не стоит забывать, что есть и никуда не делись депутаты районного уровня Вяземский районный Совет депутатов, Ельнинский районный Совет депутатов и далее по списку , которые, между прочим, на территории городских поселений также избираются. Есть ещё и в-третьих. Периодически передвигаясь по просторам Смоленщины, автор порой интересуется у местных жителей в Вязьме и Ельне тоже : а знают ли они своих избранников в городских и сельских поселениях.
И в ответ, обычно, слышится звенящая тишина… Теперь про сельские поселения. Здесь тоже есть избранные депутаты, которые также, за очень редкими исключениями, работают в глубоком подполье и не видны для людских взоров. На заседания они собираются редко и, при этом, не сказать, чтобы и метко. Но в сельских поселениях, в отличии от городских, есть ещё и администрации с главой поселения во главе, прощу прощения за тавтологию. Работа, без какого-либо существенного объема властных полномочий и соответствующего финансирования, теперь у них простая, работа у них такая: по каждому, порой малейшему поводу, обращаться в администрацию района и просить помощи. Таким образом, упразднение поселенческого уровня организации местного самоуправления — это не более чем констатация факта того, что, на самом деле, уже имеет место быть. Здесь есть один важный, по мнению автора, вопрос. Когда это упразднение произойдёт в Смоленской области, с учётом того, что большинство представительных органов городских и сельских поселений было избрано в 2020 году и избрано на 5 лет.
Насколько возможна ситуация, что до 2025 года они исчезнут, например, в результате самороспуска? В принципе, возможна… Окружной вопрос Что касается такого вида образования как муниципальный округ, стоит и нужно отметить, что, согласно 4 статье законопроекта, муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. То есть старое деление теряет актуальность и можно их укрупнять, либо дробить быстро и как угодно.
А значит он ничего не знает о территории и не заинтересован в её развитии», — заключил эксперт. Между тем, в некоторых регионах реформа, которая должна вскоре распространиться на всю страну, действительно идёт полным ходом. В частности, ещё в конце 2019 года преобразование муниципальных районов в городские округа завершилось в Московской области. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв тогда утверждал, что внедрение новой системы позволяет аккумулировать бюджетные средства и экономить 3-4 млрд рублей ежегодно. Реформа в настоящее время реализуется и в Тамбовской области, где вместо муниципальных районов появятся 23 муниципальных округа. К слову, глав муниципалитетов нового типа будут определять на конкурсной основе, а не посредством прямых выборов.
Глава региона Максим Егоров пообещал, что благодаря изменениям и объединению сельсоветов с муниципальными округами откроются новые возможности для софинансирования участия в нацпроектах и федеральных программах, что позволит оперативнее решать проблемы в образовательной, социальной и других сферах. При этом, по словам губернатора, для рядовых граждан ничего не изменится, в частности, в процедурах оформления документов. Отказом от самостоятельности внутригородских районов, который также может стать частью общероссийской реформы МСУ, уже занялись и в Челябинске. Накануне в гордуме прошли соответствующие публичные слушания. Депутат городской думы Челябинска Дмитрий Алёхин заявил, что создание райсоветов в 2014 году было ошибкой, поскольку жители якобы остались недовольны той реформой, а у внутригородских районов так и не появилось собственных источников финансирования для осуществления сколько-нибудь серьёзных полномочий. Правда, лидер реготделения «Яблока» Ярослав Щербаков призвал вынести вопрос о ликвидации райсоветов на местный референдум, чтобы выяснить реальное мнение людей. Однако, судя по всему, решение будет приниматься самими органами власти без всяких референдумов. Таким образом, муниципальная реформа, которую ещё только согласовывают в российском парламенте, по факту уже начала ползучее движение по стране. О её возможных последствиях «Московской газете» рассказал политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Дело в том, что основные черты оформились ещё в советское время, когда предполагался жёсткий контроль со стороны центра, в то время со стороны КПСС от ЦК до райкомов. И эта логика развития во многом сохранилась, хотя местное самоуправление должно было формироваться по совсем другим принципам, иметь свои бюджеты, свои жёсткие интересы и так далее. Даже политические партии должны были прорастать снизу. Но сложилось как сложилось. Местное самоуправление претерпело несколько кардинальных изменений. Сперва была широкая картина из областных, местных властей и так далее, со своими бюджетами, с конкуренцией между собой. Но в нулевые вся эта история стала двигаться в сторону вертикализации власти, когда каждый последующий уровень власти является непосредственно вышестоящей инстанцией для предыдущего. Сложилась чёткая система соподчинения, которая хорошо видна на примере городских округов в Подмосковье. Городские округа фактически влились в региональную власть и стали избавляться от нижнего уровня сельских и городских поселений.
Это отражает те процессы, которые происходят и на федеральном уровне», — отметил Гращенков. По словам политолога, «главы городских округов становятся винтиками губернаторской системы».
Предполагается, что численность муниципальных служащих не изменится, так как персонал ликвидированных органов власти поселений перейдет на работу в администрацию новых округов. Представители власти подчеркивают, что данная инициатива позволит сосредоточить полномочия всех уровней администрации в одной структуре, что способствует устранению противоречий между уровнями власти и повышению эффективности принятия решений на местном уровне. Ранее в Ярославле разъяснили, как будут отдыхать школьники на «майских» праздниках, а также горожанка требует наказать медиков за плохо оказанную помощь погибшей дочери.
Муниципалитету
Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта.
Названы последствия реформы местного самоуправления: добьют окончательно Вертикаль власти воткнется в землю Поделиться Наши власти очень не любят слово «реформа», потому что его очень не любят наученные горьким опытом неудачных, не доведенных до конца или непродуманных реформ россияне.
Но те же самые власти время от времени все равно затевают нечто грандиозное. Готовьтесь, сограждане! С 2023 года в стране начнется радикальная реорганизация российского местного самоуправления.
Из имеющихся сейчас в наличии около 20 тысяч муниципалитетов в течение пяти лет исчезнет как минимум половина. Среди обреченных — городские и сельские поселения, самый низовой и близкий к населению уровень власти. Соответствующий законопроект уже принят Госдумой в первом чтении и готовится ко второму.
Насколько экономически обоснована эта реформа? Зачем она вообще нужна? Мы знаем, что наше местное самоуправление — слабое, плохо работающее, денег у него нет.
Мы знаем, что общение с муниципальными чиновниками способно ввести в ступор даже человека с крепкими нервами, а на муниципальные выборы ходит подавляющее меньшинство избирателей. Но будет ли лучше после того, как кадры перетасуют, муниципалитеты перекроят и сольют? Нам, рядовым россиянам, лучше?
Фото: Алексей Меринов — Авторы законопроекта, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников «ЕР» и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, говорят, что двухуровневая система местного самоуправления МСУ , которая существует в России с 2003 года, себя не оправдывает. И правда, 8 видов разных муниципальных образований МО , среди них есть и матрешечные: например, муниципальные районы, в которые входят городские и сельские поселения, или городские округа с внутригородским делением на районы. В каждом есть депутаты и чиновники, денег, кроме как на их содержание, не хватает ни на что… И вот предлагается оставить лишь три вида МО: городские округа — крупные города с прилегающими деревнями, муниципальные округа, объединяющие небольшие города, деревни и села, и города федерального значения Москва, Петербург и Севастополь с внутригородским делением.
Российское местное самоуправление сейчас действительно абсолютно неэффективно экономически и неработоспособно? С конца XIX века и в досоветское время, и в советское, и в раннее постсоветское время в России всегда был низовой уровень, неважно, как он назывался — земская управа, община, сельсовет, — до которого можно было дойти, достучаться… Но реформа в 2003 году проводилась по единым лекалам для регионов с разной системой расселения. Был единый норматив, на какое количество населения должно приходиться одно сельское поселение, и те, кто занимается регионалистикой, бились в основном с этой вот казенщиной, с унификацией подхода к образованию сельских и городских поселений.
Страна очень большая и разнообразная, она не может организовываться под единый формат. Сначала несколько регионов даже пытались сопротивляться нововведениям. Например, на Сахалине, в Свердловской области все территориальные единицы были названы городскими округами — чтобы не вводить двухуровневую систему и избежать лишнего дробления.
Их потом, конечно, заставили закон исполнять, и тогда они для вида создали по одному городскому или сельскому поселению — мол, отвяжитесь, но в основном продолжали работать в системе городских округов. В общем, далеко не все были довольны двухуровневой системой, потому что дополнительные расходы по ее содержанию ложились на бюджеты субъектов Федерации. А нагрузка на них действительно выросла.
По оценкам моих коллег из Института экономики города, сделанным в первой половине нулевых, в стране добавилось где-то 260 тысяч низовых муниципальных чиновников. Наталья Зубаревич. Фото: ru.
Прежде всего изучался «наш дореволюционный опыт» — земская реформа Александра Второго, который в 1864 году «имел мужество» и ввел «ту модель местного самоуправления, которую мы сегодня пытаемся восстановить и которая доказала свою состоятельность», говорил г-н Козак. Земства как выборные органы, занимавшиеся решением насущных проблем жизни территорий, могли вводить налоги и сборы на разные цели вроде строительства школ или больниц, сначала существовали на уровне губерний и уездов, а после Февральской революции появились и в волостях; в деревнях сохранялось общинное самоуправление. Еще, говорил г-н Козак, изучался опыт Франции в том, что касалось организации местного самоуправления в городах и селах и Германии в том, что касалось взаимодействия между различными органами МСУ.
Но прежде чем вернуться к деньгам, надо вспомнить, что субъекты РФ в период кризиса, когда им пришлось выполнять указы президента и повышать зарплаты бюджетникам до уровня средних по региону, с конца 2012 года сами начали тихой сапой процесс укрупнения прежде всего сельских поселений. Это делалось, чтобы хоть как-то сэкономить деньги, потому что в 2013—2014 годах по 77—79 субъектов РФ из тогдашних 83 сидело в дефиците. Денег не было.
Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться. В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Последние два года петербургские муниципалы живут как на иголках, — им регулярно напоминают о грядущей муниципальной реформе. Говорить об этом начали после 2020 года, когда в новой Конституции появилось понятие «единой системы публичной власти».
В прошлой версии главного закона страны муниципальная власть была описана как полностью независимая ветвь. В 2021 году глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас написали законопроект, который должен был раскрыть суть новой поправки и изменить муниципальную систему. Большая часть новаций касалась сельских районов и регионов, где местные власти образовывали городские советы с мэром во главе. Петербургу как городу федерального значения реформа грозила большей зависимостью муниципалитетов от исполнительной власти.
Например, глав муниципальных образований предлагалось выбирать из кандидатур, утверждённых губернатором города сейчас главу выбирают голосованием муниципальные депутаты по своему усмотрению. В первом чтении документ приняли в январе 2022 года. В Петербурге тогда обсуждали свою новацию — под общим видом муниципальной реформы чиновники хотели сократить число муниципалитетов. Приведу конкретный пример.
Я живу в Курортном районе, и у нас в Зеленогорске по соседним адресам расположены сразу четыре муниципалитета: Репино, Серово, Ушково и Смолячково.
«Единая Россия»: Реформирование муниципальной власти повысит ее ответственность перед людьми
Здесь тоже есть избранные депутаты, которые также, за очень редкими исключениями, работают в глубоком подполье и не видны для людских взоров. На заседания они собираются редко и, при этом, не сказать, чтобы и метко. Но в сельских поселениях, в отличии от городских, есть ещё и администрации с главой поселения во главе, прощу прощения за тавтологию. Работа, без какого-либо существенного объема властных полномочий и соответствующего финансирования, теперь у них простая, работа у них такая: по каждому, порой малейшему поводу, обращаться в администрацию района и просить помощи. Таким образом, упразднение поселенческого уровня организации местного самоуправления — это не более чем констатация факта того, что, на самом деле, уже имеет место быть. Здесь есть один важный, по мнению автора, вопрос. Когда это упразднение произойдёт в Смоленской области, с учётом того, что большинство представительных органов городских и сельских поселений было избрано в 2020 году и избрано на 5 лет. Насколько возможна ситуация, что до 2025 года они исчезнут, например, в результате самороспуска?
В принципе, возможна… Окружной вопрос Что касается такого вида образования как муниципальный округ, стоит и нужно отметить, что, согласно 4 статье законопроекта, муниципальное образование не является административно-территориальной единицей. То есть старое деление теряет актуальность и можно их укрупнять, либо дробить быстро и как угодно. Впрочем, здесь есть один нюанс. Часть 9 статьи 10 законопроекта говорит о том, что цитата: «Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав». Правда эта же часть этой же статьи дальше говорит, что, снова цитата: «Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях». По опыту личных, субъективных наблюдений смею утверждать, что у нас такие территории фактически есть. И последнее.
Согласно законопроекту, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти. Про органы В тех муниципальных образованиях, которые не упраздняются, в принципе, сохраняется та же структура органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган.
Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться. В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Создано: 27 апреля 2024 Просмотров: 108 В поселке Новопушкинское состоялось четырнадцатое заседание Совета депутатов Новопушкинского муниципального образования под председательством главы Новопушкинского МО Альфии Доди Депутатами рассмотрены вопросы об исполнении бюджета Новопушкинского МО за 2023 год и за 1 квартал 2024 года, о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений за 2023 год и за 1 квартал 2024 года, о внесении изменений в Устав Новопушкиснкого МО, об исполнении полномочий по обеспечению условий для развития на территории Новопушкинского МО физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, о формировании архивных фондов на территории поселения.
Всего в ходе заседания рассмотрено 8 вопросов, по каждому из них приняты решения.
Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск. Развернуть Свернуть.
«Не до этого». Муниципальную реформу в Петербурге поставили на паузу
Вече - форма прямой демократии и, можно сказать, один из вариантов местного самоуправления. Предполагалось, что оно послужит взращиванию институтов гражданского общества и самоорганизации населения, что жители будут самостоятельно определять необходимый им уровень социальных благ, приоритеты развития своей территории и что местное самоуправление будет независимо от государства. Скажите, идея была слишком романтической? Павел Разов: Идея местного самоуправления, безусловно, является немного романтической, даже утопической. Создание такого механизма, который нам кажется идеальным, в полном объеме невозможно.
Однако данная идея имеет право на существование и должна поддерживаться как государственной властью, так и гражданами. Более того, необходимо создавать различные условия для успешного развития местного самоуправления. Оно позволяет органам власти лучше понять, какой вектор внутренней политики следует развивать, на что делать больший упор. Местные доходы полностью зависят от состояния экономики в муниципалитете.
В итоге наблюдается значительное расслоение муниципалитетов на "бедных" и "богатых". В этих условиях вмешательство государства неизбежно? Павел Разов: На мой взгляд, расслоение муниципалитетов на богатые и бедные довольно распространенная практика. Данная проблема может решаться двумя путями.
С одной стороны - вмешательством государства, но ровно в том объеме и по тем вопросам, которые этого требуют. С другой - участием муниципалитетов в реализации национальных проектов, важность которых сегодня стремительно увеличивается. Конечно, повышение местных налогов - не самая привлекательная мера, поэтому к ней не стоит прибегать без острой необходимости. Состояние местных финансов нельзя назвать плачевным Плачевное состояние местных финансов действительно объясняется региональной политикой и аккумулированием средств субъектами Федерации на региональном уровне?
Павел Разов: Состояние местных финансов едва ли можно назвать плачевным.
В таком случае даже при сохранении прямых выборов их реальная роль снижается. В этой связи сотрудник Южно-Уральского госуниверситета Максим Двойненко даже вспомнил об отмене прямых выборов губернаторов, которых не было с 2004 по 2012 год, и не исключил возвращение подобной практики. Учитывая всё вышеизложенное, становится понятно, почему спорный законопроект застрял в Госдуме и до сих пор не обрёл статус действующего закона. Источники «Ведомостей» сообщали , что закон вряд ли будет принят до президентских выборов 2024 года, хотя закон о системе власти на уровне субъектов РФ действует с 2021 года, а обуславливающие реформу поправки к Конституции и вовсе появились в 2020-м. В самой Госдуме подтвердили, что процесс принятия закона не форсируется, поскольку к нему поступило огромное количество предложений о поправках, которые нуждаются в обсуждении. Аналитики предполагают, что ещё не решён вопрос о том, стоит ли полностью отказываться от двухуровневой системы МСУ и чем заменить поселковые советы и администрации, чтобы избежать отчуждения граждан от местного самоуправления. Рассматривается вариант оживления ТОСов территориальное общественное самоуправление — формата общественной самоорганизации, позволяющего местным жителям после регистрации ТОСа самостоятельно решать некоторые вопросы благоустройства и направлять в советы депутатов проекты нормативных документов для их последующего рассмотрения. Однако политолог Александр Кынев констатирует, что ТОС поселковые советы не заменит, а поскольку большинство конфликтов происходит как раз на местном уровне, переход к одноуровневой системе МСУ может их лишь обострить, приведя к ненужной радикализации локального активизма. Да и вопрос оказался сейчас не самым важным в российской политике.
Реформа фундаментальная, она требует тщательной инвентаризации полномочий и финансовых источников для каждого уровня власти». Спорным вопросом остается полный отказ от двух уровней МСУ», — говорит и вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, соглашаясь с тем, что ТОСы в реальности мало кому интересны. Ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава муниципального округа Тверской в Москве Яков Якубович без особых сомнений выразил надежду на то, что закон о реформе МСУ просто заглохнет на стадии принятия, или хотя бы будет серьёзно видоизменён, поскольку ничего хорошего от этого закона в его нынешнем виде эксперт не ждёт. В поправках лишь введено понятие единой системы публичной власти, до этого не применявшееся в законодательной базе. И также внесены ещё несколько поправок, вынуждающих местные власти взаимодействовать с органами государственной власти и потерять Некоторое количество самостоятельности», — отметил Якубович. Он напомнил, что право ликвидировать поселенческий уровень у регионов уже есть, и они им активно пользуются. В любом случае ликвидация поселенческого уровня в целом по стране неизбежно приведёт к отдалению населения от власти, что мы имеем и на сегодняшний день. Но эта ситуация ещё сильнее усугубится. Несомненно, пострадает и конкурентность на выборах. Насколько я помню, в марте отказались от идеи принимать новый закон до выборов президента.
Надеюсь, что его полностью похоронят. Или хотя бы пересмотрят в этой части», — считает эксперт. Яков Якубович пояснил, что при ликвидации поселенческого уровня МСУ жители небольших населённых пунктов фактически лишаются института представительства. А значит он ничего не знает о территории и не заинтересован в её развитии», — заключил эксперт. Между тем, в некоторых регионах реформа, которая должна вскоре распространиться на всю страну, действительно идёт полным ходом. В частности, ещё в конце 2019 года преобразование муниципальных районов в городские округа завершилось в Московской области. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв тогда утверждал, что внедрение новой системы позволяет аккумулировать бюджетные средства и экономить 3-4 млрд рублей ежегодно.
Мы знаем, что общение с муниципальными чиновниками способно ввести в ступор даже человека с крепкими нервами, а на муниципальные выборы ходит подавляющее меньшинство избирателей. Но будет ли лучше после того, как кадры перетасуют, муниципалитеты перекроят и сольют? Нам, рядовым россиянам, лучше? Фото: Алексей Меринов — Авторы законопроекта, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников «ЕР» и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, говорят, что двухуровневая система местного самоуправления МСУ , которая существует в России с 2003 года, себя не оправдывает. И правда, 8 видов разных муниципальных образований МО , среди них есть и матрешечные: например, муниципальные районы, в которые входят городские и сельские поселения, или городские округа с внутригородским делением на районы. В каждом есть депутаты и чиновники, денег, кроме как на их содержание, не хватает ни на что… И вот предлагается оставить лишь три вида МО: городские округа — крупные города с прилегающими деревнями, муниципальные округа, объединяющие небольшие города, деревни и села, и города федерального значения Москва, Петербург и Севастополь с внутригородским делением. Российское местное самоуправление сейчас действительно абсолютно неэффективно экономически и неработоспособно? С конца XIX века и в досоветское время, и в советское, и в раннее постсоветское время в России всегда был низовой уровень, неважно, как он назывался — земская управа, община, сельсовет, — до которого можно было дойти, достучаться… Но реформа в 2003 году проводилась по единым лекалам для регионов с разной системой расселения. Был единый норматив, на какое количество населения должно приходиться одно сельское поселение, и те, кто занимается регионалистикой, бились в основном с этой вот казенщиной, с унификацией подхода к образованию сельских и городских поселений. Страна очень большая и разнообразная, она не может организовываться под единый формат. Сначала несколько регионов даже пытались сопротивляться нововведениям. Например, на Сахалине, в Свердловской области все территориальные единицы были названы городскими округами — чтобы не вводить двухуровневую систему и избежать лишнего дробления. Их потом, конечно, заставили закон исполнять, и тогда они для вида создали по одному городскому или сельскому поселению — мол, отвяжитесь, но в основном продолжали работать в системе городских округов. В общем, далеко не все были довольны двухуровневой системой, потому что дополнительные расходы по ее содержанию ложились на бюджеты субъектов Федерации. А нагрузка на них действительно выросла. По оценкам моих коллег из Института экономики города, сделанным в первой половине нулевых, в стране добавилось где-то 260 тысяч низовых муниципальных чиновников. Наталья Зубаревич. Фото: ru. Прежде всего изучался «наш дореволюционный опыт» — земская реформа Александра Второго, который в 1864 году «имел мужество» и ввел «ту модель местного самоуправления, которую мы сегодня пытаемся восстановить и которая доказала свою состоятельность», говорил г-н Козак. Земства как выборные органы, занимавшиеся решением насущных проблем жизни территорий, могли вводить налоги и сборы на разные цели вроде строительства школ или больниц, сначала существовали на уровне губерний и уездов, а после Февральской революции появились и в волостях; в деревнях сохранялось общинное самоуправление. Еще, говорил г-н Козак, изучался опыт Франции в том, что касалось организации местного самоуправления в городах и селах и Германии в том, что касалось взаимодействия между различными органами МСУ. Но прежде чем вернуться к деньгам, надо вспомнить, что субъекты РФ в период кризиса, когда им пришлось выполнять указы президента и повышать зарплаты бюджетникам до уровня средних по региону, с конца 2012 года сами начали тихой сапой процесс укрупнения прежде всего сельских поселений. Это делалось, чтобы хоть как-то сэкономить деньги, потому что в 2013—2014 годах по 77—79 субъектов РФ из тогдашних 83 сидело в дефиците. Денег не было. Так что процесс сокращения численности низовых работников местного самоуправления идет уже несколько лет, и идет достаточно активно. А в 2019 году ввели понятие «муниципальных округов», в которых как бы можно было отменять двухуровневую систему местного самоуправления. Это был еще один шаг к сокращению числа муниципальных образований, представительств и муниципальных чиновников. Теперь про занятость в местном самоуправлении. У нас нет отдельных цифр по низовому уровню, то есть по сельским и городским поселениям. Но в муниципалитетах всех уровней, включая муниципальные районы и городские округа, занято меньше 300 тысяч человек. Большая их часть, примерно 200 тысяч человек, — это муниципальные работники сельских и городских поселений, хотя работников в каждом — по 3—4 человека… Но ведь никто не сказал, что при уничтожении низовых муниципалитетов всех работающих там сократят! На местах, говорит нам сейчас власть, все равно останутся представители муниципальных органов управления более высокого уровня. То есть люди там будут, они будут получать зарплату, из чего мы можем сделать вполне внятный вывод о том, что большой денежной экономии эта реформа не принесет. К тому же бюджеты всех сельских поселений в 2020 году по 2021 году полных открытых данных пока нет — 234 млрд рублей.
Министр сделал упор на то, что она адаптировалась к стоящим вызовам, благодаря грамотным действиям правительства, Центробанка и регионов. Он подчеркнул, что эффективная работа муниципалитетов помогает привлекать инвестиции. Он напомнил, что число муниципальных округов увеличилось в 4 раза. Еще по теме «Регионы и муниципалитеты, сам бизнес и жители видят в этом способ повысить качество управления», — заметил он. После выступления Решетников пообщался с представителями муниципалитетов и наградил победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика». На форуме также прошли панельные дискуссии «Сила в традициях» и «Сила в развитии». В ходе первого мероприятия эксперты обсудили, как должно развиваться общество вместе со страной, а вторая дискуссия была посвящена тому, как муниципальные образования помогут достичь национальных целей и помочь росту экономики и инфраструктуры нашей страны. Зампред правительства Марат Хуснуллин заметил, что эта премия станет новой ценной наградой для тех, кто с максимальной самоотдачей старается изменить жизнь людей к лучшему. Специальную номинацию «Судьба человека. Гордость Отечества» практически под конец мероприятия вышел вручать президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что муниципальная власть находится ближе всего к людям. Именно муниципальный уровень и местное самоуправление определяет образ всей нашей большой страны», — сказал президент.
Дискуссии о будущем местного самоуправления во Владимирской области
Редакция журнала «Муниципальная Россия» поздравляет Министра цифрового развития РФ Максута Шадаева с днем рождения. Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга. В России запущена реформа муниципального управления, однако продвигается она гораздо медленнее, чем ожидалось изначально, а её конечные результаты. ОАТОС приглашает муниципальный актив всей страны 26 апреля принять участие в «Диктанте Победы». Закон расширяет полномочия муниципальных органов власти, предлагая им участвовать в реализации всех направлений молодежной политики.