Согласно древнему славянскому календарю, нам предстоит встретить 7533-й, но не Новый год, а Новолетие, как называли праздник наши предки. В то время как многие славянские языки официально используют латинские названия месяцев года в григорианском календаре, существует также набор более старых названий двенадцати месяцев, который отличается от латинских названий месяцев.
Славянский месяцеслов
В дальнейшем «времена» объединяли в перечень «веков», носивших имена князей. Сезоны в народном календаре не совпадали с «официальными» — они считались по реальной погоде. Весна и лето были очень короткими — весна длилась от Егорьева дня 6 мая до Ивана Купалы 7 июня , а лето — от Купалы до Ильина дня 7 августа , в лучшем случае, до первого Спаса, медового — 14 августа — то есть не более месяца. Осень была подольше — с начала-середины августа до Покрова 14 октября. Самой же долгой была зима, которая считалась с Покрова аж до самого начала мая — то есть она длилась более полугода! Считалось, что противостоящие сезоны связаны между собой и влияют друг на друга. По зимним приметам делали предсказания на будущее лето, а по весенним — на осень, и наоборот: Какой второй Спас, такой и январь яблочный — 19 августа ; Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая Пасха по снегу 8 ноября. Почему мы считаем количество прошедших годов по летам? Привычка использовать лето как обозначение всего года может быть связана с тем, что именно от этого сезона в наибольшей степени зависела жизнь людей. Количество лет — это, по сути, сколько за тот или иной срок было собрано урожаев.
Народный календарь восточных славян тесно переплетён с православным «месяцесловом». Большинство дней посвящено каким-нибудь святым — в общей сложности их упоминается более четырехсот. В честь некоторых особо почитаемых святых в году отмечается несколько праздников: например, в честь святителя Николая — Микола зимний 19 декабря и Микола вешний 22 мая , в честь Георгия Победоносца — Егорий холодный 9 декабря и Егорий голодный 6 мая. Некоторые святые «делят» между собой одну и ту же дату: например, Анна и Стефан 22 декабря , Мелетий и Алексий 25 января. Святой давал дню свое имя: День усекновения головы Ионанна Предтечи 11 сентября превращался в Ивана-Постного. День при этом воспринимался как живой персонаж, связанный с характерным для него видом работ или с природным явлением: Иван-пшеничник — 21 мая, в день Иоанна Богослова, сеют пшеницу; Лукерья-комарница — 26 мая начинают кусать комары; Фалалей-огуречник — 2 июня сажают огурцы. Разумеется, на биографию святого и его христианские заслуги при этом не обращали никакого внимания. Как персонажей воспринимали и такие дни, которые были посвящены не людям, а событиям — Сретенью, Спасу, Воздвиженью и т. Довольно часто имя переосмысляли с точки зрения того, что происходит в этот день: На Малахия хлев метёлками обмахивай 16 января , На Евтихия день тихий — к урожаю ранних яровых 19 апреля , Посеешь лён на Олёну — будут длинные льны 3 июня.
На дни св. Луки полагалось печь пироги с луком 20 января или высаживать лук на грядки 5 мая. Иногда считали, что сам день-персонаж совершает ту работу, которую полагается делать. Про 5 декабря, когда заканчивалась распутица и устанавливались зимние дороги говорили: Прокоп дорогу прокопает. День, когда принято было отдавать детей учить грамоту, называли Наум-грамотник 14 декабря. О 16 января говорили: Семен и Анна сбрую починяют — в этот день ухаживали за конской сбруей, о 25 апреля, когда заметно теплеет —- Василий Парийский землю парит. Даты народного календаря не только ассоциировались с погодой и определяли сезонные работы, но и упорядочивали социальную жизнь. Например, свадьбы справляли не когда угодно, а в специальные периоды: осенью после окончания полевых работ и в зимний мясоед до Масленицы — чтобы это не мешало труду, не совпадало с постами и чтобы при этом было достаточно запасов еды для пиршества. В году также были специальные даты, когда было принято заключать сделки и контракты — это делали на зимний Егорьев Юрьев день 9 декабря или на осенние Кузьминки день св.
Косьмы и Дамиана — 14 ноября. Эта традиция оставила нам в наследство выражения объегорить и подкузьмить. В Юрьев день крепостным можно было также поменять помещика — после отмены этого права Борисом Годуновым появилась поговорка: Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Фото: Sutori. Во все времена и повсюду земледельцы ощущали время как бесконечно повторяющийся круг одинаковых событий — это было характерно и для древних славян. В аграрных цивилизациях древности или средневековья человек каждый год видел и делал примерно одно и то же. Весной он сажал семена в землю, летом наблюдал за ростом растений, осенью собирал урожай, а зимой ждал наступления следующей весны, чтобы вновь всё это повторить — и так всю жизнь. Земледельцы знали, что тем же самым раньше занимались его деды и прадеды, а в дальнейшем точно так же будут жить их дети, внуки и правнуки. Когда ваша жизнь такова, легко представить себе, что и всё мироздание устроено примерно таким же образом.
Как в году сменяются сезоны, так же сменяются периоды в жизни людей: весна похожа на детство и юность, лето — на время зрелости и продуктивного труда, осень — на старость, время пожинать плоды своей жизни, а зима — на смерть. Озимое зерно бросают в землю, чтобы весной оно взошло и дало начало новой жизни — так же и умершие люди, которых тоже закапывают, «возрождаются» в своих потомках, которые живут ту же жизнь, что и их предки. Время, с точки зрения земледельца, никуда не идет — оно бесконечно ходит по кругу, вращается, как колесо. Не случайно колесо у народов Евразии было одним из популярных символов судьбы, хода времени и «катящегося» по небу солнца. Если ваше время не идёт вперёд, а, по сути, всё время крутится на месте, для вас намного важнее «качественные» характеристики времени, чем количественные — неважно, сколько прошло часов, дней, лет — важно какие они.
Впрочем, считается, что он использовался в Византийской империи и до X века, возможно даже с 462 года. Когда именно этот Византийский календарь пришел на Русь — доподлинно неизвестно.
Однако, насколько можно судить по информации доступной в открытых источниках, некая календарная реформа была проведена в России при Иване Грозном, а, возможно - еще до него в 1492 году. До этого времени дата Нового года на Руси приходилась на 1 марта. Путешествие Аввакума по Сибири. Милорадович , 1898 год. Византийский календарь до сих пор используется русскими старообрядцами, то есть можно сказать, что это уже третья календарная система в дополнение к юлианской и григорианской существующая в современной России. Когда были впервые введены мартовский и ультрамартовский стиль, а также какие системы летоисчисления им предшествовали - неизвестно. Таким образом, мы не имеем понятия как считались года при ранних Рюриковых.
Следует добавить, что впоследствии писцы при копировании более древних летописей имели обыкновении вносить в них правки и самостоятельно пересчитывать даты на современный им лад, если это было необходимо, а так как оригиналов ранних документов до нашего времени не дошло - древнейшие системы летоисчисления на Руси - это тайна покрытая мраком. Летоисчисление «от сотворения мира»: какие именно 5508 лет истории вычеркнул Петр Первый? Данная тема крайне запутана и точных ответов на нее пока никто не предоставил. Общеизвестными и документально подтвержденными фактами является то, что когда в России должен был наступить 7208 год от сотворения мира — вместо него по велению Петра наступил 1700-й год от Рождества Христова соответственно, 5508 лет истории обнулили. То есть если вы где-либо в русской летописи, на официальном документе или памятнике видите дату меньше чем 1700-й год например, 1658 г. Но что это за «сотворение мира»? И какие тысячелетия оказались «за бортом истории»?
Что происходило в эти 5508 лет? Однако, хотя эта трактовка и широко растиражирована, но каких-то документов, либо летописей, которые могли бы ее подтвердить — не имеется по крайней мере в открытом доступе. Художник: Б. Иван — вдовий сын. Под формулировкой «от сотворения мира» подразумевается датировка от библейского «сотворения мира». Причем, эта дата была высчитана церковными иерархами искусственным путем, на базе предания о шестидневном сотворении мира Господом и с учетом того, что у «Господа один день как тысяча лет», а Адам был сотворен в середине шестого дня. Соответственно, было «решено», что Иисус Христос пришел на Землю спустя 5500 лет от Сотворения мира.
Однако, неизвестно когда именно и по чьему указу эту новую датировку приняли: то ли это произошло при императоре Константине в 353 году, то ли это было сделано на Шестом Вселенском Соборе в 680—681 году. Впрочем, никаких упоминаний о переходе на новую систему счисления лет «от сотворения мира» в документах этого Собора НЕ имеется.
Какой будет год по славянскому календарю 2022 для этих животных? Сложным, интересным и запоминающимся.
В конце Волки получат заслуженную награду. Огненная Векша Векш Белок , родившихся в 1931, 1947, 1963, 1995 и 2011 годах, ждет спокойный год подведения итогов. Год петуха по славянскому календарю был годом крупных и счастливых перемен, а сейчас пришло время позаботиться о сохранении своих приобретений. Жемчужная Щука Спокойные Щуки, те, кто родился в 1932, 1948, 1964, 1980, 1996, 2012 годах, могли чувствовать себя дискомфортно в год Петуха.
Зато теперь календарь славянских праздников обещает счастливую и благополучную жизнь. Конечно, ради этого придется потрудиться, но усилия Щук будут щедро вознаграждены. Бородатая Жаба Жабам 1933, 1949, 1965, 1981, 1997, 2013 стоит заручиться поддержкой близких. Календарь тотемных животных предвещает жабам в 2022 году интересные и увлекательные приключения.
Все закончится хорошо, даже лучше, чем ожидалось, хотя поначалу придется поволноваться. Дикий Вепрь Рожденные в 1934, 1950, 1966, 1982, 2014 годах будут чувствовать себя настоящими победителями. Только осторожно — есть риск столкнуться с завистниками. Важно постоянно помнить, год какого животного по славянскому календарю наступил, и стараться не злить Златорогого Тура излишней заносчивостью.
Строгий, но справедливый Тур оценит такое поведение. Белый Филин Филин покровительствует тем, кто родился в 1935, 1951, 1967, 1983, 1999 годах. В год Петуха по славянскому календарю многие Филины чувствовали себя не в своей тарелки и были подавлены. Шипящий Уж Ужей 1936, 1952, 1968, 1984, 2000 ждет спокойный год.
Впрочем, какой год по славянскому календарю ни возьми, Ужи всегда умудряются жить достаточно спокойно — вероятно, благодаря врожденной осторожности. В личной жизни возможны не очень приятные сюрпризы, но Ужи наверняка сумеют пережить их с наименьшими потерями.
Люди, рожденные в эти годы, обычно отличаются уверенностью в себе и смелостью. Год сложится для них удачно.
Главное, не полагаться полностью на счастливую звезду, а упорно добиваться своих целей, как рекомендует знак 2022 года по славянскому календарю. Жалящий Шершень Рожденные в 1945, 1961, 1977, 1993, 2009 годах находятся под опекой Шершня. Их целеустремленность поражает, как и способность преодолевать немыслимые препятствия. Восточно-славянский календарь обещает Шершням покой и благоденствие, но только при одном условии — если они не будут творить зло и вмешиваться в чужие жизни.
Притаившийся Лют Лют Волк заботится о тех, кто появился на свет в 1930, 1946, 1962, 1978, 1994, 2010 годах. Волки их тех, кому для того, чтобы получить желаемое, нужно сильно потрудиться, так что с покровителем года у них полное взаимопонимание. Какой будет год по славянскому календарю 2022 для этих животных? Сложным, интересным и запоминающимся.
В конце Волки получат заслуженную награду. Огненная Векша Векш Белок , родившихся в 1931, 1947, 1963, 1995 и 2011 годах, ждет спокойный год подведения итогов. Год петуха по славянскому календарю был годом крупных и счастливых перемен, а сейчас пришло время позаботиться о сохранении своих приобретений. Жемчужная Щука Спокойные Щуки, те, кто родился в 1932, 1948, 1964, 1980, 1996, 2012 годах, могли чувствовать себя дискомфортно в год Петуха.
Зато теперь календарь славянских праздников обещает счастливую и благополучную жизнь. Конечно, ради этого придется потрудиться, но усилия Щук будут щедро вознаграждены. Бородатая Жаба Жабам 1933, 1949, 1965, 1981, 1997, 2013 стоит заручиться поддержкой близких. Календарь тотемных животных предвещает жабам в 2022 году интересные и увлекательные приключения.
Все закончится хорошо, даже лучше, чем ожидалось, хотя поначалу придется поволноваться. Дикий Вепрь Рожденные в 1934, 1950, 1966, 1982, 2014 годах будут чувствовать себя настоящими победителями.
НАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Славянский календарь Коляды Дар | 17 октября - 43734302368 - Медиаплатформа МирТесен. |
Откройте свой Мир! | Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. |
App Store: Древнеславянский календарь | Славянский календарь считается одним из интереснейших, таинственных и древнейших памяток истории древних славян, которая сумела преодолеть огромное количество времени и сохранилась до наших дней. |
СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь# | Древние славянские традиционные праздники, главные памятные даты и многое другое о культуре славян вы узнаете здесь. |
Летоисчисление и история календаря на Руси.
Древнеславянский календарь — старый способ подсчета дней, месяцев и лет, что использовали славяне до прихода христианства на русскую землю. Календарь древних славян был основан на 16-ричной системе счисления и делил продолжительные промежутки времени на Круги Жизни, каждый по 144 Лета (года), а Лето — на три сезона: Осень, Зима и Весна. Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Так что, как видите, календарь древних славян не так уж бесполезен, люди до сих пор интересуются им. Тем более, если учесть, сколько сот лет он пережил, сохранив знания, точность и актуальность до сегодняшнего дня. Ответы на многие вопросы хранит календарь: И про Времена года расскажет и про то, Какой сейчас год? (по славянскому-то летоисчилению), Из чего день складывается? Истинное наименование календаря Древних славян – Каляды Даръ Да’Арийский Круголетъ Числобога. Интересно, что славянский календарь ведёт свое летоисчисление сразу от многих дат, к примеру сегодня 2013 год.
Славянский календарь Коляды Дар
Подсчет дат и времени с Григорианского на Славяно-Арийский Календарь. В этом тогдашние славяне мало отличаются от большинства других древних культур — для них начало года знаменовало не начало чего-то нового, а очередной повтор уже многократно повторявшегося цикла. Древнеславянский календарь (Круголет) построен на древней шестнадцатеричной системе исчисления, 16 годов Круголета проходят через 9 Стихий, создавая Круг Жизни, который насчитывает 144 года.
Древнеславянский календарь — дни недели, месяцы, времена года, языческие обычаи
Неделя укоротилась до семи дней, а количество месяцев в году возросло и их названия изменились. Наш проект призывает исследовать древнеславянский календарь и его применения, попытаться прочувствовать его циклы и размерности. На данный момент предоставлена минимальная информация по значениям календаря. Мы активно слушаем наших пользователей и хотим развивать проект вместе с ними.
Так и вертится круг жизни от одной даты до другой, через зиму и лето, через весну и осень в бесконечности жизни. Прозоров, Поля доброй охоты Ведун-16 Итак, Праздники — славянские и не только. Очень сложно с датами. Даты есть по новому стили, есть по по старому — запутаться очень легко.
Элетъ — месяц посева и наречения. ВейЛетъ — месяц ветров. ХэйЛетъ — месяц получения даров Природы. ТайЛетъ — месяц завершения. Месяцы по 40 и 41 дню — все нечётные месяцы 1,3,5,7,9 по 41 дню, а чётные месяцы 2,4,6,8 по 40 дней. В 16-е Священное Лето добавляется ещё 4 дня, по одному к нечётным месяцам, то есть в Священное Лето все месяцы по 41 дню. Убрать копирайт.
Себе же может простить небольшие ошибки. Люди, которые окружают его, всегда должны помнить о том, что внешность Люта обманчива. Он может тщательно контролировать свои эмоции, не демонстрируя их даже близким людям. Огненная Векша белка 1915 1931 1947 1963 1979 1995 2011 На языке славян «векша» - это белочка. Маленькое животное, известное своей ловкостью. Этот знак так же, как и Темный сох, наделен покровительством Высших сил. Для людей, рожденных под покровительством Векши, вся жизнь - игра.
Они обладают высокой подвижностью, нередко лукавят и хитрят. Положительные качества: живой ум, благодаря которому они быстро приобретают новые навыки. Люди этого знака, способны быстро оценить обстановку и найти оптимальный выход из ситуации. Настроение человека может резко измениться. Он не может контролировать его, поэтому близкие люди должны знать об этой особенности характера. Огненная Векша рассчитывает только на свои силы и не ждет помощи со стороны. Семью они создают рано. От 2-ой половинки они ждут искренность, заботу и надежность.
Жемчужная щука рыба 1916 1932 1948 1964 1980 1996 2012 Покровитель тотема - Людям этого знака чуждо лицемерие. Они откровенно высказывают свои мысли, так как обладают непоколебимой уверенностью в своей правоте. По натуре они консерваторы, новшества воспринимают с трудом. Щуки самодостаточны, они не привыкли ждать помощи со стороны. Поэтому уже в подростковом возрасте они начинают работать и зарабатывают свои первые деньги. Свою 2-ую половинку встречают рано, свято верят в институт брака и нерушимость брачных клятв. Бородатая Жаба 1917 1933 1949 1965 1981 1997 2013 Жабы очень мудрые, что позволяет им построить гармоничные взаимоотношения с окружающими. Они четко знают, чего хотят достичь в жизни, сомнения им несвойственны.
Жабы очень хозяйственны, для них важно иметь собственный дом, в котором они будут чувствовать себя в безопасности. Они очень скромны, не любят хвастаться.
Славянский календарь: удивительные факты из жизни наших предков
17 октября - 43734302368 - Медиаплатформа МирТесен. тотемный годослов У Славян в далекой древности, у наших предков, существовал свой гороскоп, который был основан на тотеме животных, на звериных характеристиках в соотношение черт к человеку. Тайны древнерусского календаря ч.2. Славянский календарь — пост пикабушника hammurapi1600. представители самой древней Славяно-Арийской Веры – Инглиизма, православные (не христиане) славяне и ирландский орден друидов. Смотрите видео онлайн «СЛАВЯНСКИЙ год сейчас в разных странах CALENDAR.#славянский календарь#» на канале «ИСТОРИЮ ВАЖНО ЗНАТЬ!» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 мая 2021 года в 14:28, длительностью 00:12. В основе народных календарей славян лежит церковный (православный или католический) календарь, определяющий состав, порядок, иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию.
СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.Какой год сейчас в разных странах мира.SLAVIC CALENDAR.#славянский календарь#
Сам Антониев монастырь был примечателен тем, что был основан в 1106 г. И именно в стенах этого монастыря обучался и сам Кирик. Судя по его труду был он талантлив , имел способности к сложным вычислениям. И в память о нем остался лишь его трактат, из которого мы узнаём, что Кирику в момент создания труда было 26 лет, а на дворе стоял 1136 год. В своем трактате "Учение о числах" в оригинале звучит как «Учение им же ведати человеку числа всех лет» Кирик рассказывает сколько лет прошло от Сотворения мира разумеется там нет никаких звездных храмов и прочей современной ереси. Часть текста слева - оригинал, справа- перевод , где говорится о расчете 1136 года выглядит так: Так, что понятие о календаре и счислении времени на Руси было почерпнуто из христианского мировоззрения и наследия античной культуры. Счёт лет и времени у восточных славян Год - как время климатического сезона, назывался словом лето, что и поныне в русском языке. Версий происхождения этого слова множества, наиболее предпочтительным считается родственным древнему индоевропейскому слову leto в значении «время солнечного света и тепла».
Год в Древней Руси начинался вместе с новым циклом работ земледельцев в поле, Документы более позднего времени - 16 -17 века делят год на сезоны. Так, зима считалась с 25 января до 25 марта, весна - с 25 марта до 24 июня, лето - с 24 июня до 24 сентября, осень же длилась с 24 сентября до 25 января. Основой же счета времени, как и у многих других народов было наблюдение за изменениями фаз луны. Позднее он стал лунно -солнечным. Названия месяцев в Древней Руси мы можем узнать благодаря одному из древнейших памятников письменности - Остромирову Евангелие, датированному 1056 -1057 годом. Кроме того, старые названия месяцев частично остались и в славянских языках, таких как украинский, белорусский и другие. Русский же язык принял латинские названия месяцев, пришедшие из Византии.
Итак, славяне жившие по Днепру, январь называли просинец, потому что, в январе становится светлее, появляется просинь. Точнее будет, сказать, что так считают современные специалисты.. Также январь называли и зовут современные украинцы и белорусы сечень. Считается, что связано с рубкой леса зимой и очисткой земли под будущие пашни.
В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года 1 января по старый Новый год 13 января в народе отмечали погоду на каждый день.
Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца. Это поверие говорит о том, что счёт дней древние европейцы начинали с марта, при этом лунные и солнечные месяцы к концу зимы давали значительное расхождение, что компенсировалось либо за счёт лишнего месяца, либо за счёт плавающего по числам нового года. Значительное число исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки — рождение нового света.
Исчисление лет. Века и эра[ edit edit source ] Года считались по «летам» слово «лето» означает год и «вёснам» слово «ровесники» говорит о подобном счёте , когда начиналось новое «лето». В древнерусских летописных источниках сохранился счёт лет по княжениям относительно IX—X вв. Счёт вёлся от вокняжения какого-либо князя, а затем подводился итог всех лет его правления[? Далее счёт начинался заново и объединялся в перечень «времён» или «веков» княжений. Продолжительность века у славян оценивается по-разному: 30, 100 и 1000 лет.
А какому чертогу читай-Зверю они соответствовали? Но это — вопросы научные, теоретические. А на практике, на бытовом уровне нас волнует — Что день грядущий нам готовит? Какие праздники сегодня и в ближайшие дни?
До самого недавнего времени следы этого древнейшего календаря сохраняли жители местности Лима на северо-востоке Албании — они делили год на восемь 45-дневных периодов. Если для определения дней солнцеворотов и равноденствий на северо-западе Европы Англия, Шотландия, Нормандия издревле использовали гигантские каменные кромлехи, то на почти лишенном камня лесистом востоке континента этой цели служили земляные святилища, например, Перынское IX—X веков под Новгородом и Збручское VIII—IX веков в верховьях Днестра. Археолог В. Седов так описывает открытое им в 1952 году Перынское святилище: это был круг, окруженный рвом, точно в центре круга находилась яма от столба, а ров имел «восемь дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва разжигали ритуальный костер, а в одном из них, восточном, судя по количеству углей и прокаленности материка, горел «неугасимый огонь». Все остальные костры также были ориентированы строго по сторонам света. Центральный столб позволял, подобно гномону древних греков, определять по углу падения и длине тени от Солнца фазы его годового и дневного движения. Перынское святилище IX—X века.
Найдено под Новгородом. Реконструкция В. Седова 1953 г. Правильный круг диаметром 21 м окружает ров шириной до 7 м и глубиной более 1 м. Точно в центре круга — яма от столба. Во рву — восемь дугообразных выступов, расположенных симметрично. Центральный столб позволял определять по углу падения и длине тени от Солнца фазы его годового и дневного движения, а счет дней можно было вести, последовательно зажигая костры. Весьма вероятно, что восьмичастное деление годового круга отразилось в индоевропейском названии числа «восемь» okto u , которое, по мнению известного лингвиста М.
Фасмера, соответствует «двойственному числу» числительного «четыре» и «свидетельствует о древнем четверичном счете». Очевидно, в качестве культового наряду с обычным «пальцевым» счетом пятерично-десятеричным существовал четверично-восьмеричный счет. В большинстве индоевропейских языков праформа newos является общей для слов «новый» и «девять». Исключение составляют лишь славянские и балтийские языки, в которых основа для числительного «девять» другая: видимо, праславянами число devet воспринималось не как «новое», а как «посвященное небу, Богу», о чем говорит его сближение с индоевропейским корнем deiuo «небесный, сияющий, божественный», ставшим истоком позднейших слов, относимых к понятию «Бог»: латинское Deus, греческое Deos, славянские — «Дый», «Дивный». Это предположение подтверждается широким распространением в Евразии почитания священной девятки, что было связано более всего с религиозными мифами и обрядами: «навагва» — 9 предков и первых жертвователей у древних индусов, 9 муз у эллинов, 9 миров и корней мирового древа у скандинавов, 9 ипостасей литовского Перкунаса; известно особое значение числа девять и в шаманской космологии. Необычайно широко почитание девятки представлено в культуре восточных славян, где возник даже особый девятеричный счет — священная мера мифологического времени и пространства.