Новости лыкова агафья биография

Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Ханты-Мансийска - Агафья Лыкова, по примеру старообрядческого учения, считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. сибирь, изоляция, одиночество, агафья лыкова, подкасты риа новости, аудио. Отшельнице Агафье Лыковой уже 80 лет и у нее весьма состоятельные покровители, которые помогают ей с ее проблемами.

Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России

Агафья Лыкова – отшельница, за судьбой которой давно наблюдают СМИ, о ней снимают фильмы, много говорят и пишут и это неудивительно – 74-летняя женщина. Агафья Лыкова родилась в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру. А его младшая дочь Агафья осталась последней из семьи Лыковых, которая до сих пор живет в тайге в полном одиночестве.

70 лет полной изоляции: история затворницы, прожившей всю жизнь в тайге

Такая религиозность, по-видимому, традиция, сохранившаяся от предков. Гуру для послушников Интересно, что иногда к Агафье направляют послушников, но не все из них справляются с суровыми условиями жизни в тайге. Некоторое время у нее жила женщина по имени Надежда, которая познакомилась с журналистом Сергеем, приехавшим делать репортаж об отшельнице. Их знакомство привело к созданию новой семьи, и они некоторое работали егерями в Алтайском заповеднике. Не только люди Однако, по словам Али, большой проблемой для Агафьи становится назойливость непрошеных гостей.

С конца 1930-х годов семья Лыковых жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. Помимо отца и матери, у Агафьи Лыковой были сестра и двое братьев: Савин ок. В семье отшельников-староверов Агафья являлась наиболее грамотной. Ей поручалось проведение домашней церковной службы.

Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Открытие семьи Лыковых для цивилизации состоялось в 1978 году. На заимку Лыковых вышли геологи, исследовавшие этот район Сибири. На момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи — Наталья. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились.

На двух огородах ближе к реке у семьи был еще один возделываемый участок выращивали не только картошку. Вызревала еще репа, лук, конопля, рожь и горох. Правда, было всего этого так мало, что, например, из зерен ржи не делали хлеба — лишь по святым праздникам ее дробили в ступе и делали кашу.

Были у Лыковых и семена моркови. Но их однажды съели мыши, поэтому на долгие годы семья осталась без этого ценного продукта. Возможно, именно недостатком каротина оранжевый пигмент объясняется бледный цвет кожи этих отшельников. Позднее геологи все же снабдили Карпа и его семью семенами моркови, и те стали ее выращивать. Многие помогали семье Лыковых семенами, которые те могли выращивать на огороде Еще одним кормильцем была и сама тайга — ягоды, грибы, орехи, крапива, дикий лук. Все это собирали Лыковы. Мясо тоже ели, но крайне редко. Во-первых — вера запрещала им употреблять в пищу животных, имеющих лапы, а не копыта. А во-вторых — семья Лыковых всегда обходилась без оружия. Конечно, со временем они научились пользоваться ружьем, которое приносили любопытные охотники, но все же предпочитали заманить дичь в ловушки.

В общем, жили Лыковы почти впроголодь. Именно голод и убил мать Агафьи и жену Карпа. Правда, подробно они об этом старались не распространяться. Выживание этих людей в диких условиях еще тогда, в 1980-х, казалось всем чудом. Да еще и с учетом сибирского климата, который запросто может сгубить абсолютно любой урожай — не говоря о самых физически крепких людях. Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной. Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач.

Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи. Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом. Конечно, с момента встречи с людьми из большого мира им стало немного попроще, но они по-прежнему отказывались питаться чужой едой и проводили все свое время в трудах. В середине февраля 1988-го ушел из жизни и Карп Лыков, оставив Агафью наедине с дикой природой. Агафья Лыкова Два года женщину уговаривали переехать в одно из сел, но она наотрез отказалась, а в 1990-м приняла постриг и на время уехала в женский старообрядческий монастырь. Правда, долго жить там Агафья не смогла.

Но сами они объясняли возникновение болей исключительно тяжелым физическим трудом.

В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы. Между тем в 1981 году скончались сразу трое Лыковых: 55-летний Саввин, 45-летняя Наталья и 41-летний Димитрий. Как поведал Карп Осипович Игорю Назарову, все они, и в том числе он сам и его младшая дочь Агафья, в один момент заболели «простудой». Геологи предлагали Лыковым лекарства, но глава семьи отказался принять препараты, сказав, что каждому срок отмерян свыше. Первым отправился на тот свет Димитрий, который промучился всего неделю. Он кашлял и тяжело дышал. Саввин страдал около двух месяцев: у него страшно болела спина, а дыхание было затруднено.

Наталья перед смертью также испытывала удушье. Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии. Взяв за основу такие своеобразные «устные истории болезни» и собственные исследования, профессор Назаров предположил, что смерть Лыковых наступила по причине их изолированного образа жизни. Дело в том, что в крови отшельников, которые долгие годы не общались с другими людьми, не сформировались антитела, способные противостоять инфекционным заболеваниям, коим является и пневмония. Именно поэтому упомянутый недуг и закончился для «нецивилизованных» старообрядцев летальным исходом.

Кто такая Агафья Лыкова?

Затворница по-прежнему проводит богослужения, пребывает в молитвах и придерживается всех старообрядческих традиций. Лыкова питается грибами, ягодами, рыбой, а также тем, что выросло в огороде. Любопытно, что она знает, как сохранить урожай и владеет информацией о биологических свойствах растений. В ее семье в основном выращивали зерновые и корнеплоды. Примечательно, что для получения большего урожая Агафья использует удобрения, которые придумали предки. Она может обеспечить себя всем необходимым для жизни, включая одежду. К слову, одежду Лыковы ткали, делая пряжу из конопли. Кроме этого Лыкова разводит коз и кур, а также держит собак и кошек.

После того как семью обнаружили геологи, в доме Агафьи побывало множество путешественников, репортеров, писателей и представителей разных религиозных общин. У затворницы проживали добровольные помощники, которые помогали ей вести домашнее хозяйство. Кроме этого, она переписывалась с представителями местных властей и получала от них продовольственную и медицинскую помощь. Агафья Лыкова не прельщается никакими современными благами и передовыми технологиями, предпочитая им ежедневные богослужения и уединение с природой. Любопытно, что она отвергает многие культурные и бытовые нововведения, возникшие в России в эпоху Петра I и до наших дней. Недавно Лыковой подарили спутниковый телефон, чтобы она в любой момент могла попросить о помощи. Множество ее соотечественников не понимают того, зачем ей добровольно лишать себя разных благ и жить в одиночку в глухой тайге.

Но для Агафьи, наоборот, до сих пор остается загадкой, как можно тихую жизнь променять на городскую суету. Личная жизнь Когда об Агафье Лыковой стало известно на всю страну, о существовании отшельницы узнали ее родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители Килинска предлагали ей приехать к ним, но та наотрез отказалась.

Как прежде вести хозяйство и в то же время блюсти все молебны теперь трудно. Благо ей регулярно присылают помощников от староверской общины. А сотрудники заповедника «Хакасия», на территории которого расположена заимка Лыковой, каждый месяц приезжают с гостинцами. Часто бывать не получается — добраться до домика Агафьи можно только по воздуху или по реке.

Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года. Это Шория, она особая". Шорцами здесь называют не только представителей коренного народа, но и просто местных жителей, и от их национальности это совершенно не зависит. Особенно уважаемых именуют настоящими шорцами. Среди настоящих шорцев немало представителей рода Лыковых. В старообрядческом поселке Килинск всего 60 дворов — вдоль дороги сюда стоят высокие жерди, чтобы зимой под снегом было видно, где находится дорога. Мобильной связи в поселке нет, а угрюмые бородатые местные мужчины живут в основном охотой, сбором кедровых шишек и собственным хозяйством. Здесь же живет племянница Агафьи Александра Мартюшева, мать восьмерых детей, бабушка 24 внуков и преуспевающий местный предприниматель — ее семья производит масло из кедровых орехов. Именно у Мартюшевой больше 20 лет назад после смерти "тяти" — Карпа Осиповича Лыкова жила некоторое время сама Агафья в один из немногих периодов, когда соглашалась временно покинуть заимку. Она все умилялась, что это, говорила, за маленький такой человечек, никогда такого не видела. Она ведь самая младшая в семье, родилась в тайге — где она там детей видела? Я не отдала, конечно". По словам Мартюшевой, Агафью уговаривали остаться в Килинске, жители поселка обещали построить для нее дом, но Лыкова изначально приезжала просто погостить. Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу. Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев. Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке. Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны. В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком.

До 1988-го Агафья Карповна жила с отцом. После кончины родителя женщина продолжила существование в одиночестве. Благодаря СМИ о ней узнали родственники, проживавшие на Кузбассе. Жители поселка Килинск приглашали Агафью перебраться к ним, жалея ее здоровье, но Лыкова отказалась от предложений. Считается, что именно контакт с внешним миром принес несчастье семье Лыковых. Они легко переживали испытания непогодой и трудности самобытной жизни, но взаимодействие с участниками экспедиции, нашедшими их в лесу, оказалось губительным. Староверы заразились неизвестным им вирусом, к которому был не готов иммунитет таежных жителей. Агафья Лыкова, последние новости 2019 год, возраст: сегодня Агафья Карповна не приемлет достижений науки и техники, не воспринимает изменения, которыми сегодня изобилуют история и культура, но вместе с тем она избегает и некоторых запретов, продиктованных старообрядческой традицией. Например, в семье Лыковых было принято есть картофель, который настрого запрещалось употреблять староверам. Женщина признает церковную иерархию и не верит в духовного антихриста. По ее мнению, без священнослужения жизнь бы прекратилась и все живое сгинуло бы. Жизнь Агафьи Карповны нельзя назвать легкой, ведь она живет в заброшенном месте в тайге, где ландшафт составляют крутые горы, леса и реки. Женщина питается грибами и ягодами, на зиму засаливает рыбу. Любопытно, что в отношении земледелия семья Лыковых располагала большими познаниями, и сейчас Агафья Карповна продолжает выращивать овощи по заветам родителей. Она умеет обрабатывать семена, знает, как сохранить урожай, может ориентироваться в биологических особенностях растений. В семье было принято выращивать корнеплоды и зерновые. Лыковы не читали книг о садоводстве, но по сей день продукты собственного производства Агафья выращивает с применением удобрений, которые придумали предки. Основным занятием для женщин в семье было ткачество.

История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет

История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет Один из участников передачи — Юрий Юрченко, завотделением скорой помощи Таштагола на вопрос: рассказывала ли ему Агафья Лыкова о том, что с ней случилось, ответил.
Знаменитая в СССР отшельница 77-летняя Агафья Лыкова. Как она живет сегодня и как выглядит В правительстве добавили, что Агафья Лыкова в подробностях рассказала Цивилеву о том, как ей досаждает медведь, и пожаловалась, что у нее болит рука.
Перед Новым годом у Агафьи Лыковой в Хакасии высадился десант с большой земли Агафья Лыкова – единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов, найденных геологами в 1978 году в Западном Саяне.
Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 63.ру Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру.

История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша? История семьи Лыковых в тайге и подробный рассказ о том, как отшельники появились в тех глухих местах, а также взаимоотношения данного семейства староверов с соседями и биографии отдельных ее представителей со слов Агафьи Лыковой повествует ее очевидец.
Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 86.ру В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» (пострижения в монахини).
Агафья Лыкова — Русская вера Лыковы оставались глубоко верующими — у них была сложная схема богослужений, во многом благодаря которой Агафья и научилась грамоте.
Отшельница АГАФЬЯ ЛЫКОВА | Group on OK | Join, read, and chat on OK! 75-летняя Агафья Лыкова – последняя из рода старообрядцев, обосновавшихся много лет назад в сибирской тайге, просит прислать ей помощницу.
Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге Это издание рассказывает о причинах, по которым Агафья осталась в Саянской тайге, о последних событиях происшедших на заимке, о том, как рассказывают о Лыковых в школьных учебниках по истории, посещении заимки губернатором Кемеровской области.

Знаменитая в СССР отшельница 77-летняя Агафья Лыкова. Как она живет сегодня и как выглядит

Биография Агафьи Лыковой. Известная сибирская отшельница Агафья Лыкова не будет в апреле этого года отмечать 80-летний юбилей. Биография Агафьи Лыковой. У Тулеева пообещали помогать Агафье Лыковой вопреки запрету главы Хакасии Ранее Виктор Зимин заявил, что запретил «соседям» присылать вертолеты к живущей на территории Хакасии отшельнице. Агафья Лыкова, последняя отшельница из Хакасии, вновь осталась одна на своей заимке в таежной глуши, которая расположена более чем в 200 километрах от первых наметок на цивилизацию. Агафья Лыкова — самая известная отшельница и староверка в России.

Отшельница АГАФЬЯ ЛЫКОВА

История Агафьи Лыковой и ее семьи История Агафьи Лыковой удивительна и похожа на сказку, хотя ее жизнь нельзя назвать безоблачной. Вдали от цивилизации, в глухой Тайге, вблизи реки Еринат отшельница живет всю свою жизнь, с самого рождения 17 апреля 1944 года. Семья Агафьи Карповны — старообрядцы. Отшельничество для них — не такая уж редкость. Лыковы были родом из небольшого села под Абаканом, первые сведения о них находятся в документах 1917-го года. Староверам тогда жилось особенно тяжело. Поскольку со времен раскола они сталкивались с преследованиями, а бабушка Агафьи Лыковой, насельница старообрядческого монастыря в селе Ялуторское рассказывала о страшных казнях староверов, семья избрала путь отшельничества. Внешний мир они считали угрозой. Первым на Алтай уехал Карп Осипович Лыков и его братья. Там Карп Лыков познакомился со своей будущей супругой Акулиной.

Всего в браке у них родилось четверо детей: Савин 1926 года , Димитрий 1940г. Точной датой рождения может похвастаться только Агафья Лыкова, остальные установили приблизительно. В 30-х годах военная полиция нападает на семью Лыковых и убивает одного из братьев Карпа на его глазах. Для мужчины это стало огромным потрясением, и он отправился глубоко в Тайгу. Тогда у Лыковых было только двое малышей. Младшая, Агафья, родилась уже в самом суровом отшельничестве, где жила только семья Лыковых.

Он, как и его знаменитая тетка — старовер. Его дальние предки были родом из села Лыково в Тюменской области, откуда отец Агафьи Карп вместе с женой Акулиной и детьми ушли вглубь Хакасии и стали отшельниками. В 2017 году Антон отправил Агафье Карповне письмо, где рассказал о себе и своих предках, а вскоре получил ответ: «Поклон тебе шлю и доброго здравия! Желаю тебя видеть. С нетерпением жду. С лыковскими я родство давно потеряла, но очень жду тебя». Антон гостил у своей знаменитой тетки уже четыре раза. На днях он снова вернулся из поездки в Хакасию, а когда улетал с заимки, успел снять из иллюминатора поднимающегося вертолета видео, как Агафья Карповна сидит на бревне, а рядом с ней — ее новая помощница. Да, да, впервые за всю историю этой необычной семьи жить в помощниках у таежной отшельницы будет не послушник-мужчина, а женщина. Нашел ее и помог прилететь на заимку красноярский режиссер и тележурналист Андрей Гришаков. Ей 78 лет, и она уже не справляется одна, а ведь у нее хозяйство, козы.

Ему хотелось рассказать, как живут люди, совершенно оторванные от цивилизации. К ним стали приезжать, и, вероятно, именно эти визиты погубили семью. Братья и сестра Агафьи скончались по очереди. Есть вероятность, что гости привезли Лыковым инфекции, с которыми их иммунная система была незнакома. Агафья до сих пор живет одна, но к ней постоянно приходят гости: писатели, журналисты, послушницы помогают ей по хозяйству. Феномен Агафьи — это уникальное стечение обстоятельств, при котором целая семья отказалась от жизни в цивилизации, выбрав путь абсолютного затворничества.

И как бы Агафье ни хотелось увидеть Иерусалим, она приняла решение остаться на заимке до конца своих дней в окружении кошек, собак и коз. А все потому, что в участок Тайги, где они обосновались, очень трудно попасть. Однако, как бы ее отец ни хотел спрятаться от советской власти в 30-е годы, их все равно нашли. Правда, случайно. Агафье было чуть больше 30 лет, когда группа советских геологов наткнулась на их обитель. Они исследовали нежилые секторы Тайги и не ожидали кого-то там встретить. История Лыковых так потрясла СССР, что с того момента к семье периодически приезжали путешественники и журналисты. Их число увеличилось, когда Агафья осталась одна. Многие захотели помочь отшельнице. В том числе местная власть, бизнесмены и церковь. При поддержке общественного деятеля Олега Дерипаски ей собрали современную деревянную избу площадью в 30 квадратных метров.

Следуйте за FT

  • Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 63.ру
  • Следуйте за FT
  • Нарицательный персонаж. Агафья Лыкова / Статьи /
  • История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
  • Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - ЧИТА.ру

Агафья Лыкова: от чего на самом деле умерла вся семья знаменитой отшельницы

Их здоровый и крепкий организм не справился с новыми завезёнными бактериями, лечиться они все отказались. В 1988 году скончался глава семейства в довольно преклонном возрасте, Агафья осталась совсем одна. Все соотечественники следили за жизнью женщины из репортажей. В 1990 году она решила уйти в монастырь, но спустя несколько месяцев вернулась домой. Сейчас Агафье 76 лет и здоровье уже подводит.

За всю свою жизнь женщина только один раз согласилась лечь в больницу, когда у неё отказали ноги. От операции по удалению обнаруженной у Агафьи доброкачественной опухоли под грудью она отказалась. Агафья Лыкова, фото: ria.

А вот как прокомментировал ситуацию по Лыковой её старый друг, фотограф Николай Пролецкий: "У нас в стране создаются заповедники, музеи под открытым небом, финансируемые и охраняемые государством. Оберегаем животный и растительный мир, подкармливаем животных, помогаем выжить им в трудных условиях. В пожароопасный период тратим большие средства на профилактику и тушение лесных пожаров. Предки Лыковых, которые родились и выросли в этой самой тайге, сохранили свои религиозные староверческие убеждения, веру. Агафья — последняя.

И во все века гонения на таких людей, как они, были и властью, и простым людом. Агафья Лыкова живёт в центре заповедника, она часть природы, окружающей её, Лыковы — частица истории, которую в своё время не захотели изучить и рассмотреть. При жизни надо помогать, а не ставить после смерти дорогие памятники. В государстве на первом месте должен быть человек любого вероисповедания, любых убеждений, любого возраста, убогий ли, болен ли, стар ли — он человек, часть государства. Не суди, и сам судим не будешь". Но и без особого статуса, уверен Гришаков, отшельнице будут помогать, пока она жива. Документальный сериал Кто такая отшельница Агафья Лыкова? Это минимум тридцать три табу.

К ней нельзя прикасаться, с ней нельзя есть из одной посуды, ей нельзя иметь паспорт и выходить замуж. Всё, что Андрей снял, придётся "вытаскивать" по звуку. А как ещё ты запишешь отшельницу, если вешать на неё микрофон-петличку тоже нельзя? Впрочем, очень скоро Агафья Лыкова привыкла к камере и перестала обращать на неё внимание. Видео из архива Андрея Гришакова: У Агафьи другое летоисчисление, и она верит, что умершие находятся в лучшем из миров. Она не жалеет, что не создала своей семьи и род Лыковых на ней прервётся: "Тятя не благословлял выходить замуж". Потому она сегодня "невеста Христова" и абсолютно этим счастлива. И всё-таки иногда в ней проскакивает человеческая сентиментальность, к которой склонны пожилые люди.

Так, она завещала Андрею семейные реликвии: вещи, сделанные в изоляции от мира ещё до появления геологов. Видео из архива Андрея Гришакова: Однажды, через четыре года знакомства, Агафья показала режиссёру самые сокровенные места семьи Лыковых: старое жильё их семьи "в Щеках" и уже почти истлевшую избу "в Северу". Там они скрывались, и рядом с этими избами геологи с вертолёта и обнаружили клочки лыковской пашни. Именно отсюда началось знакомство Лыковых с большим миром. Андрей Гришаков: "Андрей, помоги это сделать, это само важно для меня! Осенью 2014 года мы отправились в трёхдневное путешествие. В поход по местам, где жили самые известные староверы Советского Союза, туда, где их обнаружили в 1978 году. Я считал это чуть ли не самым важным эпизодом для будущей серии фильмов про Агафью.

Мы договорились, что я особо помогать не буду, буду только снимать. Она, кстати, с пониманием отнеслась к такому повороту и позже, когда рубила молодые кедры, делала кресты, когда их поднимала и несла до могил, ни разу в мою сторону не посмотрела с упреком... Там, в горах, были любопытные медведи, там был утренний мороз и такая вселенская радость Агафьи, когда она поставила последний кедровый крест на могилу своего старшего брата. Если бы мы в те места с Агафьей не сходили, если б не эти свежие кресты, то память о местах захоронений Лыковых исчезла бы навсегда. Ведь на месте могильных холмиков уже росли деревья". Видео из архива Андрея Гришакова: Здоровье отшельницы, на которое она жаловалась в письме, действительно сильно хромает. В 2016 году Агафья Карповна согласилась на то, чтобы её вывезли в больницу Таштагола. Это самый южный город Кемеровской области, откуда традиционно к ней и вылетают вертолёты с помощью.

Далеко не все в этом медучреждении осознавали, кто она такая, почему не пьёт на ночь кефир и готовит в закопчённом котелке. Андрею удалось не только зафиксировать эти конфликтные моменты, но и связать Агафью с ещё одним её другом и врачом, Игорем Назаровым из Красноярска. Прямо в больничной палате Лыковой Андрей набрал номер телефона Игоря Павловича. Видео из архива Андрея Гришакова: За восемь лет у Андрея Гришакова накопилось более 12 терабайт видео. Он научился быть ненавязчивым летописцем отшельницы.

Самыми активными противниками ухода были Золотаевы, Самойловы и Чепкасовы. Как-то в запале Осип Лыков высказал Софону: — Ну, куда тебе уходить от своих курочек? И перчик красный оставлять жалко — посохнет. Это правда, только Софон Чепкасов держал на заимке кур, а в окошке его избы красовался горшочек с красным перцем. Но и намёк был в словах Осипа.

Вся заимка знала, какая у Натальи Никитичны «головная боль» от мужа. Несмотря ни на возраст, ни на горб на спине не угомонился мужик — так и остался большим охотником до молодух. А те нередко отвечали ему взаимностью. И отец Ефросин напрасно цитировал из Писания, увещевая безобразника. Поняв тщетность своих попыток — махнул рукой, руководствуясь евангельским наставлением не бросать жемчуга перед свиньями. Об отце Ефросине известно немного. До накрытия в Ашпанакском монастыре величался Епифанием Ефимовичем. Родом был, как и Лыковы, из Тобольского уезда. Семейная жизнь не задалась: первая жена Лукерья рано умерла, а вторая сбежала. После этого Епифаний принял монашеский чин от игуменьи Елизаветы, настоятельницы Ашпанакского женского монастыря, что на Алтае.

Итак, отринувших лукавые агитаторские посылы и готовых уходить дальше, оказалось всего три семьи: Лыковы, Саночкины и Русаковы, а также отец Ефросин и дедушка Назарий с сыном. Долго обдумывали главы семейств маршрут предстоящей экспедиции. То, что с пересёлкой тянуть нельзя — всем было ясно. И надо постараться уже в этом году, ещё до наступления холодов построить, хотя бы, пару изб и подготовить пашни под посадку. А на следующий год, как только сойдёт большая вода, можно заводить скотину на новое жильё. Поэтому молодёжь уходила строить и готовить место для переезда, а старшей пока оставались в Тишах. Недолго побыли Степан, Карп и Исай на заимке, опять приходилось идти на Каир. Степан взял с собой жену Зиновию. Успел истосковаться по супруге, а тут опять уходить. Да и готовить для работников нужно было кому-то.

Группу ещё усилили двумя старшими, мастеровыми и крепкими мужиками. Сват Галактион и отец Ефросин возглавили отряд. В середине июля отправились добровольные затворники осваивать устье реки Каирсу. На этот раз пришлось завьючивать пилы, топоры, тесла и прочий плотницкий инструмент. Когда прибыли на место и старшие одобрили выбор, сделанный первой экспедицией, сразу же, без раскачки приступили к строительству. Времени до белых мух оставалось всего полтора-два месяца, а успеть надо было много. Помимо строительства двух изб и корчёвки леса под пашни, предстояло ещё чистить поляны под покосы в пойме Абакана и наловить на зиму рыбы. В Тишах тоже не бездельничали. Привычный объём работы — покос и уборка — остались, а рабочих рук убыло. Старики Лыковы остались с младшим Евдокимом.

У Саночкиных — супруга Галактиона Анна с дочерью Анастасией. Русаковы на Каир не пошли, отложили до весны. Тем более, у Петра и Меланьи был всего один сын-подросток Устин. И старикам надо было помочь. В моральном плане оставшимся стало тоже непросто. Раскол, произошедший в общине после прихода агитаторов, ещё больше обозначился… Вот так и получилось: вроде бы заимка ещё лыковская и сам дед Осип живёт в Тишах, не переехал пока на Каир, но его уже никто не слушает. Власть перешла в руки триумвирата Золотаевых, Самойловых и Чепкасовых. И ещё она проблема возникла в семье Лыковых — Евдоким без удержу стал наседать на родителей: «Поехали свататься к Казаниным в Ашпанак». Где он виделся с Аксиньей: то ли когда Казанины приезжали с дочерью в Тиши, или на Лебяде у Ивана Новикова пути молодых пересеклись — неизвестно. Одно заладил: «После Успеньего поста надо ехать на Алтай, пока другие не просватали».

Пытались вразумить младшего родители — нельзя, мол, вперёд Карпа, не по правилам. На что Евдоким отвечал: — Он может до старости за Пелагеей сохнуть будет, мне что, совсем тогда не светит? А на Каир уйдём — ещё тяжельше будет. Давай, тятенька нынче это порешаем. Станут на своём — ничем не вразумишь! А Евдоким одним своим видом внушал непоколебимость в принятом им решении. К двадцати годам окреп и возмужал паря. Не было равных ему на заимке ни в силе, ни в решительности. Не робел Евдоким ни перед человеком, ни перед зверем. Был такой случай, уже после гражданской, когда в тайге ещё прятались разрозненные отряды не то соловьёвцев, не то простых бандитов.

На заимку пожаловали несколько истощённых, явно нездешних людей. В главарях у них был черкес. Заспорили пришлые с Осипом Лыковым. Слово за слово — бандит начал дерзить старику. Тот его пытался осадить, на что горячий кавказец разразился площадной бранью и выхватил кинжал. Тут встал скалой Евдоким на защиту отца. Защёлкали затворы. Но, увидев спешащих на выручку мужиков с винтовками наперевес, пришельцы быстро успокоились и запросили продуктов. Выпроводили непрошеных гостей, не стали грех на душу брать. После этого случая Осип Ефимович по-особому стал относиться к меньшому.

Их пятеро вооружённых, а он один с голыми руками встал и только твердит, набычась: «А ну, не тронь тятеньку! И вот теперь Евдоким запросил родителей о скорой свадьбе. Если Карп после истории с Пелагеей о девках и слышать не хочет, так хоть младший, может быть, внуками порадует. У Дарьи пусто, и вообще непонятно, что сейчас там происходит. Степан вот уже пять лет живёт с Зиновией и никого. Пообещали родители перед уборкой выкроить дней десять и съездить в Ашпанак. К этому времени сват Галактион с Карпом должны с Каира приехать за продуктами. Вот и побудет недельку на хозяйстве, если сам к супружеской жизни не стремится. А на Каире строительные работы близились к завершению. К концу августа одна изба была полностью готова, а на вторую возводили стропила под кровлю.

Договорённость о том, что к новолетию Галактион с Карпом вернутся в Тиши за продуктами, была изначально. А оставшиеся должны были заниматься подготовкой пашни и рыбалкой. В Тишах их возвращения ждали с нетерпением, и когда в первых числах сентября они прибыли на заимку, Осип Ефимович, не дожидаясь утра, под вечер пошёл к Саночкиным. Галактион после баньки, за накрытым столом принял гостя. Ангела за трапезой! Милости просим отужинать с нами, — пригласила хозяйка. После ужина разговорились о предстоящей пересёлке. Как тебе место? По всему видно, что посуше и потеплее будет, чем в Тишах. Я так думаю: рожь можно весной посеять, должна успеть вызреть.

Я как: увидел ключик — сразу смекнул, что под водопадом струя сильная, можно водяную мельницу тут построить. На следующий год, Бог даст, соорудим подобную той, что была у меня в Шадрино. Ты должон помнить. Это хорошо, если своя мука будет. А про мои новости, небось, уже слыхал? Настёнка первым делом сообщила, что Евдоким на Аксинью Казанину глаз положил. Ему что, местных мало? Любая за такого героя пойдёт! И слушать не хочет! Аксинью ему подавай и всё тут!

Тяжело сейчас её матери одной с семерыми. Добре, что старшие уже взрослые. Говорят, в прорубь головой сунули. Так и неясно? Письма у него нашли, которые нёс на Лебядь к Новикову. Видимо, спьяну не поняли голодранцы-грабодиры — что за письма — посчитали за лазутчика. У них уже было несколько пойманных мужиков. Вот его с ними заодно связанных в прорубь живыми и затолкали, упокой Господь души их. Вот ещё что, Галактион. Завтра с утра мы едем в Ашпанак.

Может, там будут спрашивать насчёт переселки. Если кто из них захочет на Каир перебраться — место там ещё есть? Семей десять с хозяйством найдут убежище. Но, ты смотри, шибко посторонним не болтай. Если только Варваре или кому из родных, но так, чтобы лишние не знали. Понимаю с кем говорить, а с кем помолчать. Знайку к обрыву ведут, а незнайка на печке лежит. Вот ещё, что хотел спросить у тебя, сват. Есть ли резон всю зиму молодым на Каире жить? Что-то тревожно тут на заимке стало.

Золотаевы с Самойловыми искоса поглядывают. Небрежение в молении стали проявлять. И речи богопротивные ведут. Видно, сильно на них повлияли эти агитаторы. Это сейчас так:, а что будет на заимке, когда артель антихристы организуют?! Скорей бы весна, да на Каир перебраться! Мне Анна кое-что успела рассказать, что тут деется. Давай так сделаем. Если, даст Бог, у вас в Ашпанаке всё устроится, тогда на Каир отправим Евдокима с Аксиньей в помощь, а я их проведу и вернусь обратно с отцом Ефросином. Всё-таки он ещё сможет одёрнуть отступников.

А молодёжь пущай закончит со строительством. По всем приметам, осень нынче тёплая будет. И поохотиться мужики там хотели. А перед Рожеством на лыжах вернутся в Тиши. Поживут на заимке пару месяцев, а затем в марте по Чарыму зайдут обратно на Каир, на посадку. Смысл зимовки на Каире был, как раз и связан с посадкой, которая приходилась на самую большую вешнюю воду. Поэтому с апреля, когда в тайге распута стоит и до конца июня, пока не сойдёт большая вода, на Каир попасть невозможно. Тем более что будущее обиталище находилось на противоположном берегу Абакана. Степана с Зиновией можно и тут оставить. Помогут скотину загнать, а то нам старикам со всем стадом не управиться.

А мы к этому времени, даст Бог, на Каире уже будем. В Ашпанаке Лыковых уже ждали. Аксинья рассказала матери, что с Евдокимом условились на осень. Старика Осипа и бабку Раису на Алтае многие знали как «крепких христиан», а молва о Евдокимовых подвигах далеко разошлась по округе. Поэтому Варвара не возражала, что старшая замуж собралась. Ещё четыре девки и два парня оставались у неё на руках. Потому, когда Лыковы с сыном и подарками пожаловали к Казаниным, со свадьбой медлить не стали. Значит и твоё время пришло. Я тоже за твоего тятеньку семнадцати лет вышла. Жаль, не дожил он до этого дня.

А за Евдокимом, как за каменной стеной будешь, — благословила на браге Варвара. Местный наставник дедушка Полиект провёл службу и обрачил молодых. Сыграв свадьбу и погостив несколько дней в Ашпанаке, Лыковы с молодой невесткой отправились в обратный путь. Разгуливать было некогда, пришло время уборки. Осень 1926 года и правда выдалась тёплая и сухая. И как только выкопали картошку, стали собираться на Каир. Помимо продуктов нужно было завезти, пока тепло, и картошку для весенней посадки. Так что молодым предстояло свой медовый месяц провести на новом месте. Удивил, конечно, Евдоким мужиков на Каире, когда привёл с собою молодую жену. Исай Назарович сказал, обращаясь к Карпу: — Ну, что?

Утёр тебе нос меньшой! Видишь, какую красавицу отхватил. Найдём и Карпу невесту, — вступился Степан за среднего брата. За те две недели, пока Галактион Ефимович с Карпом ездили в Тиши, мужики закончили вторую избу и начали строить баню… После того, как Галактион с отцом Ефросином отбыли обратно в Тиши, оставшийся народ заселился в построенные избы. До весны никаких ярких событий не произошло, разве что опять Карпа с Евдокимом медведь, вернее медведица, проверила на прочность. В середине октября, после Покрова ушли братья с разведкой в верховья Каирсу. Хорошая речка, плавно выходит в гольцы, богата зверем. Один минус — на протяжении тридцати километров до самых истоков не поймать ни одного харюзка. Чуть выше устья, километра на два от слияния с Абаканом, Каирсу зажимают с двух сторон каменные щёки. А на выходе из этого каньона образовалась ступенька, метров десять-пятнадцать — не больше, но рыбе этот водопад уже не преодолеть.

Поэтому, кроме бычков с мизинец никакой другой рыбы нет. И вот, когда братья Лыковы по чернотропу дошли до предгольцевья, где кедры чуть выше человеческого роста чернели среди царства ракитника и карликовой берёзки, наткнулись на свежие следы медведицы с медвежонком. Такое близкое присутствие зверя совсем не обрадовало таёжников, да ещё ветер, как назло, встречный — относит запах в сторону, а горные ключики заглушают звук: шагов. Не успели мужики всё это осмыслить, как вдруг из зарослей, метрах в пятидесяти от них, на тропу выскочил медвежонок. Евдоким, конечно, последовал его примеру и, уйдя с линии огня, приложил свою трёхлинейку к плечу. А любопытный малой ещё и засеменил в сторону братьев. Пошёл, дурак! Медвежонок заверещал, испуганный незнакомыми звуками и тут же, рассекая плотную стену ракитника, прямо на них выскочила разъярённая медведица — только держись! Седьмая пуля сразила зверя. Вынуждены были братья убить хищницу, защищая свою жизнь.

Не зря говорят, что лучше с тремя медведями встретиться, чем с одной медведицей, защищающей своё потомство. Бессмысленным было это убийство ещё и потому, что не едят староверы медвежатину. Религиозный запрет распространяется на всех зверей имеющих лапу, а не копыто. Это многовековое табу нашло в наше время и научное обоснование: косолапый является носителем множества болезней опасных для человека. Поэтому медведей кержаки били исключительно в целях самообороны, или уж сильно обнаглевших, нападавших на скотину. Рыбу на зиму наловили в Абакане. Ради экономии времени и результативности поставили заездок. Мне не раз приходилось на Еринате, помогая Агафье, возводить это гидротехническое сооружение. Попробую описать принцип его действия. Трёхногими козлами, на мелководном плёсе перегораживается река.

В зависимости от её ширины и силы течения, таковых готовится от десяти до тридцати штук. Затем, из толстых жердей и сплетённого из таловых прутьев частокола перегораживается Абакан. Вода сквозь прутья, естественно, проходит, а рыба нет. У самого берега делается проход, в который устанавливается, либо плетённая из того же тальника большая «морда», либо корзина из жердей, куда сваливается рыба. До семидесяти пудов ловили во время сезонного хода рыбы таким заездком. А забаву с удочкой оставляли мальчишкам. Возвращение братьев Лыковых перед Рожеством в Тиши у многих на заимке язык укоротило. Особенно побаивались поселяне неукротимого Евдокима. Сразу поняли братья, кто был главным возмутителем спокойствия в общине: Ермила Золотаев всячески старался вбить клин между уходившими на Каирсу и остающимися в Тишах. Решили Лыковы поговорить с баламутом.

Но, как ни старался Степан перевести разговор в мирное русло, не вняли ему ни Ермила, ни Карп с Евдокимом. Жёсткий разговор получился. В завершение Евдоким пригрозил: — Смотри, Ермила Васильевич. Если прознаем, что ты навёл на нас новую власть и сказал, куда мы ушли — не жди добра. Об истинных причинах, побудивших Золотаева так сразу «полюбить» Советы сейчас можно только догадываться. Тут, конечно, и юношеская обида, и жажда лидерства. Возможны и другие мотивы, но людей, что-либо знающих об этом, уже давно нет в живых. Между тем, Карп Осипович Лыков пересмотрел своё отношение к браку. Почти три месяца, невольно проведённые в одной избе с молодыми Евдокимом и Аксиньей подвигли его серьёзно задуматься о супружеской жизни. Старший Степан, со своей стороны, тоже посодействовал переменам в сознании брата: есть, мол, девка из хорошей семьи, грамотная и самостоятельная, не чета заимским вертихвосткам.

Не раз бывал Степан Осипович на Алтае у Дайбовых. Скромная и покладистая, она соответствовала всем представлениям о роли и месте женщины в христианской семье. Растревожили эти разговоры сердце двадцатишестилетнего Карпа, тем более что к иночеству у него призвания не было. Поэтому, однажды, сам заговорил он со старшим братом о том, как бы выкроить время и съездить на Бию. Степан в ответ на это предложил следующее: — Сейчас, Карпа, времени на поездку нет. Сам понимаешь, сначала переселку провести надо. И, даже если сейчас получишь согласие на брак, куда приведёшь молодую? А Дайбовы не Казанины — на поляну дочь не отдадут. Поэтому, сперва, этим летом срубим тебе избу, а в августе, если Бог даст жизни, обязательно съездим с тобой на Бию. Но, чтобы заручиться поддержкой родителей и показать свои намерения, пошлём какой-нибудь гостинец.

Думаю, что Карп Николаевич возражать не будет. Я его давно знаю: уважаемый и значимый человек и о нашей семье не раз по-доброму отзывался. Вот с ними и пошлём озёрных сигов в гостинец. У них там, на Бие такой рыбы не водится. Я с Зиновией остаюсь в Тишах и сам отберу покрупнее. Успокоенный и обнадёженный ушёл Карп в начале марта на Каирсу. Гружённые под завязку, тяжело шли по оглубевшему за зиму снегу, поочерёдно топтали лыжню три мужика.

У Лыковой есть дальние родственники, она ведет с ними общение по переписке. Передает письма вместе с вертолетом, на котором ей привозят помощь: продукты и медикаменты. Все попытки Агафьи покинуть заимку оканчивались возвращением назад. После смерти отца, которого дети называли «тятя», Агафья Лыкова пыталась жить у родственников, также некоторое время после пострига, она провела в старообрядческом монастыре. Жизнь в цивилизации тяготила женщину, и она вернулась в привычное жилище. Вместо семьи и детей — выбрала монашество, в свое время не стала искать контактов с внешним миром. Родственники Агафьи в интервью для СМИ вспоминали, что отшельница очень полюбила детей, когда вышла в цивилизацию на время, спрашивала «что это за маленький человек? Сама Агафья была в семье младшей и других детей, кроме старших братьев и сестры, не видела. Навещать отшельницу без повода нельзя. Врачи запретили посещать Агафью Лыкову без специального разрешения, с возрастом ее здоровье слабеет, а угроза бактерий и вирусов из внешнего мира по-прежнему остается актуальной. В 2019-ом году Агафье Карповне пытались найти помощницу , но сделать это не удалось. Условия жизни в Тайге суровы, желающих не было. Фотография обложки: mirea. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Как отмечает дни рождения отшельница Агафья Лыкова и что о ней известно в 2024 году

Лайф разобрал биографию и историю популярности отшельницы и изучил документальный фильм "Агафья" телеканала "Культура". История семьи Лыковых. Агафья Лыкова — самая известная отшельница и староверка в России. Почему так не не нашла себе постоянного спутника жизни Агафья Лыкова – отшельница из Сибири, о которой писал легендарный корреспондент «Комсомольской правды» Василий Михайлович Песков #агафья #агафьял. Биография Агафьи Лыковой на короткий период расцветилась соседством с новоявленным отшельником. Почему так не не нашла себе постоянного спутника жизни Агафья Лыкова – отшельница из Сибири, о которой писал легендарный корреспондент «Комсомольской правды» Василий Михайлович Песков #агафья #агафьял. Вечерняя Москва.

Нарицательный персонаж. Агафья Лыкова

По словам митрополита, 78-летняя Лыкова является "образцом святости". Он высказал мнение, что проведенные в тайге десятилетия "укрепили ее веру", которой она теперь делится с другими: как следует из заявления Корнилия, отшельница часто принимает у себя гостей. Согласно имеющимся данным, семья Лыковых бежала в тайгу из-за гонений на религию, начавшихся после 1917 года, и с конца 1930-х годов жила в полной изоляции от внешней цивилизации.

Вот в поисках беглецов отряд и вышел на заимку. Естественно, устроили обыск.

Узнав, что Осип Ефимович старший — начали с избы Лыковых. Найдя в доме колчаковские деньги, командир отряда поднял крик: — Ага, Колчака ждёте! Сказывал — щас такие в ходу. Я не хотел брать, да у него, кроме этих бумажек, ничего больше не было.

А мясо шибко просил. Вот и пришлось уступить. Сказывай дед, а не то худо будет! У нас эти дни никого не было.

Не найдя никого и ничего подозрительного, напоследок, командир заставил Лыкова-старшего потоптать деньги с портретом адмирала и отряд завернул обратно. И после этого случая Тиши лет на пять-семь выпали из поля зрения Советской власти. За это время посёлок разросся ещё на несколько дворов. Приехали искать убежища в надежде, что лихолетье вот-вот закончится и раскрученный маховик классовой борьбы их не зацепит, семьи Рогалёвых, Долгановых, Часовниковых и Берсенёвых, а также отец Ефросин, дедушка Назарий с сыном Исаем.

На Алтае и в предгорной части Хакасии события начала двадцатых годов развивались намного динамичнее и трагичнее. Мама Агафьи — Акулина Карповна Дайбова рассказывала детям, что творилось на Алтае в районе их заимки. После того, как были разбиты основные части адмирала Колчака, а затем и атамана Соловьёва, небольшие, мобильные, хорошо вооружённые отряды стали прочёсывать деревню за деревней, заимку за заимкой в поисках укрывающихся белогвардейцев. Один такой отряд из тридцати человек после карательного рейда, с награбленным добром, остановился в Дайбово на ночлег.

Бахвалились подвыпившие выродки как порубали несколько дворов в деревне Кибезень за то, что селяне дали временный приют нескольким офицерам армии Колчака. Когда красные ворвались в деревню, белогвардейцев на месте не оказалось. Эта небольшая группа, как и многие другие, пыталась пробиться через Монголию в Китай и остановилась в Кибезени запастись продовольствием. По договору с местными мужиками условились за провиант поработать пару деньков на лесосеке, заготовить дров на зиму.

Уверены были колчаковцы, что далеко ушли от преследователей. Поэтому и приняли это предложение. Выяснив, где белые, отряд двинулся на деляну. По дороге и захватили врасплох незадачливых вояк.

Вернувшись в деревню, за банькой постреляли пленных. После чего стали выяснять: кто кормил, у кого ночевали, кому дрова готовили. Не знали деревенские, что их ожидает, и чтобы смягчить сердца палачей староста сказал: — Вдовой бабе помогали с дровами. Тем временем отделили ещё нескольких человек, помогавших белогвардейцам.

Когда привели несчастную женщину на скорый суд и стали глумиться над ещё нестарой вдовицей — кинулся старший сын защитить мать и рухнул, разваленный надвое комиссарской саблей к ногам матери. От Кибезени до Дайбово километров семьдесят. Простыли, видимо, вояки после мясорубки, пока ехали. На заимке никого не тронули, только запасы в подполье пострадали — всё варенье и соленья съели.

Поутру, опохмелившись, отряд убрался восвояси. Эти два инцидента были всего лишь отголосками тех событий, которые происходили на юге Западной Сибири. Широко ходил атаман Соловей со своим отрядом, состоявшим из местных мужиков и остатков колчаковской армии. Несколько лет соловьёвцы не давали новой власти утвердиться на местах.

Только после того, как на повстанцев были брошены регулярные части Красной армии и проведены карательные рейды против местного населения, поддерживающего атамана, Соловьёв с отрядом в две тысячи сабель ушёл через Туву и Монголию в Китай. Агафья отрицает причастность кого-либо из жителей Тишей к сотрудничеству с соловьёвцами. И это понятно. Тятенька об этом или не рассказывал, или строго-настрого наказал детям никому и никогда об этом не сказывать.

Однако есть сведения, что Степан Лыков и Софон Чепкасов были проводниками у отряда «белобандитов» и вывели их через верховья Большого Абакана и речки Чульчи в Чулышманскую долину. Какое-то время отряд ещё потрепал нервы красным на Алтае, после чего ушёл за границу. Отношение старообрядцев к Советской власти вначале, думаю, было, как и большинства народа, выжидательное. Сперва не поняли, что происходит.

После надеялись — авось пронесёт. А потом уже стало поздно. Пока новая власть укоренялась в городах и крупных районах, до таёжных заимок у «советов» руки не доходили. И в этом временном затишье у кержаков возникло обманчивое чувство успокоенности, а круговорот повседневной жизни вернул глубинку к привычному укладу.

Тем более, в Тишах забот прибавилось от пакостившего в округе медведя. Растравившись хуторской кобылой, зверь скараулил телёнка свата Галактиона и вокруг пасеки наследил. Однако не так-то просто оказалось осуществить задуманное. На редкость хитрым и дерзким был зверюга.

Не единожды мужики с собаками по горячему преследовали медведя, но всякий раз возвращались на заимку с пустыми руками. Обход владений — Ну, что ж. И на этого хитреца приманка найдётся, — сказал Софон, — будем строить кулёму. В том месте, где пакостник задрал первую жертву, построили из толстенных брёвен небольшой, три на два метра, сруб.

Потолок тоже заложили охватными сутунками и завалили камнями. В стенах прорезали бойницы для стрельбы. Вся хитрость состояла в том, чтобы заманить зверя в эту «избушку». Дверь в ней открывалась не как обычно, а наподобие дверей в купейном вагоне, только не в сторону, а вверх.

И вот, если хищник входил внутрь, привлечённый запахом падлы, находящейся в дальнем от входа углу и начинал ворочать приманку, то сбивал насторожку и дверь падала вниз, расклиниваясь в пазах, закрывая пленника наглухо в бревенчатом каземате. Построили, насторожили и стали ждать. Сначала проверяли каждый день, потом через день — медведя всё не было. Дней через десять стали посылать на проверку парней.

При этом строго наказывали: если увидят, что дверь захлопнулась — бегом за мужиками. Уж больно велик был косолапый. Не стало медведя и в окрестностях. Если прежде, чуть не каждый день, обнаруживалось его присутствие, так что хозяйки детей и скотину боялись за ограду выпустить, то теперь только старые следы напоминали о прежних безобразиях.

И вот, однажды, пошли проверять ловушку братья Лыковы. Хоть и младше на пять лет Евдоким Карпа, но крупный получился парнишка. В свои пятнадцать был выше и плечистее брата, а ведь тот и сам к середнячкам не относился. Увидев, что кулёма пуста, братья завернули обратно и вот тут на ребят выскочил медведь.

В одно мгновение зверь подмял Карпа — тот даже винтовку не успел вскинуть. У Евдокима была старенькая шомполка. Стрельнул раз, да от неожиданности промазал. Перезаряжать — это целое дело, а Карп орёт, взывает о помощи: «Стреляй, братка, стреляй!

Пару раз хорошо саданул по башке — зуб выбил. Конечно, михрянтий такого обращения с собой не потерпел и переключился на меньшого. Карп в это время дотянулся до винтовки, но не успел как следует прицелиться, как хозяин тайги, почуяв, откуда исходит настоящая угроза, опять ринулся на поверженного. Пару пуль он всё же успел всадить прежде, чем медведь опять навалился на Карпа всей своей тушей.

Евдоким, которому досталось меньше только левое плечо изгрыз , вспомнил, наконец-то, про нож и сгоряча, не чуя ни боли, ни страха всадил тесак: в бочину зверю по самую рукоять. Тот взревел от боли и бешенства, одним разворотом отбросил Евдокима на несколько метров, ринулся опять на младшего брата, отвалившись от Карпа, но замер на секунду и заковылял, орошая свой след кровью, в тайгу. Что остановило медведя, почему не пошёл до конца? То ли не ожидал такого ожесточённого сопротивления?

То ли молитва, творимая Карпом всё это время, помогла? Или раньше братьев слухом своим звериным услышал лай собак и крики людей спешащих на помощь? Так или иначе, но, хищник отступил. Кинулся Евдоким к лежащему брату: — Карпа, живой?!

Осмотрев израненные ногу и руку и не найдя переломов Евдоким сказал: — Надо как-то домой идти. Помог старшему брату подняться на ноги — кое-как тот стоял на ногах и не мог ступить на истерзанную ногу. Тогда Евдоким взвалил брата на спину и попёр на заимку. На полпути встретили поселковых мужиков с собаками.

На заимке услышали выстрелы и поспешили на выручку парням. Софон со Степаном, забрав собак, ушли добивать зверя. Отец, сват Галактион и Фёдор Самойлов остались оказать первую помощь раненным. Только после того, как Карпа перетащили домой, обработали и перевязали раны — вернулись Степан с Софоном и притащили медвежью шкуру.

После того, как увидели жители Тишей, с каким великаном вступили в борьбу братья Лыковы — даже опытные охотники стали с уважением относиться к ребятам. Ведь надо же: смогли одолеть гиганта и не бросили друг друга в беде. Пятнадцатилетий парнишка, защищая брата, кинулся на пятисоткилограммового зверя! В дальнейшем выяснилось, почему медведь вёл себя так нагло.

Разделывая тушу, нашли старую ружейную пулю. Подранок оказался. Вот и мстил людям. Полтора месяца проболел Карп.

Каждый день промывали раны травяными отварами: использовали и кровохлёбку, и зверобой с подорожником. Мазь готовили на основе сливочного масла, т. Ухаживала за братом Дарья, приехавшая погостить к родным. Непросто сложилась её жизнь в Турочаке.

Макар старался не давать жену в обиду, но многочисленные невестой и свекровь невзлюбили чужачку. Как ни старалась Дарья — никак не могла принять новый уклад. С самого детства следовала она старому житейскому строю. Резали ей слух изменённые молитвы и отличия от привычного бытового поведения.

День за днём копилось недовольство в душе у Дарьи Осиповны. И начала она потихоньку переучивать Макара на старый обряд. Муж не стал противиться, так любил и уважал супругу. Но вот родня… Стали возникать сложности.

За бездетность вся вина возлагалась, конечно, на Дарью. Оставался один выход — перебраться в собственный дом, который Макар начал рубить ещё в прошлом году. Вот с таким настроением приехала она к родным. Уход за братом немного отвлёк её от невесёлых дум.

Табличка перед входом к Агафье Лыковой Видя, что дочь чем-то озабочена, родители принялись уговаривать Дарью остаться в Тишах. Не согласилась она на уговоры. Наоборот, стала младшую сестричку подбивать уехать с ней в Турочак. Анютке — главной радости родительской, исполнилось семнадцать: и послушная, и смышлёная и статью удалась.

Росла девочка в других условиях, нежели Даша. Если у старшей, кроме Ермилы да Кирила с Ефимом, больше и сверстников-то не было, то Анютке было из кого выбирать среди многочисленной детворы. Десятка три дворов к тому времени было уже в Тишах. Как исполнилось Аннушке пятнадцать — отбоя от женихов не было.

Многие к ней сватались. Но главным ухажёром и женихом считался Федька Самойлов, друг Карпа. Да и ей он нравился. Поэтому предложение сестры отвергла.

А после Ильина дня за Дарьей приехал Макар и забрал её… В начале двадцатых годов прошлого века через заимку прошло много народа. Были и колчаковцы, и соловьёвцы и просто «ребята-ёжики — в голенищах ножики». Приходили и останавливались в Тишах и единоверцы и люди других вероисповеданий. Жил одно время у Софона Марковича латыш.

Каким ветром занесло его в такую глушь? Да, наверное, тем же, что и остальных. Недолго пожил, болезный оказался, вскоре помер. Веротерпимее стал народ, когда все поняли, с кем столкнулись.

Конечно, в обрядах и быту не смешивались. Но такого резкого отторжения «других» на заимке у многих не стало. Советская власть одинаково плохо относилась ко всем, без различия вер. Любая религия была чужда и ненавистна большевикам.

На заимке знали о генеральной линии партии, но большинство поселян надеялось, что до них не доберутся. И только после прихода Ивана Новикова летом 1924 г. Собрались на сход, стали спрашивать Ивана — что да как. А дело было в следующем.

Новая власть принялась переписывать и ставить на учёт всех староверов, объединяя их в артели. Всколыхнула эта новость таёжников. Заволновались: — Неужели и до нас доберутся? Труженица Услышав такое, вспомнили поселяне дедовское «бегати и таитись».

Вспомнить-то вспомнили, но только по прошествии тридцати лет трудной, но вольной и спокойной жизни, а именно столько прожили Лыковы в Тишах. Ох, как тяжело расставаться с нажитым и оставлять место, где думали дожить до конца своих дней. Однако именно Лыковы были инициаторами уходить дальше. Степан, не раз бывавший в вершине Абакана говорил, что есть хорошее место верстах в восьмидесяти повыше Тишей, где в Абакан впадает речка Каирсу.

Горы там, конечно, повыше и склоны покруче и нет таких покосов, как окрест заимки, но для нескольких семей места хватит. Решили снарядить мужиков и хорошенько обследовать ту местность, а по возвращении уже думать, как поступать дальше. Так как Степан уже не раз бывал в тех местах — решили послать его. В компаньоны он взял брата Карпа и Исая Назаровича.

Об этом новом в повествовании персонаже хочется рассказать подробнее. Когда в 1978 году геологи обнаружили в тайге семью Лыковых, то об этом, вскоре, благодаря публикациям в центральной прессе, узнали в Таштыпе и Абазе. Некоторые, не совсем сведущие в этой истории люди, взялись уверять местное руководство и спецкоров всевозможных изданий, что Карп Осипович Лыков — бывший офицер царской, а затем и колчаковской армий. И нечего, мол, о нём писать, а надо его, подлеца, погубившего не один десяток борцов за светлое будущее всего человечества и Таштыпского района в частности, предать суду и посадить в тюрьму, а лучше сразу расстрелять.

Так вот, заверяю вас, мои читатели — не был Карп офицером. Офицером, точнее, прапорщиком был Исай Назарович. Он действительно воевал сначала в германскую, а затем и в гражданскую в рядах армии адмирала Колчака. Уроженец города Томска, коренной сибиряк, из челдонов.

Закончил перед Первой мировой школу прапорщиков. После поражения Колчака успел забрать отца и скрыться в Саянских горах. Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал. И уже после этого появился в Тишах.

Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже. В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский. Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее.

Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна. Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек. Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю. Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии.

За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали. Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы.

Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья. Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом. Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме.

Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей? Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться. Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно.

Полмесяца получается. Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко. Река Еринат На том и порешили.

С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана. На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности. Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек?

Сходи туда, глянь. Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная. От холодных северных ветров надёжно закрывает вставший стеной Ярышкольский голец.

И вода рядом. А с реки не сразу бросается в глаза несведущему человеку этот прилавок. Что-то подсказывало ему: ещё не раз вернётся гонимый на слияние трёх речек. И не знал, конечно, что именно здесь, много лет спустя, догорит лучина его жизни и предстанет на высший суд душа раба Божия Карпа.

А мужики, тем временем, наловили на ямках рыбы и, соорудив из таловых прутьев коптильню, развели дымный костёр. Когда вернулся Карп, разложенные на сетке харюза начали аппетитно румяниться. Рассказал за обедом Карп про полочку над Еринатом, и что места там только на две семьи с хозяйством. Может по малой воде в конце августа и можно, но шибко наломаешься и измокнешь, а с конями точно не пройти, — объяснил старший брат.

Утром следующего дня собрали явно потерявшую за ночь в весе подсушенную и подвяленную рыбу, упаковали в походные берестяные чуманы и завьючили коней. Подъём в горы и, правда, оказался легче, чем предполагал Исай. По самой гривке шла зверовая тропа, проложенная маралами и медведями не за один век, так что к обеду выбились в гольцы. Дальше путь пролегал строго на юг, через водораздельный и пограничный с Алтаем хребет Тудой, потом — верховья речки Кыги и далее оставалась последняя, и самая сложная преграда — Сельгинские пики.

За неделю мужики одолели этот непростой маршрут. Благо, всё это время стояла хорошая погода. Уже на спуске в Чульчу, на уровне альпийских лугов путники встретили троих конных алтайцев. Положили руки на карабины, но увидев дружелюбно улыбающегося старика, немного успокоились.

Агафья Лыкова живет в тайге на границе Кузбасса и Хакасии Источник: ako. С самого рождения, почти 80 лет, она живет в тайге. Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году.

По его словам, без особой усталости. Вся семья Лыковых имела завидные для многих современников черты — выносливость, моложавость, трудолюбие. Ученые, проводившие наблюдения за их жизнью и укладом, говорили, что по устройству быта и ведения хозяйства Лыковых можно считать образцовыми крестьянами, постигшими высшую сельскохозяйственную школу. Семенной фонд пополнялся отборными образцами, подготовка почв и распределение растений на склонах горы по отношению к солнцу были идеальными. Здоровье их было отменным, хотя картошку приходилось выкапывать уже из-под снега. До морозов все ходили босиком, зимой обувь тачали из бересты, пока не научились выделывать шкуры.

Набор лекарственных трав и знания об их применении помогали избежать болезней и справиться с уже случившимися заболеваниями. Семья постоянно находилась на грани выживания, и делали они это с успехом. Агафья Лыкова, по словам очевидцев, в возрасте сорока лет легко взбиралась на верхушки высоких деревьев для сбивания шишек, преодолевала несколько раз в день расстояния в восемь километров между заимками. Все младшие члены семьи, благодаря матери, были обучены грамоте. Читали на старославянском и разговаривали на этом же языке. Агафья Лыкова знает все молитвы из толстого молитвослова, умеет писать и знает счет на старославянском, где цифры обозначаются буквами. Все, кто с ней знаком, отмечают ее открытость, твердость характера, не имеющую под собой бахвальства, упрямства и желания настоять на своем. Расширение круга знакомств семьи После первого контакта с внешним миром закрытый уклад жизни дал трещину. Члены геологической партии, впервые столкнувшиеся с Лыковыми, приглашали семейство переселиться в ближайший поселок. Затея не пришлась по вкусу, но в гости к экспедиции отшельники все же пришли.

Новинки технического прогресса вызывали у младшего поколения любопытство и интерес. Так Дмитрию, которому больше всех приходилось заниматься строительством, понравились инструменты лесопильной мастерской. Минуты тратились на распил бревна на циркулярной электрической пиле, а ему приходилось на аналогичную работу тратить несколько дней. Постепенно многие блага цивилизации все же стали приниматься. Пришлись ко двору топорища, одежда, простые кухонные принадлежности, фонарик. Телевидение вызывало резкое отторжение как «бесовское», после короткого просмотра члены семьи истово молились. Вообще, молитва и православные праздники, почитание церковных правил занимали большую часть времени жизни отшельников. Дмитрий и Савин носили головные уборы, напоминавшие монашеские клобуки. После первого контакта Лыковы уже ожидали гостей и были им рады, но общение надо было заслужить. В 1981 году, за одну зиму, один за другим из жизни ушли трое Лыковых: Савин, Наталья и Дмитрий.

Агафья Лыкова в этот же период тяжело болела, но ее более молодой организм справился с недугом. Некоторые предполагают, что причиной смерти троих членов семьи было контактирование с внешним миром, откуда и пришли вирусы, на которые у них не было иммунитета. В течение семи лет в гости к ним постоянно приезжал писатель Василий Михайлович Песков, его истории легли в основу книги «Таежный тупик». Также публикации о Лыковых делает наблюдающий семейство врач Назаров Игорь Павлович. Впоследствии было снято несколько документальных фильмов, написано множество статей. Свою помощь предлагали многие жители СССР, они писали письма, присылали множество посылок с полезными вещами, многие стремились приехать. В одну зиму с Лыковыми прожил малознакомый им мужчина. По их воспоминаниях о нем, можно сделать вывод, что он притворялся старообрядцем, но в реальности явно страдал психическим заболеванием. К счастью, все разрешилось благополучно. Последняя из Лыковых Биография Агафьи Лыковой уникальна, пожалуй, женщины такой судьбы больше в современной истории не встретить.

Жалел ли отец, что его дети прожили без семьи, и никто не обзавелся детьми, можно только догадываться. По воспоминаниям Назарова, сыновья иногда перечили отцу, Дмитрий перед смертью не захотел принять последний прижизненный церковный обряд.

«Молюсь за всех». Как живет Агафья Лыкова, последняя оставшаяся в живых из семьи отшельников

Отшельницу Агафью Лыкову могут эвакуировать из-за пуска ракеты. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Саратова - Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Саратова -

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий