В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему. Композиция речи: начало, развертывание и завершение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2. Важным этапом работы является продумывание композиции выступления. Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения. Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс».
Читайте также
- Николаев А. И. Основы литературоведения
- Николаев А. И. Основы литературоведения - Издательство ЛИСТОС
- Композиция английской письменной речи | СФУ
- Как создать структуру публичного выступления? План и этапы
- Обязательные части публичной речи и их функции
- Композиция речи (ОКК).doc
Композиция публичной речи
Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение.
Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное. Составные элементы композиции.
Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише — ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами… Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало — полдела».
Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий. Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи — то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте — прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего».
Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления.
В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: - цитата;.
Рассматриваемые агентства решают указанную проблему двумя способами. Остановимся на способе, практикуемом агентством NEWSru. Вследствие этого за время работы агентства с 2000 по 2012 г.
Однако это может привести к тому, что в сообщении окажется сразу несколько важных новостных фактов. Для NEWSru. Так, обширное длящееся сообщение6 NEWSru.
С изменением хедлайна связана еще одна проблема. Хедлайн играет роль не только заголовка с особыми свойствами. Поэтому даже после всех изменений хедлайн должен сохранять узнаваемый вид.
Так, хедлайн сообщения NEWSru. Вторая — менялась. Данный подход представляется рациональным и его можно рекомендовать для подобного редактирования.
Мы полагаем, что подход весьма перспективный и отказываться от него не следует, а недостатки вполне устранимы. По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое.
В первую очередь, хедлайн должен давать корректное общее представление о содержании материала, а лид — сообщать обо всех имеющихся в материале значимых новостных фактах. Предложение по хедлайну Если поменялся главный новостной факт, следует поменять и хедлайн. В то же время он должен оставаться узнаваемым.
Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы необходимо проработать так, чтобы они в итоге привели к назначенной цели. Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления.
Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Примерами использования композиции речи в коммуникации могут служить публичные выступления, презентации, лекции, инструкции или повествовательные тексты. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией. Композиция публичного выступления Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей.
Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит
- Николаев А. И. Основы литературоведения
- Популярные статьи:
- Ответы : Композиция с точки зрения частей ораторской речи.
- Композиция публичного выступления
8. Композиция речи.
Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности. Простая и удобная структура публичного выступления на любой аудитории. Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления. Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных.
Композиция выступления
К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии. Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики.
Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1. Аргументы к существу дела. Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов — воздействовать на слушателя эмоционально. Конец речи, или заключение является важной композиционной частью любого выступления.
Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Неудачное заключение губит порой неплохую речь. Вы, наверняка, были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи приносят извинения за то, что у них не было достаточно времени на подготовку. Этого делать не следует. Кони, — должен закруглить её, то есть связать с началом; конец — разрешение всей речи …Он должен быть таким, чтобы слушатели поняли, что дальше говорить нечего». Основные задачи заключительной части выступления можно определить следующим образом: 1 суммировать и подытожить материал, изложенный в лекции суммирующее заключение. Говорящему следовало вернуться к важнейшим положениям основной части и построить заключение как напоминание о них. Апеллирующее заключение — способ «эмоционально покинуть речевую ситуацию». Такое заключение предполагает прямое обращение к чувствам слушателей.
Так, обширное длящееся сообщение6 NEWSru. С изменением хедлайна связана еще одна проблема. Хедлайн играет роль не только заголовка с особыми свойствами. Поэтому даже после всех изменений хедлайн должен сохранять узнаваемый вид.
Так, хедлайн сообщения NEWSru. Вторая — менялась. Данный подход представляется рациональным и его можно рекомендовать для подобного редактирования. Мы полагаем, что подход весьма перспективный и отказываться от него не следует, а недостатки вполне устранимы.
По нашему мнению, при выработке правил для композиции рерайтерских новостных сообщений целесообразно исходить из следующих посылок: 1. В объемных и тем более длящихся сообщениях присутствие не одного, а сразу целого ряда одинаково значимых новостных фактов — явление закономерное и вполне допустимое. В первую очередь, хедлайн должен давать корректное общее представление о содержании материала, а лид — сообщать обо всех имеющихся в материале значимых новостных фактах. Предложение по хедлайну Если поменялся главный новостной факт, следует поменять и хедлайн.
В то же время он должен оставаться узнаваемым. Поэтому рерайтер, предполагая, что начатый им материал может оказаться длящимся, должен дать ему двучастный хедлайн. Естественно, она должна иметь достаточно общий, «стратегический» характер, который не изменится в процессе онтогенеза. В принципе первый вариант такого сообщения может иметь хедлайн в виде только «постоянной части».
Нобутака Матимура срочно едет в Пекин 15. Мы считаем целесообразным придавать лиду вид и функцию анонса или оглавления : представить его в виде списка значимых новостных фактов, имеющихся в материале.
Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы необходимо проработать так, чтобы они в итоге привели к назначенной цели. Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи.
В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Ее семантическая структура определяется тем, что в самом начале она должна содержать ответы на следующие вопросы: что произошло, где, когда, как, с кем и почему. Кроме того, необходимо указание источника информации. В немецких учебных пособиях для журналистов всегда говорится о так называемых W-Fragen, т. Существенным является и дальнейшее построение текста. События излагаются не в хронологическом порядке, как это свойственно рассказу или протоколу, а сначала сообщается наиболее важная информация, далее следуют детали и менее важная информация по степени убывания ее важности. Этот способ построения часто изображается в виде перевернутой пирамиды. Это образ, пришедший из американской журналистики еще в 30-е гг. Появление такой формы текста объясняют несовершенством телеграфной техники в середине XIX в.
Вскоре выяснилось, что данная форма оказалась выгодной для издательства - текст можно было легко сократить с конца - и удобной для читателя, который мог быть быстро сориентирован в новостях и по первому предложению понять, стоит ли читать текст дальше [2, с. Такое же построение имеет вводное предложение так называемый лид в развернутой информационной статье Bericht , который также содержит основную информацию и имеет ориентирующую функцию [2, с. Текст в интернет-изданиях и в печатных СМИ Первоначально текст в периодических изданиях предполагал линейное прочтение. Развитие средств массовой коммуникации и увеличение информационного потока привело к тому, что статьи все реже прочитываются с начала до конца. Беглый просмотр и выборочное чтение являются превалирующими типами чтения уже многие годы, поэтому и в печатных СМИ имеются различные способы задержать внимание читателя необычные заголовки, иллюстративный материал и различные способы навигации заголовки, выделение текста, разбиение текста на части и пр. Тексты в современных электронных изданиях изначально не предполагают линейного восприятия. Известно, что основными чертами онлайн-текстов являются гипертекстуальность и мультимодальность. Текст может быть связан с другими текстами и информацией «различных семиотических систем» [2, с. Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации.
Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации? Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ. Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение. Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста. С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра. Информационный текст в общей структуре издания. Тематическое и жанровое распределение Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом. Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам.
Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии. Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с. Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации. Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов, видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию.
NEWS REPORT TODAY -SEMANTIC STRUCTURE, COMPOSITION, DISCOURSE
- Ответы : Композиция с точки зрения частей ораторской речи.
- Электронные архивы
- 29. Композиция выступления. Риторика.
- Основы публичного выступления — пример структуры
- Основные элементы
- Композиция речи
8. Композиция речи.
Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии. Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению.
Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении.
Оно может также содержать предположения о будущих развитиях событий или призывы к действию. Заключение должно быть лаконичным и завершающим, чтобы закрепить основные идеи новости в уме читателя. Все эти элементы композиции вместе помогают создать логическую и последовательную структуру новостной заметки, делая ее более понятной и удобной для чтения. Принципы построения композиции новостной заметки При построении композиции новостной заметки следует придерживаться нескольких принципов, чтобы сделать ее логичной, последовательной и удобной для чтения: Пирамида обратного порядка Один из основных принципов построения композиции новостной заметки — использование пирамиды обратного порядка. Это означает, что самая важная информация должна быть представлена в начале заметки, а менее значимые детали — в конце.
Такой подход позволяет привлечь внимание читателя сразу и дать ему основную информацию, даже если он не будет читать заметку до конца. Краткость и ясность Новостная заметка должна быть краткой и ясной. Используйте простой и понятный язык, избегайте сложных и запутанных предложений. Старайтесь передать основную информацию в нескольких предложениях, чтобы читатель мог быстро понять суть события или темы. Логическая структура Композиция новостной заметки должна иметь логическую структуру. Разделите информацию на параграфы или абзацы, каждый из которых будет содержать отдельный аспект или факт.
Используйте заголовки и подзаголовки, чтобы помочь читателю ориентироваться в тексте и быстро найти нужную информацию. Последовательность событий Если новостная заметка описывает последовательность событий, важно представить их в хронологическом порядке. Начните с самого раннего события и продолжайте до последнего. Это поможет читателю лучше понять развитие событий и их взаимосвязь. Все эти принципы помогают создать логическую и последовательную структуру новостной заметки, делая ее более понятной и удобной для чтения.
Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления.
Представьте себе, что оратор должен был выступить с информационным сообщением на тему «Зимние Олимпийские игры». Однако этого не произошло. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Поэтому начало и конец речи, т. Вступление От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание.
Это, бесспорно, трудное и ответственное дело. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.
Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции.
Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов.
При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии. Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики.
Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными». Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений.
Аргументы делятся на два вида: 1. Аргументы к существу дела. Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов — воздействовать на слушателя эмоционально.
Композиция выступления
Кольцевая композиция Иногда новость начинают одним фактом, далее сообщают менее значимые обстоятельства и снова возвращаются к начальному факту. Такая композиция встречается крайне редко и приемлема для мягких новостей и заметок. Другой вариант кольцевой структуры — подача главных фактов в начале и конце текста. При этом важно, чтобы аргументы были одинаково значимы. Такая композиция наиболее характерна для аналитических заметок, где сначала констатируется какой-либо факт новость , а затем следуют размышления и аргументы автора. Насколько информативным должен быть новостной текст Информации в тексте должно быть ровно столько, сколько может воспринять читатель. Перенасыщенность заметки фактами может привести к тому, что она станет трудной для понимания и запоминания. Поэтому авторы чередуют в новостных текстах разноплановые сведения: ключевые, уточняющие, повторные, дополнительные и нулевые.
Без фоновых данных текст будет слишком сухим, а с их чрезмерным количеством — бессмысленным. Без привычных в разговорной речи нейтральных слов и оговорок нулевой информации текст будет неприятно читать, как будто он написан роботом, а не человеком. К тому же, они помогают сделать новость более целостной. Чтобы понять, насколько новость информативна, автор определяет соотношение ключевой информации к другим видам сведений.
Композиция речи изменяется в зависимости от выбранной темы.
А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории. Оратор должен ориентироваться на возраст, пол и род деятельности своих слушателей. Но в любом случае рекомендуется придерживаться нескольких принципов композиции: последовательность; органическое единство; экономия. Все последующие части текста должны вытекать из предыдущих. А наращивать убедительность нужно постепенно, чтобы слушателю было интересно.
Правильно сконструированный материал поможет оратору добиться своей цели, ведь выступление должно донести что-то важное до аудитории. И при этом текст лучше сделать лаконичным. Так оратор сможет кратко и доступно изложить свои мысли и добиться отдачи от слушателей. Все четыре принципа применяются для построения любого вида речи, докладов, рефератов. Неважно, какую цель преследует выступающий, достичь ее можно только при использовании правильной композиции.
Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой. Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная. Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории. Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме.
В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями. Часто такой вариант встречается в учебных заведениях. Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение.
Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе «Художественная речь». Сейчас хотелось бы обратить внимание на то, что анализ речевой композиции не сводится к описанию приемов.
Как и везде при анализе композиции, исследователь должен обращать внимание на проблему взаимосвязи элементов, на их взаимообусловленность.
Разновидности естественного начала: сообщение причины речи, цели выступления, обоснование темы, постановка проблемы, исторический обзор. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия чаще фигуральная , ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало — это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства.
В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, то есть формулируем основную мысль, приводим аргументы. Центральной единицей основной части является микротема — «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы — вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными причинными отношениями, а между собой — сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала. Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации: 1.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных. Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных. Композиция речи состоит из начала речи, вступления, главной части (Содержание) и конца речи. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема.