Празднование Нового Года официально было признано 1 января в 1948 году, власти сделали этот день выходным для всех. Так стали праздновать официальный Новый год на Руси в сентябре, но не отказались и от встречи весеннего Нового года с традиционным колядованием, гаданием, прощанием и прочими обрядами язычества.
Новый год. Древнерусская версия
Считается, что еще раньше древние славяне и вовсе праздновали начало нового года в марте, в дни весеннего равноденствия с 21 по 25 марта. Смотрите онлайн видео «КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД СЛАВЯНЕ» на канале «Искусство и Умение» в хорошем качестве, опубликованное 10 сентября 2023 г. 17:10 длительностью 00:04:54 на видеохостинге RUTUBE. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Когда славяне праздновали Новый Год?
Откуда на Руси повелось праздновать Новый год
Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года. Лишь с потерей знания утраты понимания важности всего духовного осеннее равноденствие стало терять свои позиции, как точка отсчета годового цикла. Иногда можно встретить и такое мнение праздновать новолетие нужно весной, поскольку в это время начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года — зима, весна и оусень, а летом назывался весь год. Славянский Новый год — Новолетие Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление.
И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие — праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия. Коляда Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда — это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай. На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы. В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года лета — это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. Именно начиная с этого времени с 22 по 25 декабря наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям календарь — Коляды дар.
С этим периодом связано множество других знаковых событий и праздничных дат у разных народов мира. Священная дата славян 25 декабря в других религиях и народах 25 декабря сегодня принято праздновать католическое Рождество, то есть рождение Бога. Да и православные в современном смысле Рождество также до смены календаря выпадало на эту дату. Но вот что интересно. Именно 25 декабря, около 5000 лет назад родился египетский Бог Гор. В 1200 г.
В отличие от григорианского и юлианского календаря в Восточной астрономии и астрологии есть астрономически обоснованный день, в который начинается новый год, то есть начинается новый цикл вращения Земли относительно Солнца. В видео рассмотрены четыре варианта Нового года славян с обоснованием и примерами праздников. Show more.
У славян год также делился на двенадцать частей годовое колесо и носил название Коло Сварога. Зачастую его изображали на ритуальной посуде, с определенным знаком для каждого месяца. Древние вкладывали в эти знания особый смысл, ведь круг изначально связывали с обновлением и перерождением всего живого.
Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли и древними знаниями о 4-х сущностях человека, о которых много уникальной информации содержится в книге «АлллатРа». В славянских праздниках особое место отводится духовному началу человека. Солнце сравнивали с Богом и его частицей в каждом человеке — Душой.
Но наши предки продолжали придерживаться своего, мартовского стиля и в результате по отношению к сентябрьскому году новый год стал начинаться или полугодом раньше, или полугодом позже даты греческого календаря.
Первый получил в исторической литературе название ультрамартовского, а второй - мартовского года. Лишь к завершению XV в. Такое правило продержалось до 1700 г. Юлианский календарь был несовершенен и каждые 128 лет накапливал ошибку в целые сутки.
К концу XVI в. В его булле было написано: "предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 г.
Почему русские отмечали Новый год 1 сентября
гласят многие источники. символ Нового года. это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Ключевые слова: славянский новый год,праздник урожая,коляда,солнцестояние,новый год. Считается, что еще раньше древние славяне и вовсе праздновали начало нового года в марте, в дни весеннего равноденствия с 21 по 25 марта. Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца.
История Нового года: как отмечали праздник наши предки
Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда – это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Старый Новый год отмечают и в северо-восточных кантонах Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 года. Славянские праздники: как отмечали на Руси.
Новый год у древних славян
По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи. Елки, как новогодняя традиция, также появились в России благодаря новогоднему указу Петра I. В нем было сказано: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». После смерти Петра I о елках начали забывать. Еловая традиция вновь возродилась благодаря супруге Николая I Александре Федоровне. Теперь елка была уже в первую очередь связана с Рождеством. Дед Мороз и Снегурочка имели своих прототипов в русском фольклоре: Мороз,.
В этот день Каляду сменял Ярило и день — начало нового года, должен начинаться новый год древних славян, собственно именовался Ярилиным днём. Повесть временных лет — древнейшая из дошедших древнерусских летописей — несколько раз упоминает имя Ярилы и сообщает о том, что в этот день, Новый год древних славян, начинали праздновать в честь солнечного божества. Чаще всего праздники устраивались на открытых площадках — святилищах, круглых или овальных по форме, окруженного рвом в центре такого святилища помещался идол, он мог быть как деревянный так и каменный, подобный Збручскому. Праздник — Новый год древних славян сопровождался песнопениями, ритуальными хороводами. В средней части Збручского идола мы видим изображение мужчин и женщин — людей, которые взялись за руки образуя таким образом круг — символ солнца, они танцуют хоровод. Праздник также сопровождался разжиганием костров, приготовлением ритуальных блюд. Таким образом, солярной т. Мы видим этой на изображениях, вырезанных на идоле, в ритуалах, которые в этот день, Новый год древних славян, проводились. Это нашло отображение в славянских украшениях, которые имели в первую очередь ритуальное значение. Большая часть украшений имеют форму кольца или круга, что является символом солнца, символ вечности. Обращает на себя внимание такое украшение, как височное кольцо. Существует несколько видов таких колец, как например, 7 лопастные 7 лучевые — спиралевидные, но всех объединяет единое кольцеобразная форма. Такую же форму имели массивные гривны которые носились на шее. Янтарное ожерелье с многочисленными круглыми и кольцеобразными привесками.
Дата — 3 дня после Солнцестояния. Обряды очищения и преломления хлеба. Праздничные гуляния в завершение поста. Название этого праздника происходит от славянского слова «сочиво». Сочиво — сок из семян, употребляемый для приправы, вместо масла, а также пища, приправленная этим соком. Часто так называли особое постное блюдо кутью из обваренных зёрен пшеницы или чечевицы сочевицы , смешанных с семенным маковым, миндальным или ореховым соком «сочивом», откуда и происходит название и с мёдом. У наших ведических предков Ель считалась деревом перехода в мир Нави или загробный мир в современном понимании. Под раскидистыми еловыми лапами в темных лесах обитала нЕчесть. На Руси Ель была священным деревом, отражающим сразу два мировоззренческих подхода: первое — добро в дом, защиту дома, защиту от болезней, исцеление и второе — приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость. Запутанная история с Рождественской Елью остается объектом научных и не очень научных споров. За последние 2 тысячи лет образ зимнего Деда менялся многократно. Характерные признаки — борода, тулуп да валенки, грозный вид и волшебный посох. Модный сегодня тип мужчин, скажем честно. Трудный характер у Деда. То морозит, то одаривает, то требует песен и стихов. Его далекий предок Карачун так и вовсе лютый был мужик. Еще его звали Мороком — сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед — деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову». Затем пришли христианские святые деды в образе Николая Чудотворца и Николая Угодника, раздающие подарки в Рождественскую ночь. Он был одет в длинную шубу синего или красного цвета с мехом, шапку и валенки.
День Деда Мороза Корочун - самый короткий день. У славян Дед Мороз был суровым и страшным, называли его и Трескун, и Студенец. Чтобы умилостивить грозного духа, ему на окно ставили кутью, блины, кисель. Магическое число 12. Коляду праздновали 12 дней. Это сакральное число использовалось во многих новогодних обрядах: ритуал встречи Коляды проводили 12 волхвов, о будущем урожае гадали по 12-ти снопам. Украшение жилищ еловыми ветвями. Ель считалась Древом Мироздания. Заостренная макушка — первичная точка Мира, от которой кругами расходятся ветви. Неширокие вверху символизировали духовное начало, а большие разлапистые нижние ветви — материальный мир. Многие славянские традиции ушли безвозвратно, но часть из них, видоизменившись со временем, продолжает соблюдаться и по сей день. Интересные статьи:.
Другие статьи в литературном дневнике:
- Овсень малый – 2024: что за праздник, суть
- Славянский Новый год и чем он был замечателен
- Когда в России начали отмечать Новый год
- Суть двойного праздника
- Когда празднуют Коляду
Сегодня Новый год - 14 сентября наступил 7532 год от сотворения мира и сезон свадеб
Несколько веков Новолетие считалось государственно-церковным праздником, причём отмечали его на Руси с большой пышностью. Итальянский путешественник Джованни Компани, бывавший в Москве XVI века, так описывал празднества: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни…» В Новолетие было принято водить хороводы, устраивать народные гуляния, веселиться Федоскинская лаковая миниатюра «Хоровод» Изначальный «Новый год» Лишь при Петре Первом в 1699 году в России было изменено летоисчисление. Теперь принято было вести отсчёт, начиная с 1 января. Именно тогда появились современные традиции празднования Нового года. Но, как вы понимаете, они очень молоды и не являются исконно русскими — такими, как Новолетие. Несмотря на то, что сегодня Новолетие не является всеобщим праздником, многие приверженцы старой веры не забывают о своём главном торжестве.
Кроме того, 14 сентября также является и днём почитания святого Симеона Столпника. Согласно преданиям, этот святой прожил насыщенную столетнюю жизнь. Он старался помогать всем нуждающимся, лечил от физических и душевных недугов, предсказывал будущее и давал людям веру в лучшее. Святой Симеон Столпник. Икона, 1695 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Что можно и что нельзя Считается, что в Сёмин день или Новолетие очень хорошо заводить новые знакомства и вообще начинать новые проекты. Это праздник, который стоит у истоков всякого дела, а потому покровительствует смелым начинаниям и планам.
Кстати, в старину в Симеонов день было принято устраивать свадьбы или же отправлять сватов. В Новолетие было принято водить хороводы, устраивать народные гуляния, веселиться.
В этот день молились и просили у Бога благословение на наступивший новый год. Славянский Новый год и чем он был замечателен В Новолетие люди ходили друг к другу в гости и часто засиживались до утра. Встречать новое лето было принято у самого старшего в семье. После семейных посиделок шли в церковь к заутрене. Москвичи отправлялись на службу в Успенский собор, что в Кремле. Там патриарх проводил особое богослужение с участием царя, для которого строили специальный помост, укрытый коврами.
Зрителями были и простые горожане, и вельможи, и иностранные послы, и духовенство, и служивые люди. По окончанию действа из царской казны раздавали щедрую милостыню. Последнее такое торжество прошло в 1699 г. А пока… 1 14 сентября подводили итоги и намечали планы на будущий год. Не случайно новолетие было ещё и «судным днём». Если какие-то споры не были завершены, в этот день они обязательно решались самим Государем. Его решение — царёв суд — приравнивался к Божьему, о чём говорилось и в приговорах: «Пойманы вы есть Богом и Государем Великим». Этот день именовался ещё и «срочным днём» — он был последним для уплаты податей и пошлин.
Сезон заканчивался и вместе с ним заканчивались все хозяйственные договоры. Семёнов день — праздник псарных охотников. Они отправлялись в первый выезд в поля, притравливать зайцев. Говорили, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи».
Затем пришли славяне. И те, и другие изначально были язычниками: их суровые божества олицетворяли силы природы. И, конечно, все они поклонялись Солнцу. Главными событиями для наших предков были дни равноденствия и солнцестояния. Каждый праздник нёс глубокий смысл, отмерял природные циклы, задавал ритм труда и отдыха. Русский человек тщательно планировал весь год, опираясь на тысячелетний опыт предков, который через приметы, пословицы, поговорки и сказки дошёл и до нас. Привычный нам Новый год тоже родом из древних времён, но дата праздника приходилась не на 1 января, а на 21-22 декабря, день зимнего Солнцеворота, когда самый короткий световой день в году, а ночь — самая длинная. Считалось, что в это время над миром берёт свою власть грозный Карачун — подземный бог, повелевающий морозами, ветрами и метелями. Исследователи склоняются к тому, что Карачун — одна из ипостасей могущественного и страшного языческого Чернобога — противоположности Белобога, воплощавшего чистоту и свет. Впрочем, есть теория, предполагающая, что Карачуном называли Кощея. Вот только не привычного нам сказочного персонажа, а его прообраз — сильное божество, управлявшее холодами и смертью. Грозен был нрав Карачуна. Давайте повнимательнее приглядимся к образу этого божества: суровый статный старец с седыми волосами и бородой, непременно в тёплой шубе белого или синего цвета. В руках сурового Карачуна посох: коснётся водной глади и тут же скуёт реки и озёра льдом, дотронется до дерева — вмиг укроет инеем леса.
Kомоедица Празднование языческого Нового года, известного как Комоедица Березень , было связано с весенним равноденствием и имело особое значение для древних славян языческой Руси, поскольку означало начало нового этапа жизни. Зима, холодная и голодная, оставалась позади, и наступало время подготовки к полевым работам. Язычники искренне верили, что успех урожая зависит от того, насколько они смогут угодить идолам, поэтому празднование проходило с особым размахом. Празднование начиналось за неделю до равноденствия и продолжалось еще неделю после. Чтобы не привлекать злых духов, которые могли помешать веселью, люди насыпали зерно вдали от святилищ. Когда птицы начинали его клювать, люди успокаивались, считая, что духи заняты и не причинят им вреда. У капища накрывали столы, обязательным блюдом на которых были блины в форме солнца, олицетворением которого был бог Ярило, сюда же с песнями привозили чyчело Масленицы или злой Марены для ритyального сожжения — чтобы зима не вернyлась. Пятyю часть yгощения оставляли на капище — предкам, а перв ый блин обязательно «дарили» медведю, yнося блин в чащy и оставляя там «на съедение зверю». Затем разжигали костер и прыгали через него, стараясь очиститься от зимних наваждений, распевая песни-заклинания, призывающие тепло и приход весны и лета; возможно, здесь же происходил обряд величания молодоженов, а холостые члены общины должны были откyпаться от сообщества.
Начало и празднование Нового года в России
Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Празднование языческого Нового года, известного как Комоедица (Березень), было связано с весенним равноденствием и имело особое значение для древних славян языческой Руси, поскольку означало начало нового этапа жизни. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония5 в первый день января, особенно в 1700 году.
История Нового года
Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. Когда праздновать Новый Год ПРАВИЛЬНО. Древние славяне считали началом нового года начало весны, когда оттаявшая земля возрождается к новой жизни и начинаются полевые работы. Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Сведений о праздновании восточными славянами Нового года в дохристианские времена не сохранилось. Пpaзднoвaние язычеcкoгo Hoвoгo гoдa — пpaздник Koмoедицы (Беpезени) был пpиypoчен к веcеннемy paвнoденcтвию и для дpевних cлaвян язычеcкoй Pycи oзнaчaл нaчaлo нoвoгo пеpиoдa жизни.
Начало и празднование Нового года в России
Возжигалась восковая свеча, свет которой в древности олицетворял новорождённое Солнце, а позднее свет Вифлеемской звезды, возвестившей миру о пришествии Спасителя. Кроме того, заготавливали особое полено, которое сжигали в очаге, а угли собирали и бережно хранили до следующего года. Золу иногда использовали во время сева, чтобы передать будущему урожаю энергию Солнца. Обряд этот очень схож со славянским обрядом сожжения бадняка — это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленный из стоячего сухого дерева накануне зимнего Солнцестояния. Бадняк являлся материализацией «старого» Солнца старого года. Перед сожжением пень украшали лентами, сушёными ягодами и плодами, веточками ели.
То же самое викинги делали с йольским поленом. Плоды и ягоды, служившие украшениями для бадняка, стали прототипами ёлочных игрушек, а гирлянды — отблеск древних костров. А йольское полено, кстати, стало прототипом популярного лакомства — бисквитного рулета. А ещё славяне и викинги на Йоль украшали жилища ветвями елей и сосен: вечнозелёные растения символизируют вечную жизнь и напоминают о том, что скоро стужа уйдёт и земля проснётся, согретая ласковым солнышком. На третий день после возрождения Солнца, когда прибыль светового дня становилась заметной, славяне праздновали Коляду — день рождения нового Солнца Коляды.
С приходом православия славяне начали праздновать рождение Солнца Правды — Иисуса Христа. Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования.
И берутся за это только Волхвы мудрые да бесстрашные. Ведь в ночь эту силы Нави уж люто сильны! Норовят они в мир Яви проникнуть, да рождению Бога Коляды помешать, чтобы солнце над землей никогда не взошло, и род людской сгинул во тьме ночной. Потому-то люд простой празднует Коляду, а стало быть, и славянский новый год, аж 25 декабря! К тому дню вся нечисть в царство подземное уходит, солнце ясное торжествует, и год начинается сызнова.
Зима лето пугает, да все равно тает! Народ ждет масленицу, а за ней и весну. Ведь недаром говорится — зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно — взойдет! Как праздновать Коляду? Как же праздновали Коляду? Одно тебе скажу — весело и широко! Народ честной рядился в платья чудные, надевал личины страшные, дабы не признали его силы темные да приняли за своих. Ходили ряженые по дворам, да по домам, стучали в двери, да пели песни колядные.
А хозяйки запасливые готовили угощения щедрые да разносолы для гостей праздничных. Песни колядные хоть и задорные, да смысл в них заложен важный, от первого взора закрытый. Через песнь люди желали плодородного года да богатства, здоровья да процветания.
Такое правило продержалось до 1700 г.
Юлианский календарь был несовершенен и каждые 128 лет накапливал ошибку в целые сутки. К концу XVI в. В его булле было написано: "предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 г. А чтобы ошибка не накапливалась в дальнейшем, было решено каждые 400 лет выбрасывать из года трое суток.
В России перезревшая реформа была узаконена 16 ноября 1917 г. С тех пор мы отмечаем как Новый год, так и Старый Новый год с 13 на 14 января.
В христианском варианте Маланка — дочь знатных родителей, после замужества посвятила себя Богу. С мужем поселилась в монастыре, имущество расходовала на постройку церквей, выкуп пленных христиан, другие богоугодные дела. Если хозяева впускали колядующих в дом, те разыгрывали шумные веселые сценки, славили хозяев, желали богатства, здоровья. Если за порог не приглашали, они останавливались возле ворот, пели песни во славу хозяев, желали достатка. В знак благодарности им выносили мясные пироги, сладости, могли одарить небольшими деньгами.
Обойдя село, заканчивали колядовать до полуночи. Молодежь делила подарки, устраивала гуляния с песнями, играми, катанием на санях со снежных гор. Все Санки Одним из обычаев, проводимых в то время, было так называемое посевание. В первый день нового года молодые люди и мужчины отправлялись в гости к родственникам, рассыпали зерно посевали , желали большого урожая. Зерна хозяева собирали, смешивали с остальным посевным материалом. Девушкам и женщинам не доверяли обряд посевания: считалось, что их сил недостаточно для его положительной реализации. Во многих местах проводили обряд варения каши.
Хозяйка ночью доставала крупу, обычно гречневую. Хозяин приносил колодезную воду. Все ставили на стол и не трогали, топили печь. Как только печь была истоплена, семья занимала места вокруг стола, старшая из женщин начинала помешивать крупу, добавляя воды. После этого горшок с крупой отправляли в печь, смотрели результат варки.